Средневековые корабли. Сколько викингов помещалось в драккаре, кнорре? Кнорр корабль викингов

Рассмотрим три типа кораблей Древней Скандинавии: кнорр, карви, драккар.

Кнорр

В распоряжении учёных есть отлично сохранившийся кнорр, Скульделев-1. Археологи извлеки 60-70% материала Оттара (его второе название). Длина кнорра — 15.8м, ширина — 4.8м, грузоподъёмность — 26 тонн.

© Музей викингов в Roskilde, Фото: Werner Karrasch

Учёные выяснили, что для управления таким кораблём необходим экипаж из 5-8 человек. И напомним, что посередине корабля находился большой грузовой отсек.

Это значит, что вместительность корабля зависит от назначения его использования в данный момент.

Если это перегон груза — 5-8 человек экипажа и несколько дополнительных воинов для защиты — 4-5. Основное пространство максимально забито грузом. Всего — максимум 12-13 человек.

Если это колонизация новой территории, то также нужно использовать пространство максимально для пожитков поселенцев. Сага о Эрике Рыжем нам подсказывает, что в переход из Исландии в Гренландию отправилось 300 человек на 25-и судах. Получаем те же 12 человек на судно. Здесть нужно отметить, что эти судна были максимально вместительными и надёжными для перехода по сложным маршрутам.

Но а если рассматривать просто перевозку людей, то, судя по пространству, это максимум 25-30 человек в зависимости от уровня требуемого комфорта прогулки. Хотя это и противоречит прямому предназначение судна.


© Музей викингов в Roskilde, Фото: Werner Karrasch

Карви

Карви, универсальный корабль. Его соотношение длина-ширина: 4 к 1. Это ключевой параметр для понимания возможного размещения экипажа. Т.к. корабль получается шире, то и вместительность корабля больше. Потому что у лонгшипов (драккаров) соотношение 7 к 1. И когда судно идёт на вёслах места для количества людей большего, чем которое находится у вёсел, фактически нет. Ну а у карви совсем другая ситуация.

Яркие представители карви — корабли из Усеберга (Осеберга) и Гокстада.


Реплика Усебергской ладьи

Усебергкий карви — 21.58м в длину и 5.10м в ширину. Нёс 15 пар вёсел. Экипаж — до 60 человек.


На этом снимки реплики Гокстадской ладьи можно хорошо оценить размеры палубы

Гокстадская ладья — 23.80м в длину и 5.10м в ширину. 16 пар вёсел. Экипаж — 60-70 человек.

Цифры экипажа для этих кораблей — максимально возможные. Когда в походе не нужен был лишний груз и на борту было достаточно людей, чтобы идти на вёслах в две смены.

Для карви или судов, которые достигают в ширину 5 или более метров можно смело использовать формулу для подсчёта вместительности ладьи: количество гребцов x 2.

Лонгшипы или драккары

Как уже говорилось, соотношения длины и ширины боевого лонгшипа: 7 к 1. И, чтобы говорить об их вместительности, нужно изучить длину корабля и его оснащение вёслами.

Яркий, хорошо сохранившийся представитель с большим количеством реплик — Скульделев-2. Типичный лонгшип длиной в 30м, шириной в 3.80м.


© modelships.de

На борту 56-60 вёсел. Экипаж — 70-80 человек.

Соотношение длина корабля — количество экипажа не такое хорошее, как у карви. Но зато скорость — потрясающие 20 узлов!

Роскилле-6 или Роскильде-6 — самый длинный из найденных драккаров. 36 метров, ширина — 3.50м. Это 39-и баночный корабль по количеству пар вёсел. На борту 78 гребцов или около 100 воинов. Гигантский корабль!


Каркас Роскильде-6 в берлинском музее

До находки драккара Роскильде-6 в сагах упоминались такие гиганты, как «Длиннай змей», принадлежавший Олафу Трюггвассону (34-баночный) и «Большой Дракон», принадлежавший Харальду Хардрада (Прекрасноволосый) (35-баночный).

Скорее всего, Роскильде-6 принадлежал великому датскому конунгу, которым был, естественно, Кнут Великий.

В конце концов мы можем написать формулу, по которой можно примерно вычислить вместительность лонгшипа, драккара: количество вёсел x 1.33.

Итоги

Вместительность кнарров (океанский торговых кораблей) — около 12 человек с полным грузовым отсеком.

Вместительность универсальных кораблей — карви — примерно 70-80 человек.

Вместительность драккара зависит от количества гребцов. Диапазон лонгшипов — от 13 пар вёсел (13-и баночный) до 39 пар (Роскильде-6). Т.е. от 35 человек до 100. Но по данным учёных большинство драккаров, которые использовались в эпоху викингов в составе армий — 20-25 баночные. Т.е. 55 — 70 человек. Это самые честные цифры, если брать среднестатический быстроходный корабль в составе армии викингов.

Норманнские народы жили на северных островах, окруженные непроходимой тундрой, а коренные жители отличались своей суровостью и агрессивным поведением. Не даром норманнские жители вошли в историю, как безжалостные завоеватели. Существует множество фильмов, книг, описывающих события того времени и никакое произведение искусства, не обходится без присутствия особых норманнских кораблей.

Помимо военных (драккаров), норманны пользовались торговыми суднами, которые назывались – кноррами. Также, как и во многих других странах, торговые корабли были больше и медленнее, чем военные.

Нормандские драккары

Драккары заслуживают особого внимания, так как выделялись среди других кораблей того времени. Среди своих современников именно эти судна и были самыми современными, благодаря этому их сфера влияния расширялась на всю Европу, а Англия и вовсе становилась регулярной целью скандинавских воинов. Драккары по-другому назывались драконьими кораблями, и они были достаточно быстры, маневренны и прочны. А благодаря их легкости они могли быть перенесены по суше экипажем корабля.

Строительство кораблей

Строились драккары, в основном, из ясеня, но помимо этого материала были дубовые и сосновые доски, судна достигали 28 метров и длину и 4,5 в ширину. Именно такими габаритами обладал самый большой известный скандинавский корабль. Помещалось в эти военные корабли от 26 до 70 человек, тогда как на торговых суднах экипаж состоял из 30 – 40 человек. Норманнский народ возводил корабли из досок, работая при этом не пилой, а топором, чтобы дерево не лохматилось и не разгрызалось, иначе при контакте с водой был велик риск впитать в себя влагу, что погубило бы судно. Обшивка производилась в нахлест, а закрепляли их совершенно разными способами, это зависело от предназначения корабля, его размеров и периоды, когда было строительство. Все видов крепления было три:

  • Железные заклепки и гвозди;
  • Деревянные гвозди;
  • Вязанка.

Потом весь корпус конопатился, а также смолился. Что примечательно, на протяжении всей жизни викинги вязали обшивку между собой, а также к шпангоутам.

Парус

Паруса нормандских кораблей были прямоугольной, или квадратной формы, а создавались они из шерсти овец, также они не намокали, их натирали ланолином (жировым слоем), который имел водоотталкивающие свойства. Все паруса довольно дорого ценились, обусловлено это тем, что на его создание уходило до 9 лет, а также 200 килограмм шерсти.

Как говорилось раннее все боевые суда именовались драконьими. Чаще всего на их носовой части крепилось самого мифическое животное, а когда судно подходило к дружественным берегам, то фигура дракона пряталась под щит, чтобы по поверьям не разозлить духов.

Несомненным плюсом можно выделить то, что военные корабли имели низкую осадку и низкий борт. Благодаря этому они могли плавать по рекам и фьордам, а благодаря их незаметности, они могли сохранять маскировку долгое время, после чего внезапно нападать на противника. Считается, что викинги, пользовались драккарами не только в военных действиях, но и при дальних плаваниях, перевозках. Викинги терроризовали на своих кораблях не только ближайшие европейские земли, а также доплывали до Северной Америки, и даже Гренландии.

Само слово Шнек, в данном его понимании, было впервые обнаружено в 1284 году, когда была найдена новгородская летопись.

Оно происходит от Шнеккер, что в дословном переводе с норманнского означает – змея. Значение его заключается в следующем – судно, прибывшее с иных морей. В длину Норманнский шнеккер достигал 24 метров, при ширине до 5.1 метра и высоте до 1.7 метра. Осадка составляла порядка 1 метра, с водоизмещением в 20 тонн. Судно могло перевозить одновременно до 70 моряков. Шпангоут обладал ощутимым развалом, достигавшем 35 градусов. Чтобы дополнительно увеличить остойчивость, использовался балласт, состоящий из булыжников, массой в 1 тонну. Доски, которыми производилась обшивка, изготавливались из дуба и крепились между собой внакрой. В то время именно по данной особенности можно было отличить корабли народов Севера.

Большая часть кораблей Скандинавии имели в передней и задней части башни, выполненные аналогично крепостям. Они одновременно выполняли функцию кастлей, то есть – приподнятых площадок, закрытых со всех сторон, где размещались стрелки. Весло управления находилось по правому борту и выполнялось согласно скандинавским традициям.

Северноевропейские народы могут похвастаться не только отличными боевыми кораблями, но и качественными грузоперевозчиками, называемыми – кнорры. Это необходимая мера, так как требовалось постоянно транспортировать снаряжение и гужевой транспорт. В 1200 годах случилось еще кое-что – изменился важный конструкторский элемент корабля. Это коснулось кормового рулевого весла. Однако, уже до этого, мореплаватели Севера начали использовать его, выдвигая за корму. Проблема изначального весла управления, которое находилось по правому борту, заключалось в ухудшении функциональности при наличии ветра, направленного сбоку. Из-за крена, весло могло углубиться в водную гладь, либо полностью выйти из нее. Когда было решено перенести его в центральную часть, то такой недостаток исчез.

Норманнский кнорр обладал развальными бортами, штевнями, поднятыми над основным уровнем, и украшенными резьбой. На палубе предусматривался люк, предоставлявший доступ к трюму. Парус крепился к рейке и обладал прямоугольной формой. На нем, аналогично шнеккеру, имелись рифштерты, что позволяло снизить эффект парусности.

Как только их не называли - викинги , варяги, люди моря, языческие чудовища. Отряды этих чрезвычайно отважных, выносливых и жестоких воинов на небольших быстроходных судах, совершали стремительные набеги на прибрежные города Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии повсеместно неся смерть и разрушения.

Позже викинги пересекли Каспийское море, и дошли до Багдада, а пират и мореплаватель Эрик Рыжий в 1000 году - почти за 500 лет до - добрался до берегов Северной Америки и основал поселение на севере Ньюфаундленда. Норманны вселяли ужас - перед ними трепетала вся Европа и Азия.

эпоха викингов

Викинги появились в Скандинавии в середине 8 века н. э. в селах и деревушках расположенных на берегу моря и вдоль рек. Это были в основном светловолосые скандинавы. Но слово «викинг» неэтнический термин и не говорит о национальной принадлежности. Были викинги славянские и ирландские. В те времена в северной Европе викингами называли всех людей, которые вели определенный образ жизни. Нельзя назвать место и время возникновения общности викингов. В Скандинавии было не мало мест пригодных для поселений, но между ними были различия. Об этом говорит язык, строительный метод и обряды.

деревня викингов

Люди заселили побережье на тысячу километров, поэтому мореплавание было им знакомо задолго до эпохи викингов. Обилие рыбы способствовали возникновению многочисленных поселений. Женщины играли важную роль в обществе. Пока мужья уходили в море, на них возлагалось ведение хозяйства. Крестьянские хозяйства полностью обеспечивали себя всем необходимым, поэтому в семьях было много детей. Мальчикам приходилось помогать по хозяйству, но каждый из них мечтал, что он тоже скоро может уйти в приключения викингов .

поход викингов

Поскольку лето в Норвегии было короткое, викингам приходилось заготавливать достаточно много продовольствия, чтобы пережить долгую зиму. Рыбу и мясо тюленей сушили, солили и хранили в деревянных бочках. Несмотря на загруженность работой викингам не было чуждо чувство прекрасного. Например, бусы из разноцветного стекла очень ценились скандинавами и они были готовы идти за ними хоть на край света. Это было очень дорогостоящее украшение. Бусы передавались по наследству. За ними охотились при набегах. По количеству золотых застежек можно было судить о ранге их владельца. Бусы были символом социального положения.

Поклонение богам викингов подразумевало регулярные жертвоприношения. Одним из обрядов было детоубийство. Если первым ребенком у женщины рождалась девочка, ее забирали у матери, выносили из деревни викингов и оставляли умирать. В боевых походах очень много погибало мужчин, и таким образом регулировалась демографическая ситуация, сохраняя пропорции мужского населения.

К другим богам обращались за силой и благополучием. Ритуальные церемонии возглавлял старейший. Раз в 9 лет совершался самый кровавый обряд, который называли «блуд». В жертву приносили девять существ разного существа, в том числе и человека, а обезглавленные тела вешали в лесу на одном дереве. В судне викингов хоронили избранных. Вместе с телом клали все, что могло понадобиться им в загробном мире.

корабли викингов

Почти во всех деревнях викингов были судостроительные верфи. Столетиями совершенствовалось искусство кораблестроения. Викинги сумели создать корабль, который изменил ход истории. Во всей северной Европе корабли викингов строились по единому образцу - из досок, скрепленных заклепками. Благодаря этим заклепкам судно викингов было прочным и гибким.

строительство корабля викингов

корабли викингов

Мир викингов таил в себе много секретов мастерства, которые сейчас забыты. Основным инструментом при постройке корабля был топор, материалом - дерево. В эпоху викингов кораблестроение было настоящей профессией. Корабелы искали в лесах деревья с естественными изгибами, подходящий для обводов корпуса корабля, который они собирались построить. Деталь судна викингов вытесывали так, чтобы древесные волокна идущие вдоль детали повторяли все изгибы. Доски вытесывали из ствола дерева, а шпангоуты из кривых ветвей. Лучшим материал считался дуб, но часто приходилось довольствоваться сосной. Ни одному десятку людей приходилось заниматься строительством в течение нескольких лет.

Корабль викингов строили из специальных досок. Для их изготовления ствол дерева разбивали вдоль с помощью клиновидного деревянного бруса. Из каждого ствола вытесывалась всего одна доска толщиной 3 см. Доски обладали гораздо большей прочностью и гибкостью чем современные. У викингов судостроителей не было чертежей, строили, опираясь на собственную память. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Чтобы обеспечить водонепроницаемость, щели между досками обрабатывали просмоленной шерстью и паклей. Корпус корабля викингов из досок, закрепленных внахлест, так называемая «клинкерная » технология, обеспечивала большую гибкость продольной оси. Эта технология стала главным достижением викингов , она применялась на протяжении тысячелетий и сохранилась в традициях других народов северной Европы и Америки.

боевой корабль викингов


Жесткую конструкцию могли разбить волны, но корабли викингов были гибкими подобно дельфину. В этом секрет кораблей викингов. Принцип примерно такой же, по которому сегодня строят океанские яхты. Даже с полным грузом осадка корабля небольшая и он скользит по поверхности воды, почти без сопротивления. Под парусом корабли викингов почти не касались воды и становились быстроходными. Скорость достигала 20 узлов.

Викинги гордились своими кораблями . По бортам располагались 15-20 пар весел, в центре устанавливалась мачта с единственным прямоугольным парусом. Викингам принадлежит изобретение риф-сезней, с помощью таких приспособлений в штормовую погоду можно убавить площадь парусов.

типы кораблей викингов

Существовало несколько , каждый из них соответствовал своему назначению. В дальние плавания викинги чаще всего отправлялись на дракарах - удлиненное мелкосидящее судно с симметрично загнутыми вверх конечностями одну, из которых украшала вырезанная голова дракона призванная вызывать ужас у врага.

корабль викингов дракар


Дракар - боевой корабль до 30 м в длину под парусом и веслами, команда которого состояла из 60 - 80 человек. Каждый член команды боевого корабля вез с собой оружие и снаряжение и был готов вступить в бой. Для повышения устойчивости судна на дно укладывали балласт. На таких кораблях отважные совершали свои походы в Англию, Францию, Испанию, страны Средиземноморья, Гренландию и добирались до берегов Северной Америки.

Мне всегда нравилась культура викингов , именно поэтому я занялся изучением их истории и традиций. Наиболее мое внимание привлекает их оружие, мифология и корабли, ведь именно викинги были новаторами в кузнечном и мореходном деле . Созданный ими меч Ульфберт , имел хорошие показатели стойкости и эластичности стали, а корабли, драккары , на столетия опережали суда других цивилизаций.

Корабли викингов

Родина викингов - суровое и опасное место, и иногда, чтобы выжить, нужно быть очень изобретательным. Так во время путешествий через горы, болота и реки, нужно иметь легкий и практичный корабль . А умелые кораблестроители викингов предоставляли им множество вариантов:

  • боевые корабли;
  • торговые корабли;
  • грузовые судна.

Боевые корабли викингов

Самый знаменитый и эффективный корабль викингов - это драккар , названый в честь драконов из легенд. Эти корабли могли плыть против течения реки и причаливать к пологим берегам. Драккар изготовляли из самых стройных и высоких деревьев ясеня, что позволяло изготовить лодку длинной в двадцать метров. На борту этих кораблей можно было разместить до ста человек . Викинги расставляли на борту корабля свои щиты, тем самым укрепляя корабль, и предоставляя себе дополнительную защиту.

Торговые корабли викингов

Помимо как свирепых воинов, викингов в Азии знали и как хороших торговцев, а торговые корабли - кнорры способствовали их обогащению. Внешне кнорры были схожи с драккарами , но их, как правило, строили из менее качественного дерева, например сосны. Также эти корабли предназначались для перевозки грузов, поэтому кнорры были намного шире и вместительные, чем драккары.

Викинги - умелые навигаторы

Викинги были самыми искусными мореходами - они ориентировались на звезды, солнце, луну, повадки птиц. Еще викинги ориентировались за временем, которое они провели в море. В сериале "Викинги" Рагнар Лодброк ориентируется на море с помощью лупы и компаса.

Прекрасные строители кораблей

Умелые кораблестроители тщательно относились к подбору деревьев, используемых для строительства драккаров. Срубив дерево, мастера сразу же обрабатывали его, раскалывая вдоль для получения одинаковых досок. Из досок мастера делали каркас и оббивку корабля, укладывая доски внахлест, тщательно подгоняя каждую под размеры борта. Для скрепления досок между собой, пользовались деревянными или стальными гвоздями. На постройку одного корабля, в зависимости от количества мастеров, уходил месяц кропотливой работы.

К последнему типу лодок можно отнести и скандинавские драккары – корабли викингов. Такие суда сейчас редко повстречаешь на водных просторах, хотя когда-то они бороздили моря и океаны, а не только прибрежные воды Норвегии, и, как утверждают историки, даже достигли берегов Америки ранее каравелл Колумба.

«Драконы» из норвежских фьордов

В переводе с норвежского название викингов звучит как «корабль-дракон», что связано с характерными устрашающими украшениями в виде резных скульптур (чаще всего именно драконов) в носовой части таких судов. Иное название драккаров – Langskip, т.е. «длинные корабли», что также связано с особенностями судостроения скандинавов, делающих свои деревянные суда узкими (шириной до 2,6 м), длинными (от 35 до 60 м), с высоко поднятой загнутой кормой и носом. Драккарами также называли и всю флотилию скандинавских боевых кораблей, на которых викинги осуществляли свои набеги с моря на чужеземные территории.

Это интересно! Набалдашник в виде головы дракона было принято убирать с носа драккара, когда судно приближалось к дружественным землям. Викинги верили, что так они смогут избежать гнева добрых духов. Кроме того, такие «украшения» присутствовали только на боевых драккарах, тогда как аналогичные рыбацкие и торговые суда викингов не имели ничего подобного.

Перемещались драккары по водным просторам посредством гребли вёслами (на особо больших судах насчитывалось до 30-35 пар вёсел), а также содействия попутного ветра, дующего в распростёртый посреди судна прямоугольный (реже квадратной формы) парус. Паруса изготавливались из овечьей шерсти. На одно обширное полотнище могло уйти до 2 тонн шерсти и пару лет работы по его созданию, поэтому паруса были весьма ценной составляющей драккаров.

Управление же осуществлялось за счёт рулевого весла, установленного по правому борту судна. При наличии таких «двигателей» драккары могли развивать скорость до 10-12 узлов, что по тем временам могло быть приравнено к довольно высоким «техническим показателям». Лодки викингов могли перемещаться как по узким заливам, так и по широким морским просторам. Доподлинно известно, что скандинавские драккары достигали берегов Гренландии и , и даже побережья Северной Америки (что впоследствии было уже не раз доказано повторением маршрута на аналогичных судах-репликах).

Это интересно! Помимо драккаров, у викингов были ещё и снеккары – «корабли-змеи», обладавшие меньшими габаритами и способные развивать скорость до 15-20 узлов, и кнорры – торговые корабли. Кнорры были шире драккаров, но при этом развивали меньшую скорость и не предназначались для хождения по речному мелководью.

Обладавшие низкими бортами драккары нередко сливались с высокими волнами, что позволяло викингам осуществлять внезапную высадку на берег, будучи совершенно не ожидаемыми противниками. Вполне вероятно, что и наименование «викинги», дословно звучащее как «люди из », также возникло по причине внезапно возникающих из прибрежных заливов кораблей с устрашающими драконьими головами.

Драккар – дом викинга

Драккары были деревянными судами, при постройке которых предпочтение отдавалось ясеню, дубу и сосне. Для изготовления киля и шпангоута изначально выбирались деревья, обладающие естественными изгибами. Для бортовой обшивки использовали исключительно дубовые доски, которые накладывались внахлёст. Кроме того, по бокам судно было защищено щитами.

Это интересно! Считалось, что для постройки драккара достаточно наличия лишь топора (или же нескольких его разновидностей), хотя нередко использовались и другие инструменты.

Скандинавы считали корабль своим домом. Подобно коню для кочевника, корабль для викингов был главным сокровищем, за которое не жалко было и жизнь отдать в схватке с врагами. Даже в последний путь скандинавских конунгов (вождей племён) отправляли именно в драккарах. Некоторые сохранившиеся до наших дней погребальные суда можно увидеть в в Норвегии.

Об особо трепетном отношении викингов к своим кораблям свидетельствуют и оригинальные наименования драккаров: «Лев волн», «Морской змей», «Конь ветра» и т.п., которые известны из древних скандинавских саг. И мореходные качества этих судов вполне оправдывали столь поэтичные наименования. Когда в 1893 году копия средневекового драккара, получившая название «Викинг», за 27 дней, обогнав при этом иные парусные суда, было наглядно доказано, что с кораблями викингов во времена их существования за лучшие мореходные качества мало кто мог бы посостязаться.

Корабли из скандинавских саг в наши дни

Строчки из песни Хэтфилда «Медленно драккары уплывают в даль, в стречи с ними ты уже не жди…» напоминают, что эпоха викингов и драккаров давно канула в Лету, но находятся энтузиасты, неравнодушные к историческому наследию скандинавов, которые пытаются воссоздать кусочек прошлого в настоящем.

К примеру, самый большой драккар современности – , на строительство (а точнее – воссоздание древней копии) которого ушло почти 5 лет, был создан специально для пересечения Атлантики и возможности наглядно доказать, что корабли викингов могли достичь побережья Северной Америки (что и было осуществлено летом этого года).

Это интересно! На набережной Выборга можно увидеть типичные драккары викингов с необычной историей.

Суда не историческое, а созданные на судостроительном заводе Петрозаводска специально для съёмок фильма «И на камнях растут деревья» (1984 г.), которые проходили в этом городе. За образец был взят реально существовавший Гокстадский корабль. Режиссёр фильма Станислав Ростоцкий после завершения съёмок подарил лодку жителям города в благодарность за помощь в съёмках картины. Но сейчас уже можно полюбоваться лишь на новые модели – созданные в 2009 г. на верфи Выборга на замену почерневшим «киношным» кораблям.

Многие любители исторических реконструкций неоднократно принимают попытки воссоздать тот или иной реально существовавший скандинавский драккар, используя те же простейшие технологии судостроения викингов. Для примера, на воссоздание одного из наиболее известных в истории драккаров – 30-метрового «Havhingsten fra Glendalough» потребовалось порядка 300 дубов, 7000 гвоздей, 600 л смолы (все изготовленные викингами суда пропитывались смолой) и 2 км канатов.

Реконструкции исторических судов викингов пользуются популярностью среди жителей Дании и , но чаще всего реконструируют не драккары, а снеккары, на которые не требуются большие команды для управления.

Викинги хоть и вошли в историю как морские грабители, не хуже пиратов Карибского моря, но можно сказать, что их кораблестроительные традиции послужили базовой основной для создания средневековых Западной Европы, взявшей на вооружение успешные конструкции скандинавских драккаров.