Использование дидактических сказок на уроках русского языка ы начальных классах. Использование дидактических сказок на уроках русского языка ы начальных классах Мальчик: В нашем царстве-государстве беда великая приключилась! Все

Ответ оставил Гуру

Сказки про морфемы

Магамедханов Селим
Сказка про приставку

Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка.

До одного прекрасного дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная Приставка решила подружиться с другими частями слова.

Сначала Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!»

Но злое Окончание отказало Приставке.

Затем Приставка подошла к Суффиксу, но и он отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.

Скородумов Андрей
Сказка про окончание

Жило-было Окончание. Оно всегда было в конце слова. Окончание всегда изменялось, меняя буквы на конце слов. И каждый год оно получало от Русского языка новые слова.

И однажды Окончанию исполнилось 11002 года, и ему попалось слово «конь». Окончание возмутилось, потому что у этого слова нулевое окончание, и пошло в суд.

В суде Окончание сказало судье, чтобы он изменил окончание слова «конь». И судья помог Окончанию. Он придумал «коня», «коню», «кони». А еще судья даровал Окончанию слово «парта». Домой окончание ушло радостным и счастливым.

Тихова Лиза
Спор приставки и корня

Как-то затеяли Приставка и Корень спор. Говорит Приставка:

Я всегда первая в слове и поэтому главная!

Нет! Я! – закричал Корень. – От меня зависит смысл слова!

Ну и что? – отвечает Приставка. – Я могу и задержать, и ускорить, и еще много чего могу! Например, было слово «едет», стало «поедет». Было «учил», стало «выучил».

Заверещал Корень:

Замолчи, Приставка, я всех главнее! Меня все уважают.

Вмешался в спор Суффикс и говорит:

Не спорьте. Вы и так главные: Приставка стоит первая, а от Корня зависит смысл слова. Успокойтесь!

И соперники помирились.

Русанова Маша
Спор частей речи

Жили-были части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание. Однажды собрались они на пеньке и стали спорить, кто из них важнее.
- Я важнее всех, без меня не было бы слов, - сказал Корень.
- Нет, ты не главный! Без меня не было бы новых слов! – возразил Суффикс.
- Я стою первой! Значит, я главная! – сказала Приставка.
- А без меня вы никто! – закричало Окончание.
Спорили они долго. Целый день. И в итоге поссорились.
Хорошо, что вовремя прилетела к ним королева страны Азбука.
- Как же вам не стыдно, части слова! Будьте дружны и сильны, преодолевайте трудности вместе!
Послушались части слова Азбуку и с тех пор больше не спорили.

Карпов Павел
Окончание

Жило-было Окончание. В своей стране оно было очень одиноко, поскольку никому не было нужно. Но однажды окончание узнало про страну, где без него грустили и хотели, чтобы оно помогло им разрешить одну трудную задачу.
И Окончание содралось в дорогу. Оно путешествовало по высоким горам, зеленым равнинам, городам и деревням, но нигде не было нужно. Через много дней Окончание пришло в маленькую деревушку, где все люди были очень грустные.
- Почему вы грустите? – спросило Окончание.
- Мы не можем найти того, кто отгадает загадку, которая изменит наш мир, - ответили люди.
- Ведите меня к тому, кто загадывает эту загадку!
И Окончание отвели в подвал одного дома. Там было красиво, как в замке. В подвале на троне восседал один старец в плаще. Он задал загадку:
- Кто сможет слово изменить по родам и числам?
- Я! – воскликнуло Окончание.
Сначала ему не поверили. Но Окончание приступило к работе. И вот слова, стали меняться! Произошло чудо!
С тех пор люди полюбили Окончание, ведь оно помогло сделать их язык точнее и красивее.

Лушникова Таисия
Сказка про корень

Однажды все части слова задумались: «Как будет обозначаться корень?» Приставка нарисовала на доске квадратную скобку. Корню это не понравилось. Суффикс написал вообще непонятно что. А Окончание предложило простую палочку.
А Корень взял мел и нарисовал полуовал. Он улыбнулся и сказал:
- Я мечтал быть таким, и моя мечта сбылась. Я самый осмысленный из всех частей слова, и пусть я буду самым кругленьким!
А потом у частей слова был праздник – буквенный пир.


Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ степеней № 99


учитель русского языка и

зарубежной литературы

специалист высшей категории

Лысякова ТамараНиколаевна,

учащиеся школ ы

Кривой Рог-2017

Ингулецкий районный отдел образования

Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ степеней №99

л итературы, специалист высшей категории , старший учитель

Рецензенты: Младёнова А.Г., методист РОНО

Булгакова Н.Ю., директор КЗШ № 99

І. Особенности лингвистической сказки: 1
Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.
Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, сказочные герои. Конечно, она очень многое взяла от фольклорной сказки.
Композицию лингвистических сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.

ІІ. Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.
Лингвистическая сказка поучительна. Сюжет построен на лингвистических
понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
Герои – буквы или слова. Герои находятся в особенном месте – царстве, королевстве. Все они разные - сильные, добрые, капризные, непредсказуемые…
В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок (знание
русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

ІІІ. Алгоритм написа ния лингвистическ ой сказк и
* Определите, на кого рассчитана сказка и в какой ситуации будет

рассказана.
* Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом

понятии.
* Подумайте, какие герои будут действовать.
* Продумайте композицию, придумайте сюжет.
* Составьте план.
* Запишите сказку. Если необходимо, сделайте иллюстрацию.
* Проверьте, нет ли логических или фактических ошибок.
* Отредактируйте текст.
* Подготовьтесь к устному воспроизведению, продумайте, какие жесты

(телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
* Прорепетируйте выступление.

І V . Сборник лингвистических сказок (авторские работы учащихся) 2

Лингвистическая сказка про морфемы

В королевстве Морфемике жили удивительные значимые единицы языка - самые наименьшие, без которых не могут существовать слова в русском языке, - МОРФЕМЫ. У каждой из них были свои привычки, свой характер и даже своё имя. Например, ту морфему, которая всегда выскакивала вперёд и вставала перед главной значимой единицей в слове, называли Префиксом. Он был таким гордым, таким недоступным, что с ним никто и

не спорил, и только главная значимая единица слова – Корень, считая Префикс своим другом, мог делать ему замечания и останавливать его хвастовство.

Суффикс был не всегда уверен в себе и часто всё преуменьшал: реку мог превратить в речонку, руку в ручонку, книжку в книжонку. И всё бы ничего, только иногда словам становилось обидно, ведь с приходом суффикса в это слово оно в корне меняло своё значение; Суффикс мог придать слову обидное уменьшительно - ласкательное значение: красивый забор превращался всего лишь в заборик, или в заборчик, а вкусный большой пирог, который могли бы покушать все учащиеся нашего класса, - в маленький пирожочек, и наесться им не сможет даже один человек. Но иногда Суффикс тоже начинал хвастаться и преувеличивать, и тогда глаза становились глазищами, страшными и некрасивыми, руки – ручищами, а волк, которого и так боялись многие литературные герои, - волчищем.

Из-за своей стеснительности Суффикс никогда не стремился вперёд и вставал в слове после Корня, а иногда даже после других Суффиксов.

Все Морфемы уже привыкли к тому, что когда они все вместе собирались в одном слове, то маленькая значимая часть слова, которая называла себя Окончанием, всегда пристраивалась в конце слова, а иногда слова отталкивали её от себя и говорили, что ей нет здесь места. Так

поступали неизменяемые слова - Наречия: одинаково, быстро, вверх и другие, и Окончание, не обижаясь, уходило в сторону.

Не смогло подружиться Окончание и ещё с одной значимой 3

частью изменяемого слова – Основой. Она никак не хотела стоять рядом с окончанием и при разборе слова всегда отделяла все морфемы слова от окончания, подчёркивая снизу часть слова без Окончания сплошной жирной чертой.

Но все почему-то привыкли к этому и ничего не хотели менять, и только иногда обращались за советом к Корню, ведь он – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Так и живут до сих пор в королевстве языка все эти маленькие Морфемы,

у каждой из которых своё имя, своё место и своё значение. Не спорят, не дерутся, не обижают друг друга, будто хотят и нам сказать: «Живите дружно, дети! Помните! У каждого из вас своя роль и своё место на Земле и в жизни!»

Лингвистическая сказка «Кто главней?»

Морфемы. Корень.

Вы верите в чудеса? С вами никогда не происходило ничего необычного? А вот со мною недавно произошло нечто удивительное и сказочное, что дало мне уверенность в том, что чудеса случаются и в нашей школьной жизни!

Учитель русского языка Тамара Николаевна задала нам задание: к следующему уроку повторить все правила о морфемах русского языка и их значениях. Я пришла домой и начала учить уроки. Очередь дошла до русского языка. Я вынула из портфеля учебник, положила перед собой тетрадь творческих работ, в которой мы записываем рифмованные правила на изучаемые темы… И только открыла учебник на нужной странице, как почувствовала, что мои глаза сами собой закрываются, а веки

слипаются. Бороться с желанием подремать не было сил, и я заснула

Проснулась я через несколько минут от какого-то непонятного шуршания: то ли маленькие звоночки вдалеке позванивали то звонче, то совсем затихая; то ли скрежетало что-то. Я прислушалась и услышала тихий

разговор. Присмотрелась и увидела, как на раскрытом учебнике 4

русского языка для 6-го класса, свесив маленькие ножки в блестящих сапожках, сидят крошечные человечки и ведут между собой беседу, которая иногда переходила в спор. Я осторожно, чтобы не выдать себя ни одним движением, наблюдала за ними, а они продолжали разговор.

Разве ты не знаешь, что Корень – это главная морфема среди нас. Он заключает в себе общее значение всех родственных слов. Не будем мы дружить с Корнем, и всё в нашей жизни нарушится, - говорил самый странный из всех маленьких человечков, которых мне удалось рассмотреть.- Ты только представь себе, как тебе быть, если за тобой не будет стоять Корень! Возьми хотя бы слова прилететь, или залететь. Убери из них корень -ЛЕТ-, и что останется? В первом случае: приеть, во втором – заеть. Но ведь таких слов в русском языке нет, это даже не слова, потому что они не несут никакого лексического значения! А ты, Префикс, всё хвастаешься, что самый главный в слове, и оно без тебя не может существовать. Я докажу тебе, что очень даже может, вот смотри: лететь. В этом слове вовсе нет Префикса, то есть тебя, но слово без тебя прекрасно себя чувствует. Другое дело, что ты, Префикс, можешь образовывать новые слова, потому и бываешь Словообразовательным.

Не знаю, чем бы закончился их спор, но тут из моих рук выпала ручка, человечки вздрогнули и исчезли, словно растворились на страницах учебника. Ещё несколько минут я была в недоумении. Что это? Сон или явь? Но что бы это ни было, а сказочные герои напомнили мне о морфемах, значимых частях слова, их роли, значении и месте в слове. В ушах зазвучали сами собой рифмованные правила, которые я учила раньше:

Корень - главная значимая часть, родственные связи дарят корню власть,

Выбери умело линию родства: однокоренные подбери слова!

И другое: За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку! 5

Как ни странно, а правила вспоминались одно за другим легко. Вот что значит учить их уверенно, серьёзно, закрепляя и развивая свою память!

Сказку написала ученица 6-А класса Антипенко Юлия

Лингвистическая сказка про корень слова

Эта сказочная история произошла давно. В какой стране это случилось, не каждый человек может определить, а только тот, кто хорошо знает русский язык и дружит с ним. Но ты, мой собеседник, не переживай, всё ещё можно исправить, и я тебе в этом помогу. Я расскажу тебе сказку. Слушай и запоминай!

Эта сказочная страна живёт на страницах учебника русского языка, и зовут её Морфемика. Само слово «морфе», от которого произошло её название, родилось в древней Греции и означает «форма». В стране этой немного королевств, но в каждом из них правят свои короли и королевы, которые считают, что только их королевства самые красивые, самые удивительные, и живут в них самые мудрые и самые неповторимые жители.

Именно так считал король Корень, чьё королевство было самое большое в Морфемике и по территории, и по количеству жителей. А всё это потому, что Морфемика назвала его главной значимой единицей языка среди других наименьших значимых единиц, из которых складываются слова русского языка. Без его участия ничего не происходило в Морфемике, не образовывались новые слова, а тем более родственные или однокоренные, ведь король Корень так умел управлять своим королевством, что держал в руках всю власть – общее значение родственных слов. А «родственников» у

него было очень много, всех их он уважал и расселил семьи родственных слов в отдельных городах, каждый из которых не был похож на остальные.

Так в Цветочном городе жили Цветы, Цветики, Цветочки, и были у них цветные дома и цветочные поляны возле домов. А деревья вокруг были с разноцветными листьями. И дорожки в садах и скверах тоже были разноцветные. А в Лесном городе всё было сказочным: лес, лесные поляны,

лесополосы с высокой зелёной травой и маленькими пушистыми 6

ёлочками, и жили в этом Лесном городе необычные, но дружные жители – Лесовики. Лесовички, которые очень любили играть и веселиться.

В Водяном городе жили Вода, Водица, Водичка, разные Водяные, росли водяные лилии и кувшинки, а в заводях водились усатые сомы, которые иногда выглядывали из воды. И никогда жители разных городов в королевстве, которым правил Корень, не враждовали между собой, а жили дружно. Вы спросите: «Почему?»

Да потому, что все жители этих городов знали, что в их груди бьётся одинаковое доброе сердце, что все они родственные друг другу.

А у некоторых из них было даже два сердца, два корня, например, в словах

ПЕШЕХОД, САМОЛЁТ, ВЕЗДЕХОД, КРЕСЛО – КРОВАТЬ. Такие слова называют в русском языке сложными.

А ещё я хочу вам сказать о том, что однокоренные слова часто используются как средства связи предложений в тексте.

Теперь ты много знаешь о Морфемике и Корне, главной значимой части (морфеме) слова. Если захочешь узнать о других, я готов тебе рассказать, но это будет уже в следующую нашу встречу.

Сказку написал ученик 6-А класса Ткачук Александр

Части речи

Бал частей речи

Давным – давно была на свете империя под названием Русский язык. Но распалась могучая империя в результате междуусобных войн на отдельные княжества – королевства. Жили в них части речи – самостоятельные и служебные, но жили каждый по себе, без общения. И никто из них не решался первым проложить мост дружбы.

Наконец не выдержал Глагол. Он решил, что проведёт в своём княжестве большой бал, на который пригласит все части речи. Так он и сделал. Очень хотелось ему помочь империи вернуть своё могущество.

На бал съехались все части речи. Первым прибыло 7

Имя Существительное, затем Имя Прилагательное и все другие части речи.

Заиграла музыка. Мелодия вальса заворожила всех. Глагол пригласил на тур вальса Имя Существительное. Они так весело кружились, так мило улыбались друг другу, что не замечали никого и ничего. Задели Имя Прилагательное, слегка толкнули Местоимение. Имя Существительное не заметило, как наступило на ногу Частице. Она рассердилась и сказала: «Не обижайте служебные части речи! Будьте культурными и вежливыми с нами!»

А формообразующие частицы б и бы добавили: «Если бы не было нас на этом балу, то и вы не так веселились бы ».

Тут и модальные частицы подали свой голос: «Да разве могут понять нас самостоятельные части речи, ведь они такие важные. Как жаль, что между нами нет дружбы. А всё потому, что мы живём в разных княжествах!»

Да, - вступил в разговор Король Глагол. – Вы правы. Нам всем надо жить в мире и согласии, только тогда будет могучей наша империя Русского языка.

А междометие воскликнуло:

Ах, как прекрасно, когда у тебя есть друзья!

И все части речи на этом балу решили, что будут жить в дружбе и согласии сообща, а не в разных княжествах, потому что не может ни дна часть речи существовать в одиночестве.

Сказку написала учитель русского языка Лысякова Т.Н.

Лингвистическая сказка об имени существительном

В королевстве Морфологии жили разные части речи. Они часто встречались друг с другом, спорили, разговаривали, но самое главное, умели дружить друг с другом.

Правила королевством мудрая и справедливая Морфология. Однажды она решила провести в своём королевстве праздник, чтобы части речи получше узнали друг друга, изучили обычаи, нравы, особенности каждого. Она отправила гонцов с известием о празднике к каждой их частей речи. Первым гонцы известили Имя Существительное:

Королева Морфология приглашает Вас, многоуважаемое 8

Имя Существительное, на чудесный праздник частей речи. Праздник состоится завтра вечером в серебряном зале на втором этаже замка, - сказали гонцы.

Ах, как чудесно! – воскликнуло Имя Существительное. Ведь, право, без меня этот праздник не будет таким красивым и весёлым, ведь я такая часть речи, которая обозначает предметы, людей, животных…Это ко мне все обращаются с вопросами: кто? Что? Только я бываю собственным и нарицательным.

Мы, Имена Существительные, очень любим перемены, потому изменяемся по падежам и числам, можем относиться к одному из трёх родов – мужскому, женскому и среднему и даже быть общего рода; мы бываем одушевлёнными и неодушевлёнными. Мы также непостоянны и в другом: можем быть 1. 2,

3-его склонения, а также несклоняемыми и разносклоняемыми.

Нас, Имён Существительных, больше в речи, чем других частей речи. Смотрите, даже в вашем приглашении слов – Имён Существительных гораздо больше!

Мы не спорим с Вами, уважаемое Имя Существительное. Приходите на праздник, и там Вы поймёте и узнаете всё, что необходимо, - сказали гонцы, отдали приглашение и удалились. А Имя Существительное начало готовиться к празднику. Автор сказки Лысечко Александр, ученик 6-Б класса

Лингвистическая сказка о слитном и раздельном написании частицы НЕ с именами существительными

Давным – давно это было… В королевстве Русского языка жили дружно части речи и никогда не ссорились. И никто уже не вспомнит, как это произошло, но разделились части речи на главные – самостоятельные и служебные, и стали жить в разных замках королевства, редко встречаясь друг с другом. Каждая из частей речи понимала, что так долго продолжаться не может, но никто не делал первого шага к примирению.

И вот однажды Имя Существительное решило:

Надо провести общее собрание всех жителей королевства. Объявить 9

об этом по радио, телевидению, в прессе. Так оно и сделало. Собрание было назначено на 12 часов дня в средний день недели – среду.

Из всех замков все части речи – самостоятельные и служебные – вышли на площадь. Имя Существительное поднялось на трибуну и начало говорить:

В королевстве Русского языка живут разные части речи. У каждой из нас

есть свои морфологические признаки и своя грамматическая роль в предложении, в речи. У кого-то она более важная, основная, а у кого-то служебная.

Вот – вот, опять обижают нас, частиц, - сказала Отрицательная частица Не - Мы, частицы, союзы, предлоги - маленькие да удаленькие. Не надо считать нас второсортными! Там, где частицы НЕ появляются рядом с

Вами, Именами Существительными, вместе с союзом а , изменяется Ваше правописание, потому что мы, частицы НЕ, пишемся с Вами раздельно, если в предложении есть противопоставительный союз а.

- Извините, - сказало Имя Существительное, - я не обращало на это внимания.

- Невежда, - сказал союз а , нельзя говорить неправду!

Имя Существительное продолжило:

Мы хотели бы жить с вами, отрицательные Частицы, в дружбе, как мы

живём с теми частицами, которые стали приставками или частью корня, ведь тогда мы с ними – одно целое слово, иногда даже не можем обойтись друг без друга, как, например, в словах: невежда, негодник, неряха, ненависть; или можем существовать раздельно, но не хотим расставаться. Вы можете проверить это, заменив слово синонимом без НЕ : недруг (враг), ненастье (плохая погода), неудача (провал)

Нет, - решительно сказала отрицательная Частица НЕ . Потому мы и служебные части речи, что служим для отрицания значений слов в предложении. И жить мы будем в отдельных замках и писаться раздельно с такими частями речи, как Имя Существительное, Имя Прилагательное,

Причастие, если в предложении есть союз а , а с Глаголами – 10

раздельно всегда!

Так и живут до сих пор в русском языке отдельно самостоятельные и служебные части речи.

Сказку написал Ткачук Александр, ученик 6-А класса

Лингвистическая сказка о слитном и раздельном написании НЕ с именами существительными

Давным-давно существовала на свете империя под названием Русский язык. Но распалась могучая империя в результате конфликтов на отдельные княжества. Жили в них самостоятельные и служебные части речи

Однажды король Глагол правил бал. Он пригласил на него все части речи. Чтобы решить, наконец, как жить дальше и как вернуть былое могущество империи Русского языка.

Заиграла музыка… Первый тур вальса Глагол танцевал с Именем Существительным. Они так весело кружились, что не замечали, как задевали других танцующих частей речи. Имя Существительное слегка наступило на ногу частице. И сказала, рассердившись, частица Не : «Не обижайте служебные части речи! Будьте вежливыми с нами! Мы, частицы, союзы, предлоги, - маленькие да удаленькие. Там, где мы появляемся рядом с Вами

вместе с союзом а , изменяется Ваше правописание, потому что мы, частицы НЕ , пишемся с Вами раздельно, если в предложении есть противопоставительный союз а .

Извините, - сказало Имя Существительное, - я не заметило Вас.

Невежда, - сказал союз а , - нельзя говорить неправду.

Мы хотели бы жить с Вами, отрицательные частицы, в дружбе, как живём с теми частицами, которые стали приставками, или частью корня, ведь тогда мы с ними – одно целое слово, иногда даже не можем обойтись друг без друга, как, например, в словах: невежда, неряха, ненависть… Или можем существовать раздельно, но не хотим расставаться. Вы можете проверить это, заменив слово синонимом без НЕ : недруг (враг), неприятель (враг),

неудача (провал). 11

Нет, - решительно сказала отрицательная частица НЕ . - Мы потому и служебные части речи, что служим для отрицания слов или их значений в предложении, поэтому будем держаться от Вас в стороне и писаться раздельно.

Так и не удалось Глаголу сдружить самостоятельные и служебные части речи, а жаль, ведь тогда правописание в русском языке стало намного проще!

Сказку написала ученица 6-А класса Пахомова София

Лингвистическая сказка «Как появились части речи?»

Давным – давно в царстве Морфологии жили – были Дед да Баба.

Дед – Русский язык, баба – Морфология. И не было у них никакого богатства – ни золота - серебра, ни родных – близких.

Вот как – то раз Дед и говорит Бабе:

Эх, Баба, одни мы с тобой живём, и никто не задаёт нам вопросов: КТО мы такие и ЧТО мы делаем на свете белом, и некому нам на них отвечать.

Ох, Дед, я и сама рада была бы завести себе хотя бы маленькое Существительное, да где же его взять – то?

А ты по словарям поскреби, по энциклопедиям помети, в учебниках почитай, ведь ты у меня грамотная, может быть, чего – нибудь и найдёшь!

Баба по словарям поскребла, по Большой Советской Энциклопедии помела, учебник для 6 класса под редакцией Баландиной открыла, почитала, и вот…

слепила некий Колобок.

Обрадовались Дед да Баба и дали Колобку имя – Существительное.

И начали Дед да Баба учить Существительное разговаривать. Дед, указывая на предмет, спрашивает: «Кто это?» или «Что это?» Баба говорит название предмета, а Существительное всё слушает и запоминает.

Подросло имя Существительное, и скучно ему стало: одни и те же вопросы ему задают, одни и те же предметы называют… Заметили это Дед Русский язык да Баба Морфология и решили они слепить других колобков, чтобы появились у имени Существительного друзья.

Так появились в царстве Морфологии части речи – 13

имя Существительное, имя Прилагательное, имя Числительное, Глагол, Местоимение, Наречие.

А вскоре имя Существительное попросило Деда с Бабой, чтобы они ещё раз помели по энциклопедии, поскребли по словарям и слепили им новых друзей, которых им так не хватало, – Служебные Части Речи.

Но это уже другая история…

Сказку написала Копыл Наташа, ученица 6-А класса

Ответ оставил Гость

В царстве-государстве Лингвистическом, в городе, да во морфемике жила поживала морфема языковая. Звали ту морфему Окончанием и вечно последнею была она. И решила тогда Окончание, что надоело ей вечно в хвосте плестись и решила по другим городам попутешествовать. Собрала Окончание котомку, одела новы сапожки да рубашку новую и пошла в путь дорогу, чтобы и себя показать и на других посмотреть.
Идёт она идёт и приходит к развилке у камня указательного, а на том и написано: "Направо свернёшь в Фоноград попадёшь, прямо пойдёшь к лесу орфограмм выйдешь, а налево повернёшь до моря морфологии доберёшься, да коли назад воротишься Морфема-град увидишь". Подумала-покумекала Окончание и решила идти в лес увидать, на орфограммы посмотреть, что же это за звери такие?
Пошла прямо Окончание, долго ли коротко ли да вышла она на опушку леса дремучего,в народе Чащею Орфографическою называемой. Видит окончание сидит на опушке старушка. Подошла к ней Окончание и говорит: "Бабушка-старушка из избушки на опушки, звать меня Окончание из града, да из Морфемики, хожу брожу по свету, место своё ищу, не подскажешь ли ты как мне найти его?". И отвечала старуха: " Знаю, знаю, всё я знаю, всё ведаю, а коли не побоишься задания сложного всё тебе расскажу - молвила старая скрипучим голосом - сможешь принести мне с из моря морфологии водицы, я тебе намекну". И пошла Окончание обратно к камню, повернула у него к морю морфологии, через час пути добралась до моря, а по бурному морю плавают союзы, частицы да другие части речи. Припомнила окончание, кого знает, да и покликала их,вышли Существительные да Прилагательные на берег и спрашивают у Окончания что ей надобно, а она у них водица и попросила. Нырнуло Прилагательное в пучины моря и принесло водица Окончанию, поблагодарила он их, попрощалась и к Старухе в тот же день воротилась. Говорит тогда ей старуха: "Теперь когда водица морская есть у тебя иди в чащобу и узнаешь там у моей сестры старшой как тебе место найти, а пока держи сапоги-быстроходы, с ними ты вмиг доберёшься. Одела Окончание сапоги, сделала шажок и вот уже у другой избушки, на полянке. Сидит на пеньке у избушки Старушка, ещё древней она чем сестра её и спрашивает у неё Окончание о предназначении своём, и отвечает ей Старуха: "Ведаю да знаю, всё вижу, всё слышу, всё скажу, за воду морскую, из моря морфологического, что век мой продлит, ты Окончание хоть и последняя в слове, да не последняя по значению, хоть до Корней тебе и далеко, да без конца и началу не быть, без тебя непостоянных форм не будет, не будут изменяться слова", улыбнулась Окончание, отдала водицу и воротилась в Морфемику. С тех пор не сбегала Окончание, поняла она место своё и значение. На том и сказке конец а кто слушал - молодец

СКАЗКА О ПРЕДЛОГАХ.

Давным-давно в далёкой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ, Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом сл словами-предметами, отодвигаются от них всё дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

СКАЗКА О ДЕВОЧКЕ ПРИСТАВКЕ.

В густом дремучем лесу жила девочка Приставка. У неё была старая избушка. Девочка любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и играть с животными. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников.

Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса, делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для маленьких зверят, штопала одежду вместе с ежихой и рассказывала зверятам сказки.

Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шёл к концу. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенёк и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка выслушала зверей и поспешила на помощь СЛОВАМ.

В лесу уже совсем стало темно. Торопится Приставка, бежит, в впереди держит свой волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идёт впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые из них приросли к фонарику.

Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие СЛОВА за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА.

С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и её волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.

Дружба Морфем.

В чудесной стране Словообразование жили-поживали морфемы: Корень, Суффикс, Приставка и Корень. Стали они спорить: кто в каком слове живет?

Решили привести слово для проверки, Выбрали - половик. Стали распределяться.

ПОЛ – корень, ОВИК, а окончания и приставки нет. Возгордились Корень и Суффикс, изменяемая часть обиделась: «Я вас всегда выручаю! Подружил со всеми падежами!»



Да и приставке это не понравилось, но она промолчала.

Стали искать другое слово, нашли «РЕЖУ». Корень есть, окончание тоже. Суффикса – нет. Обиделся он: «Я вас помогаю вам выражать свои эмоции, Могу уменьшить, могу приласкать. А вы?». А скромница Приставка, молчавшая до сего момента, робко произнесла: «Я, конечно, не возражаю, но тоже образую новое слово. Без меня не сможете ни войти, ни выйти. А вы меня не берете!»

Пошли морфемы искать нужное слово. Ходили- бродили, пока не увидели Основу, которой рассказали все.

«Я могу вас помирить. Вы все очень важны, пусть не во всех словах бываете вместе. Давайте дружить, а буду всегда с вами».

С тех пор Основа, Корень, Суффикс и Приставка крепко дружат, хотя Окончание часто на них обижается. А вы, ребята, знаете почему?