Ржавый болт не откручивается что делать. Как открутить заржавевшую гайку - советы мастера. Что делать, если не получается выкрутить болт

Сложно найти мастера, который ни разу в своей жизни не сталкивался с прикипевшим резьбовым соединением. Сегодня мы расскажем о лучших способах, как разобраться с подобной проблемой при различном типе соединений и с использованием разнообразных инструментов и приспособлений.

Какие гаечные ключи использовать

Срыв заржавевшей резьбы требует существенного усилия. К сожалению, обычные рожковые ключи для этих целей малопригодны. Они не только недостаточно эффективны, так можно попросту испортить хороший инструмент. Даже рожки из Cr-V способны разогнуться и навсегда потерять исходный размер.

В старых мастерских рожковые ключи усиливали, наваривая на них отрезки арматуры и используя специально для срыва ржавых резьбовых соединений. Сегодня необходимости в подобных доработках нет: повсеместно распространены торцевые головки и накидные ключи, которые подходят для срыва наилучшим образом.

Есть, однако, небольшое предостережение: ключи и головки, имеющие по 12 или 18 граней для срыва, подходят не лучшим образом, велика вероятность проскальзывания. Лучше использовать для срыва шестигранные инструменты. Ещё лучше, если головки имеют так называемые поворотные или винтовые грани. Они так и называются — головки для сорванных граней. При откручивании они сами обеспечивают требуемое усилие прижима.

Если подходящие торцевые головки найти достаточно просто, то накидные ключи с шестью гранями встречаются исключительно редко. Тем не менее, они незаменимы для срыва гаек с большим вылетом резьбы, где единственной альтернативной накидному кольцевому ключу может послужить лишь удлинённая головка, да и то не всегда. Накидные ключи с двенадцатью гранями на сильно закипевших гайках с высокой вероятностью придут в негодность.

В некоторых ситуациях и торцевые, и накидные ключи бесполезны. Гайки и болты с полностью слизанными гранями можно открутить только с использованием трубных разводных ключей или самозажимных струбцин. Совет из автосервиса: использовать для зажима гайки небольшие слесарные тиски (или тиски часовщика) с разводным ключом в качестве рычага.

Смазки и химия для травления

Процессы, приводящие к заклиниваю резьбы из-за ржавчины, происходят в микроскопическом масштабе. Ближайшая их аналогия на макроуровне — когда крупа застревает в воронке: расклиниваясь друг о друга, частички ржавчины и солей плотно забивают стеснённое пространство. Ситуация усугубляется тем, что, окисляясь на воздухе, ржавчина увеличивается в размерах и как бы распирает резьбу изнутри.

Простейший способ избавиться от такого эффекта — превратить кристаллические частицы в вязкую кашу. Растворителем может послужить широкий спектр жидкостей — от воды до керосина и машинного масла. Чем более текучей будет смазка, тем эффективнее её работа в ослаблении заржавевшей резьбы. В высокой текучести и заключается преимущество универсальных смазок типа WD-40.

Отметим, что химический состав ржавчины может отличаться от случая к случаю, и попытки смазать резьбовое соединение не всегда приводят к успеху. Альтернативой может быть попытка растворить отложение солей внутри резьбы с помощью воды, либо слабо концентрированных растворов кислот или щелочей. Единственный недостаток такого метода — для осуществления реакции необходимо время, зачастую довольно продолжительное. Однако если оставить резьбу, смоченной кока-колой, средством для чистки раковин с соляной кислотой или даже обычной водой, на несколько часов, то скрутить заржавевшую гайку будет не в пример легче.

Что значит «погреть» резьбу

Решить проблему быстро можно только при помощи механического воздействия на резьбовое соединение. При этом воздействие обязательно должно быть динамическим: на застрявшую в воронке крупу нет смысла давить, но если потрясти её, то крупинки снова начнут просыпаться.

В простонародье это называется «погреть резьбу» — нанести серию точечных ударов по разным частям соединения. Именно вибрационное воздействие помогает ослабить заклинившую резьбу и впоследствии срыв обычным ключом может произойти вовсе без ощутимого усилия.

Чтобы качественно погреть резьбу нужно обстучать гайку как по граням, так и в осевом направлении. Удары по болту так же могут увенчаться успехом. Наибольший эффект оказывает работа перфоратором в режиме долбления, но гайку при этом нужно периодически проворачивать.

Как прожечь заржавевшую гайку

Альтернатива предыдущему способу — разрушить крупные кристаллы солей и окислов, уменьшив силу трения внутри резьбы. Сделать это можно за счёт температурного расширения металла гайки и болта. В самом простом случае к облизанной гайке приваривают ещё одну, но большего диаметра. За счёт прогрева резьбы и наличия свежих граней раскрутить резьбу становится очень просто.

Прокалка резьбового соединения помогает почти в 100% случаев, но это не всегда удобно сделать по двум причинам:

  1. На месте нет подходящего оборудования;
  2. Соединяемые или соседние детали чувствительны к нагреву.

Однако раскалять резьбу добела вовсе не обязательно. Достаточно обеспечить нагрев примерно до 450-500 ºС, при этом расширения на несколько микрон будет вполне достаточно. Даже обычная газовая горелка на пропановом баллончике справится с этой задачей.

Более изощренный способ — обмотать гайку несколькими витками нихромовой или фехралевой проволоки и подать на концы напряжение от автомобильного аккумулятора. Такой локальный нагрев убережёт чувствительные детали от воздействия пламени и поможет существенно ослабить резьбу.

Как пользоваться съёмником гаек

Болтовые соединения, остававшиеся ржавыми по десятку и более лет, могут оказаться совершенно неподдатливыми. Чтобы разъединить детали раньше гайку зарубали или ослабляли с помощью зубила. Достаточно двух насечек на разных гранях, но только не на соседних.

Сегодня для этих целей предусмотрен специальный инструмент. Съёмники похожи на накидные ключи, но на одной из граней есть подвижной твёрдосплавный резец с винтовым механизмом подачи. Пользоваться съёмником очень просто: подкрутив резец вплотную для надёжной фиксации, нужно накинуть на хвост винта вороток и сделать ещё 2-3 полных оборота. Угол заточки специально подобран таким образом, чтобы гайка деформировалась, и при этом увеличивался её внутренний диаметр.

Пары насечек с разных сторон будет достаточно, чтобы резьба начала свободно проворачиваться. Однако стоит быть аккуратным: сталь резца довольно хрупкая, плюс всегда есть вероятность повредить резьбу болта, что в большинстве случаев нежелательно.

Если закипела шпилька: учимся работать экстрактором

Если болт вкручен во внутреннюю резьбу в одной из деталей, то прогрев, прокаливание и прочие воздействия на соединение сильно ограничены. Очень часто в таких случаях болт срывается и внутри детали остаётся обломок.

Если оборвался болт крупного диаметра (М10 и более), и при этом для фиксации можно использовать более мелкий крепёж, то гораздо выгоднее просверлить новое отверстие и изготовить в нём резьбу меньшего размера. Возможно и обратное: высверлить болт более крупным сверлом полностью и нарезать резьбу большего размера.

При подобных операциях нужно быть очень осторожным и тщательно контролировать направление сверления. Особенно в тех случаях, когда твёрдый стальной болт окружен более мягким материалом, например как в блоке цилиндров двигателя.

При наличии специального инструмента обломок вполне можно выкрутить. Использовать экстрактор есть смысл при размерах сломанного болта от М6 и выше, более мелкие шпильки требуют почти ювелирного подхода.

Чтобы выкрутить обломок экстрактором, сперва нужно проделать по его центральной оси продольное отверстие такого диаметра, под который конкретно используемый экстрактор рассчитан. Перед этим видимый край обломка стачивается перпендикулярно и кернится точно по центру.

Экстрактор имеет левую резьбу с небольшой конусностью. При вкручивании его в тело болта или шпильки наступает момент, когда силы трения во внутренней резьбе становятся выше, чем в наружной, и тогда закипевший обломок срывается и может быть относительно легко удалён.

При пользовании экстрактором необходимо, чтобы в обломке оставалось достаточно «тела», иначе конусный винт может раздавить остатки шпильки и заклинить её ещё сильнее. Также очень важно точно придерживаться установленных диаметров подготовительных отверстий и использовать экстракторы только соответствующего размера.

Способы предотвратить коррозию на резьбе

Когда вы восстановите резьбовое соединение, позаботьтесь о том, чтобы проблема не возникла вновь. Защитить резьбу от корродирования можно с помощью смазок с нейтральной кислотностью или слабощелочных. Этот класс ГСМ именуется консервационными, типичные примеры — графитовая смазка УСсА и «Солидол».

Также поможет защита резьбового соединения от окружающей среды. Для этого пригодны большинство красок и эмалей на алкидной или полиуретановой основе. Не стоит использовать силикон, ибо его высокая кислотность только способствует образованию ржавчины.

Наконец, не забывайте, что некоторые резьбовые соединения нуждаются в обслуживании и перетяжке. Если соединение должно оставаться разъёмным, его нужно периодически (раз в 2-3 года) отпускать и смазывать хотя бы обычным машинным маслом.


С подобной проблемой наверняка сталкивались многие. Попробуем обобщить те рекомендации и способы, которые активно применяются на просторах нашей необъятной родины, ибо «голь на выдумку хитра», а отечественные автомобили и производители крепежа далеко не всегда радуют нас качеством деталей и их защитой от воздействия влаги и долгой эксплуатации.

Во-первых – покупайте качественный автокрепеж . Не стоит пренебрегать даже малейшей возможностью убедиться, что приобретаемый Вами болт изготовлен с соблюдением необходимых норм, из качественного сырья и соответствует своему классу прочности. Поэтому ищем на автокрепеже «клеймо» производителя. Для автокрепежа на ВАЗ и КАМаЗ лучше всего будет увидет знак ОАО «БелЗАН» , для автокрепежа на ГАЗ, УАЗ, МАЗ и других – знак завода «Красная Этна» . Бебелевский завод славится качеством автомобильного крепежа, но и цены у него повыше, крепеж производства Красной Этны стоит дешевле, но обеспечивает стабильное качество.
При закручивании болта, шпильки или гайки стоит самому побеспокоиться о том, как не допустить «прикипание» деталей. Самые простые способы – это смазывать крепеж перед закручиванием любой слабощелочной смазкой, в самом простом случае – вазелином с графитовым порошком. Такая мера предосторожности позволяет легко открутить деталь и после нескольких лет нахождения на открытом воздухе.
Используйте качественные инструменты, и используйте их правильно. Не стоит пренебрегать нормами затяжки крепежа в тех случаях, когда они предусмотрены для данного узла. Кстати такие нормы есть практически для всего ассортимента автомобильного крепежа в зависимости от его размеров. Отраслевой стандарт затяжки резьбовых соединений Вы можете посмотреть здесь.

Но предположим, что уже поздно скорбеть о некачественном автокрепеже, и перед нами стоит задача отвернуть заржавевшую гайку или «прикипевший» болт. Что ж, еще не все потеряно, достаточно правильно подойти к возникшей проблеме.

1. Воспользуйтесь тормозной жидкостью, скипидаром, керосином, олеиновой кислотой или популярными «проникающими» смазками, например WD, чтобы подготовить крепеж к откручиванию. Полейте болт/гайку, при сильном загрязнении лучше обернуть тряпкой смоченной в этих жидкостях, можно постукивать по детали молотком, улучшая проникновение смазки в соединение.
2. Используйте для откручивания автокрепежа правильные и качественные инструменты. Используйте головки, накидные или «газовые» ключи, а не рожковые. Можно конечно использовать профессиональные инструменты из Германии , но в реальности достаточно отказаться от китайских поделок, чтобы получить приемлемый результат.
3. Откручивайте деталь «враскачку», как бы прорезая резьбу. Это также поможем более полному проникновению используемой вами смазки вглубь резьбового соединения.

Если предыдущие советы не возымели успеха, пора переходить к народным средствам:

1. Первый способ давно известен под название «русский ключ». В зависимости от размеров болта возьмите прочную плоскую отвертку или зубило и с помощью молотка попытайтесь ударами открутить упирающуюся деталь.
2. Второй способ заключается в нагреве детали с помощью сильного паяльника, промышленного фена, паяльной лампы или обычной газовой конфорки. После разогрева попытайтесь открутить болт. В некоторых случаях помогает «экстремальный» вариант – резкое охлаждение детали, но может привести к непредсказуемым последствиям.
3. В третьем случае в борьбе с автокрепежом нам на помощь приходит наука – вокруг головки болта или гайки делается бортик из воска или пластилина. В образовавшуюся чашечку кладется кусочек цинка и наливается серная кислота. В получившемся гальваническом элементе кислота разъедает ржавчину и восстанавливает железо на поверхности цинка. Гайка или болт не подвергаются воздействию кислоты, поскольку цинк более химически активный металл. Через сутки Вы скорее всего легко отвернете проблемную деталь.

Остается рассмотреть последний вопрос - что делать если крепеж был некачественным или пострадал от внешних факторов, и мы уже «сорвали» болт или гайку,а на поверхности детали у нас едва-едва торчат остатки болта или шпильки. В данном случае есть два основных способа:

1. Аккуратно привариваем гайку или какой-нибудь рычаг к остаткам крепежной детали и с соблюдением всех предыдущих рекомендаций пытаемся таки открутить ее.
2. Так же аккуратно высверливаем остатки болта и удаляем остатки резьбы из соединения.

Надеюсь, что представленная Вам «народная медицина» поможет Вам в борьбе с ржавыми деталями.
Покупайте качественный автомобильный крепеж , и помните, что скупой платит дважды.

Для тех мужчин, которые любит повозиться с различными «железками» в своём гараже, эта проблема далеко не нова, с ней они частенько сталкиваются. Хотя, наверное, для них секретов в этой области наверняка осталось мало. А вот, если Вы впервые взяли гаечный ключ или отвёртку в руки и решили, что сейчас быстренько открутите этот немного ржавый болт или же не особо «свежую» гайку, то довольно быстро приходит понимание, что сделать это «быстренько» вряд ли получится. С такими «экземплярами» обычно приходится повозиться. Некоторые посвящают этой увлекательной борьбе даже не один час, как тот старик из знаменитого произведения Эрнеста Хемингуея. Помните, когда он поймал большую рыбу и долго с ней боролся. Здесь у нас, конечно, случай не столь приятный (мы не ведь сейчас), но, всё же, задачу нужно решать. Какие же методы быстрого откручивания ржавых болтов и гаек придумало человечество на данный момент?

Если прикипела гайка или нужно открутить ржавый болт. Как это сделать?

Понятно, что у большинства из нас нет под рукой супер-пупер-навороченного набора инструмента, который может запросто решить любую подобную проблему. В основном у нас под рукой есть отвёртка и молоток, ну и ещё зубило (как же без него в России). Так что лучше всего именно этими «высокотехнологичными» инструментами (ну, или немного похожими на них средствами) и ограничиться в этой ситуации. Именно этого принципа мы и будем придерживаться, чтобы постараться открутить ржавый болт.

Чем можно обработать ржавый болт или гайку?

Конечно, сделать это нам всегда хочется побыстрее, только вот частенько у болта на сей счёт совсем другое мнение и поддаваться он никак не хочет на наши усилия. Если справиться с ним у Вас никак не получается, то нужно болт для этой операции подготовить.

Можно намочить для этого тряпочку в керосине (намочить хорошо) и положить её сверху на этот самый болт. Пусть она на нём лежит подольше. Эффект будет только лучше. Вместо керосина, есть такое прекрасное средство, как WD-40. Думаю, про него знают многие. Если Вы слышите впервые про «вэдэшку» (её ещё так называют), то зайдите в любой автомобильный магазин и там Вы её без труда найдёте. Можно применить это средство.

Но, сначала, возьмите в руки молоток и хорошенечко им обстучите болт. Лишь после этого «жирно» побрызгайте «вэдэшкой» на этот болт, либо опять же полейте его всё тем же керосином. Далее Вам нужно будет подождать. Сколько? Это уже зависит от срочности решения проблемы. Можно минуту, а можно и целый час. Понятно, что жидкость проникнет дальше и глубже со временем. После этого ещё раз постучите по болту, и тогда уже можете пробовать его откручивать. Можно керосин и WD-40 заменить другими жидкостями (кто его знает, что нужно этому болту?). Может быть «вэдэшка» не поможет, а вот или тормозная жидкость Вам помогут его победить. Этими жидкостями тоже вполне можно обработать болт, подождать, и пробовать его откручивать.

Как можно «сорвать» ржавый болт?

Прежде чем обработать болт всеми этими жидкостями, можно попробовать его сдвинуть в какую-либо сторону, то есть просто расшатать. Ведь, если Вы его расшатаете, то в резьбе уже будет хоть микроскопический, но всё же зазор, и жидкость туда проникнет намного легче, тогда и открутить болт Вы сможете быстрее. Для этого ржавый болт или гайку Вам нужно будет «сорвать», как говорят, с мёртвой точки. Здесь уже не суть, станете Вы его откручивать или постараетесь, наоборот, немного закрутить. Главное здесь именно сдвинуть его в любую сторону.

Можно сначала начать его закручивать, и если он в эту сторону «пойдёт», то начинайте его уже откручивать. Когда он «упрётся» и перестанет откручиваться, то опять закручивайте его насколько это возможно. Таким образом, закручивая и откручивая болт, вполне вероятно, что Вам удастся открутить его полностью, особенно, если к этой операции Вы подключите те жидкости, о которых мы говорили.

Вполне возможно, что болт серьёзно прикипел и эти способы не сработали. Тогда берём национальный русский инструмент, то есть зубило, и, конечно, же молоток и работаем уже этими простыми инструментами. Ставим зубило на краешек шляпки этого «настырного» болта (либо гайки) под углом. При этом жало самого зубила у Вас должно быть установлено в ту строну, в которую болт откручивается. Далее, просто молотком резко и сильно бьём по зубилу.

Эта простая ударная процедура достаточно часто помогает справиться с ржавым болтом, и он всё-таки откручивается. Также Вы можете постучать и по ключу. Но, ключ, это всё-таки не зубило, и поэтому сильно стучать по нему не следует. Так Вы просто сорвёте грани на болте или гайке, или, если они окажутся крепче, то можете просто сломать ключ.

Самый простой и надёжный способ открутить ржавый болт

Есть способ, который помогает практически всегда со ржавыми болтами или гайками. Это их сильное нагревание, но вот применить это самое нагревание, можно далеко не во всех случаях. Нагреть болт можно различными способами, всё здесь будет зависеть от его размера, места расположения, и материала, который это ржавый болт окружает.

Можно взять для этого паяльник (если болтик небольшой), использовать кипяток, но идеально, это воспользоваться горелкой, либо паяльной лампой. Эти последние два способа нагрева уж точно Вам помогут, ведь этими инструментами можно быстро и очень сильно нагреть любой болт или гайку. Здесь греть нужно сильнее, тогда и шансы Ваши будут значительно выше открутить ржавый болт. Главное здесь, делать это обязательно «на горячую», то есть, нагрели, сразу же взяли ключ, и начали откручивать. Почти всегда операция эта заканчивается успехом.

Если и это не помогло (хотя редко такое бывает), то остаётся болт только высверливать. Для этого обычно берут диаметром поменьше самого болта, и просто просверливают его насквозь. Как это сделать, и чем полезна эта операция Вам расскажут вот в этом видео. Смотрим.

Резьбовой крепеж - болты, винты, гайки, шпильки - всем хорош. Прочно скрепляет, универсален для большинства задач, выпускается в широком диапазоне диаметров и длин. Болты, винты обязательная деталь и бытовой техники, и многотонных станков, и строительных металлоконструкций. Для защиты от коррозии метизы покрывают цинком или другим составом, делают из нержавейки. И все бы хорошо, но если болт заржавел, открутить его очень проблематично.Как справиться с этой задачей, чтобы и деталь не повредить и поменьше усилий приложить. Есть несколько способов.

Неразрушающие

Тук-тук

Самый простой и редко помогающий способ - постучать по прикипевшему болту, гайке. Можно попытаться повернуть относительно друг друга скрепленные детали. Дожим соединения тоже может помочь - иржа разрушится и болт можно будет выкрутить. Шансы есть, но небольшие.

WD

На болт, гайку можно нанести проникающую смазку - тормозную жидкость, скипидар, керосин. А лучше всем известный WD-40. Подождать минут двадцать-тридцать. Смазка проникает с межрезьбовое пространство, под головку крепежа и есть вероятность что болт выкрутится. Еще лучше нанести такую смазку за сутки-двое. Возможно, тогда проблема “как открутить приржавевший болт” вообще не возникнет.

Нагрев

Третий способ - нагрев соединения. Гайка первой подвергается нагреву и расширяется быстрее болта. Ржавчина между резьбой разрушается и вероятность раскрутить соединение весьма высока. Нагрев можно производить газовой горелкой, паяльной лампой, промышленным феном, обыкновенной свечой или на горелке газовой плиты. Выбор зависит от конкретных обстоятельств.Можно “ужесточить” способ и после нагрева сразу резко охладить соединение в снегу, воде и т. п. Но результат может быть не таким как хочется - разрушится деталь.

Разрушающие

Зубило

К грани болта прикладывается зубило и ударами молотка делается попытка провернуть болт или гайку. После отвинчивания, такой крепеж чаще всего не используется больше, так как повреждаются грани.

Если головка болта, винта уже сорвана или предыдущие способы не помогают, применяются более кардинальные действия.К стержню болта или винта можно аккуратно приварить деталь, которую удобно захватить. Например, гайку . Затем для отвинчивания использовать инструмент с большим рычагом - арматуру, трубу. Если и этот метод не помог, высверлить из отверстия резьбовой стержень стараясь не повредить резьбу в детали.

Несколько полезных советов, чтобы не прибегать к вышеперечисленным советам:

  • нанести на резьбу крепежа перед завинчиванием литол, солидол, графитовую или другую смазку
  • использовать при затяжке и отвинчивании качественный инструмент с наибольшим захватом

Понравилась эта новость? Тогда жми .

При проведении ремонта неизбежны сюрпризы. Оборудование может подводить, кажущаяся прочной деталь - ломаться в самом ненужном месте, а болтики и гайки сопротивляться откручиванию. И тогда ремонт растягивается, отнимая лишнее время, нервы и деньги.

Сейчас в сети можно найти множество видео с руководством по проведению любых ремонтных работ. Говорят, на основе видео из интернета можно дом построить с нуля и машину перебрать по винтику.

Но при таком огромном количестве советов и рекомендаций трудно выбрать подходящий именно для тебя способ действий. В этой статье мы попытаемся собрать весь доступный опыт и систематизировать его для удобства использования.

Болт с сорванными гранями

Сейчас мы разберемся, как же как выкрутить болт с сорванными гранями . Как правило, причины этой беды кроются в том, что:

  • Детали, которые держал болтик, оказались смещены неестественным образом. Это приводит к его зажиманию и порче.
  • Сам болтик при закручивании был сильно затянут.
  • Инструмент, которым его затягивали, был не того размера и использовались подручные средства (отвертки или стамески часто подкладывают в ключи большего размера при отсутствии подходящих маленького).

Перед тем, как выкрутить сорванный болтик или гайку, нужно провести некоторую подготовку. Это позволит вам потратить меньше времени и усилий, а порой и сберечь дорогостоящее оборудование.

Последовательность действий

Однако часто случается, что заклинивает именно тот винтик, к которому никак не подобраться с горелкой или инструментом для простукивания. В этом сложном случае следует болгаркой или любым подручным инструментом типа зубила сделать на сохранившейся шляпке глубокий пропил . Он и станет той зацепкой, которая позволит вытащить весь болт.

Теперь можно, зацепившись за этот выступ, попробовать открутить неподдающийся шуруп. Упритесь в выемку отверткой, и совершая легкие удары по ее рукоятке молотков в сторону откручивания (не по часовой стрелке), потихоньку проворачивайте болт.

Болт под шестигранник

Грани оси удобны и для закручивания, и для откручивания. Четкие и ровные они дают надежный упор для ключа. Если болтик подходящего под руку и соответствующего размера, поначалу его можно комфортно крутить рукой, дотягивая позже с помощью инструмента. Однако нередки случаи, когда в силу чрезмерной эксплуатации самого шурупа, или больших нагрузок на соединение, грани оказываются сорванными и крепеж остается торчать в сочленении. Взяться за него неудобно, он выскальзывает из рук и инструментов. Давайте рассмотрим несколько вариантов решения этой проблемы, с соответствующими способами устранения.

Шуруп с отверстием под шестигранник можно открутить следующим способом:

  • Нужно взять надфиль и сделать им размер под шестигранный ключ. Сделав такой пропил, вы существенно сэкономите, поскольку сможете в будущем использовать этот крепеж еще не один раз.
  • Сделать на шляпке насечку болгаркой или любым другим удобным способом, к примеру, ножовкой для металла. И использовать плоскую отвертку, упираясь в ее ручку, как в плечо вращения.
  • Можно также использовать для откручивания шурупа одну из подходящих по размеру звездочек TORX .

Для болтов-шатунов, выполненных из стали, есть всего два способа:

Болт-звездочка

Открутить подобный болт можно так же, как открутить гайку с сорванными гранями. Основные способы откручивания неподдающихся болтиков и гаек были нами очень подробно разобраны ранее, и теперь мы можем резюмировать все те способы, которые подойдут для такого шурупа. Итак, если у вашего болта-звездочки сорвало грани:

  • Проще всего воспользоваться экстрактором. Отлично зарекомендовавшее себя средство не подведет и на этот раз. Выполните отверстие в ножке крепежа, зафиксируйте там подходящий по размеру экстрактор и осторожными движениями открутите застрявший болт. Как мы видим из этой статьи, набор экстракторов различного диаметра - штука действительно необходимая в хозяйстве, если вы регулярно занимаетесь подобными сборками и разборками.
  • Воспользуйтесь газовым ключом. Этот разводной ключ плотно обожмет болтик, и вы в несколько поворотов сможете его извлечь. Этот способ хорош тем, что не нужно покупать отдельный инструмент. Подобный разводной ключ есть практически в каждом доме.
  • Сделайте упор на шляпке болта. При наличии достаточного пространства вокруг болтика сделайте надпил на его шляпке болгаркой или ножовкой. В эту насечку вы сможете упереть отвертку или стамеску и провернуть болт, ударяя по свободному ее концу молотком или другим удобным вам инструментом.

Мы с вами рассмотрели варианты высвобождения болтов и гаек, которые доступны для применения любому домашнему мастеру. Конечно же, за рамками обсуждения остались способы, используемые на профессиональных мастерских или в автосервисах. Однако там постоянно используется оборудование, которое дома вам пригодится один или два раза. А стоит оно немалых денег. Профессионалы используют для высвобождения болтов с сорванными краями:

  1. Гайковерт.
  2. Шпильковерт.
  3. Специализированные экстракторы.

Однако, если такие ситуации возникают у вас не чаще раза в год, то особого смысла приобретать специальные инструменты нет.