Что такое деепричастие: правописание, разбор. Деепричастие

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия .

К признакам глагола относятся вид ( читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность ( читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность ( умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

- от глаголов на -чь: печь - пекя ( печа );

- от глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;

- от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);

- от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -п ь я.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д .): умы-вши-сь,

Ши от глаголов с основой на согласный : испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить: жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано

II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность.

III. Синтаксическая роль

Образец морфологического разбора деепричастия

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой).

I. Потягивая (что делая?) - деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) потягивая (обстоятельство)

I. (что делая?) -деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, возвр., неперех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) жмурясь (обстоятельство)

I. Окончив (что делая?) - деепричастие;

II . признаки: СВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Хрустнула (когда?) окончив (обстоятельство)

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами д ля стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголо в : сыпать – сыпля (допускается – сыпя ), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая художественном стиле речи можно встретить – страждя ), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня ). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жат ь (руку), пить, жат ь (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша ). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись ).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа ). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов . В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце ). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голов у» или «положив руку на сердце ».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то ).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект , но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Деепричастие является одной из форм глагола, которая отвечает на вопрос «что делая?», «что сделав?». С помощью этих вопросов можно без проблем найти данную часть речи в предложении.

Деепричастие обозначает какое-то дополнительное действие объекта или предмета, которое было совершено при основном его действии. Для данной части речи характерно соединение в себе признаков как сказуемого, так и наречия. Как правило, деепричастие не напрягается и в предложении является обстоятельством. Оно образуется с помощью определенных суффиксов и не имеет окончания.

Деепричастия: важные правила

  1. Деепричастия и деепричастные обороты практически во всех случаях выделяются запятыми (с двух сторон или с одной из них).
  2. Деепричастия наряду с наречиями не подаются видоизменению и остаются в одном и том же виде вне зависимости от остальных частей речи.
  3. Ударения в деепричастиях несовершенного вида находится на том же самом слоге, где они находились и у деепричастий совершенного вида.

Разделение деепричастий по виду

Существуют два основных вида деепричастий: совершенные и несовершенные. Вид деепричастия указывает на время протекания какого-либо действия, а также указывают на особенности этого действия.

Совершенные по виду деепричастия формируются путём добавления суффиксов «в», «ши», «вши» к основе относящегося к нему глагола, который также должен находиться в совершенном виде. Из названия данного вида следует, что такое деепричастие обозначает дополнительное действие, которое уже завершилось к текущему моменту. Оно отвечает на вопрос «что сделав?». Такое действие совершается либо до основного действия, либо после него. Например, в предложении «уйти, закрыв дверь» деепричастие «закрыв» отвечает на вопрос «что сделав?» и имеет суффикс «в». Соответственно, оно находится в совершенном виде.

Приведем пример. В предложении “Увидев ее, он начал громче говорить” есть деепричастие «увидев», которое относится к совершенному виду, так как отвечает на вопрос «что сделав?» и имеет суффикс «в».

Несовершенные по виду деепричастия относятся к глаголу несовершенного вида, находящемуся в настоящем времени, и образуется именного от него путём добавления суффиксов «а», «я». Например, в предложении «Мы сидели, слушая музыку» деепричастие «слушали» как раз отвечает на вопрос «что делая?» и имеет суффикс «я». Соответственно, такое деепричастие можно назвать несовершенным по своему виду.

Например, в предложении “Войдя в квартиру, я положила ключи на стол” деепричастие «войдя» отвечает на вопрос «что делая?» и относится к лицу, которое совершило основное действие. В предложении есть суффикс «я» поэтому оно относится к несовершенному виду.


Существует также разделение деепричастий на следующие виды: возвратные и невозвратные. Определить то или иное деепричастие можно по постфиксу. В возвратных деепричастиях есть постфикс «сь», а в невозвратных деепричастиях его нет. Например, деепричастие «радуясь» имеет постфикс «сь», поэтому относится к возвратным деепричастиям.

С помощью приведенных вопросов можно безошибочно найти деепричастие в предложении и определить его вид. Приведённые правила помогут правильно написать деепричастие и поставить ударение.

Русский язык отличается богатством и разнообразием. Во многом это обусловлено наличием в нем большого количества частей речи. В одном предложении может указываться не только основное, но и добавочное действие благодаря использованию деепричастия.

Эта категория слов позволяет насытить текст информацией, придать ему дополнительные оттенки, сделать его глубже и объемнее. Деепричастие как часть речи помогает автору меньшим количеством слов нарисовать сочную образную картину.

Деепричастие является особой формой глагола. Оно отличаются от других частей речи такими признаками:

  1. Не изменяется по числам, падежам, родам.
  2. В предложении обозначает не главное действие (это делает глагол), а второстепенное. Отвечает на два вопроса: что делая? что сделав?, выполняет функцию определения.
  3. Имеет грамматические признаки сразу двух категорий – и глагола.

Примеры: Рассказывая, она приятно улыбалась. Машина, развернувшись, подняла много пыли. Собирая ягоды, они незаметно вышли на дорогу.

Значение деепричастий в речи

Значение деепричастий в речи обусловлено их функцией выражать добавочное действие. Обычно оно присоединяется к глаголу-сказуемому.

В редких случаях к именному сказуемому, которое может выражаться существительным или кратким прилагательным. Оно дополняет, уточняет главное действие, которое описывается в предложении.

По правилам русского языка, действия глагола-сказуемого и описываемого деепричастием могут касаться только одного и того же субъекта.

Пример: Поужинав, воины ложились спать, пустивши по траве спутанных своих коней.

Это часть речи как особая форма глагола обозначает действие, но второстепенное. Оно как бы характеризует, уточняет, эмоционально окрашивает его, передает в лаконичной и яркой форме разные качественные оттенки.

  • бежит, подпрыгивая;
  • сказал, усмехаясь;
  • пела, наслаждаясь;
  • решили, не подумав.

Часть речи, обозначая действие, одновременно называют его признак. Это дополнительное действие никогда не совпадает с основным, на которое указывает сказуемое.

Деепричастие как часть речи

Например, в предложении «Человек говорил, усмехаясь» видно, что субъект говорит (главное действие) и усмехается (второстепенное действие). Каким образом человек говорил? – Усмехаясь. Передается признак, эмоциональная характеристика главного действия.

Интересный факт! До 18 века деепричастные формы не использовались в письменной речи, но зато были неотъемлемым признаком народного творчества.

Разновидности

От глаголов деепричастия позаимствовали вид – совершенный или несовершенный. Такой признак показывает на прохождение действия во времени.

Если второстепенное действие уже совершилось, закончилось, предшествовало главному действию или совершалось сразу же за ним, – то это совершенный вид. К таким словам ставится вопрос: что сделав?

  • обрадоваться, увидев одноклассника;
  • окончательно проснуться, громко чихнув;
  • уйти, хлопнув дверью.

Несовершенный вид указывает, что второстепенное действие происходит по времени одновременно с главным. Вопрос этого вида – что делая?

  • смотреть в окно, широко улыбаясь;
  • шагать по улице, разговаривая с другом;
  • писать работу, слушая музыку.

Деепричастия бывают переходными и непереходными. Это также признак, доставшийся от глагола.

Интересные факты о деепричастии

Переходным оно является в том случае, если к нему можно присоединить существительное в винительном падеже без предлога. Действие как бы переходит на предмет. Можно будет поставить вопрос что? (написав стихи, читая журнал, обходя трещины).

К непереходным деепричастиям таких существительных подобрать не получится, или они будут с предлогами (гуляя в саду, умываясь по утрам, дойдя до железной дороги).

Деепричастия имеют еще один грамматический признак от глагола – возвратность. У возвратных деепричастий только одно отличие – они имеют постфикс -сь, например, радуясь, заботясь, обнимаясь.

От наречия данная часть речи взяла себе неизменяемость по родам, числам, падежам, а также свойство присоединяться к личным формам глаголов, в некоторых случаях к неопределенной форме. Например: говорит, поворачиваясь; думать, потирая подбородок.

Порядок образования

Эта часть речи формируется от основы глагола присоединением определенных суффиксов.

Для получения несовершенного вида надо взять глагольную основу настоящего времени и суффиксы -а; -я.

Примеры: дума-я, крич-а, получа-я, списыва-я.

Слова могут образовываться от глаголов неопределённой формы путем присоединения суффикса -ва-.

  • поливат + ть – поливая;
  • сознава + ть – сознавая;
  • отстава + ть – отставая.

Деепричастия несовершенного вида не формируются в таких случаях:

  • от глагольной основы, в которой много согласных, например, льют, мнут, жмут. Исключение составляет мчаться – мчась;
  • от глагольной основы, которая заканчивается на г; к. Например, бегут, текут;
  • от глагольной основы настоящего времени, которая заканчивается на шипящий, или неопределенной формы с окончанием на з; с; ст. Примеры: пахать – пашут; скажут – сказать; хлестать – хлещут.

В литературной речи уже не используются деепричастия, образованные при помощи суффиксов -учи; -ючи. (Они смотрели на него строго, осуждаючи.) Такие варианты применяются в особенных случаях для имитации простонародной речи.

Формы совершенного вида получаются путем присоединения других суффиксов. К неопределенной форме добавляются -в; -вши; -ши.

Примеры: поня-ть – понявши, написа-ть – написав.

Суффикс -ши присоединяется к неопределенной форме с окончанием основы на согласную букву: истечь – истекши. Суффикс -вши используется для преобразования возвратных глаголов в деепричастия (влюбиться – влюбившись).

Если в основе глагола есть суффикс -ну, то возможно два варианта деепричастия, оба будут правильным. Промокну-ть – промок-ши, промокну-в. Также двойной вариант возможен при употреблении суффиксов -а; -я вместе с -в; -вши.

Примеры: заразиться– заразясь, заразившись; склонять – склоня, склонив.

Важно! Деепричастные обороты считаются принадлежностью письменной речи. В живом общение такие конструкции выглядят неуместно, искусственно и потому не употребляются.

Правила правописания

Часть речи от глагола взяла не только много грамматических признаков, но и правила написания:

  1. Частица НЕ пишется раздельно с данными словами, кроме вариантов, когда без НЕ употребление невозможно. Не слыша, не сломав, не получив. Ненавидя (исключение).
  2. Сохраняют ту же букву перед суффиксом, которая была у глагола в неопределенной форме или каком-то времени. Например, выздоровел – выздоровев, подбоченился – подбоченившись, замешкался – замешкавшись.
  3. Ударение в слове должно стоять на том же месте, где стояло изначально в глаголе, например, поднЯть – поднЯв, продлИть — продлИв.
  4. От других слов отделяется запятыми. Огромные хлопья снега, кружась, слетали с высокой сосны. Осмотревшись, путешественники двинулись дальше по узкой тропинке.

Деепричастия совершенного вида

  • Как призраки, в зеркале вод отражаясь, зеленые ивы стоят.
  • Густой туман, нахлынув из ущелий, залил все вокруг.

Полезное видео

Подведем итоги

Лингвисты спорят, куда отнести деепричастие – к самостоятельной части речи или к особой форме глагола. В любом случае специалисты сходятся во мнении, что это явление обогащает письменную речь, делает ее более полной и разнообразной. Подобные формы есть в латинском и французском языках, встречаются в других языковых группах.

В структуре русского языка наряду с существуют так называемые особые формы глагола, о которых спорят многие лингвисты. Одни из них говорят, что по и деепричастия могут быть выведены в состав знаменательных частей, другие же утверждают, что слишком велика зависимость этих форм от самого глагола, и потому ни о какой самостоятельности не может быть и речи. Так или иначе, но в школьной программе деепричастие названо особой неизменяемой формой глагола, которая имеет значение добавочного действия и грамматические признаки наречия и глагола. Чтобы определить, является ли конкретное слово из контекста этой самой особой формой, следует знать, на какие вопросы отвечает деепричастие. В данном случае это "Что делая?" или "Что сделав?" Стоит отметить, что, отвечая на эти вопросы, слово должно дополнять сказуемое, а именно указывать на то, как совершается основное действие в предложении.

Признаки глагола

Так как деепричастие образуется от глагола и является его особой формой, оно имеет и присущие этой части речи морфологические признаки. Во-первых, вид: он может быть совершенным и несовершенным, в зависимости от того, указана ли законченность действия или нет. Например: посмотрев (СВ) и смотря (НСВ). переходность: деепричастие, как и глагол, при переходной форме может употребляться без предлога вместе с именными частями речи в родительном падеже - при отрицании - и в именительном и винительном падеже при утверждении. Например: построив отношения . А непереходное деепричастие, примеры которого часто встречаются в устной речи, всегда употребляется с предлогами. Например: спеша на помощь, радуясь солнцу .

Признаки наречия

Для того чтобы определить морфологические признаки, схожие с наречием, нужно вспомнить, на какие вопросы отвечает деепричастие. Например: я стою у окна, вглядываясь (что делая? как?) вдаль . Из примера четко видно, что слово вглядываясь обозначает одновременно и действие, и его признак, зависит от основного глагола и в предложении выступает в роли обстоятельства. Других морфологических признаков, свойственных самостоятельной части речи, таких как род, лицо, время и число, оно не имеет, так как является неизменяемым.

Деепричастие несовершенного вида

При изучении данной темы особое внимание следует уделить тому, на какие вопросы отвечает деепричастие разного вида. Так, например, несовершенные деепричастия имеют значение одновременного совершения дополнительного действия с тем, которое указывается сказуемым и отвечает на вопрос "Что делая?". Например: стоя на скамейке, он доставал чашку с верхней полки .

Образуются такие деепричастия на основе глаголов НСВ в настоящем времени при помощи суффиксов -а- или -я-. Исключением является слово быть , которое преобразуется в особую форму посредством суффикса -учи-. В других случаях -учи- и -ючи- используют исключительно для того, чтобы получить стилистически окрашенное деепричастие. Примеры: быть - будучи, играя - играючи .

Стоит отметить, что не все могут стать основой для деепричастия. В образовании не участвуют лексические единицы с окончаниями на -чь, -нуть, а также с шипящими внутри слова и с основой только из согласных букв. Например: печь, сохнуть, пишут, пьют.

Деепричастия совершенного вида

Немаловажно знать, на какие вопросы отвечает и как оно образуется, так как именно эти правила помогут правильно образовывать нужную форму слова. Вопрос для деепричастий СВ звучит так: "Что сделав?" Такие слова имеют значение действия, которое произошло до указанного сказуемым. Например: став на скамейку, он достал чашку с верхней полки .

Образуются данные деепричастия от основы в прошедшем времени при помощи присоединения следующих суффиксов:

  • -в-, если основа глагола заканчивается на гласную букву (сделав, скинув, сняв );
  • -вши-, если глагол является возвратным и его основа заканчивается на гласный (поглядевши, погладивши, увидевши );
  • -ши-, если основа заканчивается на согласный (потерявши, спрятавши ).

Причастия и деепричастия: разница

Очень важно не путать вопросы причастия и деепричастия и научиться различать эти формы глаголов. На самом деле ничего сложного здесь нет. Для того чтобы правильно определять, в какой форме употреблено слово, следует запомнить, какие вопросы у деепричастия (Что сделав? Что делая?), а какие - у причастия (Что делающий? Что сделавший?). Также следует отметить, что у этих двух форм совершенно разные морфологические признаки и значение. Так, например, причастие обозначает действия с ярко выраженными признаками прилагательного, в то время как деепричастие имеет значение добавочного действия.

Морфологический разбор деепричастия

Одной из основных тем при изучении раздела русского языка о деепричастии является данной формы глагола. Перед тем как приступить к анализу, в предоставленном предложении следует выделить грамматическую основу и найти деепричастие. Для этого к словам от грамматической основы ставятся вопросы. Пока что ничего сложного. Зная, что деепричастие отвечает на вопросы (примеры перечислены выше), указывающие на дополнительное действие предмета или лица, о котором идет речь в предложении, определить его достаточно просто. Далее его записывают и приступают к анализу.

Морфологический разбор проводят по следующей схеме:

  1. Записывают название части речи, ее грамматическое значение и указывают вопрос, который к ней можно поставить от главного слова.
  2. Записывают начальную форму деепричастия и перечисляют его морфологические признаки, а именно: вид деепричастия (совершенный или несовершенный) и его возвратность.
  3. Далее следует указать, что разбираемое слово является неизменяемой формой, а потому не имеет непостоянных морфологических признаков.
  4. В заключение указывают, каким членом предложения является деепричастие в данном случае.