Эволюционная цепочка человека презентация по обществознанию. Эволюционная цепочка человека. Культурные составляющие эволюции. Процесс становления и развития общества

Урок № 5-6

Обществознание, 10

Природа человека

Д.З.: § 3, ?? (с. 34), задания (с. 35)

© Куликов Р.В.

© ред. А.И. Колмаков



Понятия, термины

  • Категория;
  • бытие человека;
  • Человек – продукт биологической, социальной, культурной революции;
  • Индивид;
  • Индивидуальность;
  • Личность


Изучение нового материала по вопросам

  • Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
  • Цель и смысл жизни человека.
  • Науки о человеке.

1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Говорят, древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днём, высоко подняв над головой зажжённый фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали:

-Кого ищешь, Диоген?

-Ищу человека, - отвечал философ.

Человек весь соткан из парадоксов:

  • Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе
  • У него есть инстинкты, но руководствуется он прежде всего разумом
  • Человек рождён в природе, но пытается подчинить её себе
  • У человека есть разум, но есть и бессознательное
  • Кто же есть человек?
  • В чём его особенности?

Теории происхождения человека

Космическое происхождение человека (происхождение всего живого из космоса или теория, согласно которой мы все являемся предками космических пришельцев)

Божественное происхождение – весь мир, в том числе человек является творением Бога, Бог создал человека по своему образу и подобию

ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

из животного мира

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле .

В науке преобладает теория происхождения человека из животного мира, основанная на теории Ч.Дарвина о происхождении видов а также версия, что труд и эволюция процесса труда привели к появлению человека разумного (homo sapiens) - Ф. Энгельс "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"


Антропогенез - процесс становления и развития человека

Рамапитек

(14-20 млн. лет назад)

Австралопитек

(5-8 млн. лет назад)

Питекантроп

homo habilis

(человек умелый) около 2 млн. лет назад

homo erectus , человек прямоходящий,

1-1,3 млн. лет назад

Завершает процесс антропогенеза вид, получивший название кроманьонец ( homo sapiens ) – человек разумный


Как вы понимаете – биологические и социальные начала в человеке?

Биологические начала – те признаки, что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными

Социальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми.

Составьте таблицу!

Биологические начала в человеке

Инстинкты, потребности в пище, сне, воздухе, наличие тела,

Социальные начала в человеке


Биологические и социальные начала в человеке

Человек существо биосоциальное

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens . Природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы.

Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разум, свобода и ответственность.

Социогенез

Антропогенез

Процесс становления и развития человека

Процесс становления и развития общества

Антропосоциогенез

Человек


Цели и смысл жизни Зачем я? Под смыслом жизни понимается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы её прожить.

Человеку свойственно

планировать свою жизнь

Служение

обществу?

Обладание

вещью?

Власть?


Цели и смысл жизни

Дайте характеристику основных подходов к определению смысла жизни

П. 3 с. 30 учебника, таблица

Точка зрения

Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее вам близок?


Подходы к пониманию смысла жизни

  • Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341-270 гг. до н. э.)).
  • Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (400-325 гг. до н. э.)).
  • Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336-264 гг. до н. э.)).
  • Религиозный: самоотверженное служение Богу.
  • Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724-1804 гг.).
  • Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.

Что будет после меня?

Мы ценим жизнь потому что она не бесконечна

Смертный человек-

часть «бессмертного»

человеческого рода

Личная

сторона

Общественная

сторона


3. Науки о человеке

Сущность человека


Практические выводы:

1. Человек - существо историческое. Каждый из нас как бы "стоит на плечах" многих поколений своих предков. На человеке лежит ответственность за жизнь на Земле и будущее человечества.

2.Необходимо осознать значимость человека, понять в чём смысл жизни, выбрать достойные цели, осознанно сделать выбор жизненного пути, ради чего стоит жить.

3.Важно понять, что человеческая жизнь самоценна, а перспектива человечества состоит в развитии личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром.



  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Розовый. Зелёный. Семейная группа. Белый. Оранжевый. Жёлтый. Красный. Наиболее ответственный период в жизни семьи - когда супругам от 20 до 30 лет. Семья территориальная. Разводы. Синий. Бразильцы Валдомиро да Сильва и Ирасела Ласерда решили сыграть свадьбу. Псевдосемья. Урок семьи. Типы современной семьи. Юбилеи. Серый. Родственники. Коричневый. Светло-синий. Семья. Любовь. Свободный брак. Ваш цвет и вы.

«Женщины-политики» - Роль женщины в современном обществе. Принижение роли женщины. Молодежь в политике. Председатель Совета Депутатов. Студенты. Родители. Данные исследования. Образованные женщины. История вопроса. Положение женщины в обществе. Девочки. Мальчики. История развития. Целесообразность. Представление о роли женщины в обществе. В России мало женщин-политиков. Гендерный аспект темы. Диаграмма женщин-политиков.

««Вопросы по обществознанию» 10 класс» - Отвлечение. Переустройство какой-либо стороны общественной жизни. Невещественное начало в человеке. Нечто устоявшееся, трафаретное, повторяющееся без изменений. Объективность. Метод научного исследования. Мышление как процесс решения проблем. Познание осуществляется посредством зрения. Законность. Исчерпывающее, полное, достоверное знание. Показатель определённого уровня достоверности. Совокупность всех способов взаимодействия.

«Общественные отношения» - Б. 20 «документ». Социальных групп. А.30 «социальная структура.». Виды социальных норм. Личностный. Контроль в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания индивида. Моральные. Механизм социального контроля. Язык, культура, экономика. Пример формальной санкции. Социальные связи. Первые группы возникшие в процессе разделения труда. Планирование дела. Социальные отношения. Выговор. Социальные взаимодействия.

«Уставы вооружённых сил РФ» - Устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации. После октябрьской революцией (переворота) первые советские воинские уставы были изданы уже в 1918 году. Боевые уставы. Действие Устава. Дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации. Содержащиеся в Уставе положения следует применять творчески, сообразуясь с обстановкой.

«Вопросы по Конституции» - Присяга Президента. Основы конституционного строя. Вопросы- минутки. Президент РФ. Интеллектуальная игра для 10-11 классов «Знаешь ли ты Конституцию РФ». О Государственном флаге РФ. Вопросы-минутки. Демократия. Народ выбирает. Ход игры. Восстановите по памяти текст Присяги. Что изображено на гербе России. «Союз нерушимый». Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. Что означают цвета на Российском флаге.

    Слайд 2

    Происхождение человека

    Одна из интереснейших и сложнейших тем, изучаемых в курсе общей биологии, – происхождение человека. Где, когда и как возник род человеческий? Как он расселился по Земле?
    В прошлом веке в европейской культуре существовало два ответа: один дан в Библии, другой – в теории Чарльза Дарвина. Поэтому именно этот вопрос – создан ли человек Богом или произошел от обезьяны – привлек внимание широкой публики.

    Слайд 3

    Чарльз Дарвин не отрицал существования Бога, однако считал, что Бог создал лишь начальные виды, остальные же возникли под действием естественного отбора. Альфред Уоллес, который пришел к открытию принципа естественного отбора почти одновременно с Дарвином, в отличие от последнего утверждал, что между человеком и животными существует резкая грань в отношении психической деятельности. Он пришел к выводу, что мозг человека не может рассматриваться как результат естественного отбора.
    Человек – это животное, интересующееся своим происхождением. Интерес к собственному происхождению свойствен человеку с глубокой древности. Чем дольше ученые изучают палеонтологическую летопись, тем яснее вырисовывается картина превращения обезьяны в человека.

    Слайд 4

    По пути гоминизации шли многие виды приматов, и Homosapiens в момент своего появления был просто представителем одной из нескольких конкурирующих линий. То, что именно он достигнет успеха на арене эволюции, не было предопределено.
    Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканского происхождения человека и считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник на Юго-востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете.
    Homoerectus появился в Африке около 1,8 млн лет назад. Он изготавливал более совершенные каменные орудия, найденные палеонтологами. За несколько сотен тысяч лет Homoerectus распространился сначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана.

    Слайд 5

    Родословная человека

    Парапитеки
    Дриопитеки
    Проплиопитеки
    Шимпанзе
    Горилла
    Гиббон
    Орангутан
    Австралопитек
    Древнейшие люди (синантроп, питекантроп)
    Древниелюди(неандерталец)
    Новые люди (кроманьонец)
    Эволюция
    человека

    Слайд 6

    Факторы антропогенеза

    Биологические Социальные
    1.Наследственность
    2.Изменчивость
    3.Изоляция
    4.Борьба за существование
    5.Естественный отбор
    1.Труд
    2.Речь
    3.Сознание
    4.Общественная жизнь
    5.Культура

    Слайд 7

    Карта возможного расселения

  • Слайд 8

    Основные этапы эволюции человека

    Человек выпрямленный
    Австралопитек
    Человек с реки Соло
    Родезийский человек
    Неандертальский человек
    Кроманьонский человек
    Современный человек

    Слайд 9

    Питекантроп

    Питекантроп (обезьяночеловек) – был найден в 1891 году на острове Ява. Питекантроп был значительно крупнее австралопитека: он имел рост не менее 170 см., объём мозга 850-900 куб. см. Таким образом, питекантропа можно считать переходным звеном от обезьяны к человеку. Он жил на земле 500 – 800 тысяч лет тому назад.

    Слайд 10

    Орудие труда питекантропа

  • Слайд 11

    Синантроп

    Синантропы жили приблизительно в тоже время, что и питекантропы, но объём мозга был несколько больше. Рядом с останками синантропов были обнаружены разнообразные орудия труда из кварца, кремниевой гальки, из оленьего рога и костей.

    Слайд 12

    Орудия труда синантропа.

  • Слайд 13

    Неандерталец

    Неандерталец, назван так в честь долины Неандерталь (Германия), где в 1856 г. были впервые найдены останки этих людей. Они жили группами по 50 – 100 человек в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры, делали примитивные орудия, раскрашивали тело узорами, имели религиозные представления и похоронные ритуалы. Орудия труда неандертальцев более совершеннее и имели некоторую специализацию. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены.

    Слайд 14

    Современный тип людей.

    Возникновение людей современного физического типа произошло около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено несколько скелетов ископаемых людей современного типа, их назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом особенностей: членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ, строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда, украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Homosapiens – человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.

    Слайд 15

    Кроманьонец

    Человек разумный- кроманьонец, назван так по месту первой находки (пещера Кроманьон во Франции). Это были крупные люди – высотой до 180 см, с объёмом черепа до 1600 куб.см. Жили они примерно от 50000 до 15000 лет тому назад, по внешнему виду заметно отличались от неандертальцев. Они изготовляли орудия из камня, кости и рога, в том числе и составные орудия, что свидетельствует о значительном прогрессе в этой области.

    Слайд 16

    Охота кроманьонцев на бизона

  • Слайд 17

    Систематическое положение человека

    Империя-Клеточные
    Надцарство–Ядерные (Eucaryota)
    Царство–Животные(Animalia)
    Подцарство–Многоклеточные(Metazoa)
    Тип–Хордовые (Chordata)
    Подтип – Позвоночные (Vertebrata)
    Класс – Млекопитающие (Mammalia)
    Надотряд – Плацентарные (Placentabia)
    Отряд – Приматы (Primates)
    Подотряд – Узконосые обезьяны (Catarhina)
    Семейство – Люди (Hominidae)
    Надсемейство – Гоминоиды (Hominoidea)
    Род – Человек (Homo)
    Вид – Человек разумный (Homo sapiens)

    Слайд 18

    Доказательства животного происхождения человека

    Сравнительно-анатомические – единый план строения тел человека и животного, наличие у человека рудиментов и атавизмов.
    Физиологические – сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных.
    Эмбриологические – сходные этапы зародышевого развития человека и животных.
    Палеонтологические – находки останков древних человекоподобных существ.
    Биохимические – сходство химического состава внутриклеточной среды человека и животных.
    Генетические –сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян.

    Слайд 19

    Ученые о человеке

    Гераклит – организмы развиваются по законам природы.
    Аристотель – сравнивал и изучал развитие органов, ввел понятие «организм».
    Гиппократ – изучал влияние природных факторов на здоровье людей.
    Клавдий Гален – сравнивал строение органов человека и животных.
    Леонардо да Винчи – изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека.
    Андреас Везалий – точно описал внутренние органы человеческого тела и скелет.
    Уильям Гарвей – открыл два круга кровообращения.

    Слайд 20

    Ученые о человеке

    Рене Декарт – открыл рефлекс.
    Сеченов И.М., Павлов И.П. –развили учение о рефлексе.
    Пирогов Н.И. –Основоположник военнополевой хирургии.
    Луи Пастер – развитие науки об иммунитете, разработал метод предупредительных прививок.
    Мечников И. И. – основоположник фагоцитарной теории иммунитета.Благодаря развитию иммунологии и хирургической техники стали возможны операции по пересадке органов.

    Слайд 21

    Методы изучения человека

    Наблюдение Измерение
    Эксперимент Статистика
    Ультразвук Рентген
    Моделирование

    Слайд 22

    Науки о человеке

    Анатомия:изучает строение организма, его органов, тканей, клеток.
    Физиология – наука изучающая функции целостного организма, отдельных органов и их систем.
    Психология – наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально личностные свойства конкретного человека.
    Гигиена – наука, изучающая условия для сохранения здоровья человека, правильную организацию его быта, труда и отдыха.

    Слайд 23

    Заключение.

    В эволюции человека важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам, но и социальным (речь, трудовая деятельность и общественное поведение). Особенности человека, обусловленные социальными факторами передаются в процессе воспитания и обучения. В дальнейшем социальные закономерности приобрели важное значение в эволюции человека. Так как, человек существо биологическое и социальное- это определяет его особое положение.

Посмотреть все слайды