Линкор "виктория" - самый известный военный парусник. HMS Victory - самый старый строевой корабль в мире (44 фото) Полное строение парусника виктори

7 мая 1765 года HMS Victory был спущен на воду из старого дока в королевской верфи Чатема. В последующие годы он обрел славу за участие в американской войне за независимость и в битве английских морских сил с франко-испанским флотом. В 1805 году корабль прославился, как флагман вице-адмирала Нельсона в величайшей морской битве Великобритании при Трафальгаре, в ходе которой французы и испанцы потерпели поражение.

Самый известный факт

В истории военно-морского флота Объединенного королевства было много знаменитых военных кораблей, но линейный корабль первого ранга королевского флота Великобритании по праву может претендовать на звание одного из самых известных из них. Именно он служил флагманом в битве при Трафальгаре.

Смерть адмирала Нельсона на борту этого корабля во время Трафальгарской битвы — знаковый момент в истории. Он был смертельно ранен 21 октября 1805 года французским моряком. После выстрела Нельсона отнесли на орлоп, палубу, где располагались каюты офицеров и где другие раненые моряки и офицеры ожидали медицинской помощи. Три часа спустя он умер, но Британия одержала победу.

История

Менее известна ранняя история корабля «Виктори». В 1765 году он был впервые спущен на воду. 13 лет находился в резерве в Чатеме, прежде чем стал одним из самых успешных военно-морских кораблей всех времен. Он возглавлял флоты в серии войн, меняющих историю, включая американскую войну за независимость.

После сорока лет сражений линейный корабль первого ранга королевского флота Великобритании добился славы в Трафальгарской битве. Тем не менее даже после этого он продолжил службу в Балтийском и других морях, прежде чем его карьера боевого корабля закончилась в 1812 году. По совпадению ему было 47 лет, столько же, сколько было адмиралу Нельсону, когда он умер.

Сохранение

12 января 1922 года после многих лет швартовки в гавани корабль решили сохранить для потомков. Тогда же его поместили в док № 2 в Портсмуте, старейшем сухом доке в мире, который используется до сих пор. Состояние корабля было настолько плохим, что он больше не мог безопасно оставаться на плаву. В течение начального периода восстановления, с 1922 по 1929 год, значительная часть работ по ремонту конструкций была проведена над ватерлинией и средней палубой. В 1928 году король Георг V смог представить табличку, посвященную завершению работы, хотя реставрация и техническое обслуживание продолжались под надзором Общества морских исследований.

Дальнейшая реставрация

Восстановление было приостановлено во время Второй мировой войны, и в 1941 году корабль «Виктори» получил дополнительный урон, когда бомба, сброшенная самолетом «Люфтваффе», попала в его переднюю часть. Немцы в своих пропагандистских радиопередачах утверждали, что уничтожили корабль, но адмиралтейство опровергло это заявление.

В 2016 году после окончания все работ по реставрации «Виктори» была представлена ​​публике. Для посетителей подготовили специальный маршрут экскурсии по кораблю. Теперь они могут пройти по стопам Нельсона, его самого знаменитого адмирала, с момента, когда судно отправилось в свое решающее плавание на мыс Трафальгар и до страшной битвы с французами.

Этапы жизни корабля

Его постройка началась в 1759-м. После спуска на воду в 1765 году корабль «Виктори» оставался в резерве до 1778 года, когда он впервые был перевооружен. В том же году он принял участие в битве при Ушанте против французского флота и впоследствии нуждался в небольшом ремонте из-за повреждений, полученных во время боя.

Следующий этап — с 1780 по 1799 год. В это время корабль ходил под флагом лорда Самуэля Гуда, участвуя в боях в Средиземное море.

В 1797 году «Виктори» поменяла свой статус. Сначала она была переоборудована в госпитальное судно, а затем практически превратилась в тюремный корабль. Фактически это могло положить конец существованию военного парусника. После потери 98-пушечного линейного корабля 2-го ранга HMS Impregnable в 1799 году, было решено и дальше использовать «Победу» по назначению. Ее отправили на капитальный ремонт в Чатем.

Время Трафальгара и Портсмута

Между 1800 и 1803 годами в Чатеме был произведен большой ремонт корабля «Виктори». В то же время его вооружение было обновлено ​​в соответствии с последними инструкциями военно-морского совета. Его внешность сильно изменилась.

Было также проведено много внутренних изменений, включая правильно спроектированный лазарет. Корабль адмирала Нельсона «Виктори» теперь был раскрашен желтыми и черными полосами. Когда работа была закончена, его внешний вид был очень похож на нынешний. Именно его реставрационная команда решила воссоздать в 1920-х годах.

К началу второго десятилетия XX века состояние корабля «Виктори» было настолько плохим, что он больше не мог оставаться на плаву. Его внешний вид продолжал меняться после капитального ремонта 1814-1816 годов. В конечном итоге это был совершенно не тот корабль, каким его знал Нельсон.

Основные характеристики

Новый первоклассный проект был разработан инспектором военно-морского флота сэром Томасом Слэйдом. Длина киля должна была составлять 79 метров, высота корабля — 62,5 метра, водоизмещение — 2162 тонны, экипаж — около 850, а вооружение — более 100 орудий. Их количество в разные годы менялось от 100 до 110.

Максимальная скорость корабля составляла 11 узлов (20,3 км/ч). На строительство пошло около 6000 деревьев, в основном это были дубы из Кента, Нью-Фореста и Германии. Это была шестая модель «Виктори» военно-морского флота. Один корабль под таким же названием под командованием сэра Джона Хокинса сражался с испанской армадой в 1588 году. Другой с 80 орудиями был выпущен в 1666 году, а пятый, спущенный в 1737 году, утонул в 1744-м.

История сражений

Киль самого известного корабля в истории Королевского флота был заложен в старом доке (ныне док «Победы») на верфи Чатем в Кенте. На мероприятии присутствовал адмиралтейский чиновник Уильям Питт Старший, так как правительство страны годом ранее объявило о крупной программе по строительству первоклассных линейных кораблей и фрегатов.

После завершения строительства каркаса судно, обычно, оставляли на несколько месяцев в доке. После многочисленных побед в Семилетней войне в 1759 году казалось, что корабль этого класса уже будет не нужен, и его постройку приостановили на три года. Работа началась снова осенью 1763 года, и наконец он был спущен 7 мая 1765 года. Музыканты играли «Правь, Британия, морями».

Только в 1778 году во время американской войны за независимость, новая «Виктори» была необходима и выведена из резерва, тогда над ней поднял свой флаг адмирал Август Кеппел. При нем, а затем и адмирале Ричарде Кемпенфельте она участвовала в двух битвах в Ушанте, а в 1796 году шла под флагом адмирала сэра Джона Джервиса в битве на мысе Сент-Винсент.

Хотя судно являлось одним из самых быстрых во флоте, оно считалось слишком старым и фактически было «разжаловано», но в 1800 году по настоянию лорда Нельсона адмиралтейство полностью его отремонтировало. В 1803 году начался самый славный период в истории корабля, когда Нельсон поднял свой флаг на нем в Портсмуте. Именно «Виктори» передала его сигнал: «Британия ожидает» в Трафальгаре, на этом корабле он умер, и это же судно вернуло его тело в Англию.

Корабль адмирала Нельсона «Виктори» журнал с деталями для сборки легендарного корабля. Издательство ДеАгостини (DeAgostini). Постройте свою модель корабля Его Величества «Виктори». Это флагман адмирала Нельсона, легендарный участник исторического морского сражения – Трафальгарской битвы.

Каждый выпуск коллекции Корабль адмирала Нельсона «Виктори» включает набор деталей высокого качества для постройки модели этого прекрасного парусника. Вы получите всё необходимое, включая паруса, флаги, пушки и даже металлические фигурки, изображающие адмирала Нельсона и моряков из экипажа корабля. Всякий раз вы сможете воспользоваться детальной пошаговой инструкцией по сборке, где описывается каждый этап работы. Помимо этого, на страницах журнала вы найдёте интересную информацию о великой эпохе парусников. Узнайте больше о великих флотоводцах и выдающихся мореплавателях, знаменитых кораблях и жестоких сражениях!

Модель корабля

В журнале вы найдёте всё, что нужно для создания уникальной модели корабля адмирала Нельсона «Виктори» высокого качества!

Судомоделирование позволяет приобрести широкий спектр навыков и умений, а также узнать ряд специальных приёмов по изготовлению парусов и снастей, их окраске и отделке. Даже если у вас до сегодняшнего дня не было опыта изготовления моделей, вы сможете собрать свой корабль «Виктори», переходя от одного этапа работы к другому и набираясь мастерства по ходу сборки.

Вы начнёте с деталей, полученных с первым выпуском журнала Виктори , приступите к постройке носа судна и соберёте первую пушку, которая была частью вооружения, наводившего ужас на противника. В течение последующих недель вы соберёте корпус, добавите остальные пушки и установите палубное оборудование и помещения для адмирала и его офицеров. Затем вы сможете добавить фигурки экипажа – в том числе капитана Харди и самого Нельсона. И наконец, приладите мачты, повесите паруса и установите снасти.

Размер модели корабля «Виктори»

    Длина 125 см
    Высота 85 см
    Ширина 45 см
    Масштаб 1:84

Журнал

Откройте для себя тайны «Виктори» – прославленного британского линейного корабля, участвовавшего в Трафальгарском сражении, а ныне находящегося в музейном комплексе «Портсмутская историческая верфь» на юге Англии.

Разделы журнала Корабль адмирала Нельсона «Виктори» :

  • – Узнайте, как адмирал Нельсон стал национальным героем, как сложилась жизнь и карьера великого флотоводца, и в чём значение его выдающихся побед.
  • – Этот раздел журнала «Виктори» позволяет получить представление о конструкции испанских, британских, французских военных кораблей, их вооружении, особенностях постройки деревянных парусников. Здесь же излагаются основы военно-морской тактики и способы управления кораблями.
  • – В каждом журнале имеется хорошо иллюстрированный разворот, на котором вы найдёте описания моделей знаменитых кораблей. Подробный рассказ о создании этих шедевров позволит вам понять и оценить работу художников и моделистов.
  • – Это раздел позволит вам правильно деталь, за деталью построить модель «Виктори». здесь разъясняют все действия, выполняемые на различных этапах сборки, а также даются полезные советы, которые позволят превратить сборку модели в увлекательный процесс.

График выхода

№1 – Детали для сборки, DVD диск со всеми этапами сборки модели – 26.01.2012
№2 – Детали для сборки – 16.02.2011
№3 – Детали для сборки

Сколько выпусков

Всего запланировано 120 выпусков.

Прежде, чем Адмиралтейство могло разрешить постройку нового корабля, его члены должны были знать, на что он будет похож. Это была обычная практика для судостроителей того времени, когда надо было представить модель будущего корабля для одобрения. Созданные для этой цели модели не имели мачт и такелажа. Теперь вы можете построить модель корабля HMS Victory (Виктори) как полную модель военного корабля, защищавшего английскую честь во время Трафальгамского сражения в 1805 году.


Описание набора корабля Виктори

Корпус с двойной обшивкой из липы и отличного ореха, палуба покрывается рейками из танганики. Случайно или нет, но рейки ореха для чистовой обшивки даны как светлые, так и темные. Это позволяет создать светлые полосы, которые были на прототипе окрашены желтой охрой, не прибегая к окраске. Для помощи в сборке все деревянные части уже вырезаны. Как и положено, бархоуты выполнены более толстым рейками. Перо руля, что очень редко бывает в моделях, составное, из пяти отдельных вертикальных элементов. Это поистине удивительно!

Пушки на верхней палубе установлены на станки из ореха и имеют брюк и тали. Фонари, леера, ограждения и другие детали из латуни, литые или из ореха. Около сотни прекрасных металлических пушек и карронад «под бронзу» отполированы для придания им натурального внешнего вида. Пушечные порты открываются и закрываются на своих петлях. Набором предусмотрены калвы на салингах, все марсовые площадки обшиваются.

Вообще, по рангоуту модель выполнена довольно подробно, как и все модели фирмы Corel. Предоставлены подставка , нити такелажа пяти диаметров, флаги. Чертежи и инструкции на 14 листах включают как полноразмерные, так и масштабные схемы. Начиная с 2011 года, в связи с изменением технологии, печать на флагах размытая.

О нас
Мы обещаем, что:

  • имея более, чем 15-летний опыт, мы предлагаем только лучшие товары на рынке, отсеивая явные провальные изделия;
  • точно и быстро доставляем товары нашим клиентам по всему миру.

Правила обслуживания клиентов

Мы рады ответить на любые адекватные вопросы, которые у вас возникли или могут возникнуть. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сделаем все возможное, чтобы ответить вам как можно скорее.
Наша сфера деятельности: сборные деревянные модели парусников и других кораблей, модели для сборки паровозов, трамваев и вагонов, 3D модели из металла, сборные механические часы из дерева, модели-конструкторы зданий, замков и церквей из дерева, металла и керамики, ручные и электроинструменты для моделирования, расходные материалы (лезвия, насадки, шлифовальные принадлежности), клея, лаки, масла, морилки для дерева. Листовой металл и пластик, трубки, профиля из металла и пластика для самостоятельного моделирования и изготовления макетов, книги и журналы по работе с деревом и по парусной тематике, чертежи кораблей. Тысячи элементов для самостоятельной постройки моделей, сотни видов и типоразмеров реек, листов и плашек ценных пород дерева.

  1. Доставка по всему миру. (за исключением некоторых стран);
  2. Быстрая обработка поступивших заказов;
  3. Фотографии, представленные на нашем сайте, сделаны нами или предоставлены производителями. Но в некоторых случаях производитель может менять комплектацию товара. В этом случае представленные фотографии будут носить справочных характер;
  4. Указанные сроки доставки предоставляются перевозчиками и не включают в себя выходные и праздничные дни. В пиковые моменты (перед Новым Годом) сроки доставки могут быть увеличены.
  5. Если вы не получили оплаченный заказ в течение 30 дней (60 дней для международных заказов) с момента отправки, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы отследим заказ и свяжемся с вами как можно скорее. Наша цель – удовлетворение клиентов!

Наши преимущества

  1. Все товары лежат на нашем складе в адекватных количествах;
  2. Мы имеем самый большой в стране опыт по тематике деревянных моделей парусников и поэтому всегда можем объективно оценить ваши возможности и посоветовать, что выбрать под ваши потребности;
  3. Мы предлагаем вам различные способы доставки: курьером, обычной и ЕМС почтой, СДЭК, Боксберри и Деловые Линии. Эти перевозчики могут полностью закрыть ваши потребности по срокам, стоимости и географии доставки.

Мы твердо верим, что станем вашим лучшим партнером!

Линейный корабль «Виктори»

«Виктори» («Victory», в переводе – «Победа»), флагман лорда Нельсона во время Трафальгарского сражения, стал пятым кораблем английского флота, носившим это наименование. Его предшественник, 100 пушечный линкор, потерпел крушение и погиб со всем экипажем в октябре 1744 г.

Новый 100 пушечный линейный корабль был заказан в конце 1758 г., во время Семилетней войны. Его строительство началось летом следующего года в Чатэме, разработал проект и руководил работами талантливый кораблестроитель Томас Слейд. Возможно, при другом развитии событий корабль строился бы намного быстрее, но победы британского флота сделали спешку ненужной. Кстати, именно победам, одержанным в 1759 г., корабль и обязан своим названием, ведь несчастливая судьба предыдущего одноименного линкора некоторое время довлела над людьми, выбиравшими наименование для новой боевой единицы.

Основным материалом при постройке «Виктори» стал прекрасный хорошо выдержанный дуб (всего потребовалось около 10 000 м3 древесины) – заготовка материалов началась задолго до начала работ. Киль изготовлялся из вяза, при постройке также использовались сосна и другие хвойные породы. Именно качественной древесине корабль и обязан своей долгой и славной карьерой. Его спустили на воду в мае 1765 г., но необходимости в трехдечном гиганте Королевский флот в то время не испытывал. В результате до 1778 г. «Виктори» стояла в реке Медуэй без вооружения и экипажа.

Все изменилось после того, как восставшие североамериканские колонии поддержала Франция, располагавшая сильным линейным флотом. Теперь корабли первого ранга оказались востребованы, и по распоряжению командующего Западной эскадрой (ее неофициально называли Флотом Канала от английского Channel – Ла-Манш) адмирала Огастаса Кеппеля «Виктори» укомплектовали экипажем (первым командиром стал Джон Кэмпбелл) и вооружили. Корабль имел следующие характеристики: водоизмещение – 3556 т, длина наибольшая – 69, 3 м, по главной палубе – 56,7 м, ширина – 15,8 м, осадка – 8,8 м, расстояние от ватерлинии до топа грот-мачты – 62,5 м, площадь парусов – 5440 м3, скорость при нормальном ветре – 9 узлов, численность экипажа – 850 человек. Проектное вооружение состояло из 30 42 фунтовых пушек на гондеке, 28 24 фунтовок на мидельдеке, 30 12 фунтовок на опердеке и 12 6 фунтовок на квартердеке и форкастле. Но при подготовке к вводу корабля в строй вместо 42 фунтовых пушек на него поставили 32 фунтовые. 42 фунтовки заменили 32 фунтовыми пушками.

«Виктори»

Уже 23 июля 1778 г. «Виктори», на которой держал свой флаг Кеппель, участвовала в сражении при Уэссане. В один из моментов боя сошлись друг с другом флагманские корабли – «Виктори» и 110 пушечная «Бретань», на которой находился французский адмирал Луи Гиллуэ, граф д?Орвилье. Дуэль продолжалась всего несколько минут, но каждый из гигантов успел нанести противнику достаточно серьезные повреждения. На «Витори», всего за бой потерявшей 35 человек убитыми и ранеными, пострадал рангоут (особенно досталось фок-мачте, которая грозила рухнуть в любой момент), зато «Бретань» получила много попаданий в корпус, на ней оказалась подбита часть орудий. От огня пушек «Виктори» также досталось шедшему за «Бретанью» 90 пушечному кораблю «Виль де Пари».

В начале 1780 г. «Виктори» прошла ремонт, для защиты от древоточцев ее подводную часть обшили медью (потребовалось 3923 листа), изменения претерпело вооружение. Так, вернулись на нижнюю палубу 42 фунтовки, а в носовой части верхней палубы впервые появились карронады – сравнительно небольшие, 24 фунтовые. В таком виде линкор, которым командовал кэптен Генри Кромвель, под флагом контр-адмирала Ричарда Кемпефелта участвовал в декабре 1781 г. в нападении на французский конвой (Вторая битва у Уэссана), когда англичане захватили полтора десятка торговых судов.

Окончание войны привело к тому, что в марте 1783 г. «Виктори» в Портсмуте вывели в резерв. В 1787-1788 гг. ее основательно отремонтировали, после чего вернули в резерв. Но вскоре флот начал увеличивать свою численность, поскольку отношения с Францией, где произошла революция, быстро ухудшались. Корабль первого ранга сперва понадобился Флоту Канала, а затем был отправлен на Средиземное море, где оказался в гуще событий. Под флагом адмирала Сэмюэля Худа он участвовал в действиях у Тулона и корсиканской кампании, в ходе которой англичане взяли Бастию и Кальви. Но особенно отличился корабль в январе 1797 г. в сражении у мыса Сент-Винсент, где он был флагманом адмирала Джона Джервиса. Несмотря на численное превосходство испанцев, британский командующий решительно атаковал врага и нанес ему поражение, заслужив титул графа Сент-Винсент. Тогда «Виктори» довелось встретиться в бою с испанским гигантом «Сантиссима Тринидад».

Однако на этом славная биография «Виктори» едва не завершилась. В октябре 1797 г. корабль, находившийся не в лучшем состоянии, поставили на прикол в Чатэме, а затем превратили в плавучий госпиталь. И тут в дело вмешалась переменчивая Фортуна: в октябре 1799 г. потерпел крушение линейный корабль «Импрегнейбл». Замену ему решили найти среди старых кораблей, и выбор пал на «Виктори». «Ветерана» решили вернуть в строй, и в феврале 1800 г. на нем начались большие работы. Линкор капитально отремонтировали, перевооружили и с середины апреля 1803 г. вновь стали числить кораблем первого ранга. А 16 мая на «Виктори» впервые поднял флаг вице-адмирал Горацио Нельсон.

До осени 1805 г. «Виктори» успешно несла службу, и даже смогла отличиться при захвате французского 32 пушечного фрегата «Эмбюскад». Но действительно громкую славу корабль заслужил у берегов Испании. В сентябре «Виктори» под флагом Нельсона прибыла к Кадису, где британцы блокировали франко-испанскую эскадру адмирала Вильнёва. Линкор нес следующее вооружение: на гондеке стояли 30 длинноствольных 32 фунтовых пушек, на мидельдеке – 28 также длинноствольных 24 фунтовых пушек, на опердеке – 30 12 фунтовок, на квартердеее – 12 таких же орудий, на форкакстле – две 12 фунтовки и две грозных 68 фнтовых карронады. Командовал кораблем друг Нельсона, один из членов знаменитого «братства» кэптен Томас Харди.

В великом сражении, развернувшемся недалеко от мыса Трафальгар 21 октября, «Виктори» возглавляла дну из двух кильватерных колонн, прорезавших франко-испанский строй. Для воодушевления своих людей Нельсон приказал поднять знаменитый сигнал: «England Expects That Every Man Will Do His Duty» («Англия ожидает, что каждый человек выполнит свой долг»). Обычно в то время флагманские корабли находились в середине боевой линии, но при Трафальгаре Нельсон счел необходимым поставить вперед корабли первого ранга (вторую колонну возглавлял 100 пушечный «Ройял Соверен» под флагом младшего флагмана вице-адмирала Катберта Коллингвуда), имевшие самые прочные корпуса.

Замысел английского командующего полностью оправдался. Выдержав на сближении энергичный, но не слишком точный огонь противника (самым серьезным в этот период боя оказалось повреждение румпеля, править рулем пришлось с нижнего дека), «Виктори» во время прохода за кормой французского флагмана «Бюсантор», получила сокрушительный продольный залп. На корабле Вильнёва сразу оказалось множество убитых и раненых и вышло из строя до 20 пушек. По мнению Харди, самый удачный выстрел сделала заряженная картечью карронада левого борта. Не остались без дела и орудия правого борта, удачно обстрелявшие «Редутабль». Этот корабль вскоре оказался очень сильно поврежден и выведен из строя, но до этого именно с его марса французский унтер-офицер в 13: 25 точным выстрелом смертельно ранил Нельсона. Его унесли вниз, но это уже не могло помешать англичанам добиться выдающейся победы. Адмирал умер в 16:30, еще успев узнать о блестящей победе и полном разгроме неприятеля.

Людские потери на «Виктори» составили 57 убитых и 102 раненых, корабль серьезно пострадал, лишившись рангоута. В Гибралтар его привели на буксире. Но это уже было не важно: господство на морях до конца войны оставалось за Британией.

Активная служба корабля продолжалась до осени 1812 г., после чего он был превращен в блокшив. В качестве вспомогательной единицы «Виктори» довелось прослужить вплоть до 1922 г., когда на средства особого фонда начались работы по ее восстановлению. Реставрация завершилась в 1928 г., и с тех пор «Виктори» стоит в сухом доке в Портсмуте, являясь одной из главных достопримечательностей города. Между прочим, вопреки распространенному мнению, корабль не является только лишь музеем, он и сегодня числится в составе Королевского флота.

Из книги Наваринское морское сражение автора Гусев И. Е.

Линейный корабль «Азов» Флагманский корабль русской эскадры в Наваринском сражении «Азов» был заложен 20 октября 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Тогда же началась постройка и однотипного с ним линейного корабля «Иезекииль». Каждый из этих кораблей имел

Из книги Британские парусные линейные корабли автора Иванов С. В.

Линейный корабль в бою В описываемый период все корабельные пушки классифицировались по размеру ядра, которыми велся огонь. Самыми большими пушками были 42-фунтовые пушки Армстронга, которые стояли только на нижней орудийной палубе старых линейных кораблей. Позднее

Из книги Боевые корабли древнего Китая, 200 г. до н.э. - 1413 г. н.э. автора Иванов С. В.

Лоу чуань: средневековый китайский линейный корабль Сохранилось множество свидетельств о ведущей роли башенных кораблей - лоу чуань - в составе китайского флота, начиная с династии Хань и до династии Мин. Поэтому мы хорошо представляем себе то, как выглядели эти

Из книги Дредноуты Балтики. 1914-1922 гг. автора Цветков Игорь Федорович

Приложение № 1 Как был устроен линейный корабль “Гангут” Корабль делился на поперечные отсеки 13 главными водонепроницаемыми переборками. Вдоль бортов простирались водонепроницаемые переборки. Линкор имел три броневые палубы. Нижняя палуба заканчивалась броневым

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Линейный корабль „Октябрьская революция" История создания линейных кораблей этого типа восходит к 1906 году, когда Ученый отдел Главного морскрго штаба произвел опрос участников русско-японской войны. В опросных листах содержались ценные материалы и соображения о том,

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Линейный корабль «Ингерманланд» Линейный корабль «Ингерманланд» считается образцом судостроения Петровской эпохи. Создавая регулярный военный флот, Петр I первоначально делал упор на постройку фрегатов как основного ядра корабельного состава флота. Следующим этапом

Из книги Линейные корабли типа “Кинг Джордж V”. 1937-1958 гг. автора Михайлов Андрей Александрович

Линейный корабль «Ростислав» Начиная с 1730 х гг. верфи Санкт-Петербурга и Архангельска построили большое количество 66 пушечных кораблей. Один из них, заложенный на Соломбальской верфи в Архангельске 28 августа 1768 г., спущенный на воду 13 мая 1769 г. и в том же году зачисленный в

Из книги автора

Линейный корабль «Азов» 74 пушечный парусный линейный корабль «Азов» был заложен в октябре 1825 г. на Соломбальской верфи в Архангельске. Его создателем стал известный российский корабел А.М. Курочкин, за несколько десятилетий своей деятельности построивший на

Из книги автора

Линейный корабль «Императрица Мария» К середине XIX в. парусные линейные корабли достигли совершенства. Уже появились в составе флотов многочисленные пароходы, успешно доказывал свои многочисленные достоинства винтовой движитель. Но верфи многих стран продолжали

Из книги автора

Линейный корабль «Дредноут» В начале ХХ в. начались качественные изменения в развитии морской артиллерии. Совершенствовались сами орудия, снаряды вместо пороха повсеместно начинялись сильными бризантными взрывчатыми веществами, появились первые системы управления

Из книги автора

Линейный корабль «Эджинкорт» Появление в 1906 г. «Дредноута» привело к тому, что прежние броненосцы в значительной мере утратили свое значение. Начался новый этап гонки морских вооружений. Бразилия первой из южноамериканских государств начала усиливать свой флот

Из книги автора

Линейный корабль «Куин Элизабет» После вступления в строй знаменитого «Дредноута» все прежние броненосцы морально устарели. Но уже через несколько лет были спроектированы новые линкоры, получившие название супердредноутов, а вскоре за ними последовали сверхдредноуты.

Из книги автора

Линейный корабль «Бисмарк» Линейный корабль «Бисмарк» («Bismarck») был заложен 1 июля 1936 г. на верфи «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, спущен на воду 14 февраля 1939 г., а 24 августа 1940 г. на линкоре был поднят флаг и корабль вошел в строй военно-морского флота Германии (кригсмарине). Он

Из книги автора

Линейный корабль «Ямато» В начале 1930 х гг. в Японии начали готовиться к замене тех своих кораблей, у которых истекал определенный Вашингтонским договором 20 летний срок службы. А после того, как в 1933 г. страна вышла из Лиги Наций, было решено отказаться от всех договорных

Из книги автора

Линейный корабль «Миссури» В 1938 г. в США началось проектирование линейных кораблей, призванных сочетать в себе огромную огневую мощь, высокую скорость хода и надежную защиту. Надо отдать должное конструкторам: им действительно удалось создать очень удачно

Из книги автора

Почему не появился линейный корабль "Дюк оф Нью-Йорк"? В феврале 1941 г. премьер-министр Великобритании сделал запрос Первому лорду Адмиралтейства: "Не согласиться ли он обменять линкор "Дюк оф Йорк" на 8 крейсеров США с орудиями главного калибра 203 мм?" На следующий день

Одним из популярнейших английских музеев считается Her Majesty’s Ship (HMS) или корабль её (его) величества – известное судно парусного века Victory («Победа»), стоящее с 12.01.1922 г. в портсмутском морском доке. На экспонате ежедневно бывают до двух тысяч посетителей, приносящих немалый доход, идущий на содержание необычного музея. Известность кораблю дала его необычная история, о которой пойдут речь ниже.

Трехмачтовый «Виктори» строился в Чатеме (Англия) почти шесть лет (с 23.07.1759 по 07.05.1765 годы) под руководством видных корабелов Д. Лока и Э. Аллина. Красота корабля, его 60-сантиметровый борт и свыше 100 разнокалиберных орудий впечатляли современников. На постройку гиганта ушло более 2500 многолетних вязов, дубов и других деревьев, а экипаж в разные периоды состоял из 850-950 человек. Корпус корабля имел две обшивки, а подводная часть позднее была покрыта медью, листы которого прикреплялись к обшивке металлическими гвоздями.

Водоизмещение флагмана составило 3500 тонн, при длине 69 и ширине 15,7 метров. Площадь его парусов достигала 260 м2, что позволяло двигаться со скоростью до 11 узлов (около 20 км/час). Все это, однако, не помогло судну обойти размерами испанский корабль «Сантисима Тринидад».

История военных побед

На военной службе HMS Victory состоял до 18.12.1812 года, когда был исключён из списков ВМФ Великобритании и превращён в корабль-памятник. За почти полувековое нахождение в боевом строю на нем неоднократно менялось вооружение, что зависело от стоящих задач и воли командования. За этот период корабль участвовал в нескольких крупных морских сражениях:

  1. В битве возле острова Уэссан с французским флотом 27.07.1778 г.
  2. В бою между английскими кораблями и объединенным испанско-французским флотом, произошедшем 20.10.1782 г. у мыса Спартель (вблизи Гибралтара).
  3. В битве между английским и испанским эскадрами возле португальского мыса Сан-Висенте 14.02.1797 года. В этом сражении корабль «Виктори» участвовал под командованием Горацио Нельсона, который отличился, был награждён и стал лордом.
  4. В широко известном Трафальгарском сражении против французско-испанского флота 21.10.1805 года, в котором Нельсон, будучи уже адмиралом и находясь на флагманском корабле Victory, командовал группой кораблей из 12 судов. Сражение закончилось победой англичан, но в этом бою Нельсон погиб.

В Трафальгарской битве линейный корабль получил большие повреждения и был вынужден отправиться на ремонт, после чего участвовал в нескольких морских битвах, произошедших на Балтике. Военная карьера его завершилась в качестве транспорта. Капитально «Виктори» был отремонтирован в 1815 году. После этого он 100 лет простоял в порту Госпорт, что недалеко от Портсмута. При этом за знаменитым флагманом особо не ухаживали, что способствовало разрушению его корпуса.

На защиту обречённого корабля пришёл адмирал Д. Стэрди, а также автор книг о Нельсоне и его корабле профессор Дж. Кэллендер, которые объявили сбор средств, предназначенных для восстановления исторической реликвии. Работы были проведены в 1922 году. Во время одного из налётов фашистской авиации на Англию судно получило большую пробоину в корпусе. После Второй мировой войны корабль прошёл очередной ремонт, в ходе которого все пушки с него были сняты и размещены на берегу вокруг дока, служащего последним пристанищем HMS Victory.

Так как корпус корабля деревянный, его враги сегодня – это сухая гниль и жуки-древоточцы, с которыми приходится постоянно бороться. Нависла угроза и над мачтами судна, для сохранения которых в 1963 году на тросы из итальянской пеньки, не реагирующие на изменение влажности, были заменены оттяжки, удерживающие мачты, а также штаги и ванты.