Сюжетно - ролевая игра: "Библиотека" (подготовительная группа). Конспект сюжетно-ролевой игры "Библиотека" план-конспект занятия (средняя группа) на тему Сюжетная игра библиотека

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Социальный педагог: Дубовик Н.С.

Цель: Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте. Развивать память, речь детей.

Программное содержание: Обучение детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуж­дение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения.

Возраст детей - от 5 до 7 лет.

Оборудование: книги, формуляры, альбомы, журналы, картотека.

Ход игры:

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в……

Дети: библиотеку.

Воспитатель: Мы словно попали в волшебное царство:

В нём тысячи книг на полках живут.

Придут сюда умные, добрые дети,

От корки до корки все книги прочтут.

Воспитатель: Я заведующая библиотекой – Наталья Сергеевна. Я хочу познакомить вас с нашей библиотекой.

Чтобы начать игру, я предлагаю вам отгадать загадки:

Если книгу написал,

Значит ты писатель,

Если книгу прочитал,

Значит ты …(Читатель)

Молодцы! Как вы считаете в библиотеке должны быть читатели? (Отв. дет.)

Кто хочет быть читателем? (Дети сами распределяют роли)

Вот катя, Настя, Саша –вы будете читателями.

А что они должны там делать?

Дети: Рассматривают книги, выбирают книги, журналы и т.д.

Воспитатель: Следующая загадка:

Таблетки и микстуру

Вам продаёт аптекарь,

Учебники и книги

Найдёт вам...(Библиотекарь)

Кто желает быть в игре библиотекарем? (Дети предлагают)

Хорошо София, ты будешь библиотекарем.

Какие отделы есть в библиотеке? (Абонемент, читальный зал, выставочный зал, литературная гостиная, мастерская)

Значит, нам нужен ещё один библиотекарь.

Отгадайте загадку:

Друг за другом ровно в ряд

Дружно карточки стоят,

Чтоб помочь любому смог,

Существует …(Каталог условных обозначений)

Ты тоже справилась с отгадкой дала правильный ответ, теперь договоритесь кто из вас будет на абонементе, а кто в читальном зале.

Итак, София будет работать на абонементе. А Аня в читальном зале.

Займите свои места.

Вот ещё одна загадка

Кто отгадает загадку?

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. Ответ- (Книга)

Желающий помочь книжкам вылечиться, продлить им жизнь, прошу пройти в мастерскую и стать книжным доктором, отвечающим за опрятный красивый вид книги.

Желающие проходят к себе в мастерскую.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку?

Дети: люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов, из магазина.

Воспитатель: Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада.

Кто привозит, доставляет книги в библиотеку?

Дети: водитель, шофёр. Дети договариваются о ролях и начинают игру.

1-й библиотекарь: Добро пожаловать в абонемент

Наполнено царство таинственным светом,

Здесь спряталась где- то в тени тишина.

И слышно дыхание каждой страницы,

Мы рады видеть вас.

У нас сегодня новое поступление книг.

Прошу пройдите к стеллажам.

Прошу познакомиться. (Показывает книги и рекомендует их).

Воспитатель: Какие правила поведения нужно помнить при посещении библиотеки? (Ответы детей). Молодцы, что знаете правила.

Дети выбирают книги.

Катя, тебе понравилась эта книга?

Никита, а тебе что понравилось? Вы подойдите ко мне, я запищу вам книгу. (Библиотекарь заполняет формуляр)

Можете пройти в интересующие вас залы (дети по желанию распределяются по залам)

2-й библиотекарь: Я приглашаю вас в читальный зал

В этом зале есть старые книги, а есть молодые.

Их все за всю жизнь невозможно прочесть.

Но каждая дарит нам радость познанья,

Поэтому нужно их свято ….. беречь.

Воспитатель: Дети посмотрите, а здесь совсем уже иначе. В нашей библиотеке есть мастерская. Мы приглашаем всех желающих помочь в ремонте книг, сделать закладки, чтобы вам было удобно пользоваться книгой. (Желающие проходят в мастерскую).

2-й библиотекарь Мы рады вас приветствовать. Здесь вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. Я предлагаю вам обратить внимание вот на эту необычную книгу. (Библиотекарь показывает и рассказывает). После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюся литературу.)

Воспитатель: Я буду у себя в кабинете, мне должны позвонить со склада.

Продавец склада (магазина): - Добрый день. К нам поступила новая развивающая литература: ребусы, кроссворды, головоломки. Не хотели бы вы приобрести для читального зала? Очень красочные.

Заведующая(воспитатель): - Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте курьера.

Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписывает его.

Заведующая: Когда вы нам подвезёте заказ?

Шофёр-курьер : Через час.

Заведующая(воспитатель) заходит в читальный зал: - Ребята, скоро в нашей библиотеке будет новые поступления, мы приглашаем вас познакомиться с ними.

Шофёр-курьер: привёз заказ, подписывает накладную. Проверяет привезённую литературу по накладной.

Дети продолжают игру.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы на тему «Экскурсия в библиотеку»

Задачи:

Формировать умение самостоятельно распределять роли;
Показать социальную значимость библиотек;
Расширить представление о работе библиотекаря;
Закреплять правила поведения в общественном месте.

Оборудование:

Билеты, деньги сделанные детьми; книги, расставленные на полках; карточки читателя.

Ход игры:

Ребята, у нас в городе открылась библиотека. Давайте мы отправимся туда на экскурсию. Для того чтобы поехать в город нам нужен автобус, давайте его построим. (Дети строят из стульев автобус).

А теперь нам нужен шофер, который поведет наш автобус. (Дети самостоятельно выбирают шофера).

Ещё нам нужен кондуктор, он будет продавать билеты. (Выбирается кондуктор, остальные дети пассажиры).

Итак, уважаемые пассажиры, покупайте билеты и занимайте место в автобусе. (Дети занимают места и автобус отправляется в путь).

Вот мы и в городе, но библиотека еще закрыта и у нас есть время сходить в парикмахерскую, аптеку, столовую, кому куда нужно. Встречаемся у библиотеки. (Дети расходятся по зонам, сами распределяют роли, воспитатель по необходимости помогает).

Внимание, заканчиваем свои дела и подходим все в назначенное место (все дети подходят к библиотеке, роль библиотекаря в первой игре воспитатель может взять на себя).

Ребята, это библиотека. Здесь хранится очень много интересных книг, журналов, газет. Все эти книги хранит и отвечает за них библиотекарь. Он выдает книги посетителям, записывает название книги и специальный номер, который имеет каждая книга в карточку читателя (воспитатель показывает образец). После того как читатель прочтет книгу, он должен вернуть ее обратно.

В библиотеке есть читальный зал. Он нужен для того чтобы читать книги которые находятся в архиве. Это очень ценные книги, часто они находятся только в одном экземпляре и библиотекарь не может разрешить брать их с собой домой.

Напомню, что в читальном зале шуметь нельзя, вести себя нужно очень тихо, чтобы не мешать другим.

А теперь давайте пройдем к полкам с книгами и посмотрим, сколько здесь разных интересных книг (дети рассматривают книги).

До отправки автобуса у нас еще есть время, давайте попросим библиотекаря дать нам из архива самые интересные книги и пройдем в читальный зал с ними (дети проходят за столы, рассматривают книги).

Наш автобус скоро отправляется, сдаем все книги библиотекарю. А кто хочет взять с собой книгу, выбирайте на полках и подходите к библиотекарю, он заведет на вас карточку читателя и запишет название книги которую вы взяли.

Дети выбирают книги, встают в очередь, записываются, благодарят и идут к автобусу. Кондуктор продает билеты, ребята занимают места. Автобус трогается.

Итог игры:

Вам понравилась, ребята, экскурсия в библиотеку?
Что нового вы узнали во время экскурсии?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Конспект сюжетно -ролевой игры « Библиотека»

(подготовительная группа)

Цель: обогащение игрового опыта детей.

Задачи:

Строить сюжет игры на основе личного опыта,

Побуждать детей к активной связной речи,

Развивать коммуникативные навыки в ходе игры,

Уточнить представление детей о библиотеке, правилах пользования.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Предшествующая работа:

Составление рассказов на тему «О чем мы читаем с мамой»;

Посещение библиотеки;

Ситуативные разговоры: «Как лечить книгу?», «Если бы не было книг»;

Викторина по русским народным сказкам;

Рассматривание книжных иллюстраций;

Изготовление закладок, формуляров;

Изобразительная деятельность "Моя любимая книга";

Оформление выставок книг по темам в книжном центре.

Подготовка к игре: оформление игровой зоны "Библиотека"; надписи отделов библиотеки; выставка книг; формуляры; новые книги; периодика; телефон; клей; скотч; ножницы; костюм доктора.

Методические приемы: диалоги, распределение ролей, монологи, отгадывание загадок.

Действующие лица:

Заведующая библиотекой -1 чел.

Библиотекари - 2чел.

Читатели- 5-6 чел.

Шофёр- 1чел.

Книжкин доктор-1 чел.

Продавец склада-1 чел.

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. А где обычно вы берете книги? Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в…(библиотеку) Воспитатель читает стихотворение:

Мы словно попали в волшебное царство:

В нём тысячи книг на полках живут.

Придут сюда умные, добрые дети,

От корки до корки все книги прочтут.

Воспитатель: У нас в группе появилась библиотека. Я хочу познакомить вас с ней познакомить.

Чтобы начать игру, я предлагаю вам отгадать загадки:

Если книгу написал,

Значит ты писатель,

Если книгу прочитал,

Значит ты …(Читатель)

- Молодцы! Как вы считаете в библиотеке должны быть читатели?(ответы детей)

- Кто хочет быть читателем? (дети сами распределяют роли)

- А что будут делать читатели в библиотеке?(рассматривать книжные выставки, выбирать книги, читать журналы и т.д.)

Какие правила пользования библиотекой вы знаете?(книги нужно сдавать в срок, беречь их, в библиотеке не шуметь и т.д.)

Следующая загадка:

Таблетки и микстуру

Вам продаёт аптекарь,

Учебники и книги

Найдёт вам...(Библиотекарь)

Кто работает в библиотеке? А что он должен там делать? Кто желает быть библиотекарем? (дети распределяют роли библиотекаря)

- Какие отделы есть в библиотеке? (абонемент, читальный зал, "Книжкина мастерская")

- Теперь договоритесь, кто из вас будет библиотекарем на абонементе, а кто в читальном зале.

Почему? (мне нравится заполнять формуляр, рассказывать о новых книгах)

Библиотекари, займите свои места.

Вот ещё одна загадка:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (Книга)

Кто из вас хотел бы продлить жизнь книгам? Нужно будет их аккуратно подклеить, придать им опрятный внешний вид.

Кто отгадал загадку?

Вот ты и будет книжным доктором. Пройди, пожалуйста, к себе в мастерскую. Ребята,а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку?(ответы детей: люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов, из магазина)

Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада.

Кто привозит, доставляет книги в библиотеку? Ответ: водитель, шофёр (дети договариваются о ролях)

Дети начинают игру.

1-й библиотекарь: Добро пожаловать в абонемент

Наполнено царство таинственным светом,

Здесь спряталась где- то в тени тишина.

И слышно дыхание каждой страницы,

Мы рады видеть вас.

У нас сегодня новое поступление книг.

Прошу пройдите к стеллажам.

Прошу познакомиться.(показывает книги и рекомендует их).

Какие правила поведения нужно помнить при посещении библиотеки? (ответы детей) Молодцы, что знаете правила.

Дети выбирают книги.

Тебе понравилась эта книга?

Подойдите ко мне, я запищу вам книгу.(библиотекарь заполняет формуляр)

Можете пройти в читальный зал. Там открылась новая выставка периодики (дети по желанию проходят в другой зал)

2-й библиотекарь: Я приглашаю вас в читальный зал

В этом зале есть старые книги, а есть молодые.

Их все за всю жизнь невозможно прочесть.

Но каждая дарит нам радость познанья,

Поэтому нужно их свято беречь.

Библиотекарь: В читальном зале книги домой не выдаются. Можно посмотреть их в зале.

В нашей библиотеке есть книжкина мастерская. Сегодня наш «Знайка»приглашает всех желающих помочь в ремонте книг, сделать закладки для книг, чтобы вам было удобно пользоваться книгой.(желающие проходят в мастерскую)

2-й библиотекарь: Мы рады вас приветствовать.Здесь вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. Я предлагаю вам обратить внимание вот на эту необычную книгу.(библиотекарь показывает и рассказывает). После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы)

Заведующая: Я буду у себя в кабинете, мне должны позвонить со склада.

Продавец склада(магазина):- Добрый день. К нам поступила новая литература. Не хотели бы вы приобрести для своей библиотеки? Заведующая(воспитатель) : - Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте курьера.

Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписывает его.

Заведующая: Когда вы нам подвезёте заказ?

Шофёр-курьер: Через час.

Заведующая(воспитатель) заходит в читальный зал:- Ребята, скоро в нашей библиотеке будет новые поступления, мы приглашаем вас познакомиться с ними.

Шофёр-курьер: привёз заказ, подписывает накладную. Проверяет привезённую литературу по накладной. Дети продолжают игру.

Заведующая: Дети, вам понравилось в библиотеке? Здесь много нового и интересного. Нам пора возвращаться домой. Возьмите свои книжки.

Игровая зона для девочек. В свободное время дети могут здесь поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «День рождения», «Гости». А также можно использовать в процессе организованной деятельности, например, когда знакомим детей с предметами посуды, предметами быта; когда знакомим с правилами этикета, чайными традициями.

Сюжетно-ролевая игра «Гости, день рождения».

Программное содержание: Закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству (уборка ком­наты, сервировка стола). Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Оборудование: куклы, детская мебель, угощение для кукол, чайные приборы, вазы, чай, пирожные, подарки.

Ход игры: Ребята могут играть в своей группе в вообра­жаемой ситуации, а гостями могут быть куклы.

Перед игрой можно провести беседу, в ко­торой сообщается, что правила игры требуют, чтобы хо­зяева были вежливы по отношению к гостям, предуп­редительны, употребляли вежливые слова: «будьте доб­ры», «пожалуйста», «спасибо», «кушайте на здоровье» и, т. д. После этого все игровые действия развертываются вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них. Вос­питатель сообщает ребятам, что перед приходом гостей хозяева должны убрать квартиру, украсить ее цветами, накрыть на стол, правильно расставить приборы. Затем взрослый предлагает ребятам договориться, как они встретят гостей, чем их займут.

Также можно разучить с детьми куплет извес­тной песенки с хлопками:

К нам гости пришли,

Дорогие пришли,

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

И с капустой пирог,

И с картошкой пирог.

А который без начинки -

Самый вкусный пирог!

Затем предложить детям самостоятельно составить план игры, что, как и зачем будет происхо­дить в ней. Педагог может подать некоторые идеи более ин­тересного развития сюжета, но основное содержание должны придумать сами ребята.

Вариант игры: когда «гости» пришли на день рождения, то «хозяева» встречают их, правильно расса­живают, предлагают самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, их приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте это пирожное», «Не хотите ли еще чаю или сока?, «угощайтесь тортом» и т.д.

После чаепития «хозяева» развлекают гостей коллективными песнями, загадками, подвижными или словесными играми. Все это «хозяе­ва» заранее обсуждают и готовят, распределяя, кто ка­кие развлечения будет проводить.

Можно провести следующие игры, хороводы: «Каравай», «Фанты», «Волшебный стул», «Музыкальный стул».

Когда день рождения заканчивается, гостей вежливо провожают, помогают им одеться.

Стихотворение:

День рожденья — самый лучший,
Самый радостный денёк,
Для проказ счастливый случай
И для шалостей предлог.

Фрукты, сладости, варенье,
Весь в свечах огромный торт!
В этот день без угощенья
Не останется никто!

Принимаю поздравленья
От друзей и от родных,
И к себе на день рожденья
Приглашаю в гости их.


Игровая зона «Салон красоты».
В этом игровом уголке дети могут поиграть в разные сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Ателье мод», «Салон красоты», «Показ модной одежды». Можно провести конкурсы на лучшую причёску, на лучший наряд.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты».

Программное содержание: закреплять и расширять знания о работе мастеров салона красоты; развивать умение самостоятельно распределять роли и развивать сюжет игры, выполнять ролевые действия; создавать условия для творческого самовыражения; воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.

Возраст детей — от 5 до 7 лет.

Оборудование: набор инструментов для парикмахера (ножницы, расчески, фен, лак, шампунь, заколки, резинки и т.д.), альбом с образцами причесок, фартуки, накидки, набор инструментов для мастера маникюра (лаки, кисточки, пилочки, крема), касса, деньги, чеки, аксессуары для нарядов (бусы, серьги, шляпки, сумочки).

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Ребята, приближается праздник Новый год. Все хотят в этот день быть самыми красивыми, сделать себе новую прическу, маникюр, макияж. И мальчики тоже должны выглядеть хорошо. А где все это можно сделать? Правильно, все эти услуги оказывают в салоне красоты.

Все вместе вспоминают, какие профессии есть в салоне. Распределяются роли по желанию. Выбираются парикмахеры, мастер маникюра, макияжа, кассир, администратор.

— Ребята, а как же нам побыстрее добраться до салона красоты? Дети предлагают разные варианты. Решают вызвать такси. Имитируется звонок по телефону. Выбирается водитель такси, который с помощью детей строит машину из стульчиков. Все едут в салон. В салоне сотрудники готовят свои рабочие места, а остальные дети на такси едут кататься по городу. Через некоторое время клиенты приезжают и идут делать прическу, маникюр, макияж. Воспитатель также проходит все процедуры, участвуя в ролевых диалогах и привлекая малоактивных детей:

— Дима, у нас в салоне красоты замечательный мужской мастер. Ты должен обязательно у него подстричься! Мама тебя не узнает!

— Ира, у нас в салоне есть мастер по маникюру. Ты должна себе сделать красивый маникюр к празднику.

Игра продолжается, пока не угаснет интерес детей.

Стихи:

Салон красоты

Нравится работать Соне
Парикмахером в салоне –
Причесать, постричь, завить,
Лаком для волос облить.
Косметологу же Асе
Нравится ресницы красить,
Пудрить лоб и пудрить нос,
Красить губы ярче роз,
Щечки бледные румянить,
Веки обводить тенями,
И на пальчиках руки –
Красить лаком ноготки.

ПАРИКМАХЕР

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.


Игровая зона «Торговля».
В свободное время дети играют в следующие сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Хлебный магазин», «Супермаркет», «Магазин». Эти же материалы можно использовать и на занятиях: «Знакомство с хлебобулочными изделиями», «Знакомство с профессией продавца», «Здоровая пища» и др.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Программное содержание: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения. Обучать детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина.

Возраст детей — от 5 до 7 лет.

Оборудование: Табличка «Магазин», прилавки, кас­са, бумага, карандаши, несколько игрушечных весов, счеты, предметы-заместители продуктов, одежда для продавцов, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель напоми­нает, как должен покупатель разговаривать с продав­цом, а продавец - с покупателем, и предлагает одно из главных условий игры: без слов «будьте добры», «по­жалуйста», «спасибо» товары отпускаться не будут. Затем распределяются роли по желанию детей.

Дальше начинается игра. Директор объявляет об от­крытии нового магазина и приветливо встречает поку­пателей. После этого покупатели расходятся по отде­лам магазина: одни покупают одежду, другие — про­дукты, третьи - канцелярские товары. Идет оживлен­ная торговля. Все товары имеют цены, но округлен­ные, чтобы дошкольникам было легче считать, в рам­ках изучаемого в детском саду программного материа­ла. Неплохо в игру ввести маленькие весы для взвеши­вания продуктов (песок, мелкие камешки, другой при­родный материал). Желательно продавать молоко, что­бы дети знакомились с емкостями — 0,5 л, 1 л, 2 л. Примерно через полчаса педагог может предложить ре­бятам поменяться ролями.

Игру в «Магазин» можно соединять с другими игра­ми, такими как «Семья», «Фер­ма», «Шоферы», и др.

Стихи:

Продавец Продавец

Мы приходим в магазин. Целый день он слышит:
В нём обилие витрин. «Дайте,
Выбрать нужную покупку Заверните и продайте!»
Продавец поможет чуткий. И хоть очень устает,
Но дает и продает!

(О. Повещенко) (Е. Санин)

Игровая зона «Книжный уголок» . В этом уголке дети могут читать книги, рассматривать иллюстрации, поиграть в лото «Сказки» и в настольный театр, порисовать по прочитанному произведению, могут поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин».

В процессе организованной деятельности можно провести литературные викторины, КВН по сказкам, знакомство с писателями и поэтами, с иллюстраторами детских книг.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Программное содержание: Обучение детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуж­дение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения.

Возраст детей — от 5 до 7 лет.

Оборудование: книги, формуляры, альбомы, журналы, книжки-малышки и самодельные книжки.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «В нашей группе открылась библиотека, и в библиотеку можно записаться всем. Давайте сначала вспомним, как работает библиотекарь».

Дети рассказывают, что библиотекарь за­водит абонемент на каждого читателя, в который он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читате­лю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внима­тельно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателем библиотекарь спра­шивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки. Библиотекарь предупреждает каждого читателя, что­бы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобу­се только посмотреть картинки и т. д.

Затем выбирается ребёнок на роль библиотекаря. Можно также предложить ребятам объединять игру с другими сюжета­ми (например, с играми в «семью», в «путешествие», в «детский сад», в «школу» и т. д.).

Стихи:

Библиотекарь

1.Это – дом для разных книжек,

Ждут тебя давно они.

Подойди скорей поближе,

В гости к книжкам загляни.

Здесь порядок, как в аптеке.

Полки выстроились в ряд.

Возле них – библиотекарь,

Он всегда нас видеть рад.

2.Мы идём в библиотеку,

Настоящим человеком

Помогает книга стать!

Новых книг живые строки

Открывают путь далёкий.

Жить без книг мы не могли бы.

Дорог нам их вечный свет.

Книгам добрым, интересным

Всем – наш пламенный привет!

Загадки:

1.Хоть я не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговариваю с вами

Всем понятным языком (книга).

2. Не в лесу, не в саду,

Корешки на виду,

Веток нет — одни листы,

Что за странные кусты? (книга).

3. Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь в 10 раз умней (книга).

Пословицы:

1.Кто много читает, тот много знает.

2. Книга – твой лучший друг, без неё, как без рук.

3. Книга поможет в труде, выручит и в беде.

4. Книга – мост в мир знаний.

5.Книга – зеркало жизни.

6. Прочёл новую книгу — встретился с другом.

7. Хорошая книга — лучший друг.


Игровая зона «Транспорт».
Во время свободных игр дети могут поиграть в следующие сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Улица», «Транспорт», «Машины на нашей улице», «Светофор», «Можно – нельзя, правильно – неправильно» (о правилах поведения на улице), «Угадай вид транспорта по описанию» и др. Материал этой игровой зоны можно использовать и на занятиях: «На чем люди ездят», «Культура пешехода», «Транспорт», «Путешествие по городу».

Сюжетно-ролевая игра «Улица».

Программное содержание: Обучать детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Закрепить названия машин, правил пове­дения на улице и в общественном транспорте. Продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Возраст детей — от 5 до 7 лет.

Оборудование: модульные автомобили, дорожные знаки, светофор, костюмы водителей, регулировщика.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель с детьми должен закрепить те впечатления и знания, которые дети получили во время прогулок, бесед, экскурсий; повторить правила, которые нужно соблюдать на улице: на улице нельзя бегать, играть, ходить надо спокойно, не толкая прохожих, только по тротуару, по дороге ходить нельзя - там едут машины, автобусы.

Педагог может посоветовать детям построить из строительного материала несколько домов (улицу) и поиграть с ними и машинами: возле больницы дежурит «Скорая помощь», грузовик возит в магазин вылеплен­ные из пластилина овощи и фрукты, в продуктовый ма­газин на специальной машине из пекарни привозят хлеб, бублики, печенье, булки, по улице едет маршрутное такси.

Когда все готово, воспитатель говорит, что улица не бывает пустой: по тротуарам идут люди (куклы), а по мостовой едут машины. Он предлагает детям сделать на улице тротуа­ры, людей. Воспитатель рассказывает о «жизни» улицы и предлагает детям по ходу повествования совершать те или иные действия. Утро. Шоферы едут на машинах, на улицах много машин. (Дети выво­зят на улицу машины.). Вот идут в детский сад дети. Давайте поможем им дойти быстро. (Куклы про­ходят к детскому саду, и их ставят за зданием, как будто они вошли внутрь.). На улице появляется много людей: они идут в магазин, к доктору, на работу. (Ребята игра­ют с куклами - двигают их вдоль улицы, пешеходы заходят в дома и т. д.). Воспитатель во время игры не должен показывать детям игровые действия. Его задача — объединить все игровые действия детей общим замыс­лом и помочь им реализовать его, развить сюжет игры.

Можно в игре применить загадки и стихи.

Загадки:

1.По асфальтовой дороге

Мчится конь четвероногий,

Светят фары, шуршат шины.

Дети, что это? (Машина)

2.Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Автобус)

3.Спозаранку за окошком-

Стук, и звон, и кутерьма:

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

4.Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками! (Троллейбус)

Стихотворение Я. Пишумова:

На улице нашей

Машины, машины,

Машины-малютки,

Машины большие.

Эй, машины, полный ход!

Я примерный пешеход!

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые,

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

У каждой машины

Дела и заботы.

Машины выходят

С утра на работу.

Авторы: Иванова Ольга Владимировна, воспитатель;
Истомина Светлана Витальевна, воспитатель;
МКДОУ ХМР «Детский сад «Машенька» с. Цингалы», Ханты-Мансийский район, Тюменская область, Россия.

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников

Развитие игровой деятельности.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, располо-женные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия,
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно-ролевая игра "Аптека"

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются
строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра "В библиотеке"

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на
несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно - ролевая игра "В кафе"

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Сюжетно - ролевая игра "Кругосветное путешествие"

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

Сюжетно - ролевая игра "На дорогах города"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Сюжетно - ролевая игра "Правила движения"

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД - милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – спортсмены"

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Сюжетно - ролевая игра "На станции технического обслуживания автомобилей"

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно - ролевая игра "Пограничники"

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

Сюжетно - ролевая игра "Школа"

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – военные разведчики"

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.