Что способствовало завершению религиозных войн во франции. Религиозные войны во франции. Смотреть что такое "Религиозные войны во Франции" в других словарях

Цель урока:

- понять причины, цели, и итоги религиозных войн во Франции

Понять причины укрепления абсолютной монархии

Задачи:

Образовательные

    Подвести обучающихся к пониманию причин, целей и итогов религиозных войн во Франции;

    Выяснить, как произошло усиление абсолютизма во Франции;

Развивающие

    Продолжить формирование умения работы с документами;

    Продолжить формирование умения работы с картами;

    Продолжить формирование умения обобщать и анализировать изученный материал;

    Продолжить формирование коммуникативных умений;

Воспитательные

    Воспитывать чувство толерантности;

    Формировать чувство неприятия войны как средства решения религиозных конфликтов;

    Воспитывать гуманное отношение к людям.

Оборудование урока :

Учебник «История Нового времени 1500-1800.7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина;

Карта «Реформация в Европе в XVI в.»;

Памятка оценки деятельности правителя;

И.Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока : фронтальная, урок-исследование

Методы обучения: словесный, наглядный.

План урока:

    Начало религиозных войн.

    «Варфоломеевская ночь»

    Война трех Генрихов.

    Добрый король» Генрих IV Наваррский

    Правление Ришелье.

ХОД УРОКА

    Оргмомент

Кто дежурный. Кого нет?

    Мотивирование на учебную деятельность

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

    Актуализация знаний

А) Термнология: Реформация , Протестанты , Лютеранская церковь , Кальвинистская церковь , Англиканская церковь , Пуритане.

Б) Даты: 1517 год –М.Лютер публикует 95 тезисов против индульгенций (Германия)

1524-1526 гг. –Крестьянская война в Германии

1555 год, - Аугсбургский религиозный мир о равноправии католиков и протестантов. (Германия, Карл V )

1534 год. – закон, объявивший короля главой церкви в Англии

1588 – борьба Англии с Испанией. Разгром Непобедимой армады

В) Имена в истории:

-Мартин Лютер (протестант, Германия)

- Томас Мюнцер (протестант, руководитель крестьянской войны в Германии)

Филипп II , (католик, испанский король, возглавил борьбу против Реформации)

Жан Кальвин, (протестант, Швейцария)

Игнатий Лойола (Испания, католик, создатель Ордена Иезуитов)

Генрих VIII . (сторонник Реформации в Англии)

Г ) Назовите принципиальное отличие Реформации в Англии от Реформации в Германии (в А. «сверху», в Г. «снизу»)

Д) Работа с картой

покажите на карте территории на которых господствовала католическая церковь; территории на которых утвердились протестантские церкви.

    Целеполагание, постановка проблемы

Осталась еще одна ведущая страна, незатронутая нашим изучением. Сегодня на уроке я приглашаю вас в путешествие по этой стране. Она ассоциируется у меня с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Что это за страна? Конечно, это Франция. Записываем тему урока

Как вы считаете, какие сегодня у нас цели урока? (Понять причины, цели, и итоги религиозных войн во Франции. Понять механизм укрепления абсолютной монархии)

А для того, чтобы достигнуть цели, мы с вами должны разобраться в следующей проблеме – В чем особенности Реформации во Франции?

    Поиск путей решения проблемы. Изучение нового материала

    Распространение Реформации во Франции

В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек. В начале XVI века во Франции стал распространяться кальвинизм. И кто во Франции сочувствовал протестантизму?

Распространение кальвинистского учения во Франции

Слои населения, поддерживающие кальвинизм

Причины поддержки

Представители старинной знати

Недовольство укреплением королевской власти и потерей политического влияния

Часть дворянства

Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви

Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели

Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви

В результате к концу первой четверти XVI века Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа. Север Франции остался на стороне католической церкви, а Южная Франция стала протестантской.

Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву). Так Реформация проникла во Францию.

В тетрадь записывается понятие.

Гугеноты – это французские кальвинисты.

Гугеноты

Католики

Территории

Юг

Север

Состав

Старинная знать, дворяне, горожане

Король, крестьянство

Поддерживающие государства

Англия, Германия

Испания

Положение

Жестоко преследуемые

Поддерживаются королём и основной массой населения

Лидеры

Генрих Наваррский, адмирал Колиньи

Франсуа де Гиз, Генрих де Гиз

  1. Начало религиозных войн

В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли « некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции. В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси, устроил кровавую расправу над мирными гугенотами. Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562-1598).

В тетрадь записывается дата религиозных войн.

1562-1598 – религиозные войны во Франции.

Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король.

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX ., проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи.

Для формирования у учащихся умения оценивать политических де

ятелей с позиции их современников было включено в содержание рассказа характеристика государственного деятеля, данная французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем. Ученик читает…

Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали

Физкультминутка «Богатыри»

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо.

    «Варфоломеевская ночь»

Приходилось ли вам встречать выражение «Варфоломеевская ночь» в повседневной жизни? Что оно означает ? (всякое внезапное массовое уничтожение(убийство) противников, если, конечно, дело происходит не в открытом, честном бою). Сейчас мы узнаем, с какими событиями связано это «крылатое выражение». Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан? Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г . По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив.

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол - это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек /Учащиеся записывают дату "Варфоломеевской ночи" в тетрадь/

1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции.

    Война трех Генрихов

После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а протестантов Генрих Наварра. Между ними и развернулась борьба за престол. Генрих Гиз разработал план похитить Генриха III и постричь его в монахи. Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить и летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, и уже перед смертью он завещал престол Генриху Наварра, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота. Генрих Наварра тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта.

- «Париж стоит мессы», - сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру.

Месса – католическое богослужение.

? Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих Наварра, приняв католическую веру? Почему?

Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стане провозглашалась веротерпимость.

Организуется работа с документом «Нантский эдикт» Учебник, с. 132-133

    «Добрый король» Генрих IV Наваррский

Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии. Главная его задача-сплочение народа в единый государственный организм. И упрочение королевской власти как гаранта этого единства.

?Как вы думаете, почему он был прозван «Добрым королем»?

Генрих Наваррский вошёл в историю как «добрый» король, потому что:

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией;

2) снижен прямой налог с крестьян;

3) введён запрет арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот;

4) покровительствовал развитию торговли и мануфактуры;

5) способствовал созданию купеческих компаний;

6) улучшилась жизнь народа;

7) преодоление вызванной религиозной войной разрухи.

Он многое ещё мог сделать, но в 1610 г. умер от предательского кинжала фанатика-католика.

  1. Правление Ришелье

После смерти Генриха IV королём стал его малолетний сын Людовик XIII , от имени которого правила его мать Мария Медичи. Её политика привела к опустошению казны. В такой ситуации первым министром короля стал кардинал Ришелье (или Ришельё). Он продолжал политику Генриха IV . Он создал режим абсолютной монархии, который просуществовал около полутора веков

VI . Первичное закрепление.

Кто такие гугеноты?

- Когда начались религиозные войны во Франции?

-Когда закончились религиозные войны во Франции?

-Какой документ был подписан в 1598 году?

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Результатом этих процессов - Франция стала сильнейшим государством в Европе.

  1. Домашнее задание

1) параграф 14, вопросы в конце параграфа.

2) В тетради «Оценка деятельности правителя» Генрих IV , кардинал Ришелье

  1. Рефлексия.

Приложение 1

Французский мыслитель и гуманист XVI в. Мишель Монтень об Екатерине Медичи

"Добродетель в политике - это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел".

Приложение 2

Так называют гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством, исповедующим кальвинизм и называвшим себя гугенотами.

Уже в 1559 году во Франции было много последователей протестантской церкви среди всех классов населения. Королевская власть попыталась восстановить католицизм на всей территории страны, но в первой войне 1562 - 1563 гг. не смогла сокрушить гугенотов.

Среди гугенотов было немало богатых купцов и банкиров, которые смогли нанять значительные отряды профессиональных солдат из числа швейцарских единоверцев. Гугенотов поддерживало немало аристократов, в частности, принц Луи де Конде, адмирал Гаспар де Колиньи и король Генрих Наваррский. Радикальную католическую партию возглавляло семейство герцогов Лотарингских де Гизов, стремившееся как полностью изгнать гугенотов из Франции, так и ограничить власть короля. Была еще партия "политиков", или умеренных католиков. Они выступали за сохранение католицизма в качестве господствующей религии и предоставление гугенотам свободы вероисповедания. В ряде случаев они выступали на стороне гугенотов против Гизов.

В 1563 году герцог Франсуа де Гиз одержал победу при Друа, но вскоре был убит подосланными гугенотами убийцей. Гугенотская армия одержала победы и в войнах 1567 - 1568 и 1568 - 1570 гг. Эти войны отличались невероятной жестокостью с обеих сторон. Пленных, как правило, не брали, а порой вырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии.

Четвертая война началась в 1572 году после того, как католики устроили 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9 тысяч человек, в том числе Колиньи и многие другие вожди гугенотов. В 1573 году было достигнуто перемирие, но в 1574 году боевые действия возобновились, но не принесли решительной победы ни одной из сторон.

В 1576 году был выпущен королевский эдикт, провозглашавший свободу вероисповедания на всей территории Франции, за исключением Парижа. В ходе новой войны 1577 года, инспирированной созданной Гизами Католической лигой, эдикт был подтвержден, но король Генрих III оказался не в состоянии провести его в жизнь. В 1580 году вспыхнула еще одна война, не имевшая решительных последствий. Но в 1585 году, когда Генрих Наваррский заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Война трех Генрихов - Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха де Гиза.

Генрих Наваррский одержал победу, несмотря на то, что его противники пользовались военной поддержкой Испании. Он разбил Генриха III при Котрэ в 1587 году. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. Тогда Гизы в 1588 году подняли восстание в Париже и изгнали оттуда короля. Генрих пошел на уступки лидерам Католической лиги, объявил о поддержке исключительных прав католиков, но по возвращении в Париж организовал убийство Генриха де Гиза и его брата кардинала Луи де Гиза. Затем, заручившись поддержкой Генриха Наваррского, объявленного наследником престола, Генрих III подавил выступления Лиги, но в 1589 году был убит фанатиком - монахом Жаком Клеманом.

Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV Бурбоном. Но Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Акрэ в 1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось принять католичество.

Черту под религиозными войнами в 1598 году подвел мирный договор Генриха IV в Вервине, согласно которому Испания отказывалась от поддержки Католической лиги. В том же году Генрих издал Нантский эдикт, гарантировавший свободу вероисповедания и признававший господство протестантизма в 200 городах, где гугеноты получали право возводить укрепления. Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, но фактически она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Франции осталось верно католицизму и симпатизировало идеям Лиги.

Франция при Генрихе IV Наваррском

Генрих IV входит в Париж 22 марта 1594 года. Коронованный месяцем раньше, он вступает на трон, за который сражался годами и ради которого сменил веру: во Франции, где паписты и гугеноты поносят друг друга в течение трех десятилетий, Генрих Бурбон, король Наваррский, отрекается от протестантизма, чтобы взойти на трон.

С тех пор как в 1589 году Генрих III назначил его единственным законным наследником, Генрих Наваррский закладывает фундамент своей власти. Против него выступают протестанты, Католическая Лига и "недовольные", или "политические", умеренные католики, которые осуждают излишние предосторожности единоверцев и желают восстановить королевскую власть.

Генрих IV ставит задачу подчинить своей власти руководителей Лиги; герцог Майеннский первый присоединяется к нему, за ним следует герцог Эпернон и герцог Меркер. Что касается герцогов де Гизов, то они становятся непоколебимыми защитниками трона.

Придя к власти, король Генрих IV стремится к тому, чтобы изгнать испанцев, которые, созванные легистами, оккупируют север Франции. Борьба длится три года и заканчивается взятием Амьена в 1597 году. В 1598 году Испания возвращает все французские завоевания.

Но Религиозные войны не закончены. Католики совсем не готовы признать свободу вероисповедания пр отестантов, а протестанты (насчитывают около миллиона человек) колеблются: оставаться ли верными королю, который отрекся от веры. В 1594 - 1597 гг. они организовываются в провинции, управляемые собраниями, и провозглашают союз с церковью Нидерландов. В таких обстоятельствах дать статус протестантским церквам трудная задача. Генрих IV берется за разработку нового документа: это будет Нантский эдикт, обнародованный в апреле 1598 года.

Трудные переговоры и Нантский эдикт.

Королю, чтобы противостоять сопротивлению сторон, приходится пустить в ход личные качества: авторитет и воинскую доблесть. Кроме того, важную роль играют верность его сторонников, умеренность прелатов.

Нантский эдикт состоит из торжественной декларации и секретных статей, чтобы не провоцировать рознь. Протестанты пользовались кроме свободы совести свободой культа в феодальных поместьях, в двух деревнях или селах на округ и во всех городах, где реформированный культ существовал фактически. Секретные статьи содержали ряд оговорок, сохраняющих преимущества католиков. Протестантам разрешается строить храмы, вести семинары, собирать советы и синоды, отцы семей имеют право выбирать вероисповедание для своих детей, которые при этом будут приняты без всякой дискриминации во все школы и университеты. И наконец, взамен на ограничения король отдает протестантам 151 крепость с гарнизоном или без него, что дает протестантам реальную политическую и военную силу.

В действительности Нантский эдикт возобновляет многие пункты предыдущих эдиктов. Но на этот раз король обладает необходимой властью, чтобы заставить уважать его. Вначале Климент VIII выражает свое недовольство, но потом смиряется с этим. Франция переживает необычное для Европы событие: столкнувшись с религиозными требованиями, верх одерживают гражданские интересы, находящиеся под защитой политиков. Но компромисс этот непрочный.

Бедственное положение народа.

"Такого ужасного холода и такого сурового мороза никто не помнил с незапамятных времен. Все подорожало... Многих людей находили замерзшими до смерти в полях... Один человек заледенел на лошади". Эти строки из "Мемуаров" летописца той эпохи Пьера Лестуаля рассказывают о нищете Франции, разрушенной войнами и оказавшейся в тисках невиданного холода. Производство зерновых падает, вымерзают виноградники, останавливаются текстильные фабрики. Население ослабело и уязвимо к болезням; вновь наблюдается эпидемия чумы. Почти повсюду вспыхивают крестьянские восстания: "готьеры" в Нормандии и "кроканы" в Перигоре.

Генрих IV начинает восстановление государства и издает многочисленные указы, чтобы поднять экономику. Эти указы касаются использования земель, например, осушение болот в 1599 году, а также вопросов безопасности и налогообложения. Против банд наемников, воров и бродяг, которые опустошают провинции, грабят, убивают, наводят ужас на людей, король вводит военные законы. Чтобы успокоить разъярившихся крестьян, измученных налогами, король устанавливает налоговые льготы и пытается ограничить права помещиков на крестьянскую собственность. Однако крестьяне все еще страдают от гражданских войн и сельские мятежи продолжаются.

Управлять государством - дело непростое.

Многие дворяне разорены, и, чтобы помочь им вновь сделать свои владения рентабельными, Генрих IV вызывает кальвиниста Оливье де Серрэ, который начинает разведение тутовых деревьев для получения шелка-сырца. В 1600 году Серрэ публикует "Трактат о сельском хозяйстве", представляющий собой сборник советов о том, как правильно вести хозяйство. Этот труд, который король распространяет по всей стране, является большим успехом в издательском деле. Чуть позже Оливье де Серрэ публикует небольшую книгу "О том, как получать шелк", о производстве, поощряемом Генрихом IV.

Подъем во Франции приводит также к реорганизации правительства, администрации и финансовой политики. Прежде чем принять решение, король выслушивает мнение других. Он организует новый Совет, куда входит ограниченное число людей, причем их выбирают скорее в соответствии с компетентностью, чем с положением. В течение целого дня, король постоянно обращается к ним за советом.

Эти собрания, где господствуют деловые качества, проходят без церемоний. Например, Максимильен Росни, герцог Сюлли, суперинтендант финансов, пользуется доверием короля, что позволяет чиновнику вести себя раскованно. Сюлли, будучи протестантом, по просьбе короля распутывает различные дела, а также ведает финансовыми делами всего государства.

Добротное управление провинциями объясняется надежностью чиновников, имеющих полномочия по расследованию правонарушений. Генрих IV принимает оригинальное решение: для того, чтобы укрепить связи королевских чиновников и власти, вводятся постоянные взносы в казну, так как казна в 1596 году насчитывает дефицит средств. Речь идет о налоге, поллета, ежегодном денежном взносе, который выплачивается должностным лицом королю для пожизненного сохранения должности. Налог так называется в честь финансиста Поле.

До этого момента многие чиновничьи должности переходили от отца к сыну при условии, однако, что "отказ" от должности произойдет по крайней мере за 40 дней до смерти занимающего эту должность. Налог упраздняет этот срок. Взамен чиновник каждый год платит налог, пропорциональный занимаемой должности. Этот налог, который приносит каждый год доход в один миллион ливров, просуществует до революции. Наследование должностей связывает накрепко корону, судебных лиц и финансовых чиновников, которые получают привилегии и почести. В 1600 году эти усилия начинают приносить плоды во всем королевстве. Точный бюджет, денежная реформа, которая будет принята в 1602 году, оздоровляют финансы. Запасы золота и серебра хранятся в Бастилии. Королевство расширяется; армия, близкая сердцу короля, располагается на правом берегу Роны. В 1601 году Бресе, Бюжен, Вальмори и провинция Жекс будут присоединены к Франции согласно Лионскому договору. С присоединением Наварры и северных городов площадь страны увеличивается с 464 тыс. кв. км до 600 тыс. кв. км.

Второй брак по расчету.

Брак Генриха IV с дочерью Екатерины Медичи Маргаритой был признан недействителен по причине близкого родства и аннулирован Папой Римским в 1599 году. Итак, король свободен для повторного брака.

Генрих IV хочет жениться на своей любовнице, Габриэлле д"Эстре, от которой у него есть сын, герцог Вандомский. Но это намерение возмущает французов, которые отказываются признать незаконнорожденного в качестве дофина. После скоропостижной смерти Габриэллы король уступает своим советчикам: их кандидатура, Мария Медичи, - племянница великого герцога Тосканского. После тщательных переговоров она приносит значительное приданое. Пышная свадьба состоялась в Лионе в декабре 1600 года. Девять месяцев спустя королева рожает Генриху IV сына, наследника, впоследствии будущего короля Людовика XIII. До 1609 года она родит королю еще пятеро детей. Несмотря на нежные родительские чувства, король продолжает любовные похождения, что будет дорого стоить королевству.

Заговор принцев.

Генрих IV вернул Франции мир и подарил наследника, но ему придется выступить еще против злобы и предательства. Слишком много дворян в приемных короля требуют себе пенсий и привилегий. Особенно высшее дворянство с трудом подчиняется монаршей власти. Одному из старых соратников по оружию, Бирону, король присвоил звание маршала. Это был гордый и неспокойный человек. Он мечтает создать независимое государство из провинции Бургонь и избавиться от короля. Генрих де ля Тур д"Овернь, герцог Буйон, разделяет его взгляды. Иностранные суверены Савойи и Испании также поддерживают дух мятежников, даже начались переговоры с агентами Филиппа III Испанского. Предупрежденный о заговоре, король вызывает Бирона в Фонтенбло и пытается заставить его сознаться. Но маршал молчит. Его заключают в тюрьму, осуждают за измену и обезглавливают в 1602 году.

С другой стороны, герцог Буйон продолжает интриги. В 1605 году, обосновавшись в Седане, он пытается воссоздать протестантский союз, но попытка проваливается; он вынужден отдать ключи от города и искать убежища в Женеве. В 1606 году суверены подчиняются королю. И страна, наконец, приходит к гражданскому миру.

Под арбитражем Франции 12-летнее перемирие устанавливается между Испанией и Соединенными провинциями Нидерландов. Простой, жизнерадостный и прагматичный, Генрих IV нравится своим подданным, так как дарит им благосостояние, работу, дипломатический успех.

Однако борьба католиков и протестантов между собой, притязания эрцгерцога Рудольфа II Габсбурга угрожают миру в Европе. С другой стороны, достижения Контрреформации беспокоят протестантов, и старая враждебность к Габсбургам возобновляется.

К сложной политической ситуации примешивается любовная история: суверен влюбляется в Шарлотту Конде. Постоянное присутствие короля беспокоит супруга молодой женщины, которая решает укрыться в Брюсселе под покровительством эрцгерцога. Любовная страсть подталкивает Генриха IV к принятию решения: он ускоряет подготовку к войне, несмотря на враждебное отношение к этому протестантов. 13 мая 1610 года в Сен-Дени состоялась торжественная передача регентства королеве. 14 мая карета короля вынуждена задержаться из-за толчеи на улице Ферронри. Внезапно появляется человек и смертельно ранит короля ударами ножа в грудь. Убийца, Франсуа Равальяк, экзальтированный католик, возомнил себя посланцем неба. Его арестовали, осудили и 24 мая четвертовали.

Франция эпохи кардинала Ришелье (XVII век).

Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье (9 cентября 1585, Париж — 4 декабря 1642, там же), - младший сын главного прево Франции Франсуа дю Плесси и Сюзанны де ла Порт, дочери адвоката Парижского парламента. Получил образование в Наваррском коллеже в Париже и готовился к военному поприщу, унаследовав титул маркиза дю Шиллу. Отказ среднего брата от церковной карьеры позволил Арману принять имя Ришелье и сан епископа Люсонского (1608-23). Избранный депутатом от духовенства в Генеральные Штаты(1614), он привлек внимание регентши Марии Медичи, стал ее советником, духовником Анны Австрийской - жены Людовика ХIII, а затем ненадолго государственным секретарем по иностранным и военным делам. Попал в опалу и был выслан в Авиньон, однако, способствуя примирению Людовика ХIII с матерью, Ришелье сумел продолжить карьеру при дворе. В 1622 он получил сан кардинала, в 1624 вошел в состав Королевского Совета, стал первым министром и до конца жизни оставался фактическим правителем Франции.

Программа кардинала Ришелье.

Длительное правление Ришелье, располагающее безграничным доверием Людовика XIII, соотносится со стремительным ростом политического авторитета короля, как главы государства. Желая добиться абсолютной власти, монарх вступает на путь подавления любого сопротивления, ограничения привилегий отдельных городов и провинций и, в конце концов, уничтожения противников. От имени Людовика XIII министр Ришелье проводит эту политику в жизнь. Во Франции стремление к абсолютизму, начавшееся еще во времена Генриха IV, вызывает недовольство, вылившееся в разрозненные, но жестокие выступления оппозиции, характерные для эпохи Религиозных войн.

В "Политическом завещании" Ришелье в деталях описывает программу правления и определяет приоритетные направления внутренней и внешней политики: "Поскольку Ваше Величество решило открыть мне доступ в Королевский совет, тем самым оказывая мне огромное доверие, я обещаю приложить всю свою ловкость и умение, вкупе с полномочиями, которые Ваше Величество соблаговолит мне предоставить, для уничтожения гугенотов, смирения гордыни и возвеличения имени короля Франции до тех высот, на которых ему положено находиться".

Многие историки были в некоторой степени введены в заблуждение "Политическим завещанием" и "Мемуарами" Ришелье. Оказалось, что они написаны гораздо позже кардиналом - министром и сотрудниками его кабинета. Усердные служащие, отобранные самим Ришелье, тщательно поработали над образом кардинала - политика, доказывая необходимость определенных действий первого министра королевства. Во время его пребывания у власти для подавления сопротивления чаще всего использовались насильственные меры независимо от того, кто выказывал недовольство - аристократы, гугеноты, члены парламента или простые граждане.

Государство в государстве.

20-е годы XVII века прежде всего отмечены завершением Религиозных войн. У военных чиновников и юристов из окружения Людовика XIII (многие из которых - католики) не вызывает сомнения тот факт, что протестанты хотят создать во Франции государство в государстве со своими начальниками, структурой и политикой. Уже в 1610 году насчитывается около 200 крепостей протестантов, возглавляемых комендантами. Каждый такой город - крепость располагает военным корпусом, в котором командиры выполняют приказы аристократов - гугенотов. А по необходимости города, участвующие в движении R.P.R. (Religion Pretendue Reformee), согласно католической терминологии, могут выставить против короля свои гарнизоны, дворянские формирования и народное ополчение в количестве 25 тысяч человек, что намного превышает численность регулярных королевских войск. Крепость Ла-Рошель, насчитывающая 20 тысяч жителей, выглядит настоящей столицей протестантов и является последним оплотом гугенотов в самом сердце монархии. Таким образом, королевское государство оказывается в состоянии войны с государством протестантским, отдельные права и свободы которого (как, например, права на политическое собрание, на укрепление своих городов, на существование своих гарнизонов) были признаны в секретных статьях и приложениях к Нантскому эдикту, подписанному весной 1598 года.

Капитуляция Ла-Рошели.

Начиная с 1621 года на юго-западе королевства и в Лангедоке проходят многочисленные военные кампании. Большая часть из них возглавляется Людовиком XIII, который лично участвует в сражениях. Окончание Религиозных войн связано со знаменитым историческим эпизодом - взятием Ла-Рошели 29 октября 1628 года после 11 месяцев осады крепости. Военными операциями руководит сам Ришелье. По его приказу строится впечатляющая по тем временам плотина, чтобы изолировать город со стороны моря. Капитуляция крепости гугенотов, часто называемой "столицей ереси", сопровождается интенсивной кампанией по прославлению Людовика XIII Справедливого, как короля карающего и прощающего. Доказательство тому - торжественный въезд короля - победителя в Париж 23 декабря 1628 года: поздравительные речи, триумфальные арки, военные концерты, несмолкаемые овации и салюты следуют в этот день один за другим.

Подписанный 28 июня 1629 года Алесский эдикт выражает королевскую волю к милосердию и прощению после тревожного десятилетия. Этот документ действительно сохраняет все религиозные и юридические положения Нантского эдикта и принцип "сосуществования" в частности. Однако аннулируются все секретные статьи и приложения Нантского эдикта 1598 года, касающиеся политических привилегий протестантов. Любое политическое собрание впредь запрещено. Ришелье аннулирует военные статьи Нантского эдикта и ведет политику систематического разрушения крепостных стен гугенотских городов.

Королевская семья и Ришелье.

В эпоху Ришелье политическое могущество первого министра позволяет держать большую часть аристократии в относительном подчинении. Тем не менее высшая знать не прекращает попыток вернуть свое былое величие. Такая попытка имела место в Лувре 11 ноября 1630 года, на следующий день после праздника Простофиль. Королева-мать Мария Медичи, недовольная чрезмерным могуществом Ришелье, ссорится со своим сыном Людовиком XIII, требуя отстранить кардинала от власти. После горячей дискуссии противники кардинала считают его поверженным. Однако король, вопреки воле матери, утверждает Ришелье первым министром и заключает в тюрьму его противников, в частности министра юстиции Мишеля де Марильяка. Королева вынуждена отправиться в изгнание, сначала в Компьень, а затем в Брюссель.

Гастон Орлеанский, брат короля и потенциальный наследник, поскольку у Людовика XIII до 1638 года не было потомства, представляет это событие как предательство Ришелье по отношению к королеве - матери и пытается поднять свою провинцию против кардинала. Потерпев поражение, Гастон Орлеанский скрывается в Лоррене, герцогстве Карла IV, который поддерживает политику Габсбургов, повелителей Нидерландов и Испании и традиционных врагов Франции. 31 мая 1631 года в Нанси Гастон Орлеанский публикует манифест, в котором разоблачает абсолютный контроль Ришелье над Людовиком XIII, правительством и королевством. Позже Гастон Орлеанский участвует в мятеже герцога Монморанси в Лангедоке, который был подавлен регулярными королевскими войсками. 30 октября 1632 года герцог Монморанси был обезглавлен. Эта казнь произвела сильное впечатление на аристократию и способствовала ее временному усмирению. Таким образом, выполняется второй пункт "программы" Ришелье: усмирить гордыню высшей знати.

Дуэли - вне закона.

Знать XVII века, военная и административная опора государства, частенько прибегает к дуэли, как способу разрешения конфликтов. Государство больше не желает терпеть акт самосуда, жертвами которого становятся молодые люди, призванные ему служить. Разве высшая справедливость должна исходить не из уст короля? Дуэль - это нанесение оскорбления лично королю, к тому же, по объяснениям великих теологов, это преступление против Бога. Во времена правления Людовика XIII самые строгие эдикты, объявляющие дуэли "преступлением против короля" и запрещающие их, появляются один за другим. Но все напрасно! 22 июня 1627 года по приказу Ришелье обезглавливают Монморанси - Бутвиля, дворянина, который осмелился драться в Париже на Королевской площади, символизирующей центральную власть. Однако еще в течение целого века дуэль будет предметом самых оживленных споров.

Война на службе абсолютизма.

В то ж е самое время приоритетными в политике становятся внешнеполитические вопросы: Тридцатилетняя война выходит за пределы Германии и Франция постепенно втягивается в этот конфликт. 19 мая 1635 года Людовик XIII торжественно объявляет войну Испании.

Война становится самым могущественным фактором усиления авторитета короля, который берет на себя роль главнокомандующего. Своим размахом, человеческими жертвами и финансовыми затратами война оправдывает использование крайних мер во имя "спешных нужд государства". Этими словами начинаются многие эдикты, навязывающие народу налоговые новшества. Вскоре налоги в казну уже превышают церковную десятину.

Политика государственной необходимости, то есть верховная власть короля, воплощается в жизнь интендантами, которые наделяются более высокими полномочиями, чем чиновники на местах. Интенданты вправе подавлять недовольства и мятежи в провинции. На местах они образовывают трибуналы, обжалование решений которых возможно только в Королевском совете. Администраторы - управленцы, интенданты вмешиваются в местные дела и стремятся заполучить три ветви власти: полицию, суд и деньги.

Благодаря неограниченной власти королевского государства, развитию национальной системы налогообложения, а также ограничению полномочий местных представителей власти, "годы Ришелье" считаются временем основания абсолютизма, который достигнет своего апогея при Людовике XIV.

Франция при Людовике XIV.

На следующий день после смерти Мазарини, 10 марта 1661 года, Людовик XIV берет в руки всю полноту власти, и за короткий промежуток времени ему удается явить Франции и Европе образ всемогущего короля.

"Король - государство"

Король Людовик XIV. В 1673 году итальянский авантюрист Жан Батист Прими Висконти характеризует в своих мемуарах Людовика XIV как правителя, желающего "все знать и уметь": король обращается с вопросами к министрам, чтобы лучше разбираться в государственных делах, к председателю парламента, чтобы научиться управлять, к судьям, чтобы не упустить ни одной мелочи, и к дамам, чтобы не отстать в галантных науках. На поверхностный взгляд время Людовика XIV представляется эпохой "короля - государства", воплощающего могущество этого государства. Ведь политическая власть находится в руках монарха: начиная с 1673 года парламенту запрещается представлять свои замечания до подписания эдиктов и указов его величеством. Дворцовый церемониал, разворачивающийся вокруг фигуры короля, постепенно усложняется и переносится сначала в Фонтенбло, в Париж, затем в Версаль.

Эпоха Людовика XIV - это также время невиданного по своему размаху восхваления правителя, которое выводит на сцену Короля - Солнца, окруженного самым утонченным поклонением по сравнению с иными европейскими монархами. Отнюдь не случаен выбор им солнечной эмблемы. Как объясняет сам король, дневное светило направляет свое тепло и свет на землю, и поэтому все вокруг обязано ему жизнью. Культ Короля - Солнца насаждается всеми возможными в то время путями: через слово (пьесы и поэмы), образы (картины и гравюры) и зрелища. Используются также малейшие поводы для демонстрации всенародного обожания и поклонения.

Время реформ.

Согласно документам того времени период с 1661 по 1673 год в истории Франции является наиболее заполненным всякого рода реформами. Именно в эти годы монархия пытается провести полную реорганизацию государственных институтов в социальной и экономической сфере. Исключается лишь 1667-1668 гг. - годы Деволюционной войны с Испанией. Для того, чтобы составить простой список изданных в то время эдиктов, указов, налогооблагающих писем, постановлений, кодификаций во всех областях (Гражданский кодекс 1667 г., Уголовный кодекс 1670 г., Морской кодекс, Черный кодекс 1685 г. и др.), чрезвычайных процедур (например, проведение выездной судебной сессии под названием "Великие дни в Оверни" для расследования бесчинств, творимых местным дворянством в 1665 г.) потребуется огромный том.

Политика Кольбера.

Генеральный контролер финансов Франции Жан Батист Кольбер. В 1664 году генеральный контролер финансов Жан Батист Кольбер (1619 - 1683 гг.), пользующийся безграничным доверием короля, представляет Людовику XIV свою знаменитую программу реформ. В ее рамках Кольбер задумывает целый ряд преобразований: чтобы сократить хронический разрыв между государственными доходами и расходами, он планирует сокращение долгов и оздоровление бюджета. Поскольку власть не может покончить с продажей должностей, Кольбер почти не создает новых учреждений, он также замедляет рост прямого налога и в несколько раз повышает косвенные налоги (например, акциз на вино, различные пошлины, габель - налог на соль). Главный контролер представляет королю многочисленные докладные записки. В этих документах Кольбер разрабатывает пути, которые способствуют усилению "величия, мощи государства и великолепия короля".

Роль интендантов и советов.

В начале правления Людовика XIV среди многочисленных мэтров юриспруденции выбираются 23 интенданта полиции, правосудия и финансов. Интенданты с военными функциями способствуют процессу создания регулярной королевской армии. С ростом могущества интендантов постепенно снижается влияние и сокращаются полномочия губернаторов провинций. Этим представителям старой аристократии доверяют все меньше и меньше.

Следуя примеру главного контролера - государства, интенданты создают свои управленческие аппараты. Отныне они все стремятся проводить такую налоговую и экономическую политику, которая была бы наиболее выгодна государству. Политика постоянного контроля и ревизий превращается в правило, в норму. А всемогущие государственные секретари с их многочисленным аппаратом, зависящим лишь от Кольбера, становятся исполнителями. Так, семь королевских советов управляют всеми аспектами политической жизни страны. Главная роль принадлежит Государственному совету, члены которого вместе с королем обсуждают все важные вопросы внешней и внутренней политики; Совет депеш является связующим звеном между интендантами провинций; Совет финансов занимается в основном налоговой системой; Совет по частным вопросам рассматривает дела, которые участники выносят для окончательного решения на суд короля; Духовный совет занимается назначением высших духовных сановников государства; Совет по делам "религии, именующей себя реформированной" занимается проблемами гугенотов вплоть до отмены в 1685 году Нантского эдикта; Совет по торговле, состоящий из шести государственных чиновников и 12 делегатов от купечества, рассматривает многочисленные жалобы, письма и докладные записки торговцев.

В политике, проводимой Кольбером и воплощаемой в жизнь интендантами, важным моментом является то, что король лично занят делами государства. Впредь в стране все важные документы должны проходить через руки самого короля, потому что глава государства - это орудие божественного провидения; вся власть должна принадлежать ему и исходить от него. Всякая оппозиция в этом случае приобретает резко негативный характер. Абсолютизм власти, данной свыше, требует также строгого следования единой вере, что следует из клятвы, данной главой государства во время коронации.

Борьба с янсенизмом.

Борьба с янсенизмом и протестантизмом отражает стремление короля воплотить в жизнь принцип единой веры и единого государства. Иными словами, эта борьба проявляется в подавлении свободы вероисповедания.

Возникший в 1640-е года янсенизм своей суровостью и трагическим видением спасения привлек в свои ряды некоторых католиков, преимущественно образованных горожан, а также представителей офицерства, аристократии и часть буржуа. Написанный К.Янсением в 1640 году теологический трактат об Августине, который считается манифестом движения, осуждается Римом дважды: в 1642 и 1653 годах. Пять тезисов его учения провозглашается ересью. Иезуиты подчеркивают близость янсенистской доктрины о предопределении с протестантскими догмами. Все это вкупе с претензиями и недовольством властных структур королевства было предъявлено в качестве обвинения Янсению и его официальному представителю во Франции аббату де Сен-Сирану, настоятелю аббатства Пор-Руаяль, оплоту янсенизма.

3 апреля 1661 года постановлением королевского совета от всех служителей церкви требуется подписать документ, осуждающий пять постулатов янсенизма. Янсенисты сумели договориться с Римом, и в 1669 году с королевской властью заключается перемирие. Однако Пор-Руаяль в глазах Людовика XIV по-прежнему остается очагом ереси и возмущения. Аббатство проявляет стойкость и служит убежищем всем недовольным: аристократам, разочарованным в королевском абсолютизме, и духовным лицам высокого звания, неудовлетворенным в своих притязаниях на участие в государственных делах. Репрессии не заставили себя ждать: в 1679 году обитатели монастыря изгоняются, а 29 октября 1709 года королевским указом монашки Пор-Руаяля ссылаются в иные монастыри Франции. Еще два года спустя разрушается до основания и сам Пор-Руаяль.

Отмена Нантского эдикта и бегство протестантов.

Во французском королевстве эпохи Людовика XIV насчитывается около миллиона приверженцев протестантизма. И с самого начала правления короля о гугенотах регулярно упоминается в докладных записках епископов и отчетах интендантов. Протестанты представлены в этих документах как потенциальные "республиканцы", "плохие французы" и противники единства государства и церкви. Все эти обвинения являются достаточными для объявления приверженцев этого направления в христианстве изгоями общества. Это было время преследования гугенотов и их насильственного обращения в католическую веру. В это напряженное время, 18 октября 1685 года, король отменяет "за ненадобностью" Нантский эдикт.

В атмосфере религиозной нетерпимости многие гугеноты предпочитают отправиться в изгнание. Их бегство значительно усложняет экономическую ситуацию во Франции, ведь страну покидают в основном буржуа и ремесленники. Скрываются они в Швейцарии, в курфюршестве Бранденбург, а также в Англии, Голландии и даже в английских колониях Америки. Протестантские европейские державы занимают непримиримую позицию по отношению к Людовику XIV и в 1688 году, заключив союз, Аугсбургскую лигу, начинают войну с Францией (Орлеанская война 1688 - 1697 гг.). Преследования инакомыслия во Франции повлекло за собой восстание камизаров, которое было жестоко подавлено.

Инфляция и неурожай.

Преследование протестантов омрачит конец правления Короля-Солнца. Ситуация в стране усложняется экономическими затруднениями. 90-- годы XVII века характеризуются сложными погодными условиями. Температура воздуха шести месяцев 1692 года ниже нормальной. Менее холодный 1693 год оказывается необыкновенно влажным. Одновременно растут цены и происходит спад производства. После неурожая 1693 года на страну обрушивается голод. В этот год общая смертность достигает 20 % от всего взрослого населения.

Политика Людовика XIV привела королевство в состояние постоянной войны с кем-нибудь. А война стоит дорого. Снова растут налоги. Основной налог повышается на 35% в период с 1685 по 1695 год. Блеск царствования Короля-Солнца оборачивается фискальным гнетом и нищетой французского народа.

Серия Гражданских войн, которые начались в 1559 г. на религиозной почве между католиками, представителями традиционного вероисповедания, и протестантами-гугенотами , и продолжались вплоть до 1598 г. В равной мере эти войны также называют Гражданскими или Гугенотскими, по названию одной из воюющих сторон.

Главной причиной противостояния стал системный кризис во французском обществе, возникший после неудачного завершения Итальянских войн , на фоне распространения реформационных идей кальвинизма среди значительной части населения. Принято говорить о восьми войнах: 1562-1563, 1567-1568, 1568-1570, 1572-1573, 1574-1576, 1576-1577, 1579-1580, 1585-1598 гг., активные периоды которых перемежались с относительно мирными годами. Датой массового вооруженного противостояния сторон считается резня гугенотов в Васси 1 марта 1562 г., которая была осуществлена под руководством герцога Франсуа де Гиза.

На первом этапе войны (до 1572 г.) гугеноты, которые всегда были в меньшинстве, были убеждены, что смогут обратить в свою веру всю Францию и установить справедливый миропорядок, для чего необходимо обладать властью над королем и двором. Попытки силой захватить юных монархов Франциска II (Амбуазский заговор 1560 г.) и Карла IX («сюрприз в Мо» 1567 г.) оправдывались негативным влиянием, которое оказывало на них правящее окружение. В первом случае это - герцоги Гиз-Лотарингские , самая влиятельная католическая семья страны, во втором - королева-регентша, итальянка Екатерина Медичи , мать трех последних королей из династии Валуа , пытавшаяся проводить политику примирения сторон и лавирования между враждующими лагерями.

Политическими лидерами оппозиции были принцы крови из семьи Бурбонов - потомков Людовика IX Святого , Антуан и его сын Генрих , короли Наварры, первые наследники короны после Валуа. Они считали себя незаслуженно отстраненными от управления страной, открыто интриговали против короны и меняли вероисповедание в зависимости от обстоятельств. Их владения, расположенные главным образом на юго-западе страны, в том числе суверенные Беарн и Наварра , стали оплотом и во многом материальной базой всего гугенотского движения.

Наиболее значимые сражения католиков и гугенотов 1560-х гг. (при Дре в 1562 г., Жарнаке и Монконтуре в 1568-69 гг.) закончились не в пользу протестантов. Последние, тем не менее, смогли оставить за собой четыре крепости (в т.ч. Ла Рошель), ставшие основой гугенотской конфедерации, которая была упразднена только в 1629 г. благодаря кардиналу Ришелье .

Екатерина Медичи воспользовалась гибелью вождей обеих религий (коннетабля Монморанси, герцога Франсуа де Гиза, короля Антуана Наваррского) и продолжала свои попытки играть роль арбитра в противостоянии сторон. С целью закрепления очередного религиозного мира в Сен-Жермене (1570), она решилась устроить свадьбу своей дочери Маргариты де Валуа и Генриха де Бурбона, короля Наваррского, католички и гугенота. К моменту бракосочетания в августе 1572 г. в Париж съехалось большое количество гостей обеих религий, а гугенотская идея подчинить своему влиянию короля Карла IX начала воплощаться в жизнь. Герцоги Гизы - сторонники продолжения религиозной войны (и претенденты на руку принцессы Маргариты в лице Генриха де Гиза), были удалены от двора. Лидер протестантов - адмирал Колиньи , ставший самой влиятельной фигурой в Королевском совете, склонял короля к конфликту с Испанией.

Устроенное Гизами покушение на адмирала сразу после королевской свадьбы вызвало негативную реакцию у гугенотов, потребовавших от короля наказания виновных. Видимо, боязнь гугенотской мести и одновременно желание избавиться от еретического меньшинства одним ударом, используя эсхатологические настроения основной массы парижан, побудили Екатерину Медичи и ее советников склонить короля к решению уничтожить протестантов. Варфоломеевская ночь , 24 августа 1572 г., вошла в историю как кульминация гражданского противостояния во Франции, когда в результате резни погибло свыше 2 тыс. человек в Париже. Позже аналогичные события повторились в других городах страны.

Второй этап войн (до 1584 г.), который постепенно из религиозного вырастал в гражданское противостояние и все более политизировался, связан с правлением Генриха III (1574-1589), который всеми силами пытался поставить политическую ситуацию под свой контроль. В ответ на создание гугенотской конфедерации на юге страны, где уже не действовала королевская юрисдикция и главную роль играл Генрих Наваррский, король Франции возглавил Священную лигу (называемую также Лигой), созданную католическим дворянством под эгидой Гизов (1576). Несмотря на отдельные локальные войны, в целом Генриху III удавалось сохранять мир между двумя частями Франции вплоть до 1584 г. После смерти брата короля Франсуа Алансонского обострилась проблема престолонаследия, т.к. у самого Генриха III не было детей.

Заключительный период в истории Религиозных войн начинается «войной трех Генрихов» - Валуа, Бурбона и Гиза - за корону Франции, который характеризовался десакрализацией и потерей авторитета королевской властью, иностранным вмешательством (финансирование Елизаветой Английской протестантов, а Филиппом II Испанским католиков, вторжения немецких наемников), полной дезорганизацией работы государственного аппарата и сепаратизмом отдельных областей. В 1585 г. Генрих де Гиз возобновил деятельность Лиги, превратив ее во враждебную Генриху III военно-политическую организацию. Не без ее влияния король потерял власть в столице во время парижского восстания, т.н. «Дня баррикад» в мае 1588 г., был вынужден бежать и позже вступить в союз с Генрихом Наваррским. Ответным шагом Генриха III стал приказ об убийстве герцога де Гиза в королевском замке Блуа (декабрь 1588 г.), однако сам король через несколько месяцев погиб от руки монаха-убийцы, сторонника Лиги.

Генрих Наваррский, оставшись единственным законным претендентом на трон, формально становился Генрихом IV Французским, однако ему пришлось вплоть до 1598 г. отвоевывать собственную страну. Большая часть Франции не могла принять короля-гугенота и еретика. Успешно сражаясь с войсками Лиги (при Арке и Иври в 1589-90 гг.), которых поддержали испанские отряды, занявшие Париж, Генрих IV отрекся от протестантизма в 1593 г. В следующем году он был коронован в Шартре, поскольку Реймс был в руках его противников, и немного позже Париж принял его как законного монарха (Генриху IV приписывают слова: «Париж стоит мессы»).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Религиозные или гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами) , которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли: Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков - королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи - Елизавета Английская поддерживала гугенотов , а Филипп II Испанский - католиков . Войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

Этапы войн:

1 Первая война 1560-1563

2 Вторая война 1567-1568

3 Третья война 1568-1570

4 Четвёртая война 1572-1573

5 Пятая война 1574-1576

6 Шестая война 1576-1577

8 «Война трёх Генрихов» 1584-1589

9 «Завоевание королевства» 1589-1593 (Интернент)

Во 2-й половине 16 в. во Франции политический кризис, который проявился в религиозных (гражданских) войнах, и которые длились 32 года с перерывами.

Противостояли д.д.: католицизм и кальвинизм.

Причины религиозных войн:

1. Изменение политического строя

2. Изменения традиционных форм отношений в обществе в связи с формированием Абсолютизма

3. Кабальная налоговая политика короны (в северных, западных и центральных провинциях)

4. Утрата прежних свобод самоуправления (в южных провинциях).

Повод религиозных войн:

1. Обстановка, которая сложилась во Франции после Итальянских войн. Мир в Като-Камбрези (1559 г.), который подвёл итоги Итальянской войны, оказался бесплодным и обнажил всю сложность экономической и внутриполитической обстановки в стране

2. Сказалась «Революция цен» и тяжесть налогов

3. Недовольство дворянства, провинциальной знати и придворной аристократии политикой короля, отсутствия привилегий, новых пожалований, должностей и пенсий, а также ростом власти бюрократии и «выскочек» из «людей мантии».

1559 г. - смена власти: на турнире смертельно ранен Генрих II, на смену ему пришёл сын - Франциск II (правил 1559 - 1560 г.). На это короткое время королевская власть ослабла, чем воспользовалась оппозиция.

Образовались 2 группировки: те, кто за короля-католика и против него - гугеноты (сообщник, сотоварищ)-протестанты; каждая выдвигала свою кандидатуру на престол.

1560 г. - заговор против Ф2, попытка дворцового переворота гугенотами. Цель: созыв Генеральных штатов; обеспечение интереса принца крови Антуана Бурбона и гугенотов. Заговор раскрыт.

1560 г. - Ф2 умирает. На престол взошёл его брат Карл IX (1550 - 1574 гг.; правил с 1560 г., династия Валуа; при нём были многочисленные Религиозные войны и Варфоломеевская ночь 24.8.1574 г. - истребление гугенотов). Регентша при нём - мать Екатерина Медичи

4. 1562 г. - расправа над гугенотами католиками в Шампани

5. 1574 г. - Варфоломеевская ночь. Король не препятствует расправляться с гугенотами в Париже - это подтолкнуло к братоубийственной войне.

Периоды религиозных войн:

1). 1562 - 1570 гг.

2). 1572 - 1576 гг.

3). 1580 - 1594 гг.

4). Нантский эдикт в 1598 г. об объявлении Генрихом IV официальной галликанской церкви.

Этап №1 с 1562 по 1570 гг.

1. Борьба не отличалась ожесточением. Группировки стремились захватить короля и править от его имени. В 1570 г. - эдикт примирения в Сен-Жермене

2. Король стремился контролировать военные действия и стремился примирить стороны.

Этап №2 с 1572 по 1576 гг.

1. Начались широкомасштабные военные действия и выступление всех против правящей династии

2. (!!!). 24.8.1574 г. - Варфоломеевская ночь, убийство гугенотов в Париже, несколько сотен человек

3. Король не препятствовал католикам расправляться с гугенотами - это начало братоубийственной войны

4. Нарушение территориальной целостности государства из-за религиозного раскола:

а). 1575 г. - образовалась Гугенотская конфедерация с Генеральными штатами на юге Франции

б). 1576 г. - образовалась Католическая лига с Генеральными штатами при Генрихе III (правил с 1575 г.).

Этап №3 с 1580 - 1594 гг.

1. Поиски путей выхода из кризиса в войнах и поиск примирения сторон Генрихом3.

1577 г. - очередное перемирие и роспуск всех конфедераций и лиг. Увеличение инфляции и рост налогов.

Генрих3 - бездетный, дофином (принц) становится гугенот - Генрих Наваррский - страх за будущее короны.

1584 г. - тайный союз восстановленной Католической лиги с Филиппом II (1527 - 1598 гг.; династия Габсбургов; сын Карла V, - императора Священной Римской империи), испанским королём. Цель: защита католической религии и истребление ереси во Франции и Нидерландах

1585 г. - формирование Парижской лиги из торговцев, ремесленников, городские низы, зажиточное бюргерство, низшее католическое духовенство, студенты. Высший орган власти - Совет 16

Май 1588 г. - союз Генриха3 с Генрихом Наваррским-протестантом. Начало волнений в Париже и Генрих3 убегает из Парижа. Город желает возвращение короля, и он возвращается

Октябрь 1588 г. - попытка стабилизировать обстановку, созыв Генеральных штатов - решение - продолжение войны.

Декабрь 1588 г. - Генеральные штаты распущены Г3, т.к. он не желал войны с гугенотами и убийство от имени короля главного католика - Генрих Гиза. Восстание в Париже католиков

Август 1589 г. - Генриха3 убивают католики в его военном лагере.

Победа Генриха Наваррского

1. Начался период безвластья. Опустошение земель дворянскими отрядами и наёмниками

2. Испанский король Филипп2 ввёл в Париж свой гарнизон. Начались восстания в городах, стало подниматься крестьянство

3. Июль 1593 г. - Генрих Наваррский отрекается от Кальвинизма , чтобы взойти на престол

5. Середина 1598 г. - активизация армии Генриха Наваррского, законного наследника на престол. Осада Парижа.

Генрих Бурбон, король Наварры, стал королём Франции под именем Генриха IV (1594 - 1610 гг.). Утверждается династия Бурбонов.

Март 1594 г. - Генрих4 входит в Париж. Принимает разумное решение: не преследовать своих противников и не конфисковывать их имущество.

Итог войны: Нантский эдикт, обнародованный Г4 в 1598 г. Указ, объявлял, что во Франции будет официальная галликанская церковь .

1 марта 1562 года в селении Васси (Шампань, Франция) яростный католик - герцог Франсуа де Гиз со своей свитой напал на процессию совершавших богослужение гугенотов. Большинство протестантов было перебито, а само это событие (которое вошло в историю как резня в Васси) положило начало Религиозным войнам во Франции, продолжавшихся до принятия Нантского эдикта в 1598 году.

Поводом к Первой французской войне послужил Амбуазский заговор и его жестокое подавление Гизами. При коротком правлении короля Франциска II клан ревностных католиков Гизов фактически захватил управление страной, что привело к масштабным гонениям на гугенотов - за их тайные религиозные богослужения была введена смертная казнь. Среди французской аристократии стало расти недовольство узурпаторами, результатом которого и стал Амбуазский заговор 1560 года. Заговорщики во главе с лидером гугенотов - принцем Конде, планировали выкрасть юного короля Франциска и королеву Марию Стюарт (которая сама была из рода Гизов) из Амбуазского замка.

Однако заговор провалился, Гизы жестоко расправились с его участниками, а сам принц Конде был приговорен к смерти. От которой его спасла внезапная кончина Франциска II 5 декабря 1560 года - на престол взошел малолетний Карл IX Валуа, а фактическая власть в стране перешла к его матери Екатерине Медичи. Гизы стали терять влияние, а Людовика Конде освободили и приблизили ко двору. Другой вождь гугенотов - Антуан Наваррский был назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина пыталась проводить политику веротерпимости, результатом которой стало издание в январе 1562 года Сен-Жерменского (Январского) эдикта , по которому гугеноты могли исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах.

Однако Гизы и их католические сторонники, недовольные уступками протестантам и ростом влияния Конде, Бурбонов и адмирала Колиньи, образовали так называемый «триумвират» (Франсуа де Гиз - герцог Монморанси - маршал Сент-Андре). Триумвиры решились на открытое вооруженное выступление, сразу же начав переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов.

Днем начала Первой религиозной войны считается 1 марта 1562 года, когда герцог де Гиз, нарушив Январский эдикт, напал со своей свитой на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси в Шампани. Было убито несколько десятков человек и ранено около 100 участников собрания. После этого триумвиры захватили Карла IX и королеву-мать в Фонтенбло и вынудили их отменить Январский эдикт. В ответ войска Конде и его сподвижника Франсуа д’Андело взяли Орлеан, превратив город в столицу гугенотского сопротивления. Лидеры гугенотов так же заручились иностранной поддержкой, заключив союз с германскими протестантскими князьями, а также с Англией, где в то время правила королева Елизавета I. Последняя, в пику Испании, оказывала активную поддержку протестантам всей Европы.

В 1562 году триумвиры взяли Руан, помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии. Во время этих боёв армия Конде понесла потери, погиб Антуан Наваррский. Но вскоре к протестантам прибыло подкрепление из кальвинистской Германии, гугеноты дошли до Парижа, но неожиданно вернулись обратно в Нормандию. 19 декабря 1562 при Дрё принц Конде был разбит католиками и попал в плен. Однако у католиков дела оказались не лучше - протестанты убили вражеского маршала Сент-Андре и взяли в плен коннетабля Монморанси. Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи вернулся в Орлеан. Гиз осадил город, но неожиданно для всех был убит гугенотом Польтро де Мере.

Ослабленные потерей своих лидеров, каждый из которых (Монморанси и Конде) находился в плену у противника, обе партии начали искать мира. Стремилась к этому и королева-мать Екатерина, после смерти Франциска II доверившая управление государством умеренному канцлеру Мишелю де Лопиталю. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве королевы подписали Амбуазский мир, гарантировавший кальвинистам свободу вероисповедания в ограниченном кругу областей и владений. Его условия в главном подтверждали Сен-Жерменский эдикт.