Храм вознесения на гороховом поле 1790 1793. Церковь вознесения господня на гороховом поле. Вознесенский храм на Гороховом поле после революции

В замечательном месте Москвы находится Школа акварели Сергея Андрияки - её ученики могут рисовать исторические достопримечательности, в том числе творения знаменитого архитектора Матвея Казакова, не отходя далеко от школы. Поблизости расположены сразу три памятника архитектуры, создателем которых считался Казаков, здесь стоит и храм Вознесения, что на Гороховом поле. Название этой местности происходит от казённого горохового поля, которое было тут в начале XVIII века. Его пересекали две тропинки, впоследствии улицы Вознесенская (Радио) и Гороховая (Казакова). На выставке, увидев акварель с церковью Вознесения, мы узнали, что её реставрация уже закончена.

1. Храм находится рядом с отреставрированной усадьбой Разумовских. Он входил в общий ансамбль усадьбы, хотя располагался вне территории парка, к юго-востоку от главного дома. Считалось, что церковь Вознесения построена Матвеем Федоровичем Казаковым, хотя и не найдены документальные подтверждения. Некоторые исследователи считают, что в пользу авторства Казакова говорят некоторые архитектурные элементы, свойственные его стилю.

2. По преданию, церковь на этом месте существовала с начала XVII века. Владельцем этих земель в XVIII веке был граф Гавриил Головкин, который в годы правления императрицы Анны Иоанновны построил новую деревянную церковь. Она простояла лишь пять лет и сгорела вместе с домом Головкина в 1737 году. Был выстроен новый кирпичный храм, который вскоре перешел к следующему владельцу усадьбы, Алексею Разумовскому. В 1748 году дом графа и церковь снова горели, но были восстановлены. В 1769 году церковь стала приходской, а не домовой. Каменная церковь была построена в 1788-1793 годах на средства, собранные прихожанами. При этом особенно крупный вклад сделал Н.Н. Демидов. В XVIII веке территория вокруг храма была обнесена оградой. Эта территория образуется пересечением улиц Казакова (бывшей Гороховой), Радио (бывшей Вознесенской) и Токмаковым и Доброслободским переулками.

3. Церковь Вознесения построена в стиле раннего классицизма и имеет форму корабля. Пространство вытянуто в длину: монументальная ротонда, трапезная и высокая колокольня находятся на одной оси. Такого рода постройки были характерны для Западной Европы. Верхние ярусы колокольни украшены колоннами и пилястрами композитного ордера, антаблементами с белокаменными карнизами.

4. Трёхярусная колокольня завершается голубым шпилем с золотыми звёздочками.

5. Нижний ярус колокольни оформлен двухколонными портиками.

6. Двухсветная ротонда храма увенчана куполом с люкарнами - окнами в скате крыши, и изящным легким бельведером - фонариком.

7. Такие детали Матвей Казаков очень любил и повторял в других строениях (например, в церкви Филиппа Митрополита в Мещанской слободе).

8. Нижний ярус ротонды опоясывает торжественная колоннада ионического ордера.

9. Трапезная имеет два престола - Николая Чудотворца и пророка Божия Моисея.

11. Высокие прямоугольные окна оформлены треугольными навершиями.

12. Среди прихожан храма Вознесения было немало великих людей. В 1800 году в Вознесенской церкви был крещён великий русский актёр Павел Мочалов, крепостной Николая Никитовича Демидова, со временем получивший вольную. В начале XIX века прихожанами Вознесенской церкви стали Пушкины. Вознесенскую церковь посещал император Николай II. В ней хранилась чтимая Феодоровская икона Божией Матери, покровительница династии Романовых, украшенная финифтью (утеряна). Упоминается храм и на страницах романа Л.Толстого "Война и мир": в нём Наташа Ростова молилась о победе в войне.

13. В 1933 году храм был закрыт, утварь и старинные иконы были вывезены из него и бесследно исчезли. В годы Великой Отечественной войны в здание попала авиабомба, повредившая купол. В 1987 году в пожаре погибли остатки наружных росписей, сильно пострадали внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы.

14. Храм был возвращён верующим в 1992 году и к настоящему времени отреставрирован. Отреставрирована часть наружной масляной живописи.

15. Восстановлены утраченные три иконостаса, в ротонде отреставрированы фрески.


Фото с сайта

В замечательном месте Москвы находится Школа акварели Сергея Андрияки - её ученики могут рисовать исторические достопримечательности, в том числе творения знаменитого архитектора Матвея Казакова, не отходя далеко от школы. Поблизости расположены сразу три памятника архитектуры, создателем которых считался Казаков, здесь стоит и храм Вознесения, что на Гороховом поле. Название этой местности происходит от казённого горохового поля, которое было тут в начале XVIII века. Его пересекали две тропинки, впоследствии улицы Вознесенская (Радио) и Гороховая (Казакова). На выставке, увидев акварель с церковью Вознесения, мы узнали, что её реставрация уже закончена.

1. Храм находится рядом с отреставрированной усадьбой Разумовских. Он входил в общий ансамбль усадьбы, хотя располагался вне территории парка, к юго-востоку от главного дома. Считалось, что церковь Вознесения построена Матвеем Федоровичем Казаковым, хотя и не найдены документальные подтверждения. Некоторые исследователи считают, что в пользу авторства Казакова говорят некоторые архитектурные элементы, свойственные его стилю.

2. По преданию, церковь на этом месте существовала с начала XVII века. Владельцем этих земель в XVIII веке был граф Гавриил Головкин, который в годы правления императрицы Анны Иоанновны построил новую деревянную церковь. Она простояла лишь пять лет и сгорела вместе с домом Головкина в 1737 году. Был выстроен новый кирпичный храм, который вскоре перешел к следующему владельцу усадьбы, Алексею Разумовскому. В 1748 году дом графа и церковь снова горели, но были восстановлены. В 1769 году церковь стала приходской, а не домовой. Каменная церковь была построена в 1788-1793 годах на средства, собранные прихожанами. При этом особенно крупный вклад сделал Н.Н. Демидов. В XVIII веке территория вокруг храма была обнесена оградой. Эта территория образуется пересечением улиц Казакова (бывшей Гороховой), Радио (бывшей Вознесенской) и Токмаковым и Доброслободским переулками.

3. Церковь Вознесения построена в стиле раннего классицизма и имеет форму корабля. Пространство вытянуто в длину: монументальная ротонда, трапезная и высокая колокольня находятся на одной оси. Такого рода постройки были характерны для Западной Европы. Верхние ярусы колокольни украшены колоннами и пилястрами композитного ордера, антаблементами с белокаменными карнизами.

4. Трёхярусная колокольня завершается голубым шпилем с золотыми звёздочками.

5. Нижний ярус колокольни оформлен двухколонными портиками.

6. Двухсветная ротонда храма увенчана куполом с люкарнами - окнами в скате крыши, и изящным легким бельведером - фонариком.

7. Такие детали Матвей Казаков очень любил и повторял в других строениях (например, в церкви Филиппа Митрополита в Мещанской слободе).

8. Нижний ярус ротонды опоясывает торжественная колоннада ионического ордера.

9. Трапезная имеет два престола - Николая Чудотворца и пророка Божия Моисея.

11. Высокие прямоугольные окна оформлены треугольными навершиями.

12. Среди прихожан храма Вознесения было немало великих людей. В 1800 году в Вознесенской церкви был крещён великий русский актёр Павел Мочалов, крепостной Николая Никитовича Демидова, со временем получивший вольную. В начале XIX века прихожанами Вознесенской церкви стали Пушкины. Вознесенскую церковь посещал император Николай II. В ней хранилась чтимая Феодоровская икона Божией Матери, покровительница династии Романовых, украшенная финифтью (утеряна). Упоминается храм и на страницах романа Л.Толстого "Война и мир": в нём Наташа Ростова молилась о победе в войне.

13. В 1933 году храм был закрыт, утварь и старинные иконы были вывезены из него и бесследно исчезли. В годы Великой Отечественной войны в здание попала авиабомба, повредившая купол. В 1987 году в пожаре погибли остатки наружных росписей, сильно пострадали внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы.

14. Храм был возвращён верующим в 1992 году и к настоящему времени отреставрирован. Отреставрирована часть наружной масляной живописи.

15. Восстановлены утраченные три иконостаса, в ротонде отреставрированы фрески.


Фото с сайта

Земля, на которой в 1790-1793 гг. архитектор М.Ф. Казаков построил церковь Вознесения Господня, в начале XVIII в. принадлежала канцлеру Головкину. После конфискации усадьба Головкина перешла во владение графа А.Г. Разумовского, который и заказал архитектору строительство на месте старой деревянной церкви новой каменной. Главный престол освящен в честь Вознесения Господня, приделы - во имя святого Николая Мирликийского и пророка Божия Моисея Боговидца. Звонница храма имела 10 колоколов. В храме находилась особо чтимая Феодоровская икона Божией Матери строго греческого письма, украшенная финифтью. В настоящее время иконы в храме нет.

Храм был закрыт в 1933 г. В здании находилось бомбоубежище, потом выставочный зал театра им. Гоголя.



Церковь построена в 1793 году графом А.К. Разумовским на его земле и считалась его домовою церковью. По преданиям эта церковь была только возобновлена, создана же еще во времена царя Михаила Феодоровича. Храм отличается хорошею архитектурой, внутри украшен довольно богато. В храме два придела: Св. Николая Чудотворца и Пророка Моисея. В праздник Вознесения в начале прошлого столетия здесь бывало шумное народное гуляние, более же богатая публика гуляла в этот день в дворовом саду графа Разумовского.

Источник: Кандратьев И.К. Седая старина Москвы. - М.: Цитадель-трейд: Вече, 2006.



Вознесения Господня на Гороховом поле церковь

Церковь была расположена в живописной местности на высоком берегу протекавшего здесь ручья Кукуй, впадавшего в Яузу. Земли эти, примыкающие к Немецкой слободе, в XVIII веке славились богатыми загородными усадьбами московской знати. В 1743 г. усадьба от опальных Головкиных перешла к графу А.Г. Разумовскому. Храм постепенно из усадебного стал приходским. Поскольку число прихожан постоянно увеличивалось, в 1771 г. возник вопрос о его перестройке «по случаю невместимости». Новая церковь строилась на средства прихожан; крупный вклад пожертвовал заводчик и меценат Н.Н. Демидов. На землях Разумовского, неподалеку от прежней церкви, 25 мая 1788 г. заложили новую Вознесенскую церковь, освященную 2 мая 1793 г. Главный престол храма - Вознесения Господня; приделы в трапезной - пророка Моисея и Николая Чудотворца. В храм были перенесены многие церковные святыни из упразденного и разобранного в 1789 г. собора Моисеевского монастыря, располагавшегося на месте современной Манежной площади.

Храм Вознесения Господня - один из самых монументальных памятников Москвы периода зрелого классицизма. Высочайшее качество его архитектуры позволяло многим исследователям относить его к творчеству М.Ф. Казакова, однако документальных подтверждений этому не найдено. Традиционная трехчастная композиция соединяет величественную ротонду с низкой и широкой трапезной и трехъярусной колокольней. Фасады представляют собой прекрасный образец архитектурной пластики, где каждая деталь совершенна. Храм украшают коринфские колонны и пилястры, треугольные и полуциркулярные фронтончики. И в наши дни храм Вознесения Господня остается выразительной высотной доминантой района и замыкает перспективы нескольких улиц и переулков. В интерьере особое впечатление оставляет пространство ротонды, залитое светом трех ярусов окон. Вокруг церковного ансамбля сохранилась ограда, выстроенная в 1805 г. по проекту архитектора И.Д. Жукова. Она также представляет большую художественную ценность как яркий образец малых архитектурных форм зрелого классицизма. Здание поновляли в 1872 г.

Храм закрыли в 1933 или в 1935 г. и передали под клуб Аэродинамического института. Впоследствии в нем находились слесарная мастерская, склады, а с 1980 г. - типография. В 1960-е гг. здание внешне отреставрировали. Нужно отметить, что, несмотря на варварское использование, основной объем храма и его архитектурные детали на фасадах сохранились достаточно хорошо, и сейчас завершено их восстановление. Внутреннее же убранство почти полностью утрачено, сохранились лишь лепные карнизы. Богослужения возобновились в 1993 г. Восстановлена декоративная лепнина и часть стенописи.

Современные чтимые святыни храма: иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Державная», образ святителя Николая Чудотворца, мощевик с частицами мощей святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, праведного Симеона Боговидца, святителя Андрея Критского и других святых.

http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-11-moskva-p_333.html

Московский храм в честь Вознесения Господня, на Гороховом поле (Московская епархия)

По древнему московскому преданию, храм существовал здесь с начала XVII века. Название местности, где расположен храм, произошло от расположенного здесь Казенного горохового поля. Сначала местность называлась просто "полем", или "Басманным полем", и в первый раз в 1718 году названа "Гороховым полем". Его пересекали две тропинки, которые позже стали улицами Вознесенской (Радио) и Гороховой (Казакова). На пересечении этих улиц и была построена церковь Вознесения Господня.

Владельцем этих земель был граф Гавриил Иванович Головкин. В 1731 году, будучи в чине государственного канцлера и тайного советника, живя здесь со своими детьми и внуками пожелал по старости своих лет иметь при своем доме домовую церковь и подал о том прошение на имя Императрицы Анны Иоановны. Разрешение было получено и почти через два года в году деревянная церковь была построена и освящена.

В году храм закрыли и передали здание под клуб Аэродинамического института, потом в нём была размещена слесарная мастерская, типография. Местонахождение вывезенных из церкви икон и утвари неизвестно.

В году в здание храма попала авиабомба, повредившая купол, в стене появилась трещина.

В 1960-х годах была произведена частичная реставрация церкви-памятника архитектуры.

С года храм использовался Московским производственным объединением «Упаковка», здание постоянно сотрясалось от работающих типографских машин.

В году произошел пожар, сильно уничтоживший внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы.

Храм был передан Русской Православной Церкви постановлением правительства Москвы за № 622 от 11 августа года. Однако храм не был доконца освобожден арендателями. Необходимо было освободить помещение от шести туалетов, подсобных помещений наверху, от двух железобетонных перекрытий, изуродовавших интерьер ротонды, расчистить стены с утраченной росписью от следов пожара 1987 года, возникшем по вине картонажной фабрики "Упаковка" - от всякого рода мусора.

Первый водосвятный молебен в приделе пророка Боговидца Моисея был совершен 19 января года, в праздник Крещения Господня. В первую Божественную Литургию 13 февраля протоиереем