Тайна океана. Как искали и нашли легендарный «Титаник. «Корабли Смерти

Наталья Деревянко

Рассвет 15 апреля 1912 года. Северная Атлантика. Оранжевое солнце поднимается над морским горизонтом, приглушая свет звезд и прогоняя утреннюю дымку. Медленно-медленно отступает ночь, скрывавшая следы, одной из самых крупных морских катастроф в истории человечества.
Двери, подушки, стулья, столы, шезлонги, обрывки бумаги, обломки были повсюду. Они плавно покачивались на волнах среди белых пятнышек, издали напоминающих чаек. Но при детальном рассмотрении, понимаешь, что эти пятнышки - тела погибших пассажиров и членов команды «Титаника» в их белоснежных спасательных жилетах. Некоторые из них смотрели вверх, на небо, как будто ожидая спасения, но большинство обреченно склонили свои головы в воду, смирившись с судьбой. И уже никто им не поможет, никто не спасёт. Всё кончено…

Возможно, такая картина открылась взору «Карпатии», которая с выжившими пассажирами «Титаника», поменяв курс, шла мимо места катастрофы обратно в Нью-Йорк.

В это же время руководство «Уайт Стар Лайн» приняло решение поднять тела всех погибших с поверхности океана. И это следовало сделать как можно быстрее, так как тела пока что находились более или менее сгруппировано и не разнеслись течением. Второй фактор - это то, что долгое пребывание тела в воде может усложнить процесс идентификации. Ну и конечно же, компания хотела хоть как то реабилитироваться перед семьями погибших - доставив тела родственникам для дальнейшего захоронения.

Центром всей операции по подъёму тел стал небольшой канадский городок Галифакс. Именно здесь «Уайт Стар Лайн» зафрахтовало четыре судна:

  • «Миниа»
  • «Монтмагни»
  • «Алджерин»

Так же был заключён договор с крупной похоронной конторой Галифакса «Джон Сноу энд компани» для обеспечения всех похоронных процедур.

Тем временем в прессе стала появляться информация о «кладбище в океане», «…сотнях мёртвых тел, пугающих пассажиров, проплывающих мимо судов…».

«Маккей-Беннетт» — британское судно-кабелеукладчик, принадлежавшее компании «Комёршл Кейбл Комапни». Основной его задачей было укладка и ремонт глубоководных кабелей. Помимо этого судно часто участвовало в спасательных операциях (например, спасение экипажа тонущей шхуны «Каледония» 12 февраля 1912 года). Но не это принесло ему известность.

17 апреля 1912 года в 12.35 после всех приготовлений «Маккей-Беннетт» под командованием капитана Ф. Ларднера и с 75 членами экипажа на борту отправляется в свой «страшный рейс». В ходе этой миссии на борт погрузили не кабель, а гробы. За эту работу руководство «Уайт Стар Лайн» обязалась платить команде 550$ в сутки.

Кабелеукладчик «Маккей-Беннет»

На борту присутствовал владелец похоронной компании — Джон Сноу-младший. Под его руководством были загружены 103 гроба, несколько тонн льда, растворы для бальзамирования, мешки и 20 тонн железных прутьев. Свободные от работы матросы, сшивали из парусины мешочки, для личных вещей погибших.

Один из мешков для личных вещей погибших.

Бортинженер Фредерик Гамильтон детально описывал всё происходящее:

«Утро 20 апреля 1912 года. К северу от нас видны очертания огромного айсберга. Думаю, мы очень близки к месту крушения многих надежд и молитв. Бальзамировщик становиться всё оживленнее, ведь скоро ему предстоит много работы».

Вечер 20 апреля 1912 года. «Маккей-Беннетт» достигает места катастрофы. Начало операции по извлечению тел назначили на раннее утро следующего дня. Мужчинам потребуется вся их храбрость, чтобы пережить предстоящее.

С момента гибели «Титаника» прошло 6 дней…

Экипаж «Маккей-Беннетт». 1912 год. Капитан Ф. Ларднер в центре второго ряда.

Рассвет 21 апреля 1912 года. Взору экипажа предстаёт ужасная картина – сотни тел, колыхающихся на волнах, среди обломков. И только сейчас матросы осознали масштабность всего произошедшего. Одни стали молиться, другие просто оцепенели. Так в тишине прошло около получаса. Затем придя в себя, матросы спустили шлюпки и осторожно направились в сторону «морского кладбища».

«Море неспокойно. Ветер юго-западный. Координаты 41 ° 59` СШ 49 ° 25` ВД. Вытаскиваем тела. Прорубаем лёд».

По описанию одного из членов экипажа, кожа замерших в воде пассажиров была белого цвета, волосы и брови покрыты инеем. Мацерация и тот факт, что тела разбухли, очень сильно затруднило работу, а работать пришлось очень быстро. Поднятые из воды тела на воздухе стали очень быстро разлагаться. Было предписано поднимать от 5 до 10 тел и возвращаться на судно.

Квадратом обозначена область поиска тел судном «Маккет-Беннет». Фото с оригинала карты.

В течении первого дня было поднято 51 тело (из них двое детей и три женщины). 24 тела были сильно повреждены или обезображены во время затопления судна, что делало невозможным идентификацию. Их было решено хоронить в море. Процесс захоронения в море был следующим. Железные прутья, что брали с собой (весом 12 кг с отверстием на конце), служили грузом для тел. Когда шлюпка подплывала к телу, труп осматривали, и принималось решение поднимать его или нет. Больше везло 1 и 2 классу. Экипаж или третий класс зачастую хоронили в море.

С трупа снимали спасательный жилет, за ноги цепляли прутья, и тело тонуло. Остальные тела доставляли на борт «Маккей-Беннетт», где их расформировывали. Сначала тела раскладывали на палубе. В присутствии двух человек осматривались карманы, и составлялась опись всего найденного. Личные вещи, украшения и другие предметы складывались в мешок. Трупу присваивался номер, этот же номер наносили на мешок с его личными вещами. Это должно было облегчить процедуру опознания на борту или берегу. С трупа срезали одежду и сжигали её. Затем приступали к работе медэксперты. Они тщательно осматривали тело, фиксируя все ссадины, царапины, увечья, татуировки. Затем на пассажиров первого класса надевали пижамы. Все полученные таким образом данные согласно новым правилам фиксировались в специальном журнале. Интересен тот факт, что такая процедура опознания была применена впервые в истории и она же используется до сих пор экспертами, работающими на месте массовой гибели людей (авиакатастрофы, крупные ДТП, в местах боевых действий и т.д.). Даже после смерти пассажиров, с их телами обращались согласно классовой принадлежности. Тела экипажа «Титаника» не были забальзамированы и даже не уложены в мешки (на борту они лежали в больших ящиках, засыпаны льдом). Тела пассажиров второго и третьего класса были уложены в мешки, а тела пассажиров первого класса клали в гробы. Их расположили на юте.

Из записей Фредерика Гамильтона:

«Понедельник 22 апреля 1912 года. Сегодня утром мы прошли мимо огромного айсберга. Я очень хотел его сфотографировать, но шёл дождь. Сейчас мы находимся восточнее огромного поля обломков. А среди шезлонгов, частей интерьеров, бумаги, ящиков и прочего — тела, тела, тела…»

«… 20.00. Дважды пробил колокол. Я слышу всплеск воды. Это означает, что началась похоронная церемония. Снова дважды бьёт колокол и снова всплеск, всплеск, всплеск…».

Можно добавить, что церемонию проводил священник собора Всех Святых города Галифакса Камерон Хайнд.

А вот что пишет в судовом журнале сам капитан:

«Сегодня я принял тяжелое решение. Мы положили в мешки 24 неопознанных тела, к каждому прикрепили груз весом в 23 кг и похоронили в море. Привезти всех на берег у нас просто не будет возможности».

Заметим, что практически все из них были пассажиры третьего класса или члены экипажа. Мною был замечен интересный факт. После того, как было найдено тело Дж.Астора, за что экипаж получил вознаграждение от его сына Винсента в размере 10 000 долларов, из пассажиров больше никого в море не хоронили. Совпадение ли?

Поиск и подъём тел «Маккей-Беннетт» проводил вплоть до 26 апреля, когда ему на помощь прибыло судно «Миниа». 30 апреля судно вернулось в Галифакс со своим «грузом».

Похоронная процессия на борту «Маккей-Бенетт».

Тела погибших пассажиров «Титаника» на борту «Маккей-Беннетт».

Одними из первых с борта были снесены тела экипажа «Титаника» в деревянных ящиках со льдом, затем тела пассажиров второго и третьего класса, которые уложили в мешки. Тела пассажиров первого класса были все в гробах, которые перенесли на берег в последнюю очередь. Вся процессия проходила в мертвой тишине, хотя пирс был забит родственниками, зеваками, журналистами, которые уже прозвали судно «корабль смерти».

За период с 21 по 26 апреля 1912 года «Маккей-Беннетт» было найдено 306 тел (номера тел 1-306). 116 были похоронены в море и 190 доставлены в Галифакс, Новая Шотландия.

Моряки с «Маккей-Беннетт» осматривают перевернувшуюся складную шлюпку В «Титаника».

«Миниа»

«Миниа» — второе судно зафрахтованное «Уайт Стар Лайн» для поиска погибших. 21 апреля 1912года от «Маккей-Беннетт» пришло сообщение о том, что они достигли места катастрофы, о большом количестве жертв и им может не хватить мешков, бальзамирующего состава, гробов и т.д. В тот же день, под командованием капитана Уильяма де Кальтерета на помощь из Галифакса выходит кабелеукладчик «Миниа» (на борту 150 гробов, 20 тонн льда и 10 тонн железных прутьев).

26 апреля судно достигло места катастрофы и сменило «Маккей-Беннетт». В этот же день погода сильно испортилась. Поднялся ветер и пошёл мелкий противный дождь, что делало невозможным долгие поиски. Подъем тел становился опасным для самих спасателей.

Кабелеукладчик «Миниа».

Из интервью капитана У. де Кальтерета:

«Нам всё-время приходилось ждать улучшения погоды. И как только океан становился к нам благосклонен, мы тут же начинали работу. Мы видели тела, но они дрейфовали очень далеко друг от друга. Добраться до них было тяжело, и, к сожалению, проходившие мимо пароходы не хотели нам помогать…»

Но, из-за разрыва важного кабеля у берегов Канады «Минию» пришлось отозвать раньше запланированного.

Хронология поднятия тел следующая:

  • 26 апреля поднято на борт 11 тел.;
  • 27 апреля — 1;
  • 28 апреля — 1;
  • 29 апреля — 1;
  • 30 апреля — 1;
  • 1 мая- 2;

Экипаж судна «Миниа» поднимает тело погибшего пассажира «Титаника».

Ходил слух, что члены команды «Минии» в нарушение всех правил занимались мародёрством. Преодолевая большие расстояния между одиноко дрейфующими телами, они попутно собирали вещи с поверхности океана в качестве сувениров. Я в это мало верила, но собирая материал для статьи, убедилась в обратном. nЧитая воспоминания капитана де Кальтерета, наткнулась вот на что. Привожу абзац полностью.

« … Смерть людей произошла от переохлаждения, только один захлебнулся. В его легких была морская вода. Мне наиболее запомнились тела двух мужчин. Один, вероятно, упал с большой высоты и ударился об надстройки судна. У него отсутствовала ступня, а другая нога была сломана и вывернута. Второй, возможно, погиб от взрыва. Его лицо было обожжено, отсутствовал глаз. Да, там точно, что-то взорвалось, я видел на борту кресла из ресторана, их подголовники были испачканы углём, некоторые разломаны. Так же мы подняли большую секцию деревянной лестницы…».

«… Были подняты шезлонги в хорошем состоянии, часть красивой фурнитуры, женское боа, буфетный шкафчик из салона первого класса…».

Но с другой стороны, благодаря этим людям мы сегодня можем увидеть те предметы, которые до наших дней, возможно бы, не дожили.

Осмотр тела погибшего пассажира «Титаника» на борту «Минии».

На борту «Минии».

Обнаружив 17 трупов (номера тел 307-323), из которых двое (не идентифицированных ) были похоронены в море, 3 мая 1912 года с 15 телами на борту судно направилось в Галифакс.

Представители «Джон Сноу энд компани» забирают гробы с «Минии» в морг.

6 мая, пришвартовавшись в порту назначения, команда перенесла неиспользованные гробы и мешки на третье судно, отправляющееся на поиски тел – пароход «Монтмагни».

«Монтмагни»

«Монтмагни» было небольшое судно, обслуживавшее маяки, оно принадлежало канадскому департаменту морского и рыбного хозяйства. Капитан Питер Джонсон. Судно вышло из небольшого порта Сорель и направилось в Галифакс, где по прибытию пополнило запасы, и где были наняты дополнительные члены команды. Один из бальзамировщиков похоронной конторы «Джон Сноу энд компани» поднялся на борт. Ему в помощь вызывается хирург из местной больницы. Преподобный С. Принц из местной церкви Св. Павла вышел в море в качестве капеллана.

Пароход «Монтмагни».

Утром 6 мая 1912 года в порту Галифакса швартуется «Миниа». И пока всё внимание было уделено разгрузке судна и фотографированию, никто и не заметил, как в полдень тихо в море ушёл «Монтмагни».

Дойдя до места катастрофы «Титаника» погода вновь испортилась. Пошёл дождь. «Монтмагни» смог подобрать всего лишь 4 тела в течение 9-10 мая (номера 326-329). По непонятной причине они пропустили номера 324 и 325. Одно тело похоронили в море. Оставшиеся три доставили 13 мая в Луисбург, где железной дорогой их перевезли в Галифакс. Пополнив запасы «Монтмагни» снова вернулся к месту катастрофы, но, увы, кроме небольших деревянных обломков ничего не обнаружил. Никаких тел.

19 мая около 18.00 «Монтмагни» сменило «Алджерин», последнее судно нанятое «Уайт Стар Лайн». 23 мая 1912 года «Монтмагни» вернулся в Галифакс и продолжил свою службу на благо канадскому правительству.

«Алджерин».

«Алджерин» последнее, четвертое судно, которое участвовало в операции по подъему тел под началом «Уайт Стар Лайн». Капитан — Джон Джекман.

Грузопассажирское судно «Алджерин».

О том, что происходило на борту и вокруг плавания «Алджерин» информации очень мало. Известно, что судно вышло из порта Св. Джонс (Ньюфаундленд) и исследовало место катастрофы в течение трёх недель. Было найдено одно тело (номер 330). Прекратив поиски, «Алджерин» 6 июня 1912 года вернулось в порт Св. Джонс и перегрузила гроб на пароход «Флоризель», которое 11 июня и доставило тело в Галифакс.

На этом заканчивается официальная операция по поднятию тел пассажиров «Титаника», организованная «Уайт Стар Лайн». Были составлены окончательные списки погибших и пропавших без вести. Но, не смотря на все усилия, тела продолжали ещё некоторое время пугать проходящие мимо пароходы.

Что ещё можно добавить.

Известно, что «Карпатия» не стала поднимать тела трёх погибших из складной шлюпки А, оставив лодку дрейфовать. Эту шлюпку офицеры Уайлд и Мэрдок пытались спустить одной из последних, но из-за нахлынувшей на палубу волны складные борта шлюпки поднять не успели. В результате наполовину затопленная и перегруженная пассажирами, она была смыта в океан. Месяц спустя (13 мая), по иронии судьбы, другой пароход компании «Уайт Стар Лайн» «Оушеник» находит шлюпку в 160 милях южнее места катастрофы. Позже, пассажир сэр Шейн Лесли вспоминал:

«…В полдень море было спокойным, когда впередсмотрящий крикнул, что впереди виднеется какой-то непонятный объект. Судно замедлило ход, и вскоре стало очевидным, что этот объект был одинокой спасательной шлюпкой, плавающей в Атлантике. Что было поистине ужасным, так это три тела, которые были в ней. По приказу с мостика, к ней послали шлюпку с офицером и врачом. Последовавшее зрелище было жутким. Волосы двух мертвых матросов побелели от солнца и соли, а третье тело, облаченное в вечерний костюм, распласталось на скамейках. Все три тела зашили в холщовые мешки, прикрепив стальной прут. Затем, одно за другим, их обернули в британский флаг, отпели и похоронили в море».

Это были тела под номерами 331-333, которые в официальных списках не учтены.

6 июня 1912 года. судно «Илфорд» находит тело (номер 334), которое похоронили в море. В официальном списке не значится.

8 июня 1912 года пароход «Оттава» случайно находит тело (номер 335). Похоронено в море. В официальном списке не учтено.

Подводя итог, можно сказать, что за время проведения операции с 17 апреля по 8 июня 1912 года было найдено 333 тела из 1512 погибших (около 22%).

За период поисков 209 тел было доставлено в Галифакс. 59 из них были забраны родственниками и похоронены у себя на родине. Три различных кладбища в Галифаксе стали последним пристанищем для оставшихся 150 тел.

С момента крушения «Титаника» прошёл 101 год, но его жертвы не забыты и, мне кажется, не будут забыты никогда. Ежегодно проходят поминальные мессы на месте гибели лайнера, ежегодно вспоминаются их имена. А, как известно, тот, кто не забыт, живёт вечно.

Приложение.

Разбивка по суднам, участвовавших в подъёме погибших (17.04 — 6.06.1912г).

Специально для:

Анатомия «Титаника»

Крупнейший в мире на момент постройки пассажирский лайнер "Титаник" (Titanic) компании "Уайт Стар Лайн" (White Star Line) затонул в Атлантическом океане из‑за столкновения с айсбергом во время своего первого рейса 15 апреля 1912 года, по пути из Саутгемптона (Великобритания) в Нью‑Йорк (США). На борту находилось более 2200 человек. Погибли, по разным данным , от 1400 до 1517 человек, спаслись около 700 пассажиров.

План поиска "Титаника" обсуждался уже через пять дней после трагедии. Винсент Астор (Vincent Astor), сын британского миллионера Джона‑Джейкоба Астора (John Jacob Astor), объявил о своем желании отыскать место залегания судна, чтобы найти тело своего погибшего отца. Однако тело было обнаружено уже на следующий день и поиски лайнера не начались.

В 1912 году идея подъема "Титаника" ради захоронения тел погибших вместе с ним пассажиров и членов команды стала обсуждаться вновь, но, несмотря на наличие достаточных финансовых средств, с технической точки зрения такая операция в то время была невозможна .

Точные координаты места нахождения останков "Титаника" были неизвестны. Во время длительного погружения лайнер дрейфовал от той точки, где его пытались отвернуть от столкновения с айсбергом. Координаты судна после этого маневра составили 41°46" с.ш., 50°14" з.д. (такие координаты передавали радисты судна). В процессе погружения лайнер мог сместиться от точки с этими координатами, что сильно затрудняло поиски.

Выдвигались различные варианты подъема "Титаника" в случае его обнаружения: использование для подъема корпуса "Титаника" подводной лодки, оснащенной электромагнитами; использование магнитов, прикрепленных к понтонам , вместе с которыми корпус судна всплыл бы на поверхность. Но с началом Первой мировой войны идея поднять "Титаник" была на время забыта.

В 1953 году поиски лайнера были возобновлены. В месте предполагаемой гибели "Титаника" британская судоподъемная фирма сделала попытки составить карту океанского дна с помощью эха от взрывов. Поиски прошли безрезультатно.

В 1966 году англичанин Дуглас Уолли (Douglas Wally) начал проект по поискам "Титаника" стоимостью пять миллионов долларов. Он предложил найти лайнер, обложить его пластиковыми контейнерами с водой, пропустить сквозь них электрический ток и получить, таким образом, газы, которые поднимут судно. Уолли также изучал вариант подъема лайнера с помощью нейлоновых баллонов, заполненных воздухом.
В 1970 году Дуглас Уолли основал "Компанию спасения "Титаника", объявив, что он имеет все права на его останки, и анонсировал план поисков лайнера, его подъема и буксировки в Ливерпуль. В Ливерпуле Уолли хотел превратить "Титаник" в плавучий музей. Но необходимые финансовые средства на осуществление этого замысла собраны не были.

С 1970 по 1980 год было предложено множество вариантов подъема судна в случае его обнаружения: заморозить корпус лайнера изнутри, чтобы он "всплыл на поверхность как кубик льда"; заморозить лайнер, обложив его сетью, наполненной азотом; заполнить корпус судна шариками для пинг‑понга или 180 000 тоннами жидкого воска и другие.

Наиболее осуществимым с технической точки зрения проектом был замысел международной экспедиции, которая разработала оригинальный метод подъема: посредством электролиза на большой глубине морская вода разлагается на составные элементы, и полученные таким образом водород и кислород наполняют пластмассовые резервуары, которые должны увлечь корабль на поверхность. Затраты на осуществление проекта оценивались в два миллиона фунтов стерлингов, при том, что в сейфах "Титаника" предположительно находилось золото на сумму восемь миллионов фунтов стерлингов.
14 июля 1980 года на поиски "Титаника" вышло исследовательское судно "Фея", принадлежащее техасскому нефтяному магнату Джеку Гримму. Гримм пригласил для участия в экспедиции двух известных океанологов. Цель экспедиции заключалась в исследовании морского дна в районе предполагаемой гибели лайнера, в случае неудачи предполагалось переместиться на восток. Экспедиция располагала гидроакустической аппаратурой SEA MARC, которую опускали под воду и буксировали за судном. Судно Гримма провело три экспедиции: в 1980, 1981 и 1983 годах. Несмотря на крупное финансирование проекта , "Титаник" обнаружен не был.

Следующую попытку найти "Титаник" предпринял руководитель лаборатории глубоководных исследований Вудс‑Хольского океанографического института штата Массачусетс доктор Роберт Д. Боллард (Robert D. Ballard), изучавший обстоятельства гибели судна в течение 13 лет.

Он изучил все доступные исторические материалы, имеющие отношение к "Титанику". В начале 1970‑х годов были построены опытные образцы буксируемого устройства ANGUS (Acoustically Navigated Geological Underwater Survey) и небольшого глубоководного аппарата "Элвин" (Alvin), в котором команда из трех человек могла работать на глубинах, не превышавших 2000 метров. Основное судно буксировало погруженный ANGUS, камеры которого в это время производили съемку морского дна. Но с "Элвином" невозможно было работать на глубинах, на которых находился "Титаник", а ANGUS не был достаточно оперативен ‑ отснятый материал можно было проявить и изучить только после подъема аппарата на поверхность.

Командование ВМФ США оказало финансовую поддержку в разработке двух более совершенных устройств: необитаемого глубоководного аппарата "Арго" и робота "Джейсон". "Арго", как и ANGUS, представлял собой металлическую конструкцию, оснащенную пятью видеокамерами и двумя гидроакустическими системами. На поверхности "Арго" должно было буксировать основное судно, а робот "Джейсон", соединенный с ним кабелем, включался в тот момент, когда обнаруживал предмет, требующий более подробного изучения. Комбинация "Арго" ‑ "Джейсон" могла позволить исследователям, находящимся в рубке основного судна, вести наблюдения за морским дном.

Летом 1985 года было завершено строительство "Арго", строительство робота "Джейсон" посчитали нецелесообразным. 25 августа 1985 года "Арго" был впервые опущен на глубину.

1 сентября 1985 года монитор, связанный с видеокамерой "Арго", показал объекты неприродного происхождения. На следующий день был обнаружен корпус "Титаника", и на дно был отправлен ANGUS для проведения фотосъемки. Корма "Титаника" отсутствовала, из чего следовало, что корпус судна разломился при погружении.

В следующие четыре дня "Арго" и ANGUS сделали тысячи фотографий. Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров на глубине около 3800 метров. Носовая часть корабля под тяжестью собственного веса прошла глубоко в грунт. В 800 метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились руины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну были разбросаны различные предметы: набор кухонных принадлежностей из меди, кофейные чашки, туалетные принадлежности, канделябры, кухонные плиты, керамические головы кукол и многое другое.
12 июля 1986 года Баллард и его команда совершили вторую экспедицию к месту гибели "Титаника" на судне "Атлантис II", у экспедиции была подводная лодка "Элвин", которая могла погружаться на 4000 метров, и робот "Джейсон младший" (улучшенным вариант первоначального "Джейсона").
13 июля Баллард с двумя сотрудниками совершили первый, продолжавшийся два с половиной часа, спуск к "Титанику". Во время первого спуска осмотр корпуса "Титаника" продолжался две минуты. В аккумуляторах произошло короткое замыкание, и команде пришлось всплывать.
На следующий день после устранения неполадок команда приступила ко второму спуску. "Элвин" опустился на дно и приблизился к носовой части лайнера. Стало видно, что она погрузилась в ил и песок более чем на 20 метров. Левый якорь находился в двух метрах от дна, а правый лежал на нем. Борта судна были покрыты ржавчиной образовавшей огромные "сталактиты". Вместо досок палуба была покрыта слоем из мельчайших раковин, моллюсков, которые уничтожили практически все дерево. Обшивка внутри судна и мебель не сохранились, уцелели только некоторые детали, сделанные из тика и дуба.
24 июля 1986 года Роберт Боллард укрепил на носовой части "Титаника" металлическую плиту от нью‑йоркского клуба изобретателей с просьбой, обращенной ко всем, кто доберется до "Титаника", оставить его в покое. Позднее экспертами было установлено, что "Титаник" находится в таком состоянии, что любая попытка поднять его приведет к разрушению корпуса на части.

В 1987 году федеральный суд США признал американскую компанию RMS Titanic полноправным владельцем фрагментов лайнера и прочих артефактов.

Согласно накладным, на "Титанике" перевозилась коллекция драгоценностей на сумму около 300 миллионов долларов. Кроме того, на борту находились оригиналы рубаи Омара Хайяма, а также мумия древнеегипетской принцессы. К тому же многие из пассажиров захватили на борт свои личные драгоценности.
В 1994 году RMS Titanic получила эксклюзивные права на проведение исследований и подъем с океанского дна фрагментов лайнера и других предметов.
В период с 1987 по 2002 год RMS Titanic было проведено , обошедшихся компании в 11 миллионов долларов. В ходе экспедиций было поднято на поверхность свыше шести тысяч предметов. Общая стоимость предметов была оценена в 110 миллионов долларов. Найденные предметы выставлены в различных экспозициях, передвижных коллекциях или проданы с аукционов.

В 2002 году компания RMS Titanic заявила об отказе от своих прав и от проведения дальнейших экспедиций к "Титанику" из‑за финансовых проблем. Это произошло после того, как компании в судебном порядке запретили продавать найденные на затонувшем судне вещи.

Американский режиссер Джеймс Камерон с группой ученых совершил две экспедиции к "Титанику": в 1995 году (во время съемок своего фильма "Титаник") и в 2001 году (при съемках фильма "Призраки бездны").

В 1998 году Роберт Боллард сообщил, что экспедиция к "Титанику" была спонсирована ВМФ США с целью обнаружить затонувшие в этом же районе две американские подводные лодки. Большую часть времени ученые занимались исследованием подлодок, только 12 дней экспедиции было отведено на поиски и работу с "Титаником". ВМФ США рассекретили данную информацию в 1998 году.

В 2004 году Роберт Боллард организовал новую экспедицию к "Титанику" и обнаружил, что за 19 лет корпус судна был сильно поврежден. Ученый обвинил в этом организаторов туристических экскурсий к судну, во время которых глубоководные аппараты с туристами спускаются прямо на борт "Титаника" и расхищают на сувениры части судна.
Во многих местах у судна обвалилась палуба, заметные детали "Титаника" исчезли, в частности, судовой колокол и мачтовый маяк .

В 2004 году США подписали международное соглашение об охране места гибели "Титаника" и обломков потерпевшего крушение пассажирского лайнера, покоящихся на дне океана. Соглашение было выработано также при участии Великобритании, Франции и Канады. В соответствии с документом, место гибели "Титаника" и обломки судна объявлены "международным морским мемориалом" и местом захоронения мужчин, женщин и детей, погибших во время морской катастрофы.
Страны‑участницы в рамках своей юрисдикции будут также контролировать , в том числе на корпус корабля, на его груз и на участок океанского дна, где лежит лайнер. Соглашение подписано с целью пресечь финансирование и техническую поддержку для несанкционированных спусков на "Титаник" и других действий, которые могут повредить реликвии.

В этом же году был устроен аукцион, с молотка было пущено более 400 экспонатов, среди которых ‑ кусок дерева от центральной лестницы корабля, спасательный жилет, ресторанное меню, а также три из одиннадцати почтовых марок, выпущенных специально для почтового отделения на "Титанике". Также на торги были выставлены карманные часы одного из пассажиров лайнера, которые остановились в минуту, когда судно потерпело крушение.
стал простой американец из города Санта‑Роса. Он начал собирать раритеты после просмотра кинофильма "Титаник".

В 2006 году Федеральный суд США объявил RMS Titanic временным хранителем вещей, который обладает правом демонстрации, но не продажи коллекции. Суд подтвердил исключительные права RMS Titanic на проведение работ на судне.

В конце августа 2010 года на месте гибели лайнера начались исследовательские работы с целью составления виртуальной 3D‑карты района крушения "Титаника". Для ее создания ученые использовали видеотехнику и , ранее не применявшиеся для изучения останков корабля.

В 2012 году планируется круиз по маршруту следования "Титаника", его совершит суперлайнер Balmoral в честь столетней годовщины со дня отплытия "Титаника" из Великобритании.
Balmoral выйдет из гавани английского порта Саутгемптон , по пути он зайдет во французский порт Шербург и ирландский Гобх. 15 апреля судно достигнет места, где в 1912 году затонул "Титаник". В память о погибших будет отслужена торжественная месса.

"Титаник" с течением времени все больше разрушается. Сравнивая последние фотографии останков лайнера с теми, которые были сделаны при обнаружении в 1985 году, многие ученые считают, что находящиеся на дне фрагменты судна разрушатся примерно через 20‑30 лет. Ряд экспертов считает, что менее чем через 100 лет в том, что лежит на дне, уже нельзя будет узнать корабль.

Через полтора часа после кораблекрушения..

Шансов не было

Температура воды в океане той роковой ночью составляла 2,2 градуса Цельсия. Жить человеку, попавшего в черную бездну, оставалось всего 15 минут. При крушении «Титаника погибли 1517 человек, и самый высокий шанс выжить был у пассажиров первого класса: 63 процента из них были спасены.

В «Титанике» было 20 спасательных шлюпок, которые могли вместить только 1100 пассажиров - половину из тех, кто был на борту той ночью. Как ни странно, это соответствовало правовым нормам того времени, и количество шлюпок считалось достаточным. Только 700 пассажиров смогли попасть в спасательные лодки; большинство из них были наполовину пустыми, и почти во всех были свободные места.

Но что случилось с телами?

Истина об этом скрыта тайными рукописями, авторы которых полагали, что они никогда не станут публичными. В этих записках говорится, что капитан одного из прибывшего на помощь кораблей, Маккейн-Беннет, хотел вытащить все тела из моря. Но вскоре он понял, что его корабль слишком мал для 334 тел, которые удалось обнаружить в воде.


Посовещавшись с командой, было принято решение - оставить за бортом тела бедных пассажиров из третьего класса, чтобы было достаточно места для тел путешественников первого и второго класса.

Члены экипажа рассудили, что у богатых пассажиров «Титаника» было больше прав на достойное захоронение. Из 334 найденных тел, более сотни были выброшены с корабля, и они так и не были найдены в водах Атлантического океана. Истина о том, что произошло, была скрыта длинными конфиденциальными телеграммами, которые впоследствии были извлечены из секретных архивов.

Таким образом, тела беднейших жертв были выброшены, а останки богачей - возвращены их семьям.

Жуткое зрелище


Через пять дней после трагедии «Бремен» присоединился к «Карпатскому» кораблю, и их задачей было собрать остатки тел, которые только можно было найти. Вдалеке пассажиры увидели белые пятна, которые на самом деле были замерзшими телами погибших, некоторые из них были одеты в спасательные жилеты.

«Мы видели женщину в ночной рубашке с ребенком, крепко привязанным к груди», - сказала Джоанна Станк, которая путешествовала в «Бремене».

«Было также найдено тело женщины, которая крепко зажала в руках рыжую собаку. Некоторые были одеты в наряды для танца и ужина, некоторые скончались в ночных рубашках и пижаме. У одной женщины был спасательный пояс и двое детей на руках» - рассказывали тогда очевидцы.

Экипаж описал спасательный процесс, как «холодный, мокрый, несчастный и неудобный». К концу апреля взаимодействие соли и солнца начало уничтожать спасательные круги, и тела людей начали исчезать в глубинах океана. Однако, в июне 1912 года в океане были обнаружены последних два трупа. Это были тела официанта корабля и кухонного работника.

Фильм по реальным событиям

Наиболее яркой экранизацией этого страшного исторического события стал фильм, снятый Джеймсом Кэмероном в 1997 году.

Журналист ДжоИнфоМедиа Марина Корнева предлагает посмотреть, герои культовой картины.

В 1985 году в сентябре месяце под руководством известного океанолога Роберта Балларда американо-французская экспедиция обнаружила на дне Атлантического океана одну деталь Титаника - паровой котел. Вскоре также были найдены и останки самого судна.
Так завершились многолетние поиски затонувшего легендарного парохода, которые выполнялись независимыми исследователями, но некоторое время были безуспешными по причине неверных координат крушения судна.
Обнаружение останков Титаника открыло новую страницу в его истории гибели. Только со временем стали известны ответы на многочисленные вопросы, которые касались катастрофы, а много фактов, которые считались неопровержимыми, оказались, к сожалению, неверными.
Этот пост посвящен Титанику, который покоится на дне океана на четырехкилометровой глубине. Вы увидите современные фото Титаника и сможете их сравнить с архивными черно-белыми снимками. Этот пост обязательно заинтересует Вас своей таинственностью и загадочностью.

Титаник затонул в Атлантике на глубине почти 4 км. Во время погружения под воду судно разломилось на две части, которые сейчас лежат на дне примерно в шестистах метрах друг от друга. Вокруг них разбросано множество обломков и предметов, в т.ч. и довольно таки большой кусочек корпуса Титаника.

Модель носовой части. Нос при падении судна на дно очень хорошо зарылся в ил, что сильно разочаровало первых исследователей, ведь осмотреть место удара об айсберг без специальной техники оказалось невозможно. Рваная дыра в корпусе, которую видно на макете, образовалась от удара об дно.

Панорама носовой части, собранная из нескольких сотен снимков. Справа налево: прямо над кромкой носа торчит лебедка запасного якоря, за ней находится швартовное устройство, сразу за ним открытый люк в трюм №1, от которого расходятся к бортам линии волнореза. На межнадстроечной палубе лежит поваленная мачта, под ней находятся еще два люка в трюмы и лебедки, для работы с грузом. В передней части основной надстройки раньше был капитанский мостик, который развалился во время падения на дно и теперь угадывается теперь лишь по отдельным деталям. За мостиком сохранилась надстройка с каютами офицеров, капитана, радиорубкой и пр., которую пересекает трещина, образовавшаяся на месте деформационного шва. Зияющая дыра в надстройке — место под первую дымовую трубу. Сразу за надстройкой видно еще одну дыру — это колодец, в котором находилась парадная лестница. Левее расположено что-то очень рваное — там была вторая труба.

Нос Титаника. Самый баянный объект подводных фотографий судна. На конце видно петельку, на которую был надет трос, удерживавший мачту.

На фото слева видно возвышающуюся над носом лебедку запасного якоря.

Главный якорь левого борта. Удивительно, как он не улетел вниз при ударе об дно.

Запасной якорь.

За запасным якорем находится швартовное устройство.

Открытый люк в трюм №1. Крышка улетела в сторону, видимо, при ударе об дно.

На мачте раньше были остатки «вороньего гнезда», где находились впередсмотрящие, но лет десять-двадцать назад они отвалились вниз и теперь о «вороньем гнезде» напоминает только отверстие в мачте, через которое впередсмотрящие попадали на винтовую лестницу. Торчащий хвостик за отверстием — крепление судового колокола.

Борт судна.

От капитанского мостика остался лишь один из штурвалов.

Шлюпочная палуба. Надстройка на ней местами либо вырвана с корнями, либо разорвана.

Сохранившаяся часть надстройки в передней части палубы. Внизу справа — вход на парадную лестницу 1-го класса.

Сохранившиеся шлюпбалки, ванна в каюте капитана Смита и остатки пароходного гудка, который был установлен на одной из труб.

На месте парадной лестницы теперь зияет огромный колодец. Никаких следов лестницы не сохранилось.

Лестница в 1912 г.

И тот же ракурс в наше время. Глядя на предыдущее фото как-то с трудом верится, что это одно и тоже место.

За лестницей размещалось несколько лифтов для пассажиров 1-го класса. От них сохранились отдельные элементы. Надпись, изображенная внизу справа, размещалась напротив лифтов и обозначала палубу. Это надпись принадлежала палубе А; бронзовая буква А уже отвалилась, но следы от нее остались.

Холл 1-го класса на палубе D. Это нижняя часть парадной лестницы.

Хотя практически вся деревянная отделка судна давно уже съедена микроорганизмами, здесь отдельные элементы еще сохранились.

Ресторан и холл 1-го класса на палубе D отделяли от внешнего мира большие витражные окна, которые сохранились и до наших дней.

Остатки былой красоты.

Снаружи окна угадываются по характерным двойным иллюминаторам.

Шикарные люстры так и висят на своих местах уже более 100 лет.

Некогда великолепные интерьеры кают 1-го класса теперь засыпаны мусором и обломками. Местами можно обнаружить сохранившиеся элементы мебели и предметов.

Еще немного деталей. Дверь в ресторан на палубе D и табличка, обозначавшая служебные двери.

У кочегаров была своя «парадная лестница». Чтобы не встречаться с пассажирами, из котельных к каютам кочегаров вела отдельная лестница.

По океанскому дну разбросаны сотни предметов, начиная от деталей судна и заканчивая личными вещами пассажиров.

Некоторые пары обуви лежат в весьма характерном положении: для кого-то это место стало могилой.

Кроме личных вещей и предметов по дну разбросаны и крупные детали обшивки, которые также пытались неоднократно поднять на поверхность.

Если нос сохранился в более менее приличном состоянии, то кормовая часть после падения вниз стала бесформенной грудой металла. Правый борт.

Левый борт.

На прогулочной палубе 3-го класса с трудом угадываются отдельные детали судна.

Один из трех огромных винтов.

После разлома судна на две части на дно высыпались даже паровые котлы.

В точке разлома как раз находилось машинное отделение и теперь эти исполины высотой с трехэтажный дом доступны взору исследователей. Поршневое устройство.

Обе паровых машины вместе.

Сухой док в Белфасте, в котором выполнялась финальная покраска корпуса судна, существует и поныне в виде музейного экспоната.

А так выглядел бы «Титаник» на фоне самого большого пассажирского лайнера современности «Allure of the Seas», введенного в эксплуатацию в 2010 г.

Сравнение в цифрах:

Водоизмещение «Allure of the Seas» в 4 раза больше, чем у «Титаника»;

Длина современного лайнера 360 м (на 100 м больше Титаника);

Наибольшая ширина 60 м против 28 у «Титаника»;

Осадка примерно одинаковая (около 10 м);

Скорость хода также практически одинаковая (22-23 узла);

Численность команды — 2,1 тыс. человек (на «Титанике» было до 900, многие из которых были кочегарами);

Пассажировместимость — до 6,4 тыс. человек (на Титанике до 2,5 тыс.).

В ночь с 14-го на 15-е апреля 1912 года терпит крушение, в водах Атлантического океана, самое большое судно мира «Титаник». Поразившая весь мир катастрофа забрала жизни большого количества присутствующих на борту лайнера, множества богатых людей и пассажиров второго класса, но все-таки спастись удалось многим. Столкновение лайнера с айсбергом и стало причиной трагической катастрофы, которую многие помнят и по сей день.Долгое время местонахождение затонувшего судна было неизвестно, только в 1985 году отыскали место его покоения. И именно сюда множество экспедиций отправляется изучать, считавшийся одним из самых непотопляемых суден, «Титаник». Для тщательного изучения к месту трагедии отправили несколько суден, которые следовали по маршруту самого «Титаника» . С момента крушения, затонувшему «Титанику», в этом году, исполнилось ровно сто лет.

В 2001 году, спустя почти сто лет после катастрофы, ЮНЕСКО берет под охрану конвенции обломки легендарного судна, до этого «Титаник» считали всего лишь одним из потерпевших крушение больше века назад лайнером. Практически 3750 метров глубины, в данное время, скрывают останки суперлайнера «Титаник» на дне Атлантического океана.

Родственники погибших в ужасной катастрофе, следуют курсом «Титаника», через столетие после трагедии, для того чтобы почтить память своих родных и близких.

Место крушения Титаника — где и когда затонул Титаник

Во время своего первого рейса, ночью с 14-го апреля на 15-е 1912 года британский лайнер «Титаник» терпит крушение в Атлантическом океане, благодаря невнимательности впередсмотрящего, который очень поздно заметил препятствие. Благодаря многочисленным мелким повреждениям, которые пароход получает вследствие столкновения с айсбергом, меньше чем спустя три часа корабль погружается полностью под воду, забирая с собой жизни пассажиров, которых на борту было больше чем 2200, из них только 706-ти, включая команду корабля, пострадавшим повезло остаться в живых. В 1985 году под командованием Роберта Балларда, директора Института океанологии в США, штат Массачусетс, город Вудс-Холл, экспедиция установила место крушения британского парохода «Титаника» — в 645 км к западу от острова Ньюфаундленд.


Спустя некоторое время после катастрофы, родственники жертв трагедии стараются собрать экспедицию для поиска останков лайнера и даже его поднятия с морского дна на поверхность, но операция такого плана, в начале ХХ века, была нереальна с технической точки зрения, соответственно за нее никто не взялся.

Спустя десятилетие, после крушения «Титаника», уровень техники и науки, а также изобретения различных приборов для исследований подводного мира, позволяло надеяться на хороший результат, Роберт Баллард в 70-х годах отправляется на поиски останков легендарного лайнера. Французский институт изучения и освоения океана (ИФРЕМЕР) оказал множественную ценную помощь Балларду и его экспедиции, предоставив Роберту сонар высококачественной точности, луч которого мог «обшарить», с палубы исследовательского корабля, дно океана. Экспедицию успех постиг не сразу, несмотря на хорошую технику и оборудование. Почти смирившись с поражением, экспедиция Балларда собиралась покидать северные воды Атлантического океана. Как раз в этот момент приборы их корабля обнаруживают некий объект. Судя по фотографиям «Титаника» 1912 года, было установлено, что этот странный объект ничто иное, как один из паровых котлов лайнера.

Чуть позднее недалеко от котла нашли и остальные останки парохода, также были обнаружены принадлежавшие погибшим пассажирам вещи.

На глубине приблизительно 3,9 км по сей день лежат останки самого большого парохода «Титаника», который, к сожалению, бессмысленно поднимать на поверхность — гигантские останки проржавевшего лайнера, расколовшегося на две части во время затопления, так и останутся покоиться на дне морском.

Столетие прошло с момента ужасной трагедии, но по сей день, ученые стараются выведать новые факты и узнать реальную причину катастрофы. Относительно легендарного британского парохода было написано много книг и снято фильмов.

Как известно, легенды в любом случае имеют хоть какую-то часть истины, тем самым вызывают интерес людей. Огромное количество необычных сведений и тайн ученые пытаются раскрыть, остается немало и загадок «Титаника», которые он скрывает от человечества вот уже столетие.

Капитан корабля Морган Робертс за двадцать лет до самого крушения «Титаника» выпускает замечательную книгу, в которой рассказывается о кошмарной катастрофе корабля, из спасшихся в которой всего небольшое количество людей и капитан судна. В этом рассказе удивительно совпали два корабля «Титаник» и описанный в книге Робертса пароход «Титан», размеры кораблей тоже совпали, также оказалось таким же число пассажиров и даже количество спасательных шлюпок на палубах. Ужасает то, что кораблекрушение в книге, написанной за два десятка лет до самой трагедии, точно совпадает с реальностью, «Титан» так же затонул от столкновения с айсбергом. Успех книги после катастрофы значительно увеличился, хоть и написана она была раньше самого крушения «Титаника».

В конце прошлого века выпустили еще одну книгу, в которой ее авторы описали связанные с катастрофой парохода факты. Ученые утверждают будто крушение «Титаника» было подстроено специально, факты, указывающие на это, были неоспоримы, к примеру, спасательных шлюпок было раза в два меньше, чем пассажиров на корабле. Взять даже тот факт, что владелец «Титаника» самый известный миллионер Пирсон Морган, отказывается плыть на своем же лайнере в последний момент. Хотя уговаривает поехать своего так сказать друга Джона Астора, богатейшего человека Америки. Вскоре после катастрофы, отдыхая и расслабляясь на французском курорте владелец «Титаника» Пирсон Морган прекрасно проводил время.

По счастливой случайности в последний момент отказываются от увлекательной поездки на самом большом британском пароходе приблизительно пятьдесят человек, весомых причин на то при этом не было. Самое интересно было то, что отказавшиеся от путешествия пассажиры корабля — близкие друзья Моргана, что вызывает определенное подозрение. По приказу владельца лайнера Моргана были оставлены на берегу уникальные картины, коллекции которых должны были перевозить на борту «Титаника».

Видео Титаник не тонул

Фото и картинки Титаника