Неприкосновенные сокровища храма вишну. Индия. Запретные сокровища храма Вишну. Тайна запечатанной двери храма Падманабхасвами

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Достопримечательность

Храм Падманабхасвами
ശ്രീ പത്മനാഭസ്വാമി ക്ഷേത്രം

Страна Индия
Город Тируванантапурам
Конфессия вайшнавизм
Тип здания индуистский храм
Состояние действующий
Координаты : 8°28′58″ с. ш. 76°56′37″ в. д.  /  8.48278° с. ш. 76.94361° в. д.  / 8.48278; 76.94361 (G) (Я)

Божество

Божество внутри храма представляет собой Вишну, возлежащего на Ананта-шеше . Это фигура длиной 5,5 метров, построенная из 10 008 Шалаграма-шил , и покрытая золотом и драгоценными камнями.

Храм

Храм представляет собой 30,5 метровый семирядовый гопурам , покрытый искусной резьбой. Внутри располагается широкий коридор с 324 рельефными столбами и 24,5 метровый золотой шест с флагом. Стены храма покрыты фресками, которые изображают различные мистические истории. Архитектурный стиль, в котором выполнен храм, является смесью дравидского и керальского стилей. В своей нынешней форме храм был построен царем Мартханда Вармой (1729-1758), одним из самых могущественных правителей Траванкора . Строительство было начато в 1731 году . В 1750 году махарадж посвятил своё царство Падманабхе, главному божеству в царстве, а сам стал называться Падманабхадаса, что значит «слуга Господа Падманабхи».

Клад

В июле 2011 года в храме был обнаружен один из крупнейших кладов в истории человечества, оцениваемый в 22 млрд $ . Предполагается, что сокровища на протяжении тысячелетия складировали в храме многие поколения правителей Траванкора. При вскрытии тайника присутствовал сын последнего махараджи. Богатствами сопоставимого масштаба в Индии может похвалиться только дворец Джай Сингха II в Джайпуре .

Напишите отзыв о статье "Храм Падманабхасвами"

Примечания

Отрывок, характеризующий Храм Падманабхасвами

– Mais vous me meprisez, vous si pure, vous ne comprendrez jamais cet egarement de la passion. Ah, ce n"est que ma pauvre mere… [Но вы так чисты, вы презираете меня; вы никогда не поймете этого увлечения страсти. Ах, моя бедная мать…]
– Je comprends tout, [Я всё понимаю,] – отвечала княжна Марья, грустно улыбаясь. – Успокойтесь, мой друг. Я пойду к отцу, – сказала она и вышла.
Князь Василий, загнув высоко ногу, с табакеркой в руках и как бы расчувствованный донельзя, как бы сам сожалея и смеясь над своей чувствительностью, сидел с улыбкой умиления на лице, когда вошла княжна Марья. Он поспешно поднес щепоть табаку к носу.
– Ah, ma bonne, ma bonne, [Ах, милая, милая.] – сказал он, вставая и взяв ее за обе руки. Он вздохнул и прибавил: – Le sort de mon fils est en vos mains. Decidez, ma bonne, ma chere, ma douee Marieie qui j"ai toujours aimee, comme ma fille. [Судьба моего сына в ваших руках. Решите, моя милая, моя дорогая, моя кроткая Мари, которую я всегда любил, как дочь.]
Он отошел. Действительная слеза показалась на его глазах.
– Фр… фр… – фыркал князь Николай Андреич.
– Князь от имени своего воспитанника… сына, тебе делает пропозицию. Хочешь ли ты или нет быть женою князя Анатоля Курагина? Ты говори: да или нет! – закричал он, – а потом я удерживаю за собой право сказать и свое мнение. Да, мое мнение и только свое мнение, – прибавил князь Николай Андреич, обращаясь к князю Василью и отвечая на его умоляющее выражение. – Да или нет?
– Мое желание, mon pere, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашей. Я не хочу выходить замуж, – сказала она решительно, взглянув своими прекрасными глазами на князя Василья и на отца.
– Вздор, глупости! Вздор, вздор, вздор! – нахмурившись, закричал князь Николай Андреич, взял дочь за руку, пригнул к себе и не поцеловал, но только пригнув свой лоб к ее лбу, дотронулся до нее и так сжал руку, которую он держал, что она поморщилась и вскрикнула.
Князь Василий встал.
– Ma chere, je vous dirai, que c"est un moment que je n"oublrai jamais, jamais; mais, ma bonne, est ce que vous ne nous donnerez pas un peu d"esperance de toucher ce coeur si bon, si genereux. Dites, que peut etre… L"avenir est si grand. Dites: peut etre. [Моя милая, я вам скажу, что эту минуту я никогда не забуду, но, моя добрейшая, дайте нам хоть малую надежду возможности тронуть это сердце, столь доброе и великодушное. Скажите: может быть… Будущность так велика. Скажите: может быть.]
– Князь, то, что я сказала, есть всё, что есть в моем сердце. Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына.
– Ну, и кончено, мой милый. Очень рад тебя видеть, очень рад тебя видеть. Поди к себе, княжна, поди, – говорил старый князь. – Очень, очень рад тебя видеть, – повторял он, обнимая князя Василья.
«Мое призвание другое, – думала про себя княжна Марья, мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования. И что бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Ame. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, я попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И Боже мой, как страстно она любит, ежели она так могла забыть себя. Может быть, и я сделала бы то же!…» думала княжна Марья.

Журнал Фокус опубликовал интересные данные о богатстве и роскоши индийских храмов , и не обошел своим вниманием богатство индийских гуру. Религиозные лидеры Индии на самом деле уже давно не являются аскетами. Иначе, они бы не создали тех мощных бизнес-империй, стоимость которых оценивается в сотни миллионов долларов.

«Популярность гуру в Индии – это результат чрезвычайной религиозности индусов, которая растёт, несмотря на модернизацию и уровень образования в обществе, – объясняет феномен поклонения историк Рамчандра Гуха. – Религиозность предполагает, что индус будет нести деньги или драгоценности божеству, и для него неважно, живой это человек или бессловесная статуя».

Один из самых известных и почитаемых в Индии духовных наставников Саи Баба , скончался в апреле этого года в возрасте 84-х после продолжительной болезни. Он был популярен не только в Индии. Учение Саи Бабы оказало влияние и на умы жителей стран Запада, а среди его последователей были как местные богачи, так и известные люди, к примеру, голливудская актриса Голди Хоун и основатель Hard Rock Cafe Айзек Тигретт.
Когда наставник отошёл в мир иной, в его доме нашли золото и серебро на сумму $5 млн. и ещё $2,8 млн. наличными. Кроме того, среди вещей Саи Бабы обнаружили мешочки с бриллиантами, дорогую парфюмерию и несколько сот пар обуви. Деревушка Путтапарти, откуда гуру был родом, за время его деятельности разрослась, обзавелась собственным аэропортом и больницей, здесь появился университет и развитая инфраструктура. Приближённые к Саи Бабе ученики говорят о том, что у гуру никогда не было счетов в банках, очевидно, он отдавал предпочтение проверенным временем тайникам. По имеющейся информации, траст, оформленный на имя наставника, располагал около $10 млрд. Кто сегодня управляет этими активами, точно не известно.
Даже после смерти гуру Саи Бабы в его храм приезжают тысячи последователей. По информации трастового фонда Шидри Саи, ежегодные благотворительные пожертвования учеников составляют более $80 млн. Кроме того, драгоценности, украшающие святилище, стоят не менее $8 млн.

«Список очень богатых религиозных лидеров Индии довольно длинный. Они не любят, когда их называют бизнесменами, но среди индийских предпринимателей они самые успешные, – отмечает Свами Джи, один из религиозных наставников, осуждающий своих богатых коллег. – Многие утверждают, что строят на пожертвования храмы, школы и больницы. Им следовало бы отдавать на благотворительность всё, что они получают. Но они не в силах отказаться от баснословного богатства и, как правило, распределяют его между членами своей семьи».

Верующие своими пожертвованиями озолотили индийских гуру, но и поспособствовали богатству и роскоши индийских храмов .

Храм Падманабхасвами, штат Керала

После того как несколько недель назад здесь нашли драгоценности на сумму $22 млрд., храм стал самым богатым в Индии. Среди обнаруженных сокровищ – отлитая из золота статуя бога Вишну высотой 1,2 м, алмазы, рубины, блюда, инкрустированные драгоценными камнями.

Храм Венкатешвара в Тирупати, штат Андхра-Прадеш

История этого храма насчитывает более XII столетий. Каждый день его порог переступают 65 тыс. пилигримов, а в праздничные дни – свыше 300 тыс. В прошлом году храм собрал пожертвований на сумму $163 млн. Здесь также хранятся 5 тонн золота, и ещё $140 млн. размещены на долговременных депозитах.

Шри Хармандир Сахиб/Шри Дарбар Сахиб (Золотой Храм в Амритсаре)

Это святыня для религии сикхов. Стены храма покрыты деревянными пластинами, инкрустированными золотом и серебром. Ежедневно здесь бывают не менее 40 тыс. человек. В праздничные дни – до 1,5 млн. В храме хранится 750 кг чистого золота.

Храм Сиддхивинаяка, Мумбаи

В прошлом году пожертвования пилигримов составили более $11 млн. На долгосрочных депозитах храма лежат $30 млн. Только в мае нынешнего года пожертвования составили $500 тыс., 727 кг золота и 11,5 тыс. кг серебра.
Пусть же всего этого несметного богатства хватит и индийским гуру, и индийскому народу, чтобы чувствовать себя богатыми духовно и обеспеченными для мирских нужд.

Удивительная находка индийских археологов


В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы.

Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности.

В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729— 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам — столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами.

Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам — главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром.





Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.



Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами — формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне.



Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше — царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви.

Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма — через одни видны стопы, через другие — тело, а через третьи — грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну.



Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура — лишь видимая часть богатства Падманабхасвами. Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие.

Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма.

Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет» , — сообщил офицер полиции.

В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.



В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.



По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели!

По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад. Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения.

После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы — вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался.



Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ — верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома.

В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада.

Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства.

Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии — от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон.



Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся.

Тайна запечатанной двери храма Падманабхасвами

Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать.


Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть.

Эта дверь не имеет замков, болтов, защелок или каких-либо других фиксаторов. Считается, что она герметично закрыта посредством звуковых волн.

Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.



Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями.

В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую.

Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя — это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам — должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства.

А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это — уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет.

«А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей.

А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться — судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность.

Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности.

Верховный суд Индии пытается сейчас решить судьбу огромного богатства, хранящегося в подвалах вишнуистского храма в городе Тируванантапурам. Речь идет о сокровищах, чья стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет 22 миллиарда долларов. С одной стороны, на них претендуют потомки раджей, веками копивших золото и драгоценные камни. С другой — верующие индуисты и профсоюз служителей храма. Между тем цена вопроса может подскочить значительно выше, поскольку еще не все храмовые хранилища вскрыты, а совокупная стоимость находящихся там сокровищ, вероятно, равняется триллиону долларов.

«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Так описал сокровища храма Падманабхасвами один из членов спецкомиссии, назначенной Верховным судом Индии для осмотра сокровищницы — каллары, в которой раджи Траванкора, древнего княжества на территории нынешнего штата Керала, веками складировали свои богатства. В присутствии потомка раджей одно из хранилищ вскрыли, чтобы убедиться: древние легенды о бесчисленных богатствах княжеской семьи не лгут.

Сейчас Падманабхасвами находится под круглосуточной охраной 200 полицейских. Все подходы к храму просматриваются камерами наружного наблюдения, на входе установлены рамки металлоискателя, а на ключевых позициях размещены пулеметчики. Эти меры не выглядят избыточными: хотя члены комиссии обязались хранить полный перечень найденных сокровищ в секрете, речь, по самым скромным подсчетам, идет о ценностях, слегка превышающих бюджет Хорватии. Среди наиболее примечательных экспонатов из чистого золота — полноразмерный трон, усыпанный сотнями бриллиантов и другими драгоценными камнями, 800 килограммов монет, цепь длиной в пять с половиной метров и золотой сноп весом более полутонны.



При этом члены индуистских общин настаивают на сохранении сокровищ на прежнем месте, говорится в статье. А одна из них даже пригрозила акцией массовых самоубийств, если ценности будут вывезены из храма. Разгневанные индуисты аргументируют свою позицию тем, что лишь потомки махараджей, которые охраняют сокровища храма, могут решать, что с ними делать.

Впрочем, глава правительства штата Ооммен Чанди уже пообещал, что все ценности останутся во владении храма. Он добавил, что по этому поводу идут консультации с потомками правителей Траванкора и главным жрецом храма.

С другой стороны, многие храмы кладут свои сокровища в банк (например, храм Тирумалы Венкатешвары, расположенный на востоке страны, хранит в банке треть из своих трех тонн золота). Другие же активно вкладывают средства в образование и культуру, строят школы.

Особо заинтересованные в судьбе сокровищ лица, которые совсем не удивились тому, что было найдено в тайных кладовых, это княжеская семья Траванкора.



PS: К началу 20 века 80% всего золота мира было состредоточено в Азии, в том числе Индии и Китае. Именно ФРС США постаралась, чтобы это золото не вошло в мировой оборот...

Исследователи по всему миру гадают, что именно скрывается за таинственной железной дверью с изображением защищающих ее двух кобр в индуистском храме Падманабхасвами в Индии. Эта дверь не имеет замков, болтов, защелок или каких-либо других фиксаторов. Считается, что она герметично закрыта посредством звуковых волн.

История храма Вишну, хранящего внутри себя несметные богатства, уже давно окутана тайной и не дает покоя здешним правителям. В 2011 году созданная государством комиссия смогла вскрыть шесть секретных хранилищ внутри святыни и обнаружила в них бесценный клад стоимостью 22 миллиарда долларов. Вот только седьмую дверь открыть так и не смогли.

Верховный суд Индии пытается сейчас решить судьбу огромного богатства, хранящегося в подвалах вишнуистского храма в городе Тируванантапурам. Речь идет о сокровищах, чья стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет 22 миллиарда долларов. С одной стороны, на них претендуют потомки раджей, веками копивших золото и драгоценные камни. С другой - верующие индуисты и профсоюз служителей храма. Между тем цена вопроса может подскочить значительно выше, поскольку еще не все храмовые хранилища вскрыты, а совокупная стоимость находящихся там сокровищ, вероятно, равняется триллиону долларов.

«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак - его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Так описал сокровища храма Падманабхасвами один из членов спецкомиссии, назначенной Верховным судом Индии для осмотра сокровищницы - каллары, в которой раджи Траванкора, древнего княжества на территории нынешнего штата Керала, веками складировали свои богатства. В присутствии потомка раджей одно из хранилищ вскрыли, чтобы убедиться: древние легенды о бесчисленных богатствах княжеской семьи не лгут.

Сейчас Падманабхасвами находится под круглосуточной охраной 200 полицейских. Все подходы к храму просматриваются камерами наружного наблюдения, на входе установлены рамки металлоискателя, а на ключевых позициях размещены пулеметчики. Эти меры не выглядят избыточными: хотя члены комиссии обязались хранить полный перечень найденных сокровищ в секрете, речь, по самым скромным подсчетам, идет о ценностях, слегка превышающих бюджет Хорватии. Среди наиболее примечательных экспонатов из чистого золота - полноразмерный трон, усыпанный сотнями бриллиантов и другими драгоценными камнями, 800 килограммов монет, цепь длиной в пять с половиной метров и золотой сноп весом более полутонны.

  • Храм Падманабхасвами
  • Храм Падманабхасвами

  • Храм Падманабхасвами
  • Храм Падманабхасвами

  • Храм Падманабхасвами
  • Храм Падманабхасвами

  • Храм Падманабхасвами
  • Храм Падманабхасвами

  • Храм Падманабхасвами
  • Храм Падманабхасвами

  • Храм Падманабхасвами
  • Храм Падманабхасвами

  • Храм Падманабхасвами
  • Храм Падманабхасвами

  • Один из 108 девья-дешам, святейших обителей бога Вишну, – храм Падманабхасвами. Располагается он в столице штата Керал, в городе Тируванантапурам.

    История

    Храм возвели в 1566 году, но нынешний вид он приобрел позднее. Одни из сильнейших царей, правивших княжеством Траванкор, царь Мартханд Варм, посвятил свое царствование Падманабхасвами, в честь которого и был воздвигнут храм.

    Архитектура

    У главной башни храма семь уровней, в высоту она имеет 30 метров. На ней установлено большое количество статуй и скульптур, которые по праву называют шедевром индийского зодчества.

    Махараджа не скупился на строительство храма и щедро выделял средства на внутреннее убранство. Главный коридор украшают 365 покрытых искусной резьбой колонн.

    Внутри храма, в его центре, располагается гигантская статуя Шивы, лежащего в позе Шри Падманабха на змее Анантха. Из пупка бога произрастает лотос, на цветке которого сидит Брахма. Под левой рукой у Вишны находится камень, называющийся линга, в нем содержится бог-разрушитель Шива.

    Рядом со статуей сидят две жены бога – Шридеви и Бхудеви. Первая – богиня процветания, вторая – богиня земли. Материал, из которого сделаны статуи, называется сил. Его добывают на дне реки Кали-Гандаки, которая в Индии считается священной. Статуи покрыты особым веществом, название которому катусаркара йога, оно не дает пыли и грязи оставлять следы на поверхности статуй.

    Правила посещения

    К сожалению, в храм не могут попасть представители не индуистской веры. Кроме того, чтобы попасть в храм, нужно быть подобающе одетым. Входящие в храм должны снять обувь. Внутри и женщины, и мужчины снимают головные уборы. Представительницам прекрасного пола нужно обязательно одеться в сари или в традиционный женский брючный костюм. Мужчины должны оголить торс и обернуть нижнюю половину тела в особую ткань под названием муджия.

    Внутри храма нельзя использовать технику.

    Экскурсии

    Ни одна экскурсия не проведет вас внутрь храма, но в любом случае можно провести обзорную экскурсию, во время которой вам расскажут об истории храма и его внешнем убранстве. Гид за 50 рупий поможет вам глубже изучить историю этого замечательного строения.

    На территории храма нашли самый большой за всю историю Индии клад из золота и драгоценных камней. По разным оценкам, его стоимость варьируется от 10 до 22 миллиардов долларов США. На данный момент вскрыто пять из шести хранилищ. Последнее хранилище защищено изображением многоголовой кобры, которая, по преданию, убьет любого, кто осмелится забрать сокровища.

    Правда это или нет, но мужчина, который открыл предыдущие хранилища, в скором времени скончался от неизвестной болезни.

    Как добраться

    Храм располагается по адресу West Nada, East Fort. Чтобы приехать к храму, лучше всего воспользоваться услугами такси, которое за считанные минуты доставит вас к месту назначения.

    Вы также можете отправиться пешком, ведь вокруг храма множество лавок, где продаются сувениры, украшения и одежда.