Алексей михайлович романов почему тишайший. Наталью Кирилловну хочу. Как царь Алексей Тишайший завёл вторую жену

Царя Алексея Михайловича историк Ключевский называл славной русской душой и готов был видеть в нем лучшего человека древней Руси. Попробуем разобраться, за что этот государь удостоился столь лестной оценки.

Детство. Воспитание

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году, 16-летним юношей. Он получил обычное старомосковское образование, то есть мог бойко прочесть в церкви часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам. При этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения и мог поспорить с любым монахом в тонкой искушенности по части молитв и поста. Царевич прежнего времени, вероятно, на этом бы и остановился. Но Алексей воспитывался в иное время, когда русские люди смутно испытывали потребность в чем-то новом, а значит, иноземном. Ребенком Алексей уже держал в руках затейливые заморские игрушки: коня немецкой работы, немецкие же гравюры, и даже детские латы, сделанные для него мастером немчином Петром Шальтом.

Кроме того, в 11-12 лет Алексей уже был владельцем маленькой библиотеки, заключавшей в себе дюжину томов. Со временем чтение стало его ежедневной потребностью. Про зрелого Алексея Михайловича говорили, что он «навычен многим философским наукам». Царь также любил писать, пытался изложить историю своих военных походов, пробовал себя в стихотворстве и составил устав соколиной охоты, замечательный по образному языку и стремлению к бескорыстному любованию красотой.

Вот это привлекательное сочетание верности старорусской традиции с наклонностью к полезным и приятным новшествам составляло корень характера Алексея Михайловича. Царь был образцом набожности: в Великий и Успенский пост по вторникам, четвергам и субботам кушал один раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод — все без масла. По понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего. В церкви стоял иногда часов по пяти и по шести кряду, клал по тысячи земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи. В то же время, увлекаемый новыми веяниями, он частенько отступал от старозаветного порядка жизни. Ездил Алексей Михайлович в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, устраивал первые в России театральные представления, заботился о развитии флота и дал детям в учители книжного монаха, который учил их не только часослову и Псалтыри, но также латинскому и польскому языкам.
Что ж удивляться, что именно в семье Алексея Михайловича вырос будущий прорубатель окна в Европу.

И наконец, не забудем то необыкновенное смирение, с которым Алексей Михайлович воспринимал свой царский чин. В одном его письме читаем поразительные слова. Самодержец всея Руси жалуется, что истощил долготерпение Господа, ибо по многим своим грехам не годится во псы, не то что в цари. «Лучше быть маленькой звездочкой там, у небесного престола, нежели солнцем здесь, на земле», - пишет он в другом месте. Тут, кстати, вспомним, что Алексей Михайлович был современником другого государя, Людовика XIV, который в своем непомерном тщеславии присвоил себе титул «короля-Солнца» и не видел ничего дурного или хотя бы смешного в том, чтобы напевать хвалебные гимны, сложенные в его честь придворными подхалимами.

Почему — Тишайший?

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «Тишайший». А вот что оно означает?

Обыкновенно считается, что Алексея Михайловича прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова — ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродавцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките». Таков был царь на язык.
Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это Тишайший царь? Вряд ли.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век — «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».
Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» — это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

«Соляной бунт»

Уже в самом начале правления Алексея Михайловича вспыхнул первый крупный мятеж, — так называемый «соляной бунт».

В первые годы царствования Алексея Михайловича большое влияние на него имел его бывший воспитатель боярин Борис Иванович Морозов. Чтобы еще больше укрепить свое положение при дворе, Морозов сосватал 18-летнему царю младшую сестру своей жены — Марию Милославскую. Отец Марии, Илья Милославский, воспользовался своим неожиданным возвышением лишь для того, чтобы быстро набить карман. За взятки он раздавал купцам различные торговые монополии. Но особенно тяжело отразилось на благосостоянии народа резкое повышение налога на соль, так как соленая рыба была главной пищей тогдашнего простонародья. Доходы от этих махинаций Милославский делил со своими помощниками и клевретами — думским дьяком Назаром Чистым и двумя приказными дьяками — Петром Траханиотовым и Леонтием Плещеевым. Народ возненавидел эту компанию самой задушевной ненавистью.

29 июня 1649 года накопившееся недовольство вылилось в открытое возмущение. В этот день царь сопровождал патриарха в церковной процессии. Когда Алексей Михайлович вернулся в Кремль, то увидел себя окруженным большой толпой, прорвавшейся сюда раньше царя. Среди московской черни, купцов, ремесленников в толпе были и служилые люди. Пока одна часть мятежников удерживала царя, другая бросилась громить дворец Морозова. Погромщики не брали себе дорогие вещи, а ломали их на куски, топтали ногами или бросали в окна с криком: «Вот наша кровь!» Хотели разрушить и сам дворец, но Алексей Михайлович велел объявить, что здание принадлежит ему. Тогда толпа, умертвив трех слуг ненавистного временщика, рассеялась по Москве в поисках Морозова, Милославского и их честной компании.

Назар Чистый не ускользнул от народного гнева. Его поймали, избили, бросили на кучу навоза, где наконец и прикончили. Остальным удалось скрыться в надежных убежищах. Но на следующий день москвичи вновь появились перед царским дворцом, требуя их выдачи. Между тем обстановка накалялась, и город уже горел, подожженный мятежниками с четырех концов.

Алексей Михайлович должен был вступить в унизительные переговоры с бунтовщиками. Он просил не трогать Морозова, обещая сослать его подальше, и сумел-таки отстоять своего любимца. Но Плещеев и Траханиотов были выданы на расправу толпе, которая тут же буквально разорвала дьяков на куски. Это ужасное зрелище так подействовало на 20-летнего царя, что он со слезами на глазах стал умолять бунтовщиков о пощаде, клятвенно обязуясь уничтожить монополии, улучшить финансовое управление и дать стране справедливое правительство. Мало-помалу волнение народа улеглось и бунт прекратился.

Но то было лишь начало. «Бунташный век» неумолимо всходил в свой кровавый зенит.

Раскол

В царствование Алексея Михайловича русский дух дал первую глубокую трещину, которая получила название церковного раскола. Трещина эта не срослась до сих пор. Так что же за клин расколол русский народ на две части - православных и старообрядцев?

К середине XVII века за 600 с лишком лет существования на Руси христианства в русской Церкви возникли и утвердились некоторые местные обычаи и обряды, отличные от принятых в Церкви греческой, от которой Русь в свое время приняла новую веру. Таковы были двуперстное крестное знамение, начертание и произношение имени Иисус с одним «и» — Исус, пение двойной, а не тройной «аллилуйи» во время богослужения и тому подобное. Кроме того, при многократном переписывании от руки богослужебных книг в них накопилась масса описок и разногласий, а типографский станок только размножил эти недоразумения и придал им цену печатного слова. Как видите, церковные разногласия с греками не касались глубинных вопросов веры и церковных догматов, а носили чисто обрядовый характер. Но люди того времени придавали обряду огромное значение — в его соблюдении видели залог душевного спасения.

В правление Алексея Михайловича эти накопившиеся неисправности и разногласия стали уж очень сильно резать глаза образованным русским людям. Возникло естественное стремление переписать церковные книги согласно древним образцам. При патриархе Никоне с православного Востока и из разных углов России в Москву навезли горы старинных рукописных книг — греческих и церковнославянских. Исправленные по ним новые издания разослали по русским церквам с приказанием отобрать и истребить старопечатные и старописьменные книги. Вот тут-то и началась смута и брожение в умах. Многие православные, заглянув в присланные книги, ужаснулись, не найдя в них ни двуперстного знамения, ни Исуса, ни двойной аллилуйи, ни других привычных и освященных временем верований, обычаев и начертаний. В новых книгах усмотрели попытку церковных властей ввести какую-то новую веру. А ведь русские люди свято верили, что древние святые отцы спасались именно тем обычаем, который был принят на Руси, и что православным следует умирать «за единую букву аз» в церковном тексте.
Часть русского духовенства прокляло новые книги, как еретические, и продолжало совершать служение и молиться по старым книгам. На московском церковном соборе 1666-1667 годов непокорные были преданы анафеме за противление церковной власти и отлучены от Церкви. А отлученные, в свою очередь, перестали признавать церковную иерархию законной церковной властью. С тех пор и длится это церковное разделение русского народа, которое принесло немало бед России.

Заметим еще, что нервом церковного раскола была вовсе не слепая привязанность к старым обрядам. В отступлении церковного начальства от древнего правоверия раскольники увидели страшное знамение приближения конца времен. Раскол был своего рода социально-апокалиптической утопией, исступленным ожиданием пришествия Антихриста. Это экстатическое настроение породило своеобразный душевный тип «расколоучителей» первого поколения — скорее одержимых фанатиков, чем добрых пастырей.

Скажем несколько слов о наиболее выдающихся из них.

Начнем с мучеников. Первое место среди них следует, конечно, отвести протопопу Аввакуму. Это был крупный самородок, умный от природы, хотя и необразованный человек. «Аще я и не смыслен гораздо, неученый человек, — говорил он сам о себе, — не учен диалектике и риторике и философии, но разум Христов в себе имам — невежда словом, а не разумом».
Подобная самоуверенность была вызвана не одним только непомерным самомнением, которого у Аввакума действительно было хоть отбавляй. Он и в самом деле свято верил в ниспосланный ему дар непосредственного общения с Богом. Его неприятие церковной реформы было искренним и глубоким. «Задумалися, сошедшися меж собою, — рассказывает он о своих впечатлениях от нововведений патриарха Никона, — видим яко зима хочет быти: сердце озябло и ноги задрожали».
По складу своего характера Аввакум был рьяный фанатик и доведись ему победить, он с наслаждением мучил бы и истязал своих противников. Но история обрекла его на поражение, которое он встретил мужественно и твердо, с полным присутствием духа. В одной из своих челобитных царю Аввакум спокойно говорит: «Ведаю, яко скорбно тебе, государь, от докуки нашей… Не сладко и нам, когда ребра наши ломают, кнутьем мучат и томят на морозе гладом. А все церкви ради Божией страждем».
Он умер, верный себе, мученической смертью. По царскому приказу (Федора Алексеевича, сына Тишайшего царя), его сожгли в срубе вместе с тремя его товарищами.

Высокий пример духовной стойкости явили также сестры — боярыня Федосья Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Их арестовали за неоднократные оскорбления высших церковных властей и самого царя. Раздетых до пояса, сестер вздернули на дыбу, пытали огнем, потом на несколько часов бросили на снег. Однако они не отреклись от своих убеждений и были навечно заточены в монастырь.

Впрочем, не все раскольники выбирали пассивное сопротивление. Старцы Соловецкого монастыря, например, фактически отделились от церкви и государства, просидев 11 лет за крепкими стенами далекой обители. Алексей Михайлович долго пытался образумить мятежных старцев увещеваниями, слал им письма в примирительном духе. Но когда ему донесли, что монахи держали между собой «черный собор» (то есть самозваный, незаконный), на котором предали государя анафеме, Алексей Михайлович скрепя сердце приказал взять монастырь штурмом.

Расправа воеводы Мещеринова над участниками Соловецкого восстания

Наконец, были среди раскольников и откровенные изуверы, толкавшие людей на самосожжения — печально знаменитые раскольничьи «гари». Несмотря на все усилия правительства, остановить это огненное поветрие оказалось невозможно — оно затихло постепенно само собой, подобно прочим видам повального умопомешательства.

Патриарх Никон

Как рассказ о Людовике XIII невозможен без упоминания кардинала Ришелье, так и история Алексея Михайловича не может обойтись без имени Патриарха Никона — второго лица в государстве.

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Рисунок XVII века

В 1648 году на поклон к молодому царю Алексею Михайловичу явился игумен Кожеозерской обители Никон. Этот выходец из нижегородских крестьян оказался на удивление начитан, умен, благочестив. Беседы с ним запали в душу молодому царю, и между ними возникла искренняя привязанность. Алексей Михайлович оставил Никона в столице, приблизил к себе и стал называть своим «собинным» другом, то есть близким, задушевным.
Царский любимец быстро пошел в гору: был посвящен в сан архимандрита Новоспасского монастыря, потом стал митрополитом Новгородским, а в 1652 году церковный собор решил избрать его главой Церкви вместо умершего патриарха. Сам Алексей Михайлович в Успенском соборе на виду у бояр и народа поклонился Никону в ноги и со слезами умолил его принять патриарший сан. «Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховного и дадут ли мне устроить Церковь?» — спросил Никон. Царь, священство и бояре поклялись ему в этом.
Получив от царя и собора неограниченную власть и титул « великий государь» , новый Патриарх начал работу по исправлению богослужебных книг и самого церковного богослужения. Не имея достаточного образования и опыта для проведения таких реформ, Никон без оглядки ломал некоторые устоявшиеся веками традиции. Именно жесткая, самовластная политика Никона расколола русских людей на «Никониан» и старообрядцев.
Нажив себе множество недругов среди священства и бояр, Патриарх своими руками подготовил свое падение. Царь с годами охладел к собинному другу. На церковном соборе 1666 года Никона лишили патриаршего сана и сослали простым монахом в далекий Ферапонтов монастырь.
В 1676 году по царскому указу Никон был переведен под надзор двух старцев в Кирилловский монастырь. После смерти Алексея Михайловича, по ходатайству великой княжны Татьяны Михайловны и по просьбе многих духовных и светских лиц, новый царь Фёдор Алексеевич повелел в 1681 году перевести опального Патриарха в подмосковный Воскресенский монастырь. Но престарелый Никон не вынес тягот путешествия и умер 17 августа 1681 года под Ярославлем. Он был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.

Разинский бунт

«Бунташный» XVII век с духовной стороны полнее всего выразился в церковном расколе, а со стороны, так сказать, физической, материальной, — в разинском бунте.

Народное движение, потрясшее основы Московского государство, началось как чисто казачье «добывание зипунов», то есть было самым обыкновенным, хотя и крупным разбоем. Вожаком его был Стенька Разин, составивший себе шайку из так называемой «голытьбы» — малоимущих казаков, всегда готовых погулять на чужой счет. С этими бесшабашными людьми Стенька разбойничал сперва на Волге, а затем на берегах Каспия. Вдоволь пограбив персидское побережье, казаки с богатой добычей возвратились в 1669 году на Дон, где слава и значение удачливого атамана выросли невероятно. Теперь Стеньку величали не иначе, как Степан Тимофеевич, и тысячи беглых воров и лентяев почитали за счастье попасть к нему на службу.
Перезимовав на Дону, Разин летом 1670 года вновь двинулся на Волгу, но уже не с разбоем, а с бунтом. Провозглашая повсюду, что он идет войной на московских бояр, атаман почти без боя взял Астрахань и двигаясь вверх по Волге, дошел до Симбирска. Вот здесь казацкий набег и перерос в «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Крестьяне, взбаламученные призывами Разина бить бояр, грабили и убивали своих помещиков, соединялись в отряды и примыкали к казакам. Вслед за ними поднялись инородцы Поволжья — зыряне, мордва, чуваши, черемисы, башкиры, которые бунтовали и резались, сами не зная за что. Воинство Стеньки, пьяное от вина и крови, дышало самой черной местью и завистью. Законы, общество, религия, — короче все, что так или иначе стесняет личные инстинкты и побуждения, возбуждало в этих людях самую лютую ненависть. Их победа означала бы быстрый конец Российского государства. Всей этой взбунтовавшейся сволочи Стенька обещал во всем полную волю. «Иду на бояр, приказных и всякую власть, а меж вами учиню равенство», — провозглашал он в своих «прелестных письмах». На деле же он забрал всех в жесточайшую кабалу, в полное рабство. Достаточно сказать, что перед этим поборником равенства все должны были падать ниц.

Силы Разина достигли огромных размеров. Казалось, перед ним и впрямь открывается дорога на Москву. Как вдруг его полчища постигла полная неудача под Симбирском. Стенька потерпел поражение от князя Барятинского, у которого часть войска была обучена европейскому строю. Тогда, бросив крестьянские шайки на произвол судьбы, Разин бежал с казаками на Дон, но был схвачен там «домовитыми», или иначе, «старыми» казаками, сохранившими верность царю, и отправлен туда, куда так настойчиво стремился попасть — в Москву. На плахе он сказал своему брату Фролу, который трясся от страха: «Не будь бабой! Мы славно погуляли, теперь можно и пострадать!» В этих словах сказался весь Стенька, пришедший совсем не для того, чтобы дать народу волю, а чтобы всласть погулять на народной беде.

Нововведения

Мощный гений Петра Великого наложил такой неизгладимый отпечаток на все дела, к которым он прикасался, что на первый взгляд кажется, что именно ему Россия обязана всеми важнейшими нововведениями. Между тем почти на всех направлениях своей деятельности Петр всего лишь шел по стопам своих предшественников, завершая начертанную ими программу. И чтобы не быть голословными, предлагаю вам краткий обзор европейских новшеств, появившихся в России во время царствования Алексея Михайловича.

Начнем с того, что в 1672 году состоялось первое в России театральное представление. В загородном Коломенском дворце Алексея Михайловича была разыграна французская стихотворная пьеса на библейский сюжет «Эсфирь и Артаксеркс», переведенная на русский язык церковным писателем Симеоном Полоцким, близким другом царя. Актеры для невиданного заморского действа были набраны из труппы пастора Грегори, жившего в Немецкой слободе.

Еще раньше в Москве была отпечатана первая русская газета, получившая название «Куранты», по примеру многих газет, издававшихся в Германии, Голландии и Польше. Московские «Куранты» печатались в Посольском приказе в количестве 20 номеров в год и сообщали читателям о событиях в чужеземных государствах.
В области военного дела Алексей Михайлович провел важную реформу, значительно увеличив число полков иноземного строя. Он охотно принимал на службу иностранных офицеров и специалистов. Таким путем Россия приобрела многих из будущих полководцев и сподвижников Петра I, как, например, генералов Патрика Гордона, Франца Лефорта и Якова Брюса.
Наконец, не кто иной, как Алексей Михайлович позаботился о том, чтобы завести в России военный флот. Причем и он отнюдь не был в этом деле первопроходцем. Еще в 1635 году, при его отце Михаиле Федоровиче, один голштинский мастер с помощью русских плотников, построил в Нижнем Новгороде военное судно «Фридрих», которое добралось по Волге до Каспийского моря, но, правда, тут же и затонуло у берегов Дагестана.
Этот неудачный опыт, однако, не обескуражил Алексея Михайловича. Поскольку голштинцы оказались не на высоте своего дела, новых корабельных мастеров выписали из Голландии — признанной морской державы своего времени.
В 1667 году в селе Дединове на Оке, по соседству с Коломной, была заложена верфь, в распоряжение которой были отданы леса в Вяземском и Коломенском уездах, а также тульские литейные заводы. И уже в сентябре 1668 года на воду сошла первая русская эскадра, состоявшая из одного 22-пушечного корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока. Прибывший из Амстердама с 14 человеками экипажа капитан Давид Бутлер принял начальство над новой эскадрой.
Перед Бутлером была поставлена задача уничтожить пиратство у берегов Каспийского моря. Осенняя непогода задержала отплытие эскадры на юг. Только в следующем 1669 году переправленный на Волгу «Орел» наконец бросил якорь на Астраханском рейде. К несчастью, вскоре Астрахань была захвачена разинскими ворами, и красавец «Орел», подожженный по приказу Стеньки, сгорел дотла вместе со всей эскадрой. В следующий раз русская эскадра славного шкипера Питера прорвалась к южным морям только спустя 28 лет, но зато теперь уже — навсегда.

Приращение державы

В царствование Алексея Михайловича Россия, хотя и сотрясаемая бесконечными бунтами и внутренними неурядицами, тем не менее достигла больших успехов во внешней политике. Можно сказать, что тишайший царь вернул Московскому государству звание великой державы, утерянное со времен Великой Смуты.

Исторически самым важным внешнеполитическим вопросом того времени был вопрос о Малороссии, как в то время называли Украину. В 1648 году казачий сотник Богдан Хмельницкий поднял Запорожье против Речи Посполитой. Его дружно поддержало украинское крестьянство, восставшее против своих господ — польских панов. Образовалась грозная сила, с которой Хмельницкий в каких-нибудь полгода изгнал поляков из всей страны. Но поляки быстро оправились от неожиданности и перешли в контрнаступление, нанося казакам одно поражение за другим. Хмельницкому, поначалу мечтавшему о независимой Украине, не оставалось ничего другого, как ударить челом московскому государю с просьбой принять Украину под его высокую руку. В 1654 году присланные на Украину московские послы приняли от казаков присягу на верность московскому царю. В последовавшей затем затяжной русско-польской войне русским войскам удалось вернуть еще и Смоленск. С этих пор Москва перехватила у Польши наступательную роль и стала последовательно добиваться возвращения западнорусских областей.
В конце 60-х - начале 70-х годов XVII века состоялось первое серьезное столкновение России с Турцией. Огромное войско турецкого султана при участии крымской орды и изменившего украинского гетмана Дорошевича попыталось овладеть присоединенными к Москве украинскими землями, но было остановлено храброй обороной пограничных крепостей.
На востоке русская колонизация, перевалившая за Урал еще в конце XVI века, ушла далеко в глубь Сибири. Русские первопроходцы, а за ними государевы стрельцы и воеводы, вышли к Амуру, проникли за полярный круг и достигли берегов Берингова пролива. Впервые была установлена русско-китайская граница и налажены дипломатические отношения с великим восточным соседом.
Вообще приезды различных иноземных послов стали тогда привычным явлением в Москве. Да и сами московские послы зачастили ко всевозможным европейским дворам, добравшись до Парижа, Лондона, столиц итальянских государств и даже до далекого Мадрида. Никогда прежде русская дипломатия не выходила на такое широкое поприще.
К концу царствования Алексея Михайловича Русское государство добилось впечатляющих успехов. Оно отбилось ото всех внешних врагов, заключило мирные договоры с Польшей, Турцией, Швецией и приросло не менее чем семьюдесятью тысячами квадратных километров украинской и сибирской землицы. У страны, развивавшейся такими темпами, впереди было грандиозное будущее.

Алексей Михайлович умер от сердечного приступа в январе 1676 года, всего 47 лет от роду.

Русского царя «тишайшим» называли ещё в XVI веке. «Тишайший» (позже заменённый на «всемилостивейший») - почётный титул, которым величали властителя Кремля во время молитв и здравиц в его честь. Однако в истории Тишайшим из всех русских монархов остался лишь Алексей Михайлович Романов, второй представитель дома Романовых на российском престоле.

Он был любим народом, религиозен, добр, рассудителен и прекрасно образован для своего времени. Казалось бы, правление «тишайшего» государя должно было отличаться спокойствием, размеренностью и благоденствием. Однако в годы его царствования (1645 - 1676) произошло немало народных волнений внутри страны и военных конфликтов с соседними государствами.

История жизни русского монарха по Михайлович Романов - биография значительной личности, внесшей весомый вклад в историю и культуру Российского государства.

По велению Тишайшего царя, правившего в «бунташный» век, проводились преобразования в армии и монетная реформа. В его царствование было построено первое военное судно, свершались "комедийные действа" (театральные представления), в различные сферы жизни проникала европейская культура, а в традиционной русской культуре появились светская литература и светская живопись.

Алексей Михайлович Романов скончался 29 января 1676 года, благословив на царство сына Фёдора.

Алексей Михайлович Романов, прозванный Тишайшим, воспринимается как «не совсем удачный царь», а прозвище его интерпретируют чаще, как признак слабохарактерности и отстранённости от политики. Однако великие дела делаются в тишине.

При этом критики самодержца указывают на бунты соляной и медный, которые случились в период его правления, на начало церковного раскола и отделение старообрядцев с последующим на них гонением.

Затяжные войны с не особо внятными результатами с княжеством Литовским и Швецией также часто становятся предметом критики. Ну, и увлечение царя псовой и соколиной охотой, когда в стране неспокойно – также дополняют этот портрет.

Но такое мнение несколько поверхностно, и на самом деле, все было намного сложнее и с прозвищем и с политикой. Поскольку если смотреть на итоги правления Алексея Михайловича, то оказывается, что это прозвище он получил в силу своего понимания о том, что великие дела делаются в тишине. Собственно, это действительно был характерный стиль его царствования.

Автор Соборного уложения

Алесей Михайлович стал русским царем в 16 лет, современники действительно отзывались о нем как о тихом и добром человеке, искренне и глубоко верующем. В начале царствования он полагался на советы своего воспитателя боярина Бориса Ивановича Морозова. Однако после неудачного ввода повышенной пошлины на соль и соляного бунта стал все более самостоятельной фигурой.

После этого самого соляного бунта Тишайший проявил себя как системный политик и законотворец. В 1649 году под руководством Алексея Михайловича было разработано Соборное уложение, которое стало основной законодательной базой для России на последующие 200 лет. Это законодательство было по-своему уникальным, фактически оно кодифицировало и систематизировало все законы России, внося юридическую ясность и давая возможность адекватной правоприменительной практики.

При этом Тишайший царь использовал для разработки Уложения и польско-литовские, и венецианские, и византийские разработки, сочетая их с исконно русскими правовыми традициями. В политике этого царя наметилось некоторое западничество, но и оно было тихим и неспешным, а не резким и публичным, как у его сына, первого российского императора, Петра Великого.

Алексей Михайлович заимствовал от Запада только то, что считал по-настоящему полезным, и с нововведениями не торопился, стараясь не разрушать традиционный русский уклад.

Реформатор армии

Эти заимствования отразились и в реформе армии, которая к тому моменту уже назрела. В 1648 году в состав царской армии были введены рейтарские, гусарские и солдатские полки. Что касается рейтар, то это был первый опыт настолько обширного использования иностранных наемников.

В итоге эта реформа позволила победить Великое княжество Литовское, и в 1657 году заключить Андрусовское перемирие. И здесь снова Алексей Михайлович поступил как прозорливый дипломат. Он лишь вернул земли, отторгнутые от России в Смутное время, отдав полякам все новейшие завоевания. В итоге Россия все равно увеличила свои территории, в том числе получив и часть Украины. И при этом «не обидев» Речь Пополотую, царь привел к сближению двух государств в борьбе с Османской Империей.

Эпоха Алексея Михайловича

Здесь, опять же, важно помнить о контексте эпохи. Все эти реформы и государственное строительство с собирательством земель проходили в то время, когда страна только оправлялась от тяжелейших последствий смутного времени, чуть не уничтоживших Русское царство.

Внутренние неурядицы также случались регулярно. Здесь и восстание Степана Разина, и эпидемия чумы 1654-1655 года, и постоянная гражданская война на Украине. А также «добрые западные соседи» которые старались получить от этих российских неурядиц прямую выгоду, да еще и Османская империя, которая тоже жила экспансией.

Но даже в этих условиях Тишайший царь продолжал медленно, но верно восстанавливать и развивать с расширением территорий государство.

Первое парусное судно

Кстати, именно Алексея Михайловича можно считать прародителем русского флота. Именно он приказал построить первое парусное, западного образца, судно «Орел». Историки сходятся на том, что этот проект был только началом для создания полноценного русского флота.

Что характерно, по ряду версий впервые российский триколор, который является российским флагом сейчас, был поднят на «Орле». Потомки Алексея Михайловича создание этого корабля, хоть впоследствии и уничтоженного, оценили по достоинству. Фигурка корабля на шпиле Адмиралтейства в Петербурге – это скорее всего, именно фигурка «Орла». Алексею Михайловичу просто не хватило времени и не достало возможностей для продолжения флотостроительства. Развивать идеи пришлось уже Петру Алексеевичу Романову.

Непростая соколиная охота

Что же касается соколиной охоты, то здесь тоже не все так просто. Да, действительно, это была одна из любимых царских забав. Но курировал вопросы этой охоты Приказ тайных дел. Новое подразделение в русском государстве, основные задачи которого заключались в разведке и контрразведке.

И в этом контексте, содержание царских ястребов и кречетов выглядит как очень умелое прикрытие, а не как «бесполезная причуда» царя. Кстати, любопытная деталь: непосредственно Алексей Михайлович был автором и разработчиком некоторых шифров, которые использовались в разведывательно-дипломатической переписке Тайного приказа.

Конечно, правление этого монарха не было безоблачным, и не всегда его решения имели успех. Но тихая, методичная работа Тишайшего царя создала тот фундамент, благодаря которому и стали возможными уже «громкие» реформы Петра Великого, а Русское Царство превратилось в Российскую Империю.

Алексей Михайлович Романов, прозванный Тишайшим, воспринимается как «не совсем удачный царь», а прозвище его интерпретируют чаще, как признак слабохарактерности и отстранённости от политики. Однако великие дела делаются в тишине.

При этом критики самодержца указывают на бунты соляной и медный, которые случились в период его правления, на начало церковного раскола и отделение старообрядцев с последующим на них гонением.

Затяжные войны с не особо внятными результатами с княжеством Литовским и Швецией также часто становятся предметом критики. Ну, и увлечение царя псовой и соколиной охотой, когда в стране неспокойно – также дополняют этот портрет.

Но такое мнение несколько поверхностно, и на самом деле все было намного сложнее и с прозвищем, и с политикой. Поскольку если смотреть на итоги правления Алексея Михайловича, то оказывается, что это прозвище он получил в силу своего понимания о том, что великие дела делаются в тишине. Собственно, это действительно был характерный стиль его царствования.

Автор Соборного уложения
Алесей Михайлович стал русским царем в 16 лет, современники действительно отзывались о нем как о тихом и добром человеке, искренне и глубоко верующем. В начале царствования он полагался на советы своего воспитателя боярина Бориса Ивановича Морозова. Однако после неудачного ввода повышенной пошлины на соль и соляного бунта стал более самостоятельной фигурой.

После этого самого соляного бунта Тишайший проявил себя как системный политик и законотворец. В 1649 году под руководством Алексея Михайловича было разработано Соборное уложение, которое стало основной законодательной базой для России на последующие 200 лет. Это законодательство было по-своему уникальным, фактически оно кодифицировало и систематизировало все законы России, внося юридическую ясность и давая возможность адекватной правоприменительной практики.

При этом Тишайший царь использовал для разработки Уложения и польско-литовские, и венецианские, и византийские разработки, сочетая их с исконно русскими правовыми традициями. В политике этого царя наметилось некоторое западничество, но и оно было тихим и неспешным, а не резким и публичным, как у его сына, первого российского императора, Петра Великого.

Алексей Михайлович заимствовал от Запада только то, что считал по-настоящему полезным, и с нововведениями не торопился, стараясь не разрушать традиционный русский уклад.

Реформатор армии
Эти заимствования отразились и в реформе армии, которая к тому моменту уже назрела. В 1648 году в состав царской армии были введены рейтарские, гусарские и солдатские полки. Что касается рейтар, то это был первый опыт настолько обширного использования иностранных наемников.

В итоге эта реформа позволила победить Великое княжество Литовское, и в 1657 году заключить Андрусовское перемирие. И здесь снова Алексей Михайлович поступил как прозорливый дипломат. Он лишь вернул земли, отторгнутые от России в Смутное время, отдав полякам все новейшие завоевания. В итоге Россия все равно увеличила свои территории, в том числе получив и часть Украины. И при этом «не обидев» Речь Пополотую, царь привел к сближению двух государств в борьбе с Османской Империей.

Эпоха Алексея Михайловича
Здесь опять же важно помнить о контексте эпохи. Все эти реформы и государственное строительство с собирательством земель проходили в то время, когда страна только оправлялась от тяжелейших последствий смутного времени, чуть не уничтоживших Русское царство.

Внутренние неурядицы также случались регулярно. Здесь и восстание Степана Разина, и эпидемия чумы 1654-1655 года, и постоянная гражданская война на Украине. А также «добрые западные соседи» которые старались получить от этих российских неурядиц прямую выгоду, да еще и Османская империя, которая тоже жила экспансией.

Но даже в этих условиях Тишайший царь продолжал медленно, но верно восстанавливать и развивать с расширением территорий государство.

Первое парусное судно
Кстати, именно Алексея Михайловича можно считать прародителем русского флота. Именно он приказал построить первое парусное, западного образца, судно «Орел». Историки сходятся на том, что этот проект был только началом для создания полноценного русского флота.

Что характерно, по ряду версий впервые российский триколор, который является российским флагом сейчас, был поднят на «Орле». Потомки Алексея Михайловича создание этого корабля, хоть впоследствии и уничтоженного, оценили по достоинству. Фигурка корабля на шпиле Адмиралтейства в Петербурге – это, скорее всего, именно фигурка «Орла». Алексею Михайловичу просто не хватило времени и не достало возможностей для продолжения флотостроительства. Развивать идеи пришлось уже Петру Алексеевичу Романову.

Непростая соколиная охота
Что же касается соколиной охоты, то здесь тоже не все так просто. Да, действительно, это была одна из любимых царских забав. Но курировал вопросы этой охоты Приказ тайных дел. Новое подразделение в русском государстве, основные задачи которого заключались в разведке и контрразведке.

И в этом контексте содержание царских ястребов и кречетов выглядит как очень умелое прикрытие, а не как «бесполезная причуда» царя. Кстати, любопытная деталь: непосредственно Алексей Михайлович был автором и разработчиком некоторых шифров, которые использовались в разведывательно-дипломатической переписке Тайного приказа.

Конечно, правление этого монарха не было безоблачным и не всегда его решения имели успех. Но тихая, методичная работа Тишайшего царя создала тот фундамент, благодаря которому и стали возможными уже «громкие» реформы Петра Великого, а Русское Царство превратилось в Российскую Империю.

«Ей, блажен Орле, блаженное царство,

блаженно всюду твое государство,

Наипаче град сей, в нем же царствуешь,

царь благочестив, и философствует.»

Симеон Полоцкий. «Похвала»

Введение.

400 лет назад Россия выбрала себе царя. 6 марта 1613 года Земским собором был избран на царствование Михаил Фёдорович Романов - первый представитель династии, правившей Россией более трёх столетий. Это событие положило конец ужасам Смутного времени. После смерти Михаила Фёдоровича престол занял его сын Алексей Михайлович , чьё правление отмечено расколами и бунтами , но в тоже время процветанием и расширением государства.

Цель работы : на основе первоисточников и трудов историков выявить, почему Алексея Михайловича называют Тишайшим.

Задачи :

1. Изучить и проанализировать интернет-ресурсы и литературу об Алексее Михайловиче

2. Сопоставить оценки современников и историков о личности царя

3. Провести анкетирование по данной теме

Гипотеза : если Алексея Михайловича называют Тишайшим, то связано ли это с его личностными качествами.

Почему Алексея Михайловича называют «Тишайшим»?

Точки зрения выдающихся историков об Алексее Романове

Историков всегда привлекала личность Алексея Михайловича, время царствования которого так богато событиями и явлениями, однако этот правитель все еще остается в тумане сомнительных характеристик.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостью», как и его отец Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский, общие суждения которого довольно загадочны: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, малоспособным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам» .

Н.И. Костомаров создает еще менее ясный образ правителя. По его мнению, царь «был неспособен к управлению», однако «тешился своими громкими титулами и за них готов был проливать кровь». Вместе с тем, с точки зрения Костомарова, «чистота нравов его была безупречна».

К.Ф. Валишевский пишет, что «несмотря на свою мягкость и добродушие,… Алексей любил злые шутки» , кроме того наказывал «сурово и беспощадно за невинные провинности», однако, по мнению автора, на него «нельзя не обратить внимания как на одного из наиболее высоконравственных монархов всех времен и народов».

С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия, - не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший» - утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место . Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием: «Тишайший», роман Светлова В.Я. «При дворе Тишайшего императора».

На самом деле эпитет «тишайший» вовсе не был характеристикой личных качеств Алексея Михайловича. Слово «тишайший» было переводом лат. "serenissimus" ("обладатель тишины", "устроитель порядка и государственного благополучия") и являлось частью неофициального титула русских царей - Алексея Михайловича, а так же и его сыновей - Федора, Иоанна и Петра. 18 июня 1676 года Симеон Полоцкий поднёс ему свою поэму «Гусль Доброгласную», посвящённую "нововоцарившемуся, благочестивейшему, тишайшему, пресветлейшему Великому Государю".

Так каким же в действительности был сам Алексей Михайлович?

Об этом царе не написано в летописях. Соотечественники царя почти не оставили о нем оценочных суждений, описаний его образа жизни и характера, поведения в различных ситуациях. В России XVII века, возможно, было не принято обсуждать свого правителя в сочинениях и писать мемуары. Исключениями являются сочинения протопопа Аввакума и Григория Карповича-Котошихина, сначала подьячего посольского приказа, потом государственного изменника и перебежчика.

Иностранных свидетельств, которые рассказывают об Алексее Михайловиче известно сравнительно много: остались записки, дневники, донесения людей, побывавших в России, в том числе и в составе посольств, сохранились рассказы европейцев, приезжавших в «Московию» на почетных правах специалистов в различных областях. О царе писали его современники - Патрик Гордон, Бальтазар Койэт, Адольф Лизек, Августин Майерберг, Андрей Роде, Иоган де Родес.

Наиболее полно раскрывают образ царя Алексея Михайловича произведения европейских путешественников и ученых - Николаса Витсена, Самюэля Коллинса, Якова Рейтенфельса и сирийского священнослужителя Павла Алеппского. Преимущественно эти источники и используются в данной работе, поэтому о них будет рассказано подробнее.

Первым из них мы рассмотрим «Путешествие в Московию» Николааса Витсена. Он систематически вел дневник, делал заметки и зарисовки.

Вскоре после возвращения из поездки, он познакомился в Париже с французским ученым М. Тевено, которому рассказал о своем путешествии в Московию и обещал прислать копию своих записок, что и сделал в 1668 году. После смерти Витсена его записки считались утерянными, и только во второй половине XIX века, в 1886 году, стало известно, что копии дневника и заметок Николааса Витсена хранятся в Париже.

В составе посольства Витсен имел время для своих встреч и бесед. Его интересовало все: политика, экономика, культура и быт.

Так же довольно интересным источником являются записки о России Самюэля Коллинса. В Москве Коллинз провел девять лет до 1668 года. Книга была издана в 1671 году под названием: «Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне, одной значительной особой, в течение девяти лет находившейся при дворе московского царя». Записки Коллинса как исторический источник были довольно популярны в Европе, а потом и в России. Вместе с тем факты в сочинении порой неверны, а иногда противоречат друг другу. Интересующие нас сведения об Алексее Михайловиче скорее всего являются воспоминаниями самого Коллинса, девять лет служившего у царя врачом. Так или иначе популярная у современников книга отражала взгляды иностранцев на русского правителя.

Сочинение Якова Рейтенфельса, адресованное «Герцогу Тосканскому Козьме Третьему» является источником, который помогает раскрыть образ русского царя. “Сказания...” Рейтенфельса четко делятся на историческую часть и описание современности. Описания Рейтенфельсом того, что он мог увидеть в России, заслуживает внимания. Вместе с тем, как и в прочих европейских сочинениях, сложно определить, где именно автор пользуется чужим опытом, а где своим собственным. Сказание о Московии безусловно отражает мнения иностранцев о России и царе Алексее Михайловиче, в том числе и самого Рейтенфельса.

Самым обширным сочинением о России времени царствования Алексея Михайловича, является написанное Павлом Алеппским «Путешествие Антиохийского патриарха Макария». Имеющиеся в сочинении Павла Алеппского сведения об Алексее Михайловиче, безусловно, заслуживают особенного внимания, в том числе и потому что он был близок к царю, в силу и статуса, и вероисповедания. Сочинения образованных и деятельных иностранцев, путешествовавших по разным странам и лично знавших Алексея Михайловича, могут помочь лучше раскрыть образ русского царя. Каким видели Алексей Михайловича его современники? На что они обращали внимание? Какими видели они взаимоотношения царя со своим подданным и представителям других государств?

«Наружность Императора красива, - пишет английский врач Коллинс, - он <...> здоров сложением; волосы его светло-русые, он не бреет бороды, высок ростом и толст; его осанка величественна». Впрочем, утверждение о светло-русых волосах является преувеличением, поскольку далее в своем сочинении английский врач говорит о «светловатых» волосах царя. С. Коллинс так же замечает, «его вид суров».

Николаас Витсен тоже оставил в своих записях описание Алексея Михайловича: «У него красивая внешность, очень белое лицо, носит большую круглую бороду; волосы его черные или скорее каштановые, руки очень грубые, пухловатые и толстые».

Описание внешности царя встречается так же и у Рейтенфельса, который, однако, говорит не о высоком росте царя, как Коллинс, а о среднем, и не видит в отличие от последнего суровости царя. «Росту Алексей среднего, с несколько полным телом и лицом, бел и румян, цвет волос у него средний между черным и рыжим, глаза голубые, походка важная, и выражение лица таково, что в нем видна строгость и милость, вследствие чего он обыкновенно внушает всем надежду, а страха - никому и нисколько».

Иностранцы, приезжавшие в Россию, обращали внимание на обстановку, которая окружала царя, на его одежду, на особенности церемониала.

«Царь сидел почти в углу зала, - вспоминает Витсен, - на небольшом троне, к которому ведут три посеребренные четырехугольные ступеньки. Около трона посеребренные столбы с балдахином, на котором три-четыре башенки, наподобие таких, как у нас на органах, но тоже посеребренные. За спиной царя висела хорошо нарисованная небольшая икона. На нем был, по их обычаю, кафтан, а сверху другой с рукавами, все жесткое от золота и драгоценных камней, и желтые кожаные сапожки. На всех пальцах, кроме большого и среднего, были великолепные кольца с бриллиантами, рубинами и другими камнями. Царь тоже не шевелился, как бы перед ним ни кланялись; он даже не поводил своими ясными очами и тем более не отвечал на приветствия» .

Павел Алеппский рассказывает о встрече царя после военного похода. Он подробно описывает шествие войск и далее появление царя: «...Вот вступили (в Кремль) государственные сановники; затем показались царские заводные лошади, числом 24, на поводу, с седлами, украшенными золотом и драгоценными каменьями, царские сани, обитые алым сукном, с покрывалами, расшитыми золотом, а также кареты с стеклянными дверцами, украшенные серебром и золотом. Появились толпами стрельцы с метлами, выметавшие снег перед царем. Тогда вступил (в Кремль) благополучный царь, одетый в царское одеяние из алого бархата. Он шел пешком, с непокрытою головой; рядом патриарх, беседуя с ним».

Коллинс говорит о том, что царь «никогда не является иначе, как в блеске, а на празднествах с удивительным великолепием драгоценных каменьев и прислуги». Это утверждение не совсем верно.

В страстную пятницу, 3 апреля 1664 года царь одет подчеркнуто скромно и просто: «Когда все эти были уже в церкви, - вспоминает Витсен, - туда последовал царь со своими приближенными, очень плохо одетый, в старом шерстяном кафтане темно-коричневого цвета, сшитом как у священника: книзу заужено, сзади висит кусок ткани; на груди отвороты из простого меха. Он шел с обнаженной головой, волосы не причесаны и повязаны красной лентой, как у нас иногда носят сапожники. Его поддерживали под руки; он держал в руке посох, шагал медленно. Подойдя к двери, он, стоя, два раза перекрестился перед иконой Божьей Матери, находящейся над дверью».

Иностранцы, побывавшие в России, оставили свои впечатления о личных качествах Алексея Михайловича. Саммюэль Коллинс замечал, что царь «обыкновенно добр, благодетелен, целомудрен, очень привязан к сестрам и детям, одарен обширной памятью, точен в исполнении церковных обрядов, большой покровитель веры».

А вот как отзывается о царе Рейтенфельс: «Нрава же он самого выдержанного и, поистине, приличествующего столь великому государю: всегда серьезен, великодушен, милостив, целомудрен, набожен и весьма сведущ в искусстве управления. Это - государь доблестнейший и справедливейший, равного имеют немногие христианские народы, все же по справедливости желают иметь».

А вот, что написал о царе секретарь посольства римского императора в России Адольф Лизек: «Нынешний царь одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями. Он покорил себе сердца всех своих подданных, которые столько же любят его, сколько и благоговеют перед ним».

«Что скажешь об этом человеке или, вернее, ангеле? <...> ...мы лицезрели сего святейшего царя, своим образом жизни и смирением превзошедшего подвижников...», - восторженно отзывается о царе архидиакон Павел Алеппский.

Эпитет «тишайший» не используется современниками, как характеристика царя. Мы нашли этот эпитет только у протопопа Аввакума, но не в качестве прозвища, а в составе неофициального титула, который он считает не соответствующим личным качествам Алексей Михайловича. Аввакум обличает: «И царя тово враг Божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего- больше всех святых от века! - да помянет Господь Бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков...

Личность царя.

Алексей Михайлович Тишайший, царь всероссийский, сын Михаила Федоровича от второго брака с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, родился в 1629 году.

До пяти лет воспитывался по старинным московским обычаям, под надзором нянек. Затем воспитателем юного царевича был назначен боярин Б.И.Морозов, человек для своего времени эрудированный, который способствовал обучению будущего самодержца не только грамоте и почитанию дренерусских обычаев, но и заимствовал полезные новшества от более образованных иноземцев. Поэтому не случайно в библиотечке двенадцатилетнего Алексея имелись «Лексикон», «Грамматика» и «Космография», изданные в Литве. Особенности первоначального воспитания и обучения отложили отпечаток на всю жизнь: «Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще упирался в родную православную старину, а другую ногу уже занес, было, за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении»

На четырнадцатом году его торжественно «объявили» как наследника народу, а на шестнадцатом он, лишившись отца и матери, вступил на московский престол.

Сам Алексей Михайлович «...всем интересовался, ...ко всему относился одинаково живо... Любовь к чтению и размышлению сделала его одним из образованнейших людей московского общества... Он любил писать и прозой и виршами; писал письма и соколиные уставы, даже мемуары о польской войне... В охоте находил удовольствие и чувство красоты... Наружность царя располагала в его пользу: это был человек достаточно высокого роста, здоровый и полный, с привлекательным лицом... Он усвоил себе важную осанку и поступь, и не самомнение выработало в нем такую манеру держать себя, а сознание важности и святости сана...».

По сочинениям современников Алексея Михайловича, прежде всего иностранцев, можно составить представление об отношении царя к людям - простым и знатным. «Они все рабы, кроме самого царя» , - пишет Николаас Витсен о подданных Алексея Михайловича. Саммюэль Коллинс утверждает, что царь «не ограничен во власти». Рейтенфельс отмечает возможности проявляния царем своей неограниченной власти: «Царь имеет не только полнейшее право издавать и отменять законы, заключать и нарушать союзы и мирные договоры, назначать и удалять чиновников, уменьшать и увеличивать налоги, но располагает вполне жизнью и смертью своих подданных и их имуществом, так что может, если захочет, отнять у них все состояние и жизнь, не объясняя причин сих действий».

Павел Алеппский приводит в своем сочинении истории, показывающие характер взаимоотношений царя со знатью. Однажды царь поехал «со своими вельможами» на богомолье. «...По дороге царя был мост; но царь оставил этот мост (в стороне), а съехал подле него в реку, которая очень глубока, переехал чрез нее и вышел на другой берег в совершенно промокшей одежде; затем крикнул своим вельможам: «кто не поедет за мной, тот лишается жизни». Так как они большею частью были тучны, то погрузились по шею и, как их лошади, приподнимали головы свои вверх. Царь смотрел на них и смеялся...Они стали укорять царя, как будто он действительно имел намерение их погубить, но он ответил им: ""моя цель - уменьшить этим ваши толстые животы, которые вы отрастили себе при моем отце, в покое и безопасности"».

В записках есть такие строки о царе: «теперь он особенно благочестив: стоит целыми ночами в церкви и бьет поклоны, ест в это время раз в 2-3 дня и то немного, посещает монастыри и подает заключенным подаяния. <...> Говорят, что он посещает и заключенных, многих отпускает, других одаривает и даже всем полякам [военнопленным] подарил новые кафтаны; еще говорят, что царь послал многим беднякам и монастырям пищу и питье».

Рейтенфельс пишет о царе: «Он занимается и благотворительностью и щедро оделяет нищих, коим не только почти ежедневно, собрав их толпу около себя, подает обильную милостыню, а накануне Рождества Христова посещает заключенных в темницах и раздает им деньги». Он также рассказывает: «За несколько часов до смерти он, говорят, по достопамятному великодушию своему простил всем своим должникам несколько тонн золота и приказал освободить из темниц 300 осужденных на смертную казнь за уголовные преступления и раздать из царской казны 6000 венгерских червонцев нищим в виде милостыни...»

Павел Алеппский посетил вместе с царем посетил больницу для монахов, построенную по указу самого Алексея Михайловича. Сирийский священнослужитель вспоминает: «Войдя, мы от сильного, отвратительного и зловонного запаха не могли оставаться в этом помещении, ни смотреть на больных, царь же попросил нашего учителя прочесть над ними молитвы, дабы они исцелились, а по прочтении молитвы благословить их. Всякий раз как наш владыка благословлял одного из них, царь, вслед за владыкой, подходил к нему и - о удивление! - целовал его в голову, уста и руки, и так до последнего. Мы были поражены изумлением при виде такой святости и смирения, тогда как нам хотелось убежать отсюда».Царь не только лично раздавал милостыню, освобождал невиновных, выкупал должников, при нем появляются больницы и богадельни. Можно сказать, что начинается борьба с нищенством и безработицей на государственном уровне.

«Знай, - говорит Павел Алеппский, - что мало есть таких бедняков, которые ходят по этому городу, прося милостыню, ибо царь распределил их между вельможами по известному числу, для получения ежедневного пропитания по спискам; и каждый боярин содержит свое число бедняков. Существует много домов для помещения их и ежедневная выдача от царя и царицы; равно получают ее и заключенные».Заключенные раньше питались только подаяниями, протягивая руку сквозь тюремное отверстие. Саммюэль Коллинс говорит о строительстве новых мануфактур, которые «будут доставлять работу всем бедным в Государстве». Вслед за этим, он утверждает, что царь кормит работников за «ничтожные издержки».

Алексей Михайлович являл собой образ христианского правителя: ведя благочестивый образ жизни, он старался быть милосердным и справедливым по отношению к своим подданным.

Патрик Гордон записал в своем дневнике в октябре 1663 года о личном осмотре царем дворянского ополчения: «Самому царю было угодно дать смотр всем дворянам и обратить особое внимание на их экипировку» .

Датский посланник Андрей Роде видел чертеж пушки «которую изобрел сам великий князь», то есть Алексей Михайлович.

В записках Саммюэля Коллинса написано о содержании регулярного стрелецкого войска: «У него есть очень значительные запасы хлеба и сушеного мяса, которые идут на содержание его стрельцов или янычар, получающих от него одежду и очень немного денег, потому что они занимаются всякою торговлею и пользуются важными преимуществами».

А каким был Алексей Михайлович в повседневной жизни?

Рейтенфельс замечает, что «большую часть дня он уделяет совещанию о государственных делах».

Шведский резидент Карл Поммеринг сообщал королеве Христине 4 октября 1648 года, о том, что царь «ежедневно работает сам со своими сотрудниками, чтобы устроить хорошие порядки, дабы народ насколько возможно, был удовлетворен».

Современники видели царя красивым, полноватым мужчиной, хорошо сложенным, темноволосым, голубоглазым, с бородой, величественной осанкой, светлым лицом, выражение которого у одних вызывало опасение, у других надежду, а у третьих восторг, что, конечно, более отражало субъективное отношение к правителю. Вид и окружение царя при торжественных выходах подчеркивали его особый статус, создавали не только необходимый комфорт и роскошь, но и определяли дистанцию между царем и его подданными. Однако в отдельных случаях царь мог выглядеть подчеркнуто скромно и просто.

Современники видели русского царя набожным, милосердным, великодушным, щедрым, добрым, талантливым, мудрым и справедливым правителем.

Алексей Михайлович был женат дважды: на М.И. Милославской, от которой имел 5 сыновей и 8 дочерей (в том числе царевну Софью); на Н.К. Нарышкиной, которая в течение пятилетнего брака родила сына Петра и 2 дочерей.

Всего тридцать один год правил царь Алексей Михайлович. Но именно ему так часто приписывают ответственность за все бурные события семнадцатого столетия, начавшегося смутным временем, и закончившегося стрелецкими бунтами. Почему век «бунташный», а царь «тишайший»? На этот вопрос, столь распространенный в историографии, невозможно дать ответ. Потому что ни царя с прозвищем «тишайший», ни века, который длился всего тридцать лет, в русской истории никогда не существовало. Но историки постепенно сконструировали образ правителя, целый «век» игнорирующего нужды несчастного бунтующего народа.

Россия в период правления Алексея Михайловича.

В правление царя Алексея произошло немало важных событий. Были приняты меры по экономическому развитию России, укреплению ее государственности. Расширились территориальные пределы (воссоединение Левобережной Украины и Киева, присоединение Сибири). Ряд крупных восстаний доставил немало хлопот правительству.

Будучи по натуре добродушным, мягким и привязчивым к людям, в первые годы царствования Алексей Михайлович попал под влияние своего воспитателя Б. Морозова, злоупотребления властью которого способствовали всколыхнувшему 25 мая 1648 г. Москву «соляному» бунту (под воздействием Б. Морозова 7 февраля 1646 г. царским указом и боярским при-говором была установлена прибавочная пошлина на соль, превосходившая рыночную цену в полтора раза). Устрашенный мятежом и под воздействием жалоб на неправосудие, Алексей Михайлович поручает специальной комиссии собрать статьи из апостольских правил и законов греческих царей, а также указы прежних русских государей и боярские приговоры, которые были утверждены специально созванным для этой цели Земским собором и обнародованы как Уложение 29 января 1649 г. (Соборное Уложение 1649 г. окончательно оформило систему крепостного права в России, так как десятилетний срок розыска беглых крестьян заменялся бессрочным).

Алексей Михайлович был глубоко религиозным человеком, неукоснительно соблюдал церковные обычаи. После Б. Морозова огромное влияние на него приобрел Никон, возведенный на патриаршество 25 июля 1652 г., который, постоянно вмешиваясь во внутренние и внешние дела государства, пытался установить «священство выше царства», что в конечном счете вызвало разрыв царя с патриархом. С тех пор начинается деление православной церкви на господствующую (никонианскую) и старообрядческую. На почве раскола произошел знаменитый Соловецкий бунт (1668-1676), на подавление которого Алексей Михайлович вынужден был направить войско.

В то же время на юге усиливаются антикрепостнические настроения: огромная масса беглых крестьян и холопов, скопившаяся в низовьях Волги и Дона, объединилась под предводительством удалого донского казака С. Разина. Начав с грабежей персидских и купеческих судов на Каспийском море, он затем перенес свои действия на Волгу, овладел Астраханью, Саратовом, Самарой. Под воздействием разинских «прелестных писем» восстала значительная часть населения Поволжья. Напуганное размахом народного движения, правительство Алексея Михайловича 1 августа 1670 г. объявило мобилизацию дворянства, и уже в октябре царским воеводам удалось разбить войска С. Разина под стенами Симбирска, что привело к подавлению восстания на Волге и Дону. Сам Разин был по приказу царя «казнен злою казнью» (четвертован) 6 июня 1671 г.

Несмотря на неблагоприятные внутренние события, Алексей Михайлович вел активную внешнюю политику. Продолжалось освоение Сибири, где были основаны новые города: Нерчинск, Иркутск, Селенгинск. Наиболее крупным успехом было принятие подданства Украины (1654) и возвращение в результате войны с Польшей части исконно русских земель согласно заключенному Андрусовскому договору - Смоленска, Чернигова и Стародуба. Иностранцы по-разному относились к внешней политике Алексея Михайловича, но в целом они видели его воинственным правителем, решительным и бесстрашным. В мирной жизни Алексей Михайлович представляется энергичным и деятельным, любопытным и открытым ко всему новому. Алексей Михайлович, по мнению иностранцев отличался от своего отца, да и вообще от своих предшественников. Саммюэль Коллинс замечает: «Отец его любил англичан был человек миролюбивый. Но ныне царствующий Император имеет дух воинственный и завел с Крымцами, Поляками и Шведами войну, успех которой покажет время».

Яков Рейтенфельс, видит внешнюю политику царя не только оправданной, но и мудрой. Он считет, что царь «в совершенстве знает выгоды и планы чужеземцев». Алексей Михайлович, по его мнению, в военном деле «сведущ и неустрашим, однако предпочитает милостиво пользоваться победами, нежели учить врагов миру жестокими мерами».

Самюэль Коллинс пишет о стремлении царя контролировать все действия большой армии. «У него также шпионы во всех войсках, чтобы следить их движения и подробно доносить об их действиях. Эти шпионы набираются из бедных дворян, которые зависят от милости Императорской, рассыпаются по войску, отправляются с посланниками и присутствуют при всех публичных действиях».

В экономической области правительство Алексея Михайловича поощряло промышленное производство и торговлю. В интересах русского купечества были приняты Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы.

При Алексее Михайловиче получают распространение элементы западной культуры. В период войн 1654-1667 гг. царь лично бывал в Витебске, Могилеве, Гродно и других ранее принадлежавших Польше городах, где познакомился с новым образом жизни. По возвращении в Москву в его дворцах появляются кожаные обои, мебель, сделанная по образцу польской и немецкой. Для обучения царских детей были приглашены опытные учителя, в частности, знаменитый западнорусский писатель Симеон Полоцкий. Советник царя Ф.М. Ртищев собрал в Андреевском монастыре около 30 украинских и греческих ученых монахов для перевода иностранных книг и для обучения желающих древним языкам, философии, риторике.

Заключение

Царь удивлял современников строгим соблюдением церковных обрядов, воздержанным образом жизни и знанием священного писания. От своего окружения он требовал достойного поведения, не стесняясь вмешиваться в их личную жизнь. Власть царя над своими подданными была почти неограниченной. Царь стремился быть справедливым ко всем: к знатным и простым, к богатым и бедным. Алексей Михайлович лично ходил по тюрьмам, освобождал несправедливо осужденных и выкупал должников. Милосердие царя по отношению к обездоленным дает старт благотворительности на государственном уровне. Гнев царя вызывало жестокое обращение именитых иностранцев со своими слугами, как поведение недопустимое в русском государстве по отношению к кому-либо.

Рассмотрев в общих чертах сведения современников об Алексее Михайловиче, прежде всего иностранцев, вряд ли можно составить исчерпывающий образ правителя. И все же их сочинения дают возможность познакомиться с незаурядной личностью русского царя, увидеть его, как реального человека с его интересами и увлечениями, с определенным мировоззрением, образом жизни, отношением к себе и к людям.

В ходе работы нами было проведено анкетирование учащихся нашей школы по теме исследования. Школьникам предлагалось ответить на вопросы:

1. В каком веке правил царь Алексей Михайлович?

2. Почему его прозвали Тишайшим?

На первый вопрос правильно ответили более половины опрашиваемых школьников. Второй вопрос вызвал у большинства затруднения, но тем не менее школьники назвали главную причину: «мягкий и тихий нрав», часть анкетируемых назвала неверный ответ: «В период правления Алексея Михайловича Россия не вела войн». Таким образом, анкетирование показало, что данная тема требует более полного изучения.

Проведя исследование по теме мы пришли к выводу о том, что Алексея Михайловича называют “Тишайшим” (устроителем порядка, тишины), потому что, время царя Алексея Михайловича было расцветом Московского государства. В русской истории Алексей Михайлович остался с прозванием Тишайший. Хотя это слово совсем не подходит к его царствованию, оно тем не менее отражает личность государя . Таким образом гипотеза подтвердилась.

Список используемой литературы:

  1. История России с древнейших времен до конца XVII века/ А.П.Новосельцев, А.Н.Сахаров, В.И. Буганов, К.Ф. Валишевский 1990
  2. Школьная энциклопедия «Руссика» История России. 18-19 вв.
  3. Рыжков К.В 100 великих россиян – М. : Вече, 2008.- с.177-178
  4. Ключевский В.О О русской истории (Сост.авт. Предисл. и примеч. В.В Артёмов)
  5. К. Валишевский Первые Романовы, Москва, «Советский писатель», 1990
  6. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.
  7. Энциклопедия «Аванта +» Великие люди мира.
  8. Я познаю мир «История». Автор составитель Н.В. Чудакова. Издательство «АСТ» Москва, 2001.Ф.Платонов, В.О.Ключевский

    Итоги анкетирования

    Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н\Д: Феникс, 2004.

    Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н\Д: Феникс, 2004.