Католическая иерархия: что такое аббат? Кто стоял выше аббатов в церковной организации

Древние аббатства представляют собой образцы древней архитектуры. Это невероятно красивые соборы, которые сегодня активно посещают туристы. Примечательно, что архитектура этих монастырских комплексов таит в себе множество загадок для историков. Они украшены декором, элементы которого принадлежат к группам оккультных символов, что вызывает еще больший интерес как специалистов, так и туристов. Итак, значение слова "аббатство" и самые интересные древние монастырские комплексы мы рассмотрим ниже.

Что такое аббатство?

Аббатство - это католический монастырь. Католики составляют большую часть верующих Европы и Латинской Америки. Католическая церковь представляет собой строгую иерархическую систему, во главе которой стоит папа римский. И аббаты занимают не последнюю ступень в этой системе.

В Средневековье аббатства являлись наиболее богатыми и крупными монастырями. Они оказывали на страну не только религиозное, но и политическое, и экономическое влияние. Итак, кто такой аббат?

Значение слова

Именно аббат (мужчина) или аббатиса (женщина) управляют аббатством. Они подчиняются непосредственно епископу или даже папе римскому.

Кто такой аббат с точки зрения лингвистики? Происхождение и история этого титула очень древние. Само слово "аббат" (на лат. - abbas ) имеет еврейские и сирийские (abba ) корни и означает отца. В католичестве так называют настоятеля мужского католического монастыря. Изначально, в V-VI вв. этот титул давали всем настоятелям монастырей, однако с появлением различных религиозных орденов появилось и множество синонимов слова "аббат". Так, картезианцы называли настоятелей приорами, францисканцы - гвардианами, а иезуиты - ректорами.

Как правило, священника назначал на пост настоятеля епископ или папа римский на пожизненный срок.

История появления

Возникновение религиозных общин восходит еще к истокам христианства. Уже тогда люди собирались вокруг жилища человека, известного своей святостью. Они строили дома вокруг этого места и добровольно подчинялись этому человеку. Со временем такие религиозные общины начали посвящать себя служению Богу.

Это монастырь, построенный подобно настоящему укрепленному городку. Помимо монастыря комплекс включал в себя множественные постройки. Здесь строились конюшни, мастерские. Монахи сажали сады. В общем, было все, что нужно для натурального хозяйства. Так как в аббатстве жили и миряне, архитектура монастыря предусматривала отделение их друг от друга.

Со временем аббатства превратились в целые комплексы зданий, в которых были трапезные, больницы, библиотеки и залы капитула, в которых монахи проводили собрания. У аббата были отдельные покои. Конечно, эта общая картина дополнялась разными деталями, в зависимости от индивидуального устава ордена.

Так как большую часть монастырей очень часто перестраивали в результате битв, их изначальный внешний вид представить трудно. Известно, что практически каждый орден отличался собственным архитектурным стилем, воссоздать который в точности, увы, во время реставрации подчас не удавалось.

Первый назывался бенедиктинским. Был основан Нурсийским в VI веке в Италии. Уже в VIII веке монастыри бенедиктинцев были возведены во многих уголках Западной Европы. К началу XII века бенедиктинцы обладали огромной властью. Они управляли собственными землями и активно строили храмы и церкви.

Вестминстерское аббатство

Вестминстерское аббатство в Лондоне является одним из самых знаменитых и древних в мире. Его внешний вид практически не менялся со времен открытия в 1066 году. Официально Вестминстерское аббатство именуется Коллегиальной церковью Святого Петра. Монастырь поражает своим величественным великолепием, пришедшим из глубины веков. Тонкий и изящный готический стиль делает его одним из самых красивых монастырей мира.

История Вестминстерского аббатства начинается в 960-970-х годах. Первыми здесь поселились монахи-бенедиктинцы. Они возвели небольшой монастырь, но в XII Эдуард Исповедник велел перестроить его, сделав более масштабным и величественным. Вестминстерское аббатство открылось для посещений в феврале 1066 года.

Со времен своего создания Вестминстерское аббатство является главной церковью Великобритании. Именно здесь коронуют и хоронят монархов Британии. Но не только монахи находят в монастыре свое последнее пристанище - в так называемом "Уголке поэтов" хоронят известных подданных английской короны, в число которых входят великие поэты, актеры, музыканты. Всего в Вестминстерском аббатстве насчитывается около 3000 захоронений.

Интересный факт! В аббатстве также сочетались браком некоторые королевские отпрыски. Так, принц Гарри женился на Кейт Миддлтон именно здесь.

Батское аббатство

Бывший а ныне церковь Святых Петра и Павла, находится в Бате (город в Англии). Аббатство является идеальным примером готического архитектурного стиля. Относится к числу самых больших британских монастырей. Изначально монастырь должен был стать женским - в 675 году землю для постройки храма даровали аббатисе Берте. Но впоследствии монастырь стал мужским.

Аббатство пользовалось большим влиянием во времена своего расцвета. Позже здесь была епископская кафедра, которая затем переместилась в Уэльс. После реформации монастырь, утративший былое влияние, закрыли, а земли продали.

Лишь в XVI веке здесь была открыта приходская церковь. Елизавета I приказала отреставрировать эту церковь в стиле перпендикулярной готики - именно так она должна была выглядеть изначально, но в те времена у аббатства не хватало средств на такой грандиозный проект.

Аббатство Мон-Сен Мишель

Аббатство это называют восьмым чудом света. Мон-Сен Мишель находится на территории Франции и является одной из самых популярных французских достопримечательностей. Со всех сторон аббатство, раскинувшееся на скалистом острове, окружено морем, и лишь дамба соединяет его с сушей. Когда-то лишь во время отлива можно было пройти пешком к этому величественному строению.

Согласно легенде скалы эти были принесены в море гигантами. Монт Томб, он же Сен-Мишель, нес на плечах великан, а второй скалистый холм, Томбелен, тащила его супруга. Однако они устали и бросили скалы неподалеку от берега.

История этого потрясающе красивого монастыря начинается в 8 веке. Считается, что сам архангел Михаил явился во сне епископу Оберу, наказав построить на острове монастырь. Однако святому пришлось еще дважды посетить епископа, прежде чем тот правильно истолковал его веление. Именно поэтому название монастыря переводится как "гора святого Михаила".

Аббатство строилось медленно - дабы придать ему нынешний внешний вид, ушло 500 лет. Сегодня в монастыре живет всего несколько десятков человек, но ежегодно его посещает более 3 000 000 туристов.

Леринское аббатство

Леринское аббатство расположено на небольшом островке Сен-Оноре (Леринские острова). Оно представляет собой комплекс, состоящий из огромного монастыря и семи часовен. Сегодня аббатство открыто для посещений туристов и носит титул исторического памятника Франции.

История Леринского аббатства весьма насыщенна. Остров долгое время он оставался необитаем, так как кишел змеями. Римляне, которые в те времена хозяйничали на французской земле, опасались посещать его. Но в 410 году отшельник Гонорат Арелатский решил поселиться здесь. Он стремился найти уединение, но его ученики решили последовать за ним, образовав небольшую общину. Так началась история Леринского аббатства. Именно Гонорат позже составил "Правило четырех отцов", ставшее впоследствии первым монастырским уставом во Франции.

Леринское аббатство не единожды подвергалось нападениям. Так, в 732 году монастырь почти полностью уничтожили сарацины. В 1047 он попал во власть испанцев. Во времена Французской революции монастырь был куплен французской актрисой, которая превратила его в гостиный двор. Но сегодня монастырь, вновь отстроенный епископом Фрежюсом в девятнадцатом веке, величественно возвышается на острове и радушно распахивает двери туристам.

Помимо самого монастыря и часовен туристы могут посетить музей исторических манускриптов и клуатр (внутренний двор).

Аббатство Беллапаис

Аббатство находится в одноименной деревне, всего в нескольких милях от Кирении. Сегодня (в Турецкой Республике Северного Кипра) представляет собой полуразрушенное здание, но часть его построек сохранили прежний вид. Это строение - один из наиболее ярких примеров древней готической культуры на Кипре. Сохранилась и часть декоративных элементов. Так, туристы с удовольствием любуются старинной церковью, украшенной фресками, лестницами и колонами, сберегшими свой первозданный архитектурный стиль, рефекторием (монашеской столовой).

К сожалению, фактов об этом монастыре известно крайне мало. Его основали монахи-августинцы, прибывшие из Иерусалима. В 1198 году началось строительство обители святой Марии Горной. В XIII веке обитель была передана ордену продемонстрантов, которые, вероятно, и возвели церковь, сохранившуюся до наших дней. Так как монахи носили белые одежды, их неофициально называли "Белым аббатством".

Монастырь святого Галла

Аббатство это находится в Швейцарии, в самом сердце города Санкт-Галлена. Принадлежит к группе самых древних монастырей мира. В 612 году на месте монастыря святой Галл построил себя келью. Позже бенедиктинский аббат Отмар выстроил на месте маленькой кельи огромный монастырь, который очень быстро начал приносить доход городу за счет пожертвований зажиточных прихожан. До XVIII века он сохранял свой первозданный вид. Но в XVIII веке древний комплекс монастыря снесли, построив на его месте новую, еще более масштабную и величественную обитель в стиле барокко.

Особенно ценной на территории монастыря является библиотека. Она насчитывает около 160 000 средневековых рукописей. Здесь же хранится и план Святого Галла, представляющий собой идеализированную картину средневекового монастыря, написанную в далеком IX веке.

Аббатство Мария Лаах

В горах Айфель, что в Германии, на берегу Лаахского озера, раскинулся монастырь, небольшой, изящный и утонченный. Основанный в 1093 году знатными супругами, он до сих пор сохраняет свою архитектурную красоту. При строительстве этой обители были использованы несколько сортов камня, в результате чего интерьер монастыря отличается уникальными элементами декора.

Украшенный мозаикой с изображением растительного орнамента и германской мифологии, монастырь поражает своей изящной красотой. К западному крылу фасада пристроен закрытый сад, который окружен арочной галереей. Такие уютные уголки называются клуатрами и являются отличительной особенностью романских монастырей.

В настоящее время собор открыт для туристов, у которых он пользуется немалым спросом.

Заключение

Все вышеописанные аббатства - это уникальные и невероятно ценные для историков строения. Впрочем, туристы проявляют к ним еще больший интерес. Ведь это святые места, наполненные особой, божественной атмосферой.

В христианском мире существует упорядоченная система титулов и санов, которые делят духовенство на определенные категории. Подобная иерархия нужна для того, чтобы избежать хаоса и путаницы, ведь, несмотря на общую цель всех последователей Христа (проповедование слова Божьего), кто-то все же должен руководить остальными.

Поэтому давайте рассмотрим такой католический сан, как аббат монастыря. Ведь, несмотря на то, что сегодня этот титул редко используется среди духовенства, в былые времена все было совсем иначе. Но давайте обо всем по порядку.

Итак, дабы понять, что такое аббат, необходимо отправиться в начало V века. В те далекие времена, когда в Европе только появлялись первые католические монастыри. Естественно, вместе с этим должен был появиться и тот, кто взял бы на себя роль наставника, способного не только управлять жизнью общины, но и налаживать контакты с остальным миром.

Именно в этот период появляется первый аббат мелкого монастыря, назначенный самим Папой римским. Чуть позже на всеобщем собрании духовенства этот сан был утвержден официально, и отныне все настоятели монастырей получили такой же титул.

Что такое аббат в католической иерархии того времени?

Следует отметить, что с V по VIII век аббат являлся основным управителем монастыря. Его власть позволяла ему принимать множество решений, связанных с внутренней политикой монастыря. Подчинялся аббат епископу, а также, как и любой католический священник, — Папе римскому. Хотя были и автономные монастыри, чьи аббаты выполняли лишь указания Папы римского.

С течением лет власть аббатов быстро возрастала и позволяла им влиять на решения местных управителей земель. Более того, некоторые настоятели и сами были землевладельцами, так как католическая церковь жаловала им собственные участки, естественно, для нужд монастыря.

Изменения порядков с приходом к власти Каролингов

Поворотным моментом стал приход к власти Карла Мартелла. В период с VIII по X вв. управление монастырями перешло в руки не столько духовенства, сколько к приверженцам власти королей. Если разбираться в том, что такое аббат тех времен, то в большинстве случаев это был вассал правителя, зарекомендовавший себя в бою.

Подобные назначения на должность аббата были своего рода поощрениями или выплатами. При этом сами управители монастырей не слишком уж хотели слушать приказы епископов, что явно не устраивало последних.

Кто такой аббат сегодня?

Правление Каролингов рухнуло, после чего власть снова перешла в руки католической церкви. И хотя подобные рокировки часто имели место в истории, положение аббатов от этого особо не менялось. Как и прежде, они были обычными управителями монастыря, подчиняющимися приказам епископов.

Однако начиная с XVI века во Франции аббатами стали называть всех юношей, что были прилучены к церкви. При этом большинство из них даже не имело духовных титулов.

Учитывая подобный рост численности аббатов, их значимость для церкви сильно упала. Поэтому многие из них стали работать обычными учителями, преподающими в духовных школах или домах знати.

Но что такое аббат сегодня? В нынешнее время это слово крайне редко употребляется как в мирской, так и в духовной жизни католиков. Сан аббата — это, скорее, дань прошлому, нежели полноправный титул.

лат. abbas) - глава аббатства, монастыря, относящегося к одному из древних монаш. орденов, таких, как бенедиктинцы, цистерцианцы и др. На ранних этапах истории христ. монашества А. (от арам. abba - отец) называли опытного в аскезе монаха, благодаря своему дух. дару наставлявшего молодых монахов, не будучи при этом их руководителем в церковно-правовом смысле. После распространения общежитийных монастырей (киновий) А. стали называть настоятелей монастырей. Согласно Уставу св. Бенедикта (Regula Benedicti 2, 1; 64, 13 и др.), А. (dominus et abbas) является прежде всего духовным отцом, учителем и пастырем, а потому должен заботиться как о материальном благосостоянии монастыря, так и о спасении душ братьев (Regula Benedicti 2, 33); он избирается братьями и исполняет свои обязанности пожизненно, разделяя их со своими помощниками и прислушиваясь к советам др. монахов. В VIII–IX вв. должность А. становится одной из ключевых в полит. системе ср.-век. Запада. Григорианская реформа вывела А. из подчинения императорской власти. На соборах в Риме (826) и Пуатье (1078) было впервые определено, что А. должен иметь священнический сан; Вьеннский собор распространил это решение на всю Церковь. Однако в связи с тем, что аббатства подчас владели большими материальными ценностями, имели место злоупотребления, когда лицам, не являвшимся монахами, разрешалось пользоваться доходами на правах А. (abbas in commendam). Эта практика была запрещена Тридентским собором.

В ККП 1983 А. приравнен к настоятелю монастыря или монаш. общины.

Лит-ра: Vogue A. de. La communautО et l’abbe dans la Regle de Saint Benoit. P., 1961; Salmon P. L’abbО dans la tradition monastique. P., 1962; Felten F.J. Аbte und LaienКbte im Frankenreich. Stuttgart, 1980; Penco G. La figura dell’abate nella tradizione spirituale del monachesimo // Medioevo monastico. R., 1988, p. 371–385.

(аббатств) и был званием церковной должности. Позже распространился на всех молодых людей духовного звания и превратился в форму вежливости .

Аналогичное звание с женским окончанием - аббатиса , от лат. Abbatissa , - стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Birth of the Gothic: Abbot Suger and the ambulatory at St. Denis

    Рождение готики: аббат Сугерий и аркада в Сен-Дени

    Сорт груши Аббат Фетель 21 09 2015

    Аббат Фариа: как было на самом деле?

    Advent Retreat with Abbot Tryphon "I Will Walk Among You" - Part One

    Субтитры

    [Играет музыка] Вот мы в базилике Сен-Дени. Здесь родился готический стиль - Благодаря Сугерию, который был здесь аббатом в первой половине 12 века. Значение этой церкви огромно, здесь похоронены члены королевских семей. Потому что сам Сугерий был советником королевской семьи. Мы стоим на хорах. Из окон льётся свет. Хоры - это пространство за алтарём церкви. А аркада - это крытая галерея, по которой можно пройти за алтарь. Сейчас мы как раз идём по ней за алтарём. Сугерий завершил строительство аркады и фасада церкви. И то, и другое, строилось уже давно. Здесь была церковь ещё в 9 веке. И Сугерий решил, что она не годится для погребения королей. В этот исторический момент короли Франции по факту контролировали только Иль-де-Франс, это территория непосредственно вокруг Парижа. Но в это время власть королей росла, и Сугерий очень хотел создать архитектурынй стиль, который отражал бы растущее величие монарха. Как это обычно делалось в храмовой архитектуре Запада: аркада обычно обходит алтарь сзади, и это позволяет паломникам остановиться в каждой из этих маленьких боковых капелл. В этих маленьких комнатах, где хранились реликвии. В прошлом, в период господства романского стиля, эти капеллы буквально были отдельными комнатами, окружёнными стенами. А Сугерий решил вместо этого создать открытое пространство и впустить внутрь свет - и именно это здесь и получилось. Это наверняка казалось очень непривычным по сравнению со всем, что было раньше. Вместо череды стен, в которых иногда проделаны окна, - а в романском стиле это относительно маленькие окна, - вместо этого он нашёл способ спроектировать эту каменную конструкцию так, чтобы стены практически исчезли, уступив место стеклу, цветному стеклу, впустившему внутрь этот яркий, разноцветный свет. Давайте остановимся на двух пунктах: как он это сделал и, во-вторых, почему он это сделал. Да. С чего начнём? Ну, давайте скажем, как он это сделал. Если посмотреть вверх, можно увидеть сложную паутину смыкающихся остроконечных арок. Остроконечные арки - главный элемент здесь. Во-первых, они позволяют работать с пространством разной формы и размера. Может, главное достоинство остроконечной арки в том, что она направляет нагрузку преимущественно вниз, а не в стороны. И поэтому архитектору не нужно делать стены толстыми. Традиционная романская арка обычно должна лежать на довольно массивных стенах, потому что она сильно давит в стороны. Она расширяется. А остроконечная арка принимает вес свода и направляет его прямо вниз, так что её не требуется поддерживать с боков. Когда смотришь вверх на рёбра арок, кажется, что они увлекают вверх. И все эти рёбра свода лежат на этих тонких колоннах. Это придаёт помещению изящество и ощущение простора. Это радикально отличается от предшествующего романского стиля, где всё очень массивно, где взгляд постоянно возвращается по скруглённой арке вниз, и возникает давящее чувство, вас словно прижимает к земле. В романском стиле. А здесь всё иначе. Не забываем, что любая церковь, освящённая церковь - это символ Святого Иерусалима. Это небеса на земле. Суть идеи в том, чтобы перенести нас в более райское, более возвышенное место. Аббат Сугерий полагал, что это можно сделать с помощью света. Сугерий думал, что читает философию святого Дионисия, покровителя этой церкви. На самом деле он читал философа, жившего в шестом веке. Но главное, что он вынес из этого текста мысль о божественности света и показал, как её воплотить на практике, в архитектурной форме. Да. Текст, который он приписывал святому Дионисию, говорил о связи света и божественного. Так что Сугерий решил открыть проёмы в стенах и впустить внутрь свет, чтобы помочь прихожанам перейти о мыслей о свете к мыслям о Боге. Это был революционный подход, который, вообще говоря, шёл вразрез с другими теологическими теориями того времени. Если подумать об идеях, которые продвигал св. Бернар Клервоский, который призывал полностью отказаться от декора, отказаться от всего, что нас может отвлечь. Сугерий предлагает другую мысль, он говорит, нет, на самом деле, мы можем приблизить людей... Визуальное оформление - не отвлекает, это средство приблизить нас к божественному. Должен сказать, на мой взгляд, Сугерию это полностью удалось. Это удивительная красота, она действительно возвышает.

    Подробнее

    Пока монастыри подчинялись правилам, установленными святым Бенедиктом (до начала X века), «аббат» было общим именем их настоятелей. С X века начали возникать новые духовные ордена, и лишь немногие из них, как, например, премонстрантов , цистерцианцев и траппистов , управлялись аббатами, а главы большей части остальных назывались: старшинами (majores ) (у камальдулов), приорами (у картезианцев , иеронимитов , доминиканцев , кармелитов , августинцев и пр.), гвардианами (у францисканцев) или ректорами (у иезуитов). Аббатисы были не только в женских монастырях упомянутых орденов, но также у монахинь фонтевродского ордена и у светских канонисток. Многие ордена не желали использовать этот титул из чувства смирения.

    Аббаты занимали различное положение по отношению, с одной стороны, к ордену, а с другой, к подчинённым им монахам их монастырей. Например, у бенедиктинцев назначаемый конвентом аббат пользуется полной самостоятельностью, а у цистерцианцев он бюрократически подчинён верховному совету в Клерво . До причисления монахов к духовенству, аббат имел право и обязан был наблюдать за соблюдением орденских правил, управлять монастырскими имениями и требовать от монахов безусловного послушания. Карательная власть аббатов над их монахами была довольно обширна; ранее нередко применялись даже телесные наказания, да и в начале XX века аббаты и аббатисы ещё пользовались правом подвергать своих подчинённых не только временному, но и пожизненному заключению за тяжкие преступления. У бенедиктинцев апелляция на карательный приговор аббата подаётся епископу или Папе .

    Ещё в VI веке аббаты были причислены к духовному званию, а после Второго Никейского собора им было предоставлено право посвящать своих монахов в низшие должности. Все аббаты принадлежат к прелатам церкви, занимают в иерархии место непосредственно после епископов и имеют право голоса на соборах. За такие же права боролись аббатисы , но не могли получить в том числе и потому, что женщины не могут совершать какие-либо священнодействия. Они остались подчинёнными епископам своей епархии, тогда как аббаты постарались освободиться от этого подчинения посредством привилегий. Аббаты освобождённых монастырей не признают над собою никакой власти, кроме власти папы.

    Начиная с VII века епископы нередко вмешивались в права аббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своих любимцев, а при освобождении этих мест даже оставляли аббатства за собой. Ещё более опасно для достоинства этого сана было то, что в VIII и особенно в Львом X рясы с небольшим воротником, а волосы завивались в локоны. Но так как только немногие из всего числа аббатов могли рассчитывать на осуществление своего желания, то значительная часть их стала занимать места домашних учителей в знатных домах или проникать в семейства в качестве духовных советников и друзей дома, причём влияние их слишком часто оказывалось вредным. Именно поэтому в старинных французских комедиях аббаты играют не совсем привлекательную роль.

    Некоторые другие из числа молодых духовных лиц, не занимавших официальных должностей, старались получить места в высшем учебном ведомстве или же приобрести известность в качестве поэтов и писателей. Только в конце XVIII века , во время французской революции , аббаты исчезли из французского общества, и в настоящее время этот титул используется французами как форма вежливости по отношению к белому духовенству начиная с сана диакона. Французскому слову аббат соответствует итальянское abbate , и этот титул используется в обращении к любому молодому лицу духовного звания, ещё не получившему священнического сана.

  1. Введение
  2. Жители монастыря
  3. Время и дисциплина
  4. Архитектура

Христианское монашество возникло в египетской и сирийской пустынях. В III веке некоторые верующие, чтобы укрыться от мира с его искушениями и полностью посвятить себя молитве, стали уходить из языческих городов в безлюдные места. Первые монахи, практиковав-шие крайнюю аскезу, жили либо в одиночестве, либо с несколькими учениками. В IV веке один из них, Пахомий из египетского города Фивы, основал первый общежительный (киновийный) монастырь и написал устав, который описывал, как монахам следует жить и молиться.

В том же столетии монастыри начали появляться и на западе римского мира — в Галлии и Италии. После 361 года бывший римский солдат Мартин основал под Пуатье общину отшельников, а после 371 года — монастырь Мармутье под Туром. Около 410 года святой Гонорат Арльский создал на одном из ост-ровков в Каннском заливе Леринское аббатство, а святой Иоанн Кассиан около 415 года — монастырь Сен-Вик -тор в Марселе. Позже благодаря усилиям свя-того Патрика и его последователей своя — очень суровая и аскетичная — традиция монашества появилась в Ирландии.

В отличие от отшельников, монахи общежительных монастырей объеди-нялись под властью аббата и жили по уставу, созданному кем-то из отцов. В восточ- но- и западно-христианском мире существовало множество мона-стырских правил Пахомия Великого, Василия Великого, Августина Гиппонского, Колумбана и др. , но самым влиятельным стал устав, составленный около 530 года Бенедиктом Нурсийским для аббатства Монтекассино, которое он основал между Неаполем и Римом.

Страница устава Бенедикта Нурсийского. 1495 год Biblioteca Europea di Informazione e Cultura

Бенедикт не требовал от своих монахов радикального аскетизма и постоянного сражения с собственной плотью, как во многих египетских или ирландских монастырях. Его устав был выдержан в духе умеренности и предназначался скорее для «начинаю-щих». Братья должны были беспрекословно подчиняться настоятелю и не покидать стены монастыря (в отличие от ирландских монахов, которые активно странствовали).

Его устав формулировал идеал монастырской жизни и описывал, как ее орга-низовать. В бенедиктинских монастырях время распределялось между бого-служением, уединенной молитвой, душеспасительным чтением и физическим трудом. Однако в разных аббатствах это делали совершенно по-разному, а прин-ципы, сформулированные в уставе, всегда требовалось уточнять и адап-тировать к местным реалиям — образ жизни монахов на юге Италии и на се-вере Англии не мог не отличаться.


Бенедикт Нурсийский передает свой устав святому Мавру и другим монахам своего ордена. Миниатюра из французского манускрипта. 1129 год Wikimedia Commons

Постепенно из радикального выбора для немногих аскетов, готовых к воздер-жа-нию, бедности и послушанию, монашество превратилось в массовый институт, тесно связанный с миром. Даже умеренный идеал все чаще стал забываться, а нравы — разбалтываться. Поэтому история монашества полна призывов к реформе, которая должна была возвратить монахов к первоначаль-ной строгости. В результате таких реформ в бенедиктинской «семье» возни-кали «подсемьи» — конгрегации монастырей, реформированных из одного центра и часто подчиненных «материнскому» аббатству.

Клюнийцы

Cамой влиятельной из таких «подсемей» стал Клюнийский орден. Аббатство Клюни было основано в 910 году в Бургундии: монахов оттуда приглашали реформировать другие обители, они основывали новые монастыри, и в итоге к XI-XII векам возникла огромная сеть, которая охватывала не только Фран-цию, но и Англию, Испанию, Германию и другие земли. Клюнийцы добились иммунитета от вмешательства в свои дела мирских властей и местных еписко-пов: орден был подотчетен только Риму. Хотя устав святого Бенедикта предпи-сывал братьям трудиться и самим возделывать свои земли, в Клюни этот принцип был позабыт. Благодаря потокам пожертвований (в том числе за то, что клюнийцы неустанно служили заупокойные мессы по своим благодетелям) орден превратился в крупнейшего землевладельца. Монастыри получали подати и продукты от крестьян, возделывавших угодья. Теперь для монахов благородных кровей физический труд считался постыдным и отвлекавшим от главной задачи — богослужения (в обычные дни оно занимало семь часов, а в праздники и того больше).

Цистерцианцы

Обмирщение, восторжествовавшее среди клюнийцев и в других близких по духу монастырях, вновь пробудило мечты о возвра-щении к первоначальной строгости. В 1098 году аббат бургунд-ского монастыря Молем по имени Роберт, отчаявшись привести братьев к строгости, с 20 монахами ушел оттуда и основал аббатство Сито. Оно стало ядром нового, Цистерцианского (от Cistercium — латинского названия Сито) ордена, и вскоре в Европе появились сотни аббатств-«дочерей». Цистерцианцы (в отличие от бене--диктинцев) носили не черные, а белые (из некрашеной шерсти) одея-ния — поэтому их стали называть «белыми монахами». Они тоже следовали уставу святого Бенедикта, но стремились исполнять его буквально, чтобы вер-нуться к первоначальной строгости. Для этого требовалось удалиться в далекие «пустыни», сократить продолжительность богослужений и посвятить больше времени труду.

Отшельники и рыцари-монахи

Помимо «классических» бенедиктинцев, на Западе существовали монашеские общины, жившие по другим уставам или сохраняв-шие устав святого Бенедик-та, но применявшие его принци-пиаль-но иначе — например, отшельники, практиковавшие крайнюю аскезу в небольших общинах, такие как камальдулы (их орден был основан святым Ромуальдом), картезианцы (последователи свя-того Бруно) или гранмонтенсы (ученики святого Стефана из Мюре).

Дальше, на пересечении нефа с трансептом, располагались хоры (E) . Там мона-хи собирались на службы часов и на мессы. В хорах друг напротив друга парал-лельно стояли два ряда скамей или кресел Англ. stalls, фр. stalles. . В позднее Средневековье в них чаще всего делались откидывающиеся сиденья, так что монахи во время утомительных служб могли либо сидеть, либо стоять, облокотившись на небольшие консоли — мизерикорды Вспомним французское слово misericorde («сострадание», «милосердие») — такие полочки, действительно, были милостью для уставших или немощных братьев. .

За хором были установлены скамьи (F) , где во время богослужения располагались больные братья, временно отделенные от здоровых, а также послушники. Далее шла перегородка Англ. rood screen, фр. jubé. , на которой устанавливали большое распятие (G) . В приходских церквях, соборах и монастырских храмах, куда пускали паломников, она отделяла хор и пресвитерий, где проводилось богослужение и располагались клирики, от нефа, куда имели доступ миряне. Миряне не могли заходить за эту границу и фактически не видели священника, кото-рый вдобавок стоял к ним спиной. В Новое время большинство этих перегоро-док было снесено, поэтому, когда мы входим в какой-то средневеко-вый храм, нужно представить, что раньше его пространство вовсе не было едино и до-ступ-но для всех.

В цистерцианских церквях в нефе мог находиться хор для конверсов (H) — мирских братьев. Из своего клуатра они попадали в храм через специальный вход (I) . Он располагался недалеко от западного портала (J) , через который в церковь могли заходить миряне.

2. Клуатр

Четырехугольная (реже — многоугольная или даже круглая) галерея, которая с юга примыкала к церкви и связывала воедино основные монастырские строения. В центре часто разбивали сад. В монастырской традиции клуатр уподобляли окруженному стеной Эдему, Ноеву ковчегу, где семейство пра-ведника спасалось от вод, посланных грешникам в наказание, Соломонову храму или Небесному Иерусалиму. Название галерей происходит от латин-ского claustrum — «замкнутое, огороженное пространство». Потому в Средние века так могли называть как центральный двор, так и всю обитель целиком.

Клуатр служил средоточием монастырской жизни: по его галереям монахи переходили из спальни в церковь, из церкви — в трапезную, а из трапезной, например, в скрипторий. Там находился колодец и место для умывания — lavatorium .

В клуатре также проводились торжественные процессии: например, в Клюни каждое воскресенье между третьим часом и главной мессой братья во главе с одним из священников шествовали по монастырю, окропляя все помещения святой водой.

Во многих бенедиктинских монастырях, таких как аббатство Санто-Доминго-де-Силос (Испания) или Сен-Пьер-де-Муассак (Франция), на капителях колонн, на которые опирались галереи, было вырезано множество сцен из Биб-лии, житий святых, аллегорических образов (как противостояние пороков и добродетелей), а также устрашающие фигуры демонов и различных мон-стров, сплетенные друг с другом звери и т. д. Цистерцианцы, стремившиеся уйти от излишней роскоши и любых изображений, которые могли отвлечь монахов от молитвы и созерцания, изгнали подобный декор из своих мона-стырей.

3. Умывальник

В Чистый четверг на Страстной неделе — в память о том, как Христос перед Тайной вечерей омыл ноги своим ученикам Ин. 13:5-11 . — монахи во главе с аббатом там смиренно мыли и целовали ноги беднякам, которых приводили в монастырь.

В галерее, которая примыкала к церкви, каждый день перед повечерием братия собиралась, чтобы послушать чтение какого-то благочестивого текста — collatio Это название возникло оттого, что святой Бенедикт рекомендовал для этого «Собе-седования» («Collationes») Иоанна Кассиана (около 360 — около 435) — аскета, который одним из первых перенес из Египта на Запад прин-ципы монастырской жизни. Потом словом collatio стали называть и перекус или стакан вина, который в постные дни выдавали мона-хам в этот вечерний час (отсюда французское слово collation — «закуска», «легкий ужин»). .

4. Ризница

Помещение, в котором под замком хранились литургические сосуды, бого-служебные облачения и книги (если в монастыре не было специальной сокровищницы, то и реликвии), а также важнейшие документы: исторические хроники и сборники хартий, в которых перечислялись покупки, дарения и другие акты, от которых зависело матери-альное благополучие обители.

5. Библиотека

Рядом с ризницей располагалась библиотека. В небольших общинах она больше напоминала каморку с книгами, в огромных аббатствах была похожа на величественное хранилище, в котором персонажи «Имени розы» Умберто Эко ищут запретный том Аристотеля.

Что читали монахи в разные времена и в разных концах Европы, мы можем представить благодаря описям средневековых монастырских библиотек. Это списки Библии или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литур-гические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского, Григория Великого, Исидора Севильского и др. , жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по канони-ческому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грам-матики, творения древне-греческих и древнеримских авторов… Хорошо извест-но, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подо-зрительное отношение к языческой муд-рости, сохра-нили средневеко-вые монахи В каролингские времена самые богатые монастыри — такие как Санкт-Галлен и Лорш в германских землях или Боббио в Италии — обладали 400-600 томами. Каталог библио-теки монастыря Сен-Рикье на севере Фран-ции, составленный в 831 году, насчитывал 243 тома. В хронике, написанной в XII веке в монастыре Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, при-водится список рукописей, которые приказал переписать или отреставрировать аббат Арно. Помимо библейских и бого-служебных книг, он включал комментарии и богослов-ские сочинения Оригена, Августина Гиппон-ского, Григория Великого, страсти мученика Тибуртия, описание переноса мощей святого Бенедикта в монастырь Флёри, «Историю лангобардов» Павла Диакона и т. д. .

Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги. До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их чита-телями.

6. Зал капитула

Административный и дисциплинарный центр монастыря. Именно там каждое утро (после службы первого часа летом; после третьего часа и утренней мессы зимой) монахи собирались, чтобы прочесть одну из глав (capitulum ) бенедик-тинского устава. Отсюда — название зала. Помимо устава, там зачитывали фрагмент из мартиролога (списка святых, память которых праздновалась в каждый из дней) и некролога (списка усопших братьев, покровителей монастыря и членов его «семьи», за которых монахи в этот день должны вознести молитвы).

В этом же зале аббат наставлял братию и порой совещался с избранными иноками. Там послушники, которые прошли испытательный срок, вновь просили постричь их в монахи. Там настоятель принимал сильных мира сего и решал конфликты между монастырем и церковными властями или свет-скими сеньорами. Там же проходил «обвинительный капитул» — после чтения устава аббат произносил: «Если кому-то есть что сказать, пусть говорит». И тогда те монахи, которые знали за кем-то или за собой какое-то нарушение (например, опоздали на службу или оставили у себя хотя бы на один день найденную вещь), должны были при остальной братии в нем признаться и понести наказание, которое назначит настоятель.

Фрески, украшавшие капитулярные залы многих бенедиктинских аббатств, отражали их дисциплинарное призвание. Например, в Санкт-Эммерамском монастыре в Регенсбурге были сделаны росписи на тему «ангелической жизни» монахов, борющихся с искушениями, по образцу святого Бенедикта — их отца и законодателя. В монастыре Сен-Жорж-де-Бошервиль в Нормандии на арка-дах капитулярной залы были вырезаны изображения телесных наказаний, к которым приговаривали провинившихся иноков.

7. Помещение для разговоров

Устав святого Бенедикта предписывал братьям большую часть времени пребывать в молчании. Тишина считалась матерью добродетелей, а замкнутые уста — «условием покоя сердца». Сборники обычаев разных монастырей резко ограничивали те места и моменты дня, когда братья могли общаться друг с другом, а жития описывали тяжкие кары, которые падают на головы болту-нов. В некоторых аббатствах различали «великое молчание» (когда вообще запрещено говорить) и «малое молчание» (когда можно было говорить вполго-лоса). В отдельных помещениях — церкви, дормитории, трапезной и т. д. — праздные беседы и вовсе были запрещены. После повечерия во всей обители должна была наступить абсолютная тишина.

В случае крайней необходимости поговорить можно было в специальных помещениях (auditorium ). В цистерцианских монастырях их могло быть два: один для приора и монахов (рядом с залом капитула), второй прежде всего для келаря и конверсов (между их трапезной и кухней).

Чтобы облегчить коммуникацию, в некоторых аббатствах разрабатывали специальные языки жестов, которые позволяли передавать простейшие сооб-щения, формально не нарушая устава. Такие жесты означали не звуки или сло-ги, а целые слова: названия различных помещений, повседневных предметов, элементов бого-служения, литургических книг и т. д. Перечни таких знаков сохранились во многих монастырях. Например, в Клюни насчитывалось 35 жестов для описания пищи, 22 — для предметов одежды, 20 — для богослу-жения и т. д. Чтобы «сказать» слово «хлеб», следовало сделать двумя мизин-цами и двумя указательными пальцами круг, так как хлеб обычно выпекался круглым. В разных аббатствах жесты были совершенно различны, и жестику-лирующие монахи Клюни и Хирсау друг друга не поняли бы.

8. Спальня, или dormitorium

Чаще всего эта комната находилась на втором этаже, над залом капитула или рядом с ним, и в нее можно было попасть не только из клуатра, но и по пере-ходу из церкви. 22-я глава бенедиктинского устава предписывала, что каждый инок должен спать на отдельной кровати, желательно в одном помещении:

«<…> …если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампада в спальне пусть горит до самого утра.
Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при боках своих, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове и, как только дан знак, без промедления вставши, спешить, один другого упреждая, на дело Божие, чинно, однако ж и скромно. Юнейшие братия не дол-жны иметь кроватей друг подле друга, но пусть перемешаны бывают они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми».

Бенедикт Нурсийский наставлял, что инок должен спать на простой циновке, укрывшись одеялом. Однако его устав предназначался для монастыря, распо-ло-женного на юге Италии. В северных землях — скажем, в Германии или в Скан-динавии — соблюдение этого указания требовало гораздо большей (часто почти невозможной) самоотверженности и презрения к плоти. В раз-личных монастырях и орденах, в зависимости от их строгости, дозволя-лись разные меры комфорта. Например, францисканцы должны были спать на голой земле или на досках, а циновки разрешались только тем, кто был физически слаб.

9. Теплая комната, или calefactorium

Поскольку почти все помещения монастыря не отапливались, в северных землях устраивалась специальная теплая комната, где поддерживался огонь. Там монахи могли чуть согреться, растопить замерзшие чернила или навощить обувь.

10. Трапезная, или refectorium

В крупных монастырях трапезные, которые должны были вмещать всю братию, были очень внушительны. Например, в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре трапезная составляла 40 метров в длину и 20 метров в ширину. Длинные столы со скамьями размещались в форме буквы «П», и вся братия размещалась за ними в порядке старшинства — так же, как в хоре церкви.

В бенедиктинских монастырях, где, в отличие от цистерцианских, было мно-жество культовых и дидактических образов, в трапезных часто писали фрески с изображением Тайной вечери. Монахи должны были идентифицировать себя с апостолами, собравшимися вокруг Христа.

11. Кухня

Цистерцианская диета в основном была вегетарианской, с добавлением рыбы. Специальных поваров не было — братья по неделе трудились на кухне, в суббо-ту вечером бригада дежурных уступала место следующей.

Большую часть года монахи получали лишь одну трапезу в день, ближе к вечеру. От середины сентября до Великого поста (начинающегося примерно в середине февраля) они впервые могли поесть после девятого часа, а в Вели-кий пост — после вечери. Лишь после Пасхи монахи получали право на еще одну трапезу около полудня.

Чаще всего монастырский обед состоял из бобов (фасоли, чечевицы и т. д.), призванных утолить голод, после которых подавали основное блюдо, включав-шее рыбу либо яйца и сыр. В воскресенье, вторник, четверг и субботу каждый обычно получал целую порцию, а в дни поста, понедельник, среду и пятницу — одну порцию на двоих.

Кроме того, чтобы поддержать силы монахов, каждый день им выдавали пор-цию хлеба и стакан вина или пива.

12. Трапезная для конверсов

В цистерцианских монастырях мирские братья были отделены от полноправ-ных монахов: у них был свой дормиторий, своя трапезная, свой вход в церковь и т. д.

13. Вход в монастырь

Цистерцианцы стремились строить свои аббатства как можно дальше от горо-дов и деревень, чтобы преодолеть обмирщение, в котором за века, прошедшие со времен святого Бенедикта, погрязли «черные монахи», прежде всего клю-нийцы. Тем не менее «белые монахи» тоже не могли полностью отгородиться от мира. К ним приходили миряне, члены монастырской «семьи», связанные с братьями узами родства или решившие служить обители. Привратник, кото-рый следил за входом в монастырь, периодически привечал бедняков, которым раздавали хлеб и остатки еды, не доеденной братьями.

14. Больница

В крупных монастырях всегда устраивалась больница — с часовней, трапезной, а порой и со своей кухней. В отличие от здоровых собратьев, пациенты могли рассчитывать на усиленное питание и прочие льготы: например, им разреша-лось во время еды перекинуться парой слов и не посещать все длинные бого-служения.

Все братья периодически отправлялись в больницу, где им делали кровопуска-ние (minutio ) — процедуру, которая и даже необходимой для поддержания правильного баланса гуморов (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) в организме. После этой процедуры ослабшие иноки на несколько дней получали временные послабления, чтобы восстано-вить силы: освобождение от всенощных, вечерний паек и стакан вина, а порой и деликатесы вроде жареного цыпленка или гуся.

15. Другие постройки

Помимо церкви, клуатра и основных зданий, где проходила жизнь монахов, послушников и конверсов, в монастырях было множество других построек: личные апартаменты аббата; странноприимный дом для бедных странников и гостиница для важных гостей; различные хозяйственные строения: амбары, погреба, мельницы и пекарни; конюшни, голубятни и т. д. Средневековые монахи занимались множеством ремесел (делали вино, варили пиво, выделы-вали кожи, обрабатывали металлы, работали по стеклу, производили черепицу и кирпичи) и активно осваивали природные богатства: корчевали и валили лес, добывали камень, уголь, железо и торф, осваивали соляные копи, возво-дили на реках водяные мельницы и т. д. Как бы сказали сегодня, монастыри были одними из главных центров технических инноваций.

Источники

  • Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество, 980–1420 годов.

    М., 2002. Prou M. (éd.). Paris, 1886.