Инновационные технологии воспитания. Инновационные педагогические технологии в воспитании дошкольников

Цель: внедрение в педагогический процесс детского дома новых технологий, создание условий для творческой работы педагогов.
Подготовила: методист КГУ «Рудненский детский дом» Степанова Т.В.
Ключевые слова: инновации в воспитании, новые технологии.
"Инновационный менеджмент ", "инновационная деятельность ", "педагогические инновации " - относительно новые понятия для сферы образования, включая систему школьного образования.
В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий.интеллектуализацией многих видов деятельности человека, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и школьного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания. Это предполагает системное использование научных достижений для социального и экономического развития общества, интеллектуального развития индивида, требует создания стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствования системы образования вообще и школьного в частности.
В настоящее время в различных областях деятельности человека (производстве, бизнесе, экономике, образовании и др.) используются следующие понятия термина "инновация" (от англ. innovation - нововведение):
1) "... любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор получает преимущества перед конкурентами" .
2) "... продукт творческого труда, имеющий завершенный вид товара, готового к применению и распространению на рынке" .
3) "... изменения внутри педагогической системы, способствующие повышению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса" .
Наряду с понятием "инновация" используется и термин "нововведение" (в буквальном смысле - "введение нового", процесс использования новшества, новации).
Используются следующие определения понятия "нововведение ":
1) целенаправленный процесс эффективной реализации прогрессивного новшества, ориентированный на конечный результат - интенсификацию конкретного вида человеческой деятельности.
2) новый способ удовлетворения общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на использовании достижений науки и техники.
Таким образом, инновации (нововведения) могут рассматриваться и как результат, и как процесс. При этом результат - удовлетворение общественных потребностей - рассматривается как цель управления инновационным процессом, а сам процесс - как объект управления
Одним из главных показателей инновационной деятельности ОУ в последние время, является наличие системы и педагога новатора.
Выступление директора Коваль П.Н. «Педагог новой формации»
В чём заключается сущность системного подхода в воспитании?
Воспитательная система
Краткое содержание вопроса
Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие « воспитательная система» связано с такими понятиями, как « личность», развитие», «целостность», « отношения», « структура», « взаимосвязь».
Современное образование рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова). Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и т.д), расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, созданием условий для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту.
Движущие силы развития воспитательной системы школы.
Воспитательная система не задается "сверху", а создается усилиями всех участников педагогического процесса. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграция, прежде всего проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самым нестабильным элементом системы является ее субъект - человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, - социально-политическая ситуация, общественные ценности. Система проходит в своем развитии четыре этапа. 1- становление системы. разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников,
2 - отработка системы. На этом этапе происходит развитие творческого коллектива.
3- окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью.
4 - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем.
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательным системам относятся: Вальдорфская школа, воспитательные системы в социуме, пионерская организация, скаутизм как воспитательная система, самопознание. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.
Характеристика некоторых воспитательных систем:
1. «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методике коллективного творческого дела.
2. « Педагогика успеха» Эта система выстроена на основе идей « педагогики успеха», что позволяет проектировать работу по созданию условий гармоничного развития личности. Успех - это наиболее полное достижение поставленной цели.Воспитательные системы, выстроенные на основе идей « педагогики успеха», позволяют проектировать работу по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех - полное достижение поставленной цели, а достижение - предметный результат. В основу программы развития были положены идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого ребенка, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности. В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.
3. « Школа диалога культур» В основе лежит переход от идеи «образованного человека» к идее « человека культуры» Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли. Результатом воспитания должна стать базовая культура личности - нравственная, экологическая, умственная, физическая, гражданская, эстетическая, коммуникативная и т.д. Методика воспитательной системы школы диалога культур основана на диалогизации, творчестве, использовании приема « точка удивления».
4. Воспитательная система сельской школы. Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся. При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом.

Какие инновационные подходы осуществляются в нашем ОУ?
О педагогических технологиях, о том какие из них применяют педагоги детского дома. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации воспитания интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Большие возможности в поисках нового сегодня, нам педагогам предоставляют информационно-коммуникативные технологии, услуги интернета. О применении ИКТ при создании электронного портфолио:
- выступление, Катанаевой Н.Ю. воспитателя 9 группы
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, ориентированные на сохранность психофизического здоровья педагогов, сдерживанию эмоционального и профессионального выгорания, два следующих выступление о введении дневника воспитателя, как фактора систематизации информации о детях, и внедрении нововведения по планированию воспитательной работы
- выступление воспитателя, ПДО Касымской А.И.
- выступление воспитателя, Данильченко Н.Н.
Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Современные образовательные технологии характеризуются отношением взрослого к ребенку. Можно выделить два больших блока:
- с позиции авторитаризма, где ребенок является объектом воспитания;
- с позиции гуманизма, где ребенок из объекта воспитания превращается в субъект.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О школьных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Заключение

В современных социокультурных условиях модернизация системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность вписываются инновационные процессы.
За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий.
Инновации, как убеждает наука и передовой педагогический опыт, имеют определенный цикл развития: зарождение идеи - принятие ее коллективом - целеполагание - разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий) - процесс реализации инноваций - педагогический мониторинг - качественные изменения «образа ОУ».
Работа в режиме развития требует определенных условий:
. достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно - воспитательного процесса, рейтинг среди детей, в городе, области.
. хорошая учебно -материальная база по воспитанию, оснащенность современными информационными средствами;
. высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;
. готовность детей к восприятию нового;
. микроклимат в ОУ, доброжелательная атмосфера, открытость ОУ- как социального института.
Инновации в области воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно; мотивационно - творческая направленность личности включает:
. творческий интерес к инновациям в воспитательной работе;
. сформированная потребность в личных достижениях;
. стремление к профессиональному лидерству;
. ожидание позитивной оценки;
. создание ситуации успеха для коллег;
. позитивное отношение к творчеству и творческим людям.
В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания, как убеждает школьная практика, очень важны индивидуальные особенности личности педагога:
. общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого - педагогической литературы;
. креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях;
. постоянное обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий;
. знание и использование национально - региональных особенностей в контексте воспитательной системы;
. уверенность и ответственность за порученные дела;
. способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.
Инновациями в области воспитания могут быть:
. Инновационные программы воспитания:
- «Мой выбор», «Школа против насилия»;
- «Здоровье», «Мое Отечество», «Гармония», «Вверх по лестнице ведущей в жизнь», «Исток» и т.д.
. Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого - педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей.
. Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная духовная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.
. Инновационные технологии воспитания:
. национально - образовательные;
. телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
. информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
. нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
. социальное проектирование.
Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма педагога - творца.
Профессия учителя-воспитателя, на наш взгляд, все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности детей.
Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором.
Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок - это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Именно так рассматривается личность в Концепции модернизации образования.

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя с родителями

«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» В.А.Сухомлинский

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Исходя из этого, классному руководителю необходимо уделить особое внимание совместной работе с родителями.

Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, школа, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и школы. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Достижение взаимопонимания между учителями и родителями - процесс сложный и многогранный. Общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надежных помощников, а родители обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Их сотрудничество должно быть основано на уважении, доверии и ответственности, направлено на действия в интересах развития личности ребенка.И сегодня именно на педагога ложится ответственность за поиски новых форм работы с семьей.

психолого-педагогическое просвещение родителей;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

участие в управлении школой.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:

родительские конференции

индивидуальные и тематические консультация;

родительские собраниия;

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно помощью следующих форм деятельности:

дней творчества детей и родителей;

открытых уроков и внеклассных мероприятий;

помощь в организации и проведении внеклассных дел;

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

участие родителей класса в работе совета школы;

участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общешкольного контроля.

Практика показывает: если родительский коллектив сплочен, то и ученики дружны, о чем мечтает каждый классный руководитель. В таком коллективе, если на праздник не смог прийти родитель, то ребенок не будет стоять, как сирота. Ведь каждый родитель переживает не только за своего ребенка, но и за весь класс в целом.

Я являюсь классным руководителем 11 класса и учителем физической культуры, и мне приходиться общаться не только с родителями своих учеников, но и с родителями учеников всех классов, где я преподаю свой предмет. Коллективные спортивные дела стали для нас традиционными, где участвуют родители и дети - это Дни здоровья, «Папа, мама, я спортивная семья, веселые старты, в них наряду с детьми участвуют и родители.

Целью всех данных мероприятий являются координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития обучающихся.

Итак, школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.

Работа классного руководителя интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становиться легче и конструктивнее.

У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребенка, если мы не берем себе в союзники родителей? Нам еще предстоит много решать и думать.

Инновация - это внедрённое новшество, востребованное обществом и
обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или
продукции.
Воспитательная технология – это система научно­обоснованных
приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между
участниками воспитательного процесса, при которых в непосредственном
контакте достигается главная цель воспитания – приобщение воспитуемых к
общечеловеческим культурным ценностям.
Инновационные воспитательные технологии – это системы или
долгосрочные инициативы,
основанные на использовании новых
воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и
позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско­юношеской среде.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие
компоненты:
 диагностирование;
 целеполагание;
 проектирование;
 конструирование;
 организационно–деятельностный компонент;
 контрольно – управленческий компонент.
Содержанием воспитательных технологий являются:
 научно­обоснованные социализированные требования;
 передача социального опыта;
 постановка цели и анализ сложившейся ситуации;
 социализированная оценка обучающегося;
 организация творческого дела;
 создание ситуации успеха.
Обновлением содержания воспитания являются: экономическое
образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание,
предпрофильная подготовка,
личная
профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.
национальная культура,
Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе
образовательных организаций:
здоровьесберегающие технологии;
 личностно­ориентированные технологии;

 шоу­технологии;
 арт­технологии;
 социальное проектирование;
 технология КТД (автор И.П. Иванов);
 кейс – технологии;
 технология проведения учебных дискуссий;

 тьюторство;
 технология создания ситуации успеха;
 создание детско­родительских объединений внутри ОО;
 организационно­деятельностные игры (ОДИ);
 технология программирования;
 модульная педагогическая технология;
 экологообразовательные технологии.
В центре внимания
личностно­ориентированных технологий
находится уникальная целостная личность растущего человека, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей
(самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на
осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно­ориентированных технологий воспитания
являются «развитие»,
«свобода»,
«самостоятельность», «творчество».
«индивидуальность»,
«личность»,
Здоровьесберегающие технологии. Это системный подход к обучению
и воспитанию, направленный на сохранение здоровья детей; создание
благоприятного психологического климата во время мероприятий; на охрану
здоровья и пропаганду здорового образа жизни.
Шоу­технология. Обсуждаются проблемы, волнующие детей, в
привлекательной и достаточно известной для них форме. Аудитория делится
на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения.
Ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах
ведения дискуссии и о необходимости уважения оппонента. В ходе ток­шоу
мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем
нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута,
дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. Особая роль
отводится ведущему ток­шоу. Ведущий помогает правильно адресовать
вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех
участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.
Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в
меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно
поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить
доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток­шоу.
Арт­технологии ­ технологии при которых воспитание и развитие
личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и
народного. Техники и приемы арт­технологии: музыкальная, театральная и
изобразительная, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше
перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Социальное проектирование ­ особый вид деятельности, результатом
которой является создание реального социального «продукта», имеющего для
участников проекта практическое значение.
Целью социального

проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным
социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в
реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем
силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования:
формирование социально­личностных компетенций,
среди которых
важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в
сообществе; совершенствование полезных социальных навыков и умений
(планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов,
анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность,
навыки командной работы.
Технология КТД (автор И.П. Иванов). Это эффективный метод
воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности,
активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Постулатами
КТД являются: коллективное творчество; единое дело и добровольное
участие в нём; свобода выбора форм деятельности; содружество взрослых и
детей; развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел: трудовые КТД (например: «Трудовой
десант»);
КВН);
художественные КТД (например концерты); спортивные КТД (например:
«Минитурслет»); экологические КТД (Синичкин день).
интеллектуальные КТД (например: «Брейн­ринг»,
Кейс­технология
(метод конкретных ситуаций) – технология,
основанная на использовании в воспитательном процессе специально
смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа,
выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального
решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности
совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий
персонажей, характеризующая определенный период или событие и
требующая разрешения путем анализа и принятия решения. Цели,
достигаемые при использовании кейс­технологии: 1. Интеллектуальное
развитие обучаемых. 2. Осознание многозначности профессиональных
проблем и жизненных ситуаций. 3. Приобретение опыта поиска и выработки
альтернативных решений. 4. Формирование готовности к оценке и принятию
решений. 5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их
углубления и обнаружения пробелов. 6. Развитие коммуникативных навыков.

Левкина Юлия Валерьевна, учитель русского языка, литеатуры

МКОУ Луговской СОШ

Инновационные технологии в воспитательной работе

Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением Л.С.Выготский


Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.


  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:


  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Инновационные воспитательные технологии

Коллективное творческое дело

Информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет)

Нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)

Социальное проектирование

Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Технология исследовательской деятельности

Технология проектов

Технология дидактической игры

Здоровьесберегающие технологии

Личностно- ориентированная технология

Экологообразовательные технологии

Кейс – технологии

Арт-технологии

Шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)

Групповая проблемная работа (разработка проектов)

Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

Диалог «педагог- воспитанник»

Тренинг общения

- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования . Она охватывает несколько этапов воспитания:

ориентировки (формирования представления о воспитательных целях);

исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности),

контроля и корректировки.


Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.

Технология КТД

(по Иванову) - 6 этапов:

  • совместное решение о проведении дела,
  • коллективное планирование,
  • коллективная подготовка,
  • проведение дела,
  • коллективный анализ,
  • решение о последействии.

Технология «КТД»

Направленность КТД

– стремление к общению,

к познавательной активности.



Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

Как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

Как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);

Как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

Как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации, обработки анкет, построения диаграмм и т.д.);

Как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

Как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Информационные технологии

– это все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).


Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Целью социального проектирования

является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.


Игра называется деятельностной , так как ее участники выступают активными субъектами игры, деятелями. В ОДИ нет разделения на учащихся и обучающих, на ведущих и ведомых, на начальников и подчиненных.

Дети играют не потому, что получают какой-то материальный результат, их привлекает сам процесс игры.

Результат детской игры - в развитии сознания и личности детей, в понимании ими жизненного смысла ролей, которые они разыгрывают, в приобретении умения слушать друг друга, общаться и взаимодействовать между собой.


Цели , достигаемые при использовании кейс-технологии:

1. Интеллектуальное развитие обучаемых.

2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6. Развитие коммуникативных навыков.

Организационно-деятельностная игра –

Кейс-технология

это форма организации деятельности, ориентированная на совместный поиск оптимального решения.

технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.


Что такое кейс?

 Кейс (ситуация) - это случай из реальной жизни, который излагается школьникам для анализа согласно конкретным задачам, стоящим перед педагогом.

 Кейс предъявляется школьникам как конкретная проблемная задача, которую им необходимо решить. Чаше всего такая задача не имеет правильного ответа.

 Кейс имеет свою структуру, правила написания и проведения.

 Кейс чаще всего содержит описание ситуации и заметки для преподавателя.

 Кейсы бывают двух типов:

а) с готовым вариантом решения; б) без него.

 Кейс может представлять собой описание ситуации, заметки для преподавателя или только описание ситуации.


Практический тренинг по кейс-технологии

На этом этапе слушателям зачитывается подготовленная тренером ситуация - CASE(case.doc). Предоставляется л итература:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Европейская конвенция о защите прав человека.

Анализ ситуации

Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.

Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она…


Арт- технология -

Техника и приемы арт-педагогики:

воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Музыкальная терапия

Игровая терапия

Драматеарпия

Сказкотерапия

Библиотерапия

Кинотерапия

Танцевальная терапия

Фототерапия

Изотерапия

Мандала-терапия


Счастливого Вам пути по неизведанным тропинкам учебного и воспитательного процесса.

Спасибо за внимание!

Данный материал является докладом к педагогическому совету "Инновационные технологии в воспитании". В докладе рассмотрена технология личностно - ориентированного воспитания. В рамках личностно-ориентированных самостоятельными выделены некоторые технологии, такие как: гуманно-личностные технологии, технологии свободного воспитания, технологии сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ».
С.Соловейчик.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

  1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
  2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Пути повышения эффективности обучения и воспитания школьников ищут во всех странах мира. Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Задачей современного образования является создание совокупности условий развития обучающегося, которая обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Одним из важных направлений решения задач образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход массовой школы от традиционной педагогики к адаптивной предполагает как минимум два последовательно осуществляемых этапа внедрения в личностно-ориентированных технологий образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Ни одна из технологий в условиях существующей школы не является универсальной. Большие педагогические системы не могут быть монотехнологичными, то есть вводить у себя одну единственную технологию для всех классов.

При работе с классом мое внимание привлекла технология личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В центре этой технологии ставиться личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему

При этом если используются игровые технологии при проведении классных часов (новогодний серпантин, праздник к 8 Марта, 23 февраля, по окончании учебного года), все они ориентированы на личность.

В рамках личностно-ориентированных самостоятельными направлениями выделяются некоторые технологии которые я внедрю в свою работу:

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Первое правило которое я взяла для себя – ни один ребенок не сидит без дела. Не секрет что всегда есть дети которые хотят участвовать всегда и во всем, они конечно главные помощники, но всегда есть дети которые хотят, но стесняются, не проявляют сами инициативу. Этим ребятам определенные роли в классном часе или мероприятии предлагаю я. На общеклассных мероприятиях предполагающих действие многих, делаю так, что бы участвовали все. Ребята очень быстро это усвоили, и сами мне помогают, вызывая к той или иной работе тех кто еще не участвовал.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Поэтому участвуя в тех или иных конкурсах я даю свободу выбора ученикам. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Даю на первом этапе попробовать свои силы самостоятельно, а затем если это требуется корректирую. Например при подготовки праздника на 23 февраля дав возможность по подготовки материала и не увидев желаемого результата устроили с девчонками «мозговой штурм», опять таки дав возможность поучаствовать каждой, сочинили все вместе сценарии в виде сказки, который очень успешно реализовали. Но при участи в конкурсе газет, не видя критериев, их не знаю ни я, ввиду малого стажа работы в этой школе, ни дети, к сожалению ребята не чувствуют значимость своих работ, что в конце концов приведет к полному равнодушию к таким мероприятиям.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Мы совместно вырабатываем цели, содержание, даем оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». А цель этого положения - содействовать становлению ребенка как личности.