Жан Франсуа Милле век XIX

Франсуа Жозеф Госсек (17 января 1734 — 16 февраля 1829) — французский композитор, писавший оперы, симфонии, хоровые работы и произведения для струнного квартета.
Родился в семье крестьянина в деревне Вернье, тогда находившейся на территории эксклава Франции в Австрийских Нидерландах, ныне Бельгии. С детства проявлял музыкальные способности, выступая в хоре в Антверпене. В 1751 году переехал в Париж, где был замечен композитором Жан-Филиппом Рамо. Позже заменил Рамо на месте дирижёра частного оркестра генерального откупщика Ла Пуплиньера, покровителя музыкантов.

Первая собственная симфония Госсека была исполнена в 1754 году. Как дирижёр оркестра принца Конде он исполнил несколько своих опер и других композиций. Его Реквием, впервые прозвучавший в 1760 году, моментально сделал его известным.

В 1770 году Госсек основал «концерты любителей», а в 1773 — преобразовал общество «Духовные концерты» вместе с Симоном Ле Дюком и Пьером Гавинье.

В 1780-е число создаваемых симфоний уменьшилось, так как Госсек сосредоточился на написании опер. В 1784 году он основал Королевскую школу пения и декламации, позже в 1794 году ставшую Национальным музыкальным институтом, а через год — консерваторией, инспектором которой вместе с Этьенном Мегюлем и Луиджи Керубини Госсек являлся до 1816 года.

Вместе с Мегюлем он был дирижёром Национальной гвардии во время Французской революции. Госсек является кавалером ордена Почётного легиона. После поражения Наполеона в 1815 году в битве при Ватерлоо, консерватория была закрыта на некоторое время Людовиком XVIII. Вплоть до 1817 года Госсек работал над своими последними композициями, включая третий вариант Te Deum, поддерживаем предоставляемой консерваторией пенсией.

Он умер в пригороде Парижа Пасси. На похоронах присутствовали многие его бывшие коллеги, включая Керубини. Госсек захоронен на кладбище Пер-Лашез. Его могила расположена рядом с могилами Мегюля и Андре Гретри.

Его считают родоначальником французской симфонии. Он также автор массовых музыкальных композиций для народных революционных празднеств и шествий, гимнов и песен: «Песня 14 июля», «Пробудись, народ!». Во славу французской революции им были написаны многие работы, в том числе опера «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре» (Le Triomphe de la République, 1793) и «Гимн Свободе» (L’Offrande à la Liberté). Некоторые из его произведений предвосхищали наступление эры романтизма.

Хотя название его Гавота большинству ничего не скажет, сама мелодия довольна известна, так как часто звучит в кинофильмах. Карл Сталлинг использовал её аранжировку для некоторых мультфильмов компании Warner Brothers.

(1734-01-17 ) Место рождения Дата смерти Страна

Франция

Профессии

композитор

Франсуа Жозеф Госсек (17 января 1734 - 16 февраля 1829) - французский композитор, писавший оперы, симфонии, хоровые работы и произведения для струнного квартета.

Биография

Родился в семье крестьянина в деревне Вернье, тогда находившейся на территории эксклава Франции в Австрийских Нидерландах , ныне Бельгии . С детства проявлял музыкальные способности, выступая в хоре в Антверпене . В 1751 году переехал в Париж, где был замечен композитором Жан-Филиппом Рамо . Позже заменил Рамо на месте дирижёра частного оркестра генерального откупщика Ла Пуплиньера, покровителя музыкантов.

Первая собственная симфония Госсека была исполнена в 1754 году. Как дирижёр оркестра принца Конде он исполнил несколько своих опер и других композиций. Его Реквием , впервые прозвучавший в 1760 году, моментально сделал его известным.

В 1770 году Госсек основал «концерты любителей», а в 1773 - преобразовал общество «Духовные концерты» вместе с Симоном Ле Дюком и Пьером Гавинье .

В 1780-е число создаваемых симфоний уменьшилось, так как Госсек сосредоточился на написании опер. В 1784 году он основал Королевскую школу пения и декламации, позже в 1794 году ставшую Национальным музыкальным институтом, а через год - консерваторией, инспектором которой вместе с Этьенном Мегюлем и Луиджи Керубини Госсек являлся до 1816 года.

Вместе с Мегюлем он был дирижёром Национальной гвардии во время Французской революции . Госсек является кавалером ордена Почётного легиона . После поражения Наполеона в 1815 году в битве при Ватерлоо, консерватория была закрыта на некоторое время Людовиком XVIII . Вплоть до 1817 года Госсек работал над своими последними композициями, включая третий вариант Te Deum , поддерживаем предоставляемой консерваторией пенсией.

Его считают родоначальником французской симфонии. Он также автор массовых музыкальных композиций для народных революционных празднеств и шествий, гимнов и песен: «Песня 14 июля», «Пробудись, народ!». Во славу французской революции им были написаны многие работы, в том числе опера «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре» (Le Triomphe de la République , 1793) и «Гимн Свободе» (L’Offrande à la Liberté ). Некоторые из его произведений предвосхищали наступление эры романтизма.

Сочинения

Для оркестра

  • Sei sinfonie a più strumenti op. 4 (1759)
  • Sei sinfonie a più strumenti op. 5 (1761)
  • Six symphonies op. 6 (1762)
  • Six symphonies à grand orchestre op. 12 (1769)
  • Deux symphonies (1773)
  • Symphonie n° 1 (c. 1771-1774)
  • Symphonie n° 2 (c. 1771-1774)
  • Symphonie en fa majeur (1774)
  • Symphonie de chasse (1776)
  • Symphonie en ré (1776)
  • Symphonie en ré (1777)
  • Symphonie concertante en fa majeur n° 2, à plusieurs instruments (1778)
  • Symphonie en do majeur for wind orchestra (1794)
  • Symphonie à 17 parties en fa majeur (1809)

Камерная музыка

  • Sei sonate a due violini e basso op. 1 (ок. 1753)
  • Sei quartetti per flauto e violino o sia per due violini, alto e basso op. 14 (1769)
  • Six quatuors à deux violons, alto et basse op. 15 (1772)

Вокальные и хоровые работы

  • Messe des morts (Реквием) (1760)
  • La Nativité , oratorio (1774)
  • Te Deum à la Fête de la Fédération для трёх голосов, мужского хора и духового оркестра (1790)
  • Hymne sur la translation du corps de Voltaire au Panthéon для трёх голосов, мужского хора и духового оркестра (1791)
  • «Песня 14 июня» / Le Chant du 14 juillet (Мари-Жозеф Шенье) для трёх голосов, мужского хора и духового оркестра (1791)
  • Dernière messe des vivants, для четырёх голосов, хора и оркестра (1813)

Оперы

  • Le tonnelier , opéra comique (1765)
  • Le faux Lord , opéra comique (1765)
  • Les pêcheurs , opéra comique en 1 act (1766)
  • Toinon et Toinette , opéra comique (1767)
  • Le double déguisement , opéra comique (1767)
  • Les agréments d’Hylas et Sylvie , pastorale (1768)
  • Sabinus , tragédie lyrique (1773)
  • Berthe , opera (1775, не сохранившаяся)
  • Alexis et Daphné , pastorale (1775)
  • Philémon et Baucis , pastorale (1775)
  • La fête de village , intermezzo (1778)
  • Thésée , tragédie lyrique (1782)
  • Nitocris , opera (1783)
  • Rosine, ou L"éposue abandonnée , opera (1786)
  • «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре» / Le triomphe de la République, ou Le camp de Grandpré , divertissement-lyrique en 1 acte, (Шенье) (1794)
  • Les sabots et le cerisier , opera (1803)

Библиография

  • Thibaut, W., François Joseph Gossec, Chantre de la Révolution française , (1970)

Ссылки

  • Полная биография и список работ (фр.)
  • Госсек, Франсуа Жозеф: ноты произведений на International Music Score Library Project

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 17 января
  • Родившиеся в 1734 году
  • Умершие 16 февраля
  • Умершие в 1829 году
  • Композиторы Франции
  • Композиторы классической эпохи
  • Оперные композиторы
  • Похороненные на кладбище Пер-Лашез

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Госсек, Франсуа Жозеф" в других словарях:

    - (Gossec) (1734 1829), французский композитор. Дирижёр оркестра Национальной гвардии в период Французской революции конца XVIII в., автор монументальных вокально оркестровых композиций, опер («Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре», 1793),… … Энциклопедический словарь

    Госсек (Gossec) Франсуа Жозеф (17. 1.1734 деревня Вернье провинции Эно, Бельгия, 16.2.1829 Пасси близ Парижа) французский композитор член института Франции (1795). По происхождению бельгиец. Родился в семье крестьянина, С 1751 жил в Париже где… …

    - (17 I 1734, Верньи, Эно, Бельгия 16 II 1829, Пасси, близ Парижа) Французская буржуазная революция XVIII в. видела в музыке великую социальную силу (Б. Асафьев), способную мощно воздействовать на мышление и поступки как отдельных людей, так и… … Музыкальный словарь

    - (1734 1829) французский композитор. Дирижер оркестра Национальной гвардии во время Великой французской революции, автор монументальных вокально оркестровых композиций, опер (Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре, 1793), гимнов, маршей.… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Gossec) Франсуа Жозеф (17. 1.1734 деревня Вернье провинции Эно, Бельгия, 16.2.1829 Пасси близ Парижа) французский композитор член института Франции (1795). По происхождению бельгиец. Родился в семье крестьянина, С 1751 жил в Париже где… … Большая советская энциклопедия

    - (Gossec) Франсуа Жозеф (17 I 1734, Верньи, Эно, Бельгия 16 II 1829, Пасси, близ Парижа) франц. композитор, дирижёр, педагог и муз. деятель. По происхождению бельгиец. Чл. Института Франции (1795). Сын бедного крестьянина, в детстве пастух … Музыкальная энциклопедия

    Госсек Ф. Ж. - ГОССÉК (Gossec) Франсуа Жозеф (1734–1827), франц. композитор. По происхождению бельгиец. Крупнейший муз. деятель и композитор эпохи Франц. рев ции кон. 18 в., автор монументальных вок. орк. композиций, ок. 20 опер, в т. ч. Триумф Республики … Биографический словарь

    Жозеф Булонь, шевалье де Сен Жорж Имя при рождении: Жозеф Болонь де Сен Жорж … Википедия

    В 1669 году в Париже была основана Королевская академия музыки. Организация несколько раз меняла свое название в зависимости от политической ситуации, но суть оставалась прежней: это государственная структура развития музыкального искусства. В… … Википедия

    Масонство Масонство … Википедия

(1829-02-16 ) (95 лет)

11 октября 1759 года Госсек женился на Мари-Жорж Элизабет. Их единственный ребенок, Александр Франсуа-Жозеф, был крещен 29 декабря 1760 года - крёстными стали Ла Пуплиньер и его жена. В том же году Госсек сочинил Мессу царства мертвых - первое из многих своих религиозных произведений.

С 1761 году Госсек проявил свою заинтересованность яркими театральными эффектами, сочинив серии сценических произведений, первым из которых стало интермеццо для частного театра принца Конти. В 1762 году он был назначен директором частного театра Луи-Жозефа де Бурбона, принца Конде , в Шантильи . В этот период наибольший успех ему принесли пастиччо «Бондарь» (фр. Le Tonnelier ) (1765), а также комические оперы «Рыбаки» (фр. Les pêcheurs ) (1766) и «Туанон и Туанетта» (фр. Toinon et Toinette ) (1767). Сюжеты этих опер написаны в простом и грациозном стиле, однако каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Если ариетты из оперы «Бондарь» написаны в скромном масштабе с использованием песенных мелодий, то ариетты таких опер, как «Рыбаки» и «Туанон и Туанетта» имеют гораздо более крупные размеры. В «Рыбаках» Госсек жертвует драматическим потенциалом сюжета, однако в то же время он достигает большого разнообразия в оркестровке. «Рыбаки» оказались самой успешной оперой, выдержав более чем 160 представлений до 1790 года; опера «Туанон» исполнялась в Голландии, Дании, Швеции и Германии. Однако последующие оперы Госсека - «Поддельный владыка» (фр. Le faux lord ) (1765) и «Двойное переодевание» (фр. Le double déguisement ) (1767) - потерпели неудачи, и после плохого приема оперы «Развлечения Гиласа и Сильвии» (фр. Les agréments d’Hylas et Silvie ) (1768) Госсек отказался от сочинения комических опер. Возможно, он чувствовал себя неуютно, конкурируя с восходящей звездой - Гретри.

Между тем Госсек продолжал писать инструментальные произведения. Сочинения этого периода включают в себя шесть дуэтов для скрипок (op.7, 1765), шесть трио для двух скрипок и баса (Op.9, 1766), а также, по меньшей мере, три секстета для кларнетов, фаготов и рожков (1762-70). В дополнение к камерной музыке Госсек написал 12 симфоний для князей Конде и Конти.

В 1769 году Госсек основал оркестр под названием «Концерт любителей», который вскоре приобрел известность как один из лучших оркестров Европы. Этот шаг стал прорывом в карьере Госсека. Помимо того что «Концерт» финансировался генеральным откупщиком Л. Хэем и бароном д’Огни, он поддерживался также и общественными пожертвованиями. Это обеспечивало исполнение новых произведений и предоставляло возможность приглашать артистов. В течение каждого из четырёх лет, проведённых Госсеком в качестве директора оркестра, он дирижировал примерно 12 исполнениями своих симфоний, написанных специально для этого оркестра. Среди них была и «Охота» (фр. La chass ), одно из его самых популярных произведений. В период с 1769 по 1772 Госсек сочиняет 12 струнных квартетов. В последний год своей службы в должности директора «Концерта» Госсек стал первым дирижёром во Франции, взявшим в репертуар оркестра симфонии Гайдна.

В 1773 году Госсек оставил свой пост директора «Концерта любителей», и, совместно с Симоном Ле Дюком и Пьером Гавинье занялся преобразованием музыкального общества «Духовные концерты». В том же году в Версале была поставлена его первая «лирическая трагедия» - «Сабин» (фр. Sabinus ). В своих музыкальных и драматических решениях (мифологический сюжет в пяти действиях, сопровождающихся речитативами, короткими ариями, пространными хорами, маршами и дивертисментами), он явно соревновался с лирическими трагедиями Рамо. Появление аллегорической фигуры, «Гений Галлии» (фр. Le génie de la Gaul ), который поощряет героя Сабина, предсказывая создание французской империи, явно отражает националистические взгляды Госсека после революции. По словам самого Госсека, репетиции этой оперы начались более чем за год до премьеры. Специально были приглашены дополнительные кларнеты, скрипки и басы; тромбоны в первый раз были введены в состав оперного оркестра. Несмотря на то, что «Сабин» был переделан в версию из четырёх актов для премьеры в феврале 1774, скромный успех Госсека вскоре затмила «Ифигения в Авлиде» Глюка, которая была впервые исполнена 19 апреля того же года.

В последующие годы Госсек, став союзником Глюка, сочинял только пасторали и балеты, один из которых - «Закованные скифы» (фр. Les Scythes enchaînés ) (1779), - был написан специально для включения в оперу Глюка «Ифигения в Тавриде». Некоторые из этих успешных балетов были поставлены хореографом Гарделем. Госсек также внёс изменения в третий акт «Альцесты» Глюка для постановки этой оперы в Париже в 1776 году. После того, как Глюк покинул Париж, Госсек возобновил свою работу в опере. Следуя моде в написании лирических трагедий, установленной Люлли и Кино, Госсек в 1782 году написал оперу «Тезей» (фр. Thésée ). Он заимствовал арию Эгла «Faites grace à mon âge» у своего предшественника, лишь добавив в её оркестровку партии духовых инструментов. Лирические трагедии Глюка также оказали сильное влияние на «Tезея»: музыкальная структура Госсека обрёла ясность, а стиль в ритмическом и гармоническом отношениях стал более изобретательным. Хотя «Tезей» обладает большими достоинствами, чем «Сабин», она выдержала всего 16 представлений, а следующая опера Госсека - «Розина» (фр. Rosine ) (1786) - потерпела полный провал.

22 мая 1780 года Госсек был назначен директором Оперы. В январе 1784 года он взял на себя руководство вновь воссозданной Королевской школой пения и декламации в Опере. С тех пор и до начала революции он написал всего шесть симфоний. Его балет «Нога быка» (фр. Le pied de boeuf ) (1787) пользовался умеренным успехом в Опере.

После 1789 года.

Вместе с Мегюлем и Кателем Госсек был одним из ведущих музыкальных деятелей в революционный период. Он ушёл в отставку от обязанностей в Опере в 1789 году. Госсек способствовал созданию «гражданской музыки»: песни, хоры, марши и симфонии для духовых предназначались для исполнения перед народными массами. Эта музыка служила голосом нового режима. В первую годовщину падения Бастилии его «Te Deum» был исполнен на празднике Празднования Федерации 1000 певчими и большим составом оркестра. В 1790 году он также написал «Траурный марш» (Lugubre Marche), который позже использовали на торжественных церемониях - когда останки Вольтера и Руссо были перенесены в Пантеон.

Опера Госсека «Жертва для Свободы» (L’offrande à La Liberte), написанная в 1792 году, повествует о битве между французскими революционерами и их внешними врагами, и завершается она мощным звучанием «Марсельезы»; каждая её строфа отличается своей особой инструментовкой. «Жертва» была исполнена в Опере 143 раз до 1797 года. Это сыграло важную роль в превращении Марсельезы «в самый мощный музыкальный символ своей страны и эпохи».

За свою службу, посвящённую становлению нового порядока, Госсеку было присвоено звание «Тиртей Революции» (Tyrtée de la Révolution). В 1804 году он стал кавалером ордена Почетного легиона.

С вознесения Наполеона и консульства в 1799 году карьера Госсека как композитора фактически закончилась: он написал ещё только два значительных произведения: «Симфония для 17 голосов» (Symphonie à 17 parties (1809) - с менуэтом в форме фуги, и «Последнюю мессу живущих» (Dernière messe des vivants) (1813). Затем Госсек посвятил себя преподаванию, став профессором композиции в консерватории, созданной в 1795 году. Он написал труд о методах обучения пению (в сотрудничестве с другими профессорами), а также трактаты по гармонии и контрапункту для обучения музыкантов в консерватории. Когда Людовик XVIII распустил консерваторию в 1816 году, Госсек потерял работу. Его последние годы прошли в парижском пригороде Пасси. Панихида была посещена бывшими коллегами, включая Керубини. Могила Госсека находится на кладбище Père Lachaise в Париже.

О творчестве

Ранние инструментальные произведения Госсека отражают влияние итальянской музыкальной традиции, в то время как его симфонические произведения после третьего опуса демонстрируют принятие многих немецких, в частности, Мангеймских, нововведений. В частности, ранние симфонии Госсека были написаны в трех частях и только для струнного состава оркестра. Эти симфонии демонстрируют ещё не выработавшееся чувство формы, а их тематическая индивидуальность малопримечательна. Под влиянием Мангеймской школы Госсек добавил в форму симфонии менуэт и трио, а также отдельные части для духовых инструментов. Также им была написана Симфония Ре мажор, которая стала одним из первых оркестровых произведений во Франции, в чьём составе были использованы кларнеты. От Стамица Госсек также приобрел острое чувство динамических нюансов, которое в совокупности с его новой инструментовкой становится самой усовершенствованной композиторской техникой своего времени.

Об успехе Госсека в качестве инструментального композитора свидетельствуют частые исполнения его произведений, а также их публикации в зарубежных городах. Однако легкость, с которой он добился исполнения своих опер в Театре итальянской комедии и Оперы, свидетельствует больше о его популярности на сцене французского музыкального театра, нежели о его драматургическом таланте. Его дарование как оперного композитора было скромным, а выбор либретто зачастую оказывался неудачным; только его балеты смогли приобрести популярность на сцене. Как композитор и, в первую очередь, как музыкальный деятель, Госсек оказал огромное влияние на современную музыкальную жизнь Франции.

Франция Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Франсуа Жозеф Госсек (17 января , Вернье, Бельгия , - 16 февраля , Пасси , Франция) - французский композитор, писавший оперы, симфонии, хоровые работы и произведения для струнного квартета.

Госсек является одним из самых плодовитых французских композиторов 18 века. Его карьера отражает изменение социального положения парижского музыканта в период между серединой XVIII - началом XIX веков: Госсек начал писать симфонии и камерную музыку в качестве придворного композитора, а затем занялся самостоятельной организацией концертов, одинаково успешно проводя их как для Парижской Оперы, так и для широкой публики. Кроме того, Госсек смог опубликовать некоторые из собственных сочинений. Он стал одним из передовых представителей французской революции в музыкальном искусстве. Госсек, безусловно, сумел оказать влияние на музыкантов как профессор композиции в консерватории, однако политическая нестабильность, возникшая в результате перемены правительства, помешала его карьере.

Биография

До 1789 года.

Родился в семье крестьянина в деревне Вернье, тогда находившейся на территории эксклава Франции в Австрийских Нидерландах , ныне Бельгии . Уже в раннем детстве проявился замечательный музыкальный талант Госсека, и, по общему мнению, он обладал красивым голосом. С шестилетнего возраста Госсек начал петь в коллегиальной церкви Валькур (сейчас - коммуна в Валлонии, расположенная в провинции Намюр, округ Филиппвиль; принадлежит Французскому языковому сообществу Бельгии). Его первым педагогом, дававшим Госсеку уроки скрипки, клавесина, гармонии и композиции, стал Жан Вандербелен - директор часовни Сен-Пьер. В 1742 году Госсек стал певчим в соборе Антверпена, где он продолжил своё музыкальное обучение с Андре-Жозефом Блавиером.

В 1751 году Госсек переехал в Париж, где был замечен композитором Жан-Филиппом Рамо . Под его влиянием Госсек стал работать скрипачом и басистом в частном оркестре генерального откупщика Ла Пуплиньера , покровителя музыкантов. В 1755 году Госсек заменил Иоганна Стамица в должности руководителя оркестра вплоть до смерти Ла Пуплиньера в 1762 году.

В качестве придворного музыканта Госсек сочинил и опубликовал свои первые шесть опусов: Шесть сонат для двух скрипок и баса (c 1753), Шесть дуэтов для флейты или скрипки (c1754) и 24 симфонии в четырех частях (1756-1762), первая из которых была исполнена в 1754 году.

11 октября 1759 года Госсек женился на Мари-Жорж Элизабет. Их единственный ребенок, Александр Франсуа-Жозеф, был крещен 29 декабря 1760 года - крёстными стали Ла Пуплиньер и его жена. В том же году Госсек сочинил Мессу царства мертвых - первое из многих своих религиозных произведений.

С 1761 году Госсек проявил свою заинтересованность яркими театральными эффектами, сочинив серии сценических произведений, первым из которых стало интермеццо для частного театра принца Конти. В 1762 году он был назначен директором частного театра Луи-Жозефа де Бурбона, принца Конде, в Шантильи . В этот период наибольший успех ему принесли пастиччо «Бондарь» (Le Tonnelier) (1765), а также комические оперы «Рыбаки» (Les pêcheurs) (1766) и «Туанон и Туанетта» (Toinon et Toinette) (1767). Сюжеты этих опер написаны в простом и грациозном стиле, однако каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Если ариетты из оперы «Бондарь» написаны в скромном масштабе с использованием песенных мелодий, то ариетты таких опер, как «Рыбаки» и «Туанон и Туанетта» имеют гораздо более крупные размеры. В «Рыбаках» Госсек жертвует драматическим потенциалом сюжета, однако в то же время он достигает большого разнообразия в оркестровке. «Рыбаки» оказались самой успешной оперой, выдержав более чем 160 представлений до 1790 года; опера «Туанон» исполнялась в Голландии, Дании, Швеции и Германии. Однако последующие оперы Госсека - «Поддельный владыка» (Le faux lord) (1765) и «Двойное переодевание» (Le double déguisement) (1767) - потерпели неудачи, и после плохого приема оперы «Развлечения Гиласа и Сильвии»(Les agréments d’Hylas et Silvie) (1768) Госсек отказался от сочинения комических опер. Возможно, он чувствовал себя неуютно, конкурируя с восходящей звездой - Гретри.

Между тем Госсек продолжал писать инструментальные произведения. Сочинения этого периода включают в себя шесть дуэтов для скрипок (op.7, 1765), шесть трио для двух скрипок и баса (Op.9, 1766), а также, по меньшей мере, три секстета для кларнетов, фаготов и рожков (1762-70). В дополнение к камерной музыке Госсек написал 12 симфоний для князей Конде и Конти.

В 1769 году Госсек основал оркестр под названием «Концерт любителей», который вскоре приобрел известность как один из лучших оркестров Европы. Этот шаг стал прорывом в карьере Госсека. Помимо того что «Концерт» финансировался генеральным откупщиком Л. Хэем и бароном д’Огни, он поддерживался также и общественными пожертвованиями. Это обеспечивало исполнение новых произведений и предоставляло возможность приглашать артистов. В течение каждого из четырех лет, проведённых Госсеком в качестве директора оркестра, он дирижировал примерно 12 исполнениями своих симфоний, написанных специально для этого оркестра. Среди них была и «Охота» (La chass), одно из его самых популярных произведений. В период с 1769 по 1772 Госсек сочиняет 12 струнных квартетов. В последний год своей службы в должности директора «Концерта» Госсек стал первым дирижёром во Франции, взявшим в репертуар оркестра симфонии Гайдна.

В 1773 году Госсек оставил свой пост директора «Концерта любителей», и, совместно с Симоном Ле Дюком и Пьером Гавинье занялся преобразованием музыкального общества «Духовные концерты». В том же году в Версале была поставлена его первая «лирическая трагедия» - «Сабин» (Sabinus). В своих музыкальных и драматических решениях (мифологический сюжет в пяти действиях, сопровождающихся речитативами, короткими ариями, пространными хорами, маршами и дивертисментами), он явно соревновался с лирическими трагедиями Рамо. Появление аллегорической фигуры, «Гений Галлии» (Le génie de la Gaul), который поощряет героя Сабина, предсказывая создание французской империи, явно отражает националистические взгляды Госсека после революции. По словам самого Госсека, репетиции этой оперы начались более чем за год до премьеры. Специально были приглашены дополнительные кларнеты, скрипки и басы; тромбоны в первый раз были введены в состав оперного оркестра. Несмотря на то, что «Сабин» был переделан в версию из четырёх актов для премьеры в феврале 1774, скромный успех Госсека вскоре затмила «Ифигения в Авлиде» Глюка, которая была впервые исполнена 19 апреля того же года.

В последующие годы Госсек, став союзником Глюка, сочинял только пасторали и балеты, один из которых - «Закованные скифы» (Les Scythes enchaînés) (1779), - был написан специально для включения в оперу Глюка «Ифигения в Тавриде». Некоторые из этих успешных балетов были поставлены хореографом Гарделем. Госсек также внёс изменения в третий акт «Альцесты» Глюка для постановки этой оперы в Париже в 1776 году. После того, как Глюк покинул Париж, Госсек возобновил свою работу в опере. Следуя моде в написании лирических трагедий, установленной Люлли и Кино, Госсек в 1782 году написал оперу «Тезей» (Thésée). Он заимствовал арию Эгла «Faites grace à mon âge» у своего предшественника, лишь добавив в её оркестровку партии духовых инструментов. Лирические трагедии Глюка также оказали сильное влияние на «Tезея»: музыкальная структура Госсека обрёла ясность, а стиль в ритмическом и гармоническом отношениях стал более изобретательным. Хотя «Tезей» обладает большими достоинствами, чем «Сабин», она выдержала всего 16 представлений, а следующая опера Госсека - «Розина» (Rosine") (1786) - потерпела полный провал.

22 мая 1780 года Госсек был назначен директором Оперы. В январе 1784 года он взял на себя руководство вновь воссозданной Королевской школой пения и декламации в Опере. С тех пор и до начала революции он написал всего шесть симфоний. Его балет «Нога быка» (Le pied de boeuf) (1787) пользовался умеренным успехом в Опере.

После 1789 года.

Вместе с Мегюлем и Кателем Госсек был одним из ведущих музыкальных деятелей в революционный период. Он ушел в отставку от обязанностей в Опере в 1789 году. Госсек способствовал созданию «гражданской музыки»: песни, хоры, марши и симфонии для духовых предназначались для исполнения перед народными массами. Эта музыка служила голосом нового режима. В первую годовщину падения Бастилии его «Te Deum» был исполнен на празднике Празднования Федерации 1000 певчими и большим составом оркестра. В 1790 году он также написал «Траурный марш» (Lugubre Marche), который позже использовали на торжественных церемониях - когда останки Вольтера и Руссо были перенесены в Пантеон.

Опера Госсека «Жертва для Свободы» (L’offrande à La Liberte), написанная в 1792 году, повествует о битве между французскими революционерами и их внешними врагами, и завершается она мощным звучанием «Марсельезы»; каждая её строфа отличается своей особой инструментовкой. «Жертва» была исполнена в Опере 143 раз до 1797 года. Это сыграло важную роль в превращении Марсельезы «в самый мощный музыкальный символ своей страны и эпохи».

За свою службу, посвящённую становлению нового порядока, Госсеку было присвоено звание «Тиртей Революции» (Tyrtée de la Révolution). В 1804 году он стал кавалером ордена Почетного легиона.

С вознесения Наполеона и консульства в 1799 году карьера Госсека как композитора фактически закончилась: он написал еще только два значительных произведения: «Симфония для 17 голосов» (Symphonie à 17 parties (1809) - с менуэтом в форме фуги, и «Последнюю мессу живущих» (Dernière messe des vivants) (1813). Затем Госсек посвятил себя преподаванию, став профессором композиции в консерватории, созданной в 1795 году. Он написал труд о методах обучения пению (в сотрудничестве с другими профессорами), а также трактаты по гармонии и контрапункту для обучения музыкантов в консерватории. Когда Людовик XVIII распустил консерваторию в 1816 году, Госсек потерял работу. Его последние годы прошли в парижском пригороде Пасси. Панихида была посещена бывшими коллегами, включая Керубини. Могила Госсека находится на кладбище Père Lachaise в Париже.

О творчестве

Ранние инструментальные произведения Госсека отражают влияние итальянской музыкальной традиции, в то время как его симфонические произведения после третьего опуса демонстрируют принятие многих немецких, в частности, Мангеймских, нововведений. В частности, ранние симфонии Госсека были написаны в трех частях и только для струнного состава оркестра. Эти симфонии демонстрируют ещё не выработавшееся чувство формы, а их тематическая индивидуальность малопримечательна. Под влиянием Мангеймской школы Госсек добавил в форму симфонии менуэт и трио, а также отдельные части для духовых инструментов. Также им была написана Симфония Ре мажор, которая стала одним из первых оркестровых произведений во Франции, в чьём составе были использованы кларнеты. От Стамица Госсек также приобрел острое чувство динамических нюансов, которое в совокупности с его новой инструментовкой становится самой усовершенствованной композиторской техникой своего времени.

Об успехе Госсека в качестве инструментального композитора свидетельствуют частые исполнения его произведений, а также их публикации в зарубежных городах. Однако легкость, с которой он добился исполнения своих опер в Театре итальянской комедии и Оперы, свидетельствует больше о его популярности на сцене французского музыкального театра, нежели о его драматургическом таланте. Его дарование как оперного композитора было скромным, а выбор либретто зачастую оказывался неудачным; только его балеты смогли приобрести популярность на сцене. Как композитор и, в первую очередь, как музыкальный деятель, Госсек оказал огромное влияние на современную музыкальную жизнь Франции.

Сочинения

Для оркестра

  • Sei sinfonie a più strumenti op. 4 (1759)
  • Sei sinfonie a più strumenti op. 5 (1761)
  • Six symphonies op. 6 (1762)
  • Six symphonies à grand orchestre op. 12 (1769)
  • Deux symphonies (1773)
  • Symphonie n° 1 (c. 1771-1774)
  • Symphonie n° 2 (c. 1771-1774)
  • Symphonie en fa majeur (1774)
  • Symphonie de chasse (1776)
  • Symphonie en ré (1776)
  • Symphonie en ré (1777)
  • Symphonie concertante en fa majeur n° 2, à plusieurs instruments (1778)
  • Symphonie en do majeur for wind orchestra (1794)
  • Symphonie à 17 parties en fa majeur (1809)

Камерная музыка

  • Sei sonate a due violini e basso op. 1 (ок. 1753)
  • Sei quartetti per flauto e violino o sia per due violini, alto e basso op. 14 (1769)
  • Six quatuors à deux violons, alto et basse op. 15 (1772)

Вокальные и хоровые работы

  • Messe des morts (Реквием) (1760)
  • La Nativité , oratorio (1774)
  • Te Deum à la Fête de la Fédération для трёх голосов, мужского хора и духового оркестра (1790)
  • Hymne sur la translation du corps de Voltaire au Panthéon для трёх голосов, мужского хора и духового оркестра (1791)
  • «Песня 14 июня» / Le Chant du 14 juillet (Мари-Жозеф Шенье) для трёх голосов, мужского хора и духового оркестра (1791)
  • Dernière messe des vivants, для четырёх голосов, хора и оркестра (1813)

Оперы

  • Le tonnelier , opéra comique (1765)
  • Le faux Lord , opéra comique (1765)
  • Les pêcheurs , opéra comique en 1 act (1766)
  • Toinon et Toinette , opéra comique (1767)
  • Le double déguisement , opéra comique (1767)
  • Les agréments d’Hylas et Sylvie , pastorale (1768)
  • Sabinus , tragédie lyrique (1773)
  • Berthe , opera (1775, не сохранившаяся)
  • Alexis et Daphné , pastorale (1775)
  • Philémon et Baucis , pastorale (1775)
  • La fête de village , intermezzo (1778)
  • Thésée , tragédie lyrique (1782)
  • Nitocris , opera (1783)
  • Rosine, ou L"éposue abandonnée , opera (1786)
  • «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре» / Le triomphe de la République, ou Le camp de Grandpré , divertissement-lyrique en 1 acte, (Шенье) (1794)
  • Les sabots et le cerisier , opera (1803)

Библиография

  • Thibaut, W., François Joseph Gossec, Chantre de la Révolution française , (1970)
  • Госсек, Жозеф Франсуа, в кн.: The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In the 29-volume second edition. Grove Music Online /General Editor - Stanley Sadie. Oxford University Press. 2001.

Напишите отзыв о статье "Госсек, Франсуа Жозеф"

Ссылки

  • (фр.)
  • Соловьёв Н. Ф. Госсек, Франсуа-Жозеф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Госсек, Франсуа Жозеф: ноты произведений на International Music Score Library Project

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Госсек, Франсуа Жозеф

– Всё зависит от того, что за этим последует, Ваше святейшество... – осторожно ответила я. – Но, конечно же, я несказанно рада!
– Что ж, наслаждайтесь встречей, я заберу её через час. Вас никто не будет беспокоить. А потом я зайду за ней. Она отправится в монастырь – думаю, это лучшее место для такой одарённой девочки, какой является Ваша дочь.
– Монастырь?!! Но она никогда не была верующей, Ваше святейшество, она потомственная Ведьма, и ничто на свете не заставит её быть другой. Это то, кто она есть, и она никогда не сможет измениться. Даже если Вы её уничтожите, она всё равно останется Ведьмой! Так же, как я и моя мать. Вы не сможете сделать из неё верующую!
– Какое же Вы дитя, мадонна Изидора!.. – искренне рассмеялся Караффа. – Никто не собирается делать из неё «верующую». Думаю, она может прекрасно послужить нашей святой церкви, оставаясь именно тем, кто она есть. А воз-можно даже и больше. У меня на Вашу дочь далеко идущие планы...
– Что Вы имеете в виду, ваше святейшество? И причём здесь всё-таки монастырь? – застывшими губами прошептала я.
Меня трясло. Всё это не укладывалось в голове, и я пока что ничего не понимала, только чувствовала, что Караффа говорит правду. Одно лишь меня пугало до полусмерти – какие такие «далекоидущие» планы у этого страшного человека могли быть на мою бедную девочку?!..
– Успокойтесь, Изидора, и перестаньте ждать от меня всё время чего-то ужасного! Вы провоцируете судьбу, знаете ли... Дело в том, что монастырь, о котором я говорю, очень непростой... И за пределами его стен, о нём не знает почти ни одна душа. Это монастырь исключительно для Ведунов и Ведьм. И он стоит уже тысячи лет. Я был там несколько раз. Я учился там... Но, к сожалению, не нашёл, что искал. Они отвергли меня... – Караффа на мгновение задумался и, к моему удивлению, вдруг стал очень печальным. – Но я уверен, что Анна понравится им. И ещё я уверен, что им будет чему научить Вашу талантливую дочь, Изидора.
– Не говорите ли Вы про Мэтэору*, Ваше святейшество? – заранее зная ответ, всё же спросила я.
От удивления брови Караффы поползли на лоб. Видимо он никак не ожидал, что я об этом слыхала...
– Вы знаете их? Вы там бывали?!..
– Нет, там бывал мой отец, Ваше святейшество. Но он потом многому научил меня (позже я дико пожалела, что сообщила ему это...). Чему Вы хотите обучать там мою дочь, святейшество?! И зачем?.. Ведь для того, чтобы объявить её Ведьмой, у Вас уже сейчас достаточно доказательств. Всё равно ведь позже Вы попытаетесь сжечь её, как всех остальных, не так ли?!..
Караффа опять улыбнулся...
– Почему Вы уцепились за эту глупую мысль, мадонна? Я не собираюсь причинять никакого вреда Вашей милой дочери! Она ещё сможет великолепно послужить нам! Я очень долго искал Ведунью, которая ещё совсем дитя, чтобы научить её всему, что знают «монахи» в Мэтэоре. И чтобы она потом помогала мне в поисках колдунов и ведьм, таких, какой была когда-то она сама. Только тогда она уже будет ведьмой от Бога.
Караффа не казался сумасшедшим, он БЫЛ им... Иначе нельзя было при-нять то, что он говорил сейчас! Это не было нормальным, и поэтому ещё больше страшило меня.
– Простите, если я что-то не так поняла, Ваше святейшество... Но разве же могут быть Ведьмы от Бога?!..
– Ну, конечно же, Изидора! – искренне поражаясь моему «невежеству», засмеялся Караффа. – Если она будет использовать своё знание и умение во имя церкви, это будет приходить к ней уже от Бога, так как она будет творить во имя Его! Неужели Вам это не понятно?..
Нет, мне не было понятно!.. И говорил это человек с совершенно больным воображением, который, к тому же, искренне верил в то, о чём говорил!.. Он был невероятно опасным в своём сумасшествии и, к тому же, имел неограниченную власть. Его фанатизм переходил все границы, и кто-то должен был его остановить.
– Если Вы знаете, как заставить нас служить церкви, почему же тогда Вы сжигаете нас?!.. – рискнула спросить я. – Ведь то, чем мы обладаем, нельзя приобрести ни за какие деньги. Почему же Вы не цените это? Почему продолжаете уничтожать нас? Если Вы хотели научиться чему-то, почему не попросите научить Вас?..
– Потому, что бесполезно пробовать изменить то, что уже мыслит, мадонна. Я не могу изменить ни Вас, ни Вам подобных... Я могу лишь испугать Вас. Или убить. Но это не даст мне того, о чём я так долго мечтал. Анна же ещё совсем мала, и её можно научить любви к Господу, не отнимая при этом её удивительный Дар. Вам же это делать бесполезно, так как, даже если Вы поклянётесь мне вере в Него – я не поверю Вам.
– И Вы будете совершенно правы, Ваше святейшество, – спокойно сказала я.
Караффа поднялся, собираясь уходить.
– Всего один вопрос, и я очень прошу Вас ответить на него... если можете. Ваша защита, она из этого же монастыря?
– Так же, как и Ваша молодость, Изидора... – улыбнулся Караффа. – Я вернусь через час.
Значит, я была права – свою странную «непробиваемую» защиту он получил именно там, в Мэтэоре!!! Но почему же тогда её не знал мой отец?! Или Караффа был там намного позже? И тут вдруг меня осенила ещё одна мысль!.. Молодость!!! Вот чего добивался, но не получил Караффа! Видимо он был наслышан о том, сколько живут и как уходят из «физической» жизни настоящие Ведьмы и Ведуны. И ему дико захотелось получить это для себя... чтобы успеть пережечь оставшуюся «непослушную» половину существующей Европы, а потом властвовать над оставшимися, изображая «святого праведника», милостиво сошедшего на «грешную» землю, чтобы спасать наши «пропащие души».
Это было правдой – мы могли жить долго. Даже слишком долго... И «ухо-дили», когда по-настоящему уставали жить, или считали, что не могли более никому помочь. Секрет долголетия передавался от родителей – к детям, потом – внукам, и так далее, пока оставался в семье хоть один исключительно одарённый ребёнок, который мог его перенять... Но давалось бессмертие не каждому потомственному Ведуну или Ведьме. Оно требовало особых качеств, которых, к сожалению, удостаивались не все одарённые потомки. Это зависело от силы духа, чистоты сердца, «подвижности» тела, и самое главное – от высоты уровня их души... ну и многого ещё другого. И я думаю, это было правильно. Потому что тем, кто жаждал научиться всему, что умели мы – настоящие Ведуны – простой человеческой жизни на это, к сожалению, не хватало. Ну, а тем, которые не хотели знать так много – длинная жизнь и не была нужна. Поэтому такой жёсткий отбор, думаю, являлся абсолютно правильным. И Караффа хотел того же. Он считал себя достойным...
У меня зашевелились волосы, когда я только подумала о том, что бы мог натворить на Земле этот злой человек, если бы жил так же долго!..
Но все эти тревоги можно было оставить на потом. А пока – здесь находилась Анна!.. И всё остальное не имело никакого значения. Я обернулась – она стояла, не сводя с меня своих огромных лучистых глаз!.. И я в то же мгновение забыла и про Караффу, и про монастырь, да и обо всём остальном на свете!.. Кинувшись в мои раскрытые объятия, моя бедная малышка застыла, без конца повторяя только одно-единственное слово: «Мама, мамочка, мама…».
Я гладила её длинные шелковистые волосы, вдыхая их новый, незнакомый мне аромат и прижимая к себе её хрупкое худенькое тельце, готова была умереть прямо сейчас, только бы не прерывалось это чудесное мгновение...
Анна судорожно жалась ко мне, крепко цепляясь за меня худыми ручонками, как бы желая раствориться, спрятаться во мне от ставшего вдруг таким чудовищным и незнакомым мира... который был для неё когда-то светлым и добрым, и таким родным!..
За что нам был дан этот ужас?!.. Что мы свершили такое, чтобы заслужить всю эту боль?.. Ответов на это не было... Да наверное и не могло было быть.
Я до потери сознания боялась за свою бедную малышку!.. Даже при её раннем возрасте, Анна была очень сильной и яркой личностью. Она никогда не шла на компромиссы и никогда не сдавалась, борясь до конца, несмотря на обстоятельства. И ничего не боялась...
«Бояться чего-то – значит принимать возможность поражения. Не допускай страх в своё сердце, родная» – Анна хорошо усвоила уроки своего отца...
И теперь, видя её, возможно, в последний раз, я должна была успеть научить её обратному – «не идти напролом» тогда, когда от этого зависела её жизнь. Это никогда не являлось одним из моих жизненных «законов». Я научилась этому только сейчас, наблюдая, как в жутком подвале Караффы уходил из жизни её светлый и гордый отец... Анна была последней Ведуньей в нашей семье, и она должна была выжить, во что бы то ни стало, чтобы успеть родить сына или дочь, которые продолжили бы то, что так бережно хранила столетиями наша семья. Она должна была выжить. Любой ценой... Кроме предательства.
– Мамочка, пожалуйста, не оставляй меня с ним!.. Он очень плохой! Я вижу его. Он страшный!
– Ты... – что?!! Ты можешь видеть его?! – Анна испуганно кивнула. Видимо я была настолько ошарашенной, что своим видом напугала её. – А можешь ли ты пройти сквозь его защиту?..
Анна опять кивнула. Я стояла, совершенно потрясённой, не в состоянии понять – КАК она могла это сделать??? Но это сейчас не было важно. Важно было лишь то, что хотя бы кто-то из нас мог «видеть» его. А это означало – возможно, и победить его.
– Ты можешь посмотреть его будущее? Можешь?! Скажи мне, солнце моё, уничтожим ли мы его?!.. Скажи мне, Аннушка!
Меня трясло от волнения – я жаждала слышать, что Караффа умрёт, мечтала видеть его поверженным!!! О, как же я мечтала об этом!.. Сколько дней и ночей я составляла фантастические планы, один сумасшедшее другого, чтобы только очистить землю от этой кровожадной гадюки!.. Но ничего не получалось, я не могла «читать» его чёрную душу. И вот теперь это произошло – моя малышка могла видеть Караффу! У меня появилась надежда. Мы могли уничтожить его вдвоём, объединив свои «ведьмины» силы!
Но я обрадовалась слишком рано... Легко прочитав мои, бушующие радостью мысли, Анна грустно покачала головкой:
– Мы не победим его, мама... Это он уничтожит всех нас. Он уничтожит очень многих, как мы. От него не будет спасения. Прости меня, мама... – по худым щёчкам Анны катились горькие, горячие слёзы.
– Ну что ты, родная моя, что ты... Это ведь не твоя вина, если ты видишь не то, что нам хочется! Успокойся, солнце моё. Мы ведь не опускаем руки, правда, же?
Анна кивнула.
– Слушай меня, девочка...– легко встряхнув дочку за хрупкие плечики, как можно ласковее прошептала я. – Ты должна быть очень сильной, запомни! У нас нет другого выбора – мы всё равно будем бороться, только уже другими силами. Ты пойдёшь в этот монастырь. Если я не ошибаюсь, там живут чудесные люди. Они – такие как мы. Только наверно ещё сильнее. Тебе будет хорошо с ними. А за это время я придумаю, как нам уйти от этого человека, от Папы... Я обязательно что-то придумаю. Ты ведь веришь мне, правда?
Малышка опять кивнула. Её чудесные большие глаза утопали в озёрах слёз, выливая целые потоки... Но Анна плакала молча... горькими, тяжёлыми, взрослыми слезами. Ей было очень страшно. И очень одиноко. И я не могла быть ря-дом с ней, чтобы её успокоить...
Земля уходила у меня из под ног. Я упала на колени, обхватив руками свою милую девочку, ища в ней покоя. Она была глотком живой воды, по которому плакала моя измученная одиночеством и болью душа! Теперь уже Анна нежно гладила мою уставшую голову своей маленькой ладошкой, что-то тихо нашёптывая и успокаивая. Наверное, мы выглядели очень грустной парой, пытавшейся «облегчить» друг для друга хоть на мгновение, нашу исковерканную жизнь...
– Я видела отца... Я видела, как он умирал... Это было так больно, мама. Он уничтожит нас всех, этот страшный человек... Что мы сделали ему, мамочка? Что он хочет от нас?..
Анна была не по-детски серьёзной, и мне тут же захотелось её успокоить, сказать, что это «неправда» и что «всё обязательно будет хорошо», сказать, что я спасу её! Но это было бы ложью, и мы обе знали это.
– Не знаю, родная моя... Думаю, мы просто случайно встали на его пути, а он из тех, кто сметает любые препятствия, когда они мешают ему... И ещё... Мне кажется, мы знаем и имеем то, за что Папа готов отдать очень многое, включая даже свою бессмертную душу, только бы получить.
– Что же такое он хочет, мамочка?! – удивлённо подняла на меня свои влажные от слёз глаза Анна.
– Бессмертие, милая... Всего лишь бессмертие. Но он, к сожалению, не понимает, что оно не даётся просто из-за того, что кто-то этого хочет. Оно даётся, когда человек этого стоит, когда он ВЕДАЕТ то, что не дано другим, и использует это во благо остальным, достойным людям... Когда Земля становится лучше оттого, что этот человек живёт на ней.
– А зачем оно ему, мама? Ведь бессмертие – когда человек должен жить очень долго? А это очень непросто, правда? Даже за свою короткую жизнь каждый делает много ошибок, которые потом пытается искупить или исправить, но не может... Почему же он думает, что ему должно быть дозволенно совершить их ещё больше?..
Анна потрясала меня!.. Когда же это моя маленькая дочь научилась мыслить совершенно по-взрослому?.. Правда, жизнь не была с ней слишком милостивой или мягкой, но, тем не менее, взрослела Анна очень быстро, что меня радовало и настораживало одновременно... Я радовалась, что с каждым днём она становится всё сильней, и в то же время боялась, что очень скоро она станет слишком самостоятельной и независимой. И мне уже придётся весьма сложно, если понадобится, её в чём-то переубедить. Она всегда очень серьёзно относилась к своим «обязанностям» Ведуньи, всем сердцем любя жизнь и людей, и чувствуя себя очень гордой тем, что когда-нибудь сможет помогать им стать счастливее, а их душам – чище и красивей.

Французская симфония эпохи классицизма мало известна, и даже в кругу профессиональных исследователей музыки того времени эта тема почему-то не слишком разработана. С огорчением приходится констатировать, что французские симфонисты указанного периода почти не представлены в реальной концертной практике. Да и записей произведений крупнейших французских авторов 1750–1800 годов в наших фонотеках почти нет. В известном труде Т.Н. Ливановой «История западноевропейской музыки до 1789 года» прямо говорится: «Роль французской творческой школы в истории сонаты-симфонии XVIII века весьма своеобразна и не очень значительна». Попытаемся, однако, проследить историю интересующего нас предмета хотя бы в самых общих чертах.
Подобно российской, французская музыкальная культура также испытала значительное влияние итальянцев. И, несмотря на существенно более глубокие корни, жанр симфонии во Франции был связан многими нитями с итальянскими образцами как в силу распространенной моды, так и по причинам реально сложившейся практики, о чем, кстати, написано достаточно много. Однако во Франции эволюция симфонии протекала несколько иначе, чем в других европейских странах. Для более ясного понимания особенностей этого процесса, следует, пожалуй, разделить вторую половину XVIII столетия на пять периодов. Периодизация эта, как всякая классификация живого творческого процесса, достаточно условна, но позволяет все же сделать картину более конкретной.
Итак, первый период, который обычно именуют «предклассическим», займет в нашем описании шесть лет: с 1750 по 1756 год. Это время, когда французская инструментальная музыка постепенно уходит из-под влияния итальянцев, с тем чтобы приблизиться к мангеймским образцам. То, что в тогдашней французской практике называлось «симфонией», может иметь вид сюиты, дивертисмента, кассации, сонатного цикла, а по инструментальному составу – варьировать от струнного трио до духового квартета. И