Бутылка под парусом. "катамаран из пластиковых бутылок" Катамаран своими руками из пластиковых бутылок

Количество вариантов «нецелевого» использования пластиковых бутылок из-под газированных напитков превысило, судя по публикациям в журнале «Моделист-конструктор», все мыслимые пределы. А в последнее время такую бутылку взяли на вооружение даже моделисты, создав на ее базе сверхлегкий резервуар для сжатого воздуха, приводящего во вращение пневмодвигатель авиамодели.На базе этих легчайших сосудов было разработано также несколько судомоделей - и для начинающих моделистов, и для ребят постарше.

Предпочтительнее воспользоваться, возможно, более длинной бутылкой с зауженной горловой частью - корпус из нее получится более обтекаемым. Сосуды из-под негазированной воды лучше не брать - они не рассчитаны на повышенное внутреннее давление. А такое давление в бутылке создать придется - она станет более жесткой, что позволит закреплять на ней навесные узлы парусника. Сделать это несложно, достаточно всыпать в бутылку питьевой соды, а затем влить туда же немного столового уксуса и быстро закрутить пробку.

Мачтовый узел парусника состоит из степса, вырезанного из березовой или буковой дощечки толщиной 15 мм, и пары дюралюминиевых полухомутов, прикрепленных к степсу с помощью заклепок или болтиков с гайками. Концы полухомутов отогнуты - они предназначены для крепления узла на корпусе с помощью хомута и пары болтиков с гайками. В степсе высверлено глухое отверстие (мачтовый стакан) диаметром 8 мм, предназначенное для фиксации в нем мачты.

Килевой узел аналогичен мачтовому, только состоит он из двух пар дюралюминиевых полухомутов, между которыми закрепляется киль, вырезанный из 5-мм фанеры. Для лучшей обтекаемости сечение килевой пластины имеет симметричный двояковыпуклый профиль. На конце киля закрепляется бульб - свинцовый груз, повышающий остойчивость яхты.

Рулевое устройство состоит из шарнира, баллера и рулевого пера. Шарнир - П-образная скоба, выгнутая из дюралюминиевой полоски толщиной 1,5 мм. Баллер - отрезок стальной проволоки диаметром 3 мм, на одном из концов которого нарезана резьба МЗ. Рулевое перо вырезано из листового дюралюминия толщиной 1 мм. Скоба крепится к корпусу-бутылке болтиком с гайкой, для чего в ее утолщенном дне сверлится отверстие диаметром 3 мм. Для монтажа скобы придется раздобыть или сделать длинную отвертку; крепежный болтик удобнее всего «приклеить» к ее жалу обычным пластилином - это даст возможность ввести болтик через горлышко бутылки в отверстие на ее дне. Не забудьте только подложить под головку болта резиновую шайбу, обеспечивающую герметичность корпуса-бутылки.

Мачта, представляющая собой усеченный конус с основаниями диаметром 8 и 4 мм и высотой 435 мм, выстругивается из прямослойной сосновой рейки, гики грота и стакселя - из сосновых реек сечением 5×3 мм. Шарнир, соединяющий мачту и гик грота, сделан из проволоки - его устройство показано на рисунках. Фиксация мачты на паруснике - с помощью штага и пары вант, сделанных из капронового шпагата.

Парус мини-яхты лучше всего склеить из тонкой лавсановой пленки толщиной 0,05-0,06 мм с помощью скотча - клейкой ленты. Стыковка паруса с мачтой и гиком - карманами, образуемыми материалом паруса и скотчем. Латы паруса представляют собой тонкие пластмассовые полоски (их можно вырезать из цилиндрической части пластиковой бутылки), закрепленные на парусе скотчем.

Размеры рангоута, парусов и киля, приведенные на рисунках, рассчитаны на использование корпуса из по-луторалитровой бутылки. При использовании емкости большего размера (например, двухлитровой) все линейные размеры необходимо увеличить приблизительно на 30 процентов.

Второй парусник, сделанный по схеме катамарана, посложнее - с ним вполне можно участвовать в соревнованиях моделей-прямоходов.

Для изготовления корпусов катамарана потребуется четыре полутора-литровые бутылки (впрочем, подойдут бутылки любой емкости - от 0,6 до 2 л). Пара пластиковых сосудов в единый корпус стыкуется с помощью болтика М5, гайки и шайб - двух стальных и двух резиновых. Надо сказать, что форма донных частей бутылок обеспечивает при весьма жестком их соединении абсолютно точную центровку - в том случае, когда донные выступы одной бутылки попадают в донные впадины другой. Для такой стыковки, правда, потребуется специальный инструмент - отвертка с удлиненным жалом и длинный торцовый ключ.

Мостик катамарана образуют лонжерон и четыре поперечины, выструганные из сосновых реек. На каждой из поперечин закрепляется ложемент-внутренняя его поверхность обработана в соответствии с выпуклостью корпуса. Крепление корпусов к мостику - резиновыми лентами.

Кили катамарана вырезаны из листового дюралюминия толщиной 2 мм и прикреплены к корпусам резиновыми лентами - двумя из тех, что используются для стыковки корпусов и мостика. На конце каждого киля закреплен свинцовый бульб.

Рулевое устройство практически такое же, как на «полуторалитровой» мини-яхте, только вместо скобы-шарнира баллера в нем используется дюралюминиевый хомут, закрепляемый на пробке корпуса-бутылки.

Мачта катамарана представляет собой усеченный конус с основаниями 5 и 10 мм и высотой 920 мм, выструганный из прямослойной сосновой рейки. В нижний торец мачты эпоксидной смолой вклеивается шпор мачты - стальной стержень диаметром 3 мм, выступающий из мачты на 5 мм. Гики стакселя и грота сделаны из сосновых реек сечением 5×5 мм. Мачта и гик стыкуются так же, как и на «полуторалитровой» мини-яхте.

Мачта фиксируется на катамаране с помощью пары вант и штага из прочного капронового шпагата или лески. При набивке такелажа желательно использовать простейшие талрепы.

Паруса для катамарана лучше всего сшить из тонкой воздухонепроницаемой ткани, из которой обычно шьют куртки-ветровки. Предварительно имеет смысл из плотной бумаги сделать выкройки парусов, нужно только учесть припуски на подворачивание задних и нижних шкаторин и образование мачтового кармана. Резать такой материал лучше всего электропаяльником с острозаточен-ным жалом. При наметывании заготовок парусов удобно пользоваться резиновым клеем. Сострачивать паруса следует на швейной машине, имеющей режим «зигзаг» - такие швы позволяют ткани свободно тянуться без образования складок и морщин. Латы фиксируются на парусе в пристроченных к парусу лат-карманах.

1-штаг (капроновый шпагат или леска); 2- стаксель (лавсановая пленка S0.05…0.06); 3- стаксель-гик (сосна, рейка 5×3); 4 - корпус (пластиковая бутылка емкостью 1,5 л): 5 - передний полухомут (дюралюминии, лист s1,5, 2 шт.); 6 - болты МЗ с гайками крепления киля; 7-болты МЗ с гайками крепления бульба; 8 - киль (фанера s5); 9 - бульб (свинец); 10 - задний полухомут (дюралюминий, лист s1,5, 2 шт.); И - перо руля (дюралюминий, лист si); 12 - скоба-шарнир баллера (дюралюминий, лист s 1,5); 13 - гайки МЗ; 14 - стяжной болт М4 с ганкой; 15 - румпель-баллер (сталь, проволока d3); 16 - полухомут мачтового учла (дюралюминий, лист si,5); 17 -болт МЗ с гайкой; 18 - гик (сосна, рейка 5×3); 19 - степс (бук или береза s15); 20 - мачга (сосна, рейка 8×8); 21 - ванта (капроновый шпагат или леска): 22 - шкот (капроновый шпагат, 2 шт.); 23 - стяжной болт МЗ с гайкой; 24 - грог (лавсановая пленка s0,05…0,06); 25 - латы (пластиковые полоски шириной 5)

1 - штаг (капроновый шпагат или леска); 2 - стаксель (синтетическая ткань); 3 - гик стакселя (сосна, рейка 5×5); 4 - передняя часть корпуса (пластиковая бутылка емкостью 1,5 л); 5 - киль (дюралюминий, лист s2); 6 - бульб (свинец); 7 - резиновая лента; 8 - задняя часть корпуса (пластиковая бутылка емкостью 1,5 л); 9 - хомут с шарниром баллера (дюралюминий, лист s1,5); 10 - рулевое перо (дюралюминий, лист s1); 11 - гайки МЗ; 12 - румпель-баллер (сталь, проволока d3); 13 - шкот (капроновый шпагат); 14 - гик грога (сосна, рейка 5×5); 15 - грог (синтетическая ткань); 16 - ванта (капроновый шпагат или леска); 17 - латы (пластиковые полоски шириной 5); 18 - мачта (сосна, рейка 10×10); 19 - лонжерон мостика (сосна, рейка 40×15): 20 - поперечины мостика (сосна, рейка 30×15); 21 - мачтовая доска (дюралюминий, лист s2); 22 - стяжной болт МЗ с гайкой

Резиновая лента условно не показана

Ходовые испытания следует проводить при ровном несильном ветре. Правильно отрегулированный парусник должен автоматически выдерживать направление хода относительно направления ветра. Если модель приводится или уваливается, необходимо сместить центр парусности относительно центра бокового сопротивления, для чего передвинуть мачту (для этого на мачтовой доске нужно предусмотреть ряд отверстий под шпор мачты) или кили.

В отпуске наткнулся на плотик из бутылок под мотор. Решил сфотографировать для сайта. В общем как мне показалась такая конструкция больше предназначена для развлечений, Наверное такой плот-лодка может быть использована для рыбалки на озере либо в старичах.

Как сделать плот из больших пластиковых бутылок

Классифицировать можно и как лодка из пластиковых бутылок. Для плота бутылки, вернее бутыли, использованы большие – десятилитровые. Идей этой конструкции подойдут и при изготовлении своими руками плота из пластиковых бочек и при изготовлении катамарана из пластиковых бутылок. Схема почти как у катамарана.

Основу конструкции составляют два понтона из бутылок. Каждый понтон включает:

  • верхнюю доску
  • нижнюю доску
  • четыре блока, каждый из трёх пластиковых бутылей.

Бутыли сначала скручены скотчем между собой, а потом скотчем и резиновой усиливающей лентой прикручены к верхней и нижней доскам. . Как видно на фото ниже, один скот не надёжен и перетирается обо дно.


Из досок сделано дно плота, к которому прибиты и прикручены четыре понтона, два больших по краям, один внутри, и один на носу плота.


Палуба плота сделана из водостойкой плиты OSB. Тут должна быть именно водостойкая плита OSB-3. Бортики ограждения сделаны из труб, стоики ограждения прикручены к плите саморезами. Я так попробовал – конструкция ограждения не надёжная, стойки шатаются.


Крепление мотора к плоту


Предусмотрено крепление мотора к бутылочному плоту. Для этого на металлических уголках прикреплена доска на которую крепится мотор, а уголки прибиты к доскам дна и палубы.

Катамаран из пластиковых бутылок.

Мне больше всего понравилось как изготовлены понтоны. Из таких понтонов можно сделать хороший катамаран, если к примеру взять три таких понтона и разнести их метра на три в ширину, то должна получиться устойчивая конструкция.

Надо понимать что у каждого свои источники материалов. Первой найти подходящие для плота бутылки или бутыли, а потом уже подьирать подходящую конструкцию и остальные материалы.

Related Posts:

  • Мотор ветерок 8 бу. Японский или китайский…


ПВХ – современный материал, обладающий массой положительных качеств. Он довольно недорогой, легкий, прочный, долговечный, устойчивый к разным климатическим условиям и средам. К тому же, пластиковые трубы легко и быстро соединяются, обеспечивая абсолютную герметичность стыков.

Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.

В этой статье мы расскажем вам о том, как можно быстро и недорого изготовить катамаран из пластиковых ( своими руками.

Cодержание статьи

Почему катамаран?

Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтами.



  • для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
  • катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
  • благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
  • возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
  • на катамаран можно установить двигатель любого типа.

Из чего состоит катамаран?

Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.

Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.

  1. Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
  2. Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
  3. Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
  4. Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
  5. Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.

Расчет размеров судна

Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.


Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

  • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
  • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
  • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

Катамаран длиной более 6 метров делать не рекомендуется, поскольку он потеряет практически полностью свою маневренность. Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

Чем больше размер судна, тем больше его проходимость и устойчивость, но меньше маневренность. Это касается как его длины, так и ширины.

Ширина катамарана, в первую очередь, определяется его назначением и способом приведения в действие. Если вы изготавливаете катамаран для сплава по реке на веслах по принципу байдарки, его ширина не должна превышать 1,2 метра. В противном случае, захват воды веслами становится невозможным. Если планируется посадка гребцов на баллоны, ширина судна может быть увеличена до 2 метров.


Если же катамаран будет рыболовецким или прогулочным и его планируется оснащать парусом, мотором или лопастями с педалями, его ширина может быть увеличена еще.

Ширина катамарана должна быть минимум в полтора раза меньше его длины.

Порядок изготовления

Чтобы изготовить катамаран своими руками, нужно определиться с его назначением и, исходя из этого, рассчитать размеры. Мы рассмотрим два варианта судна: простейшее одноместное и туристический плот на основе катамарана.

Одноместный катамаран

Изготовление простейшего одноместного катамарана начинаем с изготовления поплавков. Берем две трубы одинакового диаметра и длины (исходя из расчетов, приведенных выше, нам понадобятся пластиковые трубы для наружной канализации диаметром 0,4 метра и длинной 2 метра). С одной стороны обоих труб крепим . Это будет задняя часть катамарана.

Переднюю часть, для большей проходимости и маневренности нужно приподнять. Для этого используем два пластиковых колена с изгибом 120 градусов. Крепим их на второй конец труб и так же закрываем заглушками.

При сборке баллонов особое внимание обращайте на герметичность стыков. Малейшая разгерметизация может привести к потоплению судна на воде.

Поплавки готовы. Можно приступать к сборке.

Для соединения поплавков в один «целый» катамаран можно использовать все, что угодно. Подойдут пластиковые трубы небольшого диаметра, деревянные бруски, металлические уголки и прочее.

  1. Из выбранного вами материала делаем поперечины шириной 1,2 метра.
  2. Устанавливаем баллоны строго параллельно друг другу так, чтобы загибы смотрели вверх и в одном направлении.
  3. Закрепляем поперечные планки поверх баллонов. Для крепления могут быть использованы как хомуты, так и саморезы, которыми поперечные планки можно прикрутить к поплавкам для большей прочности.
  4. На поперечные балки устанавливаем любое удобное сидение, берем в руки весла и гребем, куда хотим.

Одноместный катамаран из пластиковых труб своими руками (видео)

Туристический плот

Основные принципы изготовления этих двух плавсредств своими руками не имеют особых различий. Разница лишь в том, что прогулочный плот будет рассчитан явно не на одного человека. А еще лучше, если на нем поместится и груз в виде провизии, зонтика от солнца, одежды посуды и прочего.

  1. Изготавливаем поплавки указанным выше способом. Но брать следует трубу диаметром 500-600 мм и длиной 6 метров. Это позволит сделать устойчивое и проходимое судно, на котором можно подремать, не переживая за жизнь экипажа.
  2. Делаем прочную раму размером 6*2 метра. Поскольку рама не только должна удерживать баллоны в правильном положении, но и служить платформой для палубы, ее лучше изготовить из металлических уголков.
  3. На трубы, из которых изготовлены поплавки, затягиваются хомуты, к которым, в свою очередь, с помощью болтов крепится рама.
  4. На раме делают настил из досок.

Такая конструкция позволяет установить на катамаран любое движущее устройство, начиная от лопастей, приводимых в движение педалями, и заканчивая бензиновыми двигателями.

К тому же, такая платформа позволяет полноценно позагорать на солнышке, половит рыбку, в общем, весело и плодотворно отдохнуть в узком кругу лучших друзей.

Меня зовут Артём. Как я сделал катамаран из бутылок?

Начну с того, что мы всей семьёй в течение многих лет ездим на Чёрное море и живем там в палатках. Последние несколько выездов я каждое лето мастерил из подручных средств парусные лодки размером с человека, но, что интересно, не для человека.

И только в предпоследний год я решил создать нечто большое, веселья ради. У меня не было конкретной цели построить большой парусный катамаран, способный выдержать взрослого человека. И уж тем более покорять морские просторы на нем я не планировал.

Сначала я нашёл самые длинные доски в округе, сколотил их, потом собрал пластиковые бутылки и прикрепил небольшое их количество на самые концы досок. Мои младшие братики были в восторге от происходящего, и я взял с собой одного из них на первые испытания. В общем, на его вес бутылок-то хватало, но грузоподъёмность всё равно была сравнительно небольшой. К сравнению, сейчас грузоподъёмность парусника составляет уже 120 кг.

По мере нахождения бутылок я добавлял их под корпус, и мы катались на катамаране по морю втроём с братьями, но без мачты и паруса, также использовали самодельные вёсла. Шли дни, и я задумывался о мачте и парусе, но тогда еще не представлял, где взять материалы для них. Но в один прекрасный день после нескольких суток шторма на соседнем пляже я нашёл огромную черно-белую, довольно плотную плёнку. Я сразу понял, как ее можно использовать.

Но оставалась проблема — отсутствие мачты и гика. Тогда мне в голову пришла идея сходить в ближайший бамбуковый лес, чтобы добыть необходимый материал. Все замеры я произвел, из плёнки вырезал грот (пришлось её резать на две части и потом сшивать).

Первые испытания прошли успешно, но мой катамаран обладал очень скромными парусно-судоходными характеристиками, я мог ходить только по ветру, правда рулить парусом все-таки получалось (не было рулевого плавника). В общем, зайти на свой пляж выходило отлично.

Вот в таком состоянии и остался мой катамаран на зимовку. Я сложил мачту и отнёс разобранное судно к знакомым местным жителям. Его было очень тяжело тащить — знакомые жили на высокой горе — но мне не хотелось бросать свое изобрение: ни один кораблик не доживал до лета.

Приехав на следующее лето, мы поднялись посмотреть, на месте ли катамаран, и увидели рядом с ним огромное дерево вырванное с корнем посредством сильного урагана. Ствол дерева упал на матчу мачту, отломал почти метр от нее. Но мне не составило особого труда перевязать растяжки.

Этим летом мы прекрасно катались на катамаране, как и в прошлом году, но до тех пор, пока наш сосед по палаткам не стал мне советовать улучшить лодку, чтобы она могла ходить и против ветра.

Я, будучи человеком консервативным, не представлял, всё это провернуть. В конце концов, его материалы и решительность, положенные на мои знания, дали результат — у меня на катамаране появились два шверта и руль!

Тогда я ощутил нечто совершенно необычное! Это было чувство счастья, я мог ходить по морю где угодно! Так как скорости по-прежнему нехватало, было принято решение соорудить стаксель. Для этого я использовал огромную плёнку, которой мы закрывали нашу 6-метровую палатку. После установки стакселя появилась сумашедшая в масштабах лодки из бутылок скорость, и я был безумно рад!

Первый рекорд не заставил себя долго ждать — за 2 часа 44 минуты мне удалось пройти 5 км 360 метров!!!))) рекорд!!!)))

Для меня это был совершенно безумный, какой-то нереальный рекорд, к которому изначально я даже не примерялся. Да и не мечтал.

Петербургские экоактивисты решили наглядно продемонстрировать, что бытовые отходы можно использовать для изобретения полезных конструкций, в частности, серьезного плавсредства из пластиковых бутылок.

Материала для подобных лодок более чем достаточно. По данным Счетной палаты в России, свалки располагаются на четырех миллионах гектарах. Территория Израиля, к примеру, в два раза меньше. Так что при желании можно построить самый большой пластиковый флот в мире.

Об экологическом проекте расскажет корреспондент НТВ Катерина Правдина .

Мятые, еще с фирменными наклейками, но чистые и целые бутылки складируют сначала на балконе. Потому что в мастерской, оборудованной в небольшой квартире, места катастрофически не хватает. После непродолжительного проветривания строительному материалу придают нужные форму, вид и повышают прочность каждой отдельно взятой бутылки, которые надолго заменили привычный ассортимент продуктов в холодильнике.

Татьяна Баскакова , конструктор экокатамарана: «В холодильнике воздух в бутылке остывает, потом мы их резко вытаскиваем оттуда. И когда бутылка нагревается, воздух сжимается, и бутылка получается с большим давлением».

Основные поставщики материала — сознательные горожане, по- прежнему выкидывающие мусор раздельно, несмотря на прекращение эксперимента властями. За два месяца с начала проекта конструкторам удалось наладить бесперебойные поставки пластика и прочих необходимых для строительства отходов и приступить к моделированию.

По расчетам разработчиков катамарана, для создания судна габаритами 5 на 3 метра потребуется 2 400 бутылок. И весить оно должно не больше 200 килограммов. Оснастить его планируют мотором менее пяти лошадиных сил. Еще мечтают о солнечной батарее, но пока не могут себе ее позволить. В любом случае сейчас все силы брошены на сборку баллонов.

Стараясь по максимуму соответствовать статусу эколодки, ее создатели минимизируют сторонние немусорные материалы. Но совсем отказаться от них, конечно, не получится. Шверт будет из клееной фанеры. Зато паруса, для производства которых пришлось выделить отдельную комнату, сошьют из старых тентов со свалки.

Первые испытания сборщики проводят в мастерской, не дожидаясь, когда сотни соединенных бутылок примут какую-то узнаваемую форму. На прочность проверяют простым и наиболее доступным в квартире способом.

Испытание на плавучесть конструкторы намерены проводить на Колонитском пруду. Весной, конечно. На ходовые поедут уже на Ладогу, откуда и планируют отправиться в путешествие длиной 2400 километров. От Шлиссельбурга и далее по Волго-Балтийскому пути. Старт намечен на июнь, финиш — по обстоятельствам.