Экономика Японии во второй половине ХХ в. Связь экономической истории с историей экономической политики “Обратный курс” Дж.Доджа - К.Шоупа в Японии

Поражение Японии в войне и ее полная капитуляция оказали решающее влияние на последующие гос.-правовое развитие страны. В 1945г. в Японии высадились американские войска, и был установлен оккупационный режим. Фактическая власть перешла к американской военной администрации. Состав нового прав-ва был согласован со штабом оккупационных войск. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, роспуска милитаристских общественных организаций.

В 1946 г. законом об аграрной реформе упраздняется помещичье землевладение. Преобразования в промышленности и банковском деле были связаны прежде всего с разукрупнением военно-промышленных монополий.

Восстанавливалось право на создание профсоюзов, предусматривалось право на проведение забастовок, вводился 8-ми часовой рабочий день и т.п.

Конституция 1947 г. была разработана американской администрацией и вступила в действие в 1947 г. Устанавливалась либерально-демократическая парламентская монархия. Роль императора в гос-ве радикально изменилась. Конституция отвела ему роль английского монарха - "царствовать, но не управлять", олицетворяя историческую преемственность в развитии государства, незыблемость его основ. Император рассматривается как "символ гос-ва и единства народа".

Правомочия императора существенно ограничивались. Он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета главного судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию поправок и конституций, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний.

Реальная власть по конституции принадлежит парламенту, кабинету министров и суду.

Японский парламент - двухпалатный орган, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Главным звеном гос. машины, которое обладает полнотой властных полномочий, является японское правительство и его премьер-министр. Премьер-министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их. Парламент избирает главу Кабинета министров. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом. Во главу судебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоящий из Главного судьи и установленного законом числа судей. Судьи независимы и подчиняются только закону. Послевоенная гос. политика декартелизации и демократизации Японии очень скоро сменилась политикой "обратного курса", ужесточением полит. режима. После принятия Конституции 1947 г. перед японским гос-вом встали две главные задачи. Первая - упорядочение отношений с американскими властями, конечной целью которого должно было стать утверждение гос. суверенитета. И вторая задача - восстановление и развитие японской экономики, опоры сильного и независимого, политически стабильного государства, с четкой социальной ориентацией.



На основе указания оккупационных властей в 1948 г. правительством принимается Закон о трудовых отношениях на гос. предприятиях, на основании которого рабочие этих предприятий, почты, телеграфа, железных дорог и т. п. были ограничены в своих трудовых и профсоюзных правах. В 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный договор между США и Японией, а также "договор безопасности", который вступил в силу в 1952 г. вместе со специальным Административным соглашением. На основании этих документов были формально отменены все ограничения нац. суверенитета Японии, в том числе право оккупационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет. Американо-японский договор вместе с тем давал США право размещать свои наземные, воздушные и морские силы в Японии. При этом специально оговаривалось, что Япония будет все в большей мере принимать на себя "ответственность за собственную оборону".

"Обратный курс" в политике декартелизации укрепил на новой основе позиции крупного японского капитала, усилил процесс слияния ранее раздробленных компаний, что привело к возрождению мощных финансово-промышленных групп. Гос-во вновь начинает принимать непосредственное участие в развитии военного производства. Важным звеном совместной работы представителей крупного капитала и гос. аппарата становится Консультативный совет при премьер-министре по вопросам экономики.



В 1960 году в обстановке широкого движения за отмену "договора безопасности", ликвидации американских военных баз на японской территории, вывода из Японии американских вооруженных сил был заключен новый договор "О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности", фактически оформивший японо-американский военный союз.

“Обратный курс” был связан и с возрождением военной силы страны, которое началось с формирования резервного полицейского корпуса, преобразованного в 1952 г. в "охранные войска", с восстановления ее военно-морских и военно-воздушных сил.

Новый этап "оборонной политики Японии" обозначился в начале 80-х гг. Об этом свидетельствовал не только рост военных расходов, но и участие Японии в осуществлении американских военных программ, в расширении не только экспорта оружия, но и американской военной технологии.

Вместе с формальной отменой ограничений национального суверенитета началось и окончательное оформление полит. системы Японии, которое завершилось в середине 50-х гг. Произошло объединение левой и правой соц. партий Японии, восстановлено единство Компартии, сложилась на основе объединения Либеральной и Демократической партий доминирующая политическая сила в лице Либерально-демократической партии, на долгие годы монополизировавшая гос. власть.

Крах кабинета Катаяма совпал с переменами в глобальной политике США, в которой резко усилились антикоммунистические, антисоветские тенденции. Этот поворот проявился в переходе к «холодной войне», в принятии «доктрины Трумэна», «плана Маршалла», в образовании НАТО и т. д. В отношении Японии новый курс США выразился в их фактическом отказе от согласованных решений союзных держав.

Успехи народной революции в Китае, которому в первые послевоенные годы отводилась роль главной опоры антикоммунистической стратегии США в Азии, побудили Вашингтон сделать основную ставку на Японию. В оккупационной политике Соединенных Штатов в Японии возобладали новые тенденции - отказ от политики демократизации, содействие восстановлению позиций японского монополистического капитала как наиболее надежного союзника американского империализма, возрождение военной мощи Японии. Составной частью новой оккупационной политики, получившей название «обратного курса», стало наступление на рабочее и демократическое движение, на права трудящихся. По указанию генера- ла Макартура правительство Асида в июле 1948 г. приняло декрет № 201, который лишал права на забастовки государственных служащих - самый боевой отряд трудящихся, составлявший около трети всех организованных рабочих Японии.

Оккупационные власти и правящие круги Японии направили удар против профсоюзов, чтобы расколоть крупнейшую профсоюзную организацию того времени - Самбэцу кайги - и тем самым ослабить массовую опору компартии. При прямой поддержке оккупационных властей и японских реакционных сил соглашательские элементы начали кампанию «за демократизацию профсоюзов».

Начало этому «движению» было положено созданием в октябре 1947 г. правыми силами в профсоюзе работников государственных железных дорог «Антикоммунистической лиги», выступившей за ликвидацию коммунистических групп в этом профсоюзе под фальшивым предлогом, что они якобы используются компартией в качестве «инструмента» для совершения насильственной революции.

В январе 1948 г. правореформистская Японская федерация труда (Содомэй) разработала программу «движения за демократизацию профсоюзов». В феврале 1948 г. правые создали «Лигу демократизации Самбэцу кайги» и потребовали от профсоюзов большего сотрудничества с предпринимателями.

В 1948-1949 гг. «лиги демократизации» были созданы во всех отраслевых профсоюзах, входивших в Самбэцу кайги. В условиях массовых увольнений профсоюзных активистов и членов КПЯ из государственных предприятий правым силам удалось захватить руководство в целом ряде отраслевых профсоюзов и вывести их из Самбэцу кайги. В результате численность этого профцентра сократилась с 1,2 млн. человек в 1948 г. до 770 тыс. в конце 1949 г.

Раскол Самбэцу кайги, переход руководства многими профсоюзами в руки деятелей «движения за демократизацию», стоявших на позициях классового сотрудничества, ослабили рабочее движение и облегчили оккупационным властям проведение мер по усилению американского экономического и политического контроля над Японией. ^

С переходом США к курсу на укрепление Японии как главного американского плацдарма в Азии Вашингтон стал уделять больше ннимания восстановлению японской экономики.

В 1948 г. промышленное производство в Японии составляло ноловину уровня 1937 г., тогда как в Западной Германии и Италии довоенный уровень был практически восстановлен.

В Японии свирепствовала инфляция, препятствовавшая возрождению экономики. -if 1 Опасаясь обострения социальных конфликтов и нового подъема рабочего и демократического движения, оккупационные власти и правительство Японии приступили с начала 1949 г. к осуществлению «плана экономической стабилизации». Этот план предусматривал, в частности, сбалансирование государственного бюджета путем увеличения налогов и ограничения субсидий, стабилизацию заработ- ной платы, установление контроля над ценами. Экономическую «стабилизацию» явно стремились осуществить за счет трудящихся.

Одновременно был нанесен удар по наиболее организованному отряду рабочего класса - работникам государственных предприятий и учреждений. В ноябре 1948 г. был принят закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях, согласно которому работникам этих предприятий было запрещено участвовать в забастовках, ограничивалось их право на ведение коллективных переговоров.

Наряду с наступлением на рабочее движение принимались меры по укреплению политических позиций буржуазии. В марте 1948 г. Либеральная партия, к которой присоединились некоторые вышедшие из Демократической партии деятели во главе с Сидэхара, была преобразована в Демократическо-либеральную партию. Возглавил ее Ёсида.

Создание Демократическо-либеральной партии означало, что как оккупационные власти, так и японские господствующие классы готовы к замене коалиционного кабинета с участием социалистов и что его падение - это всего лишь вопрос времени. С ростом недовольства масс политикой правительства Асида ему пришлось уйти в отставку осенью 1948 г. Новое правительство возглавил Ёсида.

После того как в декабре палата представителей выразила недоверие новому правительству, она была распущена и назначены новые выборы. Крупный капитал оказал значительную финансовую поддержку Демократическо-либеральной партии, которая смогла также расширить свое влияние в деревне за время развертывания аграрной реформы.

В результате выборов, проводившихся в январе 1949 г., абсолютное большинство в палате представителей (264 места) получила Демократическо-либеральная партия. Тяжелое поражение потерпела Социалистическая партия, скомпрометировавшая себя сотрудничеством с буржуазными партиями. СПЯ получила всего 48 депутатских мест, потеряв 3 млн. голосов.

Потерпела поражение и Демократическая партия, получив 69 мест - почти вдвое меньше, чем на предыдущих выборах. Такой исход был результатом широкого массового недовольства политикой правительства Асида.

Большого успеха на выборах добилась Коммунистическая партия, несмотря на ожесточенную антикоммунистическую кампанию перед выборами, во время которой власти не останавливались даже перед арестом кандидатов-коммунистов. За кандидатов КПЯ голосовало 3 млн. избирателей (на предыдущих выборах 975 тыс.). Партия получила 35 мест в палате представителей, в 9 раз больше, чем на предыдущих выборах.

Успех коммунистов напугал реакционные силы. Вновь ставший премьер-министром Всида заявил после сформирования нового правительства, что одной из его важнейших задач будет «отпор деятельности КПЯ».

Вторая мировая война нанесла значительный ущерб японской экономики. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составлял 28,5% от уровня 1935-1937 гг. Если в 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг только 52%. Чрезвычайными были размеры инфляции. Японии не была предоставлена помощь по плану Маршалла, а оказана только гуманитарная помощь в размере 2,3 млрд долл.

В послевоенный период политика союзных держав по отношению к Японии была определена Потсдамской декларацией. Япония была оккупирована войсками США, которые выступали от имени всех союзных держав и практически осуществляли верховную власть в стране: формировали государственный бюджет, контролировали финансы, внешнюю торговлю, органы правосудия, полицию и т. п. США начали проводить в Японии политику демилитаризации в соответствии с американскими стандартами, а правящие круги Японии видели в США не только своего союзника в мирное время, по и потенциального помощника.

В 1947 г. была принята новая Конституция Японии, в соответствии с которой страна стала конституционной парламентской монархией. Император стал "символом государства и единства нации", а его власть была ограничена парламентом. В новой Конституции была закреплена антимилитаристская направленность, был введен запрет на производство, хранение и использование ядерного оружия. Конституция провозгласила отказ от войны как средства решения международных конфликтов и формирования собственных вооруженных сил. Предусматривалось лишь формирование сил самообороны и выделение на эти цели всего лишь 1% ВВП, что позволило переориентировать финансовые средства на ускорение перестройки экономики.

После принятия новой Конституции Японии США стали проводить в Японии политику, получившую название "обратного курса" (1946-1949 гг.), основным разработчиком которой был крупный банкир и предприниматель Дж. Додж (экономический советник американской администрации). Этот план предусматривал не только простое оказание финансовой помощи Японии. Политика "обратного курса" была направлена на реформирование экономики Японии на основе ее демократизации, формирования либеральных ценностей и свободной конкуренции, ликвидации излишнего монополизма при сохранении регулирующей и организующей роли государства. Начался первый этап модернизации экономики Японии, что позволило ей превратиться в крупнейший центр современного мирового хозяйства.

В соответствии с политикой "обратного курса" в Японии был проведен ряд мероприятий, направленных на восстановление и модернизацию экономики.

Демонополизация экономики . Для японской экономики был характерен высокий уровень монополизации. В 1947 г. девять крупнейших концернов контролировали более 32% всего акционерного капитала. Проводимая политика денационализации фактически означала изменение институциональных условий хозяйствования, трансформацию всей системы корпоративного управления, развитие рынка ценных бумаг. Были распущены дзайбацу - крупнейшие холдинги Японии закрытого типа, а их акции и другие ценные бумаги пущены в свободную продажу. Преимущественное право на покупку акций компании получили работники компаний и жители региона, в котором работала компания. Для предотвращения концентрации собственности величина покупаемых акций не могла превышать 1%. В результате частным лицам было продано почти 70% акций.

В 1947 г. начал действовать закон о запрете чрезмерной концентрации производства. Запрещалось образование холдингов и монополистических объединений. Максимальный уровень владения акциями других компаний составлял 25%, проводился контроль над слиянием фирм, гарантировалась свобода торговых сделок.

Демонополизация экономики позволила сформировать на внутреннем рынке конкурентную среду и привела к развитию малого предпринимательства. Антимонополистические мероприятия дали толчок перестройке старой структуры японских концернов и обновлению методов руководства производством при сохранении накопленного потенциала. Однако крупнейшие дзайбацу ("Мицуи", "Мицубиси", "Сумимото", "Ясуда") сохранили свою экономическую и финансовую базу и вскоре вновь заняли господствующее положение в экономике.

Бюджетная реформа (1950) предполагала строгое сбалансирование статей бюджета. Были прекращены выплаты компенсаций военным заводам за конверсию, а убыточным предприятиям не предоставлялись субсидии. Был принят единый фиксированный валютный курс (без обратимости иены).

Реформа налоговой системы . Одновременно с общим повышением налогов происходил процесс их перераспределения: снижались налоги на корпорации на основе переоценки стоимости основного капитала, были отменены налоги на сверхприбыль при увеличении налогообложения трудящихся. Это создавало благоприятные условия для ускоренного накопления капитала, повышения темпов экономического роста.

Денежная реформа 1947 г. жестко ограничила обмен банкнот. Старые банкноты можно было положить на депозиты с последующим их "замораживанием". Эти средства могли быть использованы для уплаты налогов и расчетов между предприятиями.

Земельная реформа (1947- 1950) проводилась на основе принудительного выкупа государством помещичьей земли с последующей ее продажей арендаторам. Такой механизм выкупа земли снимал проблему ведения сложных переговоров между собственниками земли и арендаторами. Принудительному перераспределению подлежало более 70% земли. В результате земельной реформы численность собственников земли возросла более чем на 70%, а численность арендаторов сократилась в 5 раз. К 1950 г. крестьянам перешло 60% всей арендованной земли, сформировался слой свободных фермеров. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, повысила товарность сельского хозяйства, высвободила значительные трудовые ресурсы. С 1946 по 1970 г. производство сельскохозяйственной продукции выросло более чем в два раза.

Реформы в социальной сфере . В соответствии с новым законодательством был установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введено социальное страхование и оплачиваемые отпуска. Были легализованы организации трудящихся, которым предоставлялось право на забастовки, вводилась охрана труда и т. д.

При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля и активной роли правительства. В Японии сочетались механизм рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях.

В течение трех послевоенных десятилетий менялись приоритеты экономического развития и соответственно структура экономики. Если в 50-е гг. в центре внимания находились базовые отрасли: металлургия, химическая промышленность, гидроэнергетика, судостроение, торговый флот, то в 60-х гг. - автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия, электротехническая промышленность. Структурная перестройка проходила в Японии при сверхвысоких темпах - за 1955-1970 гг. среднегодовой прирост ВНП превышал 11%, норма валового накопления приближалась к 35% и была самой высокой из всех ведущих капиталистических стран.

Утверждение государственного суверенитета Японии и политика "обратного курса". Послевоенная государственная политика декартелизации и демократизации Японии очень скоро сменилась политикой "обратного курса", ужесточением политического режима. После принятия Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи. Первая, внешнеполитическая задача, - упорядочение отноше­ний с оккупационными американскими властями, конечной целью которого должно было стать утверждение государственного суверенитета, ликвидация всех его ограничений. И вторая задача - восстановление и развитие японской эконо­мики, опоры сильного и независимого, политически стабиль­ного государства, с четкой социальной ориентацией.

Обе эти задачи начали решаться одновременно еще в переходный период, со времени принятия Конституции до середины 50-х гг., когда постепенно снимались ограничения японского суверенитета вместе с тесным включением Япо­нии в систему "западного мира", создавался налаженный механизм государственного регулирования экономики.

Правовые основы для изменения курса демократиза­ции, жестких мер обеспечения политической стабильности были созданы двумя документами оккупационных властей: Декретом о действиях, вредных целям оккупации, и Поло­жением о надзоре за общественными организациями, дея­тельность которых угрожала политической стабильности.

На основе указания оккупационных властей в 1948 г. правительством принимается Закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях, на основании которого рабочие этих предприятий, почты, телеграфа, железных до­рог и т. п. были ограничены в своих трудовых и профсоюз­ных правах. Резко ужесточались требования к их участию в забастовках, к ведению коллективных переговоров с прави­тельством и пр. С целью пресечения на этих предприятиях забастовок создавался новый орган - Национальное управ­ление по личному составу. В его компетенцию входило раз­решение всех споров по найму, увольнению, заработной пла­те, а также выработка рекомендаций правительству и пар­ламенту по социальным проблемам, затрагивающим сферу его деятельности. Вслед за этим в 1948 г. вводится новый Закон о контроле над рабочими организациями, предусмат­ривающий разрешительный порядок их создания и переда­чу значительной части профсоюзных полномочий комиссиям по урегулированию трудовых отношений. В 1949-1950 гг. проводится первая широкая послевоенная кампания "чистки красных", сопровождавшаяся арестами и увольнениями ком­мунистов из различных служб, радио, печати, запрещением ряда периодических изданий КПЯ и др.

В 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный до­говор между США и Японией, а также "договор безопасно­сти", который вступил в силу в 1952 г. вместе со специаль­ным Административным соглашением. На основании этих документов были формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право окку­пационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет. Американо-японский дого­вор вместе с тем давал США право размещать свои назем­ные, воздушные и морские силы в Японии, а также преду­сматривал использование американских вооруженных сил для подавления "крупных внутренних бунтов и беспоряд­ков в Японии". При этом специально оговаривалось, что Япония будет все в большей мере принимать на себя "от­ветственность за собственную оборону". Так открывался путь к восстановлению военной силы страны.

На основе специального Административного соглашения американские войска, размещаемые в Японии, получали на­звание "гарнизонных войск", чье пребывание в "независи­мой стране" оправдывалось договорно-правовыми основания­ми. На личный состав вооруженных сил США распростра­нялся в силу этого экстерриториальный статус, они были изъяты из-под действия японских законов, получали льготы на пользование железнодорожным транспортом, телефонными и телеграфными средствами связи и пр. Только в 1953 г. япон­ские власти "отвоевали" право привлекать в ограниченном числе случаев американских солдат и офицеров, совершив­ших преступление, к уголовной ответственности.

"Обратный курс" в политике декартелизации укрепил на новой основе позиции крупного японского капитала, уси­лил процесс слияния ранее раздробленных компаний, что привело к возрождению мощных финансово-промышленных групп Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и др. Они лишь измени­ли свою организационную и производственную структуры. Отменена была в 1951 г. чистка экономических органов, про­водившаяся ранее на основе требований демилитаризации. Была ликвидирована Комиссия по упорядочению дочерних держательских компаний, непосредственно ведавшая демо­нополизацией, роспуском головных компаний бывших "дзай-бацу". Государство вновь начинает принимать непосредст­венное участие в развитии военного производства. Укреп­ляется взаимодействие государства с "высшими органами" финансово-промышленного капитала, призванными устра­нять разногласия между отдельными предпринимательски­ми группами, вырабатывать основы политики в сфере экономики. Это Федерация экономических организаций, Федерация предпринимательских организаций Японии, Японская торгово-промышленная палата, Общество экономических единомышленников и пр. Важным звеном непосредственно­го сотрудничества и совместной работы представителей крупного капитала и государственного аппарата становится Консультативный совет при премьер-министре по вопро­сам экономики.

В 1960 году в обстановке широкого движения за отмену "договора безопасности", ликвидации американских воен­ных баз на японской территории, вывода из Японии амери­канских вооруженных сил был заключен новый договор "О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности", фак­тически оформивший японо-американский военный союз. Этим договором предусматривались обязательства Японии усилить свой военный потенциал в целях "отражения об­щей безопасности", а также продлевался еще на 10 лет срок существования американских баз на японской территории. Впоследствии этот договор стал продлеваться автоматиче­ски. Новые положения договора о расширении экономиче­ского сотрудничества (в частности, о предоставлении Япо­нии американских лицензий для производства новейшего вооружения) сопровождались изъятием старых статей, по­зволяющих США принимать участие в подавлении "круп­ных беспорядков". "Охрана мира и независимости страны, обеспечение ее национальной безопасности" были возложе­ны на Управление национальной обороны Японии.

Не имея возможности опираться впредь на военную силу США в наведении внутреннего порядка, правительство в 1952 г., несмотря на массовое сопротивление демократиче­ских сил, принимает новый репрессивный Закон о предот­вращении подрывной деятельности, предусматривающий уголовную ответственность за "внутренние восстания", "гра­жданские беспорядки" и подстрекательство к ним. Закон устанавливал также административно-правовые санкции в отношении "подрывных организаций", даже тех, "которые осуществляли подрывную деятельность в прошлом, а сей­час вызывают опасения, что повторят ее". К этим организа­циям могла быть применена одна из двух "мер регулирова­ния": ограничение деятельности организации или ее рос­пуск. Предусматривалось законом и создание двух специ­альных органов: Управления по расследованию и Бюро об­щественной безопасности. Первому вменялось в обязанность расследовать подрывную деятельность (как соответствующей комиссии США по расследованию антиамериканской деятельности), второму - непосредственно применять “меры регулирования”.

“Обратный курс” был связан и с возрождением военной силы страны, которое началось с формирования так называемого резервного полицейского корпуса в составе 75000 человек, преобразованного в 1952 г. в "охранные войска", с восстановления ее военно-морских и военно-воздушных сил. В 1952 г. при Управлении национальной обороны создан Комитет по планированию развития вооруженных сил. Им был разработан трехлетний план развития вооруженных сил, предусматривающий создание основ сбалансированной системы сухопутных, военно-морских и военно-воздушных войск, оснащаемых американским оружием, поставляемым в порядке безвозмездной помощи. Дальнейшее развитие вооруженных сил Японии происходило на основе пятилетних планов, предусматривающих пополнение армейского вооружения за счет развития отечествен­ного производства.

Качественно новый этап "оборонной политики Японии" обозначился в начале 80-х гг. Об этом свидетельствовал не только рост военных расходов, но и участие Японии в осу­ществлении американских военных программ, в расшире­нии не только экспорта оружия, но и американской военной технологии.

В бюджете на 1987 г., например, военные расходы впер­вые за послевоенные годы превысили 1% от валового на­ционального продукта страны, что свидетельствовало об отказе правительства от традиционного верхнего лимита их роста, установленного в 1976 г. Кабинетом министров. Это означало, что новым "ограничением" военных бюджетов становилась лишь сумма, запрошенная Управлением нацио­нальной обороны на осуществление очередного пятилетнего плана наращивания вооружений. В настоящее время Япо­ния обладает военной силой, формируемой на контрактной основе, оснащенной всеми видами современного вооруже­ния, кроме атомного.

Вместе с формальной отменой ограничений националь­ного суверенитета началось и окончательное оформление политической системы Японии, которое завершилось в се­редине 50-х гг. Произошло объединение левой и правой социалистических партий Японии, восстановлено единство Коммунистической партии, сложилась на основе объедине­ния Либеральной и Демократической партий доминирую­щая политическая сила в лице Либерально-демократиче­ской партии, на долгие годы монополизировавшая государ­ственную власть. Формирующиеся в последние годы коали­ционные кабинеты существенно не затронули этой монопо­лии, которая держится на особой системе "сбора голосов", главным образом, в сельских районах.

В этой системе ключевую роль играют финансовые воз­можности ЛДП как правящей партии, зависимость префек­тур, особенно сельских, от государственного бюджета. Под лозунгом "Хозяйственного развития провинций" правитель­ство выделяет средства местным органам власти, поддер­живающим кандидатов ЛДП, а через организации с правом "особого юридического лица" * (банк Японии, Центральный сельскохозяйственный фонд и пр.) финансирует своих не­посредственных избирателей, представителей мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственных предприятий, ры­баков, то есть тех, кому закрыты кредиты частных банков.

* "Особое юридическое лицо" - организация, общество, создан­ное на основе специально принятого закона, для выполнения опреде­ленных государственных или общественных задач.

Ведущие функционеры Либерально-демократической партии вместе с высшими чиновниками государственного ап­парата, а также представителями крупного бизнеса пред­ставляют собой те крепко связанные круги правящей элиты, в руках которой и сконцентрирована вся государственная власть в стране. Сам премьер-министр лишен возможности принять то или иное решение, не согласованное с мнением "правящей триады", но он выполняет функции своего рода политического арбитра, если в ней возникают разногласия.