Как писать введение в исследовательской работе. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. Написание введения начинается с вводного слова

Введение присутствует практически во всех научных трудах, будь то реферат студента или докторская диссертация профессора. Оно представляет собой небольшую, четко структурированную часть работы, в которой изложены ее основные аспекты. Важно знать, как написать введение, поскольку оно является визитной карточкой всего труда. Именно благодаря введению у членов комиссии складывается первое впечатление о качестве представленной работы и предельно важно, чтобы оно произвело на них положительное впечатление. Введение дает не только необходимую информацию, но и представляет Ваш труд в наиболее выгодном свете.

Актуальность темы работы

Введение начинают писать с обозначения актуальности темы. Важность данного пункта сложно переоценить. Это обоснование выбора темы и ее актуальность в современных условиях экономического, социального или культурного развития. Психологический аспект: необходимо убедить читателя в том, что рассматриваемая тема (но не Ваш труд) имеет огромное общественное значение. Необходимо привлечь читателя к решению данного вопроса. Важно, чтобы он был не сторонним наблюдателем, а участником на подсознательном уровне. Тогда он сможет увидеть в Вашей работе и толику своего труда, что отразится на оценке только положительно.

Степень изученности вопроса

Далее – уровень раскрытия проблемы: насколько успешно изучена тема отечественными специалистами и за рубежом. Если тема разработана достаточно успешно, то напишите, с чем Вы не согласны, а чью точку зрения поддерживаете. Можно указать, какие нюансы предшественниками были упущены, а Вы предлагаете заострить на них внимание. Очень важно, поскольку Вы подчеркиваете степень своей эрудированности в данном вопросе.

Как правильно написать введение: объект и предмет

Пора обратить внимание, собственно, на объект исследования – то, чему посвящены дальнейшие страницы труда. Вкладывайте все свои способности в эти несколько строчек. Парой десятков слов постарайтесь передать содержание всего труда. Воистину, краткость – сестра, а талант – ее брат.

Описание предмета – конкретные свойства объекта, на которые направлено само исследование, то есть, часть целого, подвергаемая попыткам понять и изучить ее. К примеру, объектом исследования может быть учебник, а предмет исследования – его способность доносить знания в головы вдумчивых студентов.

Ставим цель работы

Цель работы – это, собственно, то, к чему стремится исполнитель. Возможно, это глубокий анализ каких-то свойств объекта исследования, доказательство или опровержение существующих понятий. Целью может быть определение новых методов и способов применения определенного предмета. К примеру, изучить эффективность получения знаний студентами с помощью учебника в условиях невесомости.

Как написать введение: намечаем задачи

Цели работы подчиняют весь проект, задач - обязательно несколько. Это этапы достижения цели, своеобразные ступеньки при движении к чему-то. Таким этапом может быть глава Вашей работы, которая решает определенную задачу. В нашем примере можно определить несколько этапов:

  • отбор и подготовка студентов, способных собраться и решить поставленную задачу в условиях невесомости;
  • метод получения состояния невесомости (космический полет, тренажер или погружение под воду);
  • вопрос подбора учебника для этого исследования;
  • прочие организационные вопросы и т.д.

Подбираем методы исследования

Если Вы напишете, что научное познание предмета исследования проводилось методами анализа и сравнения, то первая ложка дегтя обеспечена. Это один из способов, как написать введение для провальной работы. Выручить может только невнимательность читающего или его неподготовленность.

Существует два вида научных методов: теоретический, включающий в себя, собственно, теорию, гипотезы, научные законы и научное моделирование; и эмпирический, состоящий из экспериментов, наблюдений, научных исследований, измерений.

Осталось выбрать те, которые применялись в процессе изучения объекта работы.

Правильно пишем введение: информация

Приведите несколько самых весомых примеров материалов, использованных при подготовке к написанию труда. Лучше, если это будут не нормативные материалы, законодательные акты или ежегодники, а научные труды ученых мужей (в идеале – членов комиссии), доклады и материалы конференций, отчеты исследований и прочая научная литература.

Теория и практика

Теоретическая значимость обосновывается возможностью применения результатов исследований в конкретной отрасли знания.

Практическая значимость обусловлена вероятностью использования практических рекомендаций, предложенных автором.

Эти два понятия должны быть очевидными и иметь потенциал для убеждения слушателей.

Научная свежесть

Без фанатизма, но убедительно хвалим свою работу и достигнутые с ее помощью результаты на конкретных примерах. Перечисляйте все, что имеет хоть какой-то положительный оттенок.

Напоследок отложите свою работу и забудьте о ней на недельку или пару дней. Потом прочитайте снова. Исправьте существующие недочеты и дайте почитать своему более искушенному товарищу. Правильно написанное введение должно вызывать любопытство. Помните, хорошее введение – это как вратарь в футболе – половина успеха!

Кировское областное государственное образовательное бюджетное

учреждение дополнительного образования детей

«Эколого-биологический центр»

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с примене­нием современных методик, анализировать полученные резуль­таты, сравнивать их с литературными данными, делать правиль­ные и обоснованные выводы.

    Структура исследовательской работы

Тема должна быть краткой, емкой, точной и соответствовать основному содержанию работы.

Структура исследовательской работы состоит из следующих разделов:

Раздел "Введение "

В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её научное и практическое значение, формулируются це­ль и задачи, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза.

Обоснование актуальности выбранной темы должно быть немногословным и показывать своевременность и значимость темы, излагать суть проблемной ситуации, показать границу между знанием и незнанием о предмете исследования. Далее переходим к формулированию цели работы и конкретных задач, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить и т.п.)

Цель одна; задач – несколько (оптимально 3-5). Цель формулируется кратко, одним предложением и указывает общее направление исследований. Цель должна быть связана с темой (соответствать теме) и зачастую бывает созвучна с ней.

Реализация задач направлена на достижение цели. Задачи уточняют цель. Формулировки задач должны соответствовать содержанию работы. Заголовки глав рождаются, как правило, из формулировок задач.

Обязательным элементом Введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования находится в границах объекта, является его частью. Предмет исследования определяет тему, которая обозначается на титульном листе как название.

Пример

Тема: Зообентос р. Вятка в условиях антропогенного влияния

Объект: сообщества донных беспозвоночных р. Вятка.

Предмет: структура бентосных сообществ и ее изменения под влиянием антропогенного фактора.

Если формулировка темы образная, то следует иметь второе, научное, название работы.

Важным элементом исследования является гипотеза – это положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений. Это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Раздел "Обзор литературы "

Здесь автор должен показать знание основных работ по ис­следуемому вопросу, а также умение работать с литературой: подбирать необходимые источники, проводить их анализ и со­поставление. В обзоре литературы нужно показать, что автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу.

Обзор работ желательно делать по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. Не следует излагать все, что стало известно из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к работе.

В конце этого раздела желательно сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследовании по данной проблеме.

Иногда автор, не найдя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании того или иного явления, однако это в последствии не подтверждается.

Обзор литературы имеет большое значение при выполнении экспериментальной работы. Реферативная работа практически полностью состоит из обзора работ, поэтому разделы в ней выде­ляются в зависимости от конкретной темы.

Описанные ниже разделы имеются в экспериментальных ра­ботах и исследованиях материалов, собранных в полевых услови­ях.

Раздел" Материал и методика исследования "

В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты ис­следований (наблюдений). В экспериментальной работе отмеча­ется место проведения эксперимента.

Методы исследования , т.е. приемы и способы, которыми пользуется автор в работе, определяются задачами исследования, служат инструментом в добывании фактического материала. К ним относятся как общие методы научного познания (анализ, синтез, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование, тестирование, анкетирование, интервьюирование), так и те, которые применимы к узкому кругу задач.

Методика , в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в неё внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

В разделе следует перечислить применяемые приборы и ин­струменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

Раздел "Характеристика района исследования "

Этот раздел составляется с привлечением данных из литера­турных источников. Он особенно важен в таких, например, ис­следованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он дол­жен быть достаточно подробным.

Раздел "Результаты исследований "

Это основной раздел, который чаще всего делится на не­сколько подразделов, каждый из которых соответствует опреде­лённой задаче.

В нём подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисун­ков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., и в котором делает­ся сопоставление со сведениями из литературы..

"В результате мы видим (рис. 3), что... ". Правила оформления иллюстрированного материала описаны ниже.

Работа с таблицами, графиками, диаграммами позволяет легко заметить определенные тенденции, уловить закономерности, сделать выводы.

В конце каждого подраздела делается краткий вывод, но слово «вывод» при этом не упоминается.

Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выно­сится в отдельный раздел: "Обсуждение результатов". В данной главе автор должен продемонстрировать умение мыслить, делать выводы из полученных данных или фактов. Здесь автор вправе согласиться с мнением других исследователей или же возразить им, лишь бы это было мотивировано.

Окончательные материалы подвергаются статистической математической обработке. Это можно сделать как при помощи общераспространенных компьютерных программ типа Excel и Statistica, так и специально написанных под вашу работу (что может стать одной из задач работы).

Раздел "Выводы "

В этом разделе кратко (по пунктам) формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспек­тивы для дальнейших исследований. Если в ходе исследования чётких результатов получить не удалось (что случается сплошь и рядом и трагедией не является), тогда вместо выводов пишется Заключение , отличающиеся несколько более пространными рассуждениями.

Заключение выполняет роль концовки и включает логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами. Здесь необходимо оценить, достиг ли автор цели, в какой степени цель достигнута.

Раздел "Литература "

В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Если есть работы, изданные на иностранном языке, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.

Раздел "Приложения "

Сюда помещают вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. По содержанию они очень разнообразны (например, подлинники документов, протоколы анализов; по форме: текст, таблицы, графики, карты, иллюстрации, фотографии и т.д.).

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами (без знака №). Нумерация страниц приложения должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки (см. приложение 5).

Оформление исследовательской работы

Исследовательская работа выполняется на белых стандартных листах писчей бумаги (формат А4,) распо­ложенных вертикально.

На каждом листе оставляются поля: справа – 1см, слева - 3 см, сверху и снизу по 2 см. Поля не обводятся!

Общий объем работы не должен быть слишком большим. Оптимально –15-20 страниц.

Текст может быть напечатан на компьютере с межстрочным интервалом 1,5 знака. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны. Выравнивание по ширине текста с переносом слов; в числах десятые и т.д. отделяются точкой; аббревиатура в тексте должна быть обязательно расшифрована; сокращения в случае необходимости их использования поясняются при первом упоминании.

Страницы нумеруются, начиная с 4-й, посередине листа на верхних полях. Первой страницей считается титульный лист.

При первом упоминании животного, растения или микроор­ганизма в скобках указывается видовое название на латинском языке и автор, впервые описавший вид. Например: "В качестве объекта исследования использовались меченосцы (Xiphophourus h ell eri Нeck.). В некоторых случаях фамилии авторов могут записываться в общепринятом сокращенном виде: L. - Линней, Pall. - Паллас и т.п. Видовые и родовые названия таксонов выделяются курсивом , авторы таксонов курсивом не выделяются.

Кботанической работе обязательно прилагается гербарий.

Строение работы

Первый л ист - титульный. Содержит полное юридическое название учреждения, в котором выполнялась работа, название работы (ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ ); ФИ автора, класс; ФИО руководителя и консультанта (если имеется) с указанием должности и ученой степени (если имеется), населенный пункт и год выполнения работы.

На втором листе размешается содержание работы (или оглавление).

В нем приводятся все заголовки и подзаголовки работы. Они должны точно повторять таковые в тексте. Указываются страницы, с которых они начинаются.

Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце!

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы. Нумерация рубрик делается по индексационной системе (1.1., 1.2, …1.6.).

На третьем листе - "Введение", объём которого в большин­стве случаев не превышает одного листа.

После введения с четвертого листа начинается основная часть (словосочетание «основная часть» в тексте не указывается!) , включающая разделы от "Обзора литературы" до "Результатов исследований" или "Обсуждения результатов" включительно.

Основная часть оформляется сплошным текстом с неболь­шими интервалами между разделами и подразделами. Каждый раздел основной части нумеруется. Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем - точка, а после неё - номер подраздела. Пример: 4.1, 4.2 и т.п.

Все подразделы должны иметь заглавие, которое отражается и в списке литературы.

После основной части на новом листе пишутся выводы (или заключение), затем, также с нового листа, литература .

Иллюстративный материал

Таблицы имеют сквозную нумерацию и мо­гут располагаться на листе вертикально или горизонтально.

Справа пишется: Таблица (Номер). Ниже посередине - на­звание таблицы. Если она взята из литературного источника, то после названия в скобках даётся ссылка. Если в таблицу сводятся полученные результаты и литературные данные, то ссылка ста­вится в соответствующей части таблицы. При необходимости ниже таблицы даются примечания.

Если таблица не вмещается на один лист, то она переносится на следующий (следующие). На новом листе справа пишется:

Таблица (Номер) и после номера - в скобках (Продолжение) или (Окончание). Заголовок в этом случае размещается только на первом листе.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т.п. - все они обозначаются как рисунки (Приложение 6), которые также имеют сквозную нумерацию. Рисунки выполняются черной пастой или тушью (не цветными). Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками.

Под рисунком с красной строки пишется: Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 - ... , 2 - ... и т.д.

У рисунков, заимствованных из литературы, после названия дается ссылка. Если в воспроизводимом рисунке имеются изме­нения по сравнению с оригиналом, к ссылке добавляется "с изме­нениями".

Ссылки оформляются по-разному, в зависимости от источ­ника. Источниками могут быть: книги и статьи, имеющие одного или двух авторов; книги и статьи, имеющие больше двух авторов (в книгах все они указываются на титульном листе, не путать с редактором!); книги, авторы которых – большие коллективы, что обычно характерно для словарей, справочников, школьных учебников.

Существует два способа оформления ссылок.

В первом случае в скобках указываются фамилия (или две фамилии) без инициалов и, через запятую, год издания. Примеры:

«В работе использовалась общепринятая методика (Правдин, 1966)». «Этой проблеме посвящен подробный обзор (Фогель, Мотульский, 1989)».

В другом случае фамилия автора указывается в тексте рабо­ты. Тогда перед ней ставятся инициалы, а в скобках пишется только год. Пример можно записать таким образом: "В работе применялась методика, изложенная И.Ф. Правдиным (1966)."

Примеры: "В современном справочном пособии (Досон и

др., 1991) имеются сведения " или "В работе Ф. Блума с соав-

торами (1988) отмечено, что...".

книги (и год издания) . Здесь также применяются два способа: название книги без кавычек вместе с годом издания помещается в скобках или назва­ние с кавычками в тексте, а год - в скобках.

Пример: "Имеется следующее определение изученного явления (Биологический энциклопедический словарь, 1989): ... ", или "В "Биологическом энциклопедическом словаре" (1989) это явление определено следующим образом: ... ".

Длинное название книги можно привести только один раз, а в дальнейшем сократить его. Так, "Руководство по изучению пи­тания рыб в естественных условиях"(1961), будет обозначаться:

"Руководство... "(1961) или (Руководство... , 1961).

Если в тексте приводится дословная цитата, то после года че­рез запятую необходимо указать страницу, на которой распола­гается цитируемый фрагмент.

При использовании нескольких работ одного автора в ссылке после фамилии через запятые ставятся годы изданий от самых ранних к более поздним. Например: (Дубинин, 1966, 1985) или " ... Н.П. Дубинин, 1966, 1985 ... ". Если публикации вышли в свет в один год, тогда после года издания ставятся буквы: (Шмальгаузен, 1968 а, 6).

"Большинство исследователей (Шмальгаузен, 1968 а, б, 1969, 1982; Майр, 1974; Грант, 1980; Солбриг и Солбриг, 1982; Яб­локов и Юсуфов, 1987; Северцов, 1990)" считает, что... ".

При упоминании работ, изданных за рубежом и не перево­дившихся на русский язык, в тексте пишутся фамилии в русской транскрипции, а в скобках - на языке оригинала плюс год изда­ния через запятую: "В статье Ф.Бридена и Г.Стоунера (Вгееdеп, Stoner, 1987) ... " или проще - только ссылка в скобках: "Проведенные американскими учёными (Bгeeden, Stопег, 1987) исследования показали... ".

Оформление списка литературы

Существуют определенные библиографические правила для различных источников, которых следует придерживаться. Каждая книга или статья записывается с красной строки в алфавитном порядке в виде списка: вначале работы на русском языке, затем - на иностранных.

Для разных видов источников существуют свои правила, но все они включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

    Заглавие;

    Выходные данные;

    Количественные характеристика.

Сведения об авторах – это их фамилия и инициалы после нее. Далее пишется полностью точное название книги, без кавычек. Выходные данные отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и года издания. В книге они часто приводятся на обороте титульного листа.

Место издания – это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключение составляют Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), которые даются в сокращении.

Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной буквы и без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием. Если на титуле или его обороте издательство не указывается, то этот элемент описания может быть опущен.

Год издания отделяется от издательства запятой. После него ставится точка.

Количественная характеристика отделяется тире и содержит указание на количество страниц. После цифр, обозначающих количество страниц, ставится строчная буква «с» с точкой.

Количественная характеристика статьи в журнале или сборнике представляет собой указание страниц, на которых она опубликована. Эти сведения отделяются тире и далее идет заглавная буква «С» и указывается через тире первая и последняя страницы статьи в издании. Закрываются сведения точкой.

Основные примеры оформления списка литературы:

Для книг указывают фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название книги (отделяется точкой и тире), место издания (отделяется двоеточием), издательство (отделяется запятой), год издания (отделяется точкой и тире), количество страниц в книге (точка).

Гланц С.А. Медико-биологическая статистика. – М.: Практика, 1998. – 439 с.

Для статей в сборниках - фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название статьи (отделяется двойной наклонной чертой), название сборника (отделяется точкой и тире), место издания (отделяется двоеточием), издательство или издатель (отделяется запятой), год издания (отделяется точкой и тире), страницы статьи.

Балушкина Е.В. Хирономиды как индикаторы степени загрязнения вод // Методы биологического анализа пресных вод. – Л.: Зоол. ин-т АН СССР, 1976. – С. 106–118 (точка).

Для статей в журналах - фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название статьи (отделяется двойной наклонной чертой), название журнала (отделяется точкой и тире), год издания (отделяется точкой и тире), том, номер или выпуск (отделяется точкой и тире), страницы статьи (точка).

Щербина Г.Х. Структура макрозообентоса некоторых озер Монголии // Биология внутр. вод. – 2007. – № 2. – С. 62–70.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия (отделяется наклонной чертой), далее после косой черты указывается редактор (отделяется точкой и тире), затем описание выходных данных (отделяются точкой и тире), количественной характеристики (точка).

Методика изучения биогеоценозов внутренних водоемов / Под ред. Ф.Д. Мордухай-Болтовской. – М.: Наука, 1975. – 240 с.

Шалаев, И.К. Диагностика субъективной позиции младшего школьника // http://www /asuimp/ru.

Исследовательскую работу оценивают не только по теоретической научной ценности, но и по уровню общеметодической подготовки научного материала, что, прежде всего, находит отражение в его композиции.

Структура исследовательской работы - это последовательность расположения ее основных частей, к которым относится основной текст (т.е. главы и параграфы), а также все части справочно-сопроводительного аппарата (таблицы, графики, программы).

Научно-исследовательская работа студента должна содержать следующие элементы:

Титульный лист;

Перечень условных обозначений (при необходимости);

Введение (общую характеристику работы);

Основную часть, представленную главами;

Заключение;

Список использованной литературы;

Приложения (при необходимости).

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.Титульный лист должен содержать следующие сведения:

Полное наименование учебного заведения, в котором выполняется научно-исследовательская работа;

Название работы, которое должно определять область проведенных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию исследования;

Фамилия, имя, отчество студента;

Номер и название специальности;

Жанр работы, например, выпускная квалификационная работа;

Фамилии, инициалы, научные степени и звания научного руководителя и рецензента;

Город, в котором находится учебное заведение;

Год защиты научно-исследовательской работы.

После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки исследовательской работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности. Оглавление должно быть помещено в начале работы, поскольку это дает возможность сразу увидеть ее структуру.

Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов.

Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень обычно имеет вид столбца, в котором слева (в алфавитном порядке) приводится сокращение, справа - его детальная расшифровка.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение . В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем). После определения цели формулируется рабочая гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик и предвосхищающее результат исследования.

Во введении отмечаются признаки новизны исследования, его практическая, теоретическая и социальная значимость. Научная новизна может определяться в исследовании отличием полученных результатов от известных, в этом случае следует классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов.

Новизна результатов научно-исследовательской работы определяется тем, насколько они развивают представления о том или ином явлении, системно проясняют сущность явлений, процессов, как они способствуют развитию науки и практики.

Научная новизна определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач, гипотез.

В конце введения желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.

В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Основная часть научно-исследовательской работы делится на главы, параграфы, пункты. Каждый элемент основной части представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

Основная часть работы (представленная главами) содержит:

Обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

Описание источников информации;

Изложение общей концепции и основных методов исследования;

Анализ и обобщение результатов исследований.

Основная часть начинается с обзора литературных источников по исследуемому вопросу (глава I) и определяется как теоретический раздел, в котором студент раскрывает основные этапы в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме.

Цель теоретического раздела - продемонстрировать ориентированность в проблеме исследования, обосновать гипотезу исследования и выбор способов ее доказательства.

Литературный обзор начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Затем целесообразно проанализировать и сравнить разные точки зрения авторов. Литературный обзор не должен превращаться в сплошную цитату.

В теоретическом разделе кратко, но достаточно глубоко, систематизировано следует изложить состояние проблемы на данный момент, дать характеристику предмета исследования: определить основные категории и понятия, провести их классификации, оценить достижения отечественной и зарубежной науки по исследуемой проблеме. Ссылаясь на научные публикации, нужно кратко изложить дискуссионные точки зрения по разным вопросам и дать им собственную оценку с ясно выраженной позицией студента.

В заключение обзора следует кратко охарактеризовать состояние проблемы и указать недостаточно изученные, дискуссионные вопросы. Это даст возможность определить актуальность исследования;

Желательно закончить обзор кратким резюме о необходимости проведения исследований в данном направлении и определить предмет своего исследования.

Таким образом, текст аналитического обзора должен соответствовать следующим требованиям:

Достоверность и полнота информации;

Логичность структуры;

Ясность, четкость изложения;

Композиционная целостность;

Аргументированность выводов.

В первой части практического раздела (глава II) излагается общая концепция и основные методы исследований, дается теоретическое обоснование предлагаемых методов, алгоритмов решения задач, излагается их суть, дается научно-теоретическое обоснование выбора направления исследования, описывается организация и содержание исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.

Во второй части практического раздела (главы III, IV) приводятся данные констатирующего (формирующего) эксперимента. Излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи (результаты изучения и обучения). Автору необходимо дать собственную оценку достижения цели и полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований по конкретному вопросу.

Порядок изложения материала должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целенаправленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

При написании работы студент обязан указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.

В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования, дает возможность «освободить» основные результаты от второстепенных подробностей.

Заключение - это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

Список использованной литературы. После заключения принято размещать список использованной литературы - это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы). Список составляется в алфавитном порядке.

Если автор делает ссылку на какие-либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Не рекомендуется размещать в списке справочники, энциклопедии, научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы.

Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, выносятся в приложения и примечания

Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4(210x297). Выполнение работы осуществляется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно шрифт 14пт Times New Roman с полуторным интервалом). На странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т. е. 57–60 знаков в строке, 28–30 строк на странице.

Текст исследовательской работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 25 мм.

При выполнении исследовательской работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту.

Заголовки структурных элементов исследовательской работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать жирным шрифтом, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются двумя интервалами сверху. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Общие требования к выполнению исследовательской работы

Исследовательская работа является первой работой студента, требующей от него освоения элементов научно-исследовательской работы . Тема исследовательской работы не может носить описательного характера, в формулировке теме должна быть заложена исследовательская проблема.

Исследовательская работа подготавливает школьника к выполнению более сложной задачи - исследовательской работы в ВУЗе. Рекомендуем тщательно ознакомиться с данной темой, так как здесь изложены основные требования к любой научной работе.

Темы работ предлагаются и утверждаются учителями-предметниками. Основные руководящие данные и методические указания для выполнения исследовательской работы по конкретной дисциплине готовятся школьными методическими объединениями. Школьники самостоятельно выбирают дисциплину и тему работы, но в рамках учебного плана. Учащийся также может предложить свою тему исследовательской работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки.

Рационально темы исследовательских работ, выполняемых школьниками за весь период обучения, подбирать таким образом, чтобы они составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ. Желательно публичное проведение процедуры защиты исследовательской работы. При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения.

Тема должна быть указана без кавычек и без слова «тема». Формулировка тема должна быть по возможности краткой и соответствовать содержанию работы. Объем исследовательской работы от 10 до 30 страниц машинописного текста.

Введение - очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Поэтому основные части введения к научной работе рассмотрим подробно.

Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-3 предложений показать главные факторы актуальности темы.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (2–3 задачи), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику и т. п.).

Проблема проекта

«Почему?»
(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта

«Зачем?»
(мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»
(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»
(мы можем это делать)

Выбор способов и методов планирования

Результат

«Что получится?»
(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет - это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Введение
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена работа , ее практическая часть. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Объем введения в исследовательской работе обычно не более 1-2 страниц машинописного текста.

Основная часть
Основная часть исследовательской работы может состоять из 2–3 глав (1 глава теоретическая, описательная, 2-я, 3-я практическая, что было сделано для достижения цели) которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы исследовательской работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

В основной части исследовательской работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики и техники конкретного авторского исследования, и, собственно, само эмпирическое исследование. Методики практического исследования зависят от дисциплины, по которой пишется работа. Специальные методические рекомендации и указания студенту предоставляются кафедрой и научным руководителем. В исследовательской работе практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, эмпирические, статистические, математические, диагностические и т. п. методы конкретной науки.

Заключение
Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Список использованной литературы
Список использованных источников и литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе над исследовательской работой. Количество использованных источников и литературы в исследовательской работе, как правило, должно быть не менее 5 и до 15.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в Приложении .

Бенку З.А., 4МП10, [email protected]

Мешков И.А., 4МЭО8, [email protected]

КЛУБ МИРОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Титульный лист исследовательской работы

Оформляется титульный лист исследовательской работы на листе формата А4 и является первой страницей.

Поля:

    левое поле листа - 30 мм

    правое - 10 мм

    верхнее и нижнее - по 30 мм

Междустрочный интервал – полтора.

Титульный лист не нумеруется.

В верхнем поле титульного листа исследовательской работы пишется полное название учебного заведения/организации (размер шрифта – 16 пт.).

Посередине листа пишется без кавычек «Исследовательская работа» (шрифт – 24 пт.)

На следующей строке – заглавными буквами указывается название исследовательской работы без слова "тема", без кавычек и без точки в конце (шрифт – 28 пт.).

Название не должно быть длинным, "стандартным или избитым", а по возможности кратким, интригующим. Название на титульном листе должно соответствовать общему содержанию проекта и заинтересовать ознакомиться с работой.

Название, если необходимо, может содержать подзаголовок для более конкретного представления темы проекта, но он должен быть очень кратким и не превратиться во второе заглавие работы.

В правом нижнем углу титульного листа указываются сведенья об авторе исследовательской работы (фамилия, имя, курс, факультет, группы), ниже - о руководителе исследовательской работы (пишут «Руководитель» и указывают его фамилию, инициалы и должность. Если руководителей исследовательского проекта несколько, указываются все через запятую.

Если в вашей работе помогал консультант, то его инициалы и фамилия помещается ниже руководителя с указанием «Консультант».

В самом низу титульного листа по центру указывается место выполнения исследовательской работы школьника: Москва, на следующей строчке – год выполнения работы – 2014 – без точки, кавычек, слова "год" или "г" (шрифт – 14 пт.).

Итак, оформление титульного листа исследовательской работы практически стандартно:

    полное наименование учебного заведения

    название исследовательской работы

    фамилия и имя студента, курс, факультет, группа

    фамилия, инициалы, должность руководителя проекта

    город или поселок

    год выполнения работы

Оформление титульной страницы - это первый шаг.

Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.

При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены (напр. 1.1, 1.2, и т.д.).

Разделы "Введение", "Заключение", "Список литературы" и "Приложения" не нумеруются.

Введение... 3

(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну исследовательской работы (при наличии), теоретическую и практическую (при наличии) значимость работы)

1. Подготовка к исследованию(например) ... 5

1.1 Исторические сведения... 5

1.2 Сбор информации... 7

1.3 Проведение анкетирования... 8

1.4 Техника безопасности... 9

(Правила техники безопасности описываются при необходимости)

2. Проведение исследования(например) ... 10

2.1 Первый этап исследования... 10

2.2 Второй этап исследования... 11

2.3 Заключительный этап исследования... 12

Заключение... 13

(Итоги исследовательской работы)

Список литературы... 14

Приложения... 15

Введение исследовательской работы

Введение - первый раздел проекта, располагается на третьем листе после Содержания исследовательской работы. В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи проекта, объект исследования и гипотеза, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе.

Обоснование актуальности исследовательской работы доказывает значимость, современность, нужность результатов исследования.

Формулируется Цель исследовательской работы – модель желаемого конечного результата исследования.

Также важно указать конкретные задачи исследовательской работы, которые предстоит решить.

Во Введении можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования.

Таким образом, во Введении отражается:

    Актуальность темы исследования

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.

Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

    восполнение каких-либо пробелов в науке;

    дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;

    своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

    обобщение накопленного опыта;

    суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

    постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

    Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.

    Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования:

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения.

Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК. Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально.

4. Это крик души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.

5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям.

Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна.

7. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.

8. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования актуально.

    Проблема, на решение которой направлено исследование

    Объект и предмет исследования

После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования участников.

Объект исследования - это то, что будет взято участниками для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Примеры объекта и предмета исследования :

Объект исследования:

Предмет исследования:

свойства магнитов

гора Чатырдаг

легенды и мифы о горе Чатырдаг

тригонометрические уравнения и их системы

способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах

учащиеся и преподаватели школы

зависимость от СМС

английские предложения

способы и причины расположения слов в английских предложениях

семейно-родовые обычаи

родинный ритуал

социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре

процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

свойства и структура глаза как оптического инструмента

микроклимат учебных помещений

условия микроклимата в учебных помещениях

магнитное поле

магнитное поле в школьных учебных кабинетах

Описание объекта исследования:

Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.

Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.

Иногда вместо словосочетания "Объекты исследований" лучше подходит "Объекты наблюдений":

Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.

Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.

    Цель исследовательской работы

Грамотная формулировка цели в проекте очень важна.

Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.

Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):

1. Выберите одно из слов типа:

изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

2. Добавьте название объекта исследования

Примеры полученных формулировок цели исследовательской работы:

    Исследовать названия улиц нашего села и продемонстрировать уличные достопримечательности.

    Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов школы.

    Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.

    Исследование истории и роли города в истории страны на ее восточных рубежах.

    Исследовать и узнать легенды и мифы о горах, являющимися местом поклонения местного народа

    Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

    Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса

    Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.

    Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются в нашем районе.

    Изучить пищевой рацион школьников – старшеклассников.

    Изучить проблему появления социального сиротства.

    Изучить влияние парной бани на оздоровление.

    Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям нашего города, где пребывают дети - социальные сироты.

    Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность.

    Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.

    Изучить различные способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах.

    Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.

    Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.

    Изучить особенности повести "Башкирская русалка", связанные с ее фольклорной основой и с развивающимися в ней традициями натуральной школы.

    Изучить такие экономические явления как инфляция и дефляция.

    Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.

    Изучение рациона питания школьника.

    Изучение характера поселений рыжего лесного муравья в нашем лесничестве и оценка экологического состояния леса.

    Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.

    Выявить влияние СМС-мании на психику человека.

    Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.

    Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба мукора.

    Выявить закономерности явления...

    Определить зависимость от СМС среди учащихся и учителей школы.

    Определить фирму - производитель, выпускающую яблочные соки, соответствующие нормативам по содержанию железа и меди.

    Определить сходство людей и птиц.

    Определение причин нарушения осанки у детей-подростков.

    Определить роль птиц в жизни людей.

    Определение качества продуктов быстрого приготовления.

    Определение продуктов, не содержащих вредных пищевых добавок и продуктов, содержащих вредные пищевые добавки.

    Узнать тайну невидимок и почувствовать себя волшебницей.

    Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.

    Узнать, что за птица напала на воробья, выявить особенности этой птицы.

    Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.

    Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.

    Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.

    Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.

    Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государством.

    Проанализировать особенности использования диалектной лексики в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».

    Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.

    Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.

    Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.

    Доказать, что среди растений встречаются хищники.

    Познакомиться с историей развития деревни, её жителями, традициями, т.к. с каждым годом становится все меньше жителей.

    Проверить: мороженое - это польза или вред?

    Прогнозирование вероятности заболевания при неправильном питании.

    Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.

    Обобщить материал по истории марок

    Установить период распада...

    Задачи исследовательской работы

После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.

Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы участника с начало до конца.

Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»

Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.

Обычно задачи творческого проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Примеры задач исследовательской работы:

    Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок

    Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города

    Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области

    Выяснить, что такое магнит и магнитная сила

    Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

    Изучить химические свойства пластиковых бутылок

    Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей

    Изучить историю родной деревни

    Изучить историю создания мультипликации

    Изучить процесс создания мультфильма

    Изучить исторические сведения о соли

    Изучить состав мороженого

    Изучить заболеваемость по медицинским карточкам

    Изучить проблему появления социального сиротства

    Изучить способы поедания корма

    Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление

    Изучить требования к школьному рюкзаку

    Изучить ассортимент школьных рюкзаков

    Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения

    Изучить биографию моего прадедушки

    Изучить информацию об инфляции и дефляции из различных источников

    Изучить последствия инфляции

    Изучить литературные и научные издания

    Изучить литературу о жизни пчёл

    Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города

    Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования Borland Delphi.

    Провести анкетирование учащихся класса

    Провести опыты с солью

    Провести эксперимент "Шпионская записка"

    Провести наблюдения за двигательной активностью тюленей

    Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках

    Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов школы

    Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления

    Провести статистические исследования по выявлению количества учащихся и учителей использующих СМС

    Провести оценку удельной активности распада Cs-137 ряда пищевых продуктов.

    Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются

    Узнать значение соли в жизни человека

    Узнать сколько лет фантику, и кто его придумал

    Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена

    Узнать историю мороженого

    Узнать виды мороженого

    Узнать какими свойствами обладают магниты.

    Проанализировать полученные результаты

    Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина

    Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка

    Проанализировать проблему экологической индикации почв

    Проанализировать уровень инфляции в экономике Украины с 2005 года.

    Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот

    Исследовать вес рюкзаков школьников

    Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории

    Исследовать плотность заселения леса муравьями

    Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп с помощью интерактивных анкет и тестирующей программы, созданной в среде программирования Delphi.

    Определить калорийность исследуемых продуктов питания.

    Определить температурный режим наземной части гнезда рыжего муравья

    Определить вес рюкзаков школьников

    Определить художественную цель, которой руководствовался писатель

    Определить наиболее рациональный способ отбора корней для каждого типа заданий.

    Рассмотреть значение грибов в окружающей среде

    Рассмотреть возможные дефекты зрения

    Рассмотреть различные типы заданий, содержащие тригонометрические уравнения

    Рассмотреть примеры решения систем уравнений, где необходимо выполнить отбор корней.

    Найти информацию о соли

    Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды

    Найти черты физиологического очерка в тексте

    Найти полезное применение исследуемому предмету

    Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.

    Предложить свои способы по улучшению состояния почвы

    Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления

    Предложить биологические способы борьбы с вредителями леса для улучшения его состояния.

    Выявить учащихся с нарушениями осанки

    Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека

    Выявить причины, которые вызывают инфляционный процесс

    Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.

    Измерить фоновый уровень гамма-излучения в жилых помещениях

    Измерить плотность потока бета излучения от экранов работающих телевизоров и дисплеев компьютеров

    Измерить основные параметры микроклимата кабинетов школы.

    Сравнить данные анкетирования и медицинских карт

    Сравнить полученные в результате наблюдений данные с литературными

    Сравнить повесть с ее фольклорными источниками.

    Показать роль деятелей, живших в нашем городе

    Показать отношение общества к заслугам Карякина Д.И.

    Собрать материал о различных видах грибов

    Собрать легенды и мифы о...

    Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.

    Сделать сравнительный анализ...

    Сделать вывод по результатам работы.

    Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга

    Обобщить полученные результаты

    Обобщить сведения об инфляции и дефляции.

    Описать практический эксперимент

    Описать аспекты влияния СМС на психику человека.

    Установить основные причины ухудшения зрения.

    Проследить литературные связи В. Даля с Башкирией.

    Разработать план расселения рыжих лесных муравьев.

    Согласовать план с лесничеством.

    Получить новую информацию о горах.

    Познакомиться с легендами о деревне.

    Проработать детально химические методы качественного и количественного анализа железа и меди.

    Гипотеза (предположение)

    Основные этапы работы, организация

    Методы исследования

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:

Методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;

Желательно пояснить Ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Виды методов исследования

Методы эмпирического уровня:

    наблюдение

    интервью

    анкетирование

    собеседование

    тестирование

    фотографирование

    измерение

    сравнение

С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

    эксперимент

    лабораторный опыт

  • моделирование

    исторический

    логический

  • индукция

    дедукция

    гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

    изучение и обобщение

    абстрагирование

    идеализация

    формализация

    анализ и синтез

    индукция и дедукция

    аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования

Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Методы исследования:

1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;

2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Методы исследования:

1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;

2. проведение замеров температуры;

3. системный анализ;

4. выделение и синтез главных компонентов.

Методы исследования:

Изучение и анализ литературы;

Опрос школьников;

Проведение замеров массы рюкзака;

Анализ полученных данных.

Методы исследования:

1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.

2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:

Методы исследования:

1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.

2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.

3. Метод фотографирования.

4. Анализ полученных данных.

    Научная новизна исследования

    Теоретическая значимость работы

Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь дальнейшее полезное теоретическое применение.

Теоретическая значимость работы – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.

Теоретическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?

Обычно описание теоретической значимости исследовательской работы можно начать так: "Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в... для...".

Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которую принесет ваша работа школе.

Возможно результаты исследовательской работы обобщат собранную информацию, расскажут людям что-то новое и интересное, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе и т.д.

Примеры описания теоретической значимости работы

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания выявила влияние СМС-мании на психику и подняла этот вопрос в своей школе.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями. Работники сотовых связей также должны задуматься, т.к. именно в их силах обеспечить счастливое будущее здоровым детям.

    Практическая значимость работы

Описание практической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь полезное практическое применение.

Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.

Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?

Обычно описание практической значимости исследовательской работы можно начать так: "Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в... для...".

Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которая принесет ваша работа школе.

Возможно полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и т.д.

Примеры описания практической значимости работы

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Обществознание».

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания разработала анкету для опроса респондентов.

Практическая значимость моей работы: ее можно использовать в школьном курсе «Этика и психология семейном жизни».

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем по биологии в 9-м классе.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня, учителем биологии и физики для объяснения тем и проведения занимательного урока охраны здоровья.

Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку, для подготовки к экзаменам.

Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций по употреблению определённых продуктов питания, содержащих пищевые добавки.

    Характеристика основных источников получения информации

Каждый из перечисленных выше пунктов Введения в исследовательскую работу описывается с нового абзаца без нумерации и без оформления в виде заголовка.

Желательно выделить жирным, курсивным, подчеркнутым шрифтом слова: актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования и т.п.

Раздел Введение оформляется согласно правил оформления исследовательской работы. Объем раздела Введение - обычно 1-1,5 страницы.

Историческая справка по проблеме исследовательской работы

Основная часть исследовательской работы

Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.

Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.

Выбор материала, методов для проведения исследования.

Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).

Описание этапов проведения исследования.

Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).

Заключение

(краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач)

В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

Используемая литература

После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

Список литературы или Список использованной литературы в исследовательской работе располагается в алфавитном порядке и нумеруется.

Список литературы исследовательского проекта помещается на отдельном листе.

По правилам Список использованной литературы принято помещать после Заключения.

В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над исследовательской работой. Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.

Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

Удобным является расположение литературы по алфавиту.

Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).

Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке.