Экскурсия по московскому преображенскому старообрядческому монастырю. Монастыри на преображенке Старообрядческая церковь на преображенской площади

Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума организует пешеходную краеведческую экскурсию по теме: «МОСКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ» Продолжительность экскурсии: 3 часа. Маршрут: памятник С. Бухвостову - территория Мужского двора - Преображенский некрополь - территория Женского двора. Экскурсию проводит старовер-поморец Подстригич Александр Всеволодович.

02 Преображенское - уникальный исторический уголок Москвы, одной из главных исторических вех которого, начиная с 1771 года, тесно связана с возникновением здесь центра староверов-безпоповцев федосеевского согласия. Основание московской общины было положено в 1771 г., в то время, когда в Москве свирепствовала чума. 14 сентября 1771 года по испрошению купцов Фёдора Анисовича Зенкова, державшего суконную фабрику, и Ильи Алексеевича Ковылина, имевшего кирпичные заводы на выезде из Москвы, в Преображенском был учреждён карантин по уходу за больными, здесь же на кладбище хоронили умерших. Первоначально образованный карантин именовался как Преображенское кладбище (Указом Екатерины II запрещалось хоронить умерших от чумы в московской городской черте). Постепенно центр всё более разрастался, привлекая купцов которые, зачастую, будучи выходцами из народной среды, тянулись к народной церкви. Уже на раннем этапе истории Преображенского кладбища во главе его встают видные и деятельные предприниматели того времени, такие как И. Ковылин. Позже, к вступлению на престол Александра I, фамилии зажиточных федосеевцев были известны всей Москве: Зенков, Ковылин, Шалапутин, Грачёв, Соколов, Большов и другие.

03 В начале 19 века владение общины разделилось на две части - мужской и женский двор. Мужской двор с Успенским и Крестовоздвиженским храмами (часовнями) расширили и обнесли зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. На мужской и женской половинах действовал строгий монастырский устав. Фактически здесь появились два монастыря. Архитектурный ансамбль Преображенского монастыря складывался в течение 27 лет - с 1784 г. до 1811 г., когда воздвигли каменную Крестовоздвиженскую часовню на женском дворе. Часовни, а также богаделенные корпуса с моленными на женском дворе были построены талантливым архитектором Фёдором Кирилловичем Соколовым (1760-1824).

04 15 мая 1809 г. Александра I своим указом утвердил план учреждения «Преображенского Богаделенного дома» и повелел впредь так официально его называть, наделив правами частного благотворительного заведения. К тому времени в общине жили более 1500 человек, а число прихожан превышало 10000, в детской палате помещалось до 200 малолетних детей. Новой благотворительной организации предоставлялось право самоуправления, безотчётного управления своим капиталом, в том числе развивать торговую коммерцию.

05 В августе 1812 года, перед входом в Москву армии французов, из Преображенского богаделенного дома в село Иваново Владимирской губернии выехало около 300 подвод, гружёных ценностями и важными документами, старинными иконами и книгами. Туда же были отправлены более 200 девушек и молодых женщин, насельниц обители. Многие мужчины, жившие в обители, разбрелись, остались лишь больные и старики. Моленные были закрыты, и службы совершались только в большой палате на Мужском дворе.

06 В послевоенный период экономическая жизнь общины оживает. К 1830-м годам с общиной были связаны 32 крупные и120 мелких фабрик по производству шерстяных, суконных, шёлковых и бумажных изделий. Так, Ф.А.Гучков владел самой крупной фабрикой г. Москвы того времени. Для понимания роли Преображенского Богаделенного дома уместно привести слова Министра финансов Ивана Алексеевича Вышнеградского: «Наши христолюбивые старообрядцы-преображенцы в российском торгово-фабричном деле великая сила, они основали и довели нашу отечественную заводскую промышленность до её полнейшего совершенства и цветущего состояния».
В период царствования Николая I и Александра II возвращаются времена жестоких репрессий в отношении староверов.

07 В 1840-х годах над Преображенским монастырём нависла реальная угроза разорения и даже полного уничтожения. В этой ситуации федосевцы планируют подготовиться к устройству монастыря в безопасном месте за границей (в Пруссии), куда можно было бы перенести московский центр безпоповства и его святыни. Так появился безпоповский Войновский монастырь (ныне близ местечка Войново в Польше). Однако позже обстоятельства изменились к лучшему и от этого плана отказались. Строения же Войновского монастыря остались до сих пор, и там ныне располагается православная женская обитель федосеевцев.

08 В 1854 г. у федосеевцев отбирается Успенский храм и Крестовоздвиженская надвратная часовня и передаются единоверцам. Более полутора тысяч старинных деревянных икон, собранных староверами, так же достались единоверцам. У староверов окончательно отбирается вся территория мужского двора со всеми строениями и имуществом и в 1866 году на этой территории господствующая церковь открывает Никольский единоверческий монастырь, главной целью которого была борьба со староверием. Призреваемые на территории мужского двора переводятся в корпуса женского двора.

09 Период 1905 - 1917 годов - период обретения реальной религиозной свободы староверами. За этот период общине удаётся сделать очень много. Оживает духовная и экономическая жизнь. Открывается школа для мальчиков и девочек, создаётся типография, иконописная мастерская. В 1912г. по проекту архитектора Л. Н. Кекушева строится больница на 75 койко-мест, оснащённая современным медицинским оборудованием, которая во время Первой мировой войны по решению федосеевцев была предоставлена для лечения раненых фронтовиков. Осуществить многие планы федосеевцев помешала Первая мировая война и разразившаяся в 1917 году революция.

10 В 1923 г. Никольский единоверческий монастырь был закрыт и власти передали Успенский храм обновленцам (раскольники реформаторы внутри господствующей Церкви). В 1930-х годах властями закрывается храм староверов-поморцев в Токмаковом переулке, а общине предложено занять часть Успенского храма.

11 В 1940-х годах церковный приход обновленцев, занимавших Никольский предел, перестал существовать и его место заняла община Московской Патриархии.

12 В годы советской власти у федосеевцев отнимают все оставшиеся богаделенные корпуса с моленными за исключением Крестовоздвиженского храма. На восточной части отнятой территории в 1930-х годах власти устраивают сельскохозяйственный рынок, который существует и поныне.

13 В 1990-е федосеевцам возвращена часть строений, которые общиной отремонтированы. В настоящее время на территории бывшего Преображенского монастыря находятся общины федосеевского согласия, поморцев-староверов и приход Московской Патриархии РПЦ.

Преображенское кладбище.

Наш пеший маршрут №2 из серии "Прогулки по Москве" может начаться либо от метро "Преображенская площадь", либо от станции метро "Семеновская". Между ними, ближе к Преображенке, по адресу улица Преображенский Вал, 17а, находится Преображенское кладбище. До начала XX века кладбище было старообрядческим, и являлось центром т.н. федосеевцев (представителей беспоповского толка старообрядчества). Сейчас это одно из престижных городских кладбищ города Москвы.

На фото: Колокольня и Никольская церковь (1790 г.) на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря (1866 - 1920-е годы).

Преображенское кладбище было основано в страшное время эпидемии чумы 1771 года за Камер-Коллежским валом. (Чтобы как-то разрядить ситуацию, власти в то время разрешили устраивать в окрестностях города частные кладбища и карантины). Преображенское кладбище было основано за Преображенской заставой одним из дворовых людей князей Голицыных, купцом Ильей Алексеевичем Ковылиным, который, организовав здесь чумной карантин, одновременно устроил и федосеевские богадельни и построил часовню, положив, таким образом, начало целой обители. До самой революции территория Преображенского кладбища являлась вторым после Рогожского кладбища центром старообрядчества .

В 1784-1811 годы по проекту архитектора Ф. К. Соколова (на средства и под руководством купца Ковылина) был построен большой комплекс сооружений (в который входили мужской и женский монастыри) в подражание Выгорецкой пустыни.

На кладбище и вокруг него купцом Ильей Алексеевичем Ковылиным постепенно были построены дома, магазины, фабрики и молельни. В начале XIX века здесь было около 10000 прихожан. А в окрестных приютах насчитывалось до 1500 человек. Таким образом община стала крупнейшим благотворительным заведением Москвы.

Для ограничения деятельности раскольников по указанию императора Николая I 3 апреля 1854 г. Успенская церковь была переосвящена в Православную. В 1866 мужской двор переселён на женский, где сохранилась старообрядческая община, а на территории бывшего мужского двора открыт Никольский единоверческий монастырь. На Преображенском кладбище находилась богатейшая библиотека сочинений о расколе, собранная купцом А. И. Хлудовым; хранились древние иконы (в том числе 1300 икон, собранных Е. Е. Егоровым), произведения древнерусского искусства. В 1920 все федосеевские молельни, кроме Крестовоздвиженской, закрыты, призреваемые выселены. В начале 1920-х гг. закрыт Никольский единоверческий монастырь. Библиотека Хлудова и часть собрания Егорова переданы в Государственный Исторический музей, древние иконы - так же в Исторический музей, откуда потом часть из них попала в Третьяковскую галерею и небольшое количество в Музей Коломенское. В 1920-х гг. в здании бывшей монастырской школы и в кельях монастыря открыта трудовая школа, а после размещались различные учреждения, например общежитие завода Радио.

После Великой Отечественной войны Преображенское кладбище стало фактическим центром всего российского беспоповства, там располагались духовные центры трех согласий - старопоморского (федосеевского), брачного поморского (ДПЦ) и филипповского, которому федосеевцы отдали часовню на кладбище.

На кладбище действует Соборная церковь Воздвижения Креста Господня на Преображенском кладбище, Поморская моленная и Храм свт. Николая на Преображенском кладбище, бывший соборный храм Никольского единоверческого монастыря.

Долгое время погост был исключительно старообрядческим. На кладбище много купеческих захоронений. На воинском участке захоронены более 10 тысяч бойцов и командиров Красной Армии.

Поморское староверие.

В середине XVII века в русской Церкви произошел раскол, учиненный царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Москва становится одним из центров движения за сохранение Старой Веры. После начавшихся кровавых репрессий, многие защитники Старой Веры были казнены, остальные были вынуждены покинуть Москву. Немногие из оставшихся христиан проживали в основном на восточной окраине города, а также в ближайших селах: Преображенское, Измайлово, Черкизово.

Возрождаться церковная жизнь древлеправославных христиан в Москве стала только к началу XVIII века. На тот период времени общество староверов-поморцев состояло в большинстве своем из посадских людей (горожан) и купцов. Поморцами стали называть христиан, которые вели службу по Поморскому церковному Уставу. На богослужение в то время собирались по домашним моленным...

После середины XVIII века в среде поморцев наиболее известной становится домашняя моленная Гавриила Артамонова. Именно здесь по настоянию духовного отца Василия Емельянова был принят обряд безсвященнословного брака. В общине на тот момент времени насчитывалось около 50 купеческих семей. Среди них такие знаменитые московские купцы, как Заикины, Монины, Алексеевы, Зенковы. В 1790-х годах хлопотами купечества была организована первая общественная моленная на Покровке. Владение было закреплено, как частная собственность, за Мониным В.Ф., а моленная получила название "Монинской". Настоятелем был избран Василий Емельянов.

В 1807 году наставником моленной становится Скачков Г.И., который вводит в употребление особо составленный "Чин брачного молитвословия".

В войну 1812 года "Монинский" храм сгорел, однако все общинные ценности удалось сохранить. Вместо сгоревшей деревянной часовни, усилиями прихожан на том же месте годом позже удалось построить каменный двухъярусный храм с просторным помещением для призреваемых. Монинская моленная сделалась настоящим средоточием культурной и духовной жизни поморского староверия, дествовала богадельня и церковная школа.

В 1826 году насчитывалось более 6000 прихожан. Наставником тогда служил Антипа Андреев, который впоследствии стал известен введением в общине наонного пения, по образцу Преображенского монастыря.

В 1837 году предписанием властей Монинская моленная была закрыта. С 1860-х годов ее преемницей стала так называемая "Любушкинсквая" молельная. Стали появляться и другие домашние моленные. К середине XIX века в Москве их насчитывалось уже более 40. На основе этих групп к началу XX века сформировались 1-я и 2-я Московские общины.

После царского манифеста о веротерпимости 1906 года, была устроена 1-я Московская община с традицией наонного пения при богослужении, храм которой находился в Переведеновском переулке. 2-я Московская община с традицией наречного пения обосновалась в храме, построенном в 1908 году в Токмаковом переулке. В 1909 и 1912 годах 2-я Московская община принимала у себя Всероссийские Соборы христиан-поморцев.

После революции 1917 года религиозные свободы в стране стали сворачиваться. В 1922 году был закрыт храм 1-й Московской общины в Переведеновском переулке. Теперь все московские поморцы стали собираться на соборную службу в Воскресенско-Покровском храме в Токмаковом переулке. В 1930 году был закрыт и этот храм...

Община перешла в предоставленный властями Успенский храм, расположенный на территории бывшей мужской половины Преображенского монастыря. Здесь община староверов-поморцев пребывает и по сей день, являясь одной из крупнейших в России.

В северной части комплекса, не зная что бы еще такого придумать, власти размещали отделение милиции с камерами предварительного заключения (КПЗ), различные общежития. Прямо на территории монастыря в 1930-е годы был открыт Преображенский колхозный рынок, который функционирует и сегодня.

Преображенская старообрядческая община (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

С 1771 года в Москве у Преображенского кладбища действует Преображенская старообрядческая община, образованная во время эпидемии чумы. Ранее здесь были и мужские, и женские корпуса. Упраздненная после революции община в наше время возрождена.

В первой половине 1920-х годов Советская власть передала храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма.

Основателем этой общины считается купец И. А. Ковылин. В 1784-90 годах здесь была построена Успенская церковь. В начале XIX века на территории общины сформировались отдельные мужская и женская обители, разделяла которые дорога на Преображенское кладбище. В 1806 году обители были обнесены каменными стенами с башенками.

Тип: женский; веб-сайт: www.staropomor.ru ; вход обычным посетителям невозможен.

Адрес: ст. м. Преображенская, Преображенский вал, д.17-25.

Что именно повлияло на «явку», я не знаю: может, неожиданно начавшаяся осень, может, проснувшаяся гражданская сознательность или борьба с урожаем на дачных участках, но само мероприятие прошло очень камерно, без ажиотажа и духоты. Торжественно и спокойно. Пришли те, кто должны были прийти.

В зале много воздуха, пахнет цветами, прохаживаются самые пунктуальные гости, приехавшие заранее, мы ждем последних запоздавших участников. Среди гостей я вижу тех, кто в прошлом году посещал занятия лектория. Им я рада, как добрым знакомым. Особенно приятно видеть новые лица. Такое ощущение, что мы собираемся не в лектории, а за большим столом на семейное торжество.

Но торжество тоже имело место быть, поскольку открытие музейной программы «Знакомство с Москвой старообрядческой » и презентация кинолектория «Свидетели истории: портретная галерея старообрядчества » выпали на день празднования церковного Новолетия.

В своем вступительном докладе я постаралась показать, что жизнь Спасо-Андроникова монастыря, безусловно, так или иначе, соприкасалась со старообрядческими центрами, расположенными в самой непосредственной близости от его стен. Речь даже не о Рогожском кладбище, находящемся на расстоянии нескольких километров от Андроникова.

Филипповский Братский двор находился гораздо ближе — в 20 минутах ходьбы от стен обители, в Дурном (ныне Товарищеском) переулке. И, бесспорно, Братский двор беспокоил настоятелей нашего Спасо-Андроникова монастыря. Так, в 1880-1882 годах настоятелем здесь был архиепископ Сергий (Спасский), видный деятель официальной Церкви, писатель, автор истории нашей Спасской обители.

В Центральном Историческом Архиве Москвы хранится дело «Об устроении в доме, так называемый Братский двор, моленной раскольнического согласия» (Ф. 203, Оп. 364, Д. 68). В этом деле есть документ 1881 года, где на основании существовавшего законодательства утверждается, что материалы о моленной необходимо передать «к господину прокурору Московского окружного суда на распоряжение». Первым подпись под распоряжением поставил «Спасо-Андроньевский архимандрит Сергий». Полностью текст доклада будет размещен на сайте в ближайшее время.

Однако в Москве есть еще одно место, где имя протопопа Аввакума не просто чтится, а буквально вынесено в название. Это Культурно-паломнический центр, названный в его честь и расположенный в стенах московского Преображенского старообрядческого монастыря.

Гостями торжественного открытия были Максим Борисович Пашинин — председатель Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума, руководитель издательства «Третий Рим», и сотрудник Культурно-паломнического центра Александр Всеволодович Подстригич .

Деятельность Культурно-паломнического центра имеет несколько направлений: это и сохранение исторического наследия московского Преображенского старообрядческого монастыря, и организация паломнических поездок к труднодоступным историческим местам Поморского Севера. Но настоящим рукотворным чудом, совершенным сотрудниками центра, является строительство двух часовен на месте казни протопопа Аввакума и его соузников.

М.Б. Пашинин подробно описал процесс строительства срубов часовен и их транспортировки к Пустозерску. Рассказ сопровождался слайд-показом. Большинство замечательных по выразительности фотографий сделал сам Максим Борисович.

Строительство часовен в Пустозерске оказалось великим делом не только в духовном плане. Организаторам и участникам пришлось проделать поистине титаническую работу. Заполярный Пустозерск, находящийся в тундре, никогда не имел строительного леса. Поэтому строительство двух часовен осуществлялось на верхней Печоре, в окрестностях знаменитого старообрядческого села Усть-Цильма.

Там из лиственницы сложили два сруба, дали им полгода отстояться, после чего разобрали, и началась транспортировка на север. Для того чтобы перевезти часовню и трапезную, потребовалось девять огромных лесовозов.

По строгим экологическим требованиям путь можно было преодолевать только зимой, по специально намороженной в бездорожье тундры ледяной трассе. Снег и лед, сковавшие землю, предохраняли хрупкую северную растительность от гибели под колесами гигантской техники.

Цифры говорят сами за себя: каждое лиственничное бревно весило около 500 килограммов. Груз на каждую машину достигал 20 тонн. Общее расстояние — почти 1300 километров сложнейшего пути. Были дни, когда за сутки караван лесовозов преодолевал от силы 30 километров. Температура ночью —35, днем —17. Во время сборки срубов не выдержал нагрузки и сломался кран. Полутонные бревна продолжали перемещать вручную. Наконец 27 апреля 2012 года, в день памяти пустозерских мучеников, срубы собрали, и состоялось освящение часовен.

После слайд-показа гости мероприятия увидели видеофильм «Строительство часовни в Пустозерске. Хроника событий ». Также Максим Борисович представил гостям мероприятия диск с документальным фильмом «Дорогой Аввакума — дорогой истинной веры». Лента рассказывает о крестном ходе к месту Пустозерской гари.

Самой красивой и торжественной частью мероприятия, несомненно, было выступление хоровой группы под руководством преподавателя знаменного пения Натальи Леонтьевны Пименовой . Песнопения комментировал Благочинный Московской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви — протоиерей Леонтий Пименов . Образно и поучительно отец Леонтий рассказывал гостям мероприятия об отличиях знаменного пения от партесного, раскрывал особый духовный смысл и особенности исполнения некоторых песнопений.

Хор исполнил более десяти песнопений, среди которых были духовные стихи, величание преподобному Андрею Рублеву и священномученику Аввакуму. Кроме того, было исполнено редкое песнопение из Керженской певческой рукописи, расписанное на два голоса — «Плач Адама».

Ниже представляем вам фотографии выступления хора.


Использованы только собственные фотографии - дата съемки 15.04.2014

Адрес : Москва, ул. Преображенский вал, 25. м.Преображенская площадь

Храм свт. Николая Чудотворца (бывший Успения Пресвятой Богородицы)
Храм расположен на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря.
Первоначально храм был построен в 1784-1790 г.г. в псевдоготическом стиле как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка. Архитектором собора прежде считался предположительно В.И.Баженов, но по последним, наиболее достоверным разысканиям проект это был Ф.К.Соколова.
В начале 1850-х г.г. император Николай I начинает борьбу с сектантами и раскольниками. В это время старообрядческая община на Преображенском кладбище попадает в опалу и начинается расследование, после которого Преображенским старообрядцам вменяется в вину государственная измена, потому что в 1812 г. Преображенские старообрядцы с радостью встретили Наполеона, и помогли ему организовать выпуск фальшивых русских денег, тем самым подрывая финансовую систему России.
По этой причине часть руководителей общины были выслана из Москвы. Многие другие старообрядцы приняли единоверие.
В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек кроме храма свт. Николая также сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (начала XIX в., архитектор Ф.К.Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 г.г., архитектор М.К.Геппенер), корпуса келий (1801 г.).
К 1923 г. монастырь был полностью закрыт и большая часть корпусов превращена в дом коммуны (общежитие) завода Радио, а в 1930-х г.г. большая часть стен монастыря были сломаны. В первой половине 1920-х г.г. (во времена церковной смуты и расколов) Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней (восточной) - Успенской части храма. Храм был разделен на две части кирпичною стеною, так что главная (восточная) часть храм с Успенским престолом была отделена от Никольской (западной) обновленческой - трапезной части.
Около 1930 г. в отделенной Никольской трапезной части храма, дополнительно к существовавшему с 1854 г. Никольскому (северному) престолу, сооружается новый Успенский (южный) престол. Наверху по всей восточной стене трапезной части был сооружен новый иконостас и заполнен высокими старинными иконами из иконостаса одного из соборов разрушенных на территории Московского Кремля.
В иконостасе Никольского приделе православной церкви находятся редчайшая из икон Богоматери - „Акафистная“ (XVI в.), древний образ „Софии Премудрости Божией“ (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона „Тайная Вечеря“, которые относятся к XV в.»

Старообрядческая Успенская (восточная) часть храма
Старообрядческая Успенская моленная, находящаяся в восточной части храма, принадлежит Поморскому согласию и является его центром в Москве. В 1990 г. на дверях старообрядческой части было любопытное объявление: «Внимание. Храм старообрядческий!!! Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен. Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом». Вход в православную часть с запада, в старообрядческую - с севера. Оба храма сохранили большое число древних икон. Старообрядцы-поморцы также не имеют священства и литургии, поэтому существующий в их части бывший алтарь (апсида) используется как крестильня.
Московская Поморская Старообрядческая община Община староверов беспоповцев поморского согласия, находится в юрисдикции Древлеправославной Поморской Церкви.
После разгрома Московского выступления старообрядцев в 1682 г. (Хованщина) многие защитники древлего благочестия были казнены, другие были вынуждены покинуть город, Москва на долгие годы перестала играть заметную роль в староверии. Немногие оставшиеся старообрядцы проживали в основном на восточной окраине Москвы и в близлежащих селах.
В нач. XVIII в. весьма благосклонно к староверам относилась вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна, жившая в Измайловском дворце.
После сер. XVIII в. в среде поморцев стала известна моленная Гавриила Артамонова, в которой стал практиковаться бессвященнословный брак. На её основе в 1771 г. была организованна Монинская моленная. В этом же году был основан и Преображенский монастырь ставший духовным центром старопоморцев-федосеевцев.

Башня ограды Старообрядческой общины



Башня ограды Старообрядческой общины

Башня и фрагмент стены Старообрядческой общины



Здание больницы Старообрядческой общины, арх.Л.Н.Кекушев, XIX - нач.XX в.