Скульптура брежнева в парке музеон. Музеон: скульптуры в парке. Аллея любви и материнства

Парк «Музеон» на Крымском Валу ждёт глобальная реконструкция: архитектурный проект нового облика уже готов, его разработал Евгений Асс. Экспозиция музея будет тщательно переработана: часть скульптур уберут из парка вовсе, оставшиеся расставят по-новому, серьёзно изменится и ландшафтный дизайн парка. Это значит, что «Музеон» в том виде, который сложился за последние 20 лет, существовать перестанет. Но пока это место, где ссыльные памятники советским вождям соседствуют с лирическими музами, где академик-диссидент Андрей Сахаров мечтательно смотрит в небо, а голова Ленина лежит в авоське из проволоки. The Village прошёлся по «Музеону» вместе с экскурсоводом Дмитрием Евсеевым и узнал, как и когда эти разные памятники попали в парк и что будет с ними в будущем.

План «Музеона»

Дмитрий Евсеев

экскурсовод
работает в «Музеоне» 4 года

Вожди и жертвы

«Музеон» начинался в 1992 году с памятников свергнутым вождям: основатель НКВД Феликс Дзержинский, Иосиф Сталин, Владимир Ленин - их свозили со всей Москвы и складывали здесь прямо на траве, с отколотыми носами и ногами, разрисованных краской.


Феликс Дзержинский. Евгений Вучетич, 1958

«Железный Феликс» попал к нам одним из первых. Посмотрите, он измазан краской - с тех самых времён, когда жители Москвы чуть ли не голыми руками стали его демонтировать. При любой реставрации этого памятника возникает вопрос: стоит ли избавляться от этих свидетельств эпохи, или нужно очистить Феликса. Я считаю, что нельзя смывать краску. Кстати, он долго валялся тут в траве, среди грязи и воды. И когда Дзержинского поднимали, у него из глаз как будто потекли слёзы.


Максим Горький. Вера Мухина, 1951

Вот такой «Бронзовый гость» Максим Горький оказался в этом ряду тиранов. Он прибыл к нам гораздо позже, его, конечно, не демонтировали недовольные граждане. Он стоял на площади перед Белорусским вокзалом, но в 2005 году там началась эта непонятная реконструкция. Причём его очень неаккуратно демонтировали и оторвали ноги. Это строители, им надо быстрее всё, чтобы отчитаться перед начальством. Реставрация была очень сложной. Кстати, у этого памятника много авторов. Вера Мухина лишь довершала работу, она лазала по лесам вверх-вниз, пожилая, нездоровая уже женщина. Изначально Горький должен был стоять в парке Горького, Мухина показывала его Ворошилову и Кагановичу, одному понравилось, другому - нет. Памятник отстояли, но место ему придумали другое. Надеюсь, после реконструкции площади он вернётся к Белорусскому вокзалу.


Сталин. Сергей Меркуров, 1939

Самое интересное, что монументов Сталина осталось не так много, потому что их в основном не демонтировали, а взрывали. Эта скульптура приехала к нам из Измайловского парка, который раньше носил имя Сталина. Он стоял на постаменте метра в четыре, его прямо верёвками стянули - он упал, и нос отбился. Скульптор Меркулов в своё время наладил массовое производство «Сталиных» - у него на даче был целый комбинат. Они у него были всех размеров и все в одинаковой позе: та же самая распахнутая шинель, та же рука за бортом тужурки и рука сзади со свитком каких-то бумаг.


«Жертвы сталинских репрессий», Евгений Чубаров, 1990-е годы

Раздел называется «Вожди и жертвы», но жертвы стали здесь появляться позднее. Эту работу нам отдал Чубаров в конце 90-х. Колючая проволока, намордник, решётка, а за ней головы, бетон с опалубкой. Это ж вот такой символ шлюзов, каналов, строек советской власти, где зеков использовали.


постамент, 2007

Академик Сахаров здесь появился много позже, в 2007 году. Он сидит прямо напротив своего вождя, жертвой которого стал при жизни. Для памятника всегда самое главное - выбрать место. Скульптура Потоцкого изображает Сахарова - учёного и правозащитника и человека. Вот он сидит, прикованный к земле, а смотрит ввысь. Очень тонкая работа.

Лирическая часть

Рядом с экспозицией вождей и героев находится часть, которую можно назвать лирической. Здесь собраны очень разные работы; кому не нравится смотреть на вождей, приходят сюда, к скульптурам, которые больше вписываются в окружающую обстановку парка у воды.


«Библейские мотивы», Олег Гаркушенко, 1990-е

Это очень своеобразные работы: «Возвращение блудного сына», «Сошедшие в ад», «Слепой», «Другое сотворение мира». Для скульптора важно всё: он каждый год приходит убирать ржавчину, смотреть, чтобы расположение памятников не поменялось.


«Туфельки», Дмитрий Тугаринов, 1995

Это «Туфельки», которые очень любят все наши посетители. Они постоянно пытаются засунуть в туфли монетки, хотя я не слышал, чтобы была какая-то примета.


Сотников, Салават Щербаков, 1990-е

Это портрет Алексея Григорьевича Сотникова. Жалко, что его сейчас никто не помнит и не знает. Он работал на Дулевском заводе и был замечательным скульптором по фарфору. На нём очень много одежды, если вы приглядитесь - не одна рубашка. Он работал у печи, боялся сквозняков, поэтому и надевал жилеточки, поддёвочки, рубашечки.

Пушкинский дворик

История создания дворика такая: каждый год в «Музеоне» проходили симпозиумы скульпторов, их участники лепили из белого известняка, поэтому по всему парку разбросаны белые скульптуры. Чаще всего симпозиумы были объединены какой-то темой. Собственно, Пушкинский дворик собрал скульптуры, сделанные в 1999 году, когда отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Хотя есть здесь и бронзовый памятник в тему.


«Время Александра Сергеевича», Владимир Буйначёв, 1999

Прелесть этого памятника в том, что он 1 метр 66 сантиметров в высоту - как сам Пушкин. То есть вы можете к нему подойти и узнать, насколько вы выше или ниже Александра Сергеевича.


«Сорок тысяч вёрст», Александр Смирнов-Панфилов, 1999

Необычная работа. Кибитка с Пушкиным и верстовой столб неподалёку.


«Крылатый ангел вдохновения», Игорь Корнеев, 1999

Выставка Владимира Буйначева

Выставка этого художника занимает несколько аллей, тут громадное количество его скульптур. Как они сюда попали и почему, спрашивать бессмысленно, говорит Дмитрий Евсеев, все эти двадцать лет руководство парка и скульпторы были одним «дружеским сообществом»: «Что нам нравилось - брали, что не нравилось - брали на всякий случай». Сейчас какие-то работы музей пытается вернуть, но не все соглашаются забрать.


«Ленин в авоське», Владимир Буйначев, 1990-е

Буйначев позволяет себе смелые вещи. Например, этот Ленин в авоське из проволоки. Он, наверное, символизирует багаж истории. Выкинуть его нельзя, так и несём с собой. Хотя что с ним делать - непонятно (это я сейчас не про скульптуру).


Без названия, Владимир Буйначев, 1990-е

Я не знаю, что означают эти скульптуры. Не спрашивайте.

Аллея любви и материнства

Здесь собраны скульптуры, которые имеют отношение к теме любви. Выставка относительно новая, все работники парка были в каком-то приподнятом настроении, когда её собирали, говорит Евсеев. Но почему-то она не пользуется популярностью и посетители сюда редко заглядывают. Хотя недавно здесь установили сцену, и скульптуры теперь стоят прямо между лавочками. Стоит сюда заглянуть хотя бы из-за одной скульптуры.


Дон Кихот, Николай Силис, 1990

Скульптор во времена социализма осмеливался говорить о том, что форма, а не содержание должна быть на первом месте. Посмотрите, какое у него удивительное пластическое решение Дон Кихота. Но вот здесь у него как-то и зрителей нет. Ну если бы он на главной аллее был, согласитесь, было бы очень выигрышно. Я надеюсь, что новые руководители «Музеона» этот вопрос решат.

Вера Трахтенберг

Главный хранитель «Музеона»

Уже в самое ближайшее время мы уберём из парка все симпозиумные скульптуры из белого известняка - они все будут собраны на одной площадке. Историческая экспозиция «Вожди и жертвы» не изменится, по крайней мере в ближайшее время. Дзержинский будет на своём месте как опорная точка музея. Будет проводиться масштабное озеленение, памятников в парке станет гораздо меньше. То есть не будет больше полян, заставленных 15–20 скульптурами, а будет одна точка на каждую территорию. Ещё организуем одну большую площадку, где будут собраны памятники со всего парка, ну а часть их отдадим владельцам. Очень многое, конечно, зависит от ландшафтных решений, которые разработал Евгений Асс. Будем от них отталкиваться и продумывать экспозицию.
































Симпозиум по скульптуре проходит ежегодно. Парк искусств «Музеон» в Москве имеет к этому непосредственное отношение. Некоторые произведения скульптурного искусства, созданные во время симпозиума, остаются на всеобщее обозрение на специальной площадке в «Музеоне». Эти скульптуры можно посмотреть, их можно потрогать, ими можно восхититься или удивиться…

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в дополнительном окне.)

Традиция симпозиумов по скульптуре и традиция постоянной выставки работ скульпторов-участников зародилась в «Музеоне» почти 20 лет назад в 1995 году. Тогда были представлены произведения деревянной скульптуры.

В 1997 году был проведен Первый московский симпозиум по скульптуре из камня в парке искусств «Музеон». С 1998 года к участию стали привлекаться не только скульпторы с известными именами, но и талантливые учащиеся скульпторы. Материал произведений – в основном, мягкий известняк. Ведь произведение искусства нужно успеть создать за время проведения симпозиума.

С тех пор каждое лето на время проведения симпозиума по скульптуре небольшая площадка превращается в творческую мастерскую. Маститые и не очень скульптуры показывают зрителям результаты своего творческого вдохновения. Здесь же проводятся разнообразные мастер-классы, и происходит обмен опытом.

Условия реализации индивидуального скульптурного проекта довольно жесткие: скульптура должна быть создана за ограниченное время (период проведения симпозиума), на открытом воздухе (применение «высоких» технологий затруднительно), на глазах у многочисленных зрителей (которые иногда смущают робкую музу скульптора) и должна длительно выдерживать уличную экспозицию в условиях местного климата.

Условия и формы проведения симпозиумов по скульптуре частенько меняются. Была идея провести симпозиум под рабочим названием «Территория любви». По замыслу организаторов молодожены и просто влюбленные пары будут фотографироваться у скульптур, и это будет способствовать популяризации скульптурного искусства в России.

Скульпторы – люди с творческой фантазией. Когда на подобные симпозиумы по скульптуре собираются представители разных направлений в искусстве, причем очень разного возраста (говорят, самому младшему не было и 20, а самому старшему более 75), то и результат часто получается неординарный. Иногда результат эпатажный.

Вероятно, каждый скульптор на симпозиуме по скульптуре пытается выделиться и заявить о себе, как об оригинальном творческом человеке. Кроме того, «лихие 90-е» наложили свой отпечаток на формирование скульпторов – это первое, что приходит в голову при созерцании экспозиции. Вот почему наш репортаж называется «Лихие скульптуры в парке Музеон».

На большинстве скульптур нет никаких табличек с названием и именем автора. Правда, иногда можно обнаружить год создания. То ли во время очередного симпозиума по скульптуре никто в парке искусств «Музеон» особенно не заморачивался формальными вещами. То ли это творческая позиция – скульптура должна содержать в себе загадку, и тогда зритель становится полноценным участником творческого процесса, пытаясь угадать или нафантазировать, что изображено в произведении, и какую мысль пытался донести автор. А может, у автора и не было никаких мыслей, а он просто плыл по волнам вдохновения и творил, как умел…

Площадка скульптур, созданных во время проведения ежегодных симпозиумов по скульптуре, в парке искусств «Музеон» в Москве вполне может быть привлекательным местом для необременительной прогулки в хорошую погоду. Если даже это искусство вам не близко, то хотя бы вы хорошо погуляете и развлечетесь. Фотографии на память будут запоминающиеся.

При возможности мы помогаем людям побывать в интересных местах, описанных в нашем журнале. В первую очередь это относится к местам, в которых побывали мы сами. Открывайте раздел , читайте и выбирайте! Для чего и как мы это делаем, написано в нашей статье .

Электронное СМИ «Интересный мир». 15.09.2013

  • В этом музее под открытым небом содержится более 700 скульптур советского периода, некоторые из них ‒ шедевры монументальной скульптуры.
  • В павильонах вдоль Москвы-реки можно купить картины современных московских художников, а также сувениры.
  • Парк отличается изысканным ландшафтным дизайномальпийские горки, большие клумбы, фонтаны, многочисленные лавочки, беседки, подиумы.
  • Парк предлагает экскурсии, выставки, лекции по архитектуре, искусству и музыке, концерты, занятия йогой и прокат велосипедов.
  • Рядом находятся интересные достопримечательности: Московский дом художника, парк имени М. Горького, Третьяковская галерея на Крымском валу.

Парк искусств Музеон – одно из самых пластичных и динамично развивающихся мест в городе. Это эпицентр культурной жизни столицы – место, в котором пересекаются самые интересные выставки, инсталляции и творческие люди. А еще это красивый ухоженный парк и один из самых больших музеев под открытым небом, где в полной гармонии сосуществуют памятники советской эпохи и современные скульптурные композиции. На площади в 24 гектара разместилось более 700 работ самых именитых мастеров – Е. Вучетича, В. Мухиной, С. Меркурова и др. Скульптуры в парке не мешают друг другу, гармонично вписаны в ландшафт и не навязывают направление и темп прогулки.

РАЙОН ПАРКА И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Музеон соединен общей набережной с , и является единственным парком в пределах Садового кольца. Он представляет собой обширный, тщательно спланированный зеленый участок, протянувшийся вдоль Москвы-реки. Войти в парк можно через один из пяти входов, расположенных в районе Крымского вала, Мароновского и Третьего Голутвинского переулков. Рядом находятся интереснейшие архитектурные и туристические точки Москвы: Парк культуры и отдыха имени М. Горького (вп ечатляющая колоннада его центрального входа хорошо видна напротив главного входа в Музеон); Московский дом художника и (представляет ретроспективу русского и советского искусства XX в.); памятники архитектуры XVIII ‒ XIX вв. ‒ храмы св. Марона и св. Николая в Голутвине; дома промышленников и банкиров Рябушинских и Третьяковых.

Идея создания «парка искусств» принадлежала советскому министру культуры Екатерине Фурцевой. Реализация проекта началась в 1970 г. с постройки Дома художника и здания новой Третьяковской галереи (архитекторы Н. Сукоян, Ю. Шевердяев). В современной планировке Парк искусств Музеон образовался в начале 1990-х гг. После распада СССР памятники советской эпохи оказались демонтированными, и вполне логичным стало оборудование специального музея советской скульптуры под открытым небом. Обширная территория сквера возле Дома художника на Крымском валу как нельзя лучше подходила для этой цели.

В Музеоне были собраны разнообразные памятники советским вождям: Владимиру Ленину, Иосифу Сталину, Якову Свердлову, Михаилу Калинину, Леониду Брежневу и другим. Коллекция скульптур постоянно пополнялась, и сегодня у парка Музеон нет аналогов в России. Здесь можно увидеть настоящие шедевры от самых именитых мастеров: Е. Вучетича, В. Мухиной, С. Меркурова, О. Комова, З. Виленского, А. Рукавишникова и мно гих других. Всего здесь собрано более 700 скульптур. В экспозицию музея вошли работы, созданные к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, 200-летию со дня рождения Александра Пушкина, .

Музеон и соседний с ним Московский дом художника считаются «меккой» творческих людей: здесь всегда можно найти интересную выставку, посмотреть фильм, пробрести книги, краски или холсты для творчества, а также просто полежать на траве или посидеть на скамье с видом на реку. Недавно в состав Музеона вошла прогулочная зона на Крымской набережной и вернисаж, на котором можно приобрести картины современных московских художников: вдоль набережной Москвы-реки установлены комфортабельные павильоны для размещения картин и торговли сувенирами.

ВЫСТАВКА СКУЛЬПТУР ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Ближе к набережной находится еще один советский артефакт – панно «СССР ‒ оплот мира». Панно представляет собой гигантский герб Советского Союза, выполненный из нержавеющей стали. До 1991 г. оно находилось в районе Ленинского проспекта и служило обозначением старой границы города, встречая гостей, приезжающих в Москву из правительственного аэропорта Внуково.

На противоположной стороне набережной Водоотводного канала посетители Музеона могут во всех деталях рассмотреть спорный монумент эпохи 90-х гг. XX в.: памятник первому российскому императору Петру I работы Зураба Церетели. Распространено мнение, что эта гигантская скульптура первоначально создавалась в честь 500-летнего юбилея открытия Америки Колумбом. Соединенные Штаты, Испания, страны Латинской Америки отказались ее принять, и переработанная статуя в результате превратилась в памятник русскому царю и заняла свое место в точке разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Хотя надо признать, что эту версию создания памятника пытаются опровергать.

К числу самых примечательных скульптур относятся «Нильс Бор и Альберт Эйнштейн» Владимира Лемпорта, а также «Но время, время, Александр Сергеевич!» (1999 г.) Владимира Буйнашева, представляющая перед дуэлью. Высота бронзового памятника Пушкину – 166 см – соответствует росту знаменитого поэта. Посетителю предоставляется возможность сфотографироваться на его фоне и определить, насколько он выше или ниже поэта. Среди скульптур есть и работы-талисманы, например, «Туфельки» и «Сфинкс» скульптора Дмитрия Тугаринова (1995 г.). Считается, что если положить мелочь в туфлю, то удача и счастье в будущем гарантированы.

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ

В ходе реконструкции в начале XXI в. в Музеоне был значительно улучшен ландшафт. Появились альпийские горки, беседки, фонтаны, мощеные пешеходные дорожки с деревянными настилами, многочисленные лавочки и подиумы. На территории высажены различные декоративные растения и деревья, разбиты большие клумбы, выполненные в традициях китайского, японского, европейского садов («Восточный сад»).

В Музеоне можно изучать историю нашей страны: здесь хранится около тысячи советских и современных скульптур, многие из которых окружены всевозможными загадками и мифами. Самые любопытные, забавные, невероятные - в нашей подборке.

Сталину сломали нос, а Дзержинского покрыли матом.

Если, гуляя по Аллее вождей, вы увидите туристов, столпившихся перед монументальной скульптурой на круглом постаменте, - знайте: скорее всего, это легендарный памятник Феликсу Дзержинскому. Тот самый, который перекочевал в Музеон с Лубянки (до 1991 года - площади Дзержинского).

С самого начала бронзовая фигура работы Евгения Вучетича задумывалась как ода революции. В 1930-1950- е годы трех наркомов внутренних дел - Ягоду, Ежова и Берию признали врагами народа и расстреляли. После смерти Сталина советскому руководству нужно было срочно восстанавливать престиж НКВД в глазах простого населения. Спасти ситуацию должен был Дзержинский - точнее, его каменное изваяние.

Знаменитый революционер занимал должность наркома с 1919 по 1923 годы: великим святым он, конечно, не был, но репутацию имел сносную.

В 1958 году памятник был установлен на Лубянке. Так бы он там и стоял, если бы в 1991 году не случился Августовский путч. Во время одного из митингов народ чуть ли не голыми руками попытался снести памятник. На тот момент он стал ассоциироваться исключительно с черными страницами истории страны. В итоге, от греха подальше, власти перевезли статую на Крымскую набережную - на заслуженный отдых.

С тех пор монумент пережил несколько реставраций. Сейчас на нем уже не увидишь эпохальных надписей: «Феликсу конец», «Долой палачей» и еще миллион бранных словечек, которыми митингующие «украшали» скульптуру во время путча. После долгих дискуссий об их исторической ценности все оскорбительные надписи решили все-таки замазать.

А вот памятнику Иосифу Сталину работы скульптора Сергея Меркурова повезло куда меньше. Прежде чем оказаться в Музеоне, монумент успел побывать на выставке в Нью-Йорке и в Измайловском парке. Во время демонтажа в 1991 году часть скульптуры каким-то образом повредилась. Но специалисты решили ничего не восстанавливать: каменные раны остались как символ конца советской эпохи. Так и стоит сейчас Сталин - с раздробленным носом и отколотыми ступнями.

Здесь живет монгольский Ленин

В Музеоне собрана самая большая коллекция бюстов Ленина - только на одной Аллее вождей около десяти скульптур лидера большевиков. При жизни у Владимира Ильича не было времени позировать художникам. Поэтому большинство работ появилось уже после его смерти - их создавали в основном те, кто был знаком с вождем лично. Но чем дальше - тем статуи становились менее реалистичными. Так, в тридцатые-пятидесятые годы авторы пытались изобразить его, ни много ни мало, лидером мировой революции. А после пятидесятых вообще стали наделять чертами разных народов СССР. Единственное, что оставалось неизменным: лысина, усы и пиджак.

На территории Музеона есть монгольский Ленин - с широкими скулами и узким разрезом глаз. Правда, кто автор работы и откуда она поступила - история умалчивает.

Без ушей остались зайки

Если иностранцы больше интересуются фигурами вождей, то для россиян в Музеоне скульптура номер один - бронзовый Дед Мазай с зайцами Александра Таратынова. Уж как только здесь не фотографируются: и в лодку садятся, и палку из рук Мазая пытаются выхватить. После такого ажиотажа хранители Парка часто обнаруживают зайцев без… ушей. Ничего не остается, кроме как грустно вздыхать и реставрировать.

Случались и другие курьезные случаи. Первые годы Музеон, как известно, был собранием скульптур советского периода. Но со временем здесь стали проводить симпозиумы скульптур, часть работ так и осталась на территории Парка. Например, Олег Гаркушенко привез сюда целую серию фигур: «Сходящий в ад», «Слепой», «Собирающий камни», «Возвращение блудного сына», «Другое сотворение мира». За судьбой своих произведений автор тщательно следит до сих пор: каждый год приезжает в Музеон, чтобы провести плановую инспекцию. Однажды в дирекции раздался звонок: «Вас Гаркушенко беспокоит. Объясните, что случилось с моей скульптурой?!». Никто сначала не понял, о чем речь. А потом оказалось, что фигуре собирателя камней подложили еще один - «посторонний» булыжник.

Интересный случай связан и с композицией «Триумф России», которая расположена недалеко от входа в ЦДХ. Парк Горького помнит множество историй пропажи скульптур - их неоднократно крали, ломали, отдавали на переплавку. В Музеоне такое случалось разве что с «Триумфом». На памятнике Александра Бурганова в ликующей позе изображена высокорослая женщина - символ России с поднятыми кверху руками. А вокруг нее - медный ореол. В начале «нулевых» части ореола стали исчезать.

Камер наблюдения тогда еще не было, и, чтобы найти воров, охранникам приходилось устраивать засады. Выяснилось, что памятник стал жертвой предприимчивых бездомных: каждую ночь бродяги подъезжали на Крымский вал, обламывали фрагменты композиции и везли их в ближайший пункт приема цветного металла.

Что требовала Вера Мухина?

Вера Мухина известна благодаря своей скульптуре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. В коллекции Музеона тоже есть одна ее работа - «Требуем мира!», которая датируется 1950-м годом. Композицию художница создала под впечатлением от войны в Корее. Здесь изображена группа людей: корейская женщина, которая держит на руках мертвого ребенка, темнокожий мужчина, символизирующий освобождение Африки от колониальной зависимости, советский солдат, будто только вернувшийся с фронта...

Центральная фигура памятника - женщина с ребенком на руках, которая выпускает в небо голубя.

Предполагалось, что скульптура станет передвижной и будет экспонироваться на выставках и конгрессах, посвященных борьбе за мир во всем мире. Советское руководство отнеслось к этой идее скептически. Тогда Мухина предложила разместить монумент под открытым небом - но и тут потерпела неудачу. Скульптуру поставили в Центральном Доме художника, потом (из-за недовольства самой Мухиной) перевезли на ВДНХ. Только в начале «нулевых» монумент оказался в коллекции Музеона. По всему миру хоть и не выставляется, зато находится прямо под открытым небом.

Пристанище крымских татар и дом Третьякова

Территория Парка Горького и Музеона долгое время пустовала из-за постоянных наводнений. Проблему пытались решить еще во времена Екатерины Второй: в 1786 году прокопали водоотводный канал, но это не помогло.

В середине девятнадцатого века, когда примерно на том месте, где стоит сейчас памятник Петру Первому, соорудили Бабьегородскую плотину.

Прозвали ее так из-за Бабьего городка, который находился неподалеку. А тот, в свою очередь, получил название в честь молота-бабы, с помощью которого вбивали сваи, укреплявшие берега Москвы-реки.

По легенде, на месте современного Крымского моста был брод, который татарские войска использовали для переправы при набегах на Москву. А в шестнадцатом веке на территории Музеона находилось татарское посольство и обширные луга, где паслись лошади.

В девятнадцатом веке эта местность вошла в историю благодаря купцу Павлу Рябушинскому, который открыл здесь ткацкую мануфактуру, а также семье Третьяковых. Последние были людьми настолько состоятельными, что выкупили на Крымском Валу огромнейший участок земли: построили дома, бараки, рынок, склады. Здесь же в 1830-х родились и выросли коллекционеры Павел и Сергей Третьяковы. Что любопытно, только первый каменный этаж их дома в Первом Голутвинском переулке уцелел до наших дней. Сейчас там идет масштабная реконструкция, а через пару лет откроется музей.

Эту скульптуру увидел в Музеоне, в Москве и вспомнил одну историю. Между прочим, тоже героическую. Про сандалии.
Как-то летом, приехали родственники. Родители решили отвезти их на Мамаев курган. В моем детстве родственников возили обычно в два места, - на дачу и Мамаев курган. Меня тоже было решено взять. Но сначала принарядили, - шортики, белые носки, пилотка. Умыли и стерли зеленку на коленках. В довершении к выходному наряду, мама достала праздничные, черные, лакированные сандалии и велела надеть. В этих сверкающих, импортных ботах я год назад танцевал на выпускном в детском саду и с тех пор они лежали в шкафу. На особый, какой-нибудь торжественный случай. В новенькой коробке. Ну вы в общем знаете как это бывает.
Я надел эти сандалии и с радостью спрыгнул со стула...
Крик еле удалось сдержать, а град слез, заменило частое моргание. Туфли жали. Свирепо и беспощадно. Они отнимали все ощущения жизни, кроме трагедии быть обутым в них. Я смотрел на блестящее чудо сверху и мне хотелось снять и радостно зашвырнуть их в окно.
Тут мама критически меня оглядела и с подозрением спросила:
- Жмут сандалии?
- Нет, нет! - я испугался, что меня не возьмут с собой и неистово замотал головой, - нет, нет.
В общем поехали. При входе на Мамаев курган, как водится сфотографировались. Хорошо помню эту фотографию в альбоме у родителей. У всех радужные, освещенные летним солнцем, счастливые лица и только один мальчик в пилотке, стоит и с ненавистью сморит на свои красивые сандалии...
Мамаев курган, на маленького, да и впрочем как и на большого человека, производит ошеломляющее впечатление. Я тут был уже не в первый раз, но все равно, сразу со входа, фундаментальность ансамбля захватывало мое воображение,
Я ходил озирался, рассматривал барельефы, огромные плиты под ногами, скульптуры. Все это было величественным, огромным и каким-то нечеловеческим. Это были мои Тадж Махал и египетские пирамиды, собор святого Петра и Колизей. Я не мог осознать, что это все сделано человеческими руками и разумом, и скорее поверил в творение богов и вечность этого монумента. Но вот сандалии...Они сводили меня с ума. Я уже готов был сдаться, снять их и поставить всем ультиматум и родителей в неудобное положение перед гостями.
Тут мама показала мне вот эту композицию и сказала, что она называется "Стоять насмерть". Я почему-то решил, что это про меня. И про мои сандалии.
"Насмерть!" -решил я.
В общем сандалии жали. Ноги подкашивались. Но я был скульптурой. Монументальной.
В зале Воинской славы, я немного отвлекся, - на стенах со списками погибших, я осторожно искал свою фамилию. Мне казалось, что найдя ее, я каким-то образом приобщусь к подвигу этих людей, стану частью человеческого величия. Но фамилии моей не было, я вздыхал и искал другие знакомые фамилии. Знакомых фамилий тоже было немного и мне оставалось только наслаждаться собственным героизмом борьбы с блестящими туфлями.
Высота 102, более известная как Мамаев курган постепенно превращалась и в мою личную битву. Битву со сверкающим, черным, импортным злом, с округлыми носами.
Мы еще достаточно долго ходили по мемориалу, поднимались к Родине - матери и спускались обратно. Отец рассказывал гостям, как он учась в автошколе, возил землю для строительства на этот курган, как тут все было изрыто следами войны и засыпано хлоркой, - от запахов человеческой смерти.
Все грустнели. А я шел на деревянных ногах, с каждым шагом представляя себя защитником Сталинграда, а лакированные сандалии, были моими немецко - фашистскими захватчиками.
Потом гости смеялись папиным рассказам, как его самого молодого, строители послали за водкой и он, дабы успеть в магазин до закрытия, поехал на грузовике вниз, прямо по ступенькам главной аллеи. Я тоже слушал эту историю, но его подвиг мне казался незначительным, по сравнению с тем героизмом, который происходил прямо у них под носом. А конкретно с мальчиком в чистых шортах, белой пилотке и чертовых, черных туфлях с блестящей застежкой.
Когда наконец поехали домой, я был практически в обмороке. Ноги онемели по самые коленки и казалось, что если я сниму сандалии, мир должен обязательно взорваться шумными аплодисментами и по небу должна сверкать огромная радуга.
Но сил не хватило. Поднимаясь по лестнице в квартиру, ноги отказали и я упал. Безвозвратно. Папа втащил меня на руках и положил на диван. Мама вскрикивала, что перегрели ребенка на солнце и бежала за мокрым полотенцем...
Когда сняли с меня сандалии, все замерли. Белые носки были в крови, ступни синего цвета, а мое лицо, - в цвет нарядной пилотки. Поняли все сразу. Ну почти все. Остался один вопрос, - Зачем? Его мне и задали, когда перебинтовывали ноги.
- Стоять насмерть! - ответил я и сделал героическое лицо.
Папа смеялся, мама вздыхала и выражала сомнение, что это ее ребенок.
Туфли выбрасывать конечно же не стали и они достались младшему брату, не те были времена, что бы разбрасываться лакированными, импортными вещами. А мне осталось знание, что тесные сандалии,- это даже подлее изюма с косточками... хотя это уже другая история.