Виды православных крестов. Православные кресты виды и значение

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что "когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе" . Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме» , - говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии - IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» Победитель .

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:


  1. чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. - четырехконечный.

  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).

  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.

  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Крест является одним из самых известных знаков в истории человечества. Этот универсальный графический символ более 2-х тысячелетий отождествляется с христианством. Но его возникновение датируется гораздо более ранними периодами развития культуры.

Рисунки и другие изображения крестов появились еще в каменном веке, что доказывают раскопки и изучение первобытных стоянок древних племен.

Позднее крест стал распространенным явлением в цивилизациях, которые в разные периоды развивались во всех точках планеты – европейских, азиатских, африканских, австралийских, американских и островных.


Почему же самые разные народы, имеющие самобытные культуры (часто никогда вообще не знавшие друг о друге) использовали этот образ?

По каким причинам даже у враждующих племен и религий он был не просто известным, но одним из самых важных мистических знаков?

Возможно, все дело в простоте начертания символа, которая располагает к полету фантазии, к творчеству. Может быть, его форма задевает какие-то глубинные аспекты человеческого подсознания. Ответов может быть множество.

В любом случае, на протяжение тысячелетий сформировалась группа мотивов, которые регулярно участвовали в формировании символических значений креста. Так, данная фигура ассоциировалась:

с мировым древом;

с человеком;

с образом огня и изображением деревянного огнива (палочек для извлечения пламени путем трения): две руки часто связывались с воспламеняющимися палочками, которые в представлении первобытного человека наделялись женскими и мужскими признаками;

с солярным знаком (перекрещивающиеся лучи).


Древнейшие цивилизации

палеолита и раннего неолита своими первыми и главными божествами считали солнце и его свет, проливаемый на землю. Это объяснимо, ведь именно солнце, вставая каждое утро на востоке, обеспечивало нормальную жизнь людей. Оно прогоняло мрак и холод, дарило свет и тепло. Когда люди овладели огнем, который тоже давал тепло, освещал, защищал, они стали связывать его именно с солнцем.

У многих народов есть мифы о том, что огонь – это сын или другой ближайший родственник великого светила. Это, например, индийский Агни, персидский Атар, древнегреческие Гелиос и Прометей, древнеримский Вулкан. Однако священный и такой необходимый огонь долгое время не умели добывать.

Первым способом, который стал известен людям, была добыча огня путем трения двух кусков сухого дерева друг о друга. Вероятно, для этого использовались палки из мягкой и твердой древесины, которые располагали крест накрест. Рисунки таких крестов можно увидеть на древних мегалитах и гробницах. С течением времени было придумано более удобное огниво: две перекрещивающихся плашки с отверстием сверху, в которое вставлялась сухая палочка. Ее быстро вращали до появления язычков пламени.

Этот инструмент в виде креста и стал самым первым графическим символом огня и его прародителя солнца. Впоследствии, совершенствуя это орудие, концы крестообразных плашек стали загибать в стороны. Так появилась индоевропейская свастика – известный многим племенам солярный знак, обозначающий в то же время великий космос и саму жизнь.


Даже после того, как были придуманы другие, более легкие способы зажжения огня, во время священных действ на алтарях и в храмах жертвенное пламя разрешалось зажечь лишь с помощью трения дерева на кресте-свастике. Так делалось в Персии, Индии, Древней Греции, у германских племен, у шотландских кельтов и восточных славян. Чтобы подчеркнуть, что огонь и солнце – одна стихия, крест часто вписывали в окружность или рисовали круг внутри перекрестья. Такие знаки были найдены при раскопках на Кавказе, в разных районах Азии и Европейской части континента, на многих африканских территориях.

Итак, широкое распространение креста еще в глубокой древности объясняется формой орудия, с помощью которого добывали пламя. Огонь нес тепло, был животворящим и обожествленным. Символически изображающий его и солнце крест приобретает сакральное, религиозное значение. Позже он становится знаком новых богов – плодородия и живительных сил природы, которые тоже были связаны с животворящими теплом и светом. Кроме того, крест сделался атрибутом жрецов и царей как наместников небесных сил на земле.


Изобретение приспособлений для рождения пламени произвели революцию в человеческой культуре.

Считая огненный крест (как и само пламя) оберегом, его стали изображать не только на культовых постройках, но и жилищах, украшениях, оружии, одежде, утвари, даже на могильных камнях и урнах.

Пространственная символика креста

тоже очень давняя.


Он олицетворяет мир наряду с кругом и квадратом. Но если геометрические фигуры разделяют внешнее и внутреннее пространство, то крест – это гармонизированная Вселенная. От его центра идут направления, которые обозначают стороны света и делят мир (квадрат) на правильные сектора. Именно по образу и подобию креста строились многие великие города.

Например, Рим с его перекрестками улиц и позднейшие города с правильным делением на квадраты кварталов. В эпоху Средневековья мировые карты рисовались в виде креста с Иерусалимом в его центре.

Однако одним из наиболее сакральных пространственных соответствий было соотнесение креста с Мировым Древом. Этот образ характерен для первичных верований практически всех народов мира. Обычно имеется в виду космическое Дерево, которое считалось сердцевиной мира и организовывало мировое пространство. С его кроной связывали верхнее царство богов и духов, со стволом – срединное обиталище людей, с корнями – преисподнюю, в которой живут злые демонические силы. Под сенью Мирового Древа течет время, сменяются события, люди, боги. Древо часто осознавалось как источник космической жизненной энергии, дающей плодородие и питающей жизнь. Плоды Мирового Древа давали истинное знание и бессмертие, а на листьях были записаны судьбы всех, кто когда-либо приходил или еще придет в этот мир.

Особую роль Мировое Древо играло в религиях, связанных с идеей умирающего и воскресающего бога, который распинался на стволе, умирал, а потом возрождался более сильным, чем был до того.

Об этом рассказывается в легендах хеттов (о боге Телепину), скандинавов (об Одине), германцев (о Вотане) и пр. Во время праздников, связанных с земледельческими культами, на столбах и крестах, имитировавших дерево, развешивались или рисовались фигурки богов плодородия. Их приносили в жертву Древу, чтобы земля дала хороший урожай. Особенно интересный пример такого рода – это столб Осириса, который венчался крестом. На столбе высекали ветви с листьями и изображение бога. Во время весенней земледельческой церемонии этот крест сжигался жрецами, а его священный пепел зарывали в землю, чтобы она лучше плодоносила. Позже, в эпоху римского владычества, вера в оживляющую силу креста в Империи была заменена на другое восприятие этого знака. Крест стал орудием пытки и позорной смерти для инородцев и одновременно – символом человека с раскинутыми в стороны, как при распятье, руками.

Крест в христианстве

В Библии тоже описано космическое растение под названием Древа Жизни и познания добра и зла, растущее посреди земного Рая. Именно его плод стал причиной грехопадения и изгнания из Эдема первых людей. В книгах отцов Церкви библейское Древо Жизни соотносится с многоконечным крестом и самим Спасителем. Кроме того, в христианстве крест называется «животворящим древом».

Старейшие источники утверждают, что именно часть ствола эдемского Дерева была преобразована в страстной крест Голгофы. Иоанн Дамаскин по этому поводу писал буквально следующее: «Древо жизни, насажденное Богом в Раю, преобразовало крест, потому что как чрез древо вошла в мир смерть, так чрез древо должны быть дарованы нам жизнь и воскресение».

Таким образом, Мировое Древо и символизирующий его крест были древнейшими сакральными образами жизни и смерти, воскресения и бессмертия. Это восприятие передалось христианству. В нем крест стал центральным священным символом веры и Спасителя. Он олицетворяет прежде всего святое мученичество и искупительное распятия Иисуса, кровью которого омылся мир и человечество было очищено от греха.

Кроме того, христианский крест – это знак веры в божественную силу, вознесение Иисуса, бессмертие души и грядущее воскресение.

С течением времени люди значительно разнообразили внешний вид простого креста. Дохристианская и христианская символика насчитывает огромное количество модификаций этого священного образа. Вот описания лишь некоторых, наиболее известных вариантов.

Анх – египетский петлястый крест («с рукояткой»). В нем соединены перекрестье (жизнь) и круг (вечность). Это знак, объединяющий противоположности: временное и вечное, небо и землю, мужское и женское, жизнь и смерть, все стихии.

Он был воспринят и ранним христианством. Его изображения встречаются в коптских катакомбах и в религиозных манускриптах 1-ых веков нашей эры.


Тевтонский крест (кросслет) увенчивается маленькими крестиками на каждом из своих концов, которые являются символами четырех евангелистов. Косая форма такого креста обозначает Христа и украшает одежды православных священников.

Греческий вариант – один из самых простых: это две равные по размеру перекладины, наложенные одна на другую. В раннем христианстве он тоже отождествляется с Христом.


Греческий крест.

Андреевский . «Земной подвиг апостола окончился в Греции, в г. Патре. Губернатор города заключил его в темницу, потом велел жестоко бить и, наконец, осудил его на крестную смерть, а чтобы страдания на кресте продолжались как можно долее, он велел не гвоздями прибить, а веревками привязать к нему. Долго висел на кресте апостол Андрей. Слуги губернатора Егеата хотели было снять Андрея со креста, но он вознес молитву к Богу и с миром скончался. Мощи его почивают в итальянском городе Амальфи, а честная глава находится в Риме» . Его крест, хоть и изъеденный древоточцами, сохранился в Греции - до нашего времени.

Форма андреевского креста отличается от обычного знака «умножение» (x) своими неравными углами (Х). Что изменяет смысловое значение слов с «равностороннее умножение» на «разностороннее умножение». Причем две стороны взаимодействуют узко, но остро. А две другие стороны, широко, но медленно, соответствуя именам (названиям) углов. Изменяя положение креста, можно изменить парность действия: острое взаимодействие верха и низа - сделать неторопливым, а неспешное взаимодействие сторон - острым (><). Имя «Андрей», в переводе с греческого языка, несет значение «мужественный, храбрец» . Связь слова с формой легче определить по записи, чем по устной речи. Слова «андреевский крест», говорят только об особой форме (типе/строении) креста. Слова «Андреевский крест», говорят о форме и ее содержании - «умножение мужеством». Этому определению более всего соответствуют дополнения цветом, т.е. в каком качестве оно проявлено. Например: «чистотой мужества, чистым мужеством» - белый крест, «живой кровью» - красный, и т.д. Слова «крест Св. Андрея» предполагают его присутствие, т.е. «андреевский крест» + «лицо/тело человека». Возможен и крест - «умножителя» христианских земель.

Антониевский . Греческая «тау» произошла от финикийской буквы «тау», которая имела Х-образную форму и означала «отметка, знак». В библейские времена, поскольку этот символ был последней буквой еврейского письма, Т стал означать конец мира, а также служил знаком Каина, знаком спасения израильтян, стоящих в дверях, чтобы защитить свои дома, когда Ангел Смерти прошел по Египту, чтобы «уничтожить всех перворожденных в этой стране; это сделало знак общим знаком защиты. В христианских церквях его название - крест святого Антония .

В «Послании Варнавы» приводится выдержка из книги пророка Иезекииля, где прообразован Т-образный крест, как символ праведности: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак». Здесь словом «знак» переведено название буквы древнееврейского алфавита «тав» (т.е. буквальный перевод был бы: «сделай тав») , соответствующей греческой и латинской букве Т. Также и Тертуллиан пишет: «Греческая буква тау, а наша латинская Т есть образ креста». По преданию, святой Антоний носил на своих одеждах крест-тау. Святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 г. базилики крест в форме Т . Tt происходит от последней буквы древнего семитского алфавита taw (это слово значило «отметка» или «знак»). Когда греки позаимствовали эту букву, они назвали ее «тау». Римляне переняли от этрусков форму, где горизонтальная черточка размещалась на самом верху . У финикиян крест, в виде древнееврейской буквы «тав», был символом бога солнца. Его изображение встречается и в финикийских храмах, и на финикийских монетах .

Из вышеприведенных текстов совершенно ясно видно, что речь идет о кресте и его начальной форме: древнееврейской букве «тав». Любая фигура, состоящая из двух прямых линий, но не имеющая видимого пересечения (как Т или Г), не может считаться крестом . Это настолько очевидно, что не требует каких - либо доказательств. Остается проверить строение древних букв, были ли они по своей форме - крестами ? В «Мозаике алфавитов» северо-семитская «тав» выглядит как современный знак «плюс» (+). Финикийская «тав», в двух видах: как современный знак «умножение» (×) и как «латинский крест». То есть слова «крест» и «тав» равны между собой и взаимозаменяемы, а греческая и латинская буква Т, к кресту никакого отношения не имеют.

Армянский . Хачкары (арм. хачкар - крест-камень) армянские средневековые памятники (распространены в 9-17 вв.); вертикально поставленные каменные плиты (0,5 - 3 м высотой), покрытые орнаментальной резьбой с изображением креста в центре . Хачкар («крест - камень») на башне у центральных ворот крепости в Судаке. Носит имя Сурб - Хач («Святой Крест») .

На сегодняшний день единственным, наиболее полным и русскоязычным трудом по истории армянских крестов, является фотоальбом «Хачкары», не имеющий ни даты, ни места изготовления - «дитя перестройки 90-х». По датам, приведенным в альбоме, без особого труда обнаруживается первоначальное строение креста. С 5-го по 9 века, это равносторонние и с удлиненной нижней частью кресты, с расходящимися от центра к раздваивающимся краям сторонами, которые заканчиваются небольшими шариками (общая форма коптских и византийских крестов). Основой армянского креста стала вторая форма - с удлиненной нижней стороной (византийская). К сегодняшнему дню вид армянского креста настолько изменился от исходной основы, что позволяет говорить не только о его самостоятельной и узнаваемой форме, но и самостоятельной (хоть и не описанной в литературе) школе креста, которая писалась на камнях 1500 лет.

Буквенный. Имя «Хи-Ро», которым обычно называют ныне этот мистический знак, является названием весьма позднего происхождения. Появилось оно в XVIвеке и исходит от Барония. До того времени предполагали, что знак этот образуется из латинской буквы Р заменяющей слово PRO и креста, обозначавшего Христа, так что косой крест с ручкой и греческий крест с ручкой назывались «pro Christo». В Риме были убеждены, что этим обозначалась всегда могила какого-нибудь мученика, т.е. человека, пострадавшего за Христа . «Монограмма, образованная греческими буквами Х (хи) и Р (ро) - первыми буквами имени Христос, - принятая ранними христианами в качестве символа христианства и очень часто встречающаяся в древнем христианском искусстве, начиная с IV века, на саркофагах, евхаристических сосудах и светильниках. Сама по себе она еще значительно раньше существовала как аббревиатура греческого слова chrestos (сулящий счастье) и служила символом хорошего предзнаменования» . … символ «Хи-Ро» долгое время был у греков знаком хорошего предзнаменования, так как представлял собой сокращенную форму слова chrestos , «благоприятный» . Слово Хрестос , как мы уже говорили, имеет несколько значений. Оно может быть приложимо как к Богу, так и к человеку. В первом смысле мы находим его в Евангелии от Луки (6: 35), где оно значит «милосердный» и «доброжелательный». Во втором смысле мы находим его у Клементия Александрийского, где оно означает просто доброго человека... «Все, кто верит в Хреста (хорошего человека), тоже хрестиане, хорошие люди (как их и называют)» . Хирография означает хорошее написание букв, каллиграфию.

Каллиграфия - искусство красивого и четкого письма; слово происходит от греческого каллос, «красота»; ей противостоит какография (от греческого какос, «плохо») - плохое,малоразборчивое изображение букв .

Буквенные кресты, монограммы и вензели (польск. = узлы) различить между собой достаточно просто. Буквенные кресты состоят из двух букв, одна из которых обязательно пересекает другую под прямым углом, как в знаке «+». В монограммах буквы совмещены простым наложением одной буквы на другую. Слияние двух (трех) букв в одну форму, когда одна и та же линия (греч. моно + грамма) является необходимой частью для каждой буквы. Вензели - это обычное наложение двух или более целых букв, не имеющих общих частей, иногда смещенных по отношению друг к другу, имеющих разный наклон и т.д.

Такое совмещение получило свое имя (название) за то, что линии одной буквы проходят то сверху, то снизу линий другой буквы, образуя видимую связанность (узел). Значение букв о пределяется языком (алфавитом) употребляющего его народа. Если в греческом языке слово «хиро» (хорошее, доброе) может быть выражено звучанием двух букв - Хи и Ро, то в латинском языке эти буквы принимают местное звучание - Пи и Ка, образующие «про кристо» (за Христа), а в русском языке буквы эР и Ха принимают значение: «Рождеств Христово».

Греческий. На квадратном красном флаге Швейцарии изображен белый крест. История флага уходит в далекое прошлое, во времена крестовых походов. В древних хрониках есть упоминания, что уже в 1339 г. под этим флагом ополченцы швейцарских кантонов выступили из Берна против ненавистных войск Габсбургов. Такой же крест мы видим и на флаге Греции. Первым национальным флагом страны, одобренным в 1822 г., было красное полотнище с белым крестом. В 1833 г. красный цвет был заменен голубым. Впоследствии страна несколько раз меняла свой флаг, но всегда на нем оставался крест - символ страны древнего христианства .


Из приведенного отрывка видно, что свое название крест получил не за флаговую традицию, которая молода даже по отношению к швейцарскому флагу (моложе почти на 500 лет), а за широкое употребление этого вида креста в церковной жизни Греции раньше других христиан. Это отразилось в названии церковной одежды, украшенной многими крестами - полиставрий (поли/много + ставрос/крест), которая используется священниками основных (наиболее ранних, первых) христианских церквей. Русское православие, принявшее греческий обряд, сохраняет эту традицию.

Грузинский. «...Пресвятая Дева, вручая Нине крест, сплетенный из виноградных лоз, сказала: «Возьми сей крест. Он будет для тебя щитом и оградой против всех видимых и невидимых врагов...» Пробудившись и увидев в руках у себя чудный крест, святая Нина стала целовать его со слезами радости и восторга; потом она связала его своими волосами и пошла к дяде своему патриарху» . Спасая святыню от нашествия врагов. «Митрополит грузинский Роман, отправляясь из Грузии в Россию в 1749 году, тайн о взял с собою крест Нины и вручил его проживавшему тогда в Москве царевичу Бакару Вахтанговичу. /.../ Внук вышеупомянутого Бакара, князь Георгий Александрович, поднес в 1801 году крест Нины императору Александру Павловичу, которому благоугодно было снова возвратить Грузии принадлежащую ей эту великую святыню. С того времени и до сих пор этот символ апостольских трудов святой Нины сохраняется в Тифлисском Сионском кафедральном соборе, близ северных врат алтаря в кивоте, окованном серебром» .

Грузинский крест, по своей форме, не является «каноническим» (т.е. полностью прямолинейным), т.к. горизонтальная перекладина изогнута. Эта особенность строения делает его неповторимым и легко узнаваемым. Из его истории видно, что он не связан с «историческим» крестом мучений Иисуса Христа, но, тем не менее, относится к типу «крест связанный» (лат. - crux comissa). В связи с этим, мотив использования католической церковью и Римским Папой Иоанном-Павлом II формы грузинского креста, как основы под распятие - непонятен и оскорбителен (на церковном языке это - богохульство). В русском православии форма грузинского креста, как самостоятельная, не обнаруживается.

Египетский. (Древнеегипетск. «ankh» - жизнь) Популярный оккультно-магический символ , иногда называемый также «crux ansata» (лат., «крест с петлей»). Ведет свое происхождение от древнеегипетского иероглифа, обозначавшего слово «жизнь», который, в свою очередь, происходит от древнего священного символа с тем же значением (или от стилизованного изображения человека с расставленными руками). По мнению Г.д’Альвиеллы, анх имеет форму старинного инструмента, применявшегося для измерения уровня воды в Ниле .

Особенностью строения египетского «креста жизни», является сфера чистоты (пустая петля), которая изменяет свое значение от места расположения: чистое содержание головы или чистое взаимодействие головы и сердца. Крест на его основе встречается в западном христианстве , в русской православной традиции - не обнаруживается.

Кельтский. «Этот крест, который появился в Ирландии до 8 века, возможно, происходит от «Хи-Ро». Круг символизирует как солнце, так и вечность. Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Исаака» . «Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом или, короче, Квесте (англ. queste- поиски) и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний .


Особенностью строения кельтских крестов является почти постоянное сочетание удлиненного креста и, окружающего его перекрестье, круга . Изменение размеров и соотношения частей могут изменить общий внешний вид кельтского креста, но не «до неузнаваемости». Наиболее частая форма креста: широкий ровный круг, имеющий ширину равную одной из сторон и проходящий через центры боковых сторон удлиненного креста. Особенность, давшая имя этому кресту, заключается не столько в имеющемся круге, сколько в особом рисунке (орнаменте), нанесенном на его поверхность. В русском православии кресты с кругами имеются, но с поверхностью другого вида.

Константиновский. «Однажды после полудня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил царь, - я собственными глазами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: «симъ побеждай» . «Основным источником, откуда византийские, западноевропейские и русские авторы черпали сведения о Константине, было сочинение епископа Кесарийского Евсевия «Vita Constantinae». В этом произведении Константин рисуется как образец истинного христианина и рассказывается, что перед битвой с претендентом на престол Максентием ему явился пополудни изображенный звездами образ «Креста Господня», сияющий больше солнца, с надписью «In hoc signo vinces» (Сим знаменем победишь)» . Надпись на прапоре XVIIстолетия: «Образ Креста явившегося на Небеси» «Благоверному» «Царю Константину» «И глаголано-бо-еси» «Бысть» «Константине! Сим побеждай врага!» . «Посмотри на звезды небесные, и каждый день ты усмотришь среди них знамение креста, образуемое сочетанием звезд.» Сочинение Vв. «На поклонение честному древу», приписываемое св. Иоанну златоусту .

Среди различных знаков, считающихся «крестом Константина», можно встретить и изображение звезд, составленных в виде равностороннего креста. Такой знак трудно перепутать с какой-то другой формой креста. Эта особенность не прошла незамеченной и на русской земле, что нашло свое отражение на военных знаменах, придавая им собственное значение «победоносных» (т.е. с обязательной надписью: «Сим победиши!» при крестах разного вида). И на церковном (купольном) кресте, придавая ему значение «постоянство», т.к. имя Константин - «твердый, постоянный»(лат.) . В этой связи все «константиновские» кресты делятся на три основных вида. 1) Победоносные - т.е. кресты разного вида, но с надписью. 2) Победного постоянства - «кресты» составленные из звезд и с надписью. 3)Постоянства - «кресты» из звезд и без надписи.

Латинский. «Латинский крест - наиболее распространенный христианский религиозный символ в западном мире. По традиции считается, что именно с этого креста был снят Христос, отсюда другое его название - крест Распятия; другие его названия - крест Запада, крест Жизни, крест Страдания, crux immissa. Обычно крест представляет собой необработанное дерево, но иногда его покрывают золотом, что символизирует славу, или же красными пятнами (кровь Христа) на зеленом (Дерево жизни). Эта форма, так схожая с человеком, раскинувшим руки, символизировала Бога в Греции и Китае задолго до появления христианства; поднимающийся из сердца крест символизировал у египтян доброту» .

Прямолинейный крест, повторяющий соразмерность человеческого тела, получил название «латинский» по церковному языку католической церкви - латыни. Другой вид этого же креста - с тремя равными верхними частями. Подобные кресты, но «не прямолинейные» в своей поверхности - не являются «латинскими». Русские старообрядцы, признававшие единственно правильным крестом - русский восьмиконечный, с наклонной нижней перекладиной и обязательно сопровождавшийся копьем и тростью с губкой, отказывались признавать крестом - «латынский крыж» (т.е. «латинский крест»). Но… не избежали этой формы креста, т.к. на ней, как и на иделиях других форм, изображали «правильный крест».



Мальтийский. «Мальтийский крест известен также под названием «восьмиконечный крест». Белый крест этой формы на черном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного «ордена госпитальеров», называемых также «иоаннитами», которые посвятили себя задаче освобождения от мусульман Святой земли во времена крестовых походов (1095 - 1272). Изгнанные в 1291 году, они перенесли свою штаб-квартиру на Родос (в 1310 году), а позднее - на Мальту (в 1529) - отсюда это название» . Четыре «стрелы» встретившиеся в одной точке - фигура несомненно крестообразная (крестовидная), но - не «крест». Смысл фигуры: чистые (белые) стремления (стрелы) складывающиеся (+) в этой точке (здесь - о. Мальта). Свое имя знак получил по названию острова. Другие распространенные кресты, имеющие окончания похожие на «ласточкины хвосты», но являющиеся «крестами», не могут называться «мальтийскими» во избежание ошибок. В русском православии такой знак не обнаруживается. Но, купол церкви Божией Матери на острове Мальта, украшен крестом такого вида .

Новгородский. Древние русские кресты, описанные профессором И.А. Шляпкиным, относятся, по своему строению, к виду «крест в круге». Но, развиваясь самостоятельно, к 15 веку форма новгородских крестов изменяется до вида «круглый крест», т.е. в отдельных случаях «крест» только угадывается. Подобная форма крестов не является основной или распространенной в других землях и вероисповеданиях, что позволяет говорить о древнем русском кресте, как об особенной форме креста - «новгородском».

Св.Петра. «Взявши осужденных, воины повели их на место казни; Климента, как родственника царского, они пощадили, отпустив на свободу; Иродиона же и Олимпа, пришедших в Рим с апостолом Петром, вместе с многими верующими убили мечем. Святой же Петр молил своих распинателей, чтобы распяли его вниз головой, почитая этим Господа своего, на кресте распявшегося волею, - он не хотел уподобляться Ему в образе распятия, желая под ноги Его преклонить свою голову» . Нельзя сказать, что форма креста св. Петра широко распространена в христианских церквях. Тем не менее, некоторые примеры можно обнаружить и в русском православии. Явным признаком главного перекрестья креста, является пересечение двух самых больших (по длине) частей креста. Если пересечение проходит ниже середины (центра) вертикальной части креста, то это - крест св. Петра. Такой же крест образуется при крестном знамении христианина, о котором говорится:

«Тремя соединенными перстами прикасаемся ко лбу, ко груди, к правому, а затем к левому плечу, изображая Крест на себе…» . Таким несложным движением каждый православный человек уподобляет себя не Христу, но Петру - одному из камней, складывающих церковь (греч. «Петр» - «камень») . Подобный крест на вершине христианского храма означает, что Христос - (краеугольный) камень Церкви.

Полоцкий. «… и в других родах княжеских того времени появлялись личности, удивлявшие современников благочестием и святостью жизни. К числу их принадлежит преподобная княжна Евфросиния, в миру Предислава, внучка владетельного князя Полоцкого Всеслава Брячиславича. Отец ее, Святослав - Георгий, был младший из семи сыновей князя Всеслава. /…/ Ревнуя о благолепии дома Божия, блаженная Евфросиния, вместо ветхого деревянного храма, построила (около 1160 года) каменный храм Спасителя в своем монастыре, сохранившийся до нашего времени, и приготовила для нового храма драгоценный напрестольный крест» .

«Крест преподобной Евфросинии шестиконечный. Длина его 11 3/8 вершка; верхняя поперечина, или титло, на 3 вершка, нижняя 4 5/8 вершка. Весь крест обложен золотыми и серебряными вызолоченными листами, на которых множество украшений, искусно сделанных из мелкой муссии (мозаики), и 19 маленьких образов (один утрачен). Внутри креста вложены: часть животворящего древа, камня от гроба Господня и Богородицы и несколько частиц святых мощей. Из боковой надписи, начертанной вокруг всего креста, видно, что крест приложен в Спасскую церковь от преподобной Евфросинии в 6669 (1161) году и стоимость креста, кроме заключенной в нем святыни, составляла 140 гривен, т.е. около 1400 нынешних серебряных рублей» .

К вышеизложенному можно добавить только маленький штрих: на современном геральдическом (нарисованном на щите) гербе Белоруссии, мы видим крест этого типа.

Крест нате́льный – небольшой крест, символически отображающий , на котором был распят Господь Иисус Христос (иногда с изображением Распятого, иногда без такого изображения), предназначенный для постоянного ношения православным христианином в знак его и верности Христу, принадлежности к Православной , служащий средством для защиты.

Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения воспевает древо Креста Господня многими похвалами: « – хранитель всея вселенной, красота , царей держава, верных утверждение, слава и язва».

Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного . Это делается также в напоминание, что Крест Христов – оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!

Он – свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Крестик освящается только единожды. Переосвящать его нужно только в исключительных условиях (если он был сильно поврежден и восстановлен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освящался ли он до этого).

Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. же учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно – через эту освященную материю – приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по , и именно эта дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.

Иногда приходится слышать мнение о том, что, мол, освящение нательных крестиков – поздняя традиция и раньше такого не было. На это можно ответить, что и Евангелия, как книги, тоже когда-то не было и Литургии в нынешнем виде не было. Но это вовсе не значит, что Церковь не может развивать формы Богопочитания и церковного благочестия. Разве противно христианскому вероучению призвать Божию благодать на творение рук человеческих?

Можно ли носить два креста?

Главный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам подарили ещё один, то вполне можно благоговейно хранить один из них в святом углу рядом с иконами, а один носить постоянно. Если приобрели другой, то и носите его…
Христианина хоронят с нательным крестом, поэтому по наследству его не передают. Что касается ношения второго нательного креста каким-то образом оставшегося от усопшего родственника, то ношение его в знак памяти о покойном свидетельствует о непонимании сути ношения креста, который свидетельствует о Жертве Бога, а не родственных отношениях.

Нательный крест — это не украшение или амулет, а одно из видимых свидетельств принадлежности к Церкви Христовой, средство благодатной защиты и напоминание о заповеди Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… () .

Одновременно одно из самых привычных и самых загадочных для непосвященных в тайны религии украшений. Мы подготовили для вас гид, который ответит на все ваши вопросы.

Нательный крестик: украшение и символ веры

Несмотря на то, что сейчас крест чрезвычайно распространен как декоративный элемент и часто воспринимается в разрыве с христианскими традициями, игнорировать его происхождение и символизм не стоит.


Исторические модели нательных крестов

Религия настаивает: неважно, сколько стоит материал, из которого сделан крестик. Это в первую очередь символ христианской веры. В то же время традиция почитать крест , который всегда с тобой, превратила его в украшение и предмет роскоши.

Встречается мнение, что истинно религиозный нательный крестик должен быть простым по дизайну и носить его нужно под одеждой. Сейчас это не совсем так. Главное различие между исключительно декоративным и по-настоящему значимой вещью – освящен крестик или нет. В церкви не откажутся освятить усыпанное камнями изделие, равно как и не потребуют скрывать его под одеждой в летнюю жару.




На что правда следует обратить внимание – это не металл, а то, соответствует ли форма выбранного украшения православной или католической традиции .

Как различить православный и католический крестик

Форма

В православной церкви наиболее распространены шести- и восьмиконечные кресты . Кстати, последние издавна считаются мощнейшим оберегом от злых духов. Небольшая перекладина в головах символизирует табличку, которой обозначали совершенные преступления. Но поскольку преступлений Иисуса так никто и не назвал, в православной традиции на ней может быть аббревиатура И.Н.Ц.И. либо І.Н.Ц.І, католики по-латыни пишут I.N.R.I. Это сокращение «Иисус из Назарета Царь Иудейский». Косая перекладина под ногами символизирует путь от грехов к праведности. В свою очередь католические нательные крестики максимально простые и состоят всего из двух перекладин.

Гравировки

Кроме надписи И.Н.Ц.И ., на православных крестиках с противоположной распятью стороны может быть выгравировано «Спаси и сохрани» . В католической традиции такого нет.

Гвозди

Православные христиане считают, что Иисус был пригвожден четырьмя гвоздями, католики – что гвоздей было три. Потому ноги Христа на православном крестике расположены одна возле другой, а на католическом – заброшены одна на другую.

Распятье

Т о, каким должен быть изображен Иисус на распятье – предмет ярых споров представителей обеих конфессий. Католики придерживаются максимально натуралистичного изображения, которое отражает безумные страдания на кресте. В то же время православные считают, что такое изображение говорит о мучениях, но умалчивает главное – Иисус победил смерть. Потому в православной традиции его фигура отражает скорее счастье от перехода в лучший мир.



Разница между православным и католическим крестиком

Символика основных православных крестов

Восьмиконечный крест

Это один из наиболее канонических православных крестов. Над его самой широкой горизонтальной перекладиной располагается короткая (часто с аббревиатурой И.Н.Ц.И.), а в ногах – короткая диагональная перекладина (верхний конец направлен влево, нижний – влево, если смотреть на крест прямо). Нижняя часть – символ опоры под ногами распятого Иисуса, а также перехода из грешного мира в праведный. В самом же деле наличие этой ненастоящей опоры только продлевало мучения на кресте.

Шестиконечный крест

Один из древнейших вариантов. В этом кресте наклонная нижняя перекладина символизирует внутренние весы каждого из нас: что побеждает – совесть или грех. Ее значение также трактуется как путь от греха к покаянию.

Четырехконечный каплевидный крест

Считается, что капли на концах перекладин – это кровь распятого Христа, который искупил грехи человечества. Этот символ часто использовали для украшения религиозных книг.

«Трилистник»

Этот крест часто используется в геральдике (к примеру, на гербе Чернигова), но многим полюбился и в качестве нательного. Концы перекладин такого изделия украшены полукруглыми листочками. Иногда на них располагаются также бусины – «шишечки».

Латинский четырехконечный крест

Это самый распространенный на Западе христианский крестик. Горизонтальная перекладина располагается на 2/3 высоты вертикальной. Удлиненная нижняя часть символизирует терпение Христа в искуплении. Такие крестики – очень давняя традиция. Они появились около 3 столетия в катакомбах Рима. В то время там собирались христиане.

Как выбрать крестик на крестины

Традиционно первый нательный крестик или тельник , как его еще называют, возлагается на обряде крещения. Споры по поводу того, когда крестить ребенка : еще младенцем или в более сознательном возрасте – все еще не прекратились. Для взрослых, которые решили пройти это таинство, особых ограничений в выборе сакрального украшения нет. Но чтобы правильно выбрать крестик на крещение для новорожденног о, следует учитывать несколько факторов.



Женские и мужские нательные крестики


Особой разницы между крестиками для мужчин и женщин нет. Среднем их размер составляет около 4 сантиметров. Основное различие – в дизайне. Серебряные и золотые мужские крестики , как правило, более лаконичные по выполнению. Их перекладины также могут заканчиваться каплями, лепестками и трилистниками, но общая композиция проще, чем у женских изделий, а само украшение чуть массивнее.

Крестики для прекрасной половины часто украшают драгоценными камнями. Если украшение освящено, его декор никак не влияет на сакральное значение. Редко, но все же в церкви могут отказать в освящении декоративного креста со слишком изогнутыми и фигурными перекладинами. Хотя, конечно, главное – собственные ощущения. Греет он вас или нет.

Предполагается, что крестик, останется с вами навсегда. Но в то же время церковь никак не порицает смену этого украшения. Добавим, что носить его на одной цепочке с какой-либо другой подвеской – моветон. Единственное, что можно надеть вместе с крестиком – это ладанка.

Как освятить крестик

Приобретенные в церковных лавках кресты имеют два преимущества. Во-первых, они точно соответствуют традициям вашей религии. Во-вторых, они уже освящены. Если же вы купили крестик в ювелирном магазине, освятить его можно в церкви. Лучше успеть прийти до начала богослужения и обратиться с этой просьбой к священнику. Можете также попросить провести обряд в вашем присутствии и принять участие в молитве.

Как правило, нательные кресты освящаются только один раз. Исключение – украшение было сильно повреждено.

Что делать, если вы нашли крестик

Бытует мнение, что находить крестик – плохая примета . Якобы вместе с ним вам могут передаться скорби и горести предыдущего владельца. В то же время в церкви нам посоветовали не обращать внимания на такие суеверия, объяснив это тем, что каждому предназначены свои искушения и свои беды.

Нашли крестик – свободно храните его дома, можете отдать тому, кто больше нуждается, подарить или же носить самому.

Найденный нательный крестик лучше предварительно освятить

Можно ли дарить нательный крестик

Можно и нужно. Церковь этого не запрещает. А близкому человеку такой подарок будет особо символичным. Если вы выбрали золотой или серебряный крестик в ювелирном магазине, прежде чем дарить его, сходите в храм и освятите. Украшение приобретет особый смысл.