Экскурсия церковь святой великомученицы варвары. Храм великомученицы варвары на варварке. История храма Великомученицы Варвары

Варварка - одна из самых древних московских улиц, её название (по церкви Святой Варвары Великомученицы) сохранилось еще с XV-XVI веков. В советское время, с 1933 по 1993 годы, Варварка называлась улицей Разина в честь донского казака, предводителя крестьянского восстания 1670-1671 годов Степана Разина. По её чётной стороне выстроились в ряд несколько старинных храмов, уцелевших при градостроительных реформах и в наши дни переданных Русской Православной Церкви.



При зачистке местности под строительство гостиницы "Россия" только эти храмы да еще Палаты бояр Романовых и сохранились. Обветшавшие жилые кварталы Зарядья начали сносить еще до войны, а в 1960-е от многочисленных построек от Варварки до набережной оставили только церковь Зачатия Святой Анны.


Помимо рабочих трущоб под ковш экскаватора отправились несколько изящных городских усадеб и здание Торгового дома Товарищества "Викула Морозов с сыновьями, Иван Поляков и компания" (на старом фото - справа, за храмом Георгия Победоносца). 1903-1904 гг.: https://pastvu.com/p/4764


Церковь Зачатия Святой Анны. 1950 год: https://pastvu.com/p/38162


Церковь Зачатия Святой Анны. 2012 год


Снос на Варварке в 1966 году: https://pastvu.com/p/237607

В советский период богослужения в церквях не проводились, здания использовались как склады, жильё или клуб (в храмах замечательная акустика для проведения концертов) и выглядели неказисто. Но в итоге, после их реставрации, получилась отличная картинка для туристов: старая дореволюционная и новая социалистическая Москва в одном кадре. Но это только внешне, внутреннее убранство было разграблено, исчезли иконостасы, закрашены старинные фрески. Потребуется не один год труда реставраторов, чтобы восстановить хотя бы часть исторических интерьеров. Какими они были, можно судить по старым фотографиям и сохранившимся фрагментам росписи XVIII-XIX веков.


Несохранившийся иконостас в Знаменском соборе. 1920 год

В настоящее время храм Варвары Великомученицы, церковь Максима Блаженного, храм Знамения Божией Матери, храм Великомученика Георгия Победоносца и церковь Зачатия Святой Анны входят в состав Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье, что в Китай-городе. Настоятель - протоиерей Вячеслав Николаевич Шестаков.

Весной 2014 года мэр Сергей Собянин сообщил о предстоящей реставрации храмов в Зарядье: "Совместно с федеральными властями в нынешнем году мы приступаем к реставрации этих памятников архитектуры религиозного назначения. Начинать нужно уже сейчас, чтобы к моменту открытия парка "Зарядье" вокруг был единый архитектурный ансамбль с обновленными храмами и новыми пешеходными улицами, прежде всего - Варваркой".

Интерес горожан к московской истории растёт, чему подтверждение праздник улицы Варварки, прошедший 23 ноября 2014 года. Инициативу общественного движения Архнадзор поддержали городские власти и представители Церкви. В этот день москвоведы Рустам Рахматуллин, Дмитрий Лисицин, Александр Ракитин, Константин Михайлов, Денис Сергеев, Александр Фролов провели экскурсии по памятным местам Варварки, причём численность групп составляла от 80 до 120 экскурсантов. А вечером состоялась дискуссия о будущем Зарядья с участием главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, который заявил, что готов учесть пожелания архитекторов и историков. Среди предложений - восстановление утраченного Псковского переулка как пешеходной трассы, воссоздание фруктового сада при Английском подворье, необходимость проведения археологических исследований вокруг стилобата снесённой гостиницы "Россия" (это шестиметровый культурный слой под остатками фундаментов зданий XVIII-XIX веков), воссоздание комплекса зданий Товарищества мануфактур "Викулы Морозова с сыновьями".
http://www.archnadzor.ru/2014/11/26/prazdnik-lyubvi/


Храм Варвары Великомученицы (Варварка, дом 2). 1968-1972 гг.: https://pastvu.com/p/76185

Церковь Максима Блаженного (Варварка, дом 4). 1966-1967 гг.: https://pastvu.com/p/16157

Храм Знамения Божией Матери (Варварка, дом 8). Знаменский монастырь. 1882 год: https://pastvu.com/p/2040

Земля, где находится Знаменский монастырь, в XVI веке принадлежала боярам Романовым. Там располагался боярский двор и домовая церковь, освящённая во имя иконы Божией Матери "Знамение". Монастырь был основан в 1631 году, в 1679-1684 годах архитекторы Федор Григорьев и Григорий Анисимов построили пятиглавый собор. Эти стены пережили и многочисленные московские пожары, и нашествие наполеоновской армии.


На втором этаже остался клубный занавес и невысокая сцена

Первоначально начиналась от Спасских ворот Кремля и шла по гребню холма над Москвой-рекой. По некоторым данным, по её трассе проходила древняя дорога на Владимир. Впервые упоминается под названием Всехсвятской (по церкви Всех Святых на Кулишках) в конце XIV в., когда по ней въехал в Москву князь Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы (1380). С 1434 называлась Варварской или Варьской.

Каменная церковь Св. Варвары Великомученицы была построена в 1514 году зодчим Алевизом Новым. Сохранившееся до наших дней здание в стиле русского классицизма было сооружено в 1796—1801 годах по проекту архитектора М.Ф. Казакова на том же месте. Судя по тому, что в одной из записей в летописи середины XV века улица упомянута как Варьская, деревянная церковь стояла тут ещё до Алевизового здания.

Улица сложилась как дорога по бровке холма над Москвой-рекой, проходившая из Кремля на Владимирскую, Рязанскую, Коломенскую дороги. В посаде на Варварской улице жили бояре, о чём свидетельствует музей — «Палаты бояр Романовых». В то же время это был торговый район, где селилась беднота, где сходились люди со всей Москвы, чтобы купить или продать что-либо в многочисленных рядах и лавках.

В XVII веке улица одно время называлась то Знаменской (по Знаменскому монастырю), то Большой Покровкой (по церкви Покрова Божией Матери на Псковской горе), но названия не прижились.

В конце XVIII в. Варварку очистили от ветхих зданий. После пожара 1812 года большинство домов и магазинов на Варварке отстроено в камне.

После 1917 года Варварка была занята учреждениями и складами.

В 1933 году улица была переименована в улицу Разина в честь вождя крестьянского восстания 1670—1671 гг. С.Т. Разина, в 1993 году улице было возвращено историческое название.

После сноса в 1934 г. Китайгородской стены открылся выход на площади Ногина (площадь Варварские Ворота).

В 1960-х гг. вместе со всей жилой застройкой Зарядья уничтожена застройка южной стороны Варварки, кроме древних памятников архитектуры и нынешнего дома № 14.

Пространство

Варварка движется плавной волной от Варварских ворот к Красной площади. Сторона, обращённая к Зарядью, поражает древностью и простором неба по контрасту с противоположной стороной, заставленной монументальными зданиями. Это видно уже на фото А1.

Здания

фото Б1

Фото Б1 - храм Максима Блаженного (Максима Исповедника). Полагают, что первоначально немного южнее существующей церкви со второй половины XIV века здесь стояла домовая церковь купцов из г. Сурожа (Судак) с главным престолом Бориса и Глеба. В 1434 г. при ней был похоронен почитаемый на Москве юродивый Максим Блаженный. В начале XVI в. была построена каменная церковь на средства купца - сурожанина Василия Бобра. В 1568 г. церковь имела название св. Максима Исповедника, покровителя юродивого. В 1676 г. церковь горела и была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью будущего императора Петра I.

В 1698 г. два богатых купца, московский Максим Верховитинов и костромской Максим Шаровников построили нынешнее здание церкви, которая упоминается уже под именем церкви Максима Блаженного. Во время пожара 1737 г. церковь почти полностью сгорела и была отремонтирована к 1742 г. В 1829 г. выстроена современная колокольня.

Храм - сооружение, характерное для XVII в.: бесстолпный прямоугольник со световой главой, с трапезной и узким приделом справа. Нижний этаж - подклет - служил для хранения имущества горожан. Основной объем - двусветный четверик - перекрыт сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном. Стены и детали из кирпича. Большое пространство внутри перекрыто без устройства дополнительных опор.

Храм был закрыт в начале 1930-х гг., после чего у него были сломаны главы. В 1969 г. церковь отреставрирована (архитектор С.С. Подъяпольский). С 1992 г. в здании храма расположен выставочный зал общества охраны природы.

Богослужения возобновились после 1994 г. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

фото Б2

Фото Б2 - храм Варвары Великомученицы. Церковь Варвары Великомученицы на Варварке , давшая название одной из старейших улиц Москвы, была построена на этом месте в 1514 г. зодчим Алевизом Новым по заказу богатых «сурожан» - купцов, выходцев из Судака (тогда называвшегося Сурож). В летописи место постройки обозначено «за торгом, против Панского двора». Эта церковь вскоре после постройки приобрела в Москве большую популярность. По ней в XVI в. была названа не только улица, но и угловая башня Китай-Города - Варваринская. Варварка до XVI в. называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках.

Внешний вид белокаменного алевизовского храма можно только представлять по старинным генеральным планам. Церковь Варвары была квадратной в плане, с выступающими с четырех сторон полукружиями, может быть, сходная с церковью Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре.

В 1795 г. московский митрополит Платон приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была «вся в твердости, утварью предовольная», из соображений ее несоответствия общему облику места. Новый храм строился с 1796 по 1804 гг. по проекту Родиона Казакова на старом алевизовском фундаменте. Основной его объем - крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая - за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма - сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма - не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации (под руководством архитектора Г.А. Макарова). Внутри церкви сохранились росписи XIX века и хоры-ложа в западной части.

Как было со многими храмами, и в Варваринской церкви в советское время находился склад; позже ее передали под конторские учреждения; к 1980 г. в ней помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 1991 г. она снова передана верующим.

фото Б3

Фото Б3 - Старый Английский двор. Здание Старого Английского двора - одно из древнейших гражданских сооружений в Москве. Белокаменные палаты появились здесь в XV - начале XVI вв. и в то время принадлежали купцу И. Бобрищеву. Установив в 1552 г. торговые отношения с Англией, царь Иван IV Грозный пожаловал палаты английским купцам. А через сто лет, по указу царя Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции, купцы покинули Россию. В начале XVIII в. Петр I открыл здесь Цифирную (математическую) школу.

Потом здание неоднократно перестраивалось, полностью потеряв свой первоначальный облик, но в XX в. его восстановил архитектор П.Д. Барановский. Ныне здесь филиал Исторического музея.

фото Б4

Фото Б4 - собор Иконы Божьей Матери «Знаменье». Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович Романов основал Знаменский монастырь в 1629-30 гг. на месте своей бывшей родовой усадьбы.

Собор иконы Божией Матери «Знамение» являлся центром монастырского ансамбля. Престолы верхнего храма - иконы Божией Матери «Знамение», придел - прп. Михаила Малеина; нижнего храма - прп. Сергия Радонежского, придел свт. Николая.

Строительство начали в 1679 г. Строили собор по заказу И.М. Милославского крепостной из Костромского уезда Федор Григорьев и «боярина князя Голицына крестьянин» Григорий Анисимов «со товарищи». В 1683 г. Милославский умер, не закончив строительство собора. Закончили его в 1684 г. По указу царя строительство «сметил» боярин Василий Федорович Одоевский.

Пятиглавый кубовидный собор с высокой шатровой колокольней, галереями и лестницами был поставлен на склоне горы на фундаменте из дубовых свай. В нижнем ярусе собора размещалась теплая зимняя церковь Афанасия Афонского и обширная трапезная. С севера примыкала «поварня с хлебодарней», с северо-запада - помещение, сдаваемое внаем. На втором этаже - летняя холодная церковь Богородицы Знамения с галереями-папертями с западной и северной сторон и ризницей.

Колокольня была с юго-запада, каменная лестница - с северо-запада. Колокольня и лестница разобраны в конце XVIII в. Многочисленные пожары и возобновления после них привели к большим изменениям в облике собора. Прекрасные росписи в интерьере производились в 1740 г. и в 1782-83 гг. В 1929 г. монастырь был закрыт и приспособлен под жилье.

При реставрации 1967 г. за основу был взят образ собора, сложившийся к 1684 г. В здании был открыт лекционный зал. Нижний храм был освящен в октябре 1992 г. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

фото Б5

Фото Б5 - Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Псковской горе. Другое название - храм Георгия Победоносца, что на Псковской горе. Храм построен в 1657-58 гг. на Псковской горе (поселение псковичей, переселенных Великим князем Василием III в начале XVI века. В него была включена часть его предшественника - храма Покрова Пресвятой Богородицы (первое письменное упоминание - 1462 г.). Сильно пострадал во время нашествия наполеоновских войск в 1812 г.

Возобновлен в 1818 г., с запада к нему пристроена вдвое большая трапезная, с севера - паперть-гульбище и двухъярусная колокольня (всё в псевдоготическом стиле, верхний ярус колокольни - в стиле ампир). Тип посадского храма XVII в. Четырехугольный в плане. Пятиглавый. На высоком подклете, сохранившемся от старого храма, с отдельными, перекрытыми сводами, помещениями (в них хранилось имущество горожан во время пожаров и бедствий). Фасады венчает многорядный карниз из профильного кирпича с кокошниками, глухими барабанами с луковичными главами. Окна алтарных выступов украшают наличники. Зал - двусветный с сомкнутым сводом. Роспись на стенах и сводах - XVII-XVIII вв.

Главный престол - Покрова Пресвятой Богородицы, приделы: Георгия Победоносца, великомученика (1818 г.), южный - Петра, митрополита Московского (1837 г.). После 1917 г. закрыт. Находился в запустении. Использовался под склад, в 1979 г. передан Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры. В 1965-72 гг. проведена внешняя реставрация. В 1991 г. возвращен Русской православной церкви. Богослужения совершаются с 1995 г.

Формы

фото В1

Фото В1 - перспектива келейного корпуса с колокольней Знаменского монастыря, смыкающаяся на руинах Зарядья. Колокольня была возведена в 1784-89 гг. на основании бывшей здесь церкви Иакова 1756 г. Нижняя часть колокольни с двумя большими арочными проемами служила парадным входом на территорию монастыря. Примыкающий к ней корпус келий построен также в конце XVIII в. Хоть колокольни и не видно здесь, ну буду ли я разве врать вам?

фото В2

Фото В2 - крыльцо Старого Английского Двора. Мы видим арку, ворота, а также ступени собственно крыльца, которое, по принципу русских теремов, имеет три поворотные точки, имевшие социально-церемониальное значение. Если гость был желанным, хозяин спускался к нему вниз. Если гость так себе - встречал с середины крыльца, ну а если гость незваный, то хозяин выходил только на верхнюю площадку.

фото В3

Фото В3 - светозвуковой столб. Словно цветок, испускает он волнами благоухание света ламп и звука громкоговорителей.

Время

фото Г1

Фото Г1 - колоритная, кондитерская картина наличников храма Пресвятой Богородицы на Псковской горе.

фото Г2

Фото Г2 - древность палат бояр Романовых. Палаты — единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых. С середины XVI в. она принадлежала боярину Никите Романовичу Юрьеву, затем его старшему сыну Федору Никитичу Романову, ставшему впоследствии патриархом Московским и всея Руси. По преданию, в этой усадьбе 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов, ставший Родоначальником новой царственной династии. В 1633 г. Михаил Федорович жалует эту усадьбу Знаменскому монастырю, который неоднократно перестраивал здания старинной романовской усадьбы, но несмотря на это дом Романовых и поныне не утратил своей значимости как памятник русской гражданской архитектуры XV-ХVII вв.

В середине ХIХ в. по высочайшему повелению императора Александра в палатах открылся один из первых музеев Москвы - «Дом бояр Романовых». В настоящее время внутреннее убранство Палат знакомит с патриархальным боярским бытом конца ХVII в. По традиции Палаты разделены на мужскую и женскую половины. На первом этаже - мужской половине - представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже - женской половине - «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвалах представлены кладовые. Интерьеры древних Палат передают своеобразие русской жизни и культуры ХVII в. В экспозиции демонстрируются подлинные шедевры прикладного искусства из фондов Государственного Исторического музея.

фото Г3

Фото Г3 - постапокалиптический пейзаж, вмещающий церковь Зачатия праведной Анны, что в углу Китайгородской стены. Стена Китай-города в древности выходила к Москворецкой набережной и делала здесь поворот до Беклемишевской башни Московского Кремля. В этом углу сохранилась одна из древнейших московских посадских церквей «на каменное дело» — церковь Зачатия Анны. Угол или Острый Конец - название места, где была построена церковь. Храм впервые упоминается при описании московского пожара 1493 г., но не сказано, был ли он тогда уже каменным или еще деревянным.

Здание относится к группе храмов с крестчатым сводом и одной главой. Такой свод дает возможность решать внутреннее пространство без опорных столпов, тем самым увеличивая его внутренний объем. Среди узких посадских улиц не было места для больших зданий. У прихожан не было средств на их возведение. Такая форма решала две задачи: здание занимало мало места на улице и вмещало достаточно прихожан внутри за счет отказа от столпов. Храм был из белого камня.

В 1480 г. в память освобождения от татарского ига (татары отступили от Угры в день поминовения св. Мины) с юга пристроили придел св. Мины. После 1547 г. свод был выложен из кирпича. Фасады получили завершение в виде трехлопастной арки. Около 1617 г. придел построили в камне. Он связан с именем князя Пожарского и с избавлением от польско-литовского нашествия. Придел св. Екатерины с севера пристроен в 1658 г.

Был закрыт в 1920-х гг. При реставрации в 1960-х гг. здание освобождено от поздних пристроек. Наслоения, возникшие в допетровское время, сохранены, так как они не спорят с ранними архитектурными формами. Возвращен Церкви и освящен в 1994 г. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Зарядье.

Место в действии

фото Д1

Фото Д1 - намек на Гостиный двор (см. ).

Декор

фото Е1

фото Е2

Фото Е1 - балкон с балясинами дома, где заседает Организация Договора о Коллективной Безопасности. Бывший конторский и торговый дом «Варваринское подворье». Построен в 1890-92 гг. архитектором Р.И. Клейном. На фото Е2 - балясины крупным планом.

фото Е3

Фото Е3 - одна из ваз по верху колокольни Знаменского монастыря.

фото Е4

Люди

фото Ж1

Фото Ж1 - группа косвенных участников фестиваля «Спасская башня» накануне Дня города.

Метафизика

Варварка соединяет Красную площадь с Варварскими воротами. Улица выходит на Васильевский спуск и Солянский проезд. Васильевский спуск нисходит к реке, Солянский проезд восходит на Ивановскую горку. В то же время Васильевский спуск переходит в Кремлевскую набережную, которая по бровке Кремля переходит в западную дорогу, а Солянский проезд переходит в купеческую Солянку, которая начинает восточную, владимирскую дорогу.

По правую руку от Варварки Собор Василия Блаженного и храм Всех Святых на Кулишках. Оба - шедевры древнерусского зодчества, но храм Всех Святых построен позже, да и стиль его проще.

По левую руку - Большой Москворецкий мост и Старая площадь, их просторы. Мост служит началом степной дороги, а Старая площадь - началом северных дорог, ярославской и тверской.

Таким образом, Варварка соединяет средокрестие западной и южной дорог, означенное Собором Василия Блаженного, и средокрестие восточной и северной дорог, означенное храмом Всех Святых на Кулишках и следами купеческого присутствия.

Начинаясь от Красной площади, Варварка движется от знаков юга и запада к знакам севера и востока. В самом деле, вспомним сурожских купцов, Старый Английский Двор, Псковскую горку… Влияние Запада на Варварке очень сильно, его знаки вытеснили знаки севера и востока, мы можем видеть их присутствие только по нарастанию торговых и деловых домов ближе к концу улицы.

Фото: Церковь Великомученицы Варвары на Варварке

Фото и описание

Церковь Великомученицы Варвары на Варварке находится в самом центре Москвы - в Китай-городе. Сохранившийся до нашего времени храм строился с 1796 по 1801 год. Средства на строительство храма выделили майор артиллерии Барышников и московский купец первой гильдии Самгин. Проект церкви выполнил архитектор Родион Казаков. Он использовал фундамент старого строения храма, построенного в 1514 году Алевизом Новым. А тот храм, вероятно, был построен на месте деревянного храма, построенного тоже на средства купцов. Их имена сохранились. Это - Василий Бобр, Юшка Урвихвостов и Федор Вепрь.

Святая Варвара была всегда почитаема среди торговцев. Согласно каноническим преданиям, она родилась в Египте, в городе Гелиополе. Единственная дочь Диоскора - знатного жителя города, отличалась благочестивостью и красотой. Святая Варвара отказалась от выгодного замужества, отвергла мирскую жизнь и приняла святое Крещение. Диоскор был разгневан. Варвару заточили в темницу, но пытки не поколебали ее веру. Варвару осудили на смерть. Казнил Варвару ее собственный отец. Мощи святой Варвары в 6 веке были перенесены в Константинополь.

В 12 веке царевна Варвара (дочь византийского императора Алексея Комнина) вступила в брак с русским князем Изяславичем. Именно она перевезла мощи святой Варвары в Киев. Мощи покоятся во Владимирском соборе Киева и в наше время. Частички мощей святой великомученицы Варвары хранились и в Москве, в церкви на Варварке. В 1812 году ризница церкви св. Варвары была разграблена французами. Сам храм, находясь в центре военных событий, чудом сохранился.

После революции 1917 года купеческое сословие исчезло, приходская жизнь замерла, а в тридцатых годах церковь закрыли. Последняя реставрация церкви Святой Великомученицы Варвары была проведена в 1965-1967 годах. Восстановлением церковной колокольни, разобранной ранее из-за аварийного состояния, руководил архитектор Макаров.

В центре Москвы неподалеку от Красной площади и сохранился старинный храм, построенный в XVI в. на месте более ранней деревянной церкви; это храм в честь Святой Великомученицы Варвары. Он дал и название улице, сбегающей к Кулишкам, теплое, старомосковское – Варварка…

Место удивительное. Один за другим вырастают главки храмов: вот, строгий, немного напоминающий псковские – «Максим Блаженный», за ним – поливные изумрудные с золотом купола Знаменского собора, – старый государев двор, «родовое гнездо» бояр Романовых, – а вот и нарядный, как пасхальное яичко, «Егорий, что на Псковской горке» – храм в честь небесного покровителя Москвы . Разные по стилю и по времени постройки они отражают дух Москвы с ее пестротой и эклектикой, благолепием и художественной необязательностью.

Зарядье – уютный «островок» старины в туристическом центре столицы. Он словно выпадает из городского пространства, сюда хочется прийти под вечер, когда в окнах вспыхивают мотыльки свечей, или ранним утром, когда движения еще нет, и тонкий благовест летит по умытым улицам. и Святой Георгий в сияющих латах – два мученика, два великих исповедника – в Церкви Небесной Торжествующей молятся за юность и за воинство, и здесь на земле, будто высоко поднимают крест свидетельства с разных концов московской улицы.

«Священа бысть и Святая Варвара»

Первый Варваринский храм на месте современного, по преданию, строили купцы сурожане – уроженцы Сурожа (Судака) в Летописные своды сохранили имена-прозвища жертвователей и благотворителей: Василий Бобр, Вепрь и Юшка-Урвихвост. Архитектором был Алевиз Фрязин. В записях о событиях 1514 г. осталось свидетельство об освящении этого храма: «Священа бысть и святая Варвара против панского двора Митрополитом Варлаамом».

Почему же крымские купцы выбрали своей покровительницей именно ее, Святую Великомученицу Варвару?

С древних времен в Церкви эта святая оказывает покровительство людям, находящимся в опасности. Много пострадавшая при жизни за исповедание христианской веры, достигшая высокой ступени святости, она имеет дерзновение ходатайствовать перед Богом об избавлении людей от внезапной смерти.

Сурожане, находившиеся вдали от родных мест и подвергавшиеся риску на дорогах, страшились умереть без покаяния и без церковного напутствия, а потому чаще всего обращались к этой святой, прося ее о молитвенном предстательстве за себя и за своих близких. Оттого и храм стал местом особого почитания путешественников и всех живущих вдали от дома. Площадь перекрестка, где была возведена эта церковь, получила название Варварский крестец.

Сюда же, «к Варваре», приходили молиться и родственники тех несчастных, которые оказались под стражей в расположенном по соседству Царском судебном приказе. Пережившая тяготы заточения святая милостиво отзывалась на молитвы людей, просивших ее об освобождении или облегчении участи

Церковь XVI в. представляла в плане квадрат с полукружьями, выступающими с четырех сторон. Столпообразная постройка завершалась куполом, характерным для итальянской архитектуры. Главной святыней храма была икона Святой девы-мученицы с вложенными частицами перстов.

В н. 30-х гг. XVIII в. первая алевизовская постройка подверглась серьезным повреждениям из-за сильного пожара, после чего храм был восстановлен и вновь освящен при попечении императрицы Анны Иоанновны. А уже в к. XVIII – нач. XIX в., по благословению Митрополита Платона, церковь была отстроена заново в стиле классицизма по проекту Родиона Козакова. На этот раз помощь при возведении храма оказали майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1-ой гильдии Н. Самгин. Их жены получили исцеление от мощей Святой Великомученицы. Освятили церковь в 1804 г. Правда, от первоначальной конструкции остался лишь фундамент в подклети нынешнего храма. Современные тенденции проявились и во внутренней отделке. Стены покрыла масляная живопись, а вот судьба старинных икон и прежнего неизвестна…

Варварка и Зарядье с палатами бояр Романовых в XIX в.

Путеводная звездочка веры

С давнего времени Великомученица Варвара была одной из самой любимых в народе святых.

…Она была совсем юной, эта девушка, жившая на рубеже III и IV веков в Малой Азии, но история ее настолько поразительна, что не забылась и спустя столетия, ее знают во всех уголках христианского мира. Необыкновенно красивая, не нуждавшаяся ни в чем, воспитанная в неге и роскоши, Варвара была дочерью одного из влиятельных правителей – Диоскура, но, узнав о Христе, приняла Его учение всем сердцем и с легкостью сумела перешагнуть через все блага мира ради того, чтобы быть достойной призвания христианки.

На ее долю выпало тягчайшее испытание: за отказ отречься от евангельского учения и принести поклонение ложным богам Варвару подвергли жесточайшим пыткам, не пощадив ни возраста, ни девичьей нежности. Ей пришлось выдержать такие истязания, какие мог бы вынести не всякий мужчина. Девушку избивали воловьими жилами, жгли ее тело огнем, строгали железными когтями, сорвав с нее одежды, влачили по городу… Но, наверное, тяжелее физических и нравственных мук от оскорбленной чистоты была боль за отца. Главным гонителем и истязателем Варвары стал самый близкий для нее человек!

В наставлениях нашего современника – известного есть одно наблюдение, позволяющее глубже понять историю этой святой и ту страшную метаморфозу, которой подверглась естественная родительская привязанность: «Когда нет воздержания и любви духовной, от чувств рождаются страсти». Ведь отец любил свою дочь больше всего на свете, заботился о ней, берег и помышлял о выборе для нее достойного жениха, однако непреодолимым «порогом» стал вопрос о вере. Неосвященное истинной любовью, любовью во Христе, чувство отца Варвары буквально распалось под действием страстей и заблуждений. Теплота обратилась в безудержную ненависть, родительское попечение – в неумеренное властолюбие, ласка – в неистовое преследование.

Ее же чувство, укрепляемое верой и любовью к Господу, напротив, возросло стремительно, набрало силу и простерлось до вершин христианского подвига – до готовности отдать жизнь за Того, Кто был воплощенной Любовью. Под пытками она страшилась уже не боли, а только отступления от Истины, боясь выронить путеводную звездочку веры, и Господь придал ей силы. Едва повзрослевшая девочка проявила в земной битве со злом столько же мужества, сколько закаленные в походах римские легионеры, принимавшие христианство и предпочитавшие смерть участию в языческих культах.

Святая Великомученица Варвара традиционно была одной из самых любимых и почитаемых святых. Если в традиционном обществе христиан поражала в первую очередь крепость ее веры, то в новом мире с преобладанием материальных ценностей, засияла еще одна грань ее образа – бескорыстие и та решительность, с которой она перешагнула через земные блага. Неслучайно это выбрал в качестве главной темы для проповеди, посвященной этой великой святой, известный духовный наставник нашего времени – . Вот, что он пишет:

«Мы предельно высоко ценим то, что святые мученики, преподобные, праведные считали за бесценок. <…> Вот перед нами святая девица – великомученица Варвара. Она облачена в драгоценные одежды, на ее груди и руках – золотые ожерелья, славно и знатно имя ее. “Нет, – говорит она, – все это пустое, ничтожное, совершенно бесценное”. Она снимает с себя украшения и бросает их на землю. “Христос мой, – говорит она, – дороже, безмерно ценнее, лучше. А все это – прах”. И она умирает за Христа – Спасителя. <…> А сегодня, что делает наша девица? Она говорит: “Нет, то, что Варвара бросила, это действительно ценность. Это действительно богатство и сокровище. Ради этого всего я и живу”. “Вот дура”, – говорит она о святой девице, – зачем она променяла драгоценности на Христа?” И бросается, несчастная, и жадно хватает брошенное Варварой. Надевает все это на себя и считает себя истинно счастливой <…> А Христос остается осмеянным».

Архимандриту Тихону пришлось жить в тяжелое для нашей Церкви время – и последующего давления. Вот почему история Святой Великомученицы Варвары имела для него особое значение и как пример адамантного свидетельства перед лицом явных испытаний, и как образец духовной собранности тогда, когда явной опасности нет, однако человек стоит перед выбором: пойти ли вслед за Христом, узким, тернистым путем, или подчиниться условиям мира?

Возрождение

«Мученическая» судьба ожидала и Варваринский храм в Зарядье. В 1917-м он подвергся разрушениям не от природной стихии, а от стихии безверия. Был снят венчавший его главу крест, пострадала верхняя часть колокольни, был разобран и вынесен иконостас.

Не избежали той участи и другие храмы Варварки. Старинный ценнейший исторический и духовный комплекс использовался совершенно утилитарно. Лишь в с. 60-х годов в связи со строительством гостиницы «Россия» Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры начало восстановительные работы в Зарядье. В 1965 -67 гг. реставраторы под руководством Г.А. Макарова вернули церкви в честь Великомученицы Варвары ее прежний облик. Но прошло более 20 лет, прежде чем под его сводами вновь раздались звуки церковных песнопений.

Патриаршее подворье храмов в Зарядье восстанавливается в наши дни. Нужны немалые силы и средства, но, благо, люди все-таки приходят сюда, хотя район этот считается «не доходным» – жилых домов в округе почти нет, и прихожане едут издалека, со всех концов города. Уже снискала известность удивительная икона Божией Матери в Георгиевском храме – теплый, замечательный образ, изрешеченный вкруг нимба пулевыми отверстиями. Перед ним читают акафисты, и, как правило, даже днем – есть молящиеся. Кого-то необъяснимо притягивает храм в честь покровителя города – один из древнейших в Москве. А в день Великомученицы Варвары в ее церковь приходят и те, кто носят имя этой великой христианской святой, и те, кто знает историю этого чудного «островка» русской старины в самом центре столицы под покровительством юной девы и мужественного воина, получивших от Бога равное воздаяние за свидетельство об Истине.

2. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: «Издательство АСТ», 2003-2005.

3. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (Сост. и авт. А.В.Никольский) М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом «Российский писатель», 2003.

4. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Вып. 1-3. М.: Стройиздат, 1999-2001.

6. Старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. Ответы Афонского старца на вопросы паломников. Перевод с новогреческого. По благословению Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. – Санкт-Петербург, 2004.

7. Архимандрит Тихон Агриков. «У Троицы окрыленные». Воспоминания. М., Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002

8. Варвара Илиопольская. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

10. Зарядье. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

Московский храм во имя святой великомученицы Варвары, на Варварке (Патриаршее подворье храмов Зарядья в Китай-городе, Московская епархия)

Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары упомянута в веке. Посвящение храма дало современное наименование всей улице, ранее называвшейся сходным образом – Варьской улицей (от слова «варя», означавшее повинность посадского населения). По другим сведениям, Варварка до XVI века называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках .

В начале XVI века деревянная церковь была разобрана и на ее месте итальянским зодчим Алевизом Новым в году был построен каменный храм. В летописи место постройки обозначено "за торгом, против Панского двора". Вскоре после постройки церковь приобрела в Москве большую популярность.

Архитектура

Основной объем храма - крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая - за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма - сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма - не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации.

Красота этого храма – в тонкости пропорциональных соотношений и изяществе ордерного и декоративного убранства. В сохранившейся части интерьера большое впечатление производит купол, в котором серо-голубая живопись создает иллюзию перспективного сокращения и зрительно увеличивает объем. Стены отделаны искусственным мрамором теплых розово-желтых тонов. Настенные образа выполнены в XIX веке масляной живописью. В алтарной части сохранилась первоначальная мраморная резьба прекрасного художественного качества.

Литература

  • Елена Лебедева. "Церковь святой великомученицы Варвары"

Использованные материалы

  • Никита Брусиловский. "Церковь великомученицы Варвары на Варварке"
  • "Церковь Варвары Великомученицы на Варварке", страница сайта "Храмы России"