Лингва франка примеры. Языки межэтнического общения: лингва франка, койне,пиджины. Изучение английского языка

ЛЕ́ССИНГ Готхольд Эфраим (Gotthold Ephraim Lessing ; 1729, Каменц, Саксония, - 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, мыслитель и литературный критик, один из ведущих представителей Просвещения в Германии .

Лессинг был поборником принципа религиозной терпимости. Уже в его раннем произведении - одноактной комедии «Евреи» (1749) - появляется, впервые в истории немецкого театра, положительный образ еврея. Лессингу пришлось защищать свою пьесу от упреков в несоответствии правде жизни, исходивших от гебраиста И. Д. Михаэлиса. В 1754 г. Лессинг познакомился с М. Мендельсоном и стал его другом и восторженным поклонником. Лессинг опубликовал без ведома Мендельсона его первое философское сочинение. Общий интерес Лессинга и Мендельсона к эстетике стал источником их плодотворного сотрудничества, приведшего к опубликованию ими совместного труда «Поп-метафизик» (1755) и изданию журнала «Письма о новейшей литературе» (1759–65). До конца жизни Лессинг состоял в переписке с Мендельсоном, посвященной главным образом философским темам.

Мендельсон в значительной мере послужил прообразом героя последней пьесы Лессинга «Натан Мудрый» (1779), являющейся пламенным и красноречивым призывом к религиозной терпимости. Пьеса, основанная на заимствованной у Дж. Боккаччо притче о трех кольцах, аллегорически изображает иудаизм , христианство и ислам как трех сыновей мудрого отца, который, желая им блага, подарил каждому по кольцу. Все три кольца равноценны, однако каждый из сыновей претендует на то, что лишь его кольцо подлинное. Еврей Натан представлен выразителем идеалов Просвещения: терпимости, общечеловеческого равенства и любви ко всему человечеству. В книге «Эрнст и Фальк» (1780) Лессинг снова высказался в пользу равноправия евреев (см. Масоны).

Историю человечества Лессинг рассматривал как процесс постоянного совершенствования и восхождения от низших ступеней к высшим, а различные религии - как ступени нравственной эволюции человечества. Иудаизм он считал второй, после язычества, ступенью этой эволюции; следующей ступенью является христианство, которое, в свою очередь, должно уступить место универсализму рациональной философии. Эта точка зрения была выражена во фрагментах сочинений теолога-рационалиста Г. С. Реймаруса, опубликованной Лессингом в книге «К истории литературы» (1774) под названием «Вольфенбюттельские фрагменты неизвестного», в которых автор с точки зрения рационалистического деизма резко критиковал как Библию , так и христианство в его церковном выражении, а также в последнем труде Лессинга «Воспитание человечества» (1780), посвященном вопросам религии. Монотеистическая и универсалистская миссия иудаизма как предшественника христианства завершена. Критическое отношение Лессинга к иудаизму отразилось еще в пьесе «Натан Мудрый», один из героев которой обвиняет еврейскую религию в том, что она своей идеей избранного народа положила начало религиозной нетерпимости. В последние годы жизни Лессинг склонялся к пантеизму Б. Спинозы . Посмертное опубликование беседы Лессинга с немецким философом Ф. Г. Якоби (1785) стало причиной так называемого спора о Спинозе, в котором М. Мендельсон, друг Лессинга, пытался опровергнуть мнение об идентичности взглядов Лессинга пантеизму Спинозы.

До конца жизни Лессинг оставался поборником равноправия евреев. В еврейской литературе периода Х аскалы Лессинг стал символом филосемитизма и подлинного гуманизма. Высоко ценили Лессинга и евреи - деятели немецкой культуры (например, Г. Риссер , Б. Ауэрбах и другие). Пьеса «Натан Мудрый» неоднократно переводилась на иврит (Ш. Бахер, 1865, А. Б. Готлобер , 1875). Переведены на иврит также многие другие пьесы Лессинга. Идейное и стилистическое влияние Лессинга на литературу Х аскалы было огромно и сравнимо лишь с влиянием Ф. Шиллера. В Германии 18 в. Лессинг был самым выдающимся борцом за религиозную терпимость и гуманизм.

Стал творцом золотого века немецкой литературы. Родился 22 января 1729 в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло мало времени для богословских штудий. Принимал активное участие в театральной труппе, основанной актрисой Каролиной Нейбер (1697–1760), которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение – комедию Молодой ученый (Der junge Gelehrte , 1748). Ортодокс Лессинг-старший вызвал сына домой и разрешил вернуться в Лейпциг только ценой отказа от театра; единственной уступкой, на которую согласился отец, было позволение перейти на медицинский факультет. Вскоре по возвращении Лессинга в Лейпциг труппа Нейбер распалась, оставив Лессинга с подписанными им неоплаченными векселями. Уплатив долги из своей стипендии, он уехал из Лейпцига.

Следующие три года Лессинг провел в Берлине, стараясь заработать на жизнь пером. С финансовой точки зрения он не преуспел, зато необычайно вырос как критик и литератор. Вместе с Кр.Милиусом, лейпцигским родственником и другом, Лессинг некоторое время издавал ежеквартальный журнал по проблемам театра (1750), писал критические статьи для «Фоссише цайтунг» («Vossische Zeitung»; в то время – «Berliner Privilegierte Zeitung»), переводил пьесы и создал ряд оригинальных драматических произведений.

В конце 1751 он поступил в Виттенбергский университет, где через год получил степень магистра. Затем вернулся в Берлин и следующие три года упорно трудился, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя. Беспристрастность и убедительность его критических суждений снискали ему уважение читателей. Опубликованные в шести томах Сочинения (Schriften , 1753–1755) включали, помимо выходивших ранее анонимно эпиграмм и анакреонтических стихов, ряд научных, критических и драматических произведений. Особое место занимают Защиты (Rettungen ), написанные с целью восстановить справедливость в отношении некоторых исторических лиц, в частности принадлежавших эпохе Реформации. Помимо ранних драм, Лессинг включил в книгу новую драму в прозе – Мисс Сара Сампсон (Miss Sara Sampson , 1755), первую в немецкой литературе «мещанскую» драму. Созданная прежде всего по образцу Лондонского купца Дж.Лилло (1731), эта донельзя сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, только подражая более естественному английскому театру, немцы смогут создать подлинно национальную драму. Мисс Сара Сампсон оказала глубокое воздействие на последующую немецкую драматургию, хотя сама по себе устарела уже через два десятка лет.

В 1758 вместе с философом М.Мендельсоном и книготорговцем К.Ф.Николаи Лессинг основал литературный журнал «Письма о новейшей литературе» («Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759–1765), и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось недолго, его критические оценки взбудоражили застойную литературную атмосферу того времени. Он яростно обрушивался на французских псевдоклассицистов и немецких теоретиков, особенно на И.К.Готшеда (1700–1766), который ориентировал немецкий театр на французскую драму.

В 1760 Лессинг переехал в Бреславль (ныне Вроцлав, Польша) и стал секретарем военного губернатора Силезии генерала Тауэнцина. Секретарские обязанности оставляли ему достаточно времени – здесь он в основном собрал материал для Лаокоона (Laokoon ), изучал Спинозу и историю раннего христианства, а также начал работу над лучшей своей комедией Минна фон Барнхельм (Minna von Barnhelm , 1767), используя накопленные в Бреславле впечатления для обрисовки характеров и событий, давших яркий конфликт любви и чести в эпоху Семилетней войны.

В 1765 Лессинг возвратился в Берлин и в следующем году опубликовал знаменитый трактат об эстетических принципах Лаокоон , наряду с Историей античного искусства И.И.Винкельмана (1764) явившийся высшим достижением литературно-эстетической мысли 18 в. Этой работой Лессинг проложил путь к изощренной эстетике последующих поколений, определив границы между визуальными искусствами (живопись) и аудиоискусствами (поэзия).

В 1767 Лессинг занял пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге. Это предприятие вскоре обнаружило свою несостоятельность и осталось в памяти лишь благодаря лессинговской Гамбургской драматургии (Hamburgische Dramaturgie , 1767–1769). Задуманная как постоянный обзор театральных постановок, Гамбургская драматургия вылилась в анализ драматургической теории и псевдоклассицистской драмы Корнеля и Вольтера. Аристотелева теория драмы в Поэтике оставалась для Лессинга высшим авторитетом, однако его творческая интерпретация теории трагедии покончила с диктатом единства места, времени и действия, который французские толкователи Аристотеля сохранили как обязательную предпосылку «хорошей» драмы.

После краха Национального театра и издательства, которое писатель основал в Гамбурге совместно с И.К.Боде, Лессинг занял пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг). За исключением девяти месяцев (1775–1776), когда он сопровождал принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, остаток жизни Лессинг провел в Вольфенбюттеле, где и умер в 1781.

Вскоре после переезда в Вольфенбюттель Лессинг опубликовал наиболее значительную из своих драм – Эмилию Галотти (Emilia Galotti , 1772). Действие драмы, в основе которой лежит римская легенда об Аппии и Виргинии, происходит при некоем итальянском дворе. Лессинг поставил перед собой задачу явить в современных обстоятельствах благородный строй античной трагедии, не ограничиваясь социальным протестом, столь характерным для буржуазной трагедии. Позднее он еще раз вернулся к сценическому творчеству, написав «драматическую поэму» Натан Мудрый (Nathan der Weise , 1779), самую популярную, хотя драматургически не самую совершенную из всех его пьес. Натан – призыв просвещенного либерала к религиозной терпимости, притча, показывающая, что не вера, а характер определяет личность человека. Это первая значительная немецкая драма, написанная белым стихом, который впоследствии стал типичным для классической немецкой драмы.

В 1780 Лессинг опубликовал эссе Воспитание рода человеческого (Die Erziehung des Menschengeschlechts ), написанное еще в 1777. В ста пронумерованных параграфах этого эссе философ-просветитель видит в религиозной истории человечества поступательное движение к универсальному гуманизму, выходящему за пределы всех и всяческих догм.

Стал творцом золотого века немецкой литературы. Родился 22 января 1729 в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло мало времени для богословских штудий. Принимал активное участие в театральной труппе, основанной актрисой Каролиной Нейбер (1697–1760), которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение – комедию Молодой ученый (Der junge Gelehrte , 1748). Ортодокс Лессинг-старший вызвал сына домой и разрешил вернуться в Лейпциг только ценой отказа от театра; единственной уступкой, на которую согласился отец, было позволение перейти на медицинский факультет. Вскоре по возвращении Лессинга в Лейпциг труппа Нейбер распалась, оставив Лессинга с подписанными им неоплаченными векселями. Уплатив долги из своей стипендии, он уехал из Лейпцига.

Следующие три года Лессинг провел в Берлине, стараясь заработать на жизнь пером. С финансовой точки зрения он не преуспел, зато необычайно вырос как критик и литератор. Вместе с Кр.Милиусом, лейпцигским родственником и другом, Лессинг некоторое время издавал ежеквартальный журнал по проблемам театра (1750), писал критические статьи для «Фоссише цайтунг» («Vossische Zeitung»; в то время – «Berliner Privilegierte Zeitung»), переводил пьесы и создал ряд оригинальных драматических произведений.

В конце 1751 он поступил в Виттенбергский университет, где через год получил степень магистра. Затем вернулся в Берлин и следующие три года упорно трудился, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя. Беспристрастность и убедительность его критических суждений снискали ему уважение читателей. Опубликованные в шести томах Сочинения (Schriften , 1753–1755) включали, помимо выходивших ранее анонимно эпиграмм и анакреонтических стихов, ряд научных, критических и драматических произведений. Особое место занимают Защиты (Rettungen ), написанные с целью восстановить справедливость в отношении некоторых исторических лиц, в частности принадлежавших эпохе Реформации. Помимо ранних драм, Лессинг включил в книгу новую драму в прозе – Мисс Сара Сампсон (Miss Sara Sampson , 1755), первую в немецкой литературе «мещанскую» драму. Созданная прежде всего по образцу Лондонского купца Дж.Лилло (1731), эта донельзя сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, только подражая более естественному английскому театру, немцы смогут создать подлинно национальную драму. Мисс Сара Сампсон оказала глубокое воздействие на последующую немецкую драматургию, хотя сама по себе устарела уже через два десятка лет.

В 1758 вместе с философом М.Мендельсоном и книготорговцем К.Ф.Николаи Лессинг основал литературный журнал «Письма о новейшей литературе» («Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759–1765), и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось недолго, его критические оценки взбудоражили застойную литературную атмосферу того времени. Он яростно обрушивался на французских псевдоклассицистов и немецких теоретиков, особенно на И.К.Готшеда (1700–1766), который ориентировал немецкий театр на французскую драму.

В 1760 Лессинг переехал в Бреславль (ныне Вроцлав, Польша) и стал секретарем военного губернатора Силезии генерала Тауэнцина. Секретарские обязанности оставляли ему достаточно времени – здесь он в основном собрал материал для Лаокоона (Laokoon ), изучал Спинозу и историю раннего христианства, а также начал работу над лучшей своей комедией Минна фон Барнхельм (Minna von Barnhelm , 1767), используя накопленные в Бреславле впечатления для обрисовки характеров и событий, давших яркий конфликт любви и чести в эпоху Семилетней войны.

В 1765 Лессинг возвратился в Берлин и в следующем году опубликовал знаменитый трактат об эстетических принципах Лаокоон , наряду с Историей античного искусства И.И.Винкельмана (1764) явившийся высшим достижением литературно-эстетической мысли 18 в. Этой работой Лессинг проложил путь к изощренной эстетике последующих поколений, определив границы между визуальными искусствами (живопись) и аудиоискусствами (поэзия).

В 1767 Лессинг занял пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге. Это предприятие вскоре обнаружило свою несостоятельность и осталось в памяти лишь благодаря лессинговской Гамбургской драматургии (Hamburgische Dramaturgie , 1767–1769). Задуманная как постоянный обзор театральных постановок, Гамбургская драматургия вылилась в анализ драматургической теории и псевдоклассицистской драмы Корнеля и Вольтера. Аристотелева теория драмы в Поэтике оставалась для Лессинга высшим авторитетом, однако его творческая интерпретация теории трагедии покончила с диктатом единства места, времени и действия, который французские толкователи Аристотеля сохранили как обязательную предпосылку «хорошей» драмы.

После краха Национального театра и издательства, которое писатель основал в Гамбурге совместно с И.К.Боде, Лессинг занял пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг). За исключением девяти месяцев (1775–1776), когда он сопровождал принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, остаток жизни Лессинг провел в Вольфенбюттеле, где и умер в 1781.

Вскоре после переезда в Вольфенбюттель Лессинг опубликовал наиболее значительную из своих драм – Эмилию Галотти (Emilia Galotti , 1772). Действие драмы, в основе которой лежит римская легенда об Аппии и Виргинии, происходит при некоем итальянском дворе. Лессинг поставил перед собой задачу явить в современных обстоятельствах благородный строй античной трагедии, не ограничиваясь социальным протестом, столь характерным для буржуазной трагедии. Позднее он еще раз вернулся к сценическому творчеству, написав «драматическую поэму» Натан Мудрый (Nathan der Weise , 1779), самую популярную, хотя драматургически не самую совершенную из всех его пьес. Натан – призыв просвещенного либерала к религиозной терпимости, притча, показывающая, что не вера, а характер определяет личность человека. Это первая значительная немецкая драма, написанная белым стихом, который впоследствии стал типичным для классической немецкой драмы.

В 1780 Лессинг опубликовал эссе Воспитание рода человеческого (Die Erziehung des Menschengeschlechts ), написанное еще в 1777. В ста пронумерованных параграфах этого эссе философ-просветитель видит в религиозной истории человечества поступательное движение к универсальному гуманизму, выходящему за пределы всех и всяческих догм.

Изу-чал тео-ло-гию в Лейп-циг-ском университете (1746-1748 годы), ме-ди-ци-ну в университете Вит-тен-бер-га (1748; 1751-1752 годы). С 1748 года жил в Бер-ли-не, где в 1751-1755 годах со-труд-ни-чал в газете «Vos-sische Zeitung». В 1754-1758 годах из-да-вал журнал «Те-ат-раль-ная биб-лио-те-ка» («Theatra-lische Bib-liothek») в Лейп-ци-ге. В 1760-1765 годах слу-жил сек-ре-та-рём гу-бер-на-то-ра Си-ле-зии, прусского генерала фон Тау-эн-ци-на в городе Брес-лау (ны-не Вроц-лав). В 1767-1769 годах ве-ду-щий дра-ма-тург Национального те-ат-ра в Гам-бур-ге. С 1770 года Лессинг за-нимал долж-ность биб-лио-те-ка-ря бра-ун-швейг-ско-го гер-цо-га в городе Воль-фен-бют-тель.

Круп-ней-ший пред-ста-ви-тель немецкого Про-све-ще-ния. Де-бю-ти-ро-вал клас-си-ци-стической ко-ме-ди-ей в ду-хе И.К. Гот-ше-да «Мо-лодой учё-ный» («Der junge Gelehrte», поставлена в 1748 году, издана в 1754 году), за ко-то-рой по-сле-до-ва-ли слёз-ные ко-ме-дии «Ев-реи» («Die Juden», поставлена в 1749 году, издана в 1754 году) и «Воль-но-ду-мец» («Der Freigeist», поставлена в 1749 году, издана в 1755 году), сборник анак-ре-он-ти-че-ской по-эзии «Без-дел-ки» («Klei-ni-g-keiten», 1751). Ав-тор пер-вой немецкой ме-щан-ской дра-мы - «Мисс Са-ра Самп-сон» («Miß Sara Sampson», поставлена и издана в 1755 году). В 1758 году совместно с К.Ф. Ни-ко-лаи и фи-ло-со-фом М. Мен-дель-со-ном ос-но-вал литературный журнал «Пись-ма о но-вей-шей ли-те-ра-ту-ре» («Briefe, die neueste Literatur bet-ref-fend», 1759-1765 годы), в ко-то-ром раз-вер-нул по-ле-ми-ку про-тив французского клас-си-циз-ма и его немецкого по-сле-до-ва-те-ля Гот-ше-да.

В трак-та-те «Лао-ко-он, или О гра-ни-цах жи-во-пи-си и по-эзии» («Laokoon, oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie», 1766) вы-сту-пил оп-по-нен-том по-пу-ляр-ной в то вре-мя тео-рии по-эзии как «го-во-ря-щей жи-во-пи-си», по-ка-зав прин-ци-пи-аль-ное раз-ли-чие по-эзии и изо-бра-зительных ис-кусств: по-эзия пред-став-ля-ет «дей-ст-вия» (со-бы-тия во вре-ме-ни), а изо-бра-зительные ис-кус-ст-ва - «те-ла с их ви-ди-мы-ми свой-ст-ва-ми» (пред-ме-ты в про-стран-ст-ве); вы-ра-зи-тель-ные воз-мож-но-сти по-эзии ши-ре - ей «дос-туп-ны та-кие кра-со-ты, ка-ких ни-ко-гда не дос-тиг-нуть жи-во-пи-си » (в от-ли-чие от по-след-ней, по-эзия мо-жет изо-бра-жать и «без-образ-ное» без ущер-ба для эс-те-тического чув-ст-ва - например, кри-ча-щий от бо-ли Лао-ко-он у Вер-ги-лия). В цик-ле те-ат-раль-ных ре-цен-зий «Гам-бург-ская дра-ма-тур-гия» («Hambur-gische Dramaturgie», Bd 1-2, 1767-1769 годы), по-ды-то-жив-шем опыт борь-бы Лессинга про-тив за-си-лья французских пьес в ре-пер-туа-ре гам-бург-ско-го Национального те-ат-ра, пред-ло-жил про-грам-му соз-да-ния немецкой национальной дра-ма-тур-гии. Лессинг кри-ти-ку-ет ба-роч-ную «тра-ге-дию му-че-ни-че-ст-ва» (Märtyrerdrama), от-да-ёт пред-поч-те-ние У. Шек-спи-ру пе-ред Воль-те-ром, рас-смат-ри-ва-ет тра-ге-дию как сред-ст-во нрав-ст-вен-но-го вос-пи-та-ния. Из ари-сто-те-лев-ско-го оп-ре-де-ле-ния ка-тар-си-са Лессинг эли-ми-ни-ро-вал по-ня-тие стра-ха и оп-ре-де-лил тра-ге-дию в про-све-ти-тель-ском ду-хе как «по-эти-че-ское про-из-ве-де-ние, воз-бу-ж-даю-щее со-стра-да-ние». Вза-мен клас-си-ци-стических «трёх единств» (смотри Трёх единств тео-рия) Лессинг вы-дви-нул прин-ци-пы ши-ро-ко по-ни-мае-мо-го един-ст-ва дей-ст-вия и прав-до-по-до-бия, тре-буя изо-бра-же-ния прав-ди-вых, «сме-шан-ных» ха-рак-те-ров, а не ус-лов-ных «ге-ро-ев» и «зло-де-ев».

Тео-ре-тические взгля-ды Лессинга на-шли во-пло-ще-ние в ко-ме-дии ха-рак-те-ров «Мин-на фон Барн-хельм, или Сол-дат-ское сча-стье» («Minna von Barnhelm, oder Das Soldatenglück», поставлена и издана в 1767 году), изо-бра-жаю-щей кон-фликт люб-ви и чес-ти на фо-не со-бы-тий Се-ми-лет-ней вой-ны 1756-1763 годов, а так-же в тра-ге-дии «Эми-лия Га-лот-ти» («Emilia Galot-ti», поставлена и издана в 1772 году), где ге-ро-ический сю-жет из Ти-та Ли-вия о рим-лян-ке Вир-ги-нии и ти-ра-не Ап-пии Клав-дии ис-тол-ко-ван как дра-ма бес-прав-но-го по-ло-же-ния лич-но-сти в ма-лень-ком феодальном го-су-дар-ст-ве. В дра-ма-тической по-эме «На-тан Муд-рый» («Nathan der Weise», 1779), сво-ём ду-хов-ном за-ве-ща-нии, Лессинг ре-ши-тель-но вы-сту-пил про-тив ре-лигиозной не-тер-пи-мо-сти. Прит-ча о трёх коль-цах (за-им-ст-во-ва-на из «Де-ка-ме-ро-на» Дж. Бок-кач-чо), рас-ска-зы-ва-е-мая от ли-ца ев-рея На-та-на (его про-то-ти-пом по-слу-жил Мен-дель-сон), вы-ра-жа-ет идею об-щей для все-го че-ло-ве-че-ст-ва ес-те-ст-вен-ной ре-ли-гии гу-ма-низ-ма, к ко-то-рой вос-хо-дят все ми-ро-вые ре-ли-гии. Лессинг за-ни-ма-ет при-ми-ри-тель-ную по-зи-цию ме-ж-ду ре-ли-ги-ей ра-зу-ма и ре-ли-ги-ей от-кро-ве-ния, рас-смат-ри-вая Биб-лию как ис-то-рический этап на пу-ти к об-ще-че-ло-ве-че-ско-му «еван-ге-лию ра-зу-ма». В фи-лософском от-но-ше-нии Лессинг бли-зок Спи-но-зе - его эти-ке «сво-бод-но-го че-ло-ве-ка» и идее «ес-те-ст-вен-ной ре-ли-гии».

Сре-ди других со-чи-не-ний: бас-ни в про-зе («Fa-beln», Bd 1-3, 1759; 2. Aufl., 1777), со-чи-не-ния по тео-ло-гии и фи-ло-со-фии мо-ра-ли [диа-лог «Эрнст и Фальк» («Ernst und Falk», Tl 1-2, 1778-1780 годы); трак-тат «Вос-пи-та-ние че-ло-ве-че-ско-го ро-да» («Er-ziehung des Men-schen-ge-s-chlechts», 1780, не окон-че-на)], пе-ре-во-ды про-из-ве-де-ний Воль-те-ра, Де-ту-ша, Д. Ди-д-ро. Твор-че-ст-во Лессинга, про-ни-зан-ное ду-хом про-све-ти-тель-ско-го сво-бо-до-мыс-лия, кри-ти-ки и по-ле-ми-ки, бы-ло вы-со-ко оце-не-но И.В. Гё-те, И.Г. Гер-де-ром, Ф. Шле-ге-лем; в Рос-сии осо-бый ин-те-рес к Лессингу про-явил Н.Г. Чер-ны-шев-ский.

Сочинения:

Sämtliche Schriften / Hrsg. K. La-chmann, F. Muncker. Stuttg.;

Lpz., 1886-1924. Bd 1-23. B., 1968. Bd 1-23;

Собрание сочинений. 2-е издание. СПб., 1904. Тома 1-10;

Гам-бург-ская дра-ма-тур-гия. М.; Л., 1936;

Лао-ко-он, или О гра-ни-цах жи-во-пи-си и по-эзии. М., 1957;

Werke / Hrsg. H. G. Göp-fert u. a. Münch., 1970-1979. Bd 1-8;

Дра-мы. Бас-ни в про-зе. М., 1972