Флагманский корабль колумба "санта-мария". Четыре экспедиции Колумба или как европейцы начали колонизировать Америку? В честь чего названы корабли нинья пинта

Каждому ученику более или менее владеющему школьным курсом истории известно, что в 1492 году случилось событие, вплоть до наших дней считающееся одним из самых судьбоносных в истории многих европейских стран и, прежде всего, Испании.

1492 год историками всего мира считается годом открытия Америки, случившимся благодаря ошибке, совершенной Христофором Колумбом , подданным испанского короля, авантюристом и искателем приключений. Но только специалистам известно, что ничего могло бы и не произойти, если бы мореплаватель выбрал для своей экспедиции другой маршрут, или же корабль, который также как и он сам, на сотни лет вошел в историю морских плаваний, став настоящей легендой.

Экспедиция Христофора Колумба

Путешествие свое Колумб начал, имея в распоряжении три каравеллы — «Санта-Марию», «Пинту» и «Нинью» . Экипаж каждого судна был тщательным образом проверен и подготовлен к длительному странствию. Сами же корабли являли собой лучшие образчики флота испанского короля, который последний мог предоставить в распоряжение человеку, обещавшему раздобыть для него секрет прохода в сказочную Индию, самым тщательным образом охраняемый португальцами.

Корабли Колумба

Во времена Колумба каравелла, как разновидность парусных двух, или трех мачтовых суден использовалась исключительно во флотах Испании и Португалии.

Путешественнику того времени, решившемуся отправиться в морское странствие предоставлялась возможность выбора типа и оснащения судна, которому предстояло стать его домом на несколько месяцев плавания. На тот момент испанские и португальские мореплаватели были хорошо знакомы с такими типами каравелл, как каравелла-латина и каравелла-редонда :

  • первая представляла собой маленькое двухмачтовое судно, оснащенное по латинскому образцу косыми парусами и бывшее в основном в составе португальского флота, то есть отношения к открытию Америки не имевшее;
  • вторая была оснащена прямыми парусами на двух из трех имевшихся мачт, и косым латинским парусом на бизань матче. Именно на таком корабле Колумб совершил открытие новых земель.

Каравелла — редонда помогла открыть Америку

Необходимо упомянуть, что на первый взгляд весьма несущественная разница между формой паруса и типом корабля, была крайне важна для моряков. Так, каравелла-латина использовалась исключительно для непродолжительных плаваний вдоль ветреных берегов. А каравелла-редонда, благодаря своим прямым парусам с легкостью преодолевала большие расстояния и предназначалась для дальних морских странствий.


Каравелла — редонда

Прямой парус был более надежным и легко надувался ветром, ускоряя ход корабля. Длина корпуса каравеллы обычно не превышала 35 метров, а ширина 9, при этом водоизмещение могло достигать 200 тон. В XV веке каравелла была легковооруженным судном, потому имевшиеся в распоряжении капитана пушки располагались на верхней палубе и являли собой небольшие бомбарды, не предназначенные для вступления в прямое морское сражение с тяжеловооруженными боевыми кораблями.

Сам Колумб использовал вооружение корабля исключительно для демонстрации силы перед испуганными дикарями, понимая, что случись ему вступить в настоящий бой, сила была бы не на его стороне.

Открытие Нового Света – одно из удивительнейших событий в истории человечества. Мы настолько привыкли к фразе «Колумб открыл Америку», что принимаем ее как аксиому, редко задумываясь, почему Америка названа Америкой. Ведь раз ее открыл Колумб, ей следовало бы называться Колумбией. Причина этого парадокса, как это нередко и бывает в истории, – сумбурное переплетение случайностей, заблуждений и недоразумений. Судьбе угодно было распорядиться так, что Америго Веспуччи на основании никогда не совершенного плавания стяжал столь бессмертную славу, что его имя стало наименованием четвертой части света.

Пожалуй, самое точное и краткое определение этому историческому парадоксу дал Стефан Цвейг: «Колумб открыл Америку, но не знал этого, Веспуччи ее не открывал, но первым понял, что Америка – новый континент. Это единственное достижение Веспуччи связано со всей его жизнью, с его именем».

Но и имя Колумба не забыто. Оно навечно вписано в историю человечества. Ставший легендой генуэзец был выдающимся мореплавателем и географом своего времени. И не следует забывать, что он совершил не одно, а четыре плавания в Новый Свет (1492, 1493, 1498 и 1502 гг.). Им открыты все важнейшие острова Карибского моря – Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико, центральная часть Багамского архипелага. Начатое Колумбом освоение Нового Света продолжали многие другие мореплаватели и завершили русские мореходы Чириков и Беринг.

Когда мы слышим фразу: «Каравелла Колумба», то понимаем, что речь идет о «Санта-Марии» -флагманском судне великого мореплавателя. Но была ли она каравеллой в действительности? Ведь в своих дневниках Колумб именует ее не иначе как «нао» (по-испански «корабль»). Достоверно известно, что «Санта-Мария» 25 декабря 1492 года погибла, наскочив на риф близ острова Эспаньола, и Колумб перенес флаг на «Нинью». Хотя время не сохранило нам чертежей судов, участвовавших в великом плавании, в каждом морском музее любой страны есть модель легендарной «Санта-Марии. Их сотни. Но среди них нет хотя бы двух одинаковых. Какая модель соответствует действительности, никто не знает… Все эти музейные модели, не говоря уже о тысячах частных, строились по различным описаниям великого открытия, старинным гравюрам и рисункам кораблей на морских атласах, относящимся ко времени Колумба. Опубликованная в «Моделисте-конструкторе» № 10 за 1966 год статья Л. Скрягина «Четыре «Санта-Марии» заинтересовала московского инженера-кораблестроителя С. Лучининова и ленинградского художника-мариниста Е. Войшвилло. Они воссоздали наиболее вероятный облик трех кораблей, участвовавших в первом плавании Колумба. Ими была проделана огромная работа: достаточно сказать, что библиография их исследования включает сотни литературных источников на десятках языков.

Редакции журнала авторы представили несколько подробных разработок по реконструкции кораблей Колумба, изданных за последние 50 лет в Италии, Испании, Англии, США, Австрии и ГДР. После тщательного сравнения чертежей редакция «Моделиста-конструктора» пришла к выводу, что последняя реконструкция эскадры Колумба, сделанная Е. Войшвилло и С. Лучининовым, наиболее точная и в большей мере соответствует истине.

1 – форштевень; 2 – бушприт; 3 – блинд; 4 – фок; 5 – марсель; 6 – грот; 7 – бонеты; 8 – бизань; 9 – выстрел бизань-шкота; 10 – ахтерштевень; 11 – штаги; 12 – ванты; 13 – фордуны; 14 – брасы; 15 – булинь; 16 – гордень; 17 – гитовы; 18 – шкоты; 19 – бархоут (пояс усиленной обшивки); 20 – фендерсы; 21 – киль; 22 главная палуба; 23 – квартердек (шканцы); 24 – палуба ахгеркастеля (юта); 25 – палуба форкастеля (бака); 26 – грузовой люк; 27 – входной люк; 28 камбуз; 29 – кофель-планка; 30 – утки для крепления снастей; 31 – корабельная кладовая; 32 – трюм для воды; 33 – грузовой трюм; 34 – продовольствие; 35 – балласт (камни); 36 – румпель; 37 – детали набора корпуса; 38 – щит с гербом Колумба; 39 – флаг Кастилии и Леона; 40 – флаг экспедиции; 41 – щит

В начале средневековья на смену весельно-парусным судам пришли чисто парусные. Появились вполне мореходные и сравнительно большие по тому времени грузовые суда со сплошной палубой, носовой и кормовой площадками. На двух мачтах крепились реи, несущие латинские паруса. Такие суда назывались нефами.

Затем появились каракки – весьма вместительные и прочные суда, имевшие уже, как правило, три мачты: фок и грот с прямыми парусами и латинскую бизань. Однако мачты еще не несли стеньг и марселей. Но уже вместо рулевых весел появился навесной руль с румпелем. Надстройки стали делать более развитыми. На этих судах к середине XV века для борьбы с пиратами стали ставить бомбарды – небольшие пушки, размещавшиеся на верхней палубе.

Непрерывное развитие мореплавания привело к созданию более совершенных и более мореходных и прочных судов, способных длительное время находиться в море. Такие суда появились уже в последней четверти XV века. На грот-мачте ставили марсель, на бушприте – блинд. Суда эти окрестили каравеллами, хотя еще в XIII в. это название, бытовавшее в Португалии, относилось лишь к небольшим рыболовным судам. Каравеллы строились как с прямыми, так и с латинскими парусами. Приблизительное соотношение основных размерений каравелл конца XV века: ширины, длины по килю, наибольшей длины и осадки находилось в пропорции 1:2:3:2/5. Тем не менее эти суда хорошо управлялись и были легки на ходу. Из дневников Колумба явствует, что его каравеллы шли со скоростью 11, 12 и даже 15 итальянских миль (0,8 морских миль) в час. Однако это были обычные торговые суда, построенные без учета специального назначения, которое выпало на их долю.

Водоизмещение их находилось в пределах 100 – 200 т. Экипаж всей флотилии состоял примерно из 100 человек. Заметим, что на «Санта-Марии» грот-мачта была составной, она закреплялась вантами и штагом. Грот-стеньга скреплялась с мачтой найтовами. Она имела две пары вант. Кроме того, с одной стороны применялся один постоянный фордун и марса-фал. Грота-рей равнялся длине судна по килю. Поднимался он двумя горденями и удерживался у мачты бейфутом. Для уборки грота грота-рей опускался на релинги. Грота-рей был снабжен топенантами и двойными брасами, прикрепленными к нокам, для брасопки реев в горизонтальной плоскости. Марса-рей по длине равен ширине каравеллы, он поднимался ординарным фалом, в ходовой конец которого заводили тали. Брасами, проведенными через блоки на топе бизань-мачты, управляли марса-реем. Марса-фалы служили одновременно и фордунами.

Фок-мачта по сравнению с гротом была намного меньше, она едва достигала длины каравеллы по килю. Крепление ее осуществлялось парой вант и штагом, закрепленным на бушприте. Бизань-мачта была еще короче, имела уклон к корме и крепилась вантами. Штага она не имела. Бегин-рей поднимался двойным фалом, ходовой конец которого служил штагом.

Размеры кораблей Колумба

Марс-площадка с поручнями, установленная на грот-мачте, являлась наблюдательным пунктом и использовалась при уборке парусов.

Рулевое устройство состояло из румпеля, установленного в корме, и массивного деревянного руля, перо которого оканчивалось над транцем, где баллер входил в полукруглый гельмпорт.

Для отражения нападений пиратов на каравеллах имелись бомбарды, стрелявшие каменными ядрами, и фальконеты – переносные малокалиберные пушки. При стрельбе из фальконетов их дульную часть, имеющую вилку, помещали в специальное отверстие в планшире. Кроме этого, экипаж экспедиции Колумба имел ручное огнестрельное оружие – аркебузы.

К началу эпохи Великих географических открытий человечество не знало долгих океанских морских походов. Отважные и весьма умелые мореходы финикийцы бороздили моря очень осторожно и далеко от берега не отплывали, что помогло им открыть множество земель на разных континентах. Подобным образом плавали арабы и средневековые мореходы. Испанцы и португальцы отлично знали морское дело, но далеко от берегов Европы и Африки отдаляться также не спешили. Европейские мореходы-первопроходцы — и — ходили в море по старинке. Только в самом конце своего путешествия да Гама отважился "отлепиться" от африканского берега и плыть в открытое море, благо все необходимые сведения о близости у него уже были. Другое дело . Он отправлялся в откровенную неизвестность, а значит и корабли должны были быть надежными и крепкими. Лучшей моделью корабля на тот момент и считалась каравелла, которую так любили рыбаки и торговцы. Что же это были за корабли, считавшиеся самыми надежными, удобными и современными в конце XV века?

Описание кораблей Колумба

До наших дней не дошло ни одного достоверного изображения каравелл, на которых Колумб отправился в свое первое плаванье. Все попытки восстановить корабли Колумба по описаниям являются весьма условными и приблизительными. Достоверно известно только то, что каравелла эпохи экспедиций Колумба представляло собой небольшое парусное судно (двух или трехмачтовое) двух видов: с косыми парусами (латина) и с прямыми парусами (редонда). Косые паруса позволяли судну двигаться в нужном направлении при боковом и даже встречном ветре, зато прямые паруса обеспечивали судну весьма хорошую скорость при попутном ветре. Другим преимуществом каравелл была их вместительность. Колумбу были необходимы не только запасы пищи и пресной воды, ему было необходимо пространство, которое он мог бы заполнить богатствами открытых им стран (золото, пряности, дорогие породы дерева и драгоценные камни). Третье преимущество — небольшая осадка и практически плоское дно. С одной стороны, это делало судно достаточно устойчивым, с другой, позволяло заходить в реки и продвигаться вглубь суши. Вооружение, которое входило в оснащение каравеллы, не занимало много места: несколько разнокалиберных пушек, которые стреляли каменными ядрами, вот собственно и все вооружение.

В эскадре Колумба было три каравеллы :

  • Санта-Мария — самый крупный корабль, который по описаниям больше походит на другой тип судна — каракка. Единственный из всех был оснащен прямыми парусами до переделок под нужды экспедиции. Водоизмещение — 120 тонн.
  • Пинта — второй по величине корабль, типичная каравелла-латина, которую переделали, чтобы оснастить прямым парусом. Водоизмещение — 80 тонн.
  • Нинья — самое маленькое судно, которое также было оснащено прямым парусом. Водоизмещение — 50 тонн.

Все корабли Колумба были трехмачтовыми, все три обладали вместительными трюмами, готовыми принять несметные богатства неведомых стран.

История происхождения названий кораблей Колумба

Интересна история названий кораблей первой экспедиции к берегам Нового Света. Корабли, которые нанял для плавания Колумб, были уже давно "на плаву". Средств было совсем немного и поэтому приходилось выбирать достаточно бюджетный вариант. Название самого большого корабля эскадры "Санта-Мария" по сути было дано каравелле незадолго до путешествия. До этого несколько лет она ходила в море под именем "Гальега" (в переводе "Галисийка", женщина из Галисии). Остальные два корабля свои названия не меняли: "Пинта" (Родинка) и "Нинья" (Девочка). Достоверно известно, что все три корабля были названы в честь самых "востребованных" проституток портового борделя. Ничего не поделать, моряки никогда не были аскетами, зато умели быть благодарными. Колумб знал о происхождении названий нанимаемых им кораблей. И что бы хоть как-то "облагородить" экспедицию, он уговорил капитана "Гальеги" изменить имя корабля на "Санта-Марию". Менять кораблю имя — навлечь на него беду. Это старинное морское поверье сыграло злую шутку с первой экспедицией Колумба: именно "Санта-Мария" села на мель и была разбита волнами возле Гаити. Из оставшихся корабельных досок был сооружен первый форт на территории Нового Света. А вот "Пинту" и "Нинью" стихия пощадила. "Нинья" трижды преодолевала путь от Европы до Америки, прежде чем была окончательно переведена в рыбачью посудину, продолжая гордо нести на своем борту прозвище "жрицы любви" из портового борделя.


Путешественники Дорожкин Николай

«Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»

Флотилия Колумба состояла из трёх кораблей. Их имена – «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» – вошли в историю морских путешествий. Первый снарядили за счёт муниципальной казны жители города Палоса, второй – агенты королевы Изабеллы, благоволившей Колумбу, третий – известные корабельщики братья Пинсоны. Тоннаж «Санта-Марии», «Пинты» и «Ниньи» составлял около 100, 60 и 50 т соответственно. Экипаж флотилии состоял из 90 человек. Адмирал поднял свой флаг на самой крупной каравелле – «Санта-Марии» – и принял на себя обязанности капитана судна. «Пинтой» командовал Мартин Алонсо Пинсон, а «Ниньей» – Винсент Венес Пинсон.

Какую же цель преследовала первая экспедиция Колумба? В документах, подписанных королевской четой, вообще нет никаких географических названий – там просто говорится об островах и материках «в морях и океанах». Перечислялись только материальные ценности, которые короли и сам Колумб надеялись найти за океаном: «Жемчуг или драгоценные камни, золото или серебро, пряности…». Но цели плавания этим не ограничивались. Любая дальняя экспедиция так или иначе выполняет функции разведки – научной, торговой или военной. Поэтому главные задачи могли быть обговорены устно.

И.П. Магидович и В.И. Магидович пишут, что вряд ли основной задачей было открытие легендарных островов, имея в виду легенду о «Семи Городах», основанных бежавшими туда епископами. Если эти острова действительно существовали, то они управлялись христианскими государями и, значит, не могли быть пожалованы ни K°лумбу, ни кому либо другому. По католической традиции такие пожалования могли относиться только к нехристианским странам. Да и состав экипажа был подобран с явной целью завязать торговые сношения с нехристианской (возможно, мусульманской) страной, а не для завоевания больших территорий. Для крупных завоевательных операций флотилия, очевидно, не предназначалась – для этого у неё было слишком слабое вооружение, малочисленный экипаж, да и отсутствовали профессиональные военные. Правда, возможность «приобретения» отдельных островов не исключалась.

Ранее часто писали о миссионерских задачах экспедиции, ссылаясь на позднейшие утверждения Колумба. Документы опровергают эту версию. На борту не было ни одного священника или монаха, но находился крещёный еврей – переводчик, знавший немного арабский язык, т. е. язык мусульман, который мог пригодиться в «Индиях» (как тогда называли малоизвестные азиатские страны), ведших торговлю с мусульманским Востоком. Король и королева стремились наладить торговую связь с «Индиями» – именно это и было основной целью первой экспедиции.

Но есть и другие версии. В Испании издавна проживало много евреев. После изгнания мавров (арабов) католическая церковь поставила целью сделать всё население страны католиками. Но не все евреи соглашались переходить в христианство, их преследовали за это. Гонения на евреев, исповедовавших традиционный иудаизм, особенно усилились к началу 1490-х годов. Началось массовое переселение в другие страны. Поэтому не исключено, что неожиданная поддержка проекта Колумба была инициирована еврейской общиной, искавшей места для переселения. Возможно, сыграло свою роль и происхождение самого Колумба.

Так или иначе, но экспедиция началась – 3 августа 1492 г. Колумб вывел корабли из гавани Палоса. Из-за ремонта «Пинты», начавшей протекать, флотилия задержалась на Канарах. Попутный ветер гнал каравеллы на запад – да так быстро (до 360 км в сутки), что это стало вызывать тревогу у моряков, никогда не отплывавших так далеко от родных берегов. В середине сентября корабли вошли в воды, заполненные зелёной травой, хотя лот в этих местах не доставал дна. Так было открыто Саргассово море.

Колумб неуклонно стремился прямо на запад. Но матросы и офицеры требовали переменить курс. Опасаясь мятежа, адмирал уступил и повернул на запад-юго-запад. Терпение людей было на пределе, и Kолумб успокаивал их, как мог. Когда 11 октября появились некоторые признаки близости земли, моряки пришли в сильное возбуждение. И вот, наконец, в 2 часа ночи 12 октября 1492 года матрос Родриго Триана увидел далёкий берег. С «Пинты» послышался крик: «Земля! Земля!» Это произошло спустя 33 дня после отплытия с острова канарского Гомеры.

Плавание Христофора Колумба (1492–1498 гг.)

Колумб высадился на этот остров как вице-король и вступил во владение им. Встречали испанцев островитяне. Вот как описал встречу сам адмирал: «Они вплавь переправлялись к лодкам, где мы находились, и приносили нам попугаев, и хлопковую пряжу в мотках, и дротики, и много других вещей, и обменивали все это… Но мне показалось, что эти люди бедны… Все они ходят в чем мать родила. И все люди, которых я видел, были еще молоды… и сложены они… хорошо, и тела и лица у них очень красивые, а волосы грубые, совсем как конские, и короткие… (а кожа у них такого цвета, как у жителей Канарских островов, которые не черны и не белы…). Одни из них разрисовывают лицо, другие же – всё тело, а есть и такие, у которых разрисованы только глаза и нос. Они не носят и не знают железного оружия: когда я показывал им шпаги, они хватались за лезвия и по неведению обрезали себе пальцы. Никакого железа у них нет».

Именно здесь европейцы впервые узнали табак. Здесь же Колумб увидел у некоторых островитян украшения из золота. Чтобы найти места, где его добывают, он приказал захватить шестерых туземцев и по их указаниям продвигался на юг. Путешествие на лодках привело экспедицию к новому открытию: остров оказался частью архипелага. Адмирал дал первому из открытых островов название Сан-Сальвадор (Святой спаситель). Название не спасло диких обитателей острова от европейской цивилизации: через 2–3 десятилетия они были полностью истреблены испанскими колонизаторами. Сейчас это – остров Уотлинг Багамского архипелага.

Юго-западнее Сан-Сальвадора, на островах, носящих ныне названия Рамки и Лонг-Айленд, испанцы обнаружили индейцев, которые показались им более цивилизованными: «Я даже видел у них одежды, сотканные из хлопковой пряжи, наподобие плаща, и они любят наряжаться, – писал Колумб. – Ложа и подстилки, на которых индейцы спят, похожи на сети и сплетены из хлопковой пряжи». Гамаки испанцы охотно заимствовали у индейцев. Но золота так и не нашли.

В ходе этой же экспедиции были открыты большие острова Куба и Гаити. Уверенный, что достиг восточных берегов Азии, от берегов Кубы Колумб двигался на северо-запад в надежде увидеть китайские парусные лодки (джонки). Но ни китайцев, ни золота путешественники не обнаружили. Зато пополнили свой багаж кукурузой, картофелем и табаком, причём все эти экзотические растения пришлись им по вкусу.

На острове Эспаньола (Гаити) моряки, наконец, увидели у туземцев тонкие золотые пластинки и небольшие слитки. И тут началось то, о чём генуэзец писал: «…индейцы были так простодушны, а испанцы так жадны и ненасытны, что не удовлетворялись, когда индейцы за… осколок стекла, черепок разбитой чашки или иные никчёмные вещи давали им всё, что только они желали. Но, даже и не давая ничего, испанцы стремились взять… все». Жизнь на острове казалась испанцам такой лёгкой и привольной, а жажда золота настолько захватила их умы и души, что 39 испанцев добровольно остались на Эспаньоле. Здесь из обломков севшей на мель «Санта-Марии» они построили крепость Навидад (Рождество), вооружив её корабельными пушками. Это было первое поселение европейцев на Гаити.

4 января 1493 года адмирал вышел в море, чтобы двинуться в обратный путь. Первый месяц плавания прошёл достаточно благополучно, но затем погода испортилась, поднялся ураганный ветер, волны захлёстывали палубу. Несмотря на шторм к 15 февраля моряки увидели Азорские острова. 15 марта 1493 г. адмирал привел «Нинью» в Палос, в тот же день туда прибыла «Пинта». Колумб привез в Испанию сведения об открытых им землях, немного золота, несколько индейцев, странные растения, плоды и перья диковинных птиц. Чтобы сохранить за собой монополию открытия, он и на обратном пути вносил в корабельный журнал неверные данные.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Из книги Рим [путеводитель] автора Гринкруг Ольга

Из книги Милан. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Лиссабон. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Вокруг Санта-Мария-Маджоре Колокольня базилики Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore) – едва ли не первое, на что падает взгляд въезжающего в Рим железнодорожного пассажира. 75-метровая (самая высокая в городе) кампанила поставлена в XIV веке, но сама базилика гораздо старше: если

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

**Собор Санта Мария Нашенте Величественный Миланский собор (il Duomo), **Санта Мария Нашенте (Santa Maria Nascente, Пресвятой Богородицы) (1), – это символ города и главный объект внимания его гостей. Этот гигантский храм из белого мрамора гордо возвышается в самом центре города. В

Из книги Природные катастрофы. Том 1 автора Дэвис Ли

**САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ Строительство первой и самой большой в Риме церкви Девы Марии, **Санта Мария Маджоре (S. Maria Maggiore) (154), началось в 432 году. Это одна из четырех патриархальных и одна из семи паломнических церквей в Риме. Закладка этой церкви, как и многих других, связана с

Из книги автора

*САНТА ПУДЕНЦИАНА И *САНТА ПРАССЕДЕ Еще одна жемчужина раннехристианского искусства – это *Санта Пуденциана (S. Pudenziana) (155), одна из старейших римских церквей, названная в честь благородного сенатора Пудента (ecclesia pudentiana). На *мозаике апсиды, сохранившейся со времен

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Церковь Санта Энграсиа и площадь Кампу ди Санта Клара На вершине ближайшего холма высится внушительный купол церкви Санта Энграсиа (Igreja deSanta Engr?cia) (15). Если португальцы говорят, что дело движется, «как постройка Санта Энграсии», то значит, можно ждать «до морковкина

Из книги автора

Когда началось строительство Санта-Мария-дель-Фьоре? Самый известный собор во Флоренции, Санта-Мария-дель-Фьоре, начали строить в 1296 году. Именно тогда специально приехавший в город представитель папы римского заложил первый камень в основание здания.Около шести

Из книги автора

ГВАТЕМАЛА Санта-Мария, 24 октября 1902 г. 6000 человек погибли во время извержения вулкана Сайта Мария 24 октября 1902 года. Влк. Санта-Мария расположен в западной части Гватемалы, его высота 3762 метра, при извержении вулканическим пеплом и обломками была покрыта площадь 323750 кв.

Три судна Христофора Колумба - первые европейские корабли, которые в 1492г. пересекли Атлантику, открыв земли Нового Света: Багамские острова, Кубу и Эспаньолу (Гаити). Каравеллы «Пинта» и «Нинья», водоизмещением в 60 тонн каждая, обладали хорошими мореходными качествами.

Это были однопалубные суда с высокими бортами и надстройками на носу и корме. «Нинья» несла треугольные латинские паруса, а «Пинта» - прямые. Впоследствии такими же парусами, предпочтение которым обычно отдавалось при полных курсах, оснастят и «Нинью». Третий корабль флотилии, небезызвестная «Санта-Мария», не была каравеллой. Зафрахтованная у галисийского капитана Хуана де ла Коса, она представляла собой стотонную каракку.

Словом, это были корабли своего времени и установленные ими рекорды до сих пор вызывают восхищение у мореплавателей. Флотилия адмирала Колумба была сильна и вынослива, чего нельзя сказать об экипаже. Тридцать дней в открытом море - и никакой земли! Плыть дальше казалось безумием. Назревал бунт.

Чтобы успокоить моряков, капитан дает обещание повернуть, если в течение следующих трех дней они так и не увидят земли. На что надеялся Колумб, устанавливая этот срок? Наверняка, не только на интуицию. Признаки близкой суши были налицо. Все чаще встречались водоросли, стаи птиц садились на мачты, и когда в ночь с 11 на 12 октября с «Пинты» раздался крик: «Земля!», адмирал Колумб уже не сомневался, что его мечта сбылась.

«Нинъя», одна из каравелл Колумба

Вслед за Колумбом на берега Нового Света устремились испанские конкистадоры - завоеватели и колонизаторы. Спустя всего полвека во владении Испании оказались вся Мексика, Центральная Америка и даже часть Южной вместе с широкой полосой земель от Карибского моря до мыса Горн.

Обретенные богатства - огромные запасы золота, серебра и меди, оказавшиеся на захваченных землях, - надменная родина Колумба не захотела делить ни с кем. «Карибское море - закрытое море», - провозгласили испанцы, введя жестокую монополию на торговлю с Новым Светом. Однако уже в первой четверти XVI в. Англия и Франция задумывают перекроить мир по-своему. Огромную роль в борьбе за морское господство сыграли пираты, вышедшие на большую морскую дорогу с ведома и благословения высочайших особ своих государств.

Реконструкция «Санта-Марии», выполненная в наше время

Пожалуй, самым жестоким и удачливым корсаром можно назвать Френсиса Дрейка. Навсегда затаив обиду на вероломных испанцев, «конфисковавших» его торговое судно у берегов Африки, капитан Дрейк создает небольшую эскадру и совершает свой первый налет на Карибское побережье.

Грабя испанские города и захватывая один за другим корабли с сокровищами, он щедро делится добычей с английской казной. Неудивительно, что королева Елизавета, которая становится основной пайщицей корсарской «фирмы» Дрейка, в расчете на крупные дивиденды выдает ему официальное разрешение активно препятствовать испанской торговле в Тихом океане.

Реконструкция судна «Золотая лань» Френсиса Дрейка

Елизаветы оправдались: пиратский вояж 1577- 1580 гг. принес Дрейку четыре тысячи семьсот процентов чистой прибыли, львиную долю которой, разумеется, получила английская королева. Не из простой любознательности, а силою обстоятельств, спасаясь от преследования испанских кораблей, Дрейк совершает второе, после Магеллана, кругосветное путешествие.

Первым из европейцев он доходит до реки Колумбия и южной оконечности острова Ванкувер, после чего, направив свой корабль через тихоокеанские воды, оставляет позади Марианский архипелаг и достигает Тернате - одного из Молуккских островов. Оттуда, миновав Яву и обогнув мыс Доброй Надежды, Дрейк вернулся в родной Плимут.

Португальская каравелла

Княвдигед - выступающая вперед верхняя часть форштевня, зачастую украшалась резной фигурой.

Шкафут - часть верхней палубы между баком и шканцами.

Ют - часть палубы между! бизань-мачтой и кормовым флагштоком.

Стеньга -рангоутное дерево, служащее продолжением мачты.

Румпель -рычаг, насаженный на голове руля и служащий для его перекладки.

Марсы - площадка на топе составной мачты, служит для разноса стенъ-вант и местом работ при постановке и уборке парусов.

Верным спутником Дрейка в морских скитаниях было судно «Пеликан», впоследствии за свои прекрасные мореходные качества переименованное корсаром в «Золотую лань». Новое имя, однако, не изменило облика корабля: нарисованный на его корме пеликан еще долго продолжал кормить своих птенцов, а скульптурное изображение гордой птицы по-прежнему украшало выступавший на носу судна княвдигед.

Легендарная «Золотая лань» представляла собой небольшой 18-пушечный корабль длиной около 18м. Ладно сработанный набор из дубовых шпангоутов и обшивка, выполненная из твердых пород дерева, придавали судну особую прочность. На шкафуте между трапом, идущим с короткого бака, и грот-мачтой находились две пушки - по правому и левому борту Три легких фальконета, помещенных на специальные вертлюжные установки, вели огонь по судам противника, а в случае абордажа разворачивались и могли стрелять вдоль палубы.

Возвышение на палубе между грот- и бизань-мачтами получило название шканцев. Отдыхать на шканцах дозволялось только капитану. Два трапа вели на высокий ют. Трехмачтовое парусное вооружение корабля отвечало последним веяниям своей эпохи. На блинд-рее, под высоко поднятым бушпритом красовался блинд-парус. Фок- и грот-мачты, несшие прямые паруса, состояли из двух частей - к так называемой нижней мачте крепилась стеньга, которая держала флагшток. Короткая бизань вооружалась косым латинским парусом. Для управления навесным рулем все еще использовали румпель, заменявший штурвал.

Испанский галион «Флемиш». 1593г.

Крюйсель - второй снизу прямой парус на бизань-мачте.

В XV в. словом «cannone» (пушка) начинают называть артиллерийское орудие любого типа и размера. Самыми мелкими из них были фальконеты, мушкеты (постепенно превратившиеся в ручные ружья) и судовые бомбардели, которые стреляли каменными или железными ядрами. Пушки малого калибра размещались на фальшборте и удерживались поворотными вилками - вертлюгами.

Во время боя их ставили на квартердеке, баке и марсах мачт. Для того чтобы придать судну дополнительную остойчивость, тяжелые картауны и длинноствольные крупнокалиберные кулеврины располагали на нижней палубе. Постепенно пушечные стволы начинают отливать вместе с цапфами - цилиндрическими выступами, позволявшими наводить орудие в вертикальной плоскости.

Французский пинас XVII в.

К середине XVI в. термин «каракка» выходит из употребления, а большой парусник с тремя или четырьмя мачтами начинают величать просто «судном». Разновидностью нефов тех времен были португальские и французские каравеллы, а также испанские галионы. На морях доминируют крупные парусные суда, вооруженные артиллерией различного калибра.

Отношение длины корпуса к его ширине возросло и составляло от 2:1 до 2,5:1, благодаря чему улучшились мореходные качества парусников. Составные мачты одновременно несли несколько парусов. Корабелы увеличили площадь марселей и крюйселей - и управление судном стало намного проще, а сам парусник - неожиданно резвым и маневренным.

«Грейт Гарри». 1514г.

Не так давно со дна реки Хембл были подняты останки такого корабля, имевшего клинкерную обшивку. По убеждению специалистов, найденный парусник - не что иное, как знаменитый «Грейт Гарри» английского короля Генриха XVIII, построенный в 1514 г. Наверное, «Гарри» был последним большим судном с водоизмещением 1000 тонн, которое обшивалось внакрой с применением деревянных нагелей.

Старые технологии отходили в прошлое, и в XVI в. на севере Европы появляется новый тип парусного судна - трехмачтовый пинас водоизмещением 100-150 (а впоследствии до 800) тонн. Небольшой пинас в основном использовался как грузовое судно, а потому был вооружен только 8-10 пушками.

Много общего с пинасом имел португальский галион, охотно позаимствованный испанцами, англичанами и французами и ставший к концу столетия основой всех сильных европейских флотов. Особенностью галиона являлся острый корпус, длина которого по килю (около 40м) почти в четыре раза превышала его ширину На смену тяжелой кормовой надстройке, характерной для каракки, пришла узкая и высокая, вмещавшая до семи палуб, в которых располагались каюта капитана, крюйт-камера (пороховой погреб) и складские помещения.

Пятьдесят-восемьдесят пушек, установленные на двух батарейных палубах, обстреливали врага через порты. Носовая надстройка сдвинулась к центру, а на носу был оборудован таран, который со временем превратился в гальюн, украшенный носовой фигурой. На корме располагались одна-две галереи; позже их стали застраивать и стеклить. Сборную конструкцию мачт усилили брам-стеньгами. На грот- и фок-мачтах обычно поднималось по три паруса (главный, марсель и брамсель). Бизань и бонавентур-мачты имели косые паруса - латинские, а на носу натягивали еще один прямой парус, получивший забавное название «артемон».

Из-за высоких бортов и громоздких надстроек галионы обладали невысокой мореходностью. Экипаж галиона, как и полагалось тогда крупному военному кораблю водоизмещением 500-1400 тонн, доходил до 200 человек. Нередко галионы доставляли переселенцев в Америку, возвращаясь назад с грузом драгоценных металлов - лакомым куском для многочисленных морских пиратов, от всевидящих глаз которых, казалось, невозможно было ускользнуть.

Гальюн - свес в носовой части парусного судна, по бортам которого устраивались отхожие места для команды.

Бонавентур-мачта - четвертая мачта, располагалась на корме за бизань-мачтой и несла латинский парус.