Лепка зима в живой природе. Занятие по лепке для детей старшего дошкольного возраста на тему «Образ матушки зимы. Документы для скачивания

Анастасия Линёва

Цели : Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона) . Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения . Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение. Воспитывать аккуратность.

Предварительная работа : рассматривание картин с зимними пейзажами, знакомство со свойствами снега.

Раздаточный материал. Круги из голубого картона диаметром примерно 12-15 см по количеству детей, белый пластилин, стеки, музыкальное сопровождение «Зимушка-зима »

Дети располагаются на ковре вместе с воспитателем. В группу залетела «снежинка » - письмо. Чтение детям письма.

«Здравствуйте, ребята! Я совсем маленькая девочка – Снежинка . Я недавно появилась на свет. Но я знаю, что моя мама – это Матушка-Водица. У нас большая семья. Есть сыновья у Матушки – Водицы, мои братья – Туман, Дождь, Лёд и мы дочки – Роса и Снежинки . У всех детей разные характеры : все мы любим разные времена года (кто весну и лето, кто осень, кто зиму) . Сейчас на улице зима , а зиму любим мы – Снежинки и мой братец Лёд . Моего братца вы сегодня видели. Лёд приходил к вам в гости. А вот сестриц своих я потеряла! Пока мы опускались с неба, подул сильный Ветер, все мои сестрицы разлетелись! Мне очень грустно одной, помогите мне, пожалуйста, найти моих сестриц! Ваша Снежинка .

Еще Снежинка оставила нам описание свих сестриц, давайте послушаем!

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения К . Бальмонта :

Светло-пушистая

Снежинка белая .

Какая чистая,

Какая смелая!

Воспитатель :

Какая снежинка в стихотворении ? (Смелая, чистая, белая.)

Как еще можно описать снежинку ? (Холодная, колючая, блестящая и т. д.)

А давайте немножко поиграем с нашей Снежинкой ? (Давайте)

Физминутка

Мы снежинки , мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки ,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок .

Ребята, но мы же совсем забыли, что у нашей Снежинки несчастье ! Поможем, ребята, найти сестриц, Снежинке ? - (Да)

Давайте мы с вами сделаем вот таких сестричек для нашей Снежинки (показ образца)

Проходи к своим местам.

Дети проходят к своим рабочим местам. Играет мелодия «Зимушка-зима »

Лепка :

Скатываем несколько шариков одинакового размера и раскатываем их в тоненькие колбаски. Воспитатель показывает детям, как на круглом картоне составить из пересекающихся в центре колбасок снежинку и украсить ее короткими колбасками или другим способом.

Итог занятия :

Ребята, посмотрите какие красивые сестрицы Снежинки у нас получились ! Теперь нашей Снежинке не будет так грустно! Все вы большие молодцы!

МБДОУ детский сад комбинированного вида №29
Составила и провела Чуйкина Т. М.
Программное содержание:

— Упражнять детей в составлении рассказов по картинке без повторов и пропусков существенно информации;
— обучать умению придумывать названия картинке;
— обобщать и расширять представления детей о зимних приметах и явлениях;
— упражнять в согласовании прилагательного «Зимний» с существительным в роде;
— развивать мелкую моторику;
— совершенствовать умения выполнять аппликацию с использованием нетрадиционных материалов.

Материал: игрушка «Тетушка Ворона»; красивый конверт с письмом; панно с изображением заснеженной берлоги; пособие «Времена года»; картина «Зимние забавы»; материал для аппликации: по 3 ватных диска разного размера на каждого ребенка, фломастеры, цветной картон для наклеивания, клей, кисти, салфетки, клеенки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент
2. Создание игровой мотивации
Воспитатель обращает внимание на красивый конверт в лапках «Те-тушки Вороны» — хозяйки экологической тропы и предлагает его осмотреть. На конверте в графе «От кого» — загадка. Чтобы узнать от кого письмо, детям необходимо отгадать загадку:
— Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Воспитатель: — А как называется эта снеговая избушка? (Берлога)
Воспитатель: — Посмотрите, вон там далеко в лесу под корнями упав-шего дерева находится берлога, в которой спит наш Мишка!
— Посмотрим, что же он нам пишет.
(Читаю: «Здравствуйте, дорогие ребята! Надеюсь, что Тетушка Ворона принесет мое письмо вам, но я буду уже крепко спать. Дело в том, что лесные звери называют меня соней, лежебокой, говорят, что я всю зиму проспал. А что такое зима? Вы мне поможете узнать?)
Воспитатель: — Как же мы можем помочь медведю? (Высказывания детей).

3. Беседа о временах года

Воспитатель: — Да, ребята, чтобы рассказать медведю о зиме, когда он проснется, нужно самим много знать об этом времени года.
— Скажите, какие вы знаете времена года? (Зима, Весна, Лето, Осень)
— Назовите их по порядку и покажите соответствующие картинки. (Картинки располагаются на магнитной доске)
— А теперь послушайте, что расскажет о зиме….(Маргарита)
— Ах ты, зимушка-зима,
К нам с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
4. Составление рассказов по сюжетной картине «Зимнее забавы»

Воспитатель: — Хоть и сурова зима, а мы все равно ее любим. Давайте посмотрим, что делают дети зимой.
Вопросы по картинке.
— Какое время года изображено на картинке? (на картинке изображена зима)
— Почему вы так думаете? (на земле, на деревьях, на крышах домов ле-жит снег)
— Кого вы видите на картинке? (На картине изображены дети)
— Что они делают? (Они катаются на санках)
— Кого вы видите рядом с ними? (Это мама)
— Посмотрите, что сделали дети из снега? (Дети вылепили снеговика)
— Как вы думаете, весело ли детям зимой? (Детям зимой очень весело)
Воспитатель: — Послушайте, какой получился у нас рассказ:
Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Дети с мамой вышли на улицу. Они сделали из снежных комьев красивого снеговика, а потом стали катать друг друга на санках. Очень весело детям зимой!
Воспитатель: — Давайте послушаем ваши рассказы по этой картине (выслушать 2-3 человека).

5. Физминутка «Лепим снеговика»

Тра-та-та, тра-та-та
Рада снегу детвора!
Хлопают в ладоши
Тра-та-та, тра-та-та
Лепим мы снеговика!
Изображают лепку снежных ком-ков
Ком на ком поставим,
Соединяют руки перед собой, поднимаю вверх

Глазки подведем, Соединяют большие и указатель-ные пальцы и приставляют их к глазам

Нос – морковку вставим, Приставляют к носу кулачок
Шапочку наденем! Кладут ладони на голову
Вот такой снеговичок:
Снежный, белый толстячок! Ставят руки на пояс и качают го-ловой вправо-влево

6. Д/и «Определи первый звук»

Воспитатель: — Не хотят дети уходить домой. Мама зовет их:
— О-о-о-оля!
— У-у-у-уля! Дети определяют первый звук в слове
— И-и-и-игорь!
— А-а-а-аня!

7. Д/и «Зимние вопросы»

Воспитатель: — Мы сейчас будем отвечать на вопросы только одним словом «зимний». Произносить слова-ответы нужно четко и ясно.
День сегодня какой? – Зимний
Погода какая? – Зимняя
Солнце какое? – Зимнее.
Деревья какие? – Зимние.
Забавы какие? – Зимние.
Небо какое? – Зимнее.

8. Художественно-творческая деятельность: аппликация «Снегови-чок»
9.
Воспитатель: — Дети! Я предлагаю сделать подарок мишке – открытки с изображением снеговиков. Его мы будем наклеивать из ватных дисков.
А) анализ образца (обратить внимание на размер дисков и их расположение; дополнительные детали дети изображают фломастерами: глаза, нос, рот, пуговички).
Б) самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя.

10. Подведение итогов

Воспитатель: — Красивые и веселые у вас снеговики. Мы их аккуратно положим в коробку, а Мишке прочитаем «засыпалочку»:

Зимний сон по лесу бродит, Дети идут по кругу
Все в порядок он приводит Разводят руки в стороны, выполняют повороты
На берлогу набросал Имитируют «бросание снега»
Белый снег пушистый
Пусть присниться мишке мед
Сладкий, золотистый Складывают ладошки друг с другом, при-кладывают к щеке

Воспитатель: — О каком времени года мы сегодня разговаривали?
— Так что же мы можем рассказать Мишке об этом времени года?

  • Цели:

    Образовательная:

    Уточнить знания детей о зимних природных явлениях;

    Закрепление знаний художественных выразительных средств (интонация), закрепить умение выразительно читать стихотворения;

    Учить отгадывать загадки;

    Обогащать активный словарь детей;

    Совершенствовать умение детей лепить предметы, состоящие из шаров разной величины.

    Развивающие :

    Развивать мышление, связанную речь, творческое воображение.

    Воспитательные :

    Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

    Материал:

    Картины с изображением зимы, игрушка снеговик, конверт с загадками, пластилин, дощечки для лепки, медальоны виде снежинок.

    Предварительная работа :

    Заучивание стихотворений о зиме, экскурсии по территории детского сада, беседы о зимних признаках.

    Ход занятия :

    Ребята сегодня мы ещё раз с вами поговорим о зиме. Зима прекрасное время года. Ребята, а какие вы знаете признаки зимы? Зимой сильные морозы. Часто идёт снег. Зимой большие сугробы снега. Речка замерзает и покрывается льдом. На деревьях иней.

    Да ребята правильно это всё признаки зимы. А какой первый месяц зимы? (декабрь)

    Второй месяц зимы? (январь)

    Третий месяц зимы? (февраль)

    Да правильно это три месяца зимы. Ребята, а мы с вами учили стихи о зиме и зимних месяцах. Сейчас нам Лиза расскажет стих, а мы послушаем и скажем о каком месяце она рассказала. Утром рано в декабре,

    Первый снег уж на дворе.

    Расчищаем мы дорожки,

    В тёплой меховой одёжке.

    А каком месяце рассказала Лиза? (о декабре). Правильно ребята в декабре высыпает первый снег. Становится холодно и мы одеваем тёплую одежду.

    А сейчас Лиля расскажет стихотворение.

    Открываю календарь-

    Начинается январь.

    В январе, в январе

    Много снега на дворе

    Снег на крыше, на крылечке

    Солнца в небе голубом

    В нашем доме топят печки,

    В небо дым идёт столбом.

    Про какой месяц рассказала Лиля? (о январе). Почему вы так решили? (С января начинается новый год. В январе много снега). Правильно, молодцы дети.

    Ещё Максим расскажет стихотворение.

    Дуют ветры в феврале,

    Воют в трубах громко.

    Змейкой мчится по земле

    Лёгкая позёмка

    Поднимаясь мчатся в даль

    Самолётов звенья

    Это празднует февраль

    Армии рожденье.

    А это стихотворение про какой месяц? (февраль). Да правильно в феврале, дуют ветры, на земле позёмка и праздник 23 февраля день защитников Отечества.

    Молодцы мы вспомнили стихи, а в какие игры мы играем зимой? (Катаемся на санках, на коньках, на лыжах, играем в снежки и лепим снеговика).

    Вот как много интересных занятий зимой.

    Ой, ребята, кто – то стучится.(Вношу снеговика).

    Ребята, это снеговик к нам пришёл.

    Здравствуйте ребята, как у вас тут весело, а мне скучно стоять на улице одному вот я и решил к вам прийти. А что вы делаете?

    Мы говорим о зиме.

    Ребята, а у меня есть вот загадки. Отгадаете их?

    Давай попробуем.

    Вот уж месяц снег идёт,

    Скоро встретим новый год,

    В снежной спячке вся природа

    Подскажи те время года? (зима)

    С неба он летит зимой,

    Не ходи теперь босой,

    Знает каждый человек,

    Что всегда холодный…(снег)

    Что за звёздочки сквозные

    На пальто и на платке?

    Всё сквозные вырезные.

    А возьмёшь - вода в руке. (снежинки)

    Выпал снег чистейшей пробы

    Из него везде…(сугробы)

    С метлой в руке,

    С ведром на голове

    Стою зимой я на дворе. (снеговик)

    Вот какие молодцы все загадки отгадали.

    А у нас есть ещё интересная игра « Зимушка – зима»

    Физкультминутка «Зимушка – зима».

    Здравствуй зимушка – зима (кланяется)

    Что в подарок принесла? (руки в стороны)

    Белый снег пушистый (приседаем, проводим по воображаемому снегу)

    Иней серебристый (руки в верх)

    Лыжи, санки и коньки (имитируют движения)

    И на елке огоньки! (делают фонарики)

    Вот какая весёлая игра.

    Да у вас весело, а мне одному скучно.

    Ребята, а давайте слепим для снеговика друзей снеговиков. Садитесь за столы на свои места.

    Но прежде чем лепить разомнём пальчики.

    Пальчиковая гимнастика. «Зимняя прогулка».

    (Загибаем пальчики по одному.)

    Раз, два, три, четыре, пять

    ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками.)

    Мы во двор пришли гулять.

    ("Лепим" комочек двумя ладонями.)

    Бабу снежную лепили,

    (Крошащие движения всеми пальцами)

    Птичек крошками кормили,

    (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

    С горки мы потом катались,

    (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

    А ещё в снегу валялись.

    (Отряхиваем ладошки)

    Все в снегу домой пришли.

    (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

    Съели суп и спать легли.

    Молодцы, а теперь давайте лепить снеговиков. Вспоминаем, что снеговик состоит из трёх шариков (большой, поменьше и самый маленький), слепите шапочку из коричневого пластилина, нас, глазки, а из веточек палочек сделаете руки снеговику.

    Дети лепят снеговиков.

    Вот какие снеговики получились, поставим их на поднос возле снеговика. Теперь тебе не будет скучно.

    Спасибо ребята, а у меня тоже есть для вас подарки, что бы вы помнили о зиме вот такие снежинки медальоны.

    Спасибо снеговик, оставайся с нами посмотришь, как ребята проводят время в детском саду.

    Ребята, скажите, что мы сегодня делали? Беседовали о зиме и зимних забавах. Рассказывали стихи, отгадывали загадки, играли, лепили снеговика.

    Молодцы ребята, но зима закончилась, и давайте с ней попрощаемся. Скажем до свидания Зимушка – зима, до встречи через год.

    Цель:

    Формирование у детей универсальных умений средствами творческой деятельности на основе ранее выработанных знаний, умений и навыков в области искусства дизайна.

    Задачи:

    1. Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников; проследить взаимосвязь живой и неживой природы, времен года.

    2. Использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа «Волшебница Зима»

    3. Развивать познавательный интерес, творчество, фантазию, воображение; формировать способность видеть красоту окружающего мира.

    4. Воспитывать культуру видения диалога; умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры.

    Методы и приемы: беседа, рассказывание стихотворений, рассказ с использованием иллюстраций, использование эпитетов и сравнений.

    Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций картинок и открыток с образами красавиц. Рисование образа зимы на картине. Заучивание стихотворений о зиме и явлениях природы.

    Материал: Цветной картон, пластилин, бисер, пайетки, елочный дождик, бусины, дощечки, стеки, рамки для работ; открытки с образами зимы.

    Ход занятия:

    В: – Какие времена года вы знаете?

    В: - Тройка, тройка прилетела,

    Скакуны в той тройке белы,

    А в санях сидит царица –

    Белокожа, светлолица.

    Как махнула рукавом –

    Все покрыла серебром!

    В: - Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?

    В: - Почему зиму называют царицей?

    В: - Как вы думаете, почему мы можем сказать о зиме «белокожа», «светлолица»? Почему?

    В: - На какой тройке прилетела зима?

    В: - Что за скакуны в этой тройке?

    В: - Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия?

    В: - Да, зима – царица трех месяцев: декабрь, январь, февраль. Какой зимний месяц сейчас?

    В: - Январь – средний месяц, самый студеный. Может ли зима быть разной по своему характеру? Опишите характер зимы (студеный, суровый, ветреный, ледяной, снежный, морозный, солнечный, вьюжный).

    В: - У нас, в России зимы могут быть разными, но в основном они морозные, снежные и студеные. Мы любим зиму и часто говорим о ней, как о человеке. Ведь недаром поэты и писатели называют зиму: матушка-зима, кудесница – зима, чаровница, волшебница – зима, седая зима, ледяная королева. И когда мы слышим эти эпитеты в своем воображении, рисуем портрет зимы с ее характером.

    Что такое портрет?

    В: - Портрет – это жанр изобразительного творчества, где воспроизводится облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир, характер.

    Динамическая пауза

    1. Белые-белые (руки подняли вверх, потянулись)

    3. Елочки-елочки (приседания с опущенными руками)

    4. Во дворе-во дворе (поворот туловища вперед слева на право с вытянутыми руками)

    5. Скользкие-скользкие (имитация скольжения ногами)

    7. Горочки-горочки (приседания)

    8. Во дворе-во дворе (поворот туловища вперед слева на право с вытянутыми руками)

    В: - На предыдущем занятии мы рассматривали иллюстрации открыток и картин с изображением женских образов. Обращали внимание на элементы костюмов, головные уборы. Сделали заготовки работ с изображением зимушки-зимы.

    Сегодня мы будем превращать придуманный образ в реальное изображение. Посмотрите внимательно на материалы, из которых вам предстоит создать образ Волшебницы-зимы, и приступайте к работе.

    В: - Проявите свой талант, знания и умения. Покажите нам свой подход к решению этой работы и свою фантазию. Портреты Волшебницы зимы должны получиться красивыми, и мы сможем украсить ими стенды детского сада, чтобы гости и другие дети могли полюбоваться ими.

    По окончанию задания работы детей вставляются в рамки и вывешиваются на мольберты.

    Дети рассказывают о своих работах. В качестве усиления эффекта 2-3 ребенка читают стихотворения:

    1. Королева ледяная

    Нет ее белей на свете,

    И ее сопровождает

    Северный холодный ветер.

    А за ней бегут вдогонку

    Вьюга колкая поземка

    И несутся, словно змеи

    Серебристые метели.

    2. Ах ты, русская молодка

    Раскрасавица – душа.

    Белоснежная лебедка,

    Наша матушка – зима!

    В белом чистом сарафане

    Из серебряной парчи.

    На тебе горят алмазы,

    Словно яркие лучи.

    3. Уж как шла зима по тропиночке

    Рассыпая по лесам свои льдиночки.

    И снежинки в кружевах раскидала все.

    Превратила в сказку снежную

    Жизнь на всей земле.

    • Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.
    • Развивать глазомер чувство формы.
    • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, желание помочь ближнему.

    Предварительная работа:

    Лепка снеговика на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением снеговика, чтение стихов о снеговике, загадывание загадок.

    Материал:

    Пластилин белого цвета;

    Цветной пластилин для шапочки;

    Дощечки для лепки;

    Зубочистки для рук снеговика;

    Иллюстрации с изображением снеговика;

    Ход занятия:

    Воспитатель : Ребята, какое сейчас время года наступает?

    Дети: Зима.

    Воспитатель: Вы любите зиму?

    Дети: Да.

    Воспитатель: За что вы любите зиму?

    Дети: Зимой можно кататься на санках, на коньках.

    Воспитатель: Зима - прекрасное время года. Зимой можно путешествовать. Вы хотели бы отправиться на зимнюю полянку?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Тогда в путь.

    На полянку мы идем

    Тихо падает снежок

    (Дети шагают)

    Кружатся снежинки,

    Белые пушинки

    (Дети кружатся)

    Полетели, понеслись

    (Дети побежали)

    И под елку улеглись,

    Тихо спят снежинки,

    Белые пушинки.

    (Дети приседают, закрывают глаза)

    Но подул тут ветерок,

    Закружился наш снежок

    Кружатся снежинки,

    Белые пушинки.

    (Дети кружатся)

    Воспитатель: Вот мы оказались на поляне. Посмотрите, какая красивая елочка. Кто же тут спрятался под елочкой? Надо отгадать загадку.

    Меня не растили

    Из снега слепили

    Я жить на холоде привык

    Кто же это? (Снеговик)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите какой снеговик спрятался под елочкой. Давайте поздороваемся с ним? Снеговик хочет нам что-то сказать.

    Снеговик сказал, что он один и ему скучно. Как мы можем ему помочь?

    (Ответы детей).

    Давайте сделаем для него много друзей?

    (Дети садятся за столы)

    Воспитатель: Из чего состоит снеговик?

    Дети: Из комочков

    Воспитатель: Комочки одинаковые по величине?

    Дети: Один большой, другой поменьше

    Воспитатель: Что еще есть у снеговика?

    Дети: Руки.

    Воспитатель: Руки какой формы?

    Дети: Овальной.

    Воспитатель: Что у снеговика на голове?

    Дети: Шапочка.

    Воспитатель: Ребята, у снеговика один большой ком, другой поменьше и руки.

    Воспитатель: Что осталось слепить?

    Дети: Руки.

    Воспитатель: Руки мы сделаем из наших зубочисток.

    Из мелких деталей мы сделаем, глазки, рот и нос.

    А сейчас давайте погреем наши пальчики.

    Наши пальцы сжались тесно

    Что такое? Интересно!

    Видно им прохладно стало,

    Их укроем одеялом

    Сейчас тихонечко приступили к работе.

    Документы для скачивания: