Адамов Мост – сухопутная связь Индии и Шри-Ланки. Загадки моста рамы

АДАМОВ МОСТ ИЛИ МОСТ РАМЫ? МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
ЭКСПЕДИЦИЯ НА СЕВЕР ШРИ-ЛАНКИ

12 дней / 10 ночей

Коломбо - Чилау - Вилпатту - Анурадхапура - Маннар - Джаффна - острова Делфт и Нагадипа - Михинтале - Хабарана - Сигирия - Дамбулла – Канди - Нувара Элия - плато Хортона - Ратнапура - Коломбо

Загадочный пешеходный мост между Индией и Шри-Ланкой стал “утерянной” реальностью благодаря спутниковым снимкам НАСА. Вереница отмелей, похожая на рукотворную переправу, хорошо заметна из космоса и даже с борта самолета.
Еще на древних географических картах Птолемея изображена отмель, соединяющая материк Индостана с островом Цейлон. На арабских средневековых картах эта отмель обозначена как реальный проходимый мост, о нем также упоминает в своих рукописях Марко Поло.

Согласно историческим данным мост оставался доступным для переправы до конца 15 века, когда сильное землетрясение и возникшее после него цунами сильно повредили его. Мост сильно просел и местами был разрушен. Сейчас большая часть этого 50-метрового моста скрыта под водой, но до сих пор по нему можно пройти бОльшую часть пути.

Согласно мусульманской традиции изгнанный из рая Адам сошел на землю именно на Цейлоне. А на континент, в Индию, он перешел по этой отмели, столь похожей на мост.

Мост Рамы? Согласно древнеиндийскому эпосу Рамаяна, мост был построен по приказу императора Рамы войском обезьян под предводительством человекоподобной могучей обезьяны Ханумана. Есть упоминания о строительстве моста также и в священных Пуранах, а также в другом великом эпосе Индии - «Махабхарате». Кстати, в самом большом индуистском комплексе в Индонезии, на о. Ява есть барельефные скульптуры, изображающие строительство моста Рамы.

Индийские геологи провели масштабное исследование как моста Рамы, так и геологических пород, на которых он покоится. Для этого в самом мосту и рядом с ним они пробурили 100 скважин и провели геофизические исследования. Удалось установить, что мост не представляет собой естественное возвышение коренных пород, как можно было бы предположить, это явная аномалия искусственного характера. По данным исследования, мост образован насыпью из валунов размером 1,5?2,5 метра, причем довольно правильной формы.

В 2009 году российский режиссер Александр Волков снял документальную картину “Мост Рамы” , об экспедиции, в ходе которой он вместе с главным героем Петром Селезневым пересек Покский пролив между Индией и Шри-Ланкой по священному мосту Рамы и рассказал историю строительства этого уникального сооружения.

Во время этого тура вы увидите все основные достопримечательности острова, а также место, откуда начинается легендарный Адамов Мост, соединяющий Шри-Ланку с Индией.

Программа комбинируется с отдыхом в одном из отелей на западном побережье.

Заезды: любой день с 01.11.18 по 31.03.19

Дни Программа
1 Перелёт Москва - Коломбо
2 Коломбо - Чилау
Прибытие в Коломбо, встреча в аэропорту, трансфер в Чилау и размещение в отеле, отдых. После обеда посещение храмового комплекса Рамешварама, который связан исторически с эпосом Рамаяна и состоит из храмов, посвященных Шиве, Ганеше, Аянаяке и Кали, почитаемых буддистами, индуистами и...католиками. Вечером ужин и ночь в отеле.
3 Чилау - Вилпатту - Анурадхапура (126 км)
После завтрака переезд в Национальный Парк Вилпатту, знаменитый своими "виллу" - искусственными водоемами, которые служат местом обитания крокодилов и многочисленных птиц, а также местами водопоя диких животных. В этом неизведанном уголке дикой природы Шри-Ланки живут леопарды, медведи, олени и другие животные.
Сафари в парке.
Далее переезд в Анурадхапуру. После размещения в отеле обзорная экскурсия по первой столице сингальского королевства. Осмотр и священного дерева Бо - Шри Маха Бодхи (ЮНЕСКО) - которое по официальным данным растет здесь уже более 2200 лет и является самым старым в мире. Считается, что оно выросло из черенка дерева, под которым принц Сидхартха Гаутама достиг прозрения и стал Буддой.
Вечером возвращение в отель, ужин.
4 Анурадхапура - Маннар - Джаффна (230 км)
После завтрака переезд на остров Маннар, где начинается «Адамов мост» или «Мост Рамы». Александр Волков, режиссер фильма «Мост Рамы» так описывает это место: «Легенды говорят, что его строили воины - обезьяны, которые были исполинского роста. И мы даже в фильме попытались проиллюстрировать, что высота этих исполинов была - Вы не поверите - 8 метров! Но, глядя на этот мост, невольно начинаешь в это верить, - что такую ширину для нас с вами нет смысла строить. Но для людей 8-метрового роста, при этом - обладающих каким-то вооружением, - наверное, появляется логика в ширине этого моста. Вообще много вопросов, конечно, много...».
Далее переезд в Джаффну и посещение «могилы Адама и Евы». Размещение, ужин и ночь в отеле.
5 Джаффна - острова Делфт и Нагадипа - Джаффна
Завтрак в отеле. Переезд в морской порт, откуда отходят катамараны на обитаемый остров Делф с уникальным животным миром и окружённый коралловыми рифами. В числе прочих животных здесь можно увидеть зебр, а местные аборигенами в набедренных повязках варят первоклассный самогон. Осмотр следа Адама и огромного дерева Баобаба.
Далее возвращение на катамаран и переезд на о. Нагадипа (Манадвипам).
Историки отмечают, что остров был упомянут в древнетамильской литературе, а также в буддийских легендах о Шри-Ланке, которые рассказывают об общении местных жителей с Буддой. На острове есть большой буддистский комплекс Нагадипа и индуистский храм Шри Нагапушани Амман.
Пешая прогулка по храмам, возвращение в Джаффну, ужин и ночь в отеле.
6 Джаффна
После завтрака в отеле продолжение экскурсии в Джаффне, где с 1983 по 2009 г. шел военный конфликт шри-ланкийских властей с группировкой Тамильсике Тигры, но храмы и достопримечательности в Джаффне сохранились хорошем состоянии. Здесь многочисленные индуистский храмы, горячие источники, голландский форт в форме звезды, красивая лагуна, где можно будет за небольшую плату совершить прогулку на лодке по заливу. Свободное время, ужин и ночь в отеле.
7 Джаффна - Михинтале - Хабарана (230 км)
Завтрак в отеле и переезд в Хабарану. По дороге посещение комплекса Михинтале - исторического места зарождения буддизма на острове, где сохранился огромный буддистский комплекс, включающий в себя множество старинных руин, дагоб, пещер и прудов. Лестница ведущая к центру комплекса, на гору насчитывает 1850 ступенек, куда стоит подняться, чтобы увидеть панорамный вид всей округи.
По приезду в Хабарану размещение и ужин в отеле.
8 Хабарана- Сигирия - Дамбулла - Канди
После завтрака переезд в Сигирию и подъем на «Львиную Скалу».
На вершине горы Сигирия (ЮНЕСКО) расположена легендарная «Крепость в небесах» 5 века. Чтобы добраться до вершины нужно преодолеть 1200 ступеней, забравшись на высоту 200 метров. Осмотр хорошо сохранившихся уникальных цветных фресок, изображающих придворную жизнь, зеркальной стены, дворца короля Касапы и остатков крепости. Огромные львиные лапы украшают лестницу, ведущую к руинам дворца. С вершины Сигирии открывается красивый панорамный вид на простирающиеся на сотни километров джунгли острова.
Далее переезд в Дамбуллу и осмотр пещерного храма 1 века в Дамбуле (ЮНЕСКО). Здесь в пяти пещерах собрана самая большая коллекция статуй Будды (150 статуй), часть из которых покрыта золотом, а стены и потолки пещер украшены фресками. Одним из чудес Дамбуллы является пещера, по стенам которой, в обрамлении уникальной резьбы по камню, вода течет вверх. К вечеру переезд в Канди. Размещение, ужин и ночь в отеле.
9 Канди - Нувара Элия
После завтрака осмотр храма Священного Зуба Будды 16 века, где храниться высоко почитаемая буддистами реликвия. Во время службы двери храма открыты и издалека можно наблюдать святыню.
Далее переезд в Нувара Элия, по дороге остановка у водопада Рамбода и посещение чайной фабрики с дегустацией ароматного Цейлонского чая.
Вечером размещение, ужин и ночь в отеле.
10 Нувара Элия - Плато Хортона - Нувара Элия
Ранний завтрак в отеле. Переезд в национальный парк Плато Хортона, расположенный в центре горного плато на высоте 2100 - 2300 м над уровнем моря. Здесь можно встретить множество редких растений и животных, а также увидеть знаменитую достопримечательность «Конец Света» - крутой обрыв высотой 1200 метров, откуда открывается потрясающий вид. Добраться до них можно только пешком (6 км в 1 сторону). Возвращение в район Нувара Элии. Посещение храма Сита Амман, единственного в мире посвященного богине Сите.
Возвращение, ужин и ночь в отеле
11 Нувара Элия - Ратнапура – пляж
После завтрака трансфер в аэропорт или пляжный отель. По дороге посещение музея драгоценных и полудрагоценных камней в Ратнапуре - месте добычи самоцветов: рубинов, сапфиров, топазов, и др. Здесь вы сможете увидеть самый известный и самый дорогой шри-ланкийский голубой сапфир.
12 Коломбо - Москва
Вылет в Москву.

Стоимость тура на человека в USD в период с 01.04.18 по 31.10.18**, кроме 01.07- 31.08*

ОТЕЛИ 1 чел. 2 чел. 3 чел. 4-6 чел. Доплата за SGL
Budget 3* 2106 1134 954 837 288
Deluxe 4* 2520 1485 1284 1161 387

* Доплата за номер в Канди в период с 01.07 - 31.08* отели 3* - 40 USD , отели 4* - 90 USD
Доплата за номер в период с 01.08 - 31.08* отели 3* и 4* - 45 USD

Стоимость тура на человека в USD в период с 01.11.18 по 31.03.19, кроме 20.12- 12.01*

ОТЕЛИ 1 чел. 2 чел. 3 чел. 4-6 чел. Доплата за SGL
Budget 3* 2097 1134 945 837 279
Deluxe 4* 2925 1629 1413 1284 477

** Доплата за номер в период с 20.12 - 12.01 отели 3* - 35 USD , отели 4* - 60 USD
Доплата на человека за праздничные ужины 24.12 и 31.01 отели 3* - 45 / 60 USD , отели 4* - 70 / 95 USD

Отели Deluxe 4* Budget 3*
Чилау Ananthaya Hotel Carolina Beach
Анурадхапура The Plams Heritage Hotel Anuradhapura
Джаффна Jetwing Jaffna Tilco Hotel
Хабарана Sorowwa Resort & Spa Danawwa Resort & Spa
Канди Grand Kandyan Serene Grand
Нувара Элия The Queensbury Gregory Bungalow

Мы оставляем за собой право заменять указанные по программе отели на аналогичные с сохранением категории

В стоимость тура входит: размещение 09 ночей в отелях на базе полупансиона (завтрак + ужин), все трансферы и переезды, сопровождение и услуги русскоговорящего гида, поездка на острова Делфт и Нагадипа, а также вокруг начала Моста Адама, сафари на острове Делфт и национальном парке Вилпату, разрешение на посещение Северной Шри-Ланки, все налоги.

В стоимость тура НЕ входит: международный перелет, виза по прибытию 40$ (дети до 12 лет бесплатно) в аэропорту Коломбо (или на сайте консульства www.eta.gov.lk/slvisa заранее), страховка, входные билеты по программе (ок. 70 $), фото и видеосъемка, чаевые, любые личные расходы.

Шри-Ланка

Шри-Ла́нка́ - официальное название Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ла́нка́ — государство в Южной Азии, на одноимённом острове у юго-восточного побережья Индостана. Со времён португальского вторжения и до обретения независимости в европейских языках страна называлась Цейлон (от порт. Ceilão).

Остров Шри-Ланка отделён от Индостана Манарским заливом и Полкским проливом. Так называемый Адамов мост — отмель в Полкском проливе — когда-то полностью соединял Шри-Ланку с материком, но, по данным летописей, был разрушен землетрясением около 1481 г.

Адамов мост: вид из космоса

Адамов мост (англ. Adam’s Bridge) — отмель в Индийском океане. Вереница отмелей и коралловых островков протяженностью 30 миль (48 км) между полуостровом Индостан и островом Шри-Ланка (Цейлон). Геологически примечательное возвышение песчаного морского дна у юго-восточного берега Индии и у северо-западного берега острова Шри-Ланки, простирается от песчаного острова у мыса Рамнада до западной оконечности острова Маннара, у берега Шри-Ланки. Местами выступает небольшими островами, но большая часть в сильное полноводье лежит под водой на 1 и 1,25 м; только пролив между мысом Рамнад и островом Рамесвар, так называемый проход Памбас, доступен для небольших судов. Параллельно Адамову мосту проходит паромная железнодорожная переправа.

Адамов мост: карта-схема местности

Согласно летописям, мост был пешеходным вплоть до конца XV века н. э., когда был разрушен штормом, вызванным землетрясением. Брахманы называют Адамов мост мостом Рамы или мостом Налы. Согласно индийскому эпосу Рамаяна, он был сооружен искусственно по приказу императора Рамы. Его строительство велось под руководством Налы — сына легендарного божественного зодчего Вишвакармана — силами подданных и союзников Рамы, включая армию обезьян. По этому мосту войска Рамы переправились на Шри-Ланку для сражения с её правителем — демоном Раваной, похитившем возлюбленную Рамы — Ситу. По мусульманской легенде, по этим отмелям Адам был изгнан из рая, располагавшегося на острове Шри-Ланка.

Адамов мост: вид из самолета

В настоящее время правительством Индии разработан проект по углублению судоходной части между Индией и Шри-Ланкой, что позволит экономить до 30 часов плавания судов вкруг острова, а это около 400 км...

Кстати говоря, судоходный канал здесь предложил провести в 1860 году британский командор Тэйлор, в 1955 Джавахарлал Неру решил осуществить грандиозный план, но только в наши дни проект, наконец, сдвинулся.... Но...

27 марта 2007 года группа международных общественных организаций запустила кампанию по спасению "Адамова моста" или, как говорят индусы, "Моста Рамы" (Save Ram Sethu). Дата официального старта акции выбрана не случайно — это день рождения Рамы. Неудивительно, что повреждение уникального памятника, которое последует за возведением канала, повергло многих индусов в шок. Для них данный объект — живое доказательство исторической реальности событий, описанных в Рамаяне...

Некоторую поддержку мифу обеспечивает и наука — по данным профессора Рамасами (S.M. Ramasamy) из университета Бхаратхидасана (Bharathidasan University), радиоуглеродная датировка местных пород примерно увязывается с периодом, к которому относятся события Рамаяны. Так что о связи реального "Моста Рамы" и сооружения из легендарного древнего эпоса ещё стоит подумать.

В подтверждение своих воззрений индусы ссылаются на NASA. На серии снимков из космоса, выполненных со спутника и шаттлов как в 1960-х, так и в 2000-х годах, явно видны развалины грандиозного искусственного сооружения, каковым является "Мост Рамы". Вот на этой фотографии, выполненный из космоса, "Мост Рамы" действительно кажется рукотворным...

Тем временем корпорация Sethusamudram приступила к выемке грунта на месте будущего канала. Ведь драгам и земснарядам предстоит пройти в общей сложности 89 километров морского дна. Противники строительства отмечают не только религиозно-культурную ценность моста. Они также обращают внимание властей на важность местной экосистемы, которая будет нарушена стройкой. Под воззванием Save Ram Sethu подписались тысячи людей. Вообще же, организаторы кампании утверждают, что стартовавшее строительство затронуло чувства миллионов верующих.

Сторонники уникальности и важности "Моста Рамы" предлагают выход. Они утверждают, что судоходный канал всё же можно построить, не повредив древнее сооружение. Для этого нужно лишь принять иной проект трассы канала, с прорытием большой песчаной отмели близ деревни Мандапам... Будут ли они услышаны индийским правительством, пока не ясно...

Индия хранит много неразгаданных тайн. Одна из них череда небольших возвышенностей над водой и отмелей, соединяющих полуостров Индостан с островом Шри-Ланка в самом узком месте. Её можно разглядеть с самолёта.

Индийские верующие ислама называют это место мостом Адама. Они считают, что именно здесь опустился на землю, изгнанный из рая Адам (это событие описано в священном Коране). И перешел в Индию поэтому, своеобразному мосту.

сайт проведет вас по краю таинственного и реального моста Рамы.

Адамов мост – разгадка тайны

По преданию легенд индуистов он был сооружен императором Рама и его другом, повелителем обезьян-Хануманом. Он с войском ванаров (раса обезьян в индийской мифологии) переправился по нему, чтобы освободить Ситу, возлюбленную Рамы, похищенную десятиглавым врагом Раваной – властелином острова Цейлон (Шри-Ланка).

На средневековых португальских и английских картах это место было обозначено, как дамба, возвышающаяся над поверхностью воды. По ней можно было пешком переходить из Индии на Шри-Ланку. В то время носил название Цейлон.

О его строительстве упоминается во всех индийских священных книгах

Но в конце 15 века, в результате мощного и последовавшего затем , часть этого сооружения была разрушена. Первоначально его размеры составляли длиной в 48 км и небывалой для моста шириной. В некоторых местах она достигала до 4 километров.

Мост из Индии на Шри-Ланку сейчас

Даже сейчас можно попытаться перейти с материковой части на остров. Отмели между островками покрыты водой всего на 1 – 1,25 м. И только в одном месте есть небольшой, более глубокий проход (Памбан) с сильным течением, по которому могут проходить небольшие суда. Крупным судам приходится затрачивать до 30 часов, чтобы обогнуть ост. Шри-Ланка.

В начале XXI века делалась попытка углубить и расширить проход Памбан, но она закончилась неудачей. По каким-то таинственным причинам техника выходила из строя. А возникший внезапно шторм раскидал землеснаряды и суда участвующие в строительстве.

Индуисты объяснили это тем, что властелин обезьян Хануман, строивший этот мост, продолжает охранять его до настоящего времени.

Почитатели Рама и активисты начали кампанию по защите этого сооружения. Они утверждают, что строительство канала негативно повлияет на экосистему этого места.

Мост Рама

И глядя на неимоверные размеры этого сооружения, невольно поверишь в это. Только таким гигантам было по силам построить такой мост. Трудно представить, сколько сил, времени и строительного материала было затрачено на это строительство.

Видео: Адамов мост

Это тоже интересно:

Нераскрытые тайны подземелья Лонгью – куда ведет тоннель в пещере? Какие тайны Антарктиды скрыты под толщей льда Тайна птиц в Джатинга – разгадка рядом

Привет, друзья. Путешествия всегда связаны с мечтой. Когда мы собирались на Шри-Ланку, такой мечтой для нас был мост Рамы, соединяющий через океан Шри-Ланку и Индию. Европейцы и мусульмане называют его Адамов мост. В древние времена по мосту можно было не только пройти, но и переправить целую армию. Вот на этот мост мы и мечтали попасть. От этого пункта мы и строили весь свой маршрут по Шри-Ланке.

Мост Адама (Adams Bridge), индийское название — мост Рамы из космоса и с самолёта виден как голубая линия — отмель длиной в 50 км, шириной от полутора до 4 километров, уходящая в океан. Глубина этого моста колеблется от метра до 10-12 метров.

Проблема

С экономической стороны, отмель в океане между Индией и Шри-Ланкой доставляет массу хлопот: кораблям приходится делать крюк в 800 км, а это 30 часов пути и потраченное впустую топливо.

Казалось бы, есть простое решение — прорыть канал и наладить прибыльное судоходство. Такие попытки предпринимались в 1850 году, в 1955 и последняя в начале двухтысячных, но встретили мощный протест со стороны верующих людей.

  • Мусульмане

Называют это место мост Адама и верят, что этот мост поднялся из морской пучины, когда Адам, изгнанный из рая, проходил здесь в поисках Евы. О том, что земная жизнь Адама началась на острове Шри-Ланка, свидетельствует след ступни огромных размеров на горе Шрипада. Мусульмане и европейцы называют гору пик Адама.

Друзья, теперь мы есть в Телеграм: наш канал про Европу , наш канал про Азию . Добро пожаловать)

Интересно, что оба названия — мост Адама и пик Адама официально появились на картах мира только в 1804 году. Их зафиксировал первый инспектор британской Индии Джеймс Реннель. Он проигнорировал древние названия, остановившись на том, что знакомо и удобно в произношении для христиан.

  • Индуисты

Больше всего людей волнует не то, где расположен Адамов мост. Это настоящий мост или курьез природы? Вот что будоражит умы уфологов, оккультистов, да и вполне серьезных ученых. А если дамба рукотворна, то напрашивается следующий вопрос: "Кто ее создал?". В статье мы изучим эту проблему.

Почему мост так называется - Адама, или же Рамы (в индуизме) - относится к области легенд. Когда и как был разрушен проход, установлено наукой. Где расположен Адамов мост, видно на картах и снимках с космоса. Ныне решается судьба этого природного или рукотворного образования. Владельцы морских судов ратуют за то, чтобы углубить проход для прохождения через него больших кораблей. Экологи яростно протестуют. Ведь цунами 2004 года было ослаблено на побережье Индии и Шри-Ланки именно благодаря цепочке островов. Экологам в их борьбе по защите моста Рамы помогают индусы. Ведь эта дамба служит подтверждением их древней истории. Но давайте рассмотрим проблему комплексно.

Адамов мост: где находится эта достопримечательность?

Научные издания описывают эту достопримечательность, как группу островков и отмелей, которая протянулась цепочкой от Памбана (другое название Рамешварам) в штате Тамилнаду на юго-западе Индии до Маннара на севере острова-республики Шри-Ланка. Это образование идет почти прямо, лишь слегка изгибаясь, почти пятьдесят километров. Ширина моста колеблется от полутора до четырех километров. Между островками глубина моря составляет где-то полметра, местами чуть больше. Так что при желании можно пройти почти весь путь (точнее, сорок километров), бредя в воде то по колено, то по пояс. Единственным серьезным препятствием является пролив Памбас. Он расположен меж мысом Рамнад и островом Рамесвар. Пролив не очень глубок и доступен лишь для прохода небольших судов. Не стоит испытывать свои умение и выносливость и преодолевать Памбас вплавь. Пролив не широк, но сильное течение сносит таких безрассудных смельчаков в море.

Почему проход между Индией и Шри-Ланкой так называется?

Для христианских и мусульманских мореплавателей это «Адамов мост». «Мост Рамы» - так называют цепочку островков и отмелей верующие индусы. Почему? Это объясняют две легенды. Верующие в Библию считают, что история, описанная в Книге Бытия, произошла над островом Цейлоном. Бог изгнал Адама с Евой из своего рая, и они очутились в не менее красивом месте. Мужчину Творец Универсума поставил на Цейлоне. И поэтому там есть гора, называемая Пиком Адама. Еву же Бог перенес в Индию. А по мосту Адам перешел на материк. Там первая пара соединилась вновь и заселила своим потомством всю землю. Поэтому мост называют Адамовым. По версии индусов, дамбу построили в незапамятные времена войско гигантских обезьян под предводительством Ханумана. Демон Равана похитил Ситу, возлюбленную Рамы, и скрылся с ней на Цейлоне. Божественный император приказал построить мост, соединивший Индостан с островом. Работами руководил сын бога Вишвакармана Нал. По этой дамбе войско обезьян перешло на Цейлон и сразилось с демоном. Все эти события описаны в индуистском эпосе «Рамаяна».

Что говорят факты?

На старинных картах португальских и арабских мореплавателей изображен самый что ни на есть настоящий Адамов мост. Шри-Ланка и полуостров Индостан были связаны пешеходной дамбой вплоть до конца пятнадцатого столетия. По этому мосту следовали даже конные путешественники и повозки. Но в 1480 году в этих местах произошло мощное землетрясение. Дно моря несколько просело. А начавшийся после землетрясения сильнейший шторм размыл ушедшие под воду острова и косы. К сожалению, это был не последний удар стихии. В 1964 году мощный циклон полностью разрушил город Дханушкоди, который располагался на песчаной косе на восемнадцать километров к юго-востоку от Рамешварамы. Уцелел лишь храм Котхандарасвами. Согласно «Рамаяне», в этом месте Рама пленил часть своих врагов. А недалеко на дне моря расположен ещё один храм, о дате строительства которого не сохранилось сведений. От Котхандарасвами начинается официально мост Рамы.

Туристическая достопримечательность

Вблизи островки не представляют собой ничего особенного. Они сложены из окаменевших кораллов, прессованного песка и магматических пород. Это дало возможность ученым утверждать, что мост Рамы - всего-навсего остатки рифа, как и многие атоллы в тропических и экваториальных широтах океана. Намного интереснее созерцать эту достопримечательность с воздуха, из например. Адамов мост, фото это показывает со всей очевидностью, выглядит как рукотворный. Отмели отлично просматриваются, и кажется, что дамба простирается над водой непрерывно. Из-за широты в пару километров мост Рамы виден даже из космоса. И снимки, сделанные НАСА несколько лет тому назад, пролили свет на происхождение странной насыпи. Снизошла до изучения моста Рамы и Индийская геологическая служба. Ее специалисты пробурили ряд скважин и взяли образцы пород. Кроме того, в некоторых местах между материком и островами возможно транспортное сообщение. Через залив Памбан построен Он соединяет материковую Индию с одноимённым островом.

Кто построил Адамов мост?

Увы, этот вопрос до сих пор остается открытым. Хотя все больше людей склоняются к мысли, что дамба эта имеет искусственное происхождение. Но антропогенное ли? Ведь возраст этого сооружения (если мы имеем право так его назвать) довольно солиден. Некоторые дают дамбе несколько миллионов лет! Какая же цивилизация могла соорудить мост, когда еще не было Гомо Сапиенса как биологического вида? Можем ли мы предположить, что мост был построен пришельцами? Но если какая-то высокоорганизованная общность смогла преодолеть столько километров, исчисляемых световыми годами, чтобы достичь Земли, не кажется ли странным, что для преодоления пятидесяти километров ей понадобилось сооружать дамбу из валунов? Разумнее счесть, что возраст моста составляет около трех-пяти тысяч лет и его строителями являются представители неолитической цивилизации?

Доводы в пользу естественного происхождения

Адамов мост представляет собой цепочку островков. Возможно, и даже наиболее вероятно, что остров Цейлон (ныне Шри-Ланка) в незапамятные времена был частью Евразии. Миллионы лет назад под влиянием движения геологических плит началось образование пролива. Дно просело (как это случилось уже во время землетрясения 1480 года) и на месте бывшего перешейка остались только острова. В теплом тропическом море вокруг них выросли коралловые рифы, а течение нанесло песка. От этого и образовались длинные косы, которые люди и использовали вплоть до конца пятнадцатого века для того, чтобы добраться на Цейлон.

Доводы в пользу искусственного происхождения

По снимкам, сделанным с воздуха, видно, насколько синим является море вокруг моста Рамы. Глубина там значительная - около десяти-пятнадцати метров. Если предположить, что Адамов мост является остатком перешейка, то непонятно, куда девался остальной материковый шельф. Этот хребет появляется на глубине совсем неожиданно и, таким образом, представляет собой явную Да, зондирование показало, что сложен мост из песка и кораллов. Но ведь среди строительного материала присутствуют и валуны, а также местами и известковый камень. К тому же, исследования выявили четкую форму кладки. Валуны четкой формы два с половиной метра на полтора. Камни эти уложены поверх слоя песка - и это самое очевидное доказательство искусственного происхождения насыпи.

Выводы НАСА

Снимки этого авторитетного американского агентства по исследованию космоса пролили на тайну моста больше света, чем комментарии его специалистов. Фото было сделано с орбитального спутника при максимальном расширении. Глядя на снимок, невозможно предположить, что всё это - курьез природы. Но вывод специалистов НАСА оставляет вопрос открытым: «Изображение данного объекта, полученное при дистанционном зондировании с орбиты не может предоставить конкретной информации о его возрасте и происхождении». Так что Адамов мост остается загадкой современности.

Борьба за сохранность достопримечательности

Неважно, рукотворная эта насыпь или природная, но она очень мешает навигации. Корабли должны делать крюк в четыреста километров, чтобы добраться из южной части Индостана на Цейлон. Еще в девятнадцатом веке англичанами поднимался вопрос о том, чтобы расширить пролив Памбас для прохождения больших судов. В пятидесятых годах ликвидировать Адамов мост решило даже правительство Д.Неру. Но гигантский шторм разрушил все технические начинания работ. За спасение моста Рамы выступают теперь не только брахманы, утверждающие, что он является доказательством всего описанного в «Рамаяне». За сохранность цепи островов ратуют и экологи. Ведь эта насыпь, полагают они, смягчает действие цунами и больших штормов на двух побережьях.