Роль налога на прибыль в формировании бюджета. Анализ роли налога на прибыль в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов рф. Планирование налогов, зависящих от продаж и закупок

Тюпакова Нина Николаевна, Литовкина Алена В.

1. док.экон.наук, профессор кафедры финансов

2, магистр 2 курса, направления подготовки 38.04.01 Экономика
профиль «Финансы»
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный
университет имени И.Т. Трубилина
г. Краснодар
Tupakova Nina, LitovkinaAlyona
1. Doc.Ekon.Sciences, Professor of the Department of Finance

2, master 2 course, areas of training 38.04.01 Economy
profile of "Finance"
IN FGBOU "Kuban state agrarian
University named after I. T. Trubilin
Krasnodar

Аннотация: Статья отображает механизм реализации фискальной функции налогов в распределении прибыли хозяйствующих субъектов, по средствам налога на прибыль организаций, между уровнями бюджетной системы России. Проводится оценка динамики налоговых доходов в целом по России и на территории Краснодарского края. Дана оценка доли налога на прибыль в совокупных налоговых поступлениях и показателю налоговой нагрузки на экономику через систему налогообложения прибыли организаций.

Abstract: The article shows the mechanism of realisation of the fiscal function of taxes in the profits of economic entities by means of the profit tax of the organisations, between levels of the budget system of Russia. Assessment of the dynamics of tax revenues in the whole of Russia and Krasnodar territory. The estimation of the share of profit tax in total tax revenue and total tax burden on the economy through taxation profit organizations.

Ключевые слова: прибыль, налоги, бюджет, налоговые доходы, валовой внутренний продукт.

Keywords: income, taxes, budget, tax revenues, gross domestic product.


Налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговой системе России, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому основная задача государства заключается в создании благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности с возможностью расширения и развития. В этом случае достигается обоюдная выгода – максимизация налоговых доходов бюджета и создание предпосылок для снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов.

По мнению М.Ю. Малкина и Р.В. Балакина: «Динамика базы налогообложения отражает влияние разных факторов:

1) изменения масштабов легальной экономики, т. е. экономики, попадающей в сферу налогообложения. В то же время рост любой экономики включает как инфляционную составляющую, обусловленную увеличением цен на производимую продукцию, так и реальную составляющую, отражающую рост физических объемов производства;

2) структурных сдвигов в экономике, в частности, изменений доли прибыли в добавленной стоимости, а также динамики рентабельности производства в различных отраслях и регионах;

3) качества налоговой политики и налогового администрирования. Одним из показателей качества налоговой политики является обоснованный уровень налогообложения. Логично утверждать, что, чем выше уровень налогообложения, тем меньше у хозяйствующих субъектов желание платить налог и тем выше теневая составляющая их деятельности. Кроме того, высокий уровень налогообложения подавляет стимулы к предпринимательской деятельности, а также уменьшает ресурсы для будущего развития, что отрицательно сказывается на росте базы налога в долгосрочном периоде. В то же время качество налогового администрирования измеряется рядом показателей, к числу которых относится удельный вес теневой экономики, находящейся вне сферы налогообложения» .

Л. Лыкова в свою очередь отмечает, что: «Российская модель налога на прибыль (в том виде, в котором она сложилась к 2010 г.) представляет собой нечто среднее между моделью распределения (расщепления) налоговых доходов и моделью совместной или параллельной эксплуатации налоговой базы. Обе эти модели широко известны мировой практике.

Будучи федеральным (ст. 13 Налогового кодекса РФ), он предполагает возможность установления ставки, в соответствии с которой его суммы подлежат зачислению в доход региональных бюджетов. При этом НК ограничивает пределы снижения ставки. С точки зрения установления отдельных ставок федеральной и региональной (федеральной и региональной составляющих) данная модель может быть отнесена к моделям, предполагающим параллельную эксплуатацию налоговой базы. В то же время отсутствие реальной возможности повлиять на процесс формирования этой налоговой базы сближает используемую модель с моделью «распределения налоговых доходов» .

При соблюдении традиционных критериев разграничения налоговых полномочий в части налога на прибыль отечественная модель формирует и определенные сложности при реализации закрепленных за ней функций, а роль налога на прибыль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации различается весьма существенно .

Проведем оценку динамики поступления налога на прибыль организаций в бюджетную системы в целом по России и по Краснодарскому краю (рисунок 1 и 2).

Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по России можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 1779719 тыс.руб. или 14,1% по сравнению с 2014 г. и на 665708 тыс.руб. или 4,9% по сравнению с 2015 г.

Рисунок 1, Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций в целом по России, млн руб.

Рисунок 2. Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций на территории Краснодарского края, млн руб.

Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 397310 тыс.руб. или 16,7% по сравнению с 2014 г. и на 171304 тыс.руб. или 6,6% по сравнению с 2015 г.

Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по Краснодарскому краю можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 74706 тыс.руб. или 34,2% по сравнению с 2014 г. и на 35219 тыс.руб. или 13,7% по сравнению с 2015 г.

Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 5696 тыс.руб. или 10,1% по сравнению с 2014 г. и на 8639 тыс.руб. или 19,46% по сравнению с 2015 г.

Поступления по региональным налогам увеличились на 6546 тыс.руб. или 26,% по сравнению с 2014 г. и на 2441 тыс.руб. или 8,4% по сравнению с 2015 г.

Чтобы оценить участие налога на прибыль в доходах бюджета необходимо провести оценку структуры налоговых поступлений (таблица 1).

Таблица 1

Структура поступления налогов и платежей в бюджетную систему РФ, %

Показатель Россия Краснодарский край
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Федеральные налоги и сборы 89,9 89,7 89,6 77,3 78,7 79,7
Налог на добавленную стоимость 18,3 18,9 19,5 4,5 16,3 19,6
Акцизы 8,0 7,4 9,0 13,9 13,4 12,9
Налог на прибыль организаций 18,8 18,9 19,3 22,2 17,3 18,2
Налог на доходы физических лиц 21,3 20,5 21,0 33,1 28,6 26,5
Ресурсные платежи 23,3 23,7 20,5 3,3 2,7 2,2
Государственная пошлина 0,2 0,3 0,2 0,5 0,4 0,4
Региональные налоги 6,0 6,3 6,4 11,5 11,3 10,8
Налог на имущество организаций 5,0 5,2 5,3 9,1 8,8 8,7
Транспортный налог 0,9 1,0 1,1 2,3 2,3 2,0
Налог на игорный бизнес 0,004 0,004 0,006 0,1 0,1 0,1
Местные налоги 1,6 1,6 1,5 4,1 3,5 3,0
Земельный налог 1,4 1,3 1,2 3,5 2,9 2,4
Налог на имущество физических лиц 0,2 0,2 0,3 0,6 0,5 0,6
Специальные режимы налогообложения 2,5 2,5 2,6 7,1 6,5 6,6
Единый сельскохозяйственный налог 0,04 0,1 0,1 0,4 0,4 0,6
Упрощенная система налогообложения 1,8 1,9 2,0 5,0 4,6 4,6
Единый налог на вмененный доход 0,6 0,6 0,5 1,7 1,5 1,3
Система патент 0,0 0,0 0,1 0,02 0,0 0,0
Всего налогов и сборов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В структуре налоговых поступлений в целом по России наибольший удельный вес приходится на федеральные налоги и сбор – 79,7%, в том числе на налог на прибыль приходится 18,2%.

Доля региональных налогов стабильно находится на уровне 11%.

Доля местных налогов сокращается с 4% в 2014 г. до 3% в 2016 г.

Удельный вес поступлений от специальных режимов налогообложения составляет 6,6%.

Наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 26,5%.

В структуре налоговых поступлений по Краснодарскому краю наибольший удельный вес так же приходится на федеральные налоги и сбор – 89,6%, в том числе на налог на прибыль приходится 19,3%. Доля региональных налогов стабильно находится на уровне 6%. Доля местных налогов находится в приделах 1,5%. Удельный вес поступлений от специальных режимов налогообложения составляет 2,5%.

Наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 21% и ресурсные платежи – 20,5%.Для оценки роли налога на прибыль в формировании доходной части бюджетов различного уровня необходимо провести оценку динамики распределения поступлений данного налога по уровням бюджетной системы в целом по России и по Краснодарскому краю (таблица 2).

Таблица 2

Динамика распределения налога на прибыль организаций по уровням бюджетной системы, млн руб.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Россия
Поступило всего 2355411 2071666 2372843 2598856 2770153
в т.ч.

— федеральный бюджет

375817 352213 411316 491380 491023
— краевой бюджет 1969541 1709264 1952469 2098454 2272500
— муниципальный бюджет 10052 10188 9058 9015 6629
Краснодарский край
Поступило всего 46761 42032 56322 44 580 53218
в т.ч.

— федеральный бюджет

3601 5746 5564 7 335 7 224
— краевой бюджет 41002 34472 40 696 35 383 43 694
— муниципальный бюджет 2158 1814 2 142 1 862 2 300

Распределение налога на прибыль происходит в соответствии с закрепленным НК РФ распределением: до 2017 г. ставка 20% распределялась 2% от налоговой базы в федеральный бюджет и 18% от налоговой базы в региональный бюджет, а с 2017 г. 3% от налоговой базы в федеральный бюджет и 17% от налоговой базы в региональный бюджет.

Поступления налога на прибыль организаций в целом по России имеют стабильную динамику роста на уровне от 7 до 10%. Однако можно отметить отрицательную тенденцию по поступлениям в местные бюджеты, что вызвано концентрацией доходов в региональных центрах.

По данным Краснодарского края наблюдается неоднозначная тенденция: в 2013 и 2015 гг. сокращение поступлений в приделах 10%, а в 2014 и 2016 г. роста поступлений в приделах 15%.

Следующим шагам является оценка структуры распределения налога на прибыль по уровням бюджетной системы (таблица 3).

Таблица 3

Структура распределения налога на прибыль организации по уровням бюджетной системы, %

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Россия
Поступило всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в т.ч.

— федеральный бюджет

16,0 17,0 17,3 18,9 17,7
— краевой бюджет 83,6 82,5 82,3 80,7 82,0
— муниципальный бюджет 0,4 0,5 0,4 0,3 0,2
Краснодарский край
Поступило всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в т.ч.

— федеральный бюджет

7,7 13,7 11,3 16,5 13,6
— краевой бюджет 87,7 82,0 84,2 79,4 82,1
— муниципальный бюджет 4,6 4,3 4,4 4,2 4,3

Оценивая структуру распределения налога на прибыль по уровням бюджетной системы можно отметить преобладание доли, зачисляемой в региональный бюджет – 80-82%. В целом по России доля налога на прибыль зачисляемая в муниципальный бюджет достаточно небольшая – менее 0,5%, а в Краснодарском крае 4,5% поступлений от налога на прибыль организаций остаются в местном бюджете.

Следующим шагом является оценки доли налога на прибыль организаций в совокупных налоговых платежах (таблица 4).

Оценивая долю налога на прибыль организаций в налоговых доходах бюджета можно отметить сокращение участия данного налога с 22 % до 18-19% в целом по России, а в Краснодарском крае с 24% до 17-18%. Что связано с предоставлением дополнительных льгот (нулевой ставки, увеличения перечня расходов учитываемых для целей налогообложения, доходов освобождаемых от налогообложения и т.д.) как по отраслям так и сферам деятельности.

Таблица 4

Динамика доли налога на прибыль организации в налоговых доходах

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Россия
Налоговые доходы, млн руб. 10954010 11321617 12606342 13720353 14386061
2355411 2071666 2372843 2598856 2770153
доля в налоговых доходах, % 21,5 18,3 18,8 18,9 19,3
Краснодарский край
Налоговые доходы, млн руб. 197766 206129 218123 257610 292829
Налога на прибыль организаций, млн руб. 46761 42032 56322 44580 53218
доля в налоговых доходах, % 23,6 20,4 22,2 17,3 18,2

Для оценки влияния налогообложения прибыли организаций проведем оценку уровня налоговой нагрузки от налога на прибыль на экономику России и Краснодарского края (таблица 5).

Таблица 5

Динамика уровня налоговой нагрузки от налога на прибыль на экономику

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Россия
ВВП, млн руб. 68163883 73133895 79199658 83232618 86043649
Налога на прибыль организаций, млн руб. 2355411 2071666 2372843 2598856 2770153
Доля налога на прибыль организаций в ВВП, % 3,5 2,8 3,0 3,1 3,2
Доля налоговых доходов в ВВП, % 16,1 15,5 15,9 16,5 16,7
Краснодарский край
ВРП, млн руб. 1459491 1662969 1785633 1946760 2166744
Налога на прибыль организаций, млн руб. 46761 42032 56322 44580 53218
Доля налога на прибыль организаций в ВРП, % 3,2 2,5 2,7 2,3 2,5
Доля налоговых доходов в ВРП, % 13,6 12,4 12,2 13,2 13,5

Оценивая долю изъятия в бюджет части ВВП (ВРП) по средствам налога на прибыль организаций можно отметить, что в целом по России значение варьируется от 2,8% до 3,5%, а по Краснодарскому краю значение ниже и варьируется от 2,3% до 3,2%, что объясняется агарной направленностью региона.

Таким образом, налог на прибыль организаций можно отнести к бюджетаобразующим налогам регионального уровня, а также инструментом регулирующего воздействия на экономику через изменение уровня налогового изъятия (налогового бремени) со стороны как федеральных так и региональных органов власти посредствам изменения налоговой ставки или предоставлением налоговых льгот отдельным отраслям и сферам деятельности.

Библиографический список

1. Малкина М. Ю. Моделирование взаимосвязи уровня налоговой нагрузки и поступлений от налога на прибыль для регионов российской федерации / М. Ю. Малкина, Р. В. Балакин // Финансы и кредит. – 2013. – №35 (563). – С. 21-29.
2. Лыкова Л. Региональные проблемы налогообложения прибыли / Л. Лыкова // Федерализм. ˗ 2010. ˗ № 2. ˗ С. 85-100.
3. Тюпакова Н.Н. Проблемы и перспективы формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований (на примере Кавказского района Краснодарского края) / Н.Н. Тюпакова, А.В. Ботвинко
Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. ˗ 2017. ˗ С. 25-28.
4. Тюпакова Н.Н. Налоговый механизм обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов / Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова //
Актуальные проблемы теории и практики налогообложения: Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Горшкова. – 2016. – С. 235-239.
5. Тюпакова Н.Н. Налоговое бремя как индикатор эффективности налогового механизма / Н.Н. Тюпакова // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 2011. – № 28. – С. 48-52.
6. Тюпакова Н.Н. Оценка налогового механизма распределения добавленной стоимости как направление совершенствования налоговой системы России / Н.Н. Тюпакова // Налоги и финансовое право. – 2013. –№ 7. – С. 141-149.
7. Тюпакова Н.Н. Методологические основы функционирования налогов как категории финансов / Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова
Дайджест-финансы. – 2007. – № 7. – С. 35-40.

Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины: для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, для формирования платежного календаря и для оптимизации налогов. Планирование налогового бюджета обычно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины для этого:

  1. для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени;
  2. для формирования платежного календаря;
  3. для оптимизации налогов.
На практике однако организации часто планируют относимые на затраты налоги в соответствующих бюджетах расходов. Только косвенные налоги (НДС, акцизы) они отражают в отдельном бюджете. Иногда компании не формируют обособленные налоговые бюджеты. Однако в любом случае данные о начислении налогов, планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются, соответственно, в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе предприятия.

Решение же о формировании отдельного налогового бюджета, либо о включении расчетных налоговых показателей в промежуточные операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера компании. Чаще всего один общий бюджет налогов формируют крупные компании.

Планирование налогового бюджета

Обычно оно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:
  • для годового планирования — до 1 декабря года, предшествующего планируемому году;
  • для квартального планирования — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
  • для месячного планирования — до 20-го числа предшествующего месяца.
Ответственность за планирование налогового бюджета несет бухгалтерия или отдел (специалист) по налоговому учету. Права и ответственность руководителей центров ответственности (главного бухгалтера или начальника отдела) и конкретных исполнителей определяются в положениях об отделах и должностных инструкциях.

Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

1-й этап. Анализ налогооблагаемых объектов

Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству. В процессе анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы:
  1. Входит ли организация в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов?
  2. Имеются ли облагаемые налогами объекты, и какие они по своим характеристикам? Совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности организации по каждому из установленных налогов?
  3. Имеются ли вычеты, какие и в каком размере?
  4. Подпадает ли имущество и операции организации под налогообложение конкретным налогом?
  5. Имеются ли льготы по уплате налогов, и каковы условия применения льгот, что необходимо сделать для обеспечения применения льгот?

2-й этап. Подготовка связанных бюджетов

Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):
  • бюджету продаж;
  • бюджету закупок материалов;
  • смете расходования материалов;
  • бюджету закупок работ и услуг;
  • бюджету расходов на оплату труда;
  • бюджету социальных выплат и льгот;
  • бюджету инвестиций и др.

3-й этап. Расчеты по видам налогов

Процедуру формирования бюджета налогов можно разбить на несколько частей:
  1. планирование начисления налогов;
  2. налоговых платежей;
  3. налоговой задолженности.
1. Начисление налогов. Прежде всего, необходимо рассчитать планируемые суммы начисления налогов в плановом периоде. Для этого используйте следующие исходные данные:
  • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);
  • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов; ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);
  • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.)
Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты, а также документы, подтверждающие права компании на, определенное имущество (землю, транспортные средства).

2. Налоговые платежи. После того, как определены начисления по налогам, проведите расчет налоговых выплат, чтобы составить графики расчетов с бюджетом и сформировать бюджет движения денежных средств. Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

Нвыпл. = Нначисл. - Ауплач. + Нреструкт. + Абуд.период.

где Нвыпл. — выплаты по налогам; Нначисл. — налоги начисленные; Ауплач. — авансы по налогам, ранее уплаченные; Ареструкт. — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Абудпериод. — авансы по налогам в счет будущих периодов.

Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом. Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты, в соответствии с порядком, установленным законодательством. По результатам планирования календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшая. В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей, в соответствии с установленными сроками уплаты.

3. Налоговая задолженность. На заключительном этапе, необходимо определить задолженность перед бюджетом для составления прогнозного баланса, которая рассчитывается по формуле:

Зкон. = Знач. + Нначисл. - Зрестр. - Нвыпл.

где Зкон. — остаток задолженности по налогам на конец периода; Знач — остаток задолженности по налогам на начало периода; Зрестр — реструктуризированная задолженность

4-й этап. Контроль и анализ исполнения бюджета налогов

Закрытие налогового бюджета осуществляется ежемесячно в срок до 10-20-го числа следующего месяца. Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, т. е. в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов. Финансово-экономическая служба, составляющая бюджет налогов, может нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями. Поскольку финансово-экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

При наличии отклонений от бюджета налогов, целесообразно выявлять ихпричины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др., т.е. проводится анализ исполнения налогового бюджета. Бухгалтерия или отдел налогового учета (центр ответственности) готовят отчет в табличной форме «план — факт — отклонения» по видам налогов и сборов в сопоставлении с прошлым периодом.

В соответствии с этим алгоритмом производится бюджетирование каждого конкретного налога. Бюджеты по отдельным налогам могут объединяться в единый налоговый бюджет организации.

Разработка налогового бюджета осуществляется в соответствии с данными тех бюджетов организации, которые содержат показатели, необходимые для расчета налогооблагаемой базы по соответствующему налогу, и нормативных актов в области налогообложения, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов. В связи с этим большинство проблем налогового бюджетирования связано со сложностью предусмотренного законодательством порядка исчисления налогов.

Так, например, составление бюджета по налогу на прибыль и единому социальному налогу является крайне трудоемким, из-за чего предприятия предпочитают составлять приблизительный прогноз налоговых платежей исходя, например, из сложившихся за предыдущие периоды зависимостей суммы уплаченных налогов от показателей деятельности организации. Однако это является недостатком всей налоговой системы, и совершенствование в этом вопросе возможно лишь при изменении законодательства в направлении упрощения порядка исчисления и уплаты налогов.

Кроме того, дополнительные трудности в разработке налоговых бюджетов создает нестабильность, характерная для налогового законодательства РФ. Организации не имеют возможности достоверно планировать свои налоговые платежи на перспективу, в связи с вероятными изменениями в порядке исчисления налогов.

Характерная для бюджета налогов зависимость его показателей от параметров операционных бюджетов создает трудности в обеспечении исполнения налогового бюджета, а также проблемы, связанные с неоднозначностью оценки достигнутых результатов. Необходимо проявлять гибкость в выработке системы контроля исполнения бюджета налогов, так как нередко превышение фактических показателей над плановыми свидетельствует об улучшении ситуации в организации, в отличие от аналогичной ситуации с перерасходом средств других бюджетов. Необходима интеграция налогового бюджетирования в общую систему налогового планирования организации, что позволит ей сосредоточиться на достижении своих финансовых целей, оптимизируя налоговые платежи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие налога на прибыль организаций в дореволюционный период в Российской империи и в Советское время. Сущность, место и роль данного налога в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов. Регулирующая и фискальная функции налога.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Порядок исчисления и взимания налога на прибыль организаций. Сущность, место и роль налога в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов. Методы учета доходов и расходов. Совершенствование механизма взимания и уплаты налога на прибыль.

    презентация , добавлен 22.01.2016

    Экономическое содержание налога на прибыль организаций, его место в системе доходов РФ. Фискальная и регулирующая функции налога на прибыль. Анализ организации работы Управления ФНС по Иркутской области; контроль за порядком исчисления и уплаты налога.

    дипломная работа , добавлен 14.12.2013

    Комплексный анализ налогообложения доходов физических лиц по Центральному району г. Красноярска, порядок уплаты налоговых платежей. Зарубежный опыт организации сотрудничества в сфере налогового контроля. Роль НДФЛ в формировании доходной части бюджета.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2012

    История возникновения и развития налога на добавленную стоимость (НДС). Экономическое содержание НДС. Основные элементы налога на добавленную стоимость. Общая характеристика доходной части государственного бюджета РФ. Доля НДС в доходной части бюджета.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2015

    История возникновения налога на прибыль организаций. Экономическая сущность прибыли и ее роль в экономике. Принципы определения доходов и расходов при формировании налога на прибыль. Рекомендации по минимизации нагрузки по налогу на прибыль предприятия.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Изучение и правовой анализ налога на имущество физических лиц и земельного налога, их роль в формировании доходной части бюджета города Усть-Илимска за 2009 г., а также перспективы их замены единым налогом на недвижимость. Состав доходной части бюджета.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2013

Основным объектом налогообложения предприятий является валовая (балансовая) прибыль, представляющая главный источник, из которого изымаются разнообразные налоговые платежи. Вначале из валовой прибыли отчисляются налоги в местный и республиканский бюджеты, целевые сборы, а затем из налогооблагаемой части оставшейся прибыли изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, а также штрафы, пени, неустойки.

Налог на прибыль относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, налог на прибыль относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является организация, получившая прибыль.

Налог на прибыль выполняет как фискальную, так и регулирующую функции. Согласно Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» налог на прибыль является весомым источником доходов федерального бюджета РФ, так как поступления от налога на прибыль составляют более 6 % со всех доходов федерального бюджета РФ. Общая ставка налога на прибыль составляет 24%, из которых 6% перечисляется в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ – 16%, в местный бюджет – 2%. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 12%.

Налог на прибыль введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Одна из отличительных особенностей налога на прибыль предприятий состоит в том, что облагаться этим налогом может не вся чистая или балансовая прибыль, а только ее часть, именуемая налогооблагаемой прибылью.

Например, часть прибыли предприятия, направляемая на развитие производства, повышение научно-технического потенциала предприятия, капиталовложения из прибыли в производственную сферу часто освобождаются от налога на прибыль.

После уплаты предприятием всех налогов и сборов, образуемых из прибыли, в его распоряжении остается так называемая распределяемая (остаточная) прибыль. Название «распределяемая» отражает то обстоятельство, Что эта часть прибыли распределяется самим предприятием, его администрацией. По большому счету, распределяемая часть прибыли делится на фонд накопления (капиталовложения в развитие предприятия) и фонд потребления (расходы на социальные нужды, на материальное стимулирование и др.).

Посредством реализации фискальной функции налога на прибыль происходит изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государства: для функционирования публичной власти, для осуществления государством его функций, для содержания той непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов. Реализация фискальной функции налогов показывает их значение при формировании доходной части бюджетной системы государства.

С фискальной функцией налога на прибыль тесно связана распределительная функция, которую некоторые ученые именуют перераспределительной.

Эта функция заключается в следующем.

Во-первых, посредством налогов перераспределяется часть валового внутреннего продукта от источника к потребителю соответствующих финансов.

Во-вторых, распределительная функция налогов означает иной характер распределения и перераспределения финансов – между звеньями бюджетной системы государства, то есть межбюджетное регулирование государственных доходов. Такие отношения, возникающие в связи с перераспределением налоговых доходов между звеньями бюджетной системы России, являются частью межбюджетных отношений.

Согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики по налогу на прибыль организаций исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Кроме того, на основании п. 1 ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Налоговый учет по налогу на прибыль организаций представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы по этому налогу.

НК РФ дает более узкое определение категории «налоговый учет по налогу на прибыль организаций», однако, несмотря на это, оба определения можно считать верными. Так, согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет по налогу на прибыль организаций - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством.

В настоящее время порядок налогообложения налогом на прибыль регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

1) гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ;

3) Методическими рекомендациями налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, касающимися особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденными приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150;

4) иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. Расчет налоговой базы по налогу на прибыль составляется на основе обобщенных данных из аналитических регистров налогового учета.

Расчет налоговой базы по налогу на прибыль в обязательном порядке должен содержать следующие данные:

1) период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

2) сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе: выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав; выручка от реализации ценных бумаг; выручка от реализации покупных товаров; выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке; выручка от реализации основных средств; выручка от реализации товаров (работ, услуг), обслуживающих производств и хозяйств;

3) сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе: расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав. При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода: расходы, понесенные при реализации ценных бумаг; расходы, понесенные при реализации покупных товаров; расходы, связанные с реализацией основных средств; расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг);

4) прибыль (убыток) от реализации, в том числе: прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав; прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг; прибыль (убыток) от реализации покупных товаров; прибыль (убыток) от реализации основных средств; прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств;

5) сумма внереализационных доходов;

6) сумма внереализационных расходов;

7) прибыль (убыток) от внереализационных операций;

8) итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу на будущее в соответствии с НК РФ.

Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, где прибылью признается:

1)для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с НК РФ;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с НК РФ;

3) для иных иностранных организаций - доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

На основании п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли. Поскольку порядок определения прибыли различен для разных категорий налогоплательщиков, то различен и порядок определения налоговой базы, что может быть представлено в табл. 1.

Таблица 1

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль

Налогоплательщик

Налоговая база

Российские организации

Денежное выражение полученного дохода, уменьшенного на величину произведенных расходов

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства

Денежное выражение полученного через постоянные представительства дохода, уменьшенного на величину произведенных постоянными представительствами расходов

Иные иностранные организации

Денежное выражение дохода, полученного от источников в Российской Федерации

Из рассмотренной таблицы очевидно, что общая формула для расчета прибыли (налоговой базы) выглядит следующим образом:

прибыль (налоговая база) = доходы - расходы .

Предусмотрено несколько налоговых ставок в зависимости от вида полученного дохода:

24% для всех доходов, кроме указанных ниже. Распределение по уровням бюджета может изменяться в период его формирования по решению законодательных органов власти. В 2003 г. в федеральный бюджет зачислялось 6%; в бюджеты субъектов Российской Федерации - 16%; в местные бюджеты - 2%, а на 2004 г. утверждено соответственно 5%, 16%, 2%;

По доходам, полученным в виде дивидендов:

6% - от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации;

15% - от российских организаций иностранными организациями или российскими организациями от иностранных организаций;

По операциям с отдельными видами долговых обязательств:

15% по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

0% по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г.

Ставка налога по прибыли, полученной Банком России от осуществления деятельности, связанной с денежным обращением,- 0%. При этом прибыль, полученная от иной деятельности, облагается налогом по ставке 24%.

Согласно п. 1 ст. 286 НК РФ сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Особенностью налогообложения налогом на прибыль является то, что метод исчисления налога на прибыль предопределяет порядок и сроки уплаты налога на прибыль в бюджет. Так, налог на прибыль уплачивается в следующие сроки.

1. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

2. Ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

3. Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (квартал), то есть не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (квартала).

4. В течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства на территории РФ.

5. В течение 10 дней со дня выплаты дохода по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

6. В течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход налогоплательщиками - получателями доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов.

Налоговые льготы по налогу на прибыль предусмотрены ст. 251 НК РФ. Согласно этой статье не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль следующие доходы:

– в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ; услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

– в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

– в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации, включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

– в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

– в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение;

– в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;

– в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

– другие доходы в соответствии с НК РФ.

Организации при исчислении налога на прибыль для определения доходов и расходов имеют право использовать метод начислений или кассовый метод. При этом, согласно положениям НК РФ, кассовый метод имеют право использовать организации, у которых за предыдущие четыре квартала средняя сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Метод начисления . При использовании этого метода доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав в их оплату. Датой получения дохода от реализации для целей налогообложения признается день отгрузки или передачи товаров, работ, услуг, имущественных прав. Для внереализационных доходов дата их получения устанавливается индивидуально, в зависимости от вида дохода.

Расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической уплаты денежных средств и иной формы их оплаты.

В НК РФ указаны две даты признания материальных расходов. Первая - день передачи сырья и материалов в производство. При этом расходами признаются только то сырье и материалы, которые приходятся на производственные товары (работы, услуги). Вторая - расходы на оплату услуг или работ производственного характера включаются в состав налоговых расходов на день подписания акта приемки-передачи.

Амортизационные отчисления и заработная плата отражаются в составе расходов ежемесячно.

Кассовый метод . При использовании этого метода датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, поступление иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом следует иметь в виду, что:

Расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль по мере списания данного сырья и материалов в производство;

В составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, учитывается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве.

Налоги исчисляются после получения оплаты за реализованные товары (работы, услуги), и существует реальная возможность перечисления их в бюджет. Однако пользоваться кассовым методом не так уж выгодно, как может показаться. При кассовом методе должны быть оплачены как доходы, так и расходы.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. Если организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются разными ставками, то налоговая база исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Налогоплательщик ведет раздельный учет по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Доходы от реализации и внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверить правильность применения цен по сделкам в следующих случаях: 1) между взаимозависимыми лицами; 2) по товарообменным (бартерным) операциям; 3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Если невозможно установить рыночную цену ввиду отсутствия либо недоступности источников информации об этих ценах, для их определения используется метод цены последующей реализации. При этом рыночная цена товаров, работ, услуг, реализуемых продавцом, рассчитывается по формуле

Рыночная цена = Цена, по которой проданные товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже) — Обычные в подобных случаях затраты, понесенные перепродавцом при перепродажеи продвижении на рынок приобретенных товаров (работ, услуг) — Обычная для данной сферы деятельности прибыль перепродавца.

При невозможности использования метода цены последующей реализации применяют затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ, услуг определяется по формуле

Рыночная цена — Обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и реализацию товаров (работ, услуг), а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты + Обычная для данной сферы деятельности прибыль.

Подсчет затрат для целей определения рыночной цены отличается от подсчета затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. При определении рыночной цены учитываются как затраты, учитываемые при налогообложении, так и иные затраты. Следует иметь в виду, что:

При исчислении налоговой базы не учитываются доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу;

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам. Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток - отрицательная разница между доходами и расходами, налоговая база признается равной нулю.

Убытки, полученные организацией в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшают налоговую базу текущего периода на всю сумму убытка или часть этой суммы при следующих условиях: 1) срок переноса убытка не должен превышать 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток; 2) совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы; 3) если убытки понесены более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены; 4) организация обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, во время которого она уменьшает налоговую базу.

2. Порядок формирования налоговой базы по единому социальному налогу

Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств обеспечения прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Он заменяет совокупность действовавших ранее взносов в пенсионный, социальный фонды, фонд обязательного медицинского страхования и фонд занятости. Однако остается распределение суммы налога по отдельным фондам в соответствии с нормативами, установленными законодательством. Введение единого социального налога предусматривает:

Единую налоговую базу для исчисления налога, суммы которого подлежат зачислению в соответствующие социальные внебюджетные фонды;

Сохранение государственных внебюджетных социальных фондов (фонд занятости ликвидируется);

Снижение платежей, перечисляемых в фонды (тариф снижается с 38,5 до 35,6% от налоговой базы) с применением регрессивной шкалы налогообложения.

В настоящее время порядок исчисления и уплаты ЕСН регулируется положениями главы 24 НК РФ. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам приказом от 5 июля 2002 г. № БГ-3-05/344 утверждены «Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога», которые носят разъяснительный характер.

Плательщики налога подразделяются на две категории:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

Организации,

Индивидуальные предприниматели,

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Для плательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Для налогоплательщиков - физических лиц, производящих выплаты физическим лицам, объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые этими налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Для плательщиков, относящихся ко второй категории, объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или имущественных прав, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.

Законодательством предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, произведенные в пользу физических лиц организациями, если такие выплаты не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, а у индивидуальных предпринимателей - не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Например: суммы начисленных дивидендов; стоимость безвозмездно переданного имущества; премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения; суммы материальной помощи, предоставленной для улучшения жилищных условий и иных социальных потребностей; единовременные пособия, начисленные уходящим на пенсию ветеранам труда; оплата проезда к месту работы и обратно и т.д. Если трудовым договором будет предусмотрен определенный перечень выплат в пользу работников организации, то они будут входить в расходы при налогообложении прибыли и, следовательно, будут являться объектом налогообложения при исчислении ЕСН.

Налогооблагаемая база . Учитываются любые доходы, начисленные в денежной или натуральной форме. Например, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения, в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Так, если работодатель производит оплату стоимости путевки за работника, то ее стоимость подлежит налогообложению. Необходимо также учитывать, что выплаты произведенные в натуральной форме в виде товаров, пересчитываются при расчете налоговой базы исходя из рыночных цен этих товаров надень их выплаты. Например, работнику произведены выплаты в виде строительных материалов - кирпич в количестве 2000 шт. Определяется рыночная цена товара - 5000 руб. за 1 тыс. шт. Облагаемая база составит 10 000 руб. (5000 х 2000 шт.).

Лица, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, налоговая база определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период от предпринимательской либо профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения индивидуальных предпринимателей, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов, установленных при исчислении налога на прибыль. При невозможности установления этих расходов применяются нормативные затраты в процентах к сумме начисленного дохода в соответствии с утвержденной таблицей (например, создание литературных произведений - 20%, музыкальных - 40%).

В налогооблагаемую базу не включаются:

Все виды установленных законодательством компенсационных выплат;

Все виды государственных пособий, которые регламентированы актами федерального законодательства, законодательными актами субъектов Российской Федерации либо решениями представительных органов местного самоуправления. Пособия в Российской Федерации являются одной из форм социальной помощи и определяются как регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или средств бюджетов всех уровней. Кроме того, к государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета, например, трудовые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособие по безработице;

Единовременная материальная помощь, оказанная в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения материального ущерба, причиненного физическим лицам, а также лицам пострадавшим от террористических актов, членам семьи умершего работника;

Выплаты за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в 3 месяца и не превышают 10 000 руб. в год;

Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность, которая избирается посредством прямых выборов по всем уровням власти;

Иные виды выплат в соответствии с перечнем, установленным законодательством.

Льготы . От уплаты налога освобождаются:

1) организации - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III групп. Правомерность использования этой льготы подтверждается при представлении в составе расчета по авансовым платежам и налоговой декларации по единому социальному налогу списка работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида);

2) каждый работник общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждений, созданных для достижения культурно-оздоровительных мероприятий и иной помощи инвалидам, если выплаты не превышают 100 тыс. руб.

Ставки налога. Ставки налога определены законодательством и зависят от категории плательщика и величины выплат с начала года на каждого работника. Разработаны четыре регрессивные шкалы ЕСН. Так, для работодателей-организаций максимальная ставка ЕСН составляет 35,6% (по выплатам до 100 000 руб.), а минимальная - 2% (по выплатам свыше 600 000 руб.).

Задача 6

Список использованной литературы

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая //Библиотечка «Российской газеты» — № 17. – 2000.

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая //Библиотечка «Российской газеты» — № 17. – 2000.

  1. Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004. Издержки производства и контроль за их снижением в условиях рыночной экономики

    2014-12-21

    Руководство ООО МФК "ИнкассоЭксперт" выражает благодарность Аудиторской компании "Камертон-АК" за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты "Камертон-АК" обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны

    Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»

    Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»

    При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»

    Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год

    Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»

    В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности.

    Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»

    В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах.

    Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»

    Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг

    Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»

    Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности

    Домогарова Т.В. ФГБУ "ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи"

    В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета.

    Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина