Честность перед самим собой. Почему важно быть честным с самим собой

Ответ более чем предсказуем, большинство из читающих ответит – «плохо». Тогда следующий вопрос: «А вы лично иногда говорили неправду (лгали)?». Вот тут кроется подвох, т.к. поверить в то, что ни один человек, хотя бы единожды не солгал, невозможно.

Ложь возникает по многим причинам, из плохих либо хороших побуждений, во избежание или отсрочки наказания – она есть. Ответьте честно на два вопроса, и вы поймете, как сложно и в то же время просто быть честным с самим с собой. Сложно, потому что придется быть искренним и принять себя таким, какой вы есть, легко, потому что не придется повторно лгать.

Корни подобного самообмана лежат в детстве и являются результатом родительского воспитания.

С детства у ребенка пытаются выработать определенную модель поведения. Подобно условному рефлексу, модель поведения формируется путем метода поощрений и наказаний: за скверное поведение – наказывают, за хорошее – поощряют. Только сами родители, а уж тем более ребенок, не подозревают, что границы плохого и хорошего условны. Поэтому когда-то навязанные им стереотипы, не всегда правдивые, закрепляются и переносятся на следующее поколение. Ребенка можно сравнить с чистым белым листом бумаги, на котором родители и общество «рисуют» картины стереотипов, передающихся из поколения в поколение. Чужой, возможно, не очень удачный опыт, принимается за истину. Неповиновение этой истине расценивается как скверное поведение, за которым неизбежно следует наказание. Подчинение правилам ведет к поощрению.

В процессе взросления ребенок понимает, что он «хороший», когда его поведение соответствует принятым семейным моделям поведения, и что он заслуживает кары, если выходит за принятые условные рамки. Он попадает в сети самообмана, потому как начинает имитировать хорошее поведение, дабы избежать наказаний и осуждений со стороны взрослых. В то же время полученный опыт позволяет ему определить что ложь – это плохо. Значит, в глазах окружающих он хороший, а в собственных – плохой. Возникает внутренний психологический конфликт: с одной стороны - желание быть хорошим и избежать наказания, с другой - невозможность соответствовать всем требованиям родителей. Подобный конфликт, а именно отсутствие честности с самим собой, лежит в основе многих проблем психологического характера.

Для психологического комфорта честность необходима, словно воздух.

Никто не обязывает, а тем более не навязывает нам соблюдение правил. Тем более, что границы этих правил условны и где заканчивается плохо, а начинается хорошо - никому неизвестно. Быть хорошим – это значит ожидать награды, подобно как в детстве мама нас гладила по голове, приговаривая «умница, хорошая девочка». Так же как необоснованно испытывать гордость за соблюдение стереотипов, а тем более имитировать соблюдение этих правил.

Быть идеальным невозможно, а упорное стремление к надуманным идеалам порождает лицемерие.

Прежде всего, лицемерие перед самим собой, т.к. мы начинаем думать и вести себя с точки зрения идеала, теряем естественность и индивидуальность.

Быть индивидуальным в современном лицемерном обществе опасно.

В обществе, где имитируют, а затем поощряют подобное лицемерие, обязательно осудят за любое проявление индивидуальности. Именно поэтому, боясь быть осужденными, так часто люди подвержены стереотипам. Но все же честность поощряется. Человек, честный с самим собой, уверен в себе, имеет стержень личности. Поэтому правдивого человека воспринимают гарантом честности, знают, что его обещания обязательно воплотятся в жизнь. Завоевать такое доверие сложно, а вот потерять легко. Солгав единожды, можно потерять доверие на многие годы и заслужить его, приложив огромные усилия. Лгуну приходится жестко контролировать свое поведение. Помнить каким людям и какую неправду он говорил. Это стоит больших усилий и большого нервного напряжения, так как он будет ожидать расплаты за непристойное поведение, что неизбежно ведет ко многим психологическим конфликтам.

Главная ценность честности в том, что к нам возвращается то, что мы отдаем. Причинно-следственный закон действует на всех уровнях. Если мы принижаем и осуждаем других, то и нас тоже будут осуждать. Если мы вечно сердимся, то будем натыкаться на сердитый прием везде, куда бы ни пошли. Любовь к себе созвучна любви, которую предлагает нам жизнь .Представьте, например, что вашу квартиру только что ограбили. Вы, конечно, сразу ощущаете себя жертвой? Вы восклицаете: "Мою квартиру ограбили! Какой негодяй сделал это?!" Когда такое случается, человек чувствует себя прескверно. И тем не менее стоит задуматься, чем вы навлекли на себя это неприятное событие.Повторю снова: немногие готовы принять мысль о том, что мы в ответе за все, что с нами происходит. Большинство предпочитает думать, что последствия их поступков проявляются в их жизни лишь иногда. Гораздо легче обвинить в своих несчастьях кого-то другого. Но духовный рост невозможен без осознания того, что все, происходящее вне нас, практически ничего не значит - все исходит от нас.

Когда я слышу, что человека ограбили или он что-то потерял, я прежде всего задаю вопрос:

"А кого вы обокрали недавно?" И если на лице собеседника появляется смущенное выражение, я понимаю, что попала в точку. Если мы припомним, как взяли что-то чужое, и подумаем, чего лишились вскоре после этого, у нас откроются глаза на связь этих событий.

Если мы берем чужое, мы почти всегда теряем затем нечто гораздо более ценное. Например, мы взяли чьи-то деньги или какую-то вещь, а потеряли друга. Если мы украли у кого-то друга, то можем лишиться работы. Если мы уносим из офиса ручки и марки, то может случиться, что мы опоздаем на поезд или на свидание. И эти потери, как правило, бывают связаны с чем-то важным в нашей жизни.

К сожалению, немало людей крадут всякие мелочи из офисов компаний, магазинов, ресторанов, отелей и подобных мест, оправдывая себя тем, что для крупного бизнеса это небольшая потеря. Это неубедительное оправдание. Причинно-следственный закон действует неизменно для каждого из нас: если мы берем, мы теряем; если мы отдаем, мы приобретаем. Иначе не может быть.

Если в вашей жизни - полоса потерь или все идет не так, как хотелось бы, вам, наверное, нужно проанализировать, что и как вы берете. Люди, которым и в голову не приходит воровать, могут спокойно красть у другого человека время или ущемлять его чувство собственного достоинства .Каждый раз, когда мы вынуждаем человека чувствовать себя виноватым, мы обкрадываем его в его самооценке. Для того чтобы быть честным на всех уровнях, требуется тщательный самоанализ и осмысление своих поступков.

Когда мы берем чужое, мы, по существу, даем знать Вселенной, что считаем себя неспособными приобрести необходимое; что мы порочны; что мы хотим, чтобы у нас крали; наконец, что мы ощущаем нехватку нужных вещей. Мы верим: чтобы что-то получить, нужно быть изворотливым и хватать все, что подвернется. И эта вера воздвигает вокруг нас стены, сквозь которые в нашу жизнь не могут проникнуть ни радость, ни изобилие.

Эти негативные убеждения не соответствуют правде бытия. Мы - совершенны и заслуживаем всего самого лучшего. На нашей планете всего в изобилии. Добро всегда приходит к нам по праву сознания. Работая над своим сознанием, мы постоянно совершенствуем свою речь, свои мысли и свои поступки. Как только мы окончательно понимаем, что наши мысли творят нашу жизнь, то начинаем интерпретировать происходящие в ней события как сигналы о том, что еще нам нужно изменить в себе. И мы делаем выбор из любви к себе - быть абсолютно честными (например, никогда не брать чужого, вплоть до последней скрепки). Когда мы честны во всем, нам гораздо легче жить.

Если в магазине в ваш счет не включили стоимость какой-то покупки и вы это обнаружили, сказать об этом работникам магазина - ваш духовный долг. Обратите их внимание на это. Если же вы не знали о случившемся или обнаружили несоответствие, вернувшись домой или спустя пару дней, - это уже другое дело.

Если нечестность привносит в нашу жизнь дисгармонию, то любовь и честность могут дать совершенно другое. И мы сами будем творить в своей жизни добро и прекрасные сюрпризы. Заглядывая внутрь себя с позиций честности и любви без всяких условий, мы узнаем много нового о своей необычайной силе. То, что мы научимся создавать силой своего сознания, имеет гораздо большую ценность, чем все деньги, которые мы могли бы украсть.

(из личного опыта)

Ольга: Как вот человеку научиться быть честным с собой?
Игорь Михайлович: Просто быть. А зачем ему учиться? Это врождённые
качества, это дар, который люди имеют. Они просто им не пользуются.


Определение честности

Прочитав несколько определений в разных словарях, я обобщила для себя, что же такое честность перед самим собой. Это:

  • умение взять на себя ответственность за свои деяния, не оправдывать свои поступки, а искать возможности их изменений;
  • умение оценивать свои поступки и действия той же мерой, что и поступки других людей;
  • жить осознанно;
  • быть, а не казаться. Быть таким, каков ты есть на самом деле. Быть тем, кем тебя создал Творец.

Как оказалось, все эти определения — ещё не ответы. А лишь этапы для дальнейшего исследования вопроса. Предлагаю читателям познакомиться с ними поближе.

Умение взять на себя ответственность за свои деяния

Прежде всего, честность с собой предусматривает принятие на себя ответственности за всё, что происходит в моей жизни. Взять на себя ответственность и быть честным с собой — это значит перестать искать виноватых в своих неудачах. Всё, с чем я сталкиваюсь в жизни, есть следствие моих предыдущих выборов. Это значит, что все предпосылки к происходящим событиям я создаю сама. Автор всех обстоятельств - я сама. Кого же тогда мне винить?

Но, осознав это, важно не заниматься самоедством. Лучше перенаправить силы на поиск конструктивных решений. Тогда и позитивный настрой сохранится, и высвободится время для дальнейшего самосовершенствования.

Умение оценивать свои поступки и действия той же мерой, что и поступки других людей

Чтобы быть честным перед самим собой, нужно признать, что все люди равны. Все мы дети одного Отца и находимся в равных условиях заточения в материальном мире. А значит, критерии оценивания тех или иных поступков одинаковы для ВСЕХ людей. Такой подход ведёт к развитию честности и искренности в отношениях с другими людьми. А от этого выигрывают все - и я, и окружающие меня люди.


Жить осознанно

Честность является одним из аспектов осознанности. Невозможно жить действительно осознанно и в то же время обманывать самого себя. Осознанность в современной психологии определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором человек фокусируется на переживании настоящего момента, не отвлекаясь на события прошлого или мысли о будущем. Осознанность - это как пробуждение. Это пребывание в моменте Здесь и Сейчас. Это возможность контролировать непрерывный поток мыслей и делать выбор в сторону созидательных аспектов восприятия. Именно осознанность раскрывает творческий потенциал человека, его интуитивное чувствование. А внутренние глубинные чувства человека в зародыше исключают самообман.


Быть, а не казаться

Каждый человек создан по образу и подобию Творца. Если Бог совершенен, то и человек тоже совершенен. Что же помогает раскрытию, проявлению этого совершенства? Стремление быть, а не казаться. Честность - это настоящая внутренняя Свобода. Свобода быть собой. А умение быть собой вознаграждается наполненностью счастьем, покоем, радостью, удовлетворённостью, целостностью. Быть таким, каким тебя создал Творец — это быть без масок , без привязанностей к видимому миру, без доминации, без желания манипулировать и управлять. Быть таким, каков ты есть на самом деле.

Честность перед самим собой — это желание разобраться, откуда исходят мои слова и действия - из потребностей Души или личной выгоды. Честный взгляд на себя помогает увидеть корень проблемы, что приводит к верным решениям. И здесь важно называть вещи своими именами. Настоящая жизнь начинается с тех самых моментов, когда честно отвечаешь себе на вопросы. На самые неудобные вопросы, на жесткие вопросы, на больные вопросы.

Замечательным инструментом для меня в этой работе является дневник наблюдений . Он помогает вырабатывать честный взгляд на себя. Это позволяет избежать самообмана. Нужно вести учет своих действий и достигнутых результатов в письменном виде. Бумага беспощадна! Она не солжет ни сегодня, ни завтра, ни через год. Зато сознание будет услужливо приукрашивать прожитый мною этап жизни в поисках оправдания слабостей и бездействия. А бумага лишь непредвзято засвидетельствует то, что реально происходило, и чего человек по факту достиг.

Особенно полезно записывать всё то, что требует личного контроля, чтобы избежать самообмана. В результате такой работы над собой появляется шанс наработать те качества, которые будут с пользой служить не только тебе, но и резонируют в других людях. Так честность перед самим собой помогает человеку идти по пути духовного развития, к рождению Ангела, созданного по образу и подобию Творца.

В заключении приведу одну притчу. Прочитав её, каждый сам увидит глубочайшую ценность такого качества, как честность перед самим собой .


ПРИТЧА о честности

«Давным-давно одной страной долго правил мудрый император. Пришло время, он состарился и решил объявить своего наследника. Все ожидали, что это будет кто-то из его детей или последователей. Но император придумал кое-что другое.

Он приказал собрать во дворце всех, без исключения, юношей, живущих в стране. И сказал им следующее: «Мне нужно назначить следующего правителя. И я решил, что выберу этого человека из вас».

Все, кто был в этот момент в зале дворца, впали в недоумение. Пожилой правитель продолжил: «Я дам каждому по семечку. Вы посадите его, будете ухаживать за ним в течение года, а затем вернетесь во дворец с выращенным урожаем. Тот, у кого будет самое лучшее растение, станет моим преемником!»

Юноша, которого звали Линг, тоже получил своё семечко. Когда он рассказал матери о задании императора, она помогла ему его посадить. Затем молодой человек тщательно его растил и каждое утро проверял, не появились ли маленькие росточки.

Шло время. При встрече другие юноши хвалились Лингу о своих достижениях. А в горшочке у Линга так ничего и не появилось. Он начал считать себя ничтожеством, потому что все остальные только и хвалились своим урожаем.

Незаметно пролетело полгода, но результата у Линга по-прежнему не было. Он винил во всём себя, что сам загубил драгоценное растение.

И вот завершился срок, поставленный правителем. Как и было оговорено, все юноши принесли во дворец выращенные ими растения. А Линг не хотел туда идти, но любящая его мать сказала, что надо быть честным и уметь признавать своё поражение...

Когда Линг появился во дворце, то увидел огромное разнообразие различных растений, которые принесли другие юноши.

Когда император увидел всё это, он произнес: «Вы все заслуживаете похвалы! Ваш урожай - просто чудесен!»

Линг во время речи императора пытался быть незаметным. Но император заметил его пустой горшок и вызвал юношу вперед. Все начали смеяться над Лингом, увидев, что кроме земли в горшке ничего нет.

А правитель вдруг произнес: «Вот мой преемник! Вы все помните, что, получив семя, вы через год должны были вернуться с результатами своих трудов во дворец. Но никто из вас не знал, что те семена никак не могли прорасти, они были испорчены, я их предварительно сварил. Но вы, кроме Линга, всё-таки принесли плоды своих трудов. Вы подменили семя, полученное от меня. И Линг - единственный, в честности которого я не сомневаюсь. Поэтому он заменит меня и станет вашим императором!»

Почти все психологические проблемы можно свести к отсутствию честности с собой. В раннем детстве у нас еще нет личной картины реальности, поэтому мы перенимаем родительскую, впитывая в себя бездну условных представлений о плохом и хорошем, правильном и неправильном. За «хорошее» поведение нас поощряли, за «неправильное» наказывали, укрепляя эти представления словно законы жизни. Здесь кроется первый базовый самообман – чужие, возможно лживые, слова были приняты за истину. Наказание за неповиновение истине было принято как надлежащая кара за «плохое» «грешное» поведение. Награду за повиновение мы приняли как воздаяние за свои «хорошие» заслуги.

Считать себя «хорошим» и потому заслуживающим награды, также, как и считать себя «плохим» и потому заслуживающим кары – самообман. Все это – условные правила, принятые как должное, будто за ними стоят законы вселенной. Становясь старше ребенок замечает, что порой имитация «хорошего» поведения приводит к той же самой награде, и начинает врать. При этом вранье в его уме сохраняется под грифом «плохого», и тогда начинается внутренний конфликт – ребенку слишком сложно соответствовать всем родительским законам и оставаться хорошим, при этом не хочется чувствовать себя плохим из-за их нарушения.

Для душевного спокойствия честность с собою нужна, как воздух. Важно уметь понимать условность всех правил. Все они изначально лживы – глубоко условны. Нет такой вселенской необходимости их соблюдать и уж тем более нет необходимости имитировать их соблюдение. Гордость за соответствие идеалам совершенно необоснованна. Такая гордость – наша детская привычка ожидать награду за повиновение «правильным» правилам. Чувство вины за несоответствие идеалам – привычка ожидать наказание за нарушение родительского кодекса.

Сохранять честность с собой в нашем невротическом обществе в каком-то смысле рискованно. Все вокруг пытаются соблюдать или лживо имитировать с детства вбитые в голову кодексы правильных правил, осуждая тех, кто отказывается участвовать в этом спектакле..

Истина – то, что есть. На относительном уровне слов, правда – это отражение жизни. Пусть слова свидетельствуют о множестве предметов, или событий, но если речь непритворна, и описание соответствует происходящему, оно как бы накладывается на настоящее, заряжаясь его энергией. Честность важна прежде всего с собой, а на внешнем уровне правдивого человека воспринимают всерьез, потому что знают – его слова имеют вес и воплощаются в действиях. Но даже один небольшой обман может стать той самой ложкой дегтя, всецело отравляющей отношения. Может уйти немало времени, прежде чем вруну снова начнут доверять. Вруну приходится тратить энергию на лживые маски и запоминание, кому, где и что именно было сказано. Врун пребывает в страхе, что его разоблачат, и репутация пойдет под откос. Все это никак не окупает преимущества лжи.

Быть честным с собою означает быть по-настоящему практичным. Это и есть истинная совесть в противовес невротической, ожидающей наказаний. В любой ситуации целесообразно действовать по совести независимо от поведения окружающих. Если ваша совесть чиста, вы остаетесь в спокойной радости, где нет тревог, сожалений, обид, или каких-то терзающих вопросов. Когда в прошлом нет ничего упущенного, а в будущем нечего наверстывать, тогда спокойствие пронизывает в реальном настоящем до глубочайших уголков души.