Плод духа - долготерпение. Что говорит Библия о терпении? I. определение термина

Терпение. Из-за его отсутствия, какое огромное количество бед на этой Земле произошло, происходит и еще произойдет. Отсутствие терпения всего лишь у одного человека может ввести в погибель и беду целый народ на многие годы. Отказываясь от терпения многие люди, ломают свою личную жизнь и омрачают ее самым близким.

«Терпение нужно вам » - под таким девизом проходит нынешний урок.

Текст из послания к Евреям задает много вопросов, но и дает ответы на них.

«Терпение нужно вам,
чтобы, исполнив волю Божию,
получить обещанное
»
(Евр.10:36)

Кому нужно терпение?
Как связано терпение и исполнение воли Божией?
Почему без терпения невозможно получить обещанное?

Из-за отсутствия долготерпения Саул решился на жертвоприношения без Самуила и был отторгнут от царства.
- Неутерпев Авраам произвел Измаила и рождение обетованного Исаака растянулось на десятилетия.
- Потеряв терпение, Моисей ударил по скале и потерял возможность войти в Ханаан.

Терпение необходимо нам, чтобы Бог мог в нас и для нас исполнить Свою волю!
Мы не знаем времени исполнения воли Божией и не знаем когда получим обещанное, но именно благодаря терпению можно дождаться обещанного и исполнения Его воли.

Терпение и долготерпение станут ключевыми факторами спасения в последнее время и основанием непоколебимости в бедственное время Иакова.

Слово «терпение» упоминается в Откровении семь раз. Дважды из них в описании событий кончины века.

Нижеследующий текст из Откровения находится после описания исцеления раны зверя и его войной со святыми и перед текстами, описывающими образ зверя и наложение его начертания.

«Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых » (Откр.13:10)

Поэтому, именно наличие терпения, а не знаний и информированности, сыграет ключевую роль в победе над зверем и образом его, и именно терпение даст силу отвергнуть начертание зверя.

Следующий текст в Откровении находится после слов трехангельской вести и перед стихами описывающими Сидящего на облаке повергающего Свой серп на землю.

«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса » (Откр.14:12)

Именно терпение поможет провозгласить третью ангельскую весть и вытерпеть всё сатанинское противодействие.

Ну а как же вера? Спросите вы. Ведь написано в одном из текстов - «терпение и вера ».

Терпение – дочь веры.
Вера – мать терпения.

Терпение – путь к совершенству.

Терпеть без веры невозможно. А вера от Слова. Так и написано - «ты сохранил Слово терпения Моего …» (Откр.3:10)

Слово Божие, посеянное в душе, порождает веру, а вера – терпение.
Слово –> вера –> терпение.

Терпение – качество Бога

«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный » (Исх.34:6)

В этом тексте слово «долготерпеливый» стоит в центре перечисленных качеств Божьего характера. И что важно качества, описывающие Божию любовь, идут перед долготерпением. Фундамент Божьего долготерпения – Его любовь.
Только любя нас Бог нас долготерпит. «Бог есть любовь » (1Иоан.4:8)

Но не всем нравится Божье долготерпение. Некоторые хотят, чтобы гнев и справедливость обрушились на грешника сразу же после его проступка. Те, кто не имеют терпения в себе, раздражаются на долготерпение Божие

Границы терпения

Божья любовь бесконечна. Но долготерпение Божие имеет конец. Ведь не написано «вечнотерпение», но «долготерпение».

Но вот вопрос. Кто определяет границы Божьего долготерпения? Кто ставит точку в Божьем терпении? Если внимательно исследовать Библию и смотреть на жизнь ее героев, то можно увидеть, что именно сами люди, своими делами и поступками, говорили Богу – «хватит нас терпеть!», «довольно».
Сам человек определяет последнюю границу Божьего долготерпения и своими руками ставит точку в Божьем терпении к самому себе.

Примером этому может служить Потоп, Вавилонское пленение, суд над Вавилоном в Откровении, семь язв. Во всех этих случаях человечество само закрыло двери Божьего терпения.

Подобные границы терпения могут быть как в Церковной, так и личной жизни.

Развитие терпения

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка » (Иак.1:2-4)

Итак, когда приходят обстоятельства, когда что-то или кого-то нужно терпеть – радуйтесь.
Плод Святого Духа – терпение, не появляется в нас сразу в качестве Божественного совершенства. Но появившись, развивается и стремится достичь этот Божественный образец терпения.
И нет иного средства обучения терпению, как именно терпеть.
Терпение растет в терпении.

Но нам необходимо различать, что помогло выдержать какие-то трудные обстоятельства. Или это «стальные нервы» или это терпение Божественного качества.
Ибо многие люди с железной волей и стальными нервами сойдут в вечную могилу, но имеющий терпение Иисуса Христа пребывает вовек.

«По-настоящему терпение испытывается не ожиданием, но тем, как мы себя ведем во время ожидания. «Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка » (Иак.1:2-4)
Можно ожидать, терпеть, но при этом внутренне колотиться и быть на взводе. А можно терпеть терпением, которое имеет совершенную природу Божьего естества.

Пусть Дух Святой произведет в нас долготерпение по образцу Своего Божьего долготерпения.

И этим терпением мы усовершимся сами, победим зверя и образ его и вытерпим бедственное время Иакова. Аминь.

Антон Заруба
28.01.2010г.

Несколько афоризмов о терпении:

«Терпение горько, но его плод сладок» (Руссо Ж. Ж)
«Только терпеливый закончит дело, а торопливый упадет» (Саади)
«Все человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени» (Бальзак О.)
«Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков» (Навои А.)
«Все приходит вовремя, если люди умеют ждать» (Франсуа Рабле)

В очередной раз рассмотрим проявление Святого Духа.
"Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши будут в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему" , - пишет хронист (2Пар.30:9).

Все плоды Духа, которые вы увидите ниже, есть не что иное, как отражение Божьего характера в нашей жизни. Подобно тому, как прилежные дети подражают своим родителям, так и мы, проникая в тайну Богопознания, учимся у Духа Святого поступать так, как это делает Отец наш на небесах.

ТЕРПЕНИЕ –
это больше, чем просто слово

Современный мир не отличается особой терпимостью к людям, особенно терпением. Мы живем в обществе парадоксов и контрастов, как бы это банально ни звучало. С одной стороны, мы готовы терпеть чужие комплексы и извращения, называя это толерантностью. С другой - мы презираем людей, которые хоть в чем-то не похожи на нас. Изолируем их, даем почувствовать себя изгоями.

Один из известных мудрецов своего времени однажды путешествовал со своим учеником. Они подошли к реке и сели в лодку. Когда она уже начинала отплывать от берега, подвыпивший солдат прыгнул в перегруженную лодку, едва не перевернув ее. Затем он стал сильно раскачивать ее, угрожая потопить хрупкое суденышко. Лодочник стал умолять его успокоиться.

Здесь людей, словно килек в банке! - крикнул солдат осипшим голосом. - И тут он увидел монаха-мудреца. - Давайте выбросим этого святошу за борт!

Пожалуйста, успокойся, - сказал монах. - Мы уже скоро причалим к берегу.

Что-о-о? Хочешь, чтобы я успокоился? - дико заорал солдат. - Если ты немедленно не прыгнешь в воду, то я сброшу тебя сам!

Спокойное поведение монаха в минуту опасности привело солдата в неописуемую ярость: он подскочил к нему и ударил по лицу. Брызнула кровь. Больше ученик терпеть не мог. Он был сильным человеком и заявил:

После того, что он сделал, учитель, он уже не жилец на этом свете!

Зачем переживать о мелочах, - улыбаясь, остановил ему мудрец. - Именно в подобных ситуациях жизнь проверяет учение на прочность. Запомни, что терпение - это больше, чем просто слово.

Действительно, нельзя сказать, что мы научились терпению или обрели способность терпеть всегда, когда этого требуют обстоятельства. О способности терпеть ты узнаешь лишь тогда, когда тебя постигла беда. Мы не привыкли терпеть, потому что сегодняшняя индустрия информации основана на принципе "все и сразу". Те же, кто с этим не согласен, оказываются на обочине жизни.

Долготерпение, как и другие добродетели, не появляется в человеке автоматически с его рождением. Его источник - Господь Бог, и поэтому долготерпение является плодом Святого Духа: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22-23). Поэтому долготерпение вырабатывается в человеке Святым Духом, изменяющим его.

Долготерпение - это способность проходить через трудности и испытания, сохраняя душевный мир, веру и верность Богу. Послушание Святому Духу производит способность стойко переносить кризисы жизни. Терпение является неотъемлемым компонентом в процессе спасения нашей души, наряду с верой. Посему Господь Иисус и сказал в Евангелии от Луки (21:19): "Терпением вашим спасайте души ваши". Мы спасаемся верой: "Ибо благодатью вы спасены через веру" (Ефес. 2:8). Испытанная же вера производит терпение, которое необходимо нам для того, чтобы поддерживать нашу веру и помочь выстоять во всех испытаниях на пути в Небесные обители.

Библия учит, что Божьи обетования могут быть унаследованы только верой и терпением: "Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования" (Евр. 6:11-12). Эту же мысль подтверждает отрывок из Послания Евреям (10:36-37): "Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит".

Отсутствие или недостаток терпения приводит к проблемам, которые могут стать роковыми не только в жизни отдельного человека, но и всего поколения людей.

Из-за отсутствия долготерпения Саул решился на жертвоприношения без пророка Самуила - и был отторгнут от царства. Не стерпев, Авраам произвел Измаила - и рождение обетованного Исаака растянулось на десятилетия. Потеряв терпение, Моисей ударил по скале - и потерял возможность войти в Ханаан.

Долготерпение - та добродетель, которая отражает характер Бога. Писание говорит: "И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный" (Исх.34:6).

Долготерпение медленно на гнев, оно переносит злобу и оскорбление со стороны других, ему чужд дух осуждения. Это видно на примере Иова, когда он говорит: "Вот Он убивает меня; но я буду надеяться" (Иов 13:15). Долготерпение означает способность ждать, а ожидание - трудное дело. Мы стоим на остановке и ожидаем автобуса, ждем почту или назначенную встречу с людьми, мы ожидаем возвращение Христа, ждем обещанного Им оправдания. Христианину чужд дух сиесекундности. Он живет на основе долгосрочных идей, не ищет земной выгоды, собирает сокровища на небесах, ожидая Божьего часа. Дух Святой терпелив с людьми. Плод, который он дает, позволяет нам терпимо относиться друг ко другу.

Как учиться терпению?

"С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак.1:2-4). Когда приходят обстоятельства, когда что-то или кого-то необходимо терпеть - радуйтесь. Плод Святого Духа, терпение, не появляется в нас сразу в качестве Божественного совершенства. Но, появившись, развивается и стремится достичь Божественного образца терпения. И нет иного средства обучения терпению, как действительно только терпеть.

Подводя итог размышлению о долготерпении, хочется напомнить еще и об основании нашего терпения. Можно проявить невероятный подвиг веры и достичь "сверхтерпения". Но то, на что мы надеялись, может оказаться заблуждением, ложной целью. И наш труд станет напрасным.

Одна семейная пара возвращалась с похорон дяди Джорджа, жившего рядом с ними двадцать лет. Он был таким занудой, что едва не разрушил эту семью.

Хочу тебе кое-что сказать, дорогая, - сказал мужчина. - Если бы не моя любовь к тебе, я ни дня бы не терпел твоего дядю Джорджа.

Моего дядю?! - в ужасе воскликнула жена. - Я думала, что Джордж – это твой дядя! Выглядит смешно. Но истина, выраженная в этой притче, актуальна и сегодня: важно не то, сколько и как вы терпели, а то, ради чего вы совершали этот подвиг.

Мы же трудимся для того, чтобы достичь совершенства в подражании Христу.

БЛАГОСТЬ

Однажды к Иисусу обратился человек, назвав Господа "Учитель благий...", на что Он ответил: "… что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог".

Но благости можно научиться, как и другим проявлениям Божественного характера. Ведь плох тот ребенок, который не уподобляется в своем подражании Отцу. "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", - говорит Христос (Мтф. 5:42-48).

Благость - это человеколюбие, доброта.

Маленькая девочка умирала от болезни, которой немногим ранее переболел ее восьмилетний брат. Врач сказал мальчику:

Только переливание твоей крови спасет жизнь сестре. Готов ли ты дать свою кровь?

Глаза мальчика расширились от страха. Он подумал немного и произнес:

Да, я готов.

Спустя час после переливания мальчик в замешательстве спросил:

Скажите, а сколько мне осталось жить?

И только теперь врач осознал причину страха, сковавшего ребенка: малыш решил, что вместе со своей кровью он передает сестре и свою жизнь.

Благость - глубокая доброта, выражаемая не в красивых словах и чувствах, как думают многие, но в добрых поступках. Благость - это не значит уклоняться от зла, не совершать плохих поступков, это означает творить добро, проявляя ее в действии. Кто-то сказал, что "добрые слова никогда не займут место добрых дел". Точно так же, как и разговоры о христианской любви не займут место добрых дел по отношению к нуждающемуся человеку.

Доброта - это особое качество, которое не присуще грешным человеческим существам. По милости мы получаем его от Бога, Источника любви, покорившись руководству Святого Духа. Это - Божий дар. Апостол Павел пишет: "Но будьте друг ко другу добры..." (Еф.4:32). Доброта отличала христиан во все времена, она является признаком обращенного сердца. Мы помним, что характерной чертой Иисуса было уважение к другим людям. Насколько это верно по отношению к нам?

Говоря о благости, я не мог не вспомнить ярчайший ее христианский пример - мать Терезу, монашку, посвятившую свою жизнь служению обездоленным.

"Пробуждайте в людях хорошее, - говорила она. - Огромный вред наносит людям привычка видеть во всем и во всех только отрицательные стороны. Много дружеских отношений разрушается из-за стремления искать недостатки в других, видеть только плохое и даже получать удовольствие, копаясь в личной жизни других и открывать в ней компрометирующие детали. Будьте добры к другим людям, не судите их строго. Иногда вам кажется, что кто-то не справляется со своей работой, что у вас это получилось бы гораздо лучше. Но Бог не делит дары и таланты поровну. Если вам дано больше, чем другим, Он и спросит с вас строже. Каждый сам будет держать ответ перед Богом за свои дела и поступки. Бог не спросит с вас за плохую работу вашего сотрудника. И вполне вероятно, что его работа не покажется Ему плохой: возможно, это лучшее, на что он способен. Идите путем, который Господь выбрал для вас, а другим предоставьте идти их путем. Мудрый старается все увидеть с двух сторон сразу: и хорошее, и плохое. Он не слеп, но считает, что главное в людях - всегда хорошее. Фиксируя свое внимание на хорошем, он пробуждает в людях любовь и доброту".

Будьте искренни в отношениях с другими людьми и имейте смелость принимать каждого таким, каков он есть. Не заостряйте внимание на недостатках других людей, закрывайте глаза на их неудачи. Завершая эту тему, хочется напомнить, что благость всегда руководствуется одной простой истиной: в каждом человеке есть что-то хорошее, потому что он создан по образу и подобию Божию.

МИЛОСЕРДИЕM

Как-то сапожник пришел к служителю и спросил: "Мне кажется, я недостаточно много молюсь, так как много работаю. Мои клиенты - небогатые люди, у них всего лишь по одной паре обуви. Я беру в ремонт их обувь вечером и работаю большую часть ночи. К рассвету я не успеваю все закончить, а ведь людям нужна обувь до начала работы. Как же мне быть с молитвой?"

Как ты молился до сих пор?

Иногда я быстро проговариваю молитву и возвращаюсь к работе, но затем мне становится не по себе. Иногда мне приходится и вовсе пропускать молитву. В этом случае я также ощущаю чувство какой-то потери, и каждый раз, когда поднимаю обувной молоток, я почти слышу вздох своего сердца: "Как же мне не везет, у меня совсем нет времени на молитву!"

Если бы я был Богом, - ответил раввин, - то этот вздох для меня был бы дороже самой молитвы.

"...пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию", - сказал Христос (Мтф.9:13).

Милосердие - это не дела. Дела - это следствие милосердия. Милосердие - это жалость и снисхождение к страданиям и нужде, мотивированное любовью. Один из пророков, глядя на постигающие народ бедствия, говорит: "Не стало милосердных на земле..." (Мих.7:2) То, что глаз Михея не находил милосердных, более всего причиняло боль его душе. Дело не в том, что не было тех, кто мог бы помочь: не было тех, кто умел любить.

Милосердие - это преизбыток любви и прощения, оно подобно Божьему милосердию к нам. Такое милосердие сочувствует, заботится и помогает в земных нуждах, оно не зависит от заслуг или благодарности тех, на кого распространяется. Любовь к Богу, подобно всем религиозным чувствам, приобретает в сердце человеческом действительное значение, лишь становясь любовью в Боге к людям. Господь говорит: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мтф. 5:7).

Некий христианский философ сказал: "Бог... отражается в жизни человека. Так отражает себя солнце в чистой дождевой капле. В дождевой капле мы видим солнце. Но то, что видим в ней, - не солнце. Солнце - там, на недосягаемой высоте. Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: это - образ Божий. Если образ Божий будет ввергнут в страшное пламя ада - и там я должен почитать его.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви.

Воздавай почтение ближнему как образу Божию, - почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей; и деятельность твоя да будет таинственно сообразна (этому) твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, - и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь".

Качество милосердия растет в тех, в ком Дух Святой его производит. Хотя даже наши лучшие дела запятнаны грехом, но в нас произошло подлинное изменение. В спасении мы получаем исцеление так же, как и прощение. Бог не только оправдывает нас, вменяя праведность Христа, Он обитает в нас, чтобы сделать такими, какими Он хочет нас видеть. Освящение следует за оправданием. И оно так же реально, как и наше оправдание. Плод его - милосердие.

Эта история произошла после Второй мировой войны недалеко от немецкого городка, разрушенного в результате авианалетов. Прихожанам мессианской церкви очень хотелось знать, куда каждую неделю, накануне дня отдохновения, исчезает их пастор. Они подозревали, что он "секретно" встречается со Всевышним, поэтому отрядили одного человека понаблюдать за ним. Человек увидел следующее: переодетый в крестьянина раввин помогал пожилой немецкой женщине-вдове в ее доме, убирая в комнате и готовя для нее еду.

Когда "шпион" вернулся, его спросили:

Куда ходил раввин? Добрался ли он до небес?

Нет, - ответил человек, - он пошел еще дальше.

Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорбленных,
И согревать, и насыщать
Нуждой и скорбью угнетенных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться со страстями, с ложью
И насаждать в свои сердца
Одну святую Правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело!..

Итог

Сегодня мы рассмотрели долготерпение, благость и милосердие.
Эти добродетели невозможно имитировать. Они настолько неразрывно связаны с характером нашего Господа, что любая попытка подтасовать их будет обречена на провал.
Долготерпение проявляется в период великого духовного кризиса, когда силы на пределе и нет смысла лицемерить. Долготерпение невозможно подстроить, как невозможно усилить прочность дома во время бури. Он или выстоит, будучи построенным на совесть, или упадет, выявив просчеты архитектора. Благость есть результат нашего человеколюбия. Подражать благости все равно, что подражать Богу. А в этом и заключена вся суть христианского освящения.
Человек, далекий от Бога, не захочет идти по пути служения другим людям, даже ради выгоды. Слишком уж тернист этот путь, так же, как и путь милосердия. Возможно, поэтому апостол Павел и указывает на эти проявления Святого Духа как на ключевые и важные. Они явно говорят о том, что человек слушает и любит Бога.

В Послании Иакова 1:2-4 мы читаем:

Послание Иакова 1:2-4

Чтобы быть совершенными во всей полноте, нам нужно совершенное действие терпения. Поэтому сегодня я хочу обратить внимание на терпение и его значимость.

1. Терпение: Зачем оно нам нужно?

Для начала обратимся к Посланию к Евреям 12:1-2. Там читаем:

Послание к Евреям 12:1-2
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.»

Есть поприще, которое нам надлежит пройти, и мы должны проходить его С ТЕРПЕНИЕМ, взирая на Иисуса, который также с терпением претерпел крест, ради предстоящей ему потом радости. Подумайте о терпении Христа. Он никому никогда не сделал зла. Он исцелял увечных, воскрешал мертвых, выполнял волю Господа во всем ее величии. Несмотря на это, его преследовали и мучили как никого другого, вплоть до распятия. Были ли у Христа причины гневаться и хотеть бросить все, так как люди, которым он служил, так ужасно отнеслись к нему. Даже если были, он никогда ими не руководствовался. Вместо этого ОН ТЕРПЕЛ. Вы терпите, когда цель, которую вы хотите достичь, гораздо важнее мучений, которые терзают вас сейчас. Так думал и Иисус. Он терпел боль и унижение, видя то, что за этим последует, - спасение наших душ, ставшее возможным благодаря его мукам. Он – яркий пример терпения для нас, тот, на кого нам надлежит взирать, когда мы бежим в нашей гонке. Как сказал Павел в 1-м послании Коринфянам 9:24-25:

1-е послание Коринфянам 9:24-25
«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы -- нетленного. »

Награда в нашей гонке – не венец тленный на тленном теле, дарованный тленной рукой. Но это НЕТЛЕННЫЙ венец, на НЕТЛЕННОМ, духовном теле, дарованный НЕТЛЕННОЙ РУКОЙ – рукой ИИСУСА ХРИСТА. Продолжим читать Послание к Евреям 12:

Послание к Евреям 12:3
«Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.»

Послание к Евреям 10:35-39
«Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. ТЕРПЕНИЕ НУЖНО ВАМ, ЧТОБЫ, ИСПОЛНИВ ВОЛЮ БОЖИЮ, ПОЛУЧИТЬ ОБЕЩАННОЕ; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.»

Нашему упованию и терпению предстоит великое воздаяние. Иисус Христос придет с венцом и наградой для тех из нас, кто терпел и не отступался. Иногда мы бываем чересчур дерзки. Мы думаем, что это наш постоянный дом, в котором мы будем жить в нем вечно. Но наше истинное жительство – на небесах (Послание к Филиппийцам 3:20). Мы призваны Богом познать Его и Сына Его, Господа Иисуса Христа, познание которого делает все остальное похожим на сор (Послание к Филиппийцам 3:8). Он начальник и свершитель спасения наших душ (Послание к Евреям 12:2). Наш дом – на небесах, наш настоящий и вечный дом. Это реальность, так как реальность – это награда, которую мы пока что не видим, но мы терпим все ради нее, так же, как спортсмен не видит своего приза, но терпит и тренирует себя ради получения его.

2. Пассивное терпение и боевое терпение

Поскольку речь идет о терпении, я хотел бы объяснить, о каком именно терпении мы говорим. Ибо есть два вида терпения: пассивное и боевое. Пассивное просто расходует время, безучастно ожидая конца. Таково, к примеру, терпение узников, пленников и вообще всех заключенных той или иной ситуации, в которой они бездействуют.

Противоположность пассивному терпению – боевое терпение, терпение воина, который, видя перед собой цель победы, переносит все тяготы и раны, которые могут встретить его в битве. Его могут ранить, но он все терпит ради исполнения своей миссии. Я думаю, что именно об этом виде терпения Бог говорит в Своем Слове. Господь не просит нас терпеть безнадежно, бесцельно. Как мы читаем в послании к Евреям 12:1-2:

Послание к Евреям 12:1-2
«С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, ВЗИРАЯ на начальника и совершителя веры Иисуса.»

Мы терпим, ПРОХОДЯ (действие) наше поприще и ВЗИРАЯ (действие) на кого-то: ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, НАЧАЛЬНИКА И СВЕРШИТЕЛЯ НАШЕЙ ВЕРЫ. Согласно Богу, мы не пленников войны, и не воинов, которые время от времени выходят помаршировать, а потом возвращаются в свои лагеря. Мы сотворены Богом духовными воинами во войне «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Послание к Ефесянам 6:12). Мы не шествуем по дружественной земле, но сражаемся в реальной войне на территории противника. Мы здесь не затем, чтобы просто демонстрировать свое оружие, показывать, что у нас оно есть, но затем, чтобы ИСПОЛЬЗОВАТЬ его во всей его ужасающей мощи. Конечно, как и во всякой войне, мы можем страдать от лишений и ранений. Но будем ли мы их бояться? Позволим ли мы дьяволу держать нас в заключении из-за угрозы последствий? Бог отвечает нам так:

2-е послание Тимофею 2:3
«Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа »

Добрый воин переносит страдания. Ради выполнения своей миссии он готов пожертвовать всем. В нем – те же чувствования, что и в его Военачальнике:

Послание к Филиппийцам 2:5-11
«ИБО В ВАС ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТЕ ЖЕ ЧУВСТВОВАНИЯ, КАКИЕ И ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ: ОН, БУДУЧИ ОБРАЗОМ БОЖИИМ, НЕ ПОЧИТАЛ ХИЩЕНИЕМ БЫТЬ РАВНЫМ БОГУ; НО УНИЧИЖИЛ СЕБЯ САМОГО, ПРИНЯВ ОБРАЗ РАБА, СДЕЛАВШИСЬ ПОДОБНЫМ ЧЕЛОВЕКАМ И ПО ВИДУ СТАВ КАК ЧЕЛОВЕК; СМИРИЛ СЕБЯ, БЫВ ПОСЛУШНЫМ ДАЖЕ ДО СМЕРТИ, И СМЕРТИ КРЕСТНОЙ. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.»

Добрый воин имеет те же чувствования, что и его начальник. Он послушен даже пред лицом смерти, если это нужно. Он сознательно стал доступным своему Богу и, хотя может столкнуться со страданиями, он терпит их, взирая на Него.

Однако есть воины, которые боятся страданий. При малейшем намеке на боль они начинают дрожать и предпочитают отступить назад в тюрьму. Тюремный надзиратель, который рыкает, как лев (1-e послание Петра 5:8), пугает их. Он обманул их, и они верят, что подвластны ему. Он делает это, чтобы скрыть истину: «ИБО ТОТ, КТО В ВАС, БОЛЬШЕ ТОГО, КТО В МИРЕ» (1-e послание Иоанна 4:4). Пусть эти воины также познают истину. Пусть они разорвут свои цепи, разобьют твердыни и замыслы (2-е послание Коринфянам 10:4), которые держат их в заключении в ложной безопасности тюрьмы, и выйдут наружу, в гущу битвы, как добрые воины, который борются бесстрашно и терпеливо, не думая о себе. И уже не с пассивным терпением, но с БОЕВЫМ.

3. Другие примеры терпения

3.1 Пример землевладельца и семени

Кроме примера Иисуса, в Послании Иакова 5 даны другие примеры терпения. Там, начиная со стиха 7, мы читаем:

Послание Иакова 5:7-8
«Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ЖДЕТ драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.»

Видит ли земледелец плод, ради которого трудится? НЕТ. Но он ждет его. Он терпит всякую тяжелую работу, чтобы в итоге его земля принесла столько плодов, сколько есть в ней сил. Я бы сказал, что плоды земли прямо пропорциональны терпению землевладельца. Представьте себе легкомысленного фермера, который не делает на своей ферме необходимую работу. И сравните его с тем, кто, несмотря на жару в летнюю пору и мороз -- в зимнюю, заботится о своей земле, выполняя всю ту утомительную работу, которой первый избегает. Почему он это делает? Потому что стремится к тому, чего пока еще не видит, но ради чего он все терпит: плоды. Это его ферма принесет много плодов, и этого доброго и терпеливого землевладельца ставят нам в пример. Как сказал Господь в притче о сеятеле:

Евангелие от Луки 8:11-15
«Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, ХРАНЯТ ЕГО В ДОБРОМ И ЧИСТОМ СЕРДЦЕ И ПРИНОСЯТ ПЛОД В ТЕРПЕНИИ.»

Слово Божие было посеяно в наших сердцах. Как землевладелец не видит плодов своей земли, хотя трудится ради них, так и мы, как добрые фермеры, должны хранить семя Слова в своих сердцах С ТЕРПЕНИЕМ. В притче семена были одинаковые. Но только один фермер был ТЕРПЕЛИВ. Он сохранил семя в своей земле (сердце), и оно взамен принесло много, очень много плодов, во сто крат больше (Евангелие от Матфея 13:8). И, что более важно, оно принесло плоды, которые вечны.

3.2 Случай Иова

Другой пример, данный в Послании Иакова 5,-- это пример Иова. Там в стихе 11 мы читаем:

Послание Иакова 5:11
«Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.»

Полную историю Иова можно прочесть в соответствующей книге. Дьявол жестоко испытывал его. Все, что люди считают благами, было отнято у него. Его детей убили. Его имущество было утрачено. Он сам был тяжело болен, и жена насмехалась над ним, говоря ему проклясть Бога и умереть. И, как будто всего этого было недостаточно, три его друга, пришедшие якобы для утешения, старались убедить его, что он сам виноват во всем случившемся с ним. Но Библия говорит нам, что Иов был терпелив. В конце книги можно увидеть, что, несмотря на все несчастья, Иов успешно прошел испытание своей веры.

Следуя его примеру, наша вера не должна зависеть от того, что мы имеем, или от неудовольствия от того, чего не имеем. Такая вера условна. Мы должны вверить Господу ответственность за все сферы нашей жизни. Согласно Ему, мы «ПОЛНЫ В НЕМ» СЕЙЧАС (Послание к Колоссянам 2:10)! В чем состоит ваша проблема? Ваше здоровье, ваше одиночество, и так далее, так далее? Для Бога вы «ПОЛНЫ В НЕМ (Христе)» СЕЙЧАС. Прежде чем дать вам какое-то иное благо, Он провозгласил, что вы ПОЛНЫ, потому что уверовали в Его Сына.

Во многих церквях блага, которые получает человек, -- это мерило его веры. И поэтому когда он что-то теряет – здоровье или собственность – нам кажется, что помочь ему трудно. Мы становимся похожими на друзей Иова, которые вместо утешения предлагают ему порицание. Конечно, быть одаренным во всем никто не запрещал. Но наша полнота не зависит от количества наших материальных благ. «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Псалтирь 84:11),-- так говорит нам Слово, а также: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2-e послание Петра 1:3). В конце концов, бог вернул Иову утраченное. Представьте себе счастье Иова, когда он исцелился, получил назад свое имущество приумноженным, обрел своих детей. Представьте себе счастье Христа, когда он увидел нас, признающих Его Господом. Христос страдал на кресте, Иов потерял все, но ни один из них не потерял терпение, которое, в свою очередь, принесло им богатые плоды.

3.3 Пример пророков

Еще один пример из послания Иакова – пример пророков. Так, в стихе 10 мы читаем:

Иакова 5:10
«В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.»

Иногда мы считаем пророков и вообще людей Божиих, о которых читаем в Библии, сверхлюдьми. Мы думаем, они могли сделать гораздо больше по сравнению с нами. Но это не совсем верно. На самом деле, кто из ветхозаветных пророков был, как вы, сыном Божиим (Послание к Галатам 4:1-7)? Кто был второй раз рожден от Его нетленного семени (1-e послание Петра 1:23)? Имели ли Петр, или Павел, или любой другой из Нового Завета больше, чем имеете вы? Святой дух, который был дан им Господом, был дан также и вам. Обещание свершения дел еще более великих, чем Христовы, было дано не какому-то конкретному сверхчеловеку того времени, а КАЖДОМУ, КТО УВЕРУЕТ В ИИСУСА ХРИСТА:

Евангелие от Иоанна 14:12
«Истинно, истинно говорю вам: ВЕРУЮЩИЙ В МЕНЯ, ДЕЛА, КОТОРЫЕ ТВОРЮ Я, И ОН СОТВОРИТ, И БОЛЬШЕ СИХ СОТВОРИТ, ПОТОМУ ЧТО Я К ОТЦУ МОЕМУ ИДУ.»

Возвращаясь к нашей теме, пророки – это очень яркие примеры терпения и страдания. Подумайте об Иеремии, Исаии, Илии и других, избравших вместо отдохновения путь страданий, сражений, терпения. Вместо того, чтобы самим руководить своими жизнями так, как они хотели, они возложили их в руки Господни, чтобы она направлял их так, как угодно Ему. А что в Новом Завете? Вспомните Павла. Он так говорит о себе:

2-е послание Тимофею 3:10-11
«А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении , в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь

Также из 2-го послания Коринфянам 6:4 :
«Но во всем являем себя, как служители Божии, В ВЕЛИКОМ ТЕРПЕНИИ…»

Это духовная битва, и нам нужно терпение, чтобы в ней победить. Что касается Павла, вот что он говорит в конце своего служения:

2-е послание Тимофею 4:7-8
«ПОДВИГОМ ДОБРЫМ Я ПОДВИЗАЛСЯ, ТЕЧЕНИЕ СОВЕРШИЛ, ВЕРУ СОХРАНИЛ; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.»

Христос в разговоре с Богом, сказал:

Евангелие от Иоанна 17:4
«Я прославил Тебя на земле, совершил дело , которое Ты поручил Мне исполнить.»

Христос, Павел, пророки не были мазохистами, которым нравилось страдать. Они были ВОИНАМИ, ДУХОВНЫМИ СОЛДАТАМИ, которые были готовы страдать и делать все, что нужно, чтобы выполнить свою миссию, на дело Служения. Тогда это были Павел и другие, теперь это мы сражаемся в той же самой битве ПОД НАЧАЛОМ ТОГО ЖЕ САМОГО ВОЕНАЧАЛЬНИКА: ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. Давайте идти вперед, подобно им. Давайте выиграем битву и финишируем в этой гонке. Она не легка, но, несомненно, это лучшая гонка, в которой мы можем участвовать, с лучшим финишем – Иисусом Христом, ожидающим нас, чтобы вознаградить наше терпение венцом праведности, так же, как Он поступит со всеми другими, кто на протяжении веков избрал эту же битву, отрицая себя и вверяясь командованию своего ГОСПОДА.

4. Терпение: Как оно рождается?

Узнав, насколько важно терпение, посмотрим теперь, как оно рождается. Итак, в послании К Римлянам 5:3-5 мы читаем:

К Римлянам 5:3-5
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение , от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.»

И в послании Иакова 1:2-4 :
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.»

На самом деле, кто бы мог подумать, что терпение, которое нам так нужно для исполнения воли Господа и участия в гонке, рождается из скорбей и испытаний? Возможно, по этой причине два вышеприведенных отрывка говорят нам с великой радостью принимать искушения и хвалиться скорбями!!! Ибо если мы останемся верующими, это произведет терпение, из которого, в свою очередь, произрастет опытность, надежда, совершенное действие! Как говорит нам 1-е послание Петра 4:19:

1-e послание Петра 4:19
«Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро».

Давайте же покоримся Господу и позволим Ему делать с нами все, ЧТО ОН ЗАХОЧЕТ. «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2-е послание Тимофею 2:4), говорит Слово Божие, а мы воины Иисуса Христа. Давайте же вверим все наши заботы, все «дела житейские», Богу. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех И С ТЕРПЕНИЕМ БУДЕМ ПРОХОДИТЬ ПРЕДЛЕЖАЩЕЕ НАМ ПОПРИЩЕ, ВЗИРАЯ НА НАЧАЛЬНИКА И СОВЕРШИТЕЛЯ ВЕРЫ ИИСУСА.»


I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА

1. Определение словаря
Словарь Ожегова : «Терпеть - (1) безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдания, боль, неприятное, нежелательное); (2) мириться с наличием и существованием кого-нибудь/чего-нибудь; (3) испытать что-то неприятное, тяжёлое (поражение, крушение)».

Словарь Даля : «Терпеть - (1) выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать; (2) крепиться, перемогаться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; (3) ожидать, выжидать чего лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться; (4) снисходить, допускать, послаблять, потакать, давать поблажку; (5) не спешить, не торопить, не гнать».

Словарь синонимов : Терпение - терпеливость, терпимость, снисхождение.

2. Определение Библии
В Новом Завете используется два слова в значении «терпение»:
А. Терпение по отношению к событиям :
Греческое слово «hupomеnо » (хупомЕно) означает проходить через что-то, подвергаться испытаниям, переносить трудности, страдать, претерпевать. Оно описывает стойкость и способность перенесения бед, трудностей, и разного рода скорбей: Римлянам 12:12 «…утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы , в молитве постоянны ». Выражение «в скорби будьте терпеливы» дословно переводится как «переносите скорби достойно».

Б. Терпение по отношению к людям :
Греческое слово «makrothumia » (макротУмия) дословно переводится как «многострадальность» и в тексте чаще всего означает выдержку, выносливость, долготерпение и многострадальность. Оно описывает великодушие, долготерпение и снисходительность по отношению к человеку и его поведению. Это слово чаще всего используется в Библии для описания Божьего терпения по отношению к человечеству. Слово Божье призывает всех христиан также быть долготерпеливыми: Иакова 5:7-8 «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго , пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается ».

II. БИБЛИЯ О БОЖЬЕМ ТЕРПЕНИИ

1. Господь Бог назван Богом терпения :
А. Господь - Бог терпения, то есть Он есть источник терпения . Из Библии мы узнаём, что Бог есть любовь. Из неё же мы узнаём, что Бог есть терпение: Римлянам 15:5 «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса… »
Б. Господь - Бог терпения, что означает, что Он по великой милости терпит нас с нашими слабостями, недостатками и грехами: Исход 34:6 «И прошёл Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный ».

2. Божье терпение названо в Библии долготерпением
Господь Бог проявляет по отношению к Своему творению великое долготерпение: Псалтирь 102:8-9 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует ». Псалтирь 144:8 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив ». Долготерпение Бога заключается в том, что Он «медлен на гнев», и к этому же Он призывает и каждого из нас: Иакова 1:19 «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев… »
На протяжении всей истории человечества Господь проявлял к людям Своё долготерпение: Римлянам 9:22 «…Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева , готовые к погибели ».
Божье долготерпение напрямую связано со свободной волей, данной Богом человеку. Уважая нашу свободную волю, Бог терпит наш выбор и его последствия, не уничтожая нас за наши промахи и ошибки. Иначе бы на сегодняшний день земля была бы безлюдной… Если бы Господь не был долготерпеливым Богом, человек бы не имел свободной воли.

3. Полнота долготерпения Божия
В полной мере долготерпение Божье осмысливается лишь в эпоху Нового Завета, демонстрируя нам Своё желание спасти как можно большее количество людей: 1 Тимофею 2:4 «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ». 2 Петра 3:9 «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб , но чтобы все пришли к покаянию ».
Своей вершины Божье долготерпение достигает в Иисусе Христе: 1 Тимофею 1:16 «Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение , в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной ».
Вот почему Божье долготерпение названо богатством в Послании Римлянам 2:4 «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия , не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? »

4. Есть ли предел Божьему долготерпению?
Несмотря на Божье долготерпение, Его терпение имеет свой предел. Один раз Господь это уже продемонстрировал: во дни Ноя, когда человечество развратилось до предела, и Господу пришлось уничтожить водами потопа всех, кроме семьи Ноя.
Всемирный Потоп должен быть для нас напоминанием того, что терпению Божию есть предел, и что вскоре Его терпению придёт конец. Всемирный Потоп является прообразом конца Света и «дня праведного суда от Бога» (Римлянам 2:5 ). Это время приближается с неумолимой скоростью, ибо Господь уже назначил день Суда: Деяния 17:31 «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную , посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых ».
Время, остающееся до того момента, когда на людей обрушится Божий гнев, нельзя назвать временем Божьего «промедления». Оно является временем милости и долготерпения: 2 Петра 3:9 «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас , не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ». Поэтому Божье Слово призывает каждого человека: «долготерпение Господа нашего почитайте спасением » (2 Петра 3:15 ).
Если человек не воспользуется временем Божьего долготерпения для того, чтобы примириться со своим Создателем через жертву Иисуса Христа на кресте, то он «сам себе соберёт гнев на день гнева»: Римлянам 2:5-6 «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его »; 2 Петра 3:10 «Придет же день Господень , как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ».

III. БИБЛИЯ О ТЕРПЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ

1. Притчи о терпении как о человеческой добродетели

  • Терпение - залог мира между людьми: Притчи 15:18 «Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю ».
  • Терпение лучше храбрости: Притчи 16:32 «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города ».
  • Терпение является признаком благоразумия: Притчи 14:29 «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость». Притчи 19:11 «Благоразумие делает человека медленным на гнев , и слава для него - быть снисходительным к проступкам».

2. Библейские примеры терпения
А. Божьи пророки Ветхого Завета: Иаков 5:10 «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков , которые говорили именем Господним ».
Б. Иосиф : История, как Иосиф был продан братьями в рабство и уведён в Египет - Бытие 36-45 .
В. Иов: Иакова 5:11 «Вот, мы ублажаем [называем благословенными] тех, которые терпели . Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен ».
Г. Авраам: Евреям 6:15 «И так Авраам, долготерпев , получил обещанное ».
Д. Царь Давид : Один из примеров долготерпения царя Давида описан в книге 2 Царств 16:5-14 «Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону царя. Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты - кровопийца. И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову. И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие. И шел Давид и люди его своим путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, шел и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью. И пришел царь и весь народ, бывший с ним, утомленный, и отдыхал там ».
Е. Апостол Павел: 2 Тимофею 3:10-11 «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении , в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь ».

3. Господь призывает христиан к терпению
Библия призывает христиан быть терпеливыми как по отношению к жизненным обстоятельствам, так и по отношению друг к другу:

А. Терпение по отношению друг ко другу :
Колоссянам 3:12-13 «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение , снисходя друг другу и прощая взаимно , если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы ».
Долготерпение по отношению к ближнему обуславливается любовью к ближнему. Неслучайно терпение является атрибутом истинной любви Агапе: 1 Коринфянам 13:4-8 «Любовь долготерпит [греческое слово «hupomеnо » - терпение по отношению к людям], милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется , всё переносит [греческое слово «hupomеnо » - терпение по отношению к обстоятельствам] . Любовь никогда не перестаёт… »

Б. Терпение по отношению к обстоятельствам :
Римлянам 5:3-4 «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение , от терпения - опытность, от опытности - надежда ».

· Примеры такого долготерпения в скорбных обстоятельствах: 2Коринфянам 4:8-9 «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся ; мы гонимы, но не оставлены ; низлагаемы, но не погибаем ». 2 Коринфянам 6:8-10 «…нас почитают обманщиками, но мы верны ; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы ; нас наказывают, но мы не умираем ; нас огорчают, а мы всегда радуемся ; мы нищи, но многих обогащаем ; мы ничего не имеем, но всем обладаем ».

· Находясь в скорбях, необходимо помнить, что Господь Бог не даст вам страдать сверх ваших сил: 1 Коринфянам 10:13 «…верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил , но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести ».

· Награда за долготерпение - спасение: Матфея 10:22 «Претерпевший же до конца спасётся » (также в Матфея 24:13 и Марка 13:13).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ :

Долготерпение, как и другие добродетели, не появляется в человеке само собой автоматически с его рождением. Его источник - Господь Бог, и поэтому оно является плодом Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа : любовь, радость, мир, долготерпение , благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ». Поэтому долготерпение вырабатывается в человеке путём работы над собой при помощи перерождающего действия и помощи Святого Духа: Иакова 1:2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение ; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка ».
Терпение является неотъемлемым компонентом в процессе спасении нашей души, наряду с верой. Посему Господь Иисус и сказал в Луке 21:19 «Терпением вашим спасайте души ваши ». Как понять Его слова? Мы спасаемся верой: Ефесянам 2:8 «Ибо благодатью вы спасены через веру ». Испытанная же вера производит терпение, которое необходимо нам для того, чтобы поддерживать нашу веру и помогать нам выстоять во всех испытаниях на пути в Небесные обители.
Библия учит, что Божьи обетования могут быть унаследованы только верой и терпением: Евреям 6:11-12 «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования ». Эту же идею подтверждает отрывок из Послания Евреям 10:36-37 «Терпение нужно вам, чтобы , исполнив волю Божию, получить обещанное ; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит ».

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение долготерпению: Долготерпение - это способность проходить через трудности и испытания, сохраняя веру и оставаясь верным Богу .

Слово Божье призывает быть терпеливыми, равняясь в своём терпении на Христа, который явил всему миру образец терпения в страданиях: Евреям 12:1-2 «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест , пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ».