Ле гре. Жан-Батист Гюстав Ле Гре ‒ инноватор и истинный творец в фотографии. Главный вход в церковь Сен-Жака в Обтере

«Фотография ‒ это искуство. Там находится единственное подобающее ей место»
Ж.-Б. Г. Ле Гре

Среди родоначальников фотографии немало классических художников. Они пришли в нее, оставив занятия традиционной живописью, чтобы дополнить свое творчество техническими новациями. Казалось бы, высокий полет фантазии и научные достижения имеют разные источники вдохновения, но на практике именно этот симбиоз дал миру наиболее значимых, интересных и масштабных фотомастеров. Яркий пример ‒ жизнь и творчество француза Жана-Батиста Гюстава Ле Гре.

Он родился в самом начале XIX столетия и прожил его практически полностью (год смерти ‒ 1884). Художник декларировал подход к фотографии как к высокому искусству, нисколько не меньшему и важному, чем живопись. Ле Гре разработал несколько технологических приемов, которые в том или ином виде используются и сейчас (и уж наверняка были полезны современникам). Сочетание инженерного и творческого подходов со времен Леонардо да Винчи давало удивительные результаты и порождало неординарные личности. Талантливого француза по праву можно считать человеком, входящим в немногочисленное и избранное общество гениев прошлого.

У Гюстава Ле Гре (Jean-Baptiste Gustave Le Gray, иногда отечественные авторы называют его Ле Грей) было много последователей. Среди его учеников ‒ знаменитый фотограф и путешественник Луи де Клерк. В его школе для молодых поклонников фотоискусства учился Надар, там можно было увидеть Анри Ле Сека, Эмиля Пекарера и Шарля Нэгре. Студия, основанная в 1852 году, стала первым фотосообществом на планете, и талант ее создателя ‒ одна из главных тому причин. Ле Гре утверждал, что художественное самовыражение в съемочном творчестве и процессе ‒ важнейшая его составляющая. Фотохудожник выступал с позиции, что фотография - это искусство, которому не место в серийном производстве или коммерции. И всегда придерживался этого убеждения. Фотография не привела художника к богатству в конечном итоге, но помогла увидеть и раскрыть потенциал целой сферы ‒ в том числе и с технической стороны.

Гюстав Ле Гре ‒ новатор фотоискусства
Автор помногу работал с пейзажами ‒ в середине XIX века они, наряду с портретированием, были основной темой, увлекавшей его. Именно поэтому он, со свойственной художникам остротой восприятия цвета и света, смог почувствовать разницу в передаче отдельных элементов ландшафта. Особенно ярко это заметно при работе с морскими панорамами, которые увлекали Ле Гре (он назвал свои работы «маринами», от французского слова marine ‒ морской).

Марины в период расцвета творчества мастера пользовались огромной популярностью и воспринимались, как изобразительный и технический прорыв. Ажиотаж, который сопровождал работы автора, был связан с необычным приемом съемки ‒ практически все изображения были отпечатаны не с одного, а с двух негативов.

На одном фотохудожник старался лучше запечатлеть море, а на другом ‒ небо, со всеми нюансами и переливами света. В конце процесса Ле Гре их совмещал, получая на одном фото необычно (для того времени) широкий диапазон освещенности.

Это вызывало настоящую сенсацию. Одна из первых подобных работ, «Бриг на воде» 1856 года, сейчас хранится в архиве Королевского фотографического общества именно с такой формулировкой - «сенсация»! Фотограф представил ее на выставке в Лондоне, изумив и зрителей, и коллег. Однако вряд ли они догадывались, что полутора веками позже технология станет не интересной «игрушкой», а распространенным приемом.


Ле Гре первым понял, что человеческий глаз может воспринимать гораздо более широкий световой диапазон, чем фотоаппарат, и разрыв нужно как-то ликвидировать. Если камера не может за раз охватить весь спектр, то необходимо разбить его на фрагменты и потом совместить в одном изображении. Сегодня подобный принцип известен как HDR и широко используется в цифровой технике. Удивительно то, что на дворе стояли даже не 1980-е, а 1840-е годы.

Ле Гре еще в 1850 году сказал, что в будущем все фото будут печатать на бумаге ‒ в период расцвета пластин это было если не чудачеством, то уж точно бунтарством. Но сам фотохудожник широко использовал для работ хрупкий материал: пропитывал листы восковым составом, что придавало изображениям четкость. Вощеная бумага, которую использовали для негативов, значительно сокращала временные затраты на выдержку, а разрешающая способность при этом росла.

Также Ле Гре экспериментировал с коллодионными процессами, заменяя ими привычную дагерро- и калотипию (впервые процесс был осуществлен в 1851 году). Фотограф был не только новатором, но и отличным педагогом. Он писал учебники, по которым впоследствии учились многие авторы, ставшие известными мастерами, а некоторые из них практиковались непосредственно у месье Гюстава ‒ в его ателье.

Взлеты и лишения: краткая биография Гюстава Ле Гре
Сам Жан-Батист Гюстав Ле Гре учился не у фотографов. Он пришел в искусство из живописи ‒ пытался рисовать в известной мастерской, которую возглавлял Поль Делярош. Мальчик делал успехи, но отложил кисти ради новых горизонтов творчества. Родился Ле Гре в местечке Вилье-Ле-Бель (сейчас это окраина Парижа), в 1820 году, был сыном галантерейщика. Познакомившись с редким и необычным для того времени фотоискусством, молодой человек стал быстро делать успехи ‒ уже в середине 40-х годов занял место среди видных представителей новой профессии. С 1847 года он полностью переключился на перспективный вид деятельности: делал дагерротипные портреты, выезжал в лес Фонтенбло для съемки пейзажей.

Ле Гре помногу работал в архитектурном и ландшафтном жанре, фотографируя замки под Парижем. Это принесло плоды: на него обратило внимание французское правительство. В 1851 году была создана миссия Héliographique, целью которой служило сохранение в памяти потомков образцов старинного национального зодчества, а также хода их восстановительных работ. К делу привлекли пять знаменитых фотографов Франции и Ле Гре был среди них.

Он снимал в юго-западном регионе страны, в долине Луары, где расположены живописные дворцы, потом «переключился» на Каркассон ‒ интересный, полный средневекового духа город (компанию ему составил Огюст Местраль).

Вернувшись домой, Ле Гре создал свою, впоследствии ставшую известной, ателье-студию, чтобы все молодые последователи могли учиться. С 1852 года Société Héliographique воспитывало новые таланты, а также оказывало услуги по полиграфии, популяризовало и продвигало фотоискусство, а заодно и владельца. Фотохудожник занял у маркиза де Бригеса денег, 100 тысяч франков, на создание собственной портретной студии. Она стала той самой, в которой чуть позже его ученик (и следующий владелец) Надар провел первую выставку художников-импрессионистов, перевернувшую современные представления о живописи.

Gustave Le Gray et Cie могла похвастаться множеством заказчиков, готовых немало платить, а ее основатель стал официальным фотокорреспондентом императора Наполеона III. Но это не принесло Ле Гре богатства ‒ строительство студии сделало его постоянным должником, а талант фотографа не распространялся на коммерческую область. Он мало внимания уделял бизнесу, предпочитая создавать масштабные, новаторские работы, а не выгодные и приносящие прибыль частные портреты.

В конце 1850-х автор поражал публику великолепными морскими пейзажами, видами леса Фонтенбло, изображениями архитектурных достопримечательностей. Но, несмотря на то, что выручил более чем 50 тысяч франков, дело оказалось под угрозой. Кредиторы не получали отчетов и, тем более, своих денег, и в 1860 году студию распустили, а сам ее владелец был вынужден попросту скрыться от требований, оставив семью в Париже. Он (очень вовремя) получил от писателя А.Дюма приглашение пожить на Сицилии, и, встретившись с ним в Марселе, уехал на остров, где создал примечательный портрет интересной персоны.

Фотохудожник сфотографировал Джузеппе Гарибальди ‒ легендарный итальянский революционер-патриот позировал ему. Ле Гре снимал забаррикадированные улицы сицилийского Палермо, города на Мальте, куда переехал, рассорившись с Дюма, пейзажи Ливана, где недолго жил.

В 40 лет Ле Гре окончательно решил изменить свою жизнь и не возвращаться во Францию, перебраться на Восток. В середине 1860-х он переехал в египетский Каир и стал профессором рисования, частным преподавателем сына местного правителя. Ле Гре проживал в городе, вплоть до самой смерти, а это еще более 20 лет. Он продолжил работать фотографом, но до нас дошло всего около 50 снимков того периода. Это грустно ‒ талант мог дать миру еще много замечательных изобретений и изображений.

Сегодня Жан-Батист Гюстав Ле Гре признан повсеместно и, как «технический» основоположник фотографии, и как художник. Работы Ле Гре продаются очень дорого ‒ например, «Большая волна» в конце 90-х годов была куплена почти за 900 тысяч долларов.

Фотографии фотохудожника хранятся в Париже, Лондоне, нью-йоркском музее Метрополитен, и многочисленные последователи продолжают развивать то, что Ле Гре когда-то начал.

Случайно обнаружил существование данного фотографа и сразу влюбился в его работы. Когда искал в сети фотографии, то узнал, что он на данный момент самый дорогой фотограф из числа первопроходцев. На аукционах стоимость его работ 838,000 долларов. Но они того стоят.
Гюстав ле Гре


«По моему мнению, фотографии не место в таких областях, как промышленность или торговля: фотография - это искусство. Это единственное подобающие ей место, и я всегда старался продвигаться именно по этому пути». С таким заявлением выступил в начале 1850-х годов Гюстав ле Гре (Gustave Le Gray, 1820-1884) - один из самых знаменитых и талантливых французских фотографов XIX века, самый ярый защитник художественного направления фотографии.
Альпийская деревня

Как и многие другие фотографы и в XIX и в XX веках Гюстав ле Гре пришел в фотографию из живописи. Уже первые его опыты в конце 1840-х годов принесли молодому художнику видное место в кругу французских фотографов; недолго думая он отложил кисти в сторону и навсегда связал свою жизнь с фотографией. Он работал сразу в нескольких жанрах: делал фотопортреты в своем фотоателье - кстати сказать, одном из самых знаменитых в Париже, занимался архитектурной и ландшафтной съемкой. огромной популярностью.
Старый дуб в Фонтебло, 1855

Лес Фонтенбло, 1851

Замок Фонтенбло (Франция), отражающий в воде, 1855<

Дорога на Монт-Жерар, 1852

Дорога к Шайи, около 1856

Как у критики, так и широкой публики пользовались его морские пейзажи или, как он их называл, «Марины». Практически все морские фотографии ле Гре печатались с двух негативов: на одном лучше выходило море, на другом - небо. Дело в том, что в то время не существовало иного способа отразить на одной фотографии широкий диапазон освещения.
Императорская яхта "Королева Гортензия" в порту Гавра, Франция. 1856

Большие волны Средиземного моря, 1857

Средиземное море, 1857

Бриг в лунном свете, 1856

Два корабля уходят в море, 1856

Пароход, 1856

Корабль покидает порт, 1856

Солнечный эффект, 1856

Солнце в зените,1856

Пакетбот, 1856

Корабли, покидающие порт Гавр, 1856

Средиземное море с горы Агде,1856

Волнолом, 1857

Вход в порт Брест, 9-12 августа 1858

Английский флот в Шербуре, 5 августа 1858

Пляж в Сент-Адрес, 1857

Гюстав ле Гре известен не только фотографиями, но и своими новациями: так, например, в конце 1840-х годов он предложил пропитывать бумагу для негатива воском: «вощеный негатив» позволил сократить время выдержки и увеличить разрешающую способность. Кроме этого он был прекрасным педагогом: многие, ставшие впоследствии знаменитыми, французские фотографы начали свою карьеру в ателье ле Гре или учились по его учебникам.
Гюстав ле Гре

Ребенок, усаженный в кресло

Два ребенка

Портрет де Преваля

Капитан де Брэди

Портрет Наполеона III, 1852

Императрица Евгения. 1856

Императрица Евгения, 1856

В 1859 году Гюстав ле Гре был на вершине славы, но ателье, которое он открыл на занятые деньги, а затем уделял ему мало внимания, практически не приносило дохода. Для того чтобы как-то расплатиться с кредиторами он сделал серию архитектурных фотографий Парижа, которая добавила ему известности, но мало помогла с деньгами.
Павильон Мольена, Париж,1859

Пантеон, Париж. 1859

Дворец Жака Кёра, 1851

Северный фасад замка Шенонсо, 1851



Главный вход в церковь Сен-Жака в Обтере

Фасад Турского собора

Базилика святого Сатурнина Тулузского

Лестница замка Блуа (крыло Франсуа Эр, парадная лестница на дворе), 1851

Видимо по этой причине в 1860 году ле Гре принял приглашение знаменитого писателя Александра Дюма и, оставив в Париже жену, детей, а заодно и своих незадачливых кредиторов, уехал на Сицилию.
Портрет Александра Дюма

Там он сделал одну из самых знаменитых своих фотографий - портрет итальянского патриота Джузеппе Гарибальди.
Портрет Джузеппе Гарибальди, Палермо,1860

После Сицилии Гюстав ле Гре поехал в Ливан, а позднее в Египет, где прожил последние двадцать с небольшим лет свой жизни, работая фотографом и учителем рисования сына паши.
Гробницы халифов, Каир, Египет, 1861

Луксор, Египет, 1854

На рейде Порт-Саида, Египет, 1857

Колючие груши, Каир, 1865

Сад Пастре, Александрия, 1861

Остатки храма в Баальбеке,1860

Другие работы фотографа
Железнодорожная станция и угольный склад

Деревня на берегу моря

В основном компания LeGre специализируется на изготовлении мужской и женской обуви, зимней и демисезонной. Молодой российский бренд быстро снискал признание множества покупателей. Фирма ратует за сохранение таких качеств отечественной обуви, как простота и надежность. Демократичные цены, которые доступны широкому кругу потребителей, не отменяют высокого качества российской продукции. Обувь, выпускаемая под этим брендом, пользуется спросом среди патриотов и тех, кому важен комфорт и стиль в повседневном варианте.

Некоторые считают коллекции, предназначенные на каждый день, излишне простыми и невыразительными: основной цвет - черный, женские ботинки не имеют высокого каблука. Но, производители ориентированы на среднестатистического россиянина, который живет в условиях холодных зим, со снегом и гололедом. Именно поэтому неброская устойчивая обувь - лучшее, что можно придумать. При производстве используются материалы, поставляемые лучшими испанскими, немецкими, итальянскими, американскими и южнокорейскими фирмами.

Приобрести превосходную отечественную обувь торговой марки LeGre можно с помощью нашего интернет-магазина. Менеджеры с удовольствием ответят на все Ваши вопросы.