Как считать очки в домино, как ведется подсчет очков? Как играть в домино: правила, советы и секреты

Описание набора домино

Костяшки домино произошли от всем известных игральных костей . Стандартный набор домино включает в себя 28 костяшек. Костяшка домино представляет собой прямоугольную плитку. Её лицевая сторона разделена линией на две квадратные части. Каждая часть содержит от нуля до шести точек. В специализированных наборах домино возможное количество точек может доходить до девяти, двенадцати, пятнадцати или восемнадцати.

Количество костяшек в домино равно количеству сочетаний с повторениями по 2 из набора 7 чисел {0, 1, 2,..., 6} и рассчитывается по формуле: (n+1)×(n+2)/2, где n - максимальное количество точек. К примеру, уже вышеописанный «стандартный» набор включает в себя (6+1)×(6+2)/2 = 28 косточек.

Существуют и другие наборы домино. Так, в китайском домино 32 костяшки, причём частей без точек в наборе нет, но при этом присутствует несколько пар дубликатов костей.

Оборотная сторона костяшки обычно ровная. Домино делают из кости (простой или слоновой), пластика , металла или дерева . Иногда в качестве домино используют карточную колоду. Помимо традиционного домино, существует множество других разновидностей этой игры.

История домино

Корни игры в домино уходят в Индию и Китай , именно там появились кости в виде пластинок. Точки на костях в китайском домино разноцветные (белые и красные), в наборе нет пустышек. В XVIII веке игра была привезена в Италию и видоизменена. Современное домино также тесно связано с игрой в кости. Две половинки костяшки домино - это одна из возможных комбинаций, выпадающих при броске двух костей. Считается, что домино была названа в честь чёрно-белых маскарадных костюмов, которые, в свою очередь, произошли от одеяния монахов-доминиканцев , носивших белые плащи с чёрными капюшонами.

Правила игры

Играют от двух до четырёх человек. Для двух сдают по семь доминошек, для трёх или четырёх - по пять. Остальные размещаются в закрытом резерве («базаре»). Начинает игрок, у которого на руках находится «дубль шесть» или «дубль ноль» (0-0), в зависимости от правил игры. Следующие игроки выставляют камни с соответствующими очками (6-1; 6-2; 6-3… или 0-1; 0-2; 0-3…). Если подходящих камней нет, то приходится добирать из резерва.

Если ни у кого из игроков нет на руках дубля 6-6, можно начать игру дублем 5-5. Если же на руках нет ни одного дубля, начинают с камня, имеющего наибольшее количество (например, 6-5).

Игра заканчивается, когда один из игроков выложит последний камень. Возможно окончание игры «рыбой» - так называется блокировка выкладки, когда на руках ещё есть камни, но доложить нечего. Если есть базар то игрок после игрока который зарыбачил должен взять его весь. Если вам выпадает кость в два нуля, вам начисляется 25 очков. А кость 6-6 50 очков. Заканчивает игру тот,кто ходил последним.

Победителю в качестве выигрыша записывается сумма очков всех камней на руках проигравших. При блокировке («рыбе») выигрыш принадлежит тому, у кого на руках меньше всех очков. В выигрыш ему записывается разность очков. Игра продолжается до заранее оговоренной суммы - допустим, до ста или ста пятидесяти очков.

Разновидности игры

В России получили распространение несколько разновидностей игры, отличающихся друг от друга способами набора очков, условиями победы и т. д.

Козёл

Самая популярная разновидность игры.

В игре участвуют от двух до четырёх игроков. Каждый игрок получает по 7 костяшек. Начинает игру игрок с дублем 1-1 при игре вчетвером, или наименьшим дублем в остальных случаях. Последний камень из резерва не забирается. Следующий розыгрыш начинает игрок, выигравший предыдущий раунд или объявивший «рыбу». Проигравшие в каждом розыгрыше записывают на свой счёт сумму очков на оставшихся у них костяшках. Чтобы начать запись, нужно набрать хотя бы 13 очков.

Игрок, первым набравший 101 очко, объявляется «козлом» - проигравшим. Иногда 4 игрока играют парами. При этом игроки, сидящие друг напротив друга по диагонали, играют в одной команде.

Морской козёл

Динамичная игра, зачастую более сложная, чем козёл. В игре участвуют 2-4 игрока. 4 игрока играют парами.

Игра отличается от козла следующим образом:

  • Игрок, победивший в розыгрыше, записывает себе сумму очков проигравших.
  • Минимальное количество очков, которые можно начать записывать - 25.
  • Очки может набирать только один игрок. Таким образом, если другой игрок набрал больше 25 очков все очки «списываются» - у всех игроков становится 0 очков.
  • Если игрок имеет возможность выставить дубль (1-1 2-2 и т.п.) с каждой стороны, то он может выставить два дубля одновременно.
  • Игрок, начавший «запись», имеет право начать розыгрыш с 6-6. Такой ход называется «на сто». В случае если игрок, зашедший «на сто», заканчивает первым, он автоматически выигрывает игру, но если он проиграл, и у него осталось 25 очков и более, игрок считается проигравшим («свояк»).
  • Закончивший розыгрыш на 0-0, автоматически выигрывает игру, такой «козёл» называется «лысый».
  • Закончивший розыгрыш на 6-6, считается победителем если у проигравшего игрока 25 очков и более, если менее 25 очков то закончивший игрок начинает розыгрыш на 6-6 (ход «на сто»).
  • Если в конце розыгрыша у игрока остался только дубль 0-0, он засчитывается как 25 очков; только 6-6 засчитывается как 50 очков; только 0-0 и 6-6 в сумме дают 75 очков в запись.
  • Если игра окончилась (нельзя сделать ни одного хода) и у обоих игроков остались костяшки, такая ситуация называется «рыба».
  • Игрок, ставивший костяшку последним и сделавший «рыбу» называется - «рыбаком» (дубль не считается последней костяшкой).
  • Если у «рыбака» менее 25 очков, а у другого - более, то «рыбак» считается победившим, и он делает ход «на сто».
  • Если у «рыбака» больше очков чем у другого игрока и более 25, то «рыбак» имеет право списать «рыбу», при этом он первым заходит на игру с любой, наиболее выгодной для него, костяшки.
  • Если «рыбак» выиграл, и у противника осталось 25 очков и более, такая «рыба» считается списаной.
  • Если с трёх попыток «рыбаку» не удалось списать «рыбу», он считается проигравшим и ход «на сто» делает его противник.
  • Ситуация когда при «рыбе» у обоих игроков остаётся равное количество очков, называется - «яйца».
  • «Яйца» разыгрываются начиная с 1-1.
  • Если «яйца» не были разыграны с трёх попыток (не был выставлен дубль с 1-1 по 3-3), они считаются протухшими.
  • Если закончивший розыгрыш на 0-0 и 6-6 одним игроком соперники проигрывают, называется - "генерал"

Чечевэ

Разновидность игры, по правилам близкая к козлу. Кол-во игроков от двух до четырех. Название чечевэ происходит от аббревиатуры ЧЧВ, что означает "человек человеку волк" (так как игроки играют не попарно в одной команде, а каждый сам за себя).

  • Игроки берут по 7 костей если их меньше четырех, по шесть если их четверо. Оставшиеся кости - "рынок".
  • Начинает игру тот игрок у которого на руках дубль 1-1, если такого нет то 2-2 и так далее до 0-0 (голый дубль). Первый дубль не может быть закрыт.
  • От "базы" (первого поставленного дубля) можно ходить в четырех направлениях, в будущем эти направления могут быть "закрыты".
  • Если у игрока есть несколько дублей то он может их выложить сразу и все, причём некоторые могут быть открыты, некоторые - нет; либо все закрыты, либо все открыты.
  • Если у игрока нет подходящей кости, он должен идти на "рынок" и брать кости по своему усмотрению пока не найдет нужную.
  • Если у игрока нет подходящей кости и "рынок" пуст, он "стучит" - пропускает ход.
  • Если игрок заканчивает голым дублем (0-0), то все кроме него становятся "козлами".
  • Если игрок заканчивает дублем 6-6, то всем кроме него записывается 50 очков.
  • Если у игрока остался на руках голый дубль (0-0) и он не был разыгран игроком, то игрок автоматом становится "козлом".
  • Если у игрока остался на руках дубль 6-6 и он не был разыгран игроком, то игроку зачисляется 50 очков.
  • Звание "козла" получает тот игрок у которого набрано больше 101 очка.
  • Подсчёт очков идёт в сторону игрока, у которого большее количество очков. Пример: у Васи 23 очка, у Алёны 25, на выходе Алёне записывают 25+23=48 очков.
  • Тот кто проиграл кон - мешает кости.
  • Тот кто закончил кон - начинает ход первым, причём ход может быть начат с любой кости.

Спортивное домино

Разновидность игры, по правилам близкая к козлу. В игре принимают участие 4 игрока попарно.

Основные отличия:

  • Заходы по очереди.
  • Костяшки устанавливаются на подставки.
  • Играется определённое количество раздач (замесов) кратное четырём (4,8,12 и т. д.).
  • Побеждает пара, записавшая больше очков на соперника.

Осёл

Динамичная игра для 2-4 человек. Внешне может напоминать нижеупомянутый Телефон, однако правила игры ближе к Козлу.

Игра отличается от Козла следующим образом:

  • К первому выставленному дублю можно приставлять костяшки с четырёх сторон.
  • Если игрок имеет возможность выставить дубль с каждой стороны (2, 3 или 4 дубля), то он может выставить их одновременно.
  • Игрок, выставляющий дубль, имеет право его «закрыть» (костяшка переворачивается лицом вниз). При этом дальнейшее выставление костяшек с этой стороны запрещено. При выставлении нескольких дублей одновременно, игрок имеет право закрыть или открыть любое количество дублей.
  • Если первым ходом был выставлен не дубль и до тех пор, пока не был выставлен хотя бы один дубль, очередной игрок имеет право закрыть два дубля одновременно. Розыгрыш на этом заканчивается и происходит обычный подсчёт очков.

Подсчёт очков как в Козле - партия до 101, для записи надо набрать 13, всё что меньше 13 - «запоминается» и сбрасывается, только если в следующий розыгрыш на этого игрока ничего не записано и не запомнено.

Телефон (Домики) (Очко)(Блоха) (Косолапый мишка)(пять-пять)

Игра, сильно отличающаяся от других разновидностей способом набора очков.

В игре участвуют 2 игрока. Или 4. Каждый игрок получает по 7 костяшек. Первый дубль выставленный объявляется «домом». К нему можно приставлять косточки ещё с 2-х сторон и в итоге игра идёт на 4 стороны. Разрешается выставлять одновременно до четырёх дублей (по одному с каждой стороны) за 1 ход. Партию начинает тот, у кого 0-0 (голый, пусто-пусто) В последующих играх начинает игру тот,кто закончил предыдущую и так до конца партии,к тому-же, можно ходить не обязательно дублем, можно положить камень 6-4 или 0-5 и сразу записать в свой актив 10-очков или 5-очков соответственно.

Пример на двух игроках:

  • Первый игрок выставил 3-2 (3+2=5 пять очков в актив),второй игрок может взять десять очков в случае,если он выставит два дубля сразу 2-2 и 3-3 (2+2+3+3=10 очков).Игрок может и не брать очки и закрыть один дубль,но первый закрытый дубль стаёт домом.
  • И так второй игрок выставил два дубля 2-2 и 3-3. Первый игрок для того,чтобы взять очки может поставить кости 2-4 или 3-6(Пример он выставил 2-4 значит дубль 2-2 и есть дом (первый закрытый) получилось так: 3+3+4=10, десять очков, дубль 2-2 и другой конец кости 2-4 уже не считается)
  • Второй игрок чтобы взять очки должен выставить кость 3-6 или 3-1 (1+4=5 очков) в этом случае дом (в нашем случае 3-3) не считается) В таком случае,другой игрок может поставить кость на третью сторону. Игроки могут закрыть сразу все четыре стороны дома дублями. Игрок,который остаётся с камнями или с большой суммой очков в руках (не на счётах) - проиграл.

Например:

  • осталось два камня 6-4 и 5-3 в сумме 18 значит 15 списывает (округление идёт в меньшую сторону),долгов в этой игре нет.

Партия идёт до 225 очков. Тот игрок,у которого меньше всего очков,проиграл. Для этой игры удобно использовать бухгалтерские счёты. Можно (и интереснее) играть в четвером два против двух, принцып игры и набора очков не меняется, только набор и списывание очков сумируется на двоих.

Маггинс

Это английский вариант домино. Двое игроков берут по семь камней. Если играют трое или четверо, раздают по пять камней. Заходящий начинает с любого камня. Первый же появившийся в раскладе дубль открывает четырехстороннюю цепочку. Дальнейшие кости пристраиваются не только справа и слева, а также сверху и с низу.

Очки в этой игре начисляются, когда сумма на свободных половинках кратна пяти. За каждую пятерку игроку считается 5 очков. Дубли, кроме первого, игрок укладывает вдоль и поперек так, как ему выгодно. За окончание игры он получает 10 очков. При заблокированой выкладке выигрывает тот, кто имеет на руках меньше всех очков. Выигрывает число очков, равное разности между его очками и суммой очков остальных игроков, округленной до пяти. Обычно играют до 200 очков.

Генерал (Генеральский козёл)

В игру играют 4 человека, располагаясь командами по диагонали (А,В и Б,Г). Каждому раздаётся по 7 костяшек. Игроки одной команды могут передавать друг другу информацию о наличии на руках костяшек 0х0 и/или 6х6 (0х0 подмигивает, 6х6 надувает щеку.) В любом случае игра начинается с 1х1. «Рыба» недопустима, то есть раунд, закончившийся «рыбой» (патовой ситуацией), не засчитывается. Игра ведётся на два конца (в две стороны без закрытия). Цель игры - закончить её дублями 0х0 и/или 6х6. Игра заканчивается в любом случае, если у кого-то из игроков заканчиваются костяшки. Проигравший в качестве проигрыша мешает костяшки. При окончании игры костяшками 0х0 и/или 6х6 проигравший объявляется «Генералом». Проигравший - тот, чей ход по очереди следующий после закончившего партию. Счёт очков не ведётся. Считаются только количество «Генералов» в командах. Игра длится от 30 до 60 минут (время обеда на предприятии). В игру так же может играть более 2х команд, то есть 4 ч. 6 ч. 8 ч. и т. д. Команда А,В и Б,Г играет, а команда Д,Е ждёт своей очереди. При проигрыше одной из команд 2 раза она уступает место другим игрокам. Если одна из команд в самом начале получает «Генерала», то она уступает место следующей команде. Фактически «Генералом» считается именно тот проигравший, кому «навесили» сразу и 0х0, и 6х6. В другой разновидности игры закончить игру нужно только дуплем 0х0 - «голым» или «лысым». Так же «голыми» называют и проигравшую команду. При этом не разрешается показывать напарнику наличие на руках 0х0 или 6х6, а «генеральское» правило также работает - если на руках оказались 0х0 и 6х6 вместе, то стремятся заканчивать сразу двумя этими дуплями - «генералом».

Колбаса

В игру играют 2 человека. Каждый берёт по 14 закрытых костяшек и располагает их в линию. Начинающий берёт первую костяшку в своей линии и кладёт на стол (иногда начинают с дупеля для ознакомления игрока со своими фишками). Игра ведётся в две параллельные (от зачинающей костяшки) линии. При отсутствии верной костяшки, костяшка, взятая справа, укладывается слева. При наличии двух линий, состоящих из, по меньшей мере, одной фишки каждая, игрок получает право отрезать колбасу , то есть навредить противнику и дополнить его линию отрезанными костяшками. Предположим, что на столе две параллельные линии из трёх костяшек каждая и на концах линий, например, пять и пусто. В случае, если игрок достаёт костяшку 5-0, он кладёт её поперёк линий и отсекает всё, что было до этого места. Противник перекладывает отрезанную колбасу слева от своих костей. Отрезать колбасу можно по всему протяжению двух линий, а именно в месте стыка первой и второй костяшек и на конце линии (как в примере). Если игрок достаёт дупель, например, 1-1, то он имеет право вставить его в любом месте, где есть стык костей 1-1, сдвинув всю линию, или поставив в конец линии. Таким образом обновляются стыки и появляется возможность использовать другие кости для «нарезки» колбасы . Игра заканчивается с окончанием фишек у одного из игроков или рыбой. До скольких очков ведётся игра оговаривается в её начале. Опыт показывает, что 101 очко реально достигнуть за 1-2 розыгрыша (суммарное количество очков всех костяшек - 168).

Семерка

Играют от 2 и более человек, но интерес теряется при количесвтве 5ти и более игроков. Раздается по 7 камней или менее, при большом количестве игроков, с учетом обязательного меньшего остатка камней на рынке рубашками вверх. Игра ведется по 2 концам без права закрытия.

  • Владелец дубля 1-1 начинает игру этим дублем, или следующим дублем по возрастанию, при отсутствии 1-1 на руках у игроков. Далее ход у игрока следующего по часовой стрелке.
  • Сумма очков на обоих концах равная 6ти дает право игроку, сделать еще один ход.
  • При сумме равной 7ми, следующий по кругу игрок поднимает 2 камня из "рынка". При иссекании рынка игрок берет случаянные камини у игрока поставившего семерку, рубашками вверх.
  • При невозможности хода игрока из-за отсутствия камня с требуемыми номиналами, игрок берет только один камень из "рынка":

1.Если и этот камень не подходит, ход переходит к следующему игроку по кругу. 2.Если при постановке этого камня выпадает сумма 6, то игрок продолжает ход, и если нужного камня на руках опять нет, игрок должен опять взять камень из "рынка". 3.При иссякании рынка ход переходит к следующему игроку.

Правила игры в домино

Каждый из нас держал в руках костяшки домино. Они бывают деревянные или пластмассовые, чаще чёрные или белые с белыми/чёрными точками. Раньше в домино любили играть все. Сейчас чаще, конечно, играют дети, но можно увидеть и стариков, и взрослых, выкладывающих кости в правильном порядке на плоской поверхности стола, скамейки, доски.

Казалось бы, что сложного в правильном расположении чисел? А давайте рассмотрим правила игры в домино.

В набор для домино входит 28 прямоугольных пластинок, разделённых пополам линией. На каждой квадратной половинке точки, чьё число может быть цифрой от нуля до шести. Кстати, а почему костяшки? Считается, что это название пошло от слова кости, то есть кубики. И каждая пластинка символизирует бросок двух костей. Некоторые наборы домино могут включать в себя кости, у которых точек у одной половине больше шести, вплоть до восемнадцати. Так же в Китае существуют дублирующиеся костяшки, и ни на одной нет пустых квадратов. Помимо этого бывают детские домино, где могут быть детские или эксклюзивные домино, где вместо точек используются картинки. Обратная сторона обычно плоская, но может быть покрыта каким-либо одинаковым рисунком.

Теперь мы знаем из чего состоит набор. Давайте приступим к игре. Участников обычно двое или четверо. Если играете вдвоём, сдавать надо по семь фишек, если вчетвером, то по пять. Оставшиеся нужно отложить в сторону (в «дом», «базар», «резерв»). Первый ход принадлежит тому, у кого выпало два нуля или две шестёрки (зависит от того, как оговорили или в какую игру играете). Если же не выпало ни у кого этих костей, то можно начать с любой другой двойной фишки, по старшинству (то есть две двойки, две пятёрки и далее). Если вдруг ни у кого нет дублей, начинают с домино с наибольшей суммой цифр. Первую фишку выкладывают в центре игрового поля. Потом по очереди начинают пристраивать остальные в линию. Продолжать можно в обе стороны, приставляя по правилу одинаковых цифр (шестёрка к шестёрке, пятёрка к пятёрке и т.д.), но иногда используют другой метод, когда сумма стоящих рядом цифр должна быть равна шести (то есть на шестёрку надо ответить нулём, на пятёрку единицей и далее по этому принципу). Запомните обязательно эти правила домино.

Если выкладывать нечего стоит брать из «дома», пока не появится, что выложить. Однако может случится такая ситуация, что на стол выложить совсем нечего, а на руках у всех есть фишки. Это называется «рыбой».

Выигрывает тот, кто первый положит на стол свою последнюю костяшку (или имеющий наименьшую сумму на фишках при «рыбе»). Остальные же подсчитывают суммы на своих фишек, и записывают их на лист. Игра повторяется снова до набирания какого-либо заранее оговорённого предела (сто, двести очков).

Существует много разновидностей игр с использованием костяшек домино. Например, в Китае их число достигает сорока. В России же известны следующие варианты: 1. Козёл. Участников в этой игре двое, трое или четверо. Игра начинается с наименьшего дубля. В следующей игре первым ходит победитель предыдущего тура. Проигравшие записывают число очков, но только в том случае, если оно тринадцать и больше. Игра ведётся до 101 очка, а проигравший объявляется «козлом». Существует вариант командной игры, когда четыре человека разбиваются на пары по двое. В таком случае игроки одной команды садятся друг напротив друга.

2. Разновидность Козла. Морской Козёл. Эта игра дольше и сложнее, чем предыдущая. Игроков двое или четверо (четверо разделяются на команды). Игра так же начинается с наименьшего дубля, но теперь очки себе записывает победитель. Он считает сумму оставшихся цифр на руках проигравших, если она больше двадцати пяти, то можно записывать. Но если победитель в следующем туре будет другой и у него тоже будет от двадцати пяти очков, Ваши очки списываются. Игра ведётся о 125 очков. Теперь несколько тонкостей. Если у Вас на руках два дубля, и Вы можете их выложить сразу, то имеете на это право. Если у игрока, начавшего запись очков, то он имеет право начать игру с дубля шестёрок. Если он выиграет, то выиграет игру, но если проиграет с больше, чем 25 очками, то выбывает из игры. Тот, кто заканчивает игру на двух нулях, тоже выигрывает (такой «козёл» называется «лысым»). Если же последней фишкой была двойная шестёрка, то это либо выигрыш (при сумме на руках проигравшего от 25 очков), либо следующий тур начинают с двух шестёрок.

При подсчёте очков учитываются следующие правила домино. Если на руках только два нуля, то это 25 очков. Если только две шестёрки, то 50 очков. При наличии только нулей и шестёрок - 75.

В случае «рыбы» действия следующие. Игрок, ставивший последнюю фишку (кроме дубля) считается «рыбаком». Если у «рыбака» меньше 25 очков, а у другого больше, то «рыбак» побеждает и начинает с шестёрок. Если в позиции проигрыша оказывается «рыбак», то можно попробовать списать «рыбу», продолжая игру с любой костяшки. Если «рыбак» выигрывает, а у второго игрока больше 25 очков, то «рыба» списывается. Если за три захода списать не удалось, то «рыбак» проигрывает, а победитель всё равно начинает игру с шестёрок. Если при «рыбе» сумма очков на руках у всех игроков равная, то получаются «яйца». Их списывают только с двух единиц. Если с трёх раз списать «яйца» не удалось, объявляется ничья. Игра заканчивается.

3. Это тоже разновидность Козла, но на этот раз спортивная. Игроков четверо (опять в две команды). Фишки ставятся на специальные подставки. Право первого хода переходит от команды к команде по очереди. Количество туров кратно четырём. Очки записывают по принципу Морского Козла, то есть счёт ведёт победитель. Побеждает пара, набравшая наибольшее количество очков.

4. Осёл. Отличия от Козла у Осла следующие. Игра идёт не в две, а в четыре стороны. Дубли можно выставлять в любом количестве, хоть два, хоть четыре. Дубли могут быть закрытыми, то есть повёрнутыми точками вниз. В этом случае приставлять в том направлении фишки нельзя. Если же начало было не с дубля, то до первого открытого дубля можно закрытой выставить только пару дублей. Подсчёт очков, как и в Козле идёт до 101. Если очков меньше 13, то их запоминают и вычёркивают лишь после следующего тура, если и в него ничего не записали.

5. Ещё одна разновидность Козла - Генерал. Игроков снова две команды по два человека. Раздача идёт по семь костяшек. Чтобы сообщить партнёру по команде, что у Вас на рука два нуля, нужно подмигнуть, а если две шестёрки - надуть щёки. Первой на стол выкладывается фишка с двумя единицами. В случае возникновения «рыбы» игра не считается. Выкладывают фишки только в две стороны. Если игроку удалось закончить на два нуля или две шестёрки, то его объявляют «генералом». Игра всё равно закончится, если фишек на руках у кого-то не будет.

Здесь счёт ведётся не на очки, а на «генералов» в команде. Ограничена игра временем - полчаса или час. Как раз время обеденного перерыва. Чтобы было интереснее играть можно и вчетвером, и вшестером, и ввосьмером. Играют всё равно две команды, а при проигрыше одной, ей на замену вступает третья команда. Если какая-то команда сразу получила «генерала», то стоит уступить место другой.

6. Несколько иная игра. Телефон (иногда называется Домиками). Игроков от двух до четырёх. Первая фишка - «дом», в ней приставляют фишки с четырёх сторон. Игра идёт до 72 очков.

Правила подсчёта очков следующие. Когда сумма цифр на концах дорожек будет кратна пять, игроку начисляется эта сумма, делённая на пять. Дубль равен сумме своих очков. Победитель делит сумму, оставшуюся на руках проигравших, на пять и записывает себе. Если нацело не делится, округляйте.

Как вариант правил можно выставить сразу до четырёх дублей. Игр ещё много. Напоследок стоит упомянуть об английском варианте домино, который прижился в России. Эта игра называется «Миггинс». Играют двое, трое или четверо. Если два игрока, то раздают по семь фишек, если больше, то по пять. Первый игрок определяется жребием. Начинать игру можно с любой костяшки. После выкладки первого дубля игра развивается в четыре стороны. Очки начисляются в тот момент, когда сумма очков на краях дорожек будет кратна пяти. Каждая пятёрка приносит игроку пять очков. Выигрыш приносит ещё десять. При «рыбе» выигрыш будет за тем, у кого меньше очков на руках. В этом случае выигранные очки рассчитываются, как разница между очками победителей и всех проигравших. Счёт ведётся до 200.

Раньше во дворах можно было часто наблюдать играющих в домино. Сегодня это скорее пережиток прошлого. Но, никто не сказал, что затея каким-то образом утратила свою актуальность. Да и правила ее остаются все те же. По своей сути домино считается логической игрой, в которой выстраивается последовательная цепь из костяшек, которые еще называют "кости" или "камни". Они касаются друг друга половинками, имеющими одинаковое количество точек или очков.

Что такое «костяшка» в домино?

Костяшка в домино - это такая прямоугольная плитка, имеющая правильную геометрию. Ее длина равняется ширине, умноженной на 2. Проще говоря, перед вами как бы два соединенных между собой квадрата, на каждом, при этом, нарисованы точки или очки, начиная с нуля и до шести.



Что такое "костяшка"

Совет

Если вам привычна и знакома игра в кости, то знайте, что это своего рода плоское перевоплощение игральной косточки.

В традиционном наборе игры домино имеется 28 камней. Он составляется из сочетаний, имеющих повторения по 2 на каждые 7 чисел: 0, 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Но, существуют также специальные наборы, где на костяшках имеются очки до 9 и даже больше. В общем же, количество костей в каждом комплекте рассчитывается на основе формулы (n+1) х (n+2) : 2. При этом, n - это наибольшее количество очков. Проще говоря, для самого распространенного, игрового набора формула будет выглядеть следующим образом: (6+1) х (6+2) : 2 = 28. Делаются кости из простых, либо слоновых костей. Собственно, отсюда и произошло их название. Также они могут быть металлическими, пластиковыми или деревянными.


Общие правила ведения игры

Играть в домино могут 2, 3 или 4 человека. В соответствии с правилами игры домино для двоих игроков отличается тем, что каждый из них получает на руки по семь костей, когда игроков больше, то они получают по пять штук. Все оставшиеся кости, обязательно точками вниз, нужно отложить в сторону. Из них создается так называемый "резерв", либо "базар". К запасам обращаются, если на руках нет нужного элемента для осуществления хода. Начинается игра тем участником, у которого имеется в арсенале наименьший дубль, то есть, косточка с одинаковыми очками 0-0, 1-1 или 2-2 и так далее. Если такого нет ни у кого из играющих, то следует найти кость с наименьшим значением, как 0-1 или 1-2. Ходить следует всегда «по часовой стрелке» и строго по очереди. Ни один из игроков не имеет права на пропуск хода или на поход на "базар", пока у него есть на руках соответствующий игровой раскладке камень. За один раз возможно выложить лишь одну косточку. Ход можно пропустить, то есть, "постучать", когда камни "базара" уже кончились, а нужного вам все же нет.


Важно!!!

Конец игры наступает тогда, когда у какого-то одного игрока закончились абсолютно все кости, и он выходит. Все остальные подсчитывают свои очки из камней, оставшихся у них на руках.

Что такое «Рыба»

В домино "Рыба" – это такая ситуация, в которой у всех игроков еще имеются камни, но возможных ходов более нет. Проще говоря, это своего рода блокировка игры. Случается и так, что были выложены все комбинации и сочетания одного числа, к примеру «пяти», проще говоря, на столе лежат косточки 5-4, 5-0, 3-5, 5-2 и 5-5, причем один конец цепочки закончился камнем 5-1, а второй, соответственно, 6-5. В данной ситуации тот игрок, что поставил последнюю костяшку или "рыбу" получает статус "рыбака". Это значит, что все очки участников данной партии пишутся на счет так называемого "рыбака". И он начинает следующий игровой тур. Играют всегда до заранее оговоренного количества очков. Например, до 100, ста одного или ста двадцати пяти, а также до двухсот.


Вывод:

Домино заслуженно считается популярной, интересной и увлекательной игрой. Научиться играть в нее не сложно, поскольку правила просты. Следует лишь помнить о количестве очков, до которого договорились сыграть, а также выучить пару игровых терминов, обозначающих определенные ситуации.


Как играть в домино

Игра «Домино» распространена во многих странах по всему миру. Особенно популярна она и в настоящее время в Латинской Америке. Считается, что домино было привезено в Европу из Китая в XTV веке. Несомненно, что в домино играли в Италии в XVIII столетии. В большинстве западных вариантов игроки выкладывают из фишек домино по цепочке в центре стола.

Игроки.
Некоторые игры в домино рассчитаны только на двух игроков. Другие - на двух и более игроков, играющих поодиночке или в командах.

Команды определяются следующим образом:
а) по взаимной договоренности;
б) по жребию - когда каждый игрок тянет одну фишку, и два игрока с самыми крупными фишками образуют пару. За столом партнеры сидят друг напротив друга.

Игровое поле.
В домино можно играть за столом или на любой другой плоской поверхности.

Фишки домино.
Представляют собой прямоугольные плитки из дерева, слоновой кости, камня или пластика. Иногда их называют костяшками, камнями или фишками.

Типичный размер составляет 2,5 х 4,7 х 0,9 см. Лицевая сторона каждой фишки разделена в центре поперечной линией, а каждая из половинок либо пуста, либо размечена точечными углублениями.

Фишки с одинаковым количеством точек на каждой половине называются дублями, или дуплетами. Чем больше точек на фишке, тем она старше. Соответственно дубль 6 крупнее 6:5.

Стандартный западный комплект домино насчитывает 28 фишек (где самая крупная - дубль 6). Более крупные комплекты составлены из 55 фишек (где самая крупная-дубль 9) или 91 фишки (самая крупная - дубль 12).

Масти.
В соответствии с количеством точек на каждой половинке фишки домино делится на различные масти. Существует масть для каждого числа, масть «пустышек» и масть дублей.

Общие принципы игры.
Западные игры в домино характеризуются принципом совмещения концом к концу половинок с одинаковым количеством точек. В некоторых играх участники приставляют костяшки домино к обеим концам выложенной линии.

Более распространены игры, в которых расклад дополняется с четырех концов. В некоторых играх (например, в «Севастополе») расклад может иметь до восьми концов.

Дубли в большинстве игр располагаются поперек линии, а некоторые правила (например, «Домино в компании») допускают, что игрок, сыгравший, например, дубль 6, может сразу же сыграть другой фишкой с 6 на одном из концов.

В некоторых играх участники используют лишь фишки, полученные в начале игры, и должны пропустить ход (говоря «Пас!») во всех случаях, когда они не в состоянии дополнить расклад соответствующей фишкой.

В других играх участники должны добирать фишки из запасных, лежащих втемную фишек (называемых «базаром») во всех случаях, когда у них нет нужной костяшки.

Основные правила.
Ни одну фишку домино нельзя забрать назад после того, как она уложена в расклад.
Если игрок при своем ходе ошибочно вскрыл неправильную фишку, она, если подходит, должна быть разыграна на конце расклада.

Игрок считается проигравшим, если он:
а) не делает хода в течение двух минут;
б) пропускает ход, когда может продолжить игру;
в) играет неподходящей фишкой (за исключением тех случаев, когда она принята и ошибка не замечена до установки следующей фишки);
г) делает ложное утверждение, что сыграл все свои фишки.

Набор фишек.
Все костяшки домино кладутся в центр стола лицевой стороной вниз и затем перемешиваются вкруговую всеми игроками. Затем каждый игрок выбирает нужные ему для игры фишки - обычно их семь или пять.

За исключением нескольких игр. в которых игроки не смотрят на свои собственные костяшки (например. «Игра вслепую»), игроки могут поставить свои фишки ребром на стол, на полку или скрытно держать в руке.

Очередность ходов.
Существует несколько способов определения, кто из игроков будет ходить первым:
а) первым ходит игрок, вытянувший в предварительной раздаче самую крупную фишку;
б) один из игроков тянет фишку, а его противник старается угадать, четное или нечетное количество очков она содержит;
в) игроки набирают фишки для игры, и первым холит тот, у кого оказался самый крупный дубль, или, если дублей нет, у кого самая крупная фишка.

В большинстве стран право хода затем перемещается вокруг стола по часовой стрелке; в Латинской Америке направление игры - против часовой стрелки.

Конец игры.
Партия игры завершается:
а) когда один из игроков сыграл все свои фишки;
б) когда ни у одного игрока нет сочетающейся с раскладом фишки, а «базар» не предусмотрен;
в) когда в игре с «базаром» ни у одного из игроков нет сочетающейся с раскладом фишки, а в «базаре» остались только две костяшки.

Результаты.
Большинство партий играется на счет. В некоторых играх участник, первым разыгравший все свои фишки, считает за очко каждую точку на несыгранных костяшках противника.

Если игра кончается «рыбой», игрок с наименьшим количеством очков на несыгранных фишках считает разницу между своими очками и очками на оставшихся фишках своих соперников. Если на руках у соперников осталось одинаковое количество очков, партия переигрывается.

В других играх (например, «Берген»,) игроки учитывают очки за завершение партии фишками, делающими оба конца расклада одинаковыми.

В предыдущей статье
В следующей статье

Сыну вчера подарили домино, а в нем, почему-то не оказалось инструкции и правил игры. Пришлось искать в Интернете и разбираться самим.

Оказывается, что разновидность игры в домино под названием «Козел» — самая популярная. Ее даже можно назвать классикой домино. Этот вариант привлекает игроков своими простыми правилами, вызывает положительные эмоции. Особенно интересно играть, если собирается 4 человека.

Давайте попробуем вместе изучить правила игры в домино «Козел».

Комплектация набора

В комплект игры входят 28 уникальных костей:

0-0, 0-1, 0-2, 0-3, 0-4, 0-5, 0-6
1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-6
2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6
3-3, 3-4, 3-5, 3-6
4-4, 4-5, 4-6
5-5, 5-6
6-6

Кости с одинаковым значением на обеих половинках (0-0, 1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-5, 6-6) называются дублями.

В игре могут участвовать от двух до четырех человек.

Суть игры в домино «Козел»

В игре используется описанный выше набор костей с определенным количеством нанесенных точек. Самое меньшее значение на костях– 0, самое большое – 6. На каждой кости по два значения.

В процессе раскладки домино «Козел» участники выкладывают на стол кости таким образом, чтобы количество точек с одной стороны совпало со значением количества точек на кости, уже выложенной на столе.

Выигрывает игрок, который первый избавился от всех принадлежащих ему костяшек.

Как играть в домино «Козел»?

Игра в «Козла» делится на несколько этапов. В начале каждого из них игроки берут вслепую на руки по семь костей.

Если игроку попадет пять и более дублей или шесть и более костей с повторяющимся значением, кости перетягиваются.

Если в игре принимают участие менее четырех человек, то лишние, оставшиеся кости «взакрытую» отодвигаются на край стола, они называются «базар». К нему обращаются, если на руках нет кости с нужным числовым значением для выполнения хода.

Ход игры

Первый ход принадлежит игроку, у которого на руках дубль 1-1. Если такого дубля на руках ни у кого нет, то ходит тот из участников, у которого есть дубль 2-2. И так далее до кости 6-6. Если ни у кого из участников нет и кости 6-6, то первый ход с дубля 0-0. Если дублей нет вообще, то ходим с кости с наименьшей суммой очков: 0-1, 0-2, и т.д.

Ход передается по часовой стрелке. Следующий по кругу игрок должен положить кость с 1-й точкой с одной стороны, например 1-3 (при условии, что первой на стол положили кость 1-1).

То есть каждый следующий игрок должен положить кость, значение которой равно значению уже выложенной на стол кости по стороне соприкосновения.

Если у игрока нет подходящих костей, то он «отправляется на базар» и вслепую вытягивает по одной из отложенных лишних костей. Так продолжается до тех пор, пока игрок не найдет кость с необходимым значением. За один ход можно брать неограниченное число костей с базар, пока они не закончатся.

В случае если «базара» нет или же он закончился, а ни одна кость так и не подошла, игрок пропускает ход. Все взятые на «базаре» кости при этом остаются у него на руках.

Игрок не имеет права пропускать ход, если у него на руках есть кость, которой он может играть.

За один ход игрок может положить только одну кость.

Первый этап игры заканчивается тогда, когда у кого-либо из игроков на руках не остается костей, то есть игрок «вышел», либо когда игрок ставит «рыбу». Тогда первый ход на следующем этапе совершает «вышедший» игрок, или «рыбак», то есть тот, кто поставил «рыбу». Ходить он может с любой кости.

«Рыбой» называют ситуацию, при которой все игроки имеют кости на руках, но не имеют возможности ходить. Подобная ситуация возможна тогда, когда на стол выложены все шесть (не считая дубля) костяшек с одинаковым значением с одной стороны и оба конца цепи замыкают кости с этим же значением.

Например, на столе уже выложены кости 0-2, 1-2, 2-6, 2-3. Цепь с одной стороны заканчивается костью 5-2, а с другой - костью 2-4. Это «рыба».

Подсчет очков

Если первый этап игры закончился «рыбой», игроку с наибольшей суммой очков на руках добавляются все очки других игроков.

А вообще выигравшим в игре является тот, кто первым выложит все свои фишки на стол. Проигравшим – у кого на руках остались кости.

Если очередной этап игры заканчивается не «рыбой», а просто «выходом» одного из участников, избавившегося от всех своих костей, то оставшиеся игроки открывают свои кости и считают сумму очков этих костей.

Если у игрока на руках остается одна единственная кость 0-0, то она считается за 10 очков. Все остальные кости считаются по номиналу.

Если сумма костей у игрока не превышает 12 очков, то это число «запоминается» на следующий этап игры. Если на следующем этапе игрок снова наберет сумму в 12 или менее очков, то новая сумма плюсуется со старой «запомненной» и переходит в «запомненную» сумму на следующий этап. Если игрок «вышел», то все его «запомненные» очки обнуляются.

Если игрок набрал в игре более 12 очков - то он открыл свой счет в партии. Если у игрока на момент открытия счета были «запомненные» очки, то они плюсуются к набранной сумме. С момента открытия счета очки не «запоминаются» и любое, даже самое малое, количество очков набранных в одной игре будет сразу же плюсоваться на счет игрока.

Игра считается законченной, как только один из игроков набирает 101 или более очков. Игрок, набравший в сумме по итогам проведенных партий 101 и более очков, считается проигравшим, то есть становится «козлом».