Конфликт в Сирии: стороны, с чего всё началось. Конфликт в сирии

1. Введение

Сирийский конфликт, или как утверждают некоторые обозреватели «сирийская война», предстаёт перед нами как полный набор всевозможных конфликтов: социальных, религиозных, внутриполитического и внешнеполитического характеров. Конфликтную ситуацию дополняет тяжёлая экономическая ситуация в стране, высокий уровень дифференциации населения и, конечно, прошлый опыт «арабской весны».

На довольно унылом фоне разворачивается вооружённое столкновение, что называется, в лучших традициях холодной войны. Как и прежде, сирийский конфликт иллюстрирует розыгрыш геополитической карты. С одной стороны Сирия – это верный и, наверно, единственный союзник на ближнем восходе. С другой – диктаторский режим, нуждающийся в немедленном свержении для формирования «опорной площадки» для будущих кампаний.

Сложность рассматриваемого конфликта также заключена в отсутствии какого-нибудь компромиссного решения для обеих сторон, что, возможно, единственное, с чем согласны все обозреватели, анализирующие конфликт. Насколько правомерно вмешательство иностранных игроков во внутриполитические события государства и как можно оценить использование иностранного вооружения против своих же граждан? Как посадить стороны за стол переговоров? На эти вопросы так и не смогли ответить уполномоченные представители Лиги Арабских Государств и Организации Объединённых Наций.­

В данной работе была сделана попытка проанализировать и представить все возможные точки зрения в отношении Сирийского конфликта, а также выявить основные тенденции для понимания его дальнейшего развития.

2. Определение и ход конфликта

Гражданская война в Сирии – массовые антиправительственные волнения и беспорядки в разных городах Сирии , направленные против президента страны Башара Асада , а также на прекращение почти пятидесятилетнего правления партии Баас , которые осенью 2011 года переросли в открытое вооружённое противостояние. Так называемый сирийский конфликт является частью более широкой «Арабской весны» – волны социальных потрясений по всему арабскому миру .

Среди субъектов конфликта можно выделить внутриполитические: с одной стороны - Президент Сирии Башар Асад; Вооруженные силы Сирии; ПАСВ (Партия арабского социологического возрождения), с другой стороны: Национальный совет Сирии (Syrian National Council); Свободная армия Сирии (Free Syrian Army). А также внешнеполитические: КНДР, Иран, Россия, Венесуэла; с другой стороны: США, Великобритания,Франция, Саудовская Аравия, Катар, Ливия.

Правительственные силы состоят из армии и многочисленных спецслужб, так же их поддерживают движение Хезболла и т.н. «шабиха» - полувоенные формирования «помощников», формирующиеся из полууголовных элементов (щегловин новая сирия). Руководящим органом повстанцев является Сирийский национальный совет; крупнейшей боевой организацией, воюющей против правительства, является Свободная армия Сирии. Кроме того, поступают сообщения о том, что на стороне повстанцев воюют боевики Аль-Каиды и других террористических организаций, а так же иностранные наемники.

В январе 2011 г. во многих странах Северной Африки и Ближнего Востока произошли крупные волнения, в результате которых в частности ушли в отставку президент Туниса и президент Египта, а в Ливии конфликт между повстанцами и силами, лояльными Муаммару Каддафи привел в военному вмешательству ООН. На волне событий арабской весны в Сирии начались митинги с требованием отмены чрезвычайного положения и политических реформ.

Уже в марте волнения переросли в столкновения с полицией. Башар Асад отправил в отставку губернатора провинции Дараа. Вскоре было отменено положение в конституции Сирии, которое объявляло партию ПАСВ или «Баас» «руководящей и направляющей в обществе и государственном управлении, также президентом страны была принята отставка правительства Сирии. Позже было отменено чрезвычайное положение в Сирии, действовавшее в стране с 1962 года. Однако, несмотря на данные уступки сирийского руководства, накал событий продолжал расти, в том числе наблюдался рост числа жертв.

В мае 2011г. в качестве одной из первых попыток разрешить конфликт США и ЕС вводят санкции в отношении Сирии (запрет экспорта оружия, заморозка счетов, лишение права на въезд чиновников сирийского правительства). Август 2011г. обозначился внутренними изменениями в политической системе Сирии – Башаром Асадом был подписан декрет о введении многопартийности.

В сентябре произошла попытка урегулирования конфликта – на совете безопасности ООН был внесен проект резолюции (США, Великобритания, Франция, Португалия). Россия и Китай наложили вето. Причиной было определено отсутствие в резолюции пункта, исключающего вооруженное вторжение в Сирию.

В ноябре было решено приостановить членство Сирии в Лиге арабских государств, против страны также были введены экономические санкции.

Декабрь 2011 г. – новая попытка урегулирования конфликта – Сирия согласилась на сотрудничество с ЛАГ, предложившей мирный план (вывод правительственных войск из городов и освобождение политзаключенных). На территорию страны были допущены наблюдатели, однако вскоре, в связи с ростом насилия ЛАГ свернула миссию наблюдателей.

В феврале 2012 г. осуществилась еще одна попытка урегулирования конфликта, однако Россия и Китай снова наложили вето на новый проект резолюции совета безопасности ООН по Сирии, предложенный Марокко. Причина: «односторонние выводы об исключительной ответственности сирийского правительства за эскалацию насилия в стране».

Башар Асад одобрил проект конституции, согласно которой страна отказывалась от ранее законодательно закрепленной ведущей роли партии «Баас». Состоялся референдум, по которому документ поддержало 89 % избирателей.

Март 2012 г. – саммит ЕС признал Национальный совет Сирии «легитимным представителем сирийцев»;

В мае состоялись внеочередные парламентские выборы, в которых впервые принимали участие несколько партий, по результатам которых 73 % депутатских мандатов получили сторонники Башара Асада. Оппозиция бойкотировала, как референдум, так и парламентские выборы.

16 июля представители ССА объявили, что в 20 часов по местному времени начнётся массовое наступление на регулярные войска и вооружённые отряды (в том числе «Хизбалла » и Стражи Исламской революции) поддерживающие правительство. Повстанцы называют наступление на Дамаск операцией «Дамасский вулкан ».

Операция привела к убийству Министра обороны Сирии Дауд Раджиха в результате теракта, осуществлённого террористом-смертником в здании местной службы безопасности в Дамаске . Ранения получили ещё несколько министров. Хиллари Клинтон призвала мировое сообщество оказать давление на Россию вопросе подписания предложенной странами Запада резолюции по Сирии. Госсекретарь США считает, что Россия должна подписать документ, который предусматривает жёсткие санкции против президента Башара Асада. Москва обещает заблокировать проект. В российском проекте санкции не упоминаются, при этом Москва предлагает продлить на три месяца мандат миссии наблюдателей ООН в Сирии, истекающий 20 июля. Недовольство проектом Клинтон также выразил Китай. Накаленная обстановка привела к единогласному решению Совета Безопасности ООН о продлении миссии наблюдателей ООН в Сирии на 30 дней. В последствии военных столкновений в Дамаске, Лига арабских государств (ЛАГ) призвала президента Сирии Башара Асада покинуть свой пост «ради спасения страны», а оппозицию и Свободную сирийскую армию начать формирование переходного правительства национального единства.

Следующий этапов противостояния можно выделить битву за Алеппо. Повстанцы объявили о начале кампании по захвату второго по числу жителей города страны, её делового центра –Алеппо . Вооружённые отряды оппозиции вели бои с правительственными войсками в предместьях этого города. На северном направлении им удалось пробиться в пределы городской черты и приступить к штурму местной штаб-квартиры органов госбезопасности. 24 июля Официальный представитель Сирийского национального совета Джордж Сабра заявил, что оппозиция готова согласиться на временную передачу власти в стране одному из соратников президента Башара Асада . 26 июля Повстанческая Свободная армия Сирии заявила, что захватила контроль над половиной города Алеппо. 28 июля Сирийская армия начала контрнаступление на Алеппо.

2 августа Кофи Аннан подал в отставку с поста спецпосланника ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) по Сирии в связи с безрезультатностью предложенного им мирного плана по разрешению сирийского кризиса.

В декабре 2011 возникает новая повод для столкновения – боевики заявляют, что в ближайшее время начнут производство химического оружия - нервно-паралитического газа.

6 января 2013 Президент Сирии Башар аль Асад по национальному телевидению обратился к сирийскому народу, призвал сплотиться против боевиков (оппозиционеров), финансируемых Западом. Также он предложил провести в стране новые выборы, по итогам голосования сформировать коалиционное правительство, объявить всеобщую амнистию и т. п.

30 января руководитель Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии шейх Ахмед Муаз аль-Хатиб выразил готовность провести прямые переговоры об урегулировании вооруженного конфликта с представителями президента Башара Асада.

12 февраля число жертв в войне в Сирии (по данным ООН) превысило 70 000 человек. 25 марта ООН сокращает по соображениям безопасности своё присутствие в Сирии. 8 апреля группе экспертов ООН, расследующих факты применения химического оружия, отказано в возможности работать в Сирии.

25 апреля министр обороны США Чак Хейгел заявил что власти Сирии вероятно применяли химическое оружие. По его словам к таким выводам пришла американская разведка.

Если отойти от хронологии конфликта и обратиться к аналитике, то можно выделить три стадии процесса, однако эксперт описывал данные этапы лишь в конце 2012 г.

Первая стадия - начало-середина 2011 года. В этот период на территорию Сирии были отправлены иностранные «миссионеры» с немалыми финансовыми ресурсами, организующие демонстрации протеста, подстрекающие к столкновениям с полицией, налетам на государственные учреждения и полицейские участки. В ходе демонстраций они же устраивали провокации, целью которых было пролитие крови - и именно в этот период количество жертв среди сотрудников полиции в разы превышало количество погибших демонстрантов и гражданских лиц.

Второй этап начался, когда «миссионеры» превратились в «вербовщиков», начав вербовочную работу среди маргинальных групп населения. Стоит отметить, что экономическая ситуация в Сирии в период 2008-2010 годов сложилась крайне тяжелой - жестокая трехлетняя засуха привела к массовой миграции с севера страны, сотни тысяч беженцев-палестинцев, проживающих на территории Сирии и около полумиллиона беженцев-суннитов из Ирака представляли и до сих пор представляют крайне питательную почву для подобного рода вербовки. Второй этап конфликта привел к тому, что численность противостоящих власти людей, готовых и способных на разрушение государства, грабежи, насилие, убийства, резко - буквально на порядок - возросла в течение полугода.

Наконец, третья стадия процесса началась ближе к концу 2011 года. Произошел резкий сдвиг ситуации - завербованные грабители, насильники, уголовники стали сбиваться в группы и группировки, в которые немедленно пошло внедрение опытных руководителей - как из числа иностранцев, так и из числа местных уголовных авторитетов. Произошла структуризация банд подполья, начались поставки оружия и захват его на территории страны. В это же время на территории Ливана и Турции началось создание лагерей подготовки, в которые начали прибывать граждане исламских стран, завербованные для борьбы с кровавым режимом.

3. Причины сирийского конфликта

Разобравшись с ходом событий, необходимо разъяснить причины конфликта, а также рассмотреть интересы и участие в нем как внутренних, так и внешних субъектов. Согласно докладу эксперта ООН, причины сирийского конфликта разделяют на внутриэкономические и внешнеэкономические. Эксперт указывает на отсутствие причин внутриэкономических, так как «…по состоянию на конец 2010 г., основные национальные макроэкономические показатели смотрелись весьма неплохо на фоне среднемировых… Сирия, хотя и испытывает серьезные трудности в экономическом отношении, тем не менее, развивается темпами, которые удерживают ее от сваливания в застой и уберегают от кризисных ситуаций национального масштаба».

Что же касается внешнеэкономических, то среди них выделили: строительство газоперерабатывающих заводов и сети нефте- и газопроводов связывающих Египет, Иорданию, Сирию, Иран, Ирак, Азербайджан. В подобных абмициозных проектах участие американских и западноевропейских компаний не предусматривалось. Предпочтение отдавалось российской компании. Таким образом, в данном регионе увеличивалась роль Ирана, Сирии, Турции и России.

Также среди причин эксперт ООН выделяет и религиозные противоречия: конфликт между суннитами и аллавитами.

Однако, совершенно иного мнения о причинах конфликта другие исследователи сирийской проблемы. В основном внимание обращается на две причины: социально-экономическая и религиозная, и именно в их переплетении и заложены основы сирийского кризиса. Первая означает низкий уровень жизни и экономической ситуации в стране, не смотря на положительные показатели представителей ООН.

Что касается религиозной причины – здесь дело обстоит намного сложнее. Конфликт между алавитами и суннитами, если шире – шиитами и суннитами или, еще шире – христиан с мусульманами сводится на нет.

Конфронтация заложена на ином уровне. Со времен французского влияния и дальнейшего социалистического курса страны часть общества значительно отошла от ислама и сохраняет лишь формальную связь с религией. Как правило, это представители правящих кругов и среднего класса, госаппарата, интеллигенция, люди, получившие европейское образование, коммунисты, атеисты, прозападные либералы и т.д. К ним примыкают религиозные меньшинства – христиане, друзы и алавиты, в среде которых в основном религия так же не играет глобальной роли. Вся совокупность может по-разному относится к политике партии БААС, но она едина в одном – светский характер сирийского государства ни в коем случае не должен быть изменен. Если в начале сирийских событий часть либералов и была настроена оппозиционно, то в данный момент они поддерживают действующее правительство, чему послужили события в Ливии, Египте, Тунисе а так же в самой Сирии. На скорую руку сбитый оппозиционный Сирийский Национальный Совет (СНС), который заявляет о приверженности идеям демократии и либерализма, на события внутри страны не влияет и Сирийскую Свободную Армию (ССА) практически не контролирует. Сам же СНС состоит из эмигрантов и политических беженцев, давно утративших реальную связь с родиной и не пользуется практически никакой популярностью среди сирийцев.

Как правило, светски настроенные сирийцы проживают в основном в крупных городах, больше всего, что естественно, в Дамаске, Алеппо, Латакии, именно здесь уровень жизни и образованности гораздо выше. Именно здесь у ССА почти нет социальной базы, в отличие от более мелких городов и сельской местности, где чаще всего восстания и возникают. Как раз на периферии недовольство экономической ситуацией, подогреваемое религиозными лозунгами максимально высоко. Что касается стран Персидского залива, то они лишь воспользовалась данной социально-религиозной дифференциацией сирийского общества и профинансировали дальнейшую радикализацию этих слоев населения с целью достижения своих собственных интересов. Интересы эти отнюдь не связаны с восстановлением исламского халифата а более прозаичны – к примеру, налаживание поставок нефти и газа в Европу через территорию Сирии.

Другой взгляд на проблему принадлежит Ю.Щегловину, который оценивает развитие действий в Сирии с точки зрения религиозного противостояния. Он отмечает: «Типичная картина заключается в том, что обычно в черте одного города или населенного пункта центр сопротивления сосредоточен в суннитских кварталах, при этом алавитские или христианские кварталы сохраняют спокойствие. В том же Хомсе вооруженное сопротивление сконцентрировано в восьми суннитских кварталах, между тем как два алавитских войной фактически не затронуты».

Также он замечает и особое положение алавитской общины, которая также начинает оказывать противодействие центру. Ранее лояльная Башару Асаду «алавитская» Латакия также «отметилась» рядом протестных выступлений. В частности, алавитские демонстрации протеста против центральных властей были зафиксированы в пригородах Латакии Мошкита, Демсархо, Бескази. Они были немногочисленны, но что принципиально - в них участвовали алавиты. Это может косвенно указывать на начало расслоения внутри этой общины. Однако действия алавитской общины определены опасениями в отношении перспектив своего физического выживания в случае ухода Асада. И здесь его фигура рассматривается именно в контексте гаранта этой безопасности, какие бы личные симпатии или антипатии к нему те или иные представители алавитской общины не испытывали. По мнению Щегловина, тем же объясняется лояльность режиму в своей основной массе со стороны христиан, армян, черкесов и курдов. В последнем случае имеется еткая линия поведения на соблюдение нейтралитета, которая поддерживается и руководством иракских курдов в лице Масуда Барзани.

4. Интересы других государств

Интересы внешнего мира в сирийском конфликте также противоречивы. В целом можно выделить две точки зрения – прозападную либерально-демократическую и антизападную, на почве которой прекрасно сходятся различные силы, от националистов до коммунистов.

Позиция либеральных сил в целом совпадает с позицией западных стран и сводится к тому, что угнетенный тираном сирийский народ борется за свободу и демократию с тоталитарным режимом. Данный взгляд априори предполагает порицание любых действий со стороны властей, даже направленных на стабилизацию ситуации в Сирии, а подавление вооруженных полубандитских формирований становится «борьбой с собственным народом».

Подобную точку зрения можно легко поддавать критике, ведь странам Ближнего Востока чуждо понятие демократии и любая европейская, или же западная идеология столкнется с устоявшимися принципами шариата. Если даже под внешним давлением и проводятся действительно демократические выборы, эти выборы становятся последними демократическими, к власти приходят либо исламисты либо военные и непременно устанавливают такой же авторитарный строй.

Антизападная позиция часто переходит в теорию заговора, согласно которой США стремятся установить контроль над еще одной страной, кроме этого ликвидировать единственного в регионе союзника Ирана перед будущей с ним войной. Также ее главной целью считают вытеснение с Ближнего Востока России. Данная позиция также может быть оспорена, так как Сирия не интересна для США ни со стратегической, ни с экономической точек зрения.

Другие представители этой теории считают, что политические и военные акции оппозиции в Сирии происходят в первую очередь по инициативе и при финансовой, военной поддержке Саудовской Аравии и Катара, США же лишь лоббируют их политические интересы на международной арене. Несомненно это так, так же как и то, что Россия поддерживает правительство Сирии по всем тем же пунктам ввиду своих интересов. Свои интересы здесь есть и у Турции, и у Израиля и у Ирана.

Следует отметить, что без внутренней поддержки в самой Сирии любая инициатива внешних сил была бы обречена на провал. Не стоит воспринимать сирийскую оппозицию лишь как бандитов, так же как и не стоит воспринимать правительственные войска как миротворцев.

Ни для кого не секрет, что сила сирийской оппозиции – в разнообразной по форме внешней поддержке. «Революция» была бы обречена на поражение без постоянного притока иностранной помощи оппозиционерам (деньги, оружие, боеприпасы) и внешнего вмешательства (постоянный приток «революционеров» из-за рубежа – в основном из арабских стран). Особое значение имеет мощная политическая поддержка США, Великобритании, Франции, стран ССАГПЗ, Турции. Вооруженные формирования непримиримой сирийской оппозиции представлены силами «Сирийской свободной армии» (ССА насчитывает, по разным оценкам, от 3 тыс. до 100 тыс. бойцов; состоит по преимуществу из суннитов, которые дезертировали после начала волнений из армии Сирии; постоянно пополняется джихадистами из Ливана, Ирака, Туниса, что власти этих стран не раз признавали официально), радикальных исламистов из движения «Джабхат ан-Нусра» (около 5 тысяч обученных и хорошо вооруженных бойцов) и отрядами разрозненных джихадистских групп.

А.Федорченко также придерживается мнения о религиозном факторе разжигания событий в Сирии. Он разделяет исламистские движения за пределами Сирии на три группы: «Братья-мусульмане», салафиты и джихадисты. При всех идейных и организационных различиях среди них в данном случае следует выделить джихадистов – сторонников насилия и противников любых элементов электоральной демократии и плюрализма. Именно они составляют основу «Джабхат ан-Нусра» и более мелких джихадистских групп, противостоящих армейским частям и силам безопасности САР. Растущие по численности джихадистские группировки, состоящие из боевиков, прибывающих в Сирию из других арабских стран, Турции и даже Европы все больше выступают в качестве отдельной, неконтролируемой силы.

Следует признать, что в определенной степени сам сирийский режим способствовал формированию радикальных исламистских течений на территории страны - много лет он предоставлял убежище разного рода экстремистским и террористическим организациям. В обмен на приют исламисты не беспокоили местные власти, действуя за пределами Сирии, в том числе против американских войск в Ираке и антисирийских политиков в Ливане, участвовали в операциях против Израиля. Здесь просматривается прямая аналогия со взаимоотношениями США и радикальных исламистов, тем более что с началом «арабской революции» джихадисты повернули оружие против режима Б. Асада.

Примечательно, что США и НАТО заинтересованы в том, чтобы в процессе достижения силового перевеса повстанцев ввести военную активность оппозиционеров в контролируемое русло, минимизировать влияние исламистских радикалов. Вашингтон опасается исламистской опасности в случае падения вертикали власти в Сирии. Исламистское кольцо может замкнуться в единое целое.

Нарастание внешней поддержки оппозиционных сил нарушит баланс сил в сирийском конфликте и приведет к устранению нынешнего сирийского руководства. Есть основания предположить, что после падения правящего сирийского режима гражданская война продолжится и перекинется на соседние арабские страны. Алавиты, шииты, христиане, курды вполне могут развернуть широкомасштабную партизанскую войну, причем еще более ожесточенную, чем это было в Ираке.

Для США Сирия, очевидно, станет своего рода полигоном, где американцы смогут отрабатывать свою новую стратегическую установку: поддерживать и продвигать к власти на Ближнем Востоке умеренных исламистов, готовых установить союзнические отношения с этой страной.

В настоящее время США и ЕС предоставляют вооруженной оппозиции средства коммуникации, а также продукты питания и медикаменты, но пока не намерены поставлять оружие. Сдержанность стран Запада в этом вопросе возросла после того, как одна из основных действующих в Сирии исламистских вооруженных группировок - «Джабхат ан-Нусра»- в апреле 2013 года заявила о клятве верности главарю международной террористической сети «Аль-Каида».

И все же США и их союзники не отказываются от планов совершить силами объединенной коалиции вооруженную интервенцию с целью установить контроль над складами химического оружия сирийской армии. Для координации совместных действий в этом направлении уже состоялись несколько международных встреч – с участием США, Великобритании, Канады, Франции, Иордании, Чехии, Катара и Израиля.

Вашингтон активизировал свою деятельность по усилению международной блокады Сирии. Иордания фактически отошла от своей и до этого не очень прочной позиции нейтралитета по отношению к сирийскому кризису; под американским давлением Алжир отходит от безусловной поддержки Дамаска. Ужесточаются экономические санкции против Сирии. 19 апреля ЕС ввел эмбарго на поставку нефтепродуктов из Сирии, а американские санкции против сирийских чиновников распространились на крупных бизнесменов из этой страны или имеющих сирийское происхождение.

Позиция Анкары по сирийской проблеме достаточно противоречива. С одной стороны, турецкое руководство видит раздробленность сирийской оппозиции. Даже в случае силового захвата турецкими войсками некоторой части сирийской территории, оппозиция не способна создать там мощный плацдарм для движения на Дамаск.

С другой стороны, турецкое общество, которые ныне расколото на «кемалистов» и исламистов, в своем подавляющем большинстве выступает за укрепление отношений с Российской Федерацией, которые из-за разногласий по сирийскому вопросу переживают период охлаждения. Именно поэтому позиция РФ служит сильнейшим сдерживающим фактором для осуществления Турцией в САР военного сценария по примеру Ирака или Ливии.

Кроме этого, в Анкаре учитывают важность развития торгово-экономического сотрудничества с Ираном. В частности, турки получают значительные финансовые средства от проведения в интересах ИРИ банковских операций, транзита туркменского природного газа, поступающего по иранской территории, а в перспективе – транзита углеводородного сырья. Анкару и Тегеран серьезно сближают курдская проблема, нежелание пускать в регион внешних игроков и антиизраильская риторика. Оба государства активно вовлечены в сирийские дела и стараются избегать прямого столкновения здесь национальных интересов.

Учитывая вышеизложенное, Анкара заинтересована в ограниченном вовлечении Тегерана в разрешение сирийского кризиса на основе создания специальной трехсторонней комиссии в составе Иран, Турция и Россия или Иран, Турция и Египет (существует и еще один формат в составе Турции, Египта и Саудовской Аравии).

Российский исследователь В. Евсеев отмечает, что внутри НАТО сейчас нет стран, которые бы считали необходимым начать военную операцию против САР. Даже Франция пока не видит в этом необходимости. Но это не исключает ее проведение со стороны группы государств-членов НАТО или оказание поддержки, в первую очередь информационной, действиям Турции, если она начнет военную операцию самостоятельно.

Вполне возможно, что негативный пример Ливии стал серьезным уроком для США. И, несмотря на вовлеченность в сирийские дела, в Вашингтоне осознают собственную неготовность к вооруженному вмешательству.

Вновь избранный президент Барак Обама является противником такой военной операции. Как следствие, американская администрация будет воздерживаться от прямого вовлечения в сирийский конфликт.

США до сих пор сохраняют войска в Ираке и готовятся к существенному их сокращению в Афганистане. Эти войска можно было бы использовать в Сирии, но такую необходимость будет крайне трудно обосновать для американцев, особенно в условиях сохраняющейся экономической депрессии.

Сирия не является основным внешнеполитическим противником США. Китай выступает в этом качестве на глобальном уровне, а Иран – на региональном. Именно против них концентрируются основные военные ресурсы. Их отвлечение, например, на затяжную войну с Сирией (скорее всего, она пойдет по иракскому сценарию), не поддержат аравийские монархии. С другой стороны, для США в отношении Сирии существует «красная линия», обусловленная сохранностью имеющихся там запасов химического оружия. В случае кражи его образцов или захвата соответствующего арсенала со стороны радикальной оппозиции американцы будут вынуждены немедленно вмешаться.

5.Вывод

Несмотря на попытки определить различные стороны сирийского конфликта, ситуация в Сирии остается неясной. Скорее всего, в ближайшие шесть месяцев президент Башар Асад удержит власть, но не сможет контролировать территорию всей страны. Вооруженная оппозиция будет продолжать попытки объединиться и установить контроль над одним из крупных сирийских городов (в первую очередь на эту роль претендует Алеппо). Если это удастся, то оппозиция сформирует собственные органы исполнительной власти, которые поспешат признать «внешние спонсоры».

Прогноз на вторую половину 2013 года более сложен. По-видимому, этот период станет решающим для президента Башара Асада, а время может начать работать уже на действующую власть. Почти половина населения страны, включая многочисленные национальные и религиозные меньшинства, не видят другой альтернативы действующей власти и боятся «братьев-мусульман» и исламских экстремистов. Все это, учитывая поддержку со стороны России и Ирана, дает президенту Башару Асаду шанс, которым он обязательно воспользуется.

Пока трудно сказать, чем именно закончится война в Сирии - есть признаки постепенного улучшения ситуации - армия продолжает успешно останавливать отряды боевиков, приобрела очень серьезный современный опыт ведения самых сложных боевых действий. Однако есть признаки и дальнейшего ухудшения обстановки - как в плане ведения боевых действий, но главное - резком осложнении условий жизни и деятельности сирийцев. Так или иначе, но Сирия при любом исходе этой войны оказывается отброшенной в своем развитии на десятилетия. Изменения в организационном строении сирийских силовых структур слишком микроскопичны, чтобы как-то существенно улучшить ситуацию. Перевод войны в область конфессионального противостояния - вот, пожалуй, самая главная опасность будущих этапов этой войны. Тогда у Сирии практически не остается шансов на сохранение своей государственности и целостности. Наверняка можно сказать лишь одно – конфликт будет иметь затяжной характер, а его развитие будет принципиально отличаться от ливийского или иракского сценария.

Конфликт в Сирии, который вполне можно называть гражданской войной, продолжается уже пятый год, вовлекая всё новые и новые страны. В противостояние в арабской республике, наряду с ближневосточными государствами, втянуты многие западные страны: США, Канада, Франция, Великобритания. В конце сентября 2015 года Россия откликнулась на просьбы сирийского правительства оказать поддержку в борьбе с радикальной группировкой «Исламское государство» - без победы над террористами урегулирование кровопролитного конфликта в Сирии не представляется возможным. RT предлагает читателям вспомнить главные события сирийского кризиса в фотографиях.

  • Reuters

Чтобы понять истоки конфликта в Сирийской Арабской Республике, необходимо вспомнить предшествующие ему события на Ближнем Востоке. Зимой 2010 года по арабскому миру прокатилась волна протестов, некоторые из них привели к государственным переворотам. Правительства были насильно смещены в Ливии, Тунисе и других странах региона.

Фото: Reuters. Участники антиправительственной демонстрации в Йемене, 2010 год

В апреле 2011 года в сирийских городах Дамаске и Алеппо произошли столкновения между протестующими и полицией, погибли люди. Уже летом сунниты, дезертировавшие из армии, создали Свободную сирийскую армию (ССА). Они требовали отставки правительства и ухода президента САР . Так начался многолетний кровопролитный конфликт, унёсший жизни тысяч людей.

Фото: Reuters. Акция протеста в сирийском городе Нава, апрель 2011 года

Запад практически сразу поддержал сирийскую оппозицию и ввёл ряд санкций в отношении руководства страны. Осенью 2011 года в Турции из политических эмигрантов был создан Сирийский национальный совет. Зимой 2012 года США признали Национальную коалицию оппозиции легитимным представителем населения Сирии. Между тем боевые действия набирали обороты.

Фото: Reuters. Американский сенатор Джон Маккейн п риветствует сирийских беженцев в лагере на сирийско-турецкой границе, 2012 год

В 2013 году в Сирии было применено химическое оружие, в результате чего погибли около 1,2 тыс. человек. Проведённое миссией ООН расследование смогло лишь подтвердить сам факт химической атаки, однако по сей день нет достоверной информации о том, какая из сторон конфликта применила нервно-паралитический газ зарин.

Фото: Reuters. Мальчик, выживший при химической атаке в окрестностях Дамаска, август 2013 года

В сентябре 2013 года по итогам встречи главы МИД РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри была достигнута договорённость об уничтожении всего химического оружия в Сирии. Последняя партия запрещённого оружия была вывезена 23 июня 2014 года.

Фото: Reuters. Министр иностранных дел Сергей Лавров и глава Госдепа США Джон Керри перед началом переговоров по ситуации в Сирии, август 2013 года

Боевики радикальной группировки «Исламское государство», образованной из иракского и сирийского крыла «Аль-Каиды», вступили в конфликт на стороне антиправительственных сил в 2013 году. Уже в следующем году вместе с подконтрольными боевикам сирийскими территориями ИГ распространило своё влияние на регион, превосходящий по площади Великобританию.

Фото: Reuters. Боевик «Исламского государства» через громкоговоритель объявляет жителям сирийского города Табки о захвате местной военной базы силами ИГ, август 2014 года

Осенью 2014 года США объявили о создании международной антитеррористической коалиции, которая начинает наносить удары по позициям боевиков. Однако, по оценкам экспертов, действия возглавляемых Вашингтоном сил не привели к сколько-нибудь значимым успехам. Более того, коалицию не раз обвиняли в том, что в результате авиаударов гибли мирные жители, а вовсе не террористы.

Фото: Reuters. Дети среди руин школы в городе Ракке, разрушенной в результате авианалёта возглавляемой США коалиции, 2014 год

Россия, в свою очередь, неоднократно подчёркивала, что для успешной борьбы с терроризмом необходима кооперация между странами региона. Позднее МИД РФ официально заявил, что Россия, Сирия, Ирак и Иран создали в Багдаде координационный центр по борьбе с ИГ.

Фото: Минобороны РФ. Самолёт Воздушно-космических сил России на авиабазе в Сирии, 2015 год

В настоящее время как Россия, так и Запад сошлись во мнении, что без победы над «Исламским государством» невозможно урегулировать конфликт в Сирии. В этой связи в сентябре 2015 года Москва объявила о начале операции Воздушно-космических сил РФ против исламистов.

Фото: Минобороны РФ. Самолёты Воздушно-космических сил России на авиабазе в Сирии, 2015 год

С 30 сентября, даты начала операции ВКС РФ, российская авиация совершила более сотни боевых вылетов по объектам ИГ. Самолёты Су-34, Су-24М и Су-25СМ уничтожили десятки лагерей, складов и баз боевиков «Исламского государства».

Фото: РИА Новости. Самолёт ВКС РФ на боевом вылете в Сирии, 2015 год

В Минобороны РФ накануне заявили об интенсификации боевых вылетов российской авиации в связи со значительным увеличением количества выявленных средствами воздушной и космической разведки наземных целей по всей территории Сирии. Об этом рассказал официальный представитель ведомства генерал-майор Игорь Конашенков.

Фото: РИА Новости. Самолёты ВКС РФ на боевом вылете в Сирии, 2015 год

Российская база в Сирии полностью обеспечивается материально-техническим имуществом из РФ, поэтому военные, находящиеся сейчас в арабской республике, имеют всё необходимое, отметили в Минобороны. Для охраны и обороны базы привлекается батальонная тактическая группа морской пехоты со средствами усиления. На месте организованы полевые пункты питания и хлебопекарня.

Фото: РИА Новости. Российские военнослужащие на базе в Сирии, 2015 год

По данным ООН, с начала конфликта в Сирии погибли более 240 тыс. человек. Беженцами стали 4 млн граждан Сирии, ещё 7,6 млн получили статус перемещённых лиц. В результате в гуманитарной помощи на данный момент нуждаются более 12 млн человек.

Война в Сирии — гражданская война между жителями страны различного вероисповедания, то есть суннитами и шиитами. На стороне сторон воюют и их симпатики из других регионов Ближнего Востока, Европы, стран СНГ. По сути гражданская война в Сирии длится уже пятый год. Промежуточным результатом её стал массовый исход гражданского населения в соседние страны, в частности в Турцию, и государства Европейского союза; практическое разрушение хозяйства Сирии и её государственности.

Причины гражданской войны в Сирии

  • Пятилетняя засуха (2006-2011 годы), вызвавшая обнищание сельского населения, голод, переселение сельских жителей в города, увеличение безработицы и социальных проблем всего народа
  • Авторитарный стиль правления президента Сирии Башара Асада
  • Отсутствие демократических свобод
  • Коррупция
  • Недовольство суннитов, которых в Сирии большинство, долговременным нахождением у власти алавитов, к которым принадлежит клан Асада
  • Действия внешних сил, желающих путем смещения Асада, ослабить силу влияния на Сирию России
  • Воздействие на недовольное жизнью население Сирии фактора «Арабской весны»

Началом войны в Сирии считается 15 марта 2011 года, когда в Дамаске прошла первая антиправительственная демонстрация

Она была мирной, но затем всё чаще стали возникать вооруженные столкновения между правительственными силами правопорядка и «революционерами». Первая кровь пролилась 25 марта 2011 года во время попытки полиции навести порядок в южносирийском городе Деръа. В тот день погибли 5 человек.

Нужно понимать, что оппозиция Асаду не была однородной. Среди протестующих уже в самом начале конфликта были замечены представители различных экстремистских организаций. например, салафитов, «Братьев мусульман», «Аль Каиды». Каждая из этих групп, пользуясь хаосом, возникшим в стране, искала выгоду для себя.

Кто против кого в войне в Сирии

Правительственные силы

  • Сирийская армия, состоящая из алавитов и шиитов
  • Шабиха (военизированные проправительственные формирования)
  • Бригада аль-Аббас (шиитская военизированная группировка)
  • КСИР (Стражи исламской революции. Иран)
  • Хизболла (Ливан)
  • Хуситы (Йемен)
  • Асаиб Ахль аль-Хакк (шиитская военизированная группировка. Ирак)
  • «Армия Махди» (шиитские вооружённые отряды. Ирак)
  • ВВС и ВМФ России

Силы оппозиции

  • Сирийская свободная армия
  • Фронт ан-Нусра (отделение организации «Аль-Каида» в Сирии и Ливане)
  • Армия завоевания (коалиция боевых фракций, противостоящих правительству Сирии)
  • Отряды народной самообороны (боевое крыло Курдского верховного комитета)
  • Джабхат Ансар (Фронт защитников Веры - объединение ряда исламистских группировок)
  • Бригада Ахрар аш-Шам (союз исламских саляфистских бригад)
  • Ансар аль-Ислам (Ирак)
  • ХАМАС (Газа)
  • Техрик-е Талибан (Пакистан)
  • (ИГИЛ, ИГ)

Оппозиционные силы, противостоящие армии президента Асада, раздроблены по политическому признаку. Одни действуют исключительно в определенном районе страны, другие пытаются создать исламское государство, третьи воюют по религиозным мотивам: сунниты против шиитов

Россия, Сирия, война

30 сентября 2015 года Совет Федерации РФ единогласно проголосовал за использование российских войск за рубежом, удовлетворив просьбу президента Путина. В тот же день самолеты ВВС России нанесли удары по позициям ИГИЛ в Сирии. Сделано это было по просьбе президента Асада.

Зачем России война в Сирии

- «Единственно верный путь борьбы с международным терроризмом - это действовать на упреждение, бороться и уничтожать боевиков и террористов уже на захваченных ими территориях, не ждать, когда они придут в наш дом»
- «Боевики «Исламского государства» уже давно объявили Россию своим врагом»
- «Да, за время американских бомбардировок территория под контролем ИГИЛ увеличилась на многие тысячи квадратных километров. Но удары с воздуха являются эффективными только в случае, если они скоординированы с действиями сухопутных военных подразделений. Россия - единственная сила в мире, готовая координировать свои авиаудары с единственной силой в Сирии, которая реально сражается с ИГИЛ на земле, - сирийской правительственной армией»
- «Мы, разумеется, не собираемся в этот конфликт с головой. Наши действия будут осуществляться строго в заданных рамках. Во-первых, мы будем поддерживать сирийскую армию исключительно в ее законной борьбе именно с террористическими группировками, во-вторых, поддержка будет осуществляться с воздуха без участия в наземных операциях» (президент РФ Путин)

Конфликт в Сирии, который вполне можно называть гражданской войной, продолжается уже пятый год, вовлекая всё новые и новые страны.

В противостояние в арабской республике, наряду с ближневосточными государствами, втянуты многие западные страны: США, Канада, Франция, Великобритания.

В конце сентября 2015 года Россия откликнулась на просьбы сирийского правительства оказать поддержку в борьбе с радикальной группировкой «Исламское государство» - без победы над террористами урегулирование кровопролитного конфликта в Сирии не представляется возможным.

Чтобы понять истоки конфликта в Сирийской Арабской Республике, необходимо вспомнить предшествующие ему события на Ближнем Востоке. Зимой 2010 года по арабскому миру прокатилась волна протестов, некоторые из них привели к государственным переворотам. Правительства были насильно смещены в Ливии, Йемене, Тунисе и других странах региона.

В апреле 2011 года в сирийских городах Дамаске и Алеппо произошли столкновения между протестующими и полицией, погибли люди. Уже летом сунниты, дезертировавшие из армии, создали Свободную сирийскую армию (ССА). Они требовали отставки правительства и ухода президента САР Башара Асада. Так начался многолетний кровопролитный конфликт, унёсший жизни тысяч людей.

Запад практически сразу поддержал сирийскую оппозицию и ввёл ряд санкций в отношении руководства страны. Осенью 2011 года в Турции из политических эмигрантов был создан Сирийский национальный совет. Зимой 2012 года США признали Национальную коалицию оппозиции легитимным представителем населения Сирии. Между тем боевые действия набирали обороты.

В 2013 году в Сирии было применено химическое оружие, в результате чего погибли около 1,2 тыс. человек. Проведённое миссией ООН расследование смогло лишь подтвердить сам факт химической атаки, однако по сей день нет достоверной информации о том, какая из сторон конфликта применила нервно-паралитический газ зарин.

В сентябре 2013 года по итогам встречи главы МИД РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри была достигнута договорённость об уничтожении всего химического оружия в Сирии. Последняя партия запрещённого оружия была вывезена 23 июня 2014 года.

Боевики радикальной группировки «Исламское государство», образованной из иракского и сирийского крыла «Аль-Каиды» , вступили в конфликт на стороне антиправительственных сил в 2013 году. Уже в следующем году вместе с подконтрольными боевикам сирийскими территориями ИГ распространило своё влияние на регион, превосходящий по площади Великобританию.

Осенью 2014 года США объявили о создании международной антитеррористической коалиции, которая начинает наносить удары по позициям боевиков. Однако, по оценкам экспертов, действия возглавляемых Вашингтоном сил не привели к сколько-нибудь значимым успехам. Более того, коалицию не раз обвиняли в том, что в результате авиаударов гибли мирные жители, а вовсе не террористы.

Россия, в свою очередь, неоднократно подчёркивала, что для успешной борьбы с терроризмом необходима кооперация между странами региона. Позднее МИД РФ официально заявил, что Россия, Сирия, Ирак и Иран создали в Багдаде координационный центр по борьбе с ИГ.

В настоящее время как Россия, так и Запад сошлись во мнении, что без победы над «Исламским государством» невозможно урегулировать конфликт в Сирии. В этой связи в сентябре 2015 года Москва объявила о начале операции Воздушно-космических сил РФ против исламистов.

С 30 сентября, даты начала операции ВКС РФ, российская авиация совершила более сотни боевых вылетов по объектам ИГ. Самолёты Су-34 , Су-24 М и Су-25 СМ уничтожили десятки лагерей, складов и баз боевиков «Исламского государства».

В Минобороны РФ накануне заявили об интенсификации боевых вылетов российской авиации в связи со значительным увеличением количества выявленных средствами воздушной и космической разведки наземных целей по всей территории Сирии. Об этом рассказал официальный представитель ведомства генерал-майор Игорь Конашенков.

Российская база в Сирии полностью обеспечивается материально-техническим имуществом из РФ, поэтому военные, находящиеся сейчас в арабской республике, имеют всё необходимое, отметили в Минобороны. Для охраны и обороны базы привлекается батальонная тактическая группа морской пехоты со средствами усиления. На месте организованы полевые пункты питания и хлебопекарня.

По данным ООН, с начала конфликта в Сирии погибли более 240 тыс. человек. Беженцами стали 4 млн граждан Сирии, ещё 7,6 млн получили статус перемещённых лиц. В результате в гуманитарной помощи на данный момент нуждаются более 12 млн человек.

15 марта 2011 года на фоне т.н. «арабской весны» в Сирии начались массовые антиправительственные выступления. Противники действующего режима организовали несколько акций протеста в столице страны Дамаске. Затем антиправительственные демонстрации вспыхнули на юге страны - в расположенном на границе с Иорданией городе Дераа.

В апреле 2011 года массовые манифестации с требованием проведения кардинальных реформ начались по всей стране. В результате столкновений с полицией погибли люди.

Глубочайший внутриполитический кризис уже к концу 2011 года перерос во внутренний вооруженный конфликт. Запоздавшее с осуществлением политических реформ сирийское руководство не поспевало за ходом протестных выступлений. Требования сирийской улицы, в своей основе суннитской, демократических прав и свобод по аналогии с другими арабскими странами быстро трансформировались в лозунги свержения правящего режима Башара Асада (он сам алавит; алавиты - религиозное меньшинство, ответвление шиизма).

Разрастанию кризиса способствовала его беспрецедентная интернационализация с поддержкой антиасадовской оппозиции региональными (Турция, аравийские монархии) и внешними (в первую очередь, США и Франция) игроками. Стремление последних любой ценой сменить в Сирии режим привело к милитаризации конфликта, накачиванию непримиримой оппозиции деньгами и оружием. Требования ухода Башара Асада сочетались с форсированным становлением в качестве альтернативы режиму «зонтичных» оппозиционных структур. Кульминацией этого процесса стало создание в ноябре 2012 года Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции.

Параллельно шло становление вооруженного крыла оппозиции под «крышей» т.н. Свободной сирийской армии. Диверсионно-террористическая активность со временем эволюционировала в крупномасштабную партизанскую войну на широком «театре боевых действий». В результате значительные территории страны в приграничье с Турцией и Ираком перешли под контроль вооруженной оппозиции, а «линия фронта» вплотную приблизилась к столице.

Между тем, логика развития конфликта привела к поляризации сирийского общества, ожесточению противостояния, в том числе на межконфессионой основе. На таком фоне в стане вооруженной оппозиции усилились позиции суннитских исламских радикалов (алькаидовская группировка "Джебхат ан-Нусра" *, запрещенная в России, и др.) с их призывами к джихадизации повстанческого движения. В результате в Сирию потянулись тысячи «борцов за веру» со всего арабо-мусульманского мира.

По данным на конец 2015 года, на территории страны вели действия более тысячи вооруженных антиправительственных групп, включавших более 70 тысяч человек. Из них десятки тысяч - иностранные наемники, а большинство составляли экстремисты из более чем 80 стран, в том числе мусульманских государств, ЕС , США, России и Китая (мусульмане-уйгуры).

Внешняя поддержка позволила активизироваться террористической организации "Исламское государство Ирака и Леванта" * (ИГИЛ), позже переименованной в «Исламское государство»* (ИГ, арабск. ДАИШ, запрещена в России). Летом 2014 года организация «Исламское государство»* провозгласила «халифат» на захваченных территориях Сирии и Ирака.

Боевики террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) в городе Ракка, Сирия

Новый виток конфликта возник в августе 2013 года, когда ряд СМИ сообщили о масштабном применении сирийскими войсками химического оружия в окрестностях Дамаска. Жертвами атаки стали более 600 человек. Коалиция национальной оппозиции Сирии утверждала, что число жертв могло достигнуть 1,3 тысячи человек. После инцидента стороны конфликта неоднократно заявляли о своей непричастности, обвиняя в случившемся оппонентов. В Дамаск ездили инспекторы ООН , чтобы собрать необходимые анализы и биологические образцы. Проведенное миссией ООН расследование подтвердило сам факт химической атаки, но миссия не занималась определением, какая из сторон конфликта применила нервно-паралитический газ зарин.

Возможное использование химического оружия развязало мировую дискуссию о необходимости начала военной операции в Сирии. В свою очередь, президент России Владимир Путин осудил позицию тех, кто призывал к военному решению конфликта в Сирии и выдвинул инициативу о постановке под международный контроль сирийского военно-химического потенциала. 28 сентября 2013 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию по Сирии в поддержку плана Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), направленного на уничтожение сирийских химических арсеналов. В конце июня 2014 года вывоз химического оружия из Сирии был завершен. В начале 2016 года ОЗХО заявила о полном уничтожении сирийского химического оружия.

Удары по позициям ИГ* в Сирии с сентября 2014 года наносит международная коалиция во главе с США, при этом коалиция действует без разрешения властей страны.

Американские истребители F-22 Raptor над территорией Сирии

Россия с самого начала оказывала Сирии дипломатическую поддержку. Еще весной 2011 года российские представители в Совете Безопасности ООН блокировали проекты антисирийских резолюций западных и ряда арабских стран. Кроме того, Россия поддерживала правительство Башара Асада поставками оружия, военной техники и боеприпасов, а также организовывала обучение специалистов и предоставляла военных советников.

30 сентября 2015 года президент Сирии Башар Асад обратился к Москве с просьбой об оказании военной помощи. Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Совета Федерации предложение о принятии постановления о согласии на использование контингента Вооруженных сил России за рубежом, Совет Федерации единогласно поддержал обращение президента. Военной целью операции была заявлена воздушная поддержка сирийских правительственных сил в их противодействии террористической группировке «Исламское государство». Самолеты российских Воздушно-космических сил (ВКС) в этот же день приступили к проведению воздушной операции с нанесением точечных ударов по наземным целям террористов группировки ИГ* на территории Сирии.

Кроме самолетов, Россия успешно задействовала в Сирии боевые корабли, подводные лодки и береговые ракетные комплексы. Некоторые виды вооружений впервые прошли проверку боем. Для поиска замаскированных объектов и фиксации попаданий Минобороны России задействовало множество средств и надежных источников, в том числе сирийскую агентуру, спутники космической разведки и беспилотники. Российская авиация смогла обеспечить постоянные и беспрерывные удары по объектам террористических группировок в Сирии. При поддержке ВКС РФ было освобождено более 67 тысяч квадратных километров территории Сирии, более 1 тысячи населенных пунктов. Вехами стали освобождение Алеппо (декабрь 2016 года), бои за Пальмиру, которую два раза зачищали от террористов и окончательно освободили в марте 2017 года, а также освобождение осенью 2017 года города Дейр-эз-Зор.

Корабельный истребитель Су-33 ВКС РФ во время взлета с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

По данным на сентябрь 2017 года, воздушно-космические силы совершили более 30 тысяч боевых вылетов, нанеся свыше 92 тысяч авиаударов, в результате поразили свыше 96 тысяч объектов террористов. Среди объектов террористов, уничтоженных ВКС: командные пункты (всего 8332), опорные пункты террористов (всего 17194), скопления боевиков (всего 53707), лагеря подготовки боевиков (всего 970), склады оружия и боеприпасов (всего 6769), нефтяные месторождения (212) и нефтеперерабатывающие заводы (184), станции перекачки топлива и колонны топливозаправщиков (132), а также 9328 других объектов.

6 декабря 2017 года президент России Владимир Путин объявил о полном разгроме «Исламского государства»* на обоих берегах Евфрата в Сирии. С аналогичным заявлением выступили в российском Генштабе.

11 декабря 2017 года президент России Владимир Путин поручил вернуть из Сирии значительную часть российского воинского контингента.

В Сирии продолжат работать две российские военные базы - Воздушно-космических сил в Хмеймиме и пункт материально-технического обеспечения флота РФ в районе порта Тартус. При этом базу ВМФ РФ в Тартусе планируется расширить.

Самолеты ВКС РФ на авиабазе Хмеймим в Сирии

По данным ООН, за время конфликта в Сирии погибли более 220 тысяч человек.

18 декабря 2015 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию в поддержку политического перехода в Сирии. В качестве основы для политического перехода в Сирии СБ ООН одобрил Женевское коммюнике «Группы действий» по Сирии от 30 июня 2012 года и «венские заявления» (совместное заявление от 30 октября 2015 года по итогам многосторонних переговоров по Сирии, проведенных в Вене, и заявление Международной группы поддержки Сирии от 14 ноября 2015 года). Переговоры между сирийским правительством и представителями сирийской оппозиции под эгидой ООН начались в Женеве 29 января 2016 года.

В Женеве состоялось восемь встреч, однако никакого прогресса они не принесли.

Последние женевские консультации закончились в середине декабря 2017 года взаимными обвинениями сторон, а начать прямые переговоры между делегациями так и не удалось. Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура назвал восьмой раунд «упущенной золотой возможностью» и указал на то, что обе стороны создали на переговорах негативную и безответственную атмосферу, постоянно выдвигая предварительные условия. Основные дискуссии на переговорах ведутся вокруг неофициального документа из 12 пунктов о будущем Сирии, предложенного спецпосланником ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой. Параллельно проходят дискуссии по четырем корзинам (конституция, выборы, управление и терроризм). 25-26 января 2018 года в отделении ООН в Вене состоялась специальная встреча по Сирии, посвященная проблематике конституции.

Параллельно проходят переговоры по урегулированию ситуации в Сирии в Астане, инициированные Россией, Ираном и Турцией. Состоялось восемь раундов переговоров, последний - в декабре 2017 года. За это время был подписан меморандум о создании зон деэскалации в Сирии, было согласовано положение о совместной оперативной группе по мониторингу режима прекращения боевых действий в Сирии, достигнут ряд других договоренностей, которые позволяют начать разговор о политическом урегулировании. В ходе седьмого раунда переговоров было принято решение о проведении в Сочи Конгресса национального примирения Сирии.

*Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников