Анализ стихотворения ахматовой перед весной бывают дни. Перед весной бывают дни такие

Анна Ахматова
«Перед весной бывают дни такие...»

5 марта - день памяти Анны Ахматовой. Не надо никому лишний раз говорить, что это человек великий. Она без утайки и в то же время очень этично и интимно приоткрыла мир женской души. Она живет в наших сердцах своими проникновенными строками...

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко) родилась в Одессе (11) 23 июня 1889 года в семье отставного флотского инженера-механика. В 1910 году она вышла замуж за основателя акмеизма Николая Гумилёва.

Поэтический стиль самой Ахматовой отличался ярким сочетанием конкретности словесных образов и поразительным лаконизмом с обновленными ритмами. Известный литературовед В. Жирмунский сравнивал творчество Ахматовой с музыкальным искусством К. Дебюсси. Главная, хотя и не единственная тема стихов Анны Андреевны – это любовь.

Свой первый сборник стихотворений она опубликовала в 1912 году. В 1914 году в свет вышел второй сборник «Четки», который закрепил мнение об истинном поэтическом таланте Ахматовой. В 1917 году появился следующий сборник под названием «Белая стая», в 1921 году – «Подорожник», а в 1922 году – известный сборник «MCMXXI», который отражал все нотки чувств и скорби Анны Андреевны, связанные с расстрелом ее супруга Николая Гумилева.

После этого, начиная с 1922 года, все изданные сборники Ахматовой подвергались жесточайшей цензуре со стороны Советской власти. А в августе 1946 года Постановлением ЦК Коммунистической партии творчество Анны Ахматовой было осуждено по причине несоответствия идеалам социалистического строительства.

Только с 1959 года стихотворения Ахматовой вновь начали появляться в советских журналах. Лишь в конце 1980-х годов стихотворения ее стали издаваться полностью без вмешательства цензуры.

Анна Андреевна Ахматова покинула этот мир 5 марта 1966 года в тяжелой болезни и была похоронена в Комарово.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Педагогическая цель: выявление особенностей пейзажной лирики в стихотворении А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..."

Задачи.

1. Формирование представления об особенностях лирики АА. Ахматовой.

2. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст.

3. Способствовать развитию произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, речи и аргументации.

4. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в группах.

Результат: обучающиеся находят особенности пейзажной лирики в стихотворении.

Оборудование: учебник "Литература" В.П. Полухина, В.Я. Коровина, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Основные понятия: пейзажная лирика, художественные средства выразительности, особенности пейзажной лирики А.А. Ахматовой.

Межпредметные связи: искусство, музыка, окружающий мир.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

Слайд 1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы вместе проведём урок литературы.

Предлагаю вам послушать звуковой фрагмент, а вы постарайтесь определить, о чём пойдёт речь на уроке. (Окружающая природа. Красота природы. Время года – весна. Рождение нового.)

(Прослушивание звукового фрагмента.)

Какому времени года свойственны услышанные нами звуки? (Весна.)

Какие чувства вы испытали? (Радость, восторг.)

Создание образа.

Когда я слушала звуки, у меня в голове возник образ - небольшой росток, из которого мы постараемся к концу урока вырастить растение.

(Учитель рисует мелом на доске росток.)

Во время прослушивания звуков стали ли мы с природой единым целым? (Да.)

В чём проявилось наше единение? (Наши переживания и чувства были связаны с состоянием природы, звуки которой мы услышали.)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Возможны разные ответы.)

Сейчас мы получили совершенно разные ответы: к единому мнению не пришли. Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

С помощью чего человек может показать состояние природы? (Ответы ребят.)

(Учитель подводит итог ответам.)

Очень хорошо понимают язык природы и умеют ярко передать ее красоту:

(слайд 3 ) в музыке - это музыкальные произведения, например: цикл "Времена года" Петра Ильича Чайковского;

(слайд 4 ) в живописи - это полотна художников;

(слайд 5 ) в литературе - это произведения поэтов и писателей.

Поскольку у нас урок литературы, мы обращаемся к художественным произведениям. В каком жанре литературы ярче раскрываются состояние природы и внутреннее состояние человека? (В стихотворениях.)

Все произведения о природе – это рассказ о человеке, о его чувствах и мыслях.

Итак, начинаем встречу с настоящей поэзией.

III. Постановка учебной задачи.

Слайд 6. Многие поэты всматриваются в окружающий мир, созерцают его красоту - так рождаются стихи. Никто из поэтов не прошел мимо жанра пейзажной лирики. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как Анна Андреевна Ахматова воспела в своих лирических произведениях родную природу?

Анна Андреевна своё счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна.

В автобиографии "Коротко о себе" А. Ахматова пишет:

"Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я "не сообразив", что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом". Настоящая фамилия у Анны Андреевны - Горенко.

Слайд 7.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением "Перед весной бывают дни такие..." А.А.Ахматовой. Расскажите о чувствах, которые вы испытаете, услышав стихотворение.

(Учитель читает или рассказывает стихотворение).

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Какие же чувства вы испытали, услышав это стихотворение. (Возможны разные ответы.)

Вы воспринимаете стихотворение по-разному, и это понятно, так как у каждого человека восприятие действительности, окружающего мира своё, тем мы и интересны друг для друга.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

Представьте, что вы журналисты. Ваша задача: написать в газету статью об особенностях лирики Анны Андреевны. Что нам нужно для этого сделать? (Проанализировать стихотворение и найти его особенности)

Я предлагаю поработать вам в парах. Ваша задача: выполнить задание в парах. У вас на партах лежат листы:

Поскольку мы работаем в парах, нам необходимо помнить правила сотрудничества: слушать друг друга, уметь уступать и договариваться, распределять роли в паре при работе и ответе.

Принимаемся за работу.

VI. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

(Звучит музыка П.И.Чайковского "Март. Апрель. Май" 6 минут.)

Время выполнения заданий закончилось. Сейчас, уважаемые журналисты, представьте, пожалуйста, результаты своего труда. Во время обсуждения результатов работы вы можете вносить изменения и дополнения в свои записи.

(В ходе анализа стихотворения учитель на доске дорисовывает листочки к ростку и записывает на них выявленные особенности лирики А.А.Ахматовой.)

Вопросы Возможные варианты ответов
1. Определи вид лирики. Пейзажная (описание луга, деревьев, ветра, внутреннее состояние лирического героя)
2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Приподнятым настроением,

верой в обновление.

3. Определите тему стихотворения. Приближение, предчувствие весны
4. Какие картины рисует поэт? "Луг отдыхает под снегом" (мы видим), "деревья шумят" (слышим), "веет ветерок" (осязаем, т.е. чувствуем).

Вывод: первая особенность лирики - поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) нам даёт возможность слышать, видеть, осязать

5. а) Какая строка "подсказывает" нам состояние лирического героя?

б) Легко ли в словах выразить состояние лирического героя?

а) "И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь". (Эта подробность точно передает душевное смятение лирического героя)

Вывод: вторая особенность лирики заключается в том, что А.Ахматова не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть возникают ассоциации.

6. Какие настроения рождаются в душе поэта в последних стро ках? 6 строка "И дома своего не узнаешь" – в значении "все обыденное (привычное) воспринимается как новое".
7. Существует ли доверительное отношение поэта с читателем в данном стихотворении? Подтвердите свой ответ строками. Да. В последних трёх строках.

Вывод: третья особенность лирики заключается в том, что возникает ощущение доверительного разговора.

7. Назовите художественные средства, используемые поэтом. Олицетворение: луг "отдыхает", "шумят деревья", "дивится тело".

Эпитеты: "под плотным снегом", "деревья весело-сухие", "теплый ветер".

Анафора: 3 строчки начинаются с союза "и" (одинаковое начало строк играет усилительную роль; передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека.)

Аллитерация: "Ш умят деревья вес ело – с ух ие". Вывод: использование средств художественной выразительности - еще одна особенность лирики Ахматовой.

Вывод: четвёртая особенность лирики - использование средств художественной выразительности.

8. Почему данное стихотворение не поделено автором на четверостишия, как принято в литературе? Всё стихотворение для автора является одним целым: природа и ощущения человека неотделимы друг от друга.
9. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части. 1-я - описание природы (настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация.);

2-я часть - описание внутреннего состояния лирического героя

10. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения? Мы чувствуем волнение, которое вызвано не определенными в стихотворении чувствами. Каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека.
11. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение? Со сдержанно-радостной интонацией пейзажной лирики. (Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны А. В этом - своеобразие её восприятия и самобытность мира.)

Уважаемые журналисты, вам предоставляется возможность прочитать стихотворение, выразив своеобразие восприятия мира и самобытность поэтического мира А.А.Ахматовой. Кто желает выразительно прочитать?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Уважаемые журналисты, так что же представляет собой у Анны Андреевны природа? (Природа - это живительная сила, которая защищает человека, дает его душе минуты отдыха от жизненных забот и невзгод. Единение с природой, связь с ней врачует и воспитывает человеческую душу, помогает разобраться в своих чувствах, задуматься о своём предназначении)

VIII. Рефлексия деятельности.

Слайд 8.

Обратимся к вопросу, который звучал в начале урока. Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Порывы души, которые находят свой выход в произведениях) музыкальных, художественных, полотнах художников.)

Обратите внимание на то, что в процессе работы из ростка выросло большое растение, также как из небольшой задумки, порыва души вырастает произведение, которым восхищаются люди.

Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока? Каким образом? (Стихотворения помогает нам по-новому взглянуть на окружающий нас мир.)

Образ взрослого растения, которое выросло благодаря нашим стараниям, останется нам напоминанием того, что "окружающая природа - это мы с вами", а А.А.Ахматова, как многие творческие люди, является связующим звеном между природой и людьми.

Уважаемые журналисты, перед тем, как написать статью в газету, перечислите ещё раз особенности лирики А.А.Ахматовой.

1. Не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки;

2. Возникновение ощущения доверительного разговора;

3. Сдержанно-радостная интонация пейзажной лирики;

4. Наполнение картин природы философским смыслом: размышлениями о жизни и смерти, о прошлом и будущем.

Мне понравилась ваша работа. Сегодня вы работали в парах. Те, кому понравилось работать в парах, возьмитесь друг друга за руки и поднимите их вверх.

Кто считает, что получил полезную информацию на уроке, улыбнитесь друг другу.

Молодцы, вы справились с работой.

IX. Домашнее задание.

Домашним заданием для вас является написать стихотворение по первой строке "Перед весной бывают дни такие..." или сочинение-миниатюру об особенностях лирики А.А.Ахматовой.

Слайд 11.

Урок закончен. Спасибо за работу. Всего вам доброго.

Анна Ахматова

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это - надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

Поводом для написания этого произведения стал давний спор между Ахматовой и Чулковой, во время которого супруга литератора предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, чтобы объективно оценить свой творческий потенциал. Чулкову смущал тот факт, что Ахматова, будучи замужней женщиной, пишет стихи о любви к другим мужчинам, которые существуют лишь в ее воображении. Поэтому ранней весной 1915 года, находясь в имении Слепнево, которое принадлежало семье Николая Гумилева, супруга поэтессы, Ахматова решила последовать совету своей подруги. Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на луг, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.

В такие дни, как призналась поэтесса, ее мировосприятие становится совершенно иным, словно бы она по-новому ощущает все то, что ее окружает. «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь», — отмечает Ахматова. Именно такие изменения в душе, а отнюдь не теплый и ласковый ветер, являются верным признаком наступающей весны , которая словно бы обновляет поэтессу изнутри, наполняя непонятной радостью и ожиданием чуда.

Именно в такие дни Ахматова чувствует себя иной и понимает, что жизнь делает очередной виток, а прошлое уходит без сожаления. И даже старая песня, «что прежде надоела», теперь звучит совсем по-новому и наполняется совершенно другим смыслом, которые созвучен настроению и ощущениям. Для Ахматовой весна, в первую очередь, ассоциируется с глубокими душевными переживаниями, в которых есть место осознанию быстротечности жизни, переосмыслению собственных поступков, новым идеям и надеждам. И именно это дает ей силы для того, чтобы жить дальше, не оглядываясь назад и не укоряя себя в тех ошибках, которые уже невозможно исправить.

Ахматова написала стихотворение между февралём и мартом 1915 года. В то время она и её муж Николай Гумелёв были в родовом имении мужа, деревня Слепнево. Имение появилось под влиянием одной из немногочисленных подруг Анны. Эта подруга, Надежда Чулкова, муж которой быт известный литератор, участвовала в творчестве Анны и помогла ей издать первые сборники.

Поэтесса посвятила стихотворение именно Чулковой. Этим Анна своеобразно ответила на недопонимания среди подруг. Дело в том, что Чулкова настаивала на пейзажный характер лирики, а Анна не разделяла с ней интерес к пейзажной лирике. Позиция Чулковой не была не обоснованной: замужная Ахматова признавалась в любви вымышленным персонажам.

Анна приезжает в имение Гумелёвых и приступает к написанию данного стихотворения, как и рекомендовала Чулкова. Анна не интересовалась пробуждением природы, её переходом из зимы в весну, поэтому переход она описывает за три первые строчки. Её больше интересуют чувства, эмоции. Поэтому далее стихотворение посвящено эмоциям автора, когда она наблюдает природное пробуждение.

Анна замечает, что, наблюдая за природой, особенно за её пробуждением, мир переосмысливается, меняется отношение к многому, если не ко всему. По мнению Ахматовой, предугадать пробуждение можно исключительно с помощью новых этих духовных ощущенях. Изменённое настроение, новые душевные чувства меняют поэтессу глубоко внутри неё самой, а также наполняют её радостными, счастливыми, приключенческими чувствами.

За один день в стихотворении сама героиня ощущает это обновление, пробуждение мира. Она понимает, что старое уходит, что-то новое, пробуждающееся приходит на место старого. Благодаря такому обновлению мировоззрение изменится, и то, что надоело, вполне сможет заиграть новыми красками, стать интересным.

Как часто это бывает с произведениями Анны, стихотворение короткое, всего восемь строк, но, как часто это бывает, стихотворение гениально. Анна гений своего дела. Негромоздкое произведение содержит глубокий смысл, тонко передаёт духовную окраску. Чтобы проявить чувства и эмоции, Ахматова воспользовалась олицетворением, метафорой, анафорой. Начальная часть стихотворения короткая, сдержанная. Тут поэтесса использовала простые конструкции, не акцентируя внимание на начальную часть. Вторая же часть длинная, поскольку она содержит суть произведения. От неё веет радостью и умиротворённостью.

Прочитав произведение, понимаешь, что надо радоваться, не задумываться о прошлом, стремиться в будущее.

Анализ стихотворения Перед весной бывают дни такие Ахматовой

Анна Ахматова в предпочтениях дружбы большую роль отводила общению с мужчинами, к женщинам она относилась немного скептически, так как считала их немного глупыми, завистливыми и корыстными личностями. Это, конечно же, не говорит о том, что она не дружила с женским полом. В ее жизни появилась та, которая стала для нее подругой. Этой женщиной была супруга русского литератора Надежда Чулкова. Именно с Надеждой Анна делилась многим, особенно творческими планами. Это время сыграло положительными моментами для пейзажной лирики поэтессы. Она написала стихотворение "Перед весной бывают дни", которое посвятила подруге Надежде.

Стихотворение было написано в 1925 году, в то время, когда Анна находилась в родовом поместье мужа. Прекрасная весенняя обновленная природа положительно сказалась на работе поэтессы. Достаточно точно, с помощью различных художественных средств Ахматова описывает приближение весны. "Перед весной бывают дни" показывает читателям гениальность творца, отличающегося гениальными замыслами и лаконичностью.

Произведение описывает то время года, где на смену суровой, холодной зиме, приходит теплая, мягкая весна. Хоть видны еще сугробы, это не значит, что природа не готова проснуться от долгого зимнего сна, она так жаждет пробудиться. Сухие, еще холодные деревья готовятся выпускать свои почки, но еще немножко рановато. Все же зима закончилась, чувство тепла пронзает воздух и на душе становится приятно. Для поэта не столь важны детали пробуждения природы, ее больше интересует чувство, то волнение, которое возникает от понимания того, что природа оживает, медленно снимая "зимние оковы". Наблюдая изменения природы, героиня словно приобретает умиротворение, чувствует себя намного счастливее, забывая о всех прежних жизненных проблемах.

Сама Анна признает, что именно в такие дни и она сама, ощущая окружающую действительность, некоторым образом менялась, начинала все воспринимать абсолютно в другом свете. Заново воспринималась окружающая ее действительность, даже привычные обыденные вещи и явления казались немного другими. Стихотворение дает понять, что прошлая жизнь отходит на второй план, на смену ей, постепенно, приходит что-то новое и неизведанное. Судьба приобретает очередной поворот, происходит обновление души.

Ахматова олицетворяет весну с большими душевными переживаниями, которые будто разрывают ее изнутри. Наступает осознание того, что жизнь быстротечна и стоит переосмыслить некоторые свои поступки. Появляются новые надежды, которые дают силы двигаться и жить дальше. Предчувствие перемен природы, ожидание, волнение и радость, это ощущается достаточно глубоко. На первый план выходят чувства наблюдателя за происходящим и радость новым ощущениям. Весна Ахматовой это время осознания всего происходящего, что было и что предстоит пережить. Данное произведение показало критикам, что Анна не ограничивается только любовной лирикой

Своим произведением поэтесса смогла доказать критикам, что своим талантом она не ограничена только любовной лирикой, Анна способна раскрывать даже самые сложные жизненные темы.

Вариант №3

Подруг у Ахматовой было мало. Дружба с женщинами была ей в основном неизвестна, потому что Анна считала их злыми, глупыми, корыстными. Женщины были ей отвратительны. Но была в её жизни одна, с которой Ахматова могла более-менее дружить и даже назвать своей подругой. Это Надежда Чулкова.

Чулкова была женой человека, помогавшего Ахматовой составлять сборники поэзии. Анна без страха могла посвятить Надежду в свои планы насчёт творчества. Однажды у подруг разгорелся спор, и во время него Чулкова предложила подруге написать пейзажную лирику.

Чулкову смущало то, что женщина, у которой есть хороший муж, пишет стихотворения о любви к мужчинам. Более того, эти мужчины были всего лишь выдумкой! Ахматова приняла вызов и написала стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Посвящено оно Надежде Чулковой. О чём это стихотворение?

Сначала идёт описание природы. Описание того, как она ещё отдыхает под снегом. Нет весеннего солнца, и нет смысла пробуждаться от зимнего сна. Деревья сухие, и в то же время они веселы, будто предчувствуют наступление праздника воскресающей жизни. А ветер уже тёплый. Он нежный и упругий, его уже можно назвать весенним.

Затем идёт описание внутренних переживаний. Весна наступает, и пробуждается не только природа, но и душа, и даже тело. Оно настолько лёгкое, что это удивляет. Будто на теле была гора снега, а оно его сбросило.

Дом переменился, и его не узнать. Солнце ли светит иначе или же снег уже начал оттаивать? Даже песня, которая раньше надоела, теперь поётся по-новому. Радость в душе просыпается и стремится наружу. Радость пробуждается и вокруг.

Ахматова описала, как всё живое предвкушает появление весны. Скоро запоют птички, и станет весело и хорошо. Не в первый раз происходит это чудо. Наступает весна, будьте готовы.

6 класс по плану, кратко вывод

Картинка к стихотворению Перед весной бывают дни такие

Популярные темы анализов

  • Анализ поэмы Лермонтова Мцыри

    Каждый второй писатель XIX века обращался к теме Кавказа и его великолепной природы. Чарующая местная атмосфера не оставила равнодушным и Михаила Лермонтова. Можно сказать, что он был поражен местностью даже больше чем кто-либо.

  • Анализ стихотворения Северянина Увертюра

    Интересна история создания этого стихотворения. Оно было написано в 1915 году. Оно полностью отражает дух того времени. Смутное, непонятное, оно так и подталкивало уйти в другие миры, другие измерения. Или отправиться на фронты

Анна Ахматова никогда не отличалась большой любовью к женщинам, неизменно предпочитая проводить время в мужском обществе. По ее собственным словам, большинство представительниц женского пола слишком завистливы, глупы и корыстны. Да и собратьев по творческим интересам поэтессе было намного легче найти среди мужчин, составляющих основу литературных кружков ее времени.

Однако для одной женщины она всегда делала исключение, считая ее интересным собеседником и творческим человеком. Близкой приятельницей поэтессы стала Надежа Чулкова, супруга известнейшего русского издателя 19-го века Михаила Дмитриевича Чулкова.

Супруги Чулковы имели свой литературный салон, в котором регулярно собирались выдающиеся писатели и другие творческие деятели. На одном из таких собраний Чулкова упрекнула Ахматову в том, что она пишет исключительно о страсти к мужчинам, причем к тем, которых создало воображение самой поэтессы.

По словам Чулковой, настоящий писательский талант многогранен. Для его развития необходимо прибегать к различным темам, оттачивая и совершенствуя свой дар. Для Ахматовой эти слова прозвучали как вызов ее творческим способностям. Она пообещала создать стихотворение на тему пейзажной лирики, демонстрирующее ее состоятельность и в других областях литературного жанра.

Летом 1915 года, находясь в поместье, принадлежавшем супругу поэтессы, Николаю Гумилеву , Ахматова пишет стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» Это произведение ясно показало ее критикам, что талант поэтессы не ограничен любовной лирикой, а способен творить на самые разные темы.

Основная идея и эмоциональный лейтмотив произведения

Рассказывая о наступлении весны, поэтесса не посчитала нужным описывать изменения, происходящие в природе. Намного важнее для Ахматовой чувства, которые она испытывает, глядя на пробуждение природы. В такие дни, как отмечает она в начале стихотворения, ее мировосприятие меняется, она чувствует себя обновленной и счастливой, забывая о том, что все жизненные обстоятельства остались прежними.

Радостное предвкушение перемен Ахматова передает, рассказывая о природе, которая ждет весну. Еще не побежали ручьи, а на полях, как и прежде, лежит снег. Но уже сам воздух изменился, ветер стал теплым и упругим. Ожидание для поэтессы намного радостнее, чем сам приход весны. Напряженное предчувствие перемен созвучно с состоянием лирического героя произведения, чувствующего в такие дни волнение и радость.

Но Ахматова не стремится подробно описать окружающую ее природу. Для характеристики дней, радующих ее, ей достаточно всего 2–3 строк. Она не художник-пейзажист, ей важно схватить самую суть, создать набросок, показать, как это время меняет характер ее героя.

Большая часть произведения рассказывает именно о чувствах наблюдателя. Он смотрит другими глазами на окружающие его предметы. Дом, к которому он привык, кажется ему новым и необычным. Герой не узнает себя, удивляется и радуется новым ощущениям.

В эти дни к поэтессе приходит осознание того, что жизнь не стоит на месте, делая очередные витки согласно законам природы. Прошлое безвозвратно уходит, даже старая песня, «та, что прежде надоела» , обретает новый смысл и звучит по-другому. Все переживания, беспокоящие героя, уходят, уступая место другим, светлым чувствам.

Композиционные особенности стихотворения

Несмотря на краткость произведения (8 строк), Ахматовой в полной мере удается передать душевное состояние своего героя. Стихотворение вызывает яркие, положительные эмоции. Достичь такого эффекта поэтессе помогает ряд литературных приемов. В своем стихотворении она применяет:

  • Метафоры, которые передают красоту природы. Например - «деревья весело-сухие», «теплый ветер нежен и упруг» .
  • Олицетворения, благодаря которым стихотворение будто «оживает» - «отдыхает луг» , «шумят деревья» и т. д.
  • Анафора, придающая произведению еще большую выразительность - четыре из восьми строчек стихотворения начинаются с союза «и».

Стих написан с использованием парной рифмы. Размер произведения - ямб. Ахматова нередко прибегает к нему при создании своих произведений.

Во многих культурах символ весны связан с обновлением, началом новой жизни. Но Ахматова привносит в старый образ и другое, более глубокое звучание. Для нее весна - не только время созидания, но и этап переосмысления прошлого, попытки воспринять его на новый лад, давая простор новым идеям и чаяниям.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой