Пятницкое подворье. Из истории старейших храмов Сергиева Посада Одноклассники пятницкое подворье


Пятницкое подворье

Пятницкая и Введенская церкви – древнейшие храмы в Сергиевом Посаде вне стен Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Они расположены в непосредственной близости от Лавры, на месте, которое в старину называлось «Подолом», месте многолюдном и оживленном, так как здесь проходил торговый путь из Москвы в Александрову слободу, и располагалась торговая площадь.

Еще во времена прп. Никона, ученика прп. Сергия Радонежского, была построена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. вмч. Параскевы Пятницы. В 1547 г. боярин Иван Хабаров (в монашестве Иоасаф) на месте старой постройки возвел две каменные церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. вмц. Параскевы Пятницы.

В середине XVIII в. Подольные церкви вышли из ведения Лавры и стали приходскими. Новый Введенский приход Клементьевского благочиния просуществовал до марта 1896 г., после чего обе церкви были возвращены Лавре.

21 октября 1919 г. произошло закрытие Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - братия монастыря была изгнана из обители. Часть монахов перебралась в Гефсиманский скит, где была создана рабоче - трудовая артель, часть же осталась на Пятницком подворье, которое получило наименование «Малая Лавра». А еще раньше, в начале весны 1919 г. вышел декрет о закрытии Московской духовной академии, помещения которой заняли Электротехнические курсы. Оставшиеся без храма академическая профессура и студенты были приняты на Пятницком подворье Лавры. Там было продолжено чтение лекций, в ежедневном богослужении принимало участие академическое духовенство. Так объединились «теоретики» и «практики». Вплоть до 1928 года здесь совершались уставные монастырские богослужения. В 1928 г. Введенскую и Пятницкую церкви закрыли. В 1931 г. в Пятницком храме организовали мельницу, а во Введенском – склад зерна.

8 августа 1991 г. Введенская, Пятницкая церкви и Пятницкий колодец были возвращены Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в полуразрушенном состоянии и вот уже более 20 лет проводятся работы по восстановлению церквей. В Введенском храме еще не закончен иконостас и внутреннее убранство храма. Пятницкая часовня была отреставрирована в 1962 году архитектором В. И. Балдиным. На первом этапе городчатым осиновым лемехом покрыли все три яруса кровли по древнему образцу. А на втором – установили вновь изготовленные колонны по стенам ниже восьмерика в обрамлениях окон и портала и устроили выстилку с фигурной оградой (1976 г.)

Накануне первого престольного праздника в храм прибыла первая икона святой вмч. Параскевы Пятницы. Это была цветная литография со старинной иконы, предположительно ХIII века. На ней святая держит в руке свиток с Символом Веры в виде знака вопроса. Ее образ оказался чудотворным, что было засвидетельствовано множеством людей. В августе 1996 года прихожанка храма Галина Скерис заказала Ирине Беляковой, иконописцу из г.Вашингтона, написать копию иконы св. вмч. Параскевы Пятницы. Образцом послужила фотография храмового образа. Икона писалась во время Успенского поста и была закончена на Успение. Затем икона совершила большое путешествие в Турцию и Грецию, где была освящена на святых мощах вмч. Параскевы в Афинах и прибыла в Пятницкий храм.

В настоящее время Пятницкое подворье по-прежнему объединяет лаврское и академическое духовенство. 20 марта 2013 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятелем Подворья назначен доцент Московской духовной Академии протоиерей Павел Великанов. Одним из постоянных участников богослужений на Подворье является заместитель Председателя Учебного Комитета РПЦ по вопросам аккредитации и лицензирования преподаватель МДС иерей Михаил Вахрушев.

Начиная со Страстной Седмицы 2013 года в храмах подворья совершаются ежедневные богослужения. Начало вечернего богослужения – 17.00, Божественной Литургии – 8.00. По воскресным дням ранняя Божественная Литургия, как правило, совершается во Введенском храме; начало – 6.30. В Пятницком храме по воскресеньям в 9.00 совершается общий либо водосвятный молебен. Поздняя Божественная Литургия начинается в 9.30.

Банковские реквизиты Пятницкого подворья:

Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

ИНН 50 42043189

КПП 504201001

Р Сч. № 40703810204800140651

Банк «Возрождение» (ОАО) г. Москва

БИК 044525181

Кор. сч 30101810900000000181

Обе церкви изначально относились к небольшому мужскому монастырю (его называли Подольным), в церковной иерархии занимавшему подчинённое положение относительно Троицкой обители. В 1608-1610 годах это место стало ареной постоянных схваток между троицкими сидельцами и польско-литовскими захватчиками. Оба храма получили серьёзные повреждения, на какое-то время служба в них прекратилась.

Литография из серии "Осада Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг."

«Уврачевать раны» удалось лишь к 1621 году, когда церкви привели в порядок и вновь освятили. При этом восстановленный монастырь стал женским. В описи 1641 года значилось, что Введенская и Пятницкая церкви крыты тёсом, купола и крест обиты немецким железом, «да в монастыре том тринадцать келий, живут в них старицы».

В 1679 году пришедший в упадок Подольный монастырь был упразднён, а церкви стали приходскими храмами Нижней Служней слободы. В 1879 году их передали Лавре.

Новые большие перемены в жизни Пятницкой и Введенской церквей произошли после революции. В 1918 году Лавру национализировали, в её стенах организовали музей. Изгнанные из Троицкой обители монахи организовали на Подоле «малую Лавру», где еще 10 лет совершались уставные монастырские богослужения.

В 1928 году в городе начались репрессии среди священнослужителей, церковных старост и прихожан, многие из которых относились к категории «бывших» (бывшие дворяне, купцы, помещики, офицеры и т.д.). После разгромных статей в московской прессе были арестованы и отданы под суд 80 человек. Церкви на Подоле закрыли и передали кооперативному обществу «Смычка».

В 1931 году в Пятницком храме устроили мельницу, а во Введенском - склад «Загозерна». С точки зрения тогдашней власти решение было просто замечательным: готовое помещение (неважно, что бывшая церковь с фресками на стенах), рядом мощёная дорога и, следовательно, удобный подъезд. А самое главное - доступ к электричеству: совсем рядом, на берегу Келарского пруда работала первая в городе электростанция (сейчас в этом помещении ресторан. - Ред.).

Мельницу обустраивал Андрей Алексеевич Фадеев - бывший мельник из Юрьев-Польского, раскулаченный и чудом не угодивший вместе с семьёй под удар государственной репрессивной машины. Прямо в храме установили жернова, которые приводились в движение электромотором. Большую часть оборудования изготовили на близлежащем механическом заводе, который тогда располагался под Блинной горой.

Мельница работала в церкви и во время Великой Отечественной войны. Известно, что в 1944 году на мельника Фадеева был написан донос о том, что он якобы подсыпает в муку битое стекло. Жалоба не подтвердилась, но с работы ему пришлось уйти.

Реставрация храмов началась лишь в конце 1960-х годов. Научным консультантом и руководителем работ стал известный архитектор Виктор Иванович Балдин. Церквям вернули изначальную форму, восстановили позакомарное покрытие кровли, цвет стен вновь стал известково-белым.

В преддверии Олимпиады-80 в Загорске проводились большие работы по благоустройству центра. Полотно дороги проспекта Красной Армии сильно подняли относительно прежнего уровня. Тогда появилась новая проблема - во время паводка Введенскую и Пятницкую церковь стало затапливать водами Кончуры. С ней удалось справиться лишь в конце 1980-х.

15 августа 1991 года исполком Загорского горсовета принял решение о передаче Введенской и Пятницкой церквей в безвозмездное пользование Лавре. Первое богослужение в храмах состоялось уже через четыре дня.

Сегодня обе церкви относятся к Пятницкому подворью монастыря.

Александр ГИРЛИН

Пятницкая и Введенская церкви – древнейшие храмы в Сергиевом Посаде вне стен Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Они расположены в непосредственной близости от Лавры, на месте, которое в старину называлось «Подолом», месте многолюдном и оживленном, так как здесь проходил торговый путь из Москвы в Александрову слободу, и располагалась торговая площадь.

Еще во времена прп. Никона, ученика прп. Сергия Радонежского, была построена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. вмч. Параскевы Пятницы. В 1547 г. боярин Иван Хабаров (в монашестве Иоасаф) на месте старой постройки возвел две каменные церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. вмц. Параскевы Пятницы.

Троицкий монастырь был тем центром, вокруг которого развивались села и слободы, положившие начало современному городу Загорску. Но, в отличие от ряда других русских поселений, где жилая застройка посада нередко подходила непосредственно к кремлю или крепости, у стен Троицкого монастыря всегда сохранялась обширная свободная от застройки зона; она отвечала требованиям обороны и противопожарной безопасности крепости и обеспечивала наилучшее обозрение монастырского ансамбля из многих точек окружающего ландшафта. Вокруг стен монастыря-крепости устраивались дополнительные укрепления - рвы, бастионы, запруды. Здесь существовала целая система прудов: Белый (близ Уточьей башни), Пятницкий (близ Введенской церкви), Клементьевский, или Банный, с юга от монастыря. Все пруды, кроме Белого, были образованы с помощью плотин на небольших речках Кончуре и Вондюге, омывающих с трех сторон монастырский холм.

В XV веке в период строительства крепостной ограды монастыря здесь в один год были сооружены сразу две каменные церкви - Введенская и Пятницкая. Событие это отмечено летописью: «Лета 7055 (1547) поставлен храм каменной на подольном монастыре Введения пречистые Богородица; а ставил ево Иван Хабаров. Того же лета поставили церковь каменную во имя святые Парасковии, нареченные Пятницы». Ровесники крепостных стен монастыря, обе церкви сильно пострадали в период героической обороны 1608-1610 годов. В 1621 году патриарх

Филарет своим указом отмечал, что враги эти церкви «разорили и престол ободрали» и если одну из них (Пятницкую) к этому времени «уже поделали и освятили», то другая «по ся мест стоит нестроена, пенья в ней нет, верх разломан и стороны развалились». Велено было «изготовя камень и кирпичь и известь», отстроить также и Введенскую церковь. Вскоре после ремонта обеих церквей здесь был организован женский Подольный монастырь; Опись 1641 года указывает в нем тринадцать огороженных забором келий.

В 1681 году состоялось специальное постановление Московского собора о приспособлении Подольного монастыря для содержания там монахов, которые «бесчинно живут на Москве и в городах, ходят по кабакам и по корчмам и по мирским домам, упиваются до пьяна и валяются по улицам». Троицким властям предписывалось «прежде бывший Пятницкий монастырь огородить стоячим высоким тыном и построить четыре кельи с сенми по монастырскому чину, и таких безчинников в тот монастырь с Москвы ссылать. . . а за монастырь их отнюдь не спускать». Двадцать лет спустя провинившихся монахов стали ссылать на север, в более отдаленный от столицы Соловецкий монастырь, а этот снова передали в ведение Троицкого.

Введенская церковь в значительной мере утратила свой первоначальный облик: она подверглась разрушениям в период военных действий в начале XVII века, а также существенно перестраивалась и позже. Так, по «ряду» с монастырем крестьянин Гавриил Федоров в 1740 году разобрал в церкви два столба, переделал своды и поставил на них новую декоративную главу, «образцом и мерою» как в церкви Иоанна Предтечи, «что у Барваринских ворот в Москве»; кроме того, он растесал «на запад три окна для свету».

Исследования показывают, что первоначально Введенская церковь представляла собой стройное сооружение, поднятое на высокий подклетный этаж и увенчанное крупной главой (следы от основания главы частично сохранились на чердаке церкви). В ее архитектуре было много общего с Духовской церковью. Может быть, боярин Иван Хабаров, которого А. М. Курбский называл искусным «в книжном разуме», давая деньги на сооружение Введенской церкви, поставил «в образец» своим зодчим этот построенный псковичами более семидесяти лет назад монастырский храм, ибо совершенно одинаковы не только планы обеих церквей, но и их размеры и пропорции, характер декора и даже рисунок отдельных элементов. Точно повторены, например, тонкие профилированные лопатки Духовской церкви, сложный рисунок ее цоколя, а также оригинальные украшения алтарных апсид и своеобразные «пики» на западном портале. Вместе с тем, поставленный на подклет и лишенный звонницы в основании главы, Введенский храм принципиально отличается от монастырской церкви, как бы сочетая в себе архитектурные традиции XV и XVI столетий.

Расположенная рядом Пятницкая церковь проста и вместе с тем очень нарядна. Она не имеет подклета и, в противоположность соседней церкви, вытянута по горизонтали и состоит из четырех, различных по своей форме и высоте, живописно группирующихся объемов: алтаря, собственно церкви, трапезной и примыкающей к ней «колоколь-ницы». Пятницкая церковь сохранила в основном свой первоначальный вид. Даже в 1740 году, когда производились капитальные работы по перестройке Введенской церкви, здесь мастерам было велено только «два окна в трапезе закласть кирпичем с известью, выняв из них решетки и подмазать с трапезною стеною уравнительно», да «с лица и изнутри» выбелить известью, «подмазать расселины» на сводах и перестелить пол. Основным элементом декора фасадов церкви, расчлененных плоскими лопатками и увенчанных килевидными закомарами с широкими лентами профилей, служат богато развитые наличники больших оконных проемов с завершениями в виде стрельчатых кокошников; они занимают почти всю высоту стен алтаря и трапезной. В верхней части стен церкви располагается декоративный пояс, более сложный, чем у соседнего храма: цепочка ниш дополнена здесь лентами из поребриков и полочек и проходит даже поверх лопаток. Позакомарное покрытие (восстановлено в 1968 г.) не имеет диагональных закомар.

В архитектуре Пятницкой церкви нет той величавой монументальности, которая свойственна соседнему Введенскому храму. Ее образ отмечен интимностью и уютом, характерным для посадских церквей, сооружаемых прихожанами слободы или улицы. Церковь и примыкающая к ней трапезная перекрыты сомкнутыми сводами без промежуточных опор, что делает их интерьеры весьма просторными и вместительными. Единственный вход в церковь расположен с запада, со стороны трапезной, и украшен перспективным порталом с тонкой геометрической резьбой. Непосредственно над входом возвышается небольшая восьмигранная «колокольница», увенчанная высоким каменным шатром со «слухами» (открытыми проемами для лучшей резонации звука) и изящной главкой на тонкой шее. Основанием «колокольницы» служат стена трапезной и два отдельно стоящих рустованных пилона с перекинутыми между ними циркульными арками.

Начиная со Страстной Седмицы 2013 года в храмах подворья совершаются ежедневные богослужения. Начало вечернего богослужения – 17.00, Божественной Литургии – 8.00. По воскресным дням ранняя Божественная Литургия, как правило, совершается во Введенском храме; начало – 6.30. В Пятницком храме по воскресеньям в 9.00 совершается общий либо водосвятный молебен. Поздняя Божественная Литургия начинается в 9.30.