Информированный источник: Косырев не убивал Циликина. «Язык вражды» как нож в спину Дмитрий циликин

Журналист Дмитрий Циликин истек кровью после десятка ударов ножом. За это задержан петербургский студент. Юноша с правыми взглядами теперь излагает, как он случайно закрыл раненого в квартире.

В квартиру журналиста Дмитрия Циликина на проспект Науки, 55, полицейских к вечеру 31 марта привели его родственники. Близкие не могли связаться с ним уже несколько дней. Там и нашли его, уже мертвого. На теле Циликина насчитали около десяти ножевых ударов и порезов, самой серьезной оказалась рана в спине, а умер он от потери крови. В крови была вся его квартира. Но ни позвонить, ни выбраться на лестницу за помощью он не мог. Убийца забрал его мобильный телефон, и, уходя, ключами Циликина запер входную дверь.

Первый осмотр, а вскоре и повторный, проведенные сотрудниками Следственного комитета Петербурга, куда было передано уголовное дело по убийству, показал, что смерть наступила около 17 часов 27 марта. Первые же неотложные действия уголовный розыск Петербурга начал к вечеру 31 марта. Это было не просто, так как в это время все лучшие силы полицейского главка, как известно, занимались , а оперативники Калининского района всем составом пытались найти хоть какие-то следы злоумышленника, расстрелявшего на их земле того же 31 марта муниципального депутата .

Тем не менее срочный анализ звонков мобильного телефона Дмитрия Циликина привел сотрудников к номеру, который никогда не встречался ранее. Впервые с этого номера журналисту позвонили утром 27 марта. Уже в ночь с 31 марта на 1 апреля владельца телефона, молодого человека, допрашивали, и долго. Через несколько часов настроение детективов скисло. Если первоначально они, да и в руководстве ГУ МВД были уверены, что это их цель, то убедились в ошибке. И началась уже более нудная работа.

Задержали 21-летнего студента Гидрометеорологического университета Сергея Косырева сотрудники уголовного розыска Калининского района в ночь с 6 на 7 апреля. Он оказался крепким орешком. Прекрасно разбирается в Интернете. В конце 2015 года на сессии отвечал на непростые вопросы. Например, про технические каналы утечки информации, сети и системы передачи информации. Да, и не пуглив.

Лучше всего его портрет демонстрирует его же страница в социальных сетях. Там вместо его фотографии - руническая вязь. На фотографиях портреты Гитлера соседствуют с самураями, а голые девицы – с коловратом и свастикой. Нашлось место оружию, мотоциклам и тяжелой музыке. Создается впечатление, что парня притягивает всевозможное насилие. В комментариях не обошлось без шуток про ориентацию. «Я натурал», – категорично пишет студент Петербурга.

Если в этом сомнения у следствия нет, то с мотивами пока все туманно. Да, Косырев признает убийство. Признает, как нашел Циликина в соцсетях, познакомился там с ним, что с собой принес серьезный охотничий нож. Даже признает, что у него был и травматический пистолет. Другое дело, что арсенал объясняет увлечением охотой. Поэтому, мол, всегда так ходит по городу.

Что касается точностей, то здесь начинается какая-то муть. По словам нашего собеседника в Следственном комитете, Косырев говорит, что плохо помнит, как все произошло. Мол, все теперь у него в памяти – как в тумане. Так бывает, но не очень вяжется с его нордическим характером.

Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"


писатель, автор двуложного бестсселера "Ниже пояса",
театральный критик, журналист
и просто обаятельный плейбой Дмитрий Циликин.
Выпускник театрального садка на Моховой,
семь лет протрубивший в маске Арлекина и массовика-затейника
актером акимовского театра комедии,
на переломе 90-х уходит из профессии
во "властители дум" - в театральные критики
и на зомбиящике оказывается "повсюдушно оэкраненным" лицом.
Своей гей-ориентанции Димочка никогда ни от кого не скрывал,
как и того самого факта, что толкает и движит его
в "законодатели мод" на Олимпе питерской культуры
все то же пресловутое гей-лобби,
нашедшее себе достойное место в кабинетах Смольного
и окружении Анатолия Собчака.
Когда питерские дружною толпою и той же гей-тусовкой повалили
кукловодить столицей московитов и самим Кремлем,
Димочке тоже поступало предложение -
с брегов Невы плавно перетечь на брега ржавой Яузы
и осесть в министерстве культуры.
Но житие кабинетного сидельца мало привлекало Димочку,
и он остался в начале 2000-х
верен нищебродному Питербурху."

ПОСКОЛЬКУ ИНФОРМАТОР АНОНИМНЫЙ, УТВЕРЖДАТЬ С УВЕРЕННОСТЬЮ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ.
ВОЗМОЖНО, ВСЁ ЭТО НЕПРАВДА.

"Косырев не убивал Циликина. В квартире Циликина не найдено не только ни одного отпечатка пальцев Косырева, но не найдено вообще ни одного отпечатка пальцев. Спрашивается, кто способен нанести 10 ножевых ранений и не оставить ни одного отпечатка пальцев?
Далее. Никто из соседей не слышал ни одного звука. Спрашивается, кто способен беззвучно нанести 10 ножевых ранений, чтобы жертва не проронила ни звука? Я не говорю уже о том, что соседи никого ещё и не видели.
Но самое интересное, откуда доблестное следствие могло узнать, что Косырев два года переписывался с Циликиным и, главное, угрожал ему в переписке? Ноутбук же Циликина был похищен. Как тупые следаки смогли догадаться, что Косырев не только переписывался с Циликиным, но и угрожал ему в переписке?
Ответ может быть только один: "следствию" доставили из квартиры Циликина ноутбук и дали команду подобрать подходящую кандидатуру в убийцы.
Вот следаки 10 дней читали ноутбук Циликина и остановили свой выбор на Косыреве. В уме следакам не откажешь. Их выбор оказался абсолютно точен, ибо поднялся страшный вой против гомофобов, которых облыжно обвинили в подстрекательстве Косырева, который вообще даже не знал адреса квартиры Циликина."

