Внеклассное мероприятие "детям войны посвящается". Внеклассное мероприятие «Дети войны», посвященное Дню Победы

Сценарий мероприятия "Дети войны"

Дата публикации: 24.09.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Ведущая(за сценой)

Казалось, было холодно цветам

И от росы они едва поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

На сцене дети младших классов, звучит веселая музыка, дети играют в мяч, девочка баюкает куклу, мальчик катает машину.

Музыка сменяется звуками войны. Дети сначала испуганно озираются по сторонам, затем убегают со сцены.

Под марш «Прощание славянки» дети выходят на сцену.

На экране надпись:

«Войну начинают взрослые и сильные мужчины! А расплачиваются дети, женщины и старики…»

На фоне трагической музыки читаются слова:

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

Высочайшей вершиной мужества стала Великая Отечественная война.История уже расставила точки в этой войне: мы знаем о сражениях, сожженных деревнях, разрушенных городах, о погибших солдатах, о безмерном подвиге защитников Отечества.

Мы низко склоняем головы в память о тех, кто выстоял и победил, завещал всем нам жизнь.

О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов, книг.

Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать, достаточно, все уже сказано. Всего сказать не удастся никогда. Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто выстоял в той войне. Среди них дети войны.

БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ.

    Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось

Познать беспределы невзгод.

Был голод. Был холод. Ночами не спалось.

От гари чернел небосвод.

    Себе прибавляли мальчишечки годы,

Чтоб их отправляли на фронт.

И не было это влиянием моды.

Кому-то родным стал завод.

    Станки малолетки, как крепости брали,

На цыпочки встав во весь рост.

И навыки взрослых они обретали.

Со всех одинаков был спрос.

    Исхожено много дорог километров.

Истрачено нервов и сил.

Нам выли вдогонку сирены и ветры.

Фашист нас, как зверя, травил.

    Кровь брали фашисты из тоненьких венок,

Спасая немецких солдат.

Мишенью детишки стояли у стенок.

Злодейства вершился обряд.

    А в голод спасала лишь корочка хлеба,

Очистки картофеля, жмых.

И падали бомбы на головы с неба,

Не всех оставляя в живых.

    Нам, детям войны, много горя досталось.

Победа наградой была.

И летопись лет страшных в память вписалась.

Боль отклик у Эха нашла.

Звучит песня «Дети войны»

На экране видеоролик «Дети войны»

Ведущий 1.

Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает...

Две сестры бежали от войны -

Свете восемь, Кате три всего лишь…

Вот чуть-чуть еще, и спасены,

За холмом свои, а значит - воля.

Но рванула мина, сея смерть

Позади идущих дымно, гадко.

И один осколок долетел

И ударил младшей под лопатку.

Словно скрыть хотел преступный след

Миллиграмм горячего металла -

Ватник цел, и крови тоже нет,

Только сердце биться перестало.

Старшая сказала: «Хватит, Кать,

Ведь и мне приходится несладко.

Ручку дай, пора уже вставать,

Час еще, и будет все в порядке».

Но, увидев Катин взгляд пустой,

Света на мгновение застыла,

И, котомку выбросив с едой,

На плечо сестру свою взвалила.

И откуда силы в ней взялись,

Но она бежала и бежала…

Лишь когда увидела своих,

Пошатнулась и на снег упала.

Подошла к детишкам медсестра,

Маленькую Катю осмотрела

И сказала горестно: «Мертва»…

«Нет, не надо, - разносился крик,-

Люди, люди, разве так бывает?...

Старший брат, Иван, в бою погиб…

Папу с мамой немцы расстреляли…

Почему так много в мире зла?...

Разве жизнь сестры моей - игрушка?»…

Медсестра за плечи увела

С поля восьмилетнюю старушку.

Ну, а Катю на руки поднял

Пожилой солдат из третьей роты.

«Внученька, - он только лишь сказал,-

Как же я тебя не уберег-то?»...

В небесах закаты жгут костры,

И ветра свои роняют вздохи,

Словно тихо плачут две сестры -

Искорки безжалостной эпохи.

Ведущий 1.

Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много - их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною в 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны.

Дети войны Лора Тасси

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
"Кусочек хлеба- это очень мало,
Но крошечка достанется тебе..."

Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
"Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я..."

А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...

"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."

Ведущий 2.

Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне со взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами - героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Иосиф Уткин «Баллада о командире партизанского отряда Константине Заслонове и его адъютанте мальчике по имени Женька»

Немцы Женьке говорят:
«Где Заслонов? Где отряд?
Говори нам всё подряд,
Слышишь?»
- «Я не знаю…»

- «Где оружие? Где склад?
Скажешь - деньги, шоколад,
Нет - веревка и приклад,
Понял?»
- «Я не знаю…»

Враг сигарой Женьку жжет.
Женька терпит, Женька ждет -
Молчит на допросе:
Заслонов не бросит.

…Утро. Площадь. Солнце. Свет.
Виселица. Сельсовет.
Партизан не видно.
Женька думает: «Капут,
Наши, видно, не придут,
Помирать мне, видно».

Вспомнил мать. Отца. Семью.
Сестру дорогую.
…А палач одну скамью
Ставит на другую.
«Лезь…»
- «Ну, всё!» -
И Женька влез.

…Сверху небо. Справа - лес.
Грустными глазами
Оглядел он ширь небес,
Поглядел опять на лес,
Поглядел на лес… и замер.

Явь ли это, или сон?!
Рожью, полем - с трех сторон -
Мчатся партизаны.
Впереди Заслонов - вскачь.
Ближе… ближе!
А палач
Своим делом занят.
Смерил петлю - в самый раз.
Усмехнулся - ждет приказ.
…Офицер:
«В последний раз
Где есть партизаны?
Где Заслонов?»

Женька: «Где?
- На земле и на воде.
- И в овсе и в хлебе.
- И в лесу и в небе.
- На гумне и в поле.
- На дворе и в школе.
- В церкви… в лодке рыбака.
- В избе за стеною.
- У тебя у дурака
Фрица… за спиною!»

Оглянулся враг назад и на землю

Хлоп,со стоном:
Чужеземцу прямо в лоб
Угодил Заслонов.

Ведущий 1.

Посмотрите, пожалуйста, отрывок из повести В.Катаева «Сын полка»

Это сцена встречи Вани-пастушка с мальчиком, который был сыном полка кавалеристов.

Мальчик этот был ненамного старше Вани. Ему было лет четырнадцать. А по виду и того меньше. Но, боже мой, что это был за мальчик!

Сроду ещё не видал Ваня такого роскошного мальчика. На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии.

К такому мальчику даже страшно было подойти, не то что с ним разговаривать. Однако Ваня был не робкого десятка. С независимым видом он приблизился к роскошному мальчику, расставил босые ноги, заложил руки за спину и стал его рассматривать.

Но военный мальчик и бровью не повёл. Ваня молчал. Молчал и мальчик. Это продолжалось довольно долго. Наконец военный мальчик не выдержал.

Чего стоишь?

Хочу и стою.

Иди, откуда пришёл.

Сам иди. Не твой лес.

А вот мой!

Так. Здесь наше подразделение стоит.

Какое подразделение?

Тебя не касается. Видишь - наши кони.

Мальчик мотнул чубатой головой назад, и Ваня действительно увидел за деревьями коновязь, лошадей, чёрные бурки и алые башлыки конников.

А ты кто такой?

Знаки различия понимаешь?

Понимаю!

Ну, так вот. Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?

Да! Ефрейтор!Видали мы таких ефрейторов! Мальчик обидчиво мотнул белым чубом.

А вот представь себе, ефрейтор! - сказал он.

Но этого показалось ему мало. Он распахнул шинель. Ваня увидел на гимнастёрке большую серебряную медаль на серой шёлковой ленточке.

Великое дело!

Великое не великое, а медальза боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришёл, пока цел.

Не больно модничай. А то сам получишь.

От кого?

От меня.

От тебя? Молод, брат.

Не моложе твоего.

А тебе сколько лет?

Тебя не касается. А тебе?

Четырнадцать.

Чего - ге?

Так какой же ты солдат?

Обыкновенный солдат. Гвардейской кавалерии.

Толкуй! Не положено.

Чего не положено?

Больно молод.

Постарше тебя.

Всё равно не положено. Таких не берут.

А вот меня взяли.

Как же это тебя взяли?

А вот так и взяли.

А на довольствие зачислили?

А как же.

Заливаешь.

Не имею такой привычки.

Побожись.

Честное гвардейское.

На все виды довольствия зачислили?

На все виды.

И оружие дали?

А как же! Всё, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Златоустовский. Его, если хочешь знать, можно колесом согнуть, и он не сломается. Да это что? У меня ещё бурка есть. Бу-рочка что надо. На красоту! Но я её только в бою надеваю. А сейчас она за мной в обозе ездит.

А меня не взяли.Сперва взяли, а потом сказали - не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.

Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.

Как это - за сына? За какого?

Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.

А ты - сын?

Я - сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня ещё под Смоленском приняли. Меня, братец, сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки ночью большой шум в тылу у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там больше чем полторы сотни набили.

Мальчик вытащил из ножен свою шашку и показал Ване, как они рубали фашистов.

И ты рубал? - с дрожью восхищения спросил Ваня.

Не, - сказал он смущённо. - По правде, я не рубал. У меня тогда ещё шашки не было. Я на тачанке ехал вместе со станковым пулемётом… Ну и, стало быть, иди, откуда пришёл, - сказал вдруг ефрейтор Вознесенский, спохватившись, что слишком дружески болтает с этим неизвестно откуда взявшимся довольно-таки подозрительным гражданином. - Прощай, брат.

Прощай, - уныло сказал Ваня и побрёл прочь.

«Стало быть, я им не показался», - с горечью подумал он. Но тотчас всем своим сердцем почувствовал, что это неправда. Нет, нет. Сердце его не могло обмануться. Сердце говорило ему, что он крепко полюбился разведчикам.

    А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив те далекие года, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе - детство и война.

На экране демонстрируется видеоролик «Орленок»

Ведущий 2.

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые, мужчины и женщины, уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих детей, отцов и матерей. Дома же оставались в основном старики и дети.

Ведущий 1.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

    Война прошлась по детским судьбам грозно,
    Всем было трудно, трудно для страны,
    Но детство изувечено серьёзно:
    Страдали тяжко дети от войны.

    Нужны были и смелость и отвага,
    чтоб жить под оккупацией врага,
    Всегда страдать от голода и страха,
    Прошла где неприятеля нога.

    В тылу страны нелёгким было детство,
    Одежды не хватало и еды,
    Страдали от войны все повсеместно,
    Хватило детям горя и беды.

    Война. Страшней нет ничего на свете,
    «Для фронта всё!» - девиз страны таков,
    Трудились все: и взрослые, и дети
    В полях и у мартенов, у станков.

Ведущий 2.

Дети военной поры могут рассказать много: как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года. Как в 10-12 лет, встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. Они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

    Зачем ты, война,

У мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать

Мальчишки Урала

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой

холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих

директор завода,

А было рабочим -

Всего по четырнадцать лет.

Ведущий 1.

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно было поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Ведущий 2.

Погибали дети в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой.

Таня Савичева родилась 1930 г. и жила в обыкновенной ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах девочки погибли: сестра, бабушка, два дяди, мама и брат. Когда началась эвакуация детей, удалось вывезти девочку по Дороге Жизни на Большую землю. Врачи боролись за ее жизнь, но помощь пришла слишком поздно, и Таню не удалось спасти. Она умерла от истощения. Таня Савичева оставила нам свидетельство того, что пришлось пережить детям во время блокады. Дневник ее был одним из документов обвинения на Нюрнбергском процессе. Краткие записи Таниного дневника действуют на душу сильнее, чем описание всех блокадных ужасов. Сегодня Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады, и на Поклонной горе в Москве. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические "визиты смерти" в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь…

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

Таня, Савичева Таня,

Ты в сердцах у нас жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

(звучит фонограмма 7 симфонии Рахманинова)

Ведущий 1.

Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями «За оборону Ленинграда».

Звучит песня «Ленинградцы»

Ведущий 2.

4 года. 1418 дней. 34 тысяч часов. И 27 миллионов погибших соотечественников. Убитых, умерших с голоду, уничтоженных и сожженных в концентрационных лагерях, пропавших без вести.

Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать... 43 года!

27 миллионов за 1418 дней - это значит, погибало 13 человек каждую минуту...

    Себе дал команду «Вперед!»

Израненный мальчик в шинели.

Глаза, голубые, как лед.

Расширились и потемнели.

    Себе дал команду «Вперед!»

На танки пошел

С автоматом...

Сейчас он,

Сейчас упадет,

Чтоб встать Неизвестным солдатом.

    Эта память о прошлой войне
    Не даёт мне покоя давно.
    Наша жизнь дорога нам вдвойне,
    Когда войны мелькают в кино!

    Я смотрю старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

    Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Звучит песня «Все о той весне»

Ведущий 1.

9 мая многонациональный народ нашей страны отметил одну из величайших и славных дат своей истории - 70 -ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Для нас, россиян, этот день является воистину святым и светлым праздником. В этот день Отечество наше чествует воинов-победителей, славит мужество и отвагу своих сынов и дочерей, каждого, кто сделал все, чтобы пришла весна Победы сорок пятого. А среди них и те, кого называют «детьми войны».

Ведущий 2.

Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется «Минута молчания»

Минута молчания

Ведущий 1.

В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.

    Тринадцать миллионов детских жизней
    Сгорело в адском пламени войны.
    Их смех фонтанов радости не брызнет
    На мирное цветение весны.

    Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
    А в Ленинграде - каменный Цветок,
    Чтоб в памяти людей остался дольше
    Прошедших войн трагический итог.

    Тринадцать миллионов детских жизней -
    Кровавый след коричневой чумы.
    Их мертвые глазёнки с укоризной
    Глядят нам в душу из могильной тьмы,

    Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
    Из бликов пискаревского огня:
    «Неужто память жгучая остынет?
    Неужто люди мир не сохранят?»

    Их губы запеклись в последнем крике,
    В предсмертном зове милых мам своих…
    О, матери стран малых и великих!
    Услышьте их и помните о них!

Ведущий (взрослый)

На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей! 9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.

Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери? У любого отца?

Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.

Звучит песня «Несовместимы дети и война»

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Звучит музыка. Выходят ведущие праздника.

1 ведущий –

Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.

И птицы - память по утрам поют,

И ветер – память по ночам гудит,

Деревья – память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит...

Шумит, не умолкая, память – дождь,

И память – снег летит и пасть не может.

2 ведущий – Течет река времени. Минуло уже более 60 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны.

3 ведущий - Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

4 ведущий - Сегодня, отмечая праздник Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы.

Звучит фонограмма песни «Утомленное солнцем», выходят3 чтеца, у них в руках зажженные свечи.

1 чтец -

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали.

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

В читальнях, притихших и тесных,

На отмелях книжных морей

При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей.

1 ведущий - Они встречали войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохотным, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

2 чтец -

Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день Земли – двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и в этот час – ВЗРЫВ!

Что солнце погасил в кромешном гуле,

И сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем,

День за днем, взрыв за взрывом,

Смерть за смертью, боль за болью.

Год за годом, опаленные огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

Звучит фонограмма взрывов, затем первый куплет песни «Священная война».

3 ведущий - Дети и война – нет более ужасного сближения двух противоположных вещей на свете. Мальчик трех лет, по-немецки благодарящий нашего офицера за хлеб: «Данке шен».

4 ведущий - Мальчик, везущий на детских санках мать, тяжело раненую, когда шел бой за их деревню.

1 ведущий - Дети и война... Для кого-то - это блокадный Ленинград, для кого – сиротское детство.

Звучит музыка. Выходят ученики, играющие беспризорников. Садятся вкруг, играют в карты.

Жора – Я, Мишка, сегодня немецкую «Раму» видел – кружилась, высматривала, на крыло повертывалась. Чтоб ей лопнуть!

Миша - Я бы ее из зенитки, залпами, чтобы она вверх тормашками вместе со своими крестами навернулась. Эй, ты, Жорка, не жульничай! Кто трефового короля дамой бубен кроет?

Жора - Все, надоело мне играть.

Миша - Жорка, у тебя махорка есть? Дай покурить, а то очень... есть охота, а ребят еще нет.

Заика - Д-да-а-й и мне к-курнуть.

Миша - Мал еще, подрасти маленько.

Жора - Тише, ребята, Васек идет.

Заходят Хромой, Поэт, Василий. Василий держит за руку малыша.

Вася - Ребята, я привел малого с вокзала, не обижайте его. У него мамку убили фашисты, он целый час молчит и плачет. Садись, Малой, вот тебе конфетка. На, ешь! Ну а вы, ребята, что сегодня сделали?

Жора гордо кладет в центр буханку черного хлеба.

Вася - Снова ты, Жорка, украл у какой-нибудь зазевавшейся бабульки?

Жора - Что я для себя что ли свистнул? Для вас же старался! Подумаешь, богатого жмота обчистил! Он на базаре вещи продавал. Подумаешь, спер...Эх ты...

Миша - А я во... что в карты выиграл! Показывает веревку с баранками.

Вася - Врешь Мишка! Тебе в карты ни за что не выиграть.

Миша - Что, я вру?!.. Я вру?!.. Ну да, я вру. Фельдшер дал за то, что я ему три ведра воды для раненых солдат принес и дров наколол.

Вася - Хорошо, верю. А ты, Заика, что принес?

Заика - У-у м-меня т-только э-э-то. Я за г-городом от-ткоп-пал. Показывает несколько картофелин.

Вася - Хорошо, Заика, не напрягайся, мы все поняли. А ты, Хромой?

Хромой - А у меня только одна луковица и две картошки.

Вася - Что же ты милостыню плохо просил, не жалостливо. Не в голосе был что ли?

Хромой - Да просить не у кого было: бабы все худые да костлявые стояли, у самих нет ни черта, акромя голодных детей.

Вася - Ну а ты, Поэт, что принес? Почему молчишь?

Поэт - А я не смог ни чего принести.

Миша - Ты что, изверг, сделал? Опять стишки свои кропал? Да?

Жора - Мы что с тобой делиться должны? Ты что, сявка безродная, самый хитрый?

Хромой - Он нас своими стихами кормить будет.

Миша - Иди подобру-поздорову отсюда, а то побью.

Вася - Ладно, ребята, оставьте... Завтра покрутится, больше принесет. Правда, Поэт?

Поэт – (бурчит) Завтра видно будет.

Василий - Картошку кинем в ведро, до утра дойдет в углях, а остальное сейчас съедим.

Поэт - Ребята, я сегодня стихи о нас написал. Хотите послушать? Лежим. Не пропадем авось.

Темно на белом свете.

Пронизывает нас насквозь

Осенний черный ветер.

А обувь мокрая. Она

Дрожь вызывает в теле.

Как лед, земелька холодна,

Аж руки онемели.

Мечты о мире, словно сны,

Витают, согревая,

И на мгновенье – нет войны,

А только жизнь простая.

Жора - Точно, Поэт, о нас все написал!

Миша - Ага! Хорошее стихотворенье!

Вася - Молодец, Поэт! Прощаем тебя. Стихи про нас. Правда, ребята?

Дети - Ага, точно, да, про нас, хороши...

Вася - Ладно, босяки, пошли спать.

Звучит музыка. Дети уходят, выходят чтецы со свечками.

1 чтец -

Но сколько их не вынесло голода!

И сколько сгорело в огне!

И сколько погибло от холода!

Не выговорить мне.

Не выговорить - нет мочи! –

Беспризорных детей число,

Чьи жизни в те черные ночи,

В те страшные дни унесло.

2 чтец -

Что с них спросишь, боже мой?

Что им дети?

Что им мать обезумевшая?

Наши села с бабьим воем?

Что им грады? Что им веси?

Сколько ж злобной надо спеси,

Чтоб детей швырять в огонь?

Звучит музыка, дети ставят свечи на возвышение и уходят.

2 ведущий – Фашизм... Что такое фашизм они увидели глазами своей детской души. Это была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы. Школа восторга мести и жажды справедливости.

3 ведущий – Они увидели глазами своей детской души свой народ, его горе, его силу и благородство. Они поняли и узнали цену хлеба и слова. Они очень рано стали взрослыми.

4 ведущий – Не было хлеба, еды. Надолго были забыты самые обычные вещи, необходимые в быту.

Звучит музыка, выходят 4 чтеца со свечами в руках.

1 чтец -

В цветной бумажке розовое мыло,

Ты пахнешь чем-то очень дорогим,

Ты пахнешь чем-то несказанно милым,

Но чем же? Память, память, помоги!

Чуть уловимый запах земляники,

Едва заметный – ржи и васильков.

И аромат лесных тропинок диких,

И душный мед нескошенных лугов,

И вместе все... Когда такое было?

Но память вновь меня не подвела:

Ты пахнешь детством, розовое мыло!

Как позабыть об этом я могла?

2 чтец -

Была война. Дымы больших пожаров

Не залетали в нашу глухомань,

Но как-то в сельсовет пришел подарок

С короткой странной надписью: «Для бань».

Я материнских глаз не позабыла,

Они светились, радовались так,

Как будто дали ей не кубик мыла,

А самородок золота с кулак.

Намытое давно скрипело тело,

Уж мать в предбанник выносила таз,

Но открывать я долго не хотела

Захлопнутых от мыльной пены глаз.

Тогда впервые за четыре года

Мне снова пахло теплым молоком,

И белым хлебом, и тягучим медом,

И васильками, и – живым отцом...

1 ведущий – Шла война, но были праздники, радостные моменты, люди хотели мирной жизни, хоть чуточку отвлечься от горя и страданий.

2 ведущий – Что могло быть прекраснее новогодней елки или весточки с фронта...

3 чтец -

Назло Освенциму, осколкам,

Назло войне

Полуобугленная елка в моем окне.

3 ведущий – С обгоревшими веточками, ее вывезли из какого-то расстрелянного леса, эвакуировали в тыл, в мое новогоднее счастье.

3 чтец -

Моя первая цвета хаки елочка.

Переломленные ветки перевязывали бинтом.

Забинтованная елка.

Забинтованные солдаты цвета елки за окном.

Ростом с меня, как она прямо стояла!

Как важно было быть прямой,

Как важно было елке выстоять,

Всей хвойною своей судьбой

Срастись с усталою страной

И как страна – в бинтах – но выстоять!

4 ведущий – В суровые годы войны школьники работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали теплые вещи для фронтовиков, брали в руки совсем не игрушечные автоматы и боеприпасы.

3 чтец -

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтешь, а в прочем все равно,

Вы сегодня с нами в наших мыслях,

В каждой песне, в легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнем,

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идем.

1 ведущий – Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

2 ведущий – У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.

3 ведущий – Дети войны никогда не забудут тех, кто избавил их от беды, несчастья и неволи...

4 ведущий – 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей.

1 ведущий – Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с легкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча километров в час, миллионы тонн сырья... Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?

2 ведущий – Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать... 32 года!

3 ведущий – 2,5 тысячи километров – это значит 7,5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!

4 ведущий – 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

1 ведущий – Почтим память павших Минутой молчания.

Звучит метроном. После минуты молчания звучит фонограмма песни «День Победы», выходят все чтецы и ведущие.

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вкинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари, пепелищ и от хатынской боли.

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Если мы войну забудем,

Вновь придет война!!!

Продолжает звучать фонограмма песни «День Победы».

Составила старшая вожатая Багомедова Н.Н.

Римма Николаевна Триллер
Сценарий мероприятия для детей старшего школьного возраста «Дорогами войны»

Сценарий «Дорогами войны »

Звучит фонограмма сообщения Левитана о начале войны .

Ведущий : Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье - все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны . 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Весь народ поднялся на защиту Родины.

Звучит песня В. Лебедева-Кумача «Священная война » :

Под мелодию песни «Священная война » выходят дети.

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских.

Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Всё, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели.

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было всё для немцев,

Для фашистов-иноземцев.

А для русских и для прочих,

Для крестьян и для рабочих –

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали с русскими едины

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши –

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога !

Дни бежали и недели,

Шёл войне не первый год .

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

Шли на врага танкисты –

За Родину!

Уходили в бой корабли –

За Родину!

Взмывали в небо самолеты –

За Родину!

Ведущий : Ах, война , что ты сделала, подлая :

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли - за солдатом солдат.

Звучит песня «А закаты алые»

Ведущий. В семьдесят первый раз наша страна отмечает великий День Победы. Этот праздник остаётся радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордости за Великую Победу, память о страшной цене, которую за неё заплатил наш народ.

Ведущий. Война – это 1725 разрушенных городов и посёлков. Это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик. Это 900 дней и ночей блокады Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки на взрослого и 25 граммов на ребёнка. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война … .

Ведущий. Четыре года воевал с врагом наш народ. Война стала тяжелейшими трагическими испытаниями.

Звучит песня «Кукушка»

Ведущий : Каждый день Великой Отечественной войны , прожитый на фронте и в тылу врага,- это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей.

Ведущий : А как не вспомнить о женщинах. которые ждали солдат с фронта и работали вместо них в тылу? Самую большую тяжесть войны вынесла на плечах женщина-мать.

Да разве, об этом расскажешь, –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть.

На женские плечи легла!

Ведущий : Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знаем, что такое похоронки.

Но когда мы расспрашиваем о войне , мы узнаём, что почти в каждой семье кто-то пропал без вести, кто-то был ранен, кто-то погиб.

Разыгрывается сценка .

Мать (с портретом сына)

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!

И вдруг я услышала зов Победы.

Я уж на стол всё собрала,

Я жду тебя, а тебя всё нет.

Слетела давно вся пыль с черёмух.

Мой мальчик, ты где потерялся?

Наш дом уже полон друзей и знакомых,

Ты только один остался.

Мама, ты знаешь, я виноват,

Я виноват перед тобой.

Я собирался вернуться назад,

И вдруг тот последний бой.

Бой уже после войны ,

Но фрицы не знали этого.

Нервы у всех оголены,

Наверно, я пал поэтому.

Я умер, мам, прости меня,

Постой за меня у калитки.

А если Варя спросит меня,

Скажи, что любовь не ошибка.

Мой мальчик, не уходи, постой!

Давай мы выберем путь другой.

Другой пусть умрёт в том последнем бою,

Пусть он оставит любовь свою.

Ах, мама, другой - ведь мне он брат,

Он также ни в чем не виноват.

Раз выпало пасть мне в последнем бою,

Так я унесу любовь свою.

Прости меня, мама!

Ведущий :

Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей!

Мы головы свои склоняем низко.

Земной поклон за ваших сыновей!

Ведущий : Самая страшная веха той войны - блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших. Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса - легендарная «Дорога жизни » .

Ведущий : Многим городам ВОВ присвоены высокие звания Город – герой. Это - Одесса, Севастополь, Брест, Керчь, Киев, Курск.

Минск, Москва, Мурманск, Новороссийск.

Ленинград, Орёл, Белгород, Смоленск, Сталинград, Тула.

Каждый из городов, удостоенных этого звания, внес свою незабываемую страницу в огненную историю Великой Отечественной войны .

Баллада «Огонь на меня»

Ведущий : Трудными были военные годы. Много испытаний легло на плечи бойцов. А выжить помогли весёлые солдатские песни, которые очень дороги нам .

Попурри из военных песен

Ведущий : В короткие минуты затишья, на привале не покидали наш народ бодрость духа, и присущий ему юмор. Солдаты пели песни, шутили, сочиняли частушки.

Частушки

Ведущий : И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года - день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах : 20 миллионов жизней стоила нам эта победа.

Ведущий : Люди!

Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придет никогда –

Заклинаю Вас - помните!

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну .

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчания.

Ведущий. В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания .

Звучит метроном

Ведущий. Прошла война , прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте люди никогда об этом не забудем!

Пусть память вечную о ней,

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей ,

И наших внуков внуки.

Сценка «Что ты знаешь о войне

На сцене стоят четверо ребят , одетых в солдатскую форму,

к каждому из них по очереди подходит девочка и задает вопросы.

Солдат, что знаешь о войне ,

Ответь, пожалуйста, ты мне?

О войне я знаю много ,

Всю войну провел в окопах .

Война - это горе и беда ,

Это разруха в городах.

Это голод, и поверьте,

Быть на волосок от смерти!

Словом, боль не передать,

Дай вам Бог, войны не знать !

Интересно стало мне,

Кто начало дал войне ?

Началась в июне,

Двадцать второго числа.

Когда в сорок первом году

Фашист стал бомбить города.

Он с Киева начал бомбить,

Ровняя дома все с землей.

Вынашивал план в пару месяцев,

Расправиться с нашей страной!

Но план с треском тот провалился,

Ведь русский солдат отличился!

Отвагою подвигу равную,

Разбили фашистскую армию!

Что такое день Победы?

Празднуют его ли деды?

Что такое День Победы?

Это праздничный парад,

Это танки и солдаты,

Маршируют все подряд!

Это красочный салют,

Что взлетает там и тут.

Это песни за столом,

Это дедовский альбом.

Это пряники, конфеты,

Это запахи весны,

Что такое день Победы?

Это значит - нет войны !

В этот день, я знать желаю,

Ветеранов поздравляем?

Солдатов мы благодарим

За тишину, за мирный дом.

За детство, радость, за мечту,

За мир, в котором мы живем.

И пусть прошло немало лет,

Мы этот подвиг не забудем.

Мы вспоминать героев будем.

Песня «Боевые ордена»

Ведущий : В России есть немало городов,

В сражениях прославивших державу,

И в их числе любой из нас готов

Назвать город Карпинск по праву.

Ведущий : На фронтах Великой Отечественной войны сражались более 8 тыс. карпинцев. Они не совершали больших подвигов в привычном понимании этого слова, среди них нет Героев Советского Союза, в большинстве своем они просто честно и добросовестно воевали, не прятались от пуль, не жалели крови и даже жизни. Защищали Ленинград в составе 2-й ударной армии и наши земляки – карпинцы, бойцы 49-го лыжно-десантного батальона, сформированного в Челябинске. Восемь лучших лыжников Карпинска ушли в его составе на фронт, вернулся из них только один. Только Семена Федоровича Баранцева судьба хранила – он вернулся в Карпинск. Всего на фронт ушло 8756 жителей Карпинска и Карпинского района. 2602 человека не вернулись домой : погибли или пропали без вести.

На территории школы № 10 в годы войны находился эвакуационный госпиталь для раненых.

Ведущий : Вот уже несколько лет по улицам нашего города в День Победы проходят шествия жителей с портретами родных и близких - участников Великой Отечественной войны .

Ведущий : Стало хорошей традицией чтить память родных – солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны или ушедших из жизни уже в послевоенное время. Нынче «Бессмертный полк» вновь пройдёт по улицам нашего города.

Ведущий : Нет ни одной семьи в России, где бы ни воевали прадеды, деды, отцы, братья, сёстры, сыновья. И в каждой семье свято чтят память о погибших. Среди них и наши земляки :

(ведущий называет героев войны , дети выходят по очереди с портретами).

Звучит песня «Бессмертный полк»

Ведущий : 71год нашей славной Победе.

Снова майский рассвет. Тишина.

71 год нашей славной Победе.

Ведущий : 71год, как убита война !

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов павших тогда,

Да не будет войны на планете

(хором)

Сценарий ко Дню победы для младших школьников

«Дети войны»

Ход мероприятия

Показ видео клипа на песню «Дети войны».

Вед. . Прошло уже почти 65 лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Война, которая длилась 4 года; война, которая унесла жизни 27 миллионов советских людей. В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы ни коснулась война. Это наши деды и прадеды стояли насмерть на фронтах Великой Отечественной, защищая нашу Родину. Это наши бабушки и прабабушки помогали фронту, работая в тылу на заводах, в госпиталях, в колхозах. Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети.Об этом мы должны помнить всегда.

1 - й. У меня прадедушка, 18-летним погиб под Берлином. А бабушкина сестра в 44-ом пропала без вести.
2-й. У меня в семье до сих пор хранится похоронка на прадеда.
3- й. А у меня прабабушка в годы войны медсестрой в госпитале работала.
А у меня… А у меня… А у меня…
4 - й. Мы не знали этой войны, но она прошла через наши семьи. Вы помните, сколько людей погибло тогда?

1-й. Больше 20 миллионов.
2-й. А вы вдумайся в эту цифру. Ведь многие из них были такие же как мы или чуть постарше нас..

3-й. Как страшно!
4 - й. Да, страшно. Но мы не должны забывать страшные страницы нашей истории. Потому что забыть - значит предать. Предать тех, кто не вернулся с войны.

Вечной памяти павших на полях сражений, их мужеству, стойкости и огромной любви к своей Родине посвящается наше сегодняшнее выступление..

Они ушли из школы на войну.

Как мало возвратилось их обратно!

Собой прикрыли мальчики страну,

Не думая о званьях и наградах.

Пускай давно закончилась война,

Но в памяти и золотом на плитах

Записаны мальчишек имена

От нас ушедших, но не позабытых.

Мальчики И. Карпов

Уходили мальчики - на плечах шинели,
Уходили мальчики - храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где - не знали сами…
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести…
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики - стиснув автоматы.
Повидали мальчики - храбрые солдаты -
Волгу - в сорок первом,
Шпрее - в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.

Песня Б.Окуджава «Ребята уважали очень Лёньку Королёва…»

Где же вы, одноклассницы- девчонки?

Через годы все гляжу вам вслед-

Стиранные старые юбчонки

Треплет ветер предвоенных лет.

Кофточки, блестящие от глажки,

Тапочки, чиненные сто раз…

С полным основанием стиляжки

Посчитали б чучелами нас!

Помнишь Люську, Люську - заводилу-

Нос картошкой, а ресницы - лен?!

Нашу Люську в братскую могилу

Проводил стрелковый батальон…

А Наташа? Редкая походка,

Первая тихоня из тихонь -

Бросилась к подбитой самоходке,

Бросилась к товарищам в огонь…

Дети и война. Страшнее этого словосочетания трудно представить. Безжалостным катком прошлась война по судьбам тысяч, миллионов мальчишек и девчонок, отняв у них отцов, матерей, братьев, сестер, отчий дом, лишив их детства.

Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым. Хотя прошло уже 70 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений.

Если каждому погибшему в этой войне посвятить минутное молчание, то население Земли замолчало бы на 30 лет.

Песня «В полях за Вислой сонной…»

Ведущий. Год 1941-й. Лето. Часы отбивали последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня... Четыре часа... Мирный труд советских людей был нарушен. Началась Великая Отечественная война.

Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

( Звучит фонограмма песни «Священная война»)

Ученик 1.

Шло детство, поспела клубника...

Нам день обещал тишину.

И был нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Ученик 2.

Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слез удержать не могла.

Ученик 3.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик.

И было нам, детям, не просто

Понять этой скорби язык.

Ученик 6.

Была зима и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе — детство и война.

Ученик 7.

В годы войны было горя много.

И никто никогда не сочтет,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот. С. Маршак

Мальчик из села Поповки

Отступая из деревни Поповки, немцы сожгли ее дотла. Работоспособное население они угнали с собой, а стариков и детей - расстреляли. Единственным жителем Поповки, уцелевшим после ухода немцев, был трехлетний Петя.

(Снимок доставлен в редакцию

с Центрального фронта)

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок -

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломки печки и трубы -

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес!

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

(На экране слайд «Война и дети»)

Ведущий.

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ученик 8.

Сколько вас? Попробуй перечислить -

Не сочтешь, а впрочем, все равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

(Звон колокола)

Никто из них не помышлял о славе,

О ней ли думать в страшный час,

Когда родную землю топчет и поганит

Проклятая германская орда?

(Стук метронома. На экране слайд: блокадный Ленинград)

ПРОЕКТ ВЕРОНИКИ

В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка - мы!
Мы - поколение, которое называет себя будущим!
Мы - поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века!
Мы - поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
Мы - будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!

Спасибо вам за всё, отцы и деды!
Тем, кто, врага штыком и пулей брал!
И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сёл и деревень.
Спасибо вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!

Ведущий 1
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете

(хором).
Никогда!
Никогда!
Никогда!

Ведущий 2
Пусть солнце утопит всю землю в лучах!
(хором).
Пусть!

Ведущий 3
Пусть мирные звёзды сияют над ней!
(хором).
Пусть!

Ведущий 4
Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!
Ребята (хором).
Пусть! Пусть! Пусть!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда будет мир!

Слова песни «Король».(Б.Окуджава)

Во дворе, где каждый вечер все играла радиола,
Где пары танцевали, пыля,
ребята уважали очень Леньку Королева,
И присвоили ему званье Короля.

Был Король - как король, всемогущ, и если другу
Станет худо, иль вообще не повезет,
Он протянет ему свою царственную руку,
Свою верную руку и спасет.

Но однажды, когда "месершмиты", как вороны,
Разорвали на рассвете тишину,
Наш Король, как король - он кепчонку, как корону -
Набекрень, и пошел на войну.

Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
Но некому оплакать его жизнь.
Потому что тот король был один, уж извините,
Королевой не успел обзавестись.

Но куда бы я не шел, пусть какая ни забота,
По делам, или так - погулять,
Все мне чудится, что вот - за ближайшим поворотом
Короля повстречаю опять.

Потому что, на войне хоть и вправду стреляют,
Не для Леньки сырая земля,
Пототму что, виноват, но я Москвы не представляю,
Без такого, как он Короля.

Песня «Москвичи»

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой,
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.

Свет лампы воспалённой
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.
Друзьям не встать в округе,
Без них идет кино,
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.

Но помнит мир спасённый,
Мир вечный, мир живой
Серёжку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой,
Серёжку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой.

Песня «Хотят ли русские войны»

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!

Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Спросите тех, кто воевал,
Кто нас на Эльбе обнимал,-
Мы этой памяти верны.
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!

Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю горькую свою.
Спросите вы у матерей,
Спросите у сестры моей,
И вы тогда понять должны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!

Сценарий внеклассного мероприятия к 70- летию Победы в начальной школе

ВОЙНА И ДЕТИ

Данное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, проводимую в форме устного журнала. Мероприятие может быть приурочено к дате 9 мая – Дню Победы как общешкольное для учащихся 1-4 классов. Мероприятие призвано способствовать воспитанию и формированию таких качеств личности, как гражданственность, патриотизм, гордость за свое Отечество.

Цели:

    расширить знания детей о войне 1941-1945гг.,

    формировать активную гражданскую позицию школьников,

    познакомить с детскими художественными произведений обсуждаемой тематики,

    на примерах героических поступков детей в военное время воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество,

    воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам героям войны.

Форма проведения: устный журнал.

Планируемые результаты: учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.

Оформление: мультимедийная презентация «Дети войны», плакаты со словами эпиграфа, скрепленные в виде книги листы ватмана с названиями страниц устного журнала.

Ход классного часа.

Война –такое маленькое слово, Но сколько бед оно в себе таит.

Война - страшнее нету слова.

Ведь никого она не пощадит.

Учитель. Ребята, каждый год 9 мая мы проводим митинг, посвященный Дню Победы. Чествуем ветеранов ВОВ, чтим память павших, отдавших свою жизнь за наше счастливое детство, за мирное небо над головой. Прошло уже 70 лет с той победной весны. Но какой ценой досталась нам эта победа? Более 20 миллионов наших сограждан погибли или пропали без вести. С каждым годом редеют ряды ветеранов.Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет. Что они помнят о войне?

Прочитаем воспоминания детей.

(ученики зачитывают отрывки из воспоминаний).

«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы».

«Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены домов промерзали. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки… А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»

«Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка».

«Мы были малы и не участвовали в Великой Отечественной войне. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах. Собирали колоски на полях или лекарственные растения в тайге. Шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, мы чувствовали себя маленькими солдатами, борющимися против фашистских захватчиков».

Дети и война - несовместимые понятия. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Стать взрослыми им пришлось очень рано.

Чтец . Его я узнал не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись. (слайд 3, 4).

Десятилетний человек.

Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе,

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе...

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Выть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,

Расскажет все, на что глядели

Его недетские глаза.

(С. Михалков)

Мальчик из села Поповки

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребёнок – Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

(С. Маршак)

На оккупированной территории фашисты создавали концентрационные лагеря, в которых гибли тысячи детей.(Слайд)

Горели фашистские печи,

Хлестали фашистские плети,

Кричали и плакали дети,

Сквозь слезы зовя матерей…

Т. В. Балакина.

/Звучит отрывок из песни «Саласпилс»/

Сегодня на классном часе хотелось поговорить о юных героях войны, ваших сверстниках, которые тоже внесли посильный вклад в приближение победы.

В суровые дни войны на защиту своего Отечества в одном ряду со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

Василий Васильевич

В великой русской кузнице за каменной горой

Стоит, гудит, работает заводик номерной.

Туда Василь Васильевич приходит чуть заря

И весело командует: "За дело, токаря!

С глазами светло-синими, с кудрявой головой

Работает, старается гвардеец тыловой.

Фотографы газетные бегут его снимать.

Никто Василь Васильича не может обогнать.

В минуту получается готовая деталь,

На грудь ему повешена отличия медаль.

Девчата им любуются, подходят и молчат,

А он и не оглянется, не смотрит на девчат.

За горы за Уральские молва о нем идет,

А он себе работает и бровью не ведет.

Василию Васильичу всего тринадцать лет.

Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!

(Б. Ласкин, 1944)

Мужчина

Отца на фронт призвали.

И по такой причине

Я должен жить отныне,

Как следует мужчине.

Мать вечно на работе.

Квартира опустела.

Но в доме для мужчины

Всегда найдётся дело.

Полны водою вёдра.

Подметена квартира.

Посуду мыть несложно –

На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны

Стригут мне в гастрономе. Кормилец и добытчик.

Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,

Что стал отцу заменой.

Но в жизни той далёкой,

Блаженной, довоенной,

Отец не занимался

Подобными делами.

Мать заменила папу.

Я помогаю маме.

Спою тебе, родной

Синеглазая девчонка

Девяти неполных лет...

Льётся песня нежно, звонко

На больничный белый цвет.

И под звуков переливы

Чьи-то братья и отцы

Вспоминают дом счастливый,

Просят спеть ещё бойцы

«Я спою, - в ответ девчонка, -Низко голову склонив,

Вот, пришла нам похоронка..

Но я верю: папа жив!

Может, кто из вас случайно

Папу где-нибудь встречал?

Где-то там, в сторонке дальней,

Вместе с папой воевал? Вдруг отводят все солдаты

От девчонки малой взор.

И как будто виноваты

В том, что живы до сих пор,

Проглотив слезу украдкой,

Вновь поёт до хрипотцы,

И, по-взрослому, солдаткой

Кличут девочку бойцы.

Бесконечно петь готова

Песни раненым она,

Но при этом спросит снова,

А в ответ лишь тишина.

И однажды, как награда,

Весь изранен, но живой,

Папа, милый! Вот он, рядом!

«Я спою тебе, родной!»

Стихи о почтальонке

Ей пятнадцати нет. Девчонка.

Невысока и очень худа.

Письмоносица, почтальонка,

По прозванию Нюрка-беда.

В зной и в слякоть, в метель со стужей

С сумкой кожаной наперевес

Разнести Нюрке почту нужно

По пяти деревенькам окрест.

Дома двое младших братишек,

Мать болеет почти уж год.

Слава Богу, отец с фронта пишет –

Ждут и верят, что он придет.

Он придет, и все будет как прежде,

Как в далеком-далеком вчера.

Не лиши только, Боже, надежды…

И опять на работу пора.

Ребятишкам – картошка в печке,

Ей с утра – с сумкой наперевес.

А что впроголодь…Бегать легче

По пяти деревенькам окрест.

В деревнях – старики да дети,

Бабы – в поле, то сеют, то жнут.

Почтальонку вдали приметят

И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!

Коли серый казенный конверт –

Замолчат, закричат, заплачут…

И померкнет в глазах белый свет…

Защемит у девчонки сердчишко

От людского горя и бед…

Тяжела эта сумка слишком,

Если там от беды привет.

Вести черные – похоронки,

Горя горького череда.

Письмоносице, почтальонке

Без вины дали имя – Беда.

Малолетка еще, девчонка –

Только в косах полно седины.

Письмоносица, почтальонка,

Разносящая вести с войны.

(Т. Черновская)

У нас в стране и за рубежом установлено много памятников и мемориалов памяти жертв Великой Отечественной войны. Создание такого памятника - это дань уважения и памяти детям, на долю которых выпало тяжелое время войны. Памятник - напоминание настоящим и будущим поколениям о том, что дети - самое дорогое, что есть у человечества.

В небольшом поселке Лычково Новгородской области есть безымянная братская могила времен Великой Отечественной войны… Одна из многих в России… Одна из самых трагично-печальных… Потому что это - детская могила...

В самом начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, из Ленинграда началась эвакуация мирного населения. В первую очередь, в тыл отправлялись дети. Никто не мог тогда предусмотреть ход военных действий... Детей вывозили из Ленинграда, чтобы спасти, подальше от смерти и страданий. Оказалось, их везли прямо навстречу войне. На станции Лычково самолеты фашистов разбомбили эшелон из 12 вагонов. Летом 41-го погибли сотни невинных малышей. (Слайд).

Памяти ленинградских детей, погибших на станции Лычково
Есть места на земле, чьи названия, словно оковы,
Держат в памяти то, что осталось в печальной дали.
Вот таким местом скорби и братства нам стало Лычково –
Небольшое село на краю новгородской земли.

Здесь в июльский безоблачный день сорок первого года
Враг, нагрянув с небес, разбомбил пассажирский состав –
Целый поезд детей Ленинграда, двенадцать вагонов,
Тех, что город хотел уберечь в этих тихих местах.

Кто же мог в Ленинграде в тревожном июне представить,
Что фашисты так быстро окажутся в той стороне,
Что детей отправляют не в тыл, а навстречу войне,
И над их поездами нависнут машины с крестами?..

Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки,
Только дети бегут от вагонов – десятки детей!..
Но пилоты спокойно и точно бомбили теплушки,
Ухмыляясь злорадной арийской усмешкой своей.

И метались по станции в страхе мальчишки, девчонки,
И зловеще чернели над ними на крыльях кресты,
И мелькали средь пламени платьица и рубашонки,
И кровавились детскою плотью земля и кусты.

Глохли крики и плач в рёве, грохоте, "юнкерсов" гуде,
Кто-то, сам погибая, пытался другого спасти...
Мы трагедию эту во веки веков не забудем.
И фашистских пилотов-убийц никогда не простим.

Разве можно забыть, как детей по частям собирали,
Чтобы в братской могиле, как павших солдат, схоронить?
как над ними, не стыдясь, и мужчины рыдали
И клялись отомстить... Разве можно всё это простить!

На Руси нету горя чужого, беды постороннее,
И беду ленинградцев лычковцы считали своей.
Да кого же убийство детей беззащитных не тронет?
Нету боли страшнее, чем видеть страданья детей.

Вечным сном спят в Лычкове на кладбищев скромной могиле
Ленинградские дети – далёко от дома и мам.
Но лычковские женщины им матерей заменили.
Отдавая заботы тепло их остывшим телам,
Убирая могилу невинных страдальцев цветами,
Горько плача над ними в дни скорби и славы страны
И храня всем селом дорогую и горькую память
О совсем незнакомых, безвестных, но всё же родных.

И воздвигли в Лычкове на площади, возле вокзала,
Скорбный памятник детям, погибшим в проклятой войне:
Перед рваною глыбою – девочка, словно средь взрывов, в огне,
В смертном ужасе к сердцу дрожащую руку прижала...
(Говорят, при отливе её капля бронзы слезой побежала
И осталась на левой щеке – до скончания дней.)

А по рельсам бегут поезда. Остановка – Лычково.
Пассажиры спешат поглядеть монумент, расспросить,
Врезать в сердце своё страшной повести каждое слово,
Чтобы лычковскую боль всей страной не забыть, не простить
(А. Молчанов)

Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.

Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
(А. Молчанов)

Мы живем в тревожном мире,

Но не наша в том вина,

Что звучат слова в эфире:

«Гнет», «агрессия», «война»...

Неспокойно жить на свете

На земле любой страны,

Если где-то в кабинете

Созревает план войны,

Принимаются решенья,

Как умножить разрушенья,

Как стереть с лица земли

Все, что люди возвели!С. Михалков

Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Песня «Солнечный круг».