А какова Ваша версия убийства Дмитрия Циликина? И почему Косырев, ежили не виновен, дал признательные показания?

ext_3604104 ("Виктор Глухов" СПб, он же "Сергей Халевин")

Вопрос, почему дал признательные показания даже и ответа не требует.
ТАМ все дают признательные показания. Попробуйте только не признаться ТАМ в чём-либо.

В пятницу 25-го марта Циликин занимался привычным для себя по пятницам делом, т.е. поймал на улице очередного несовершеннолетнего мальчика и двое суток удерживал у себя.

(В части 4 будет уточнение этого момента: " пригласил к себе домой несовершеннолетнего школьника. Не похитил его, а он сам пришёл к нему добровольно и не в первый раз.")

Все желающие очень легко по СМИ могут установить фамилию этого мальчика и фамилии его родителей.
Скажите, кому может понравиться, если малолетки двое суток нет дома? Даже ЛИЗА АЛЕРТ подключилась и засуетилась, очертя голову бросившись на поиски.
И вот, в результате проведённой спецоперации похищенный Циликиным подросток был освобождён, а похититель Циликин в ходе спецоперации был убит.
Примечание: студент Косырев в спецоперации не участвовал, т.к. не состоит в штате правоохранительных органов.
Примечание № 2, специально для Коцюбинского: Милонов в поисках похищенного Циликиным мальчика участия не принимал и даже не имел понятия, что такие поиски ведутся.
Причечание № 3: в ходе спецоперации ноутбук Циликина не был повреждён.

Про похищенного мальчика писали буквально все СМИ, даже федеральные. Обратитесь в ЛИЗУ Алерт. Они пояснят, кого искали.
Коцюбинский остервенело бичует Милонова во всех СМИ. Особенно бичевал вчера на кладбище, что есть во всех репортажах с этого мероприятия.
Раз убили, значит Циликин отстреливался. А жилы перерезали, чтобы посмеяться над педофилом, да и чтобы подельники Циликина по мальчикам призадумались хоть над чем-то. Ну, и чтобы подобные Коцюбинскому подняли истерику по поводу зверств гомофобов.

Я хотел бы разобраться в существе дела и переговорить с Виталием Милоновым.
Мне нужна фамилия пропавшего мальчика и ссылки на СМИ, с указанием его поисков.
И где именно Коцюбинский говорит о пропавшем мальчике?

Милонов к убийству Циликина не имеет совершенно никакого отношения и ничего по существу пояснить Вам не сможет.
Согласно ФЗ фамилии несовершеннолетних запрещено упоминать в ЖЖ. Коцюбинский о нём нигде не говорит, но похоже, что всю эту историю очень хорошо знает и занимается сознательным её сокрытием.
Читайте СМИ за 25-27 марта и легко всё установите.

Пока для изложения слишком мало информации.
Жизнь Косырева может быть в большой опасности. Его запросто могут повесить, сымитировав самоубийство. Там на это большие мастера.
Последний раз таким образом повесили педофила Журавлёва, зам. директора речного училища из Петрозаводска, который слишком много болтал.

А Дмитрия Циликина Вы лично знали, и что можете сказать о теневой стороне его жизни?

2016-04-10 18:40

Лично не знал, но о теневой стороне можно говорить очень много и долго. Вкратце: Циликин был сутенёром и многие годы поставлял мальчиков за большие деньги для олигархов не только Питера, но и Москвы.
Самое главное, при похищении Циликин использовал похищенные секретные спецсредства.
Многие годы ему всё это сходило с рук, и он опьянел от полной безнаказанности. Но вот, напоролся в конце концов.

Та ли информация о какой Вы говорите:

В Санкт-Петербурге в полицию с заявлением о пропаже сына обратился известный художник Андрей Хлобыстин. Об этом проинформировали представители ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области. «Парень 1999 года рождения в пятницу, 25 марта ушел на учебу, однако так и не вернулся домой. Примерно в 01.00 его отец обратился в полицию Центрального района Петербурга. В настоящее время осуществляются поиски пропавшего мальчика», - поделились в ведомстве. Стоит отметить, что сын художника является гражданином Франции, однако сейчас живет в Российской Федерации. Одновременно с этим во французском генеральном консульстве в Петербурге официальных комментариев о случившемся пока не дали. Подчеркнем, что парень при себе имел вид на жительство в России. На нем был серый пуховик с капюшоном, фиолетовая рубашка и темно-коричневые велюровые штаны

Каким образом нашли мальчика, и кто именно проводил "спецоперацию"? Я прошу Вас написать связанный протокольный текст на два десятка строк в защиту невиновного Косырева.

Как нашли - неизвестно. О том, кто это делал, публично не принято говорить.

Хорошо, жду от Вас протокольные 15 строк в защиту Косырева

Циликин был убит 27-го марта не позднее 14.36.
В его квартире не было обнаружено вообще ни одного отпечатка пальцев, соседи не слышали ни одного звука, что странно при 10 ножевых ранениях. И никто не видел, чтобы кто-то заходил в квартиру Циликина.
Из квартиры Циликина пропал ноутбук, и вдруг через 10 дней, внимательно изучив переписку Циликина из этого ноутбука, СК арестовывает подходящего кандидата в убийцы, студента Косырева, предъявив ему единственную улику: переписку с Циликиным из пропавшего ноутбука Циликина. Причём СК очень хорошо знакомо с содержанием этой переписки, в СМИ эта переписка обильно цитировалась, даже известно, что Косырев в переписке угрожал Циликину.
Больше никаких улик против Косырева у следствия нет.
Следственный эксперимент в квартире Циликина провели за рекордные 20 минут. Суд по мере пресечения провели в закрытом режиме при подсадном адвокате.

UPD Продолжение темы:

kalakazo
2016-04-11 07:52

Если можно, чуть подробней об этой стороне жизни именитого гламурного телеведущего.
И был ли он одиночкой в сем деле, или за Циликиным стояла целая группа педофилов?

ext_3604104
2016-04-11 08:55 (местное)

Каждую пятницу педофилы устраивают в Москве групповые оргии, на которые для них за большие деньги отлавливают мальчиков, начиная с 13-летнего возраста. За каждого доставленного мальчика сутенёры получают огромные деньги.
Циликин был одним из сутенёров, доставлявшим педофилам мальчиков даже из Питера в Москву, ну и для тех педофилов, которые оказывались в Питере.
Самое главное, что педофилы снабжали Циликина похищенными из секретной лаборатории спецсредствами, которыми он обездвиживал похищенного подростка.

kalakazo
2016-04-11 09:13
А какова дальнейшая судьба этих мальчиков-подростков? И почему так долго сходило Циликину с рук и почему именно только сейчас произошел сей облом?

2016-04-11 09:39

Судьбы жертв педофилов складываются по разному. Бывали и смертельные случаи, у многих убивали родителей. Всех очень щедро одаривали. Некоторые стали очень известными, ведут новости по 1-му каналу. Очень многие вместе с родителями бежали за границу. Но и там их педофилы не оставляют в покое.
Циликину всё сходило с рук по очень простой причине: полиция, СК и прокуратура на его проделки никак не реагировали. Просто делали вид, что ничего не происходит.
Сейчас у него произошёл облом, т.к. он похитил того мальчика, которого похищать ему было никак нельзя. Т.е. не на того нарвался.

kalakazo
2016-04-11 10:42 (местное)
Отслеживать
А кто из питерского культурного окружения Циликина принимал участие и знал о этих преступлениях.

ext_3604104
2016-04-11 14:19

Проще назвать про московское бескультурное окружение, ибо Циликин имел свободный вход на московские подофильские оргии по пятницам.
Напр, недавно арестовали педофила ПИРУМОВА, который зам. министра культуры, и ещё одного педофила из минкульта - некоего МАЗО.
Ещё арестовали педофила МИХАЛЬЧЕНКО, тоже из Питера.
Главный там из "культурного" окружения - это бывший худрук балета БТ Филин, которого за педофильские проделки облили кислотой.

kalakazo
2016-04-11 14:52
Так Григория Пирумова вроде как за хищения задержали? Или я что-то путаю?

ext_3604104
2016-04-11 15:01 (местное)

Пирумова арестовали за то, что он серьёзно провинился по педофильской части, правда не так серьёзно, как Циликин или некоторые другие, поэтому Пирумов только арестован.
А причину для ареста подобрали по такому же методу, как в убийцы Циликина подобрали студента Косырева.

kalakazo
2016-04-11 15:03

А что Вам известно о шалостях министра культуры Мединского?

ext_3604104
2016-04-11 15:18 (местное)

Пока не выяснял.

А как давно, по Вашим сведениям, Циликин занялся сутенерством среди малолетних?

Скорее всего ещё с 90-х годов, когда эта деятельность стала очень щедро оплачиваться и была поставлена на организованную основу и прикрывалась правоохранительными органами.

"Почему жертвы молчат, не обращаются в прокуратуру, в соцсети? Всех все устраивает?"

Не смешите. Еженедельно похищают несовершеннолетних мальчиков для педофилов прямо на улицах.
Для этого создана целая индустрия хорошооплачиваемых похитителей.

И летальные исходы есть, и согласия малолеток никто не спрашивает.

Наивный Вы человек. Попробуют они только обратиься. Сразу же убьют. Таких случаев предостаточно.

Я не знаю ни одного такого случая по церковной линии. Не просветите?

Вы как-то странно любопытствуете. Фамилии не достигших 16-ти лет запрещено выносить на публику, да это и представляет для них реальную опасность.

Я имел в виду властвующих педофилов и их жертвы. По сравнению с ними, церковники - мелочь.

Почти все громкие убийства и посадки имеют под собой педофильскую подоплёку.

Вот громкий случай.

3-го февраля 2014 г. прямо на уроке Сергей Гордеев 15-ти лет застрелил учителя педофила Кирилова, который не только его насиловал на протяжении нескольких лет, но и регулярно по пятницам похищал и отвозил на групповухи высокопоставленных педофилов. Причём жертвами педофила Кирилова стали около 20-ти учеников школы.
В последний раз Кирилов поймал и отвёз Гордеева на групповуху в пятницу 31-го января. Это переполнило чашу терпения Гордеева.

ext_3604104

А Вы думать умеете? Потому жертвы и молчат, что им некуда обращаться.
Вы куда бы их послали?

danuvius

В прокуратуру (педофилия) или общецерковный суд (обычная гомосятина, как исключение, минуя местный церковный суд). Плюс масс-медиа. А если стыдно -- пусть учатся у западных собратий.

ext_3604104

Вы точно не от мира сего.

Какая ещё прокуратура! Туда жаловаться бегают одни самоубийцы.

Вот, Виктор Хреков, не последний человек, побежал жаловаться куда повыше прокуратуры, на то, что педофил Нелидов, директор Кижей, изнасиловал его младшего сына 15-ти лет.

Так Виктор Хреков через пару дней внезапно скончался.

А Вы жаловаться предлагаете. Жертвам педофилов вообще некуда жаловаться. Не существует окошек для жалоб.

И назовите хоть одно масс-медиа, которое осмелится написать про педофила.

Вот про педофила и сутенёра Циликина ни одно масс-медиа писать не собирается. Да и в масс-медиа полно педофилов. Один педофил Лесин чего стоил.

ext_3604104

Педофилия и высшая московская власть связываются в единое логическое целое. И не надо делать вид, что Вы только про церковников-педофилов. Начинать надо с высшей власти, тогда и из РПЦ зачистят педофилов, а никак не наоборот.

Дмитрий Циликин © Фото из личного архива

Скверное начало: в шесть утра, шагнув на питерский перрон с московского поезда, узнать из Твиттера о смерти .

54 года, чуть старше меня, жил один, информации о взломе нет никакой: значит, убийцу впустил сам. Богачом не был. Дальше имеются варианты, но их немного, тут поставлю точку.

Важно другое.

Дима Циликин был дитем питерских конца 1980х — начала 1990-х, когда вечно блуждающая ось мировой культуры переместилась в голодную разрушающуюся Северную столицу, сквозь трещины в которой бурно и буйно начало расти все, что было способно к радостному танцу свободы, — полная противоположность и 1920-м, мандельштамовской траве забвения, и 2000-м, путинской сытой серости.

Для нынешних молодых это звучит странно, но тогда Питер на короткое время действительно стал центром мира, и уж точно — страны. Все лучшее, крутое, новое, cool & fun, было здесь. Юный светящийся Гребенщиков (Джоан Стингрей, одной из первых угадавшая смещение мировой оси, немедленно оказалась здесь — вон, она только что выложила на сайте снимки тех лет: сидит, счастливая, в одной ванной с БГ, и, должно, рафаэлевы путти взбивают им небесную пену). Хрипатый р-р-р-рокочущий Шевчук. Бешеный, как Азия, Цой. Вообще рок-н-ролл, звучащий из каждой щели. Алеша Кострома, обклеивающий гаубицы Петропавловки перьями. Мамышев-Монро, разрисовывающий портреты Политбюро; «пиратское ТВ» и юненький Бугаев-Африка; томно-манерная «Новая Академия» Тимура Новикова, запустившая апулеева осла в питерские парки; некрореалисты во главе с Юфитом; пылающее лапидарное граффити на макушке брандмауэра на Фонтанке: «Жан Татлян» — как подпись неба. Новый кинотипаж — Баширов: любопытствующий городской сумасшедший, эдакий Глюкля и Цапля в мужском теле. Французская киноакадемия сходит с ума по «Красному на красном» Дебижева (а российская публика — по «Два капитана-2» с Курехиным и БГ). Курехин в «Поп-механике» запускает кроликов бегать по сцене и спускает из-под колосников упакованного в кокон из фольги Хиля — советскую икону, будущего интернетного Мистера Трололо. Вся страна смотрит «5 канал» с Курковой, «600 секунд» с Невзоровым и «Адамово яблоко» с Набутовым. Игорь Мельцер открывает «Хали-Гали» с Трахтенбергом. Митьки устраивают бестиарий в Летнем саду. На открытии первого гей-клуба в особняке фон Дервиза на Галерной пол-Питера уверяет другую половину, что здесь исключительно по приглашению… Разъезжаются под утро, многие — во всехприемлющие сквоты.

Денег не было вообще или почти вообще; Майк Науменко, «Зоопарк», попросил японцев в обмен на интервью купить в «Березке» баночного пива; все делали все за счастье и ради счастья, и боги улыбались над городом, и сквозь облака торчали их бороды, и каждый, кто дерзал, мог дернуть бога за бороду, и рука немедленно становилась золотой.

Дима Циликин оказался из тех, кому позолотили если не руку, то перо.

В это отчаянно-прекрасное время он начал писать для питерской газеты «Час пик» (ах, какая была газета!) колонку о сексе (Sex in the City не было и в проекте), эдакий секс-просвет для советского человека, стремительно перестающего быть советским. Это была прекрасная — короткая, точная, интеллектуальная и упоительно смешная — колонка об играх с желанием, телом и полом. Несколько заголовков, невозможных по совковым меркам, я помню до сих пор: «- Что это, дядя? — спросила она»; «Ох, цветет калина в поле у ручья. Парня мало. Дога полюбила я…» Даниил Гранин, смущаясь, признавался тогда главреду «Часа пик» Наташе Чаплиной, что начинает читать газету именно с этой колонки. Господи, да кто не покупал «Час пик» ради колонки Циликина!

Это было лучшее время Питера после Серебряного века, и у многих это навсегда осталось лучшим временем жизни, и у многих — временем высшего профессионального подъема.

Мир покрутился юлой пятилетки полторы на ленинградско-питерской оси — и укатил в сторону Китая, а те, кто решили, что это теперь навсегда, проиграли, оставшись в пустоте с собственным головокружением.

Питер остался центром кайфа, но перестал быть центром силы. В поисках силы кто-то уехал в Лондон, кто-то — в Москву, кто-то разумно переквалифицировался в рестораторы и отельеры, кто-то стал жить на два города.

Дима Циликин остался в Петербурге, но тот циликинский писательский слог остался с тем Петербургом. Циликин продолжал работать на вымирающие понемногу газеты, писал театральные рецензии с подробным пересказом сюжета, пару раз выступал резонерски в дискуссиях с тем подтекстом, что кто в Петербурге не родился, тому петербуржцем не стать.

Я же говорю: время ушло далеко, а Циликин уходить не захотел или не смог.

Но этот мальчишка, черт побери, вписал свои золотые слова, заголовки, идеи в тот век! Сделал свои па, повороты, пируэты в том безумном карнавале эпохи. Успел, станцевал свой танец — и пусть живые завидуют ему, мертвому.

Вечной памяти ему не будет, потому что вечной памяти не бывает, но он успел причаститься той эпохи и успел причастить других, и за то одно мной навсегда любим.

Петербургский журналист Дмитрий Циликин после долгого перерыва вернулся в федеральный эфир: сегодня он ведет программу "Ночь. Кино. Театр" на Пятом канале. Как произошло его возвращение, как одна злосчастная буква может сесть "пятном на профессиональном имени" и за что его обвиняли в продажности, Дмитрий Владимирович рассказал корреспонденту Лениздат.Ру.

Вы закончили Академию театрального искусства (тогда еще Ленинградский государственный театр музыки и кинематографии) и восемь лет проработали актером в Театре комедии имени Н.П. Акимова. Что вас подвигло сменить профессию?

Ничего не подвигло. Очень странная история, которой не перестаю дивиться последние семнадцать лет. Я ушел из театра, вернее, там затеяли сокращение штатов, которое потом оказалось вроде бы незаконным, но я почувствовал, что это шанс кончить этап своей жизни, который казался мне внутренне исчерпанным, и переменить участь. И как-то зашел в гости, где меня познакомили с неким человеком, звали его Станиславом Данилиным. Мы сидели, болтали, и в тот же вечер он позвонил мне и, сказав, что служит в газете "Час пик" редактором отдела, предложил работать у него. Я признался, что ни дня в жизни не работал в газете. Он ответил, что это не имеет значения. И я пришел к нему в "Час пик" на Невский. Он меня отвел к Наталии Чаплиной и представил ей как будущего сотрудника. На что Наташа задумчиво и немножко меланхолически протянула: "Ну, может быть, Дима для начала для нас что-нибудь напишет?" Стас дал мне задание: разведать про компании "Реванш" и "Бизнес-навигатор" - это были предшественники "МММ". Я сходил, посмотрел, как люди стояли в очередях сдать свои денежки, что-то разузнал и написал текст. И он еще даже не вышел, но газета "Час пик" подписала со мной договор - с 1 декабря 1992 года. Получилось, что я, прямо как в русской сказке, ударился оземь и превратился в журналиста.

Вы работали на телеканале "Россия" и на Пятом канале примерно в одно и то же и время (2001-2003 годы). На каком из них было комфортнее?

В ту пору случилось противостояние так называемых яковлевских и так называемых полпредских СМИ. "Час пик", где я работал, относился к "полпредскому" пулу. В конце 2000-го Юлия Николаевна Стрижак, которая была тогда генеральным продюсером Пятого, "яковлевского", канала, предложила мне что-нибудь сделать для них. И я придумал программу "Атлантида. Петербургские профессора": она должна была стать фиксацией уходящей натуры - представителей исчезающего слоя старых интеллигентов. Одновременно на Карповке в петербургской дирекции ВГТРК с осени того же 2000-го затеялась программа "Арт-экспресс". Вели ее Татьяна Москвина и еще один наш коллега, который не очень устроил руководство. Они стали искать, кем его заменить, и позвали меня. Таким образом, оба предложения случились одновременно. От работы я не бегаю, да и, честно говоря, меня не очень интересовало, в каких отношениях телеканалы находятся друг с другом, к тому же обе программы не имели никакого отношения к политике. Под "Атлантиду" получили грант правительства города, и в мае 2001 года мы сняли первую программу - с ныне покойным композитором Дмитрием Алексеевичем Толстым. И уже были назначены монтажи и чуть ли не эфир, но что-то случилось с деньгами: они из пункта А вышли, а в пункт Б не пришли по неизвестным мне причинам. Все остановилось. Тем временем в "Арт-экспрессе" я благополучно работал где-то с февраля. Пришло лето, "Арт-экспресс" ушел в отпуск, а в августе тогдашний директор Пятого канала Ирина Прудникова дала интервью, в котором объявила, что на канал пришли разные новые люди, и, в частности, назвала мою фамилию. После этого меня, во-первых, стали пытать в "Часе пик", правда ли это и не переметнулся ли я во вражеский лагерь. А во-вторых, меня пригласила одна из руководителей петербургской дирекции ВГТРК и сказала, что прочитала это интервью, что я - свободный человек и имею право выбирать, но работать в кадре на двух конкурирующих каналах не могу. Я выбрал петербургскую дирекцию ВГТРК - по той простой причине, что там уже был какой-то налаженный технологический процесс, съемки шли, гонорар платили. До Пятого канала деньги гранта осенью все-таки добрались. Мы смонтировали "Атлантиду" с Толстым (считал это своим долгом, чувствуя себя виноватым перед очень пожилым человеком, который ждал эфира), после чего я уведомил нашего режиссера, что больше участвовать в проекте не смогу. Дальше грант осваивал Борис Гершт, но сколько длилась программа, не знаю - не очень за этим следил.

А все-таки на каком из каналов было комфортнее?

Трудно сказать. То, что мы успели сделать на Пятом канале - съемки и монтаж, - меня вполне устроило, все было совершенно профессионально. Мне это нравилось еще и тем, что это был более авторский продукт, чем то, что мы делали с Таней Москвиной на ВГТРК. Конечно, нас с Москвиной приглашали как авторов, а не как дикторов, читающих телесуфлер, никто, разумеется, никаких текстов нам не писал, а то, что писали мы, никто не правил. Но при этом мы сами себя не монтировали. А когда ты монтируешь себя не сам, все-таки ты - слагаемое коллективного процесса.

Я второй год работаю на телеканале "100ТВ" в программе, которая называлась "Выход в свет", а потом трансформировалась в программу "Коллекция впечатлений" с Таней Булановой. И делаю сюжеты целиком: еду на съемку, записываю синхроны тех, кого хочу записать, спрашиваю их о том, что мне интересно узнать, и почти всегда есть возможность добиваться удовлетворяющего меня - то есть содержательного и по возможности яркого - ответа. Отсматриваю материал, пишу закадровый текст и сам его читаю, подбираю подходящую, на мой взгляд, музыку, сижу на монтаже. Конечно, телевидение неизбежно, по природе своей, коллективное искусство, но "100ТВ" предоставил мне условия работы, в которых я все-таки максимально отвечаю за результат. И это мне потому доставляет максимальное удовольствие.

А с чем связано ваше желание максимально отвечать за то, что вы делаете, были какие-то неприятные ситуации?

Сколько угодно. Вот недавно вдова одного из моих педагогов в Театральном институте Евгения Калмановского (он умер в 1996 году) Татьяна Алексеевна Клявина решила издать его книгу и выбрала в качестве предисловия к ней мой текст - портрет Евгения Соломоновича, который я напечатал в газете "Дело" к его 80-летию в 2007 году. Для меня это было очень существенно: Евгений Соломонович - мой главный учитель, и в моей жизни он, наверно, важнее отца. Татьяна Алексеевна прислала текст, чтобы я его проверил. Не знаю, откуда он взялся: с сайта ли газеты "Дело" или еще откуда-то, но там было написано, что Калмановский в конце жизни пошел служить в АлександриЙский театр. Вижу это, прихожу в ужас, пишу: "Срочно исправьте: театр-то - АлександриНский". Татьяна Алексеевна эту правку передает в издательство, те обещают ее внести… А потом на презентации книги мне говорит одна чудесная девушка, библиограф Театральной библиотеки: "Хорошее предисловие, только у вас одна ужасная ошибка" - ?? - "Александрийский театр". А это книга, на минуточку, театрального писателя и критика, и получилось, что я, говоря о нем, при том не ведаю, как называется один из главных театров города, в котором живу всю жизнь и занимаюсь, в частности, театром. Одна буква садится пятном на твоем профессиональном честном имени! И что тут сделать? Разве что харакири… Книгу ведь кто-то может и через сто лет прочесть - и уличить меня в невежестве, которое на самом деле не мое. Кроме того, Калмановский все-таки не Пелевин и не Донцова, и, вероятно, его книгу купят только те, кто что-то про этого человека знает, дорожит его именем. Остается надеяться, что они догадаются: это не Циликин болван, а неустановленные лица подгадили.

Думаю, в жизни каждого пишущего и снимающего журналиста сколько угодно примеров порчи их работы редактором, корректором, каким-нибудь пробегавшим мимо начальством, когда под их именем выходили тексты и программы с фактическими и стилистическими ошибками, которых они на самом деле не делали.

В 2003 году вы стали одним из участников "движения сопротивления" журналистов против антидемократических процессов в стране, которое впоследствии оформилось в общественную организацию "Петербургская линия". Известно, что участие в этой организации вам серьезно осложнило профессиональную жизнь. Если отмотать время назад, вы участвовали бы вновь в "Петербургской линии"?

Хорошо помню собственную жизнь. В которой, особенно в юности, совершил массу поведенческих ошибок. И хотя никого не убил, ничего не украл, но, тем не менее, бывают в человеческих отношениях вещи, которых стыдишься. И у меня есть поступки, за которые мне до сих пор стыдно. Так вот, что касается сюжета с "Петербургской линией", всей этой весны-лета-осени 2003 года и дальше, когда в 2004 году Алексей Юрьевич Разоренов предложил нам возобновить проект "Петербургская линия" в качестве разворота в "Новой газете", редактором которого я почти год и был, - ничего из сказанного и сделанного тогда не стыжусь и не хотел бы менять.

Многие из участников "Петербургской линии" тогда действительно потеряли работу, прежде всего на телевидении. Но никто из нас не пропал, из профессии не ушел, на помойке не роется. Что послужило косвенным доказательством: не то чтобы мы красили места, которые занимали, но нельзя сказать, что исключительно место красило нас. Мы все неплохо прожили эти годы. Хотя, конечно, и непросто. Например, в 2004-м выяснилось, что я не могу быть автором фильма к 95-летию актера Бруно Фрейндлиха на канале "Культура": поскольку в договоре ВГТРК не может стоять моя - вражеская - фамилия. Это, конечно, был прямой запрет на профессию. Впрочем, нет таких запретов, которые невозможно обойти, и все способы сделать это хорошо известны еще со времен советской власти. А потом, ничто не вечно, включая запреты - четыре года спустя, в 2008-м, я с удовольствием и без всяких препятствий сделал для того же канала "Культура" той же ВГТРК фильм к 50-летию актера Валерия Дьяченко. И те двери, к которым и подойти было нельзя, открылись: просто прошло время, изменилась общественная ситуация, а вследствие этого и профессиональная.

У меня в жизни менялись профессии, менялись места работы, и это все достаточно временные обстоятельства, чтобы ради какого бы то ни было из них приходить в противоречие с собственной совестью. Оно того не стоит.

Может быть, вы разочаровались в соратниках, в том, как развиваются общественные проекты здесь, в России? Не было ощущения, что ваш порыв кто-то просто использует, чтобы выйти победителем во "внутривидовой" чиновничьей борьбе?

Когда мы делали газету "Петербургская линия", такого ощущения не было. Другое дело, что нас в этом обвиняли: в том, что либо мы прямо продались, либо, сами не ведая того, стали марионетками в руках каких-то кукловодов. Но эти обвинения - классический пример того, как на воре и шапка горит. У нас была героиня - наш кандидат на выборах Контра Омнес, то есть "Против всех". Это - парагвайская певица, которой придумали биографию и внешность. И когда верноподданнические "политологи" заявили, что Контра Омнес - продукт заокеанских политтехнологий, оплаченный чемоданами долларов, мне пришлось публично напомнить: ее придумал Самуил Лурье, она появилась в его тексте, вышедшем в рамках проекта "Письма полумертвого человека", который существовал на страницах "Часа пик" и потом стал книжкой Лурье-Циликина. Просто не очень талантливые люди, когда кто-то сочиняет что-то талантливое, конечно, не могут и мысли допустить, что он - талантливый, а они - нет. А надо сказать, те, кто участвовал в кампании по назначению Валентины Матвиенко путем выборов, были довольно бездарны. Давно замечено: выдумать что-то яркое, интересное от любви или от злости, или от раздражения, оттого, что тебя что-то не устраивает, всегда получается лучше, чем сочинять потому, что тебе дали денег и ты должен сочинить.

А что касается разочарования: я никому не учитель жизни, не судья, не моральный авторитет. Я вел себя так, как считал возможным, нужным и правильным. И не смею ни на секунду сомневаться в праве любого другого человека поступать точно так же.

Как вернулись на Пятый канал?

Мне позвонила редактор Татьяна Антонова, с которой я был знаком, и сказала: "Открывается проект "Ночь" - каждую ночь ведущие будут говорить с гостями на какие-то темы. Мы хотели вам предложить тему "Театр и кино". Не согласитесь ли попробовать?" Я ответил: "Конечно, почему нет?" Мы записали что-то типа пробы, кастинга, после чего Татьяна сообщила, что меня утвердили. Это было в конце марта, а с апреля идут эфиры.

Дмитрий, проект "Ночь" на Пятом" позиционируется как интеллектуальное телевидение. Не кажется ли вам, что сегодня такой жанр не востребован и популярностью пользуются сериалы и такие передачи, как "Дом-2"?

То, что Пятый канал запустил этот проект, вызывает у меня уважение, граничащее с восхищением. Это поступок того же рода, как создание и финансирование государством канала "Культура" (хотя ходят ужасные слухи о его закрытии). Ведь, простите за банальность, но любое государство цивилизованно в той степени, в какой в нем уважаются и защищены права меньшинства. К примеру, мне сказали, что у нашей программы с Эрой Зиганшиной была хорошая доля - то есть среди тех, кто смотрел телевизор в полвторого часа ночи, оказалось немало тех, кто захотел провести это время с талантливой и умной актрисой. И слава богу! Значит, какие-то люди за свои - налогоплательщиков - деньги (о чем на телевидении давно никто не думает) получили продукт, который был им любопытен. Не знаю, сколько это продлится, дай бог, чтобы как можно дольше, потому что замечательных людей, разговор с которыми будет интересен, много. Пусть зрителей "Ночи" будет не миллионы, не сотни тысяч, но это тоже граждане этой страны, и они имеют на это право.

Что касается "Дома-2" - не смотрю его вовсе, мне он кажется физиологически непереносимо, смертельно скучным. Другое дело - не очень понимаю тех, кто вопит, что эту передачу надо запретить, поскольку она-де кого-то растлевает. Старинное заблуждение: будто людям от природы положено есть, пить, спать, дышать, некоторые еще считают, что человеку от природы положено любить, и почему-то все убеждены, что от природы человеку положено смотреть телевизор. Это не так. И если кому-то не нравится "Дом-2" - пусть переключит канал или выключит телевизор вовсе, выбросит его, наконец. Поверьте, ничего не произойдет: дыхание не прервется, сердце не остановится.

А что скажете о петербургских журналистах? Есть ли среди них люди, которых вы уважаете, с которыми дружите? Как, по-вашему, объяснить то, что на форуме Лениздат.Ру журналисты пишут оскорбительные комментарии о своих коллегах?

Поскольку у меня нет ни журналистского образования, ни, таким образом, однокашников по журфаку и я в эту профессию попал достаточно случайно, ничего про Союз журналистов, журналистское сообщество не знал и мало что понимаю в их внутреннем устройстве. Но пользуясь порталом Лениздат.Ру как источником информации и заглядывая, в частности, на его форум, ловлю себя на ощущении, что есть две параллельные реальности. Я почти двенадцать лет проработал в газете, и там было много самого разного народу: и те, кого я уважал и кто был мне необыкновенно симпатичен, и людей, с которыми, если б жизнь не свела меня в одном офисе, само знакомство показалось бы мне странным и диким. Не сомневаюсь, кто-то так же воспринимал меня. Конечно, есть масса коллег, с которыми дружу и которые вызывают мое уважение и восхищение. Но есть какой-то второй… не хочется называть словом "планктон"… Впрочем, С.А. Лурье нашел более точное определение: "мелкий гнус". Но, собственно, а чем в этом смысле журналисты отличаются от всех остальных? Наверное, ничем. Это одна из форм глупости, утверждать: все артисты такие, все журналисты такие, писатели, политики, все продавцы такие… Думаю, всюду есть эта иерархия: от человеческого, если угодно, мусора до драгоценностей, людей, которые составляют совесть и образец профессии. Другое дело, что везде умных меньше, чем дураков, подлых больше, чем благородных… Но так ведь устроена жизнь, не правда ли?

Беседовала Ирина Корженевская

Дмитрий Владимирович Циликин (28 октября 1961, Ленинград, РСФСР, СССР - 27 марта 2016, Санкт-Петербург, Россия) - российский актёр, журналист, фотограф, музыкальный и театральный критик.

Биография

Дмитрий Циликин родился 28 октября 1961 года в Ленинграде. В 1982 году окончил ЛГИТМиК. С 1982 по 1990 годы - актёр Ленинградского академического театра комедии имени Н. П. Акимова.

В 1992 году ушёл в журналистику, начав работать в газете «Час пик», где прошёл путь от корреспондента до редактора блока «Культура и общество». Кроме того, Циликин также печатался в таких газетах и журналах как «Известия», «Ведомости», «Коммерсантъ», «Московские новости», «Время новостей», «Vogue», «Elle», «Эксперт», «Профиль», «Театр» и других. Также он был обозревателем информационного агентства «Росбалт» и в качестве автора и ведущего работал на РТР, Пятом канале и на радиостанции «Эхо Петербурга».

27 марта 2016 года журналист был убит у себя в квартире. Похоронен 9 апреля 2016 года на Серафимовском кладбище.

Творчество

В апреле 2013 года Циликин стал победителем национальной премии в области прессы «Искра» в номинации «Рецензия». Циликин также награждался специальной премией жюри конкурса «Золотое перо» в 2001 году и входил в экспертный совет театральной премии «Золотая маска». В 2016 году Циликину уже посмертно была вручена ещё одна премия «Золотое перо» - в номинации «Культурное пространство».

  • статьи о спектаклях «Дом, который построил Свифт», «Новое время» («Деловой Петербург», декабрь 2015);
  • статьи о «Симфонии в трёх движениях» и спектакле «The Demons» («Деловой Петербург», январь 2016);
  • статьи о спектаклях «Рикки-Тикки-Тави», «Сон об осени» и об опере «Симон Бокканегра» («Деловой Петербург», февраль 2016);
  • статьи о спектаклях «Сегодня. 2016», «По ту сторону занавеса», «Письмовник» («Деловой Петербург», март 2016).

Убийство и расследование

31 марта 2016 года Дмитрий Циликин был найден в своей квартире мёртвым с многочисленными колото-резаными ранениями. На теле убитого было обнаружено около тридцати ранений, нанесённых колюще-режущим предметом. Следов взлома обнаружено не было - убийца находился в гостях у жертвы. После совершения преступления убийца забрал из квартиры убитого ноутбук, телефон и деньги на общую сумму 43,5 тыс. рублей, а также запер жертву в собственной квартире его же ключами. Смерть наступила около 17 часов 27 марта в результате потери крови.

Через неделю после убийства следствие установило личность преступника - им оказался 21-летний студент Гидрометеорологического университета Сергей Косырев. Преступник был задержан полицией 7 апреля и вскоре сознался в совершении убийства. В ходе расследования также было установлено, что убийца и жертва были едва знакомы, и то - через переписку по интернету. По признаниям Косырева, он знал о гомосексуальности Циликина и изначально планировал собрать на него компромат, чтобы затем шантажировать его, угрожая аутингом. Однако, как выяснила полиция, Косырев, отправившись на встречу с журналистом, взял с собой охотничий нож, травматический пистолет, комплект чистой одежды и перчатки, что может говорить о заранее планировавшемся убийстве. Позднее на одном из допросов убийца заявил, что разделяет ультраправые взгляды и является «чистильщиком», а мотивом убийства послужила не неприязнь, как утверждалось в полицейском протоколе, а ненависть.

Тем не менее, следствие в официальном заключении пришло к выводу, что убийство имеет бытовой характер и было совершено на почве «внезапно возникшей ссоры». В связи с этим более 40 деятелей культуры, в том числе Александр Сокуров, Александр Мелихов, Анна Алексахина и другие, подали петицию с требованием переквалифицировать уголовное дело как преступление на почве ненависти по отношению к определённой социальной группе (убийство на почве гомофобии). После убийства Циликина в New York Times была опубликована статья известной ЛГБТ-активистки Маши Гессен о загадочных убийствах многих известных российских деятелей культуры, таких как, например, Илья Зимин, Вячеслав Титов, Алексей Девотченко, погибших при схожих обстоятельствах.

Библиография

  • Лурье С. А., Циликин Д. В. Письма полумертвого человека. - СПб. : «Янус», 2004. - ISBN 5-98278-008-1.
  • Циликин Д. В. Вопрос ниже пояса. ОНА. - СПб. : «Азбука-классика», 2002. - ISBN 5-352-00210-1.
  • Циликин Д. В. ОН. Вопрос ниже пояса. - СПб. : «Азбука-классика», 2002. - ISBN 5-352-00209-8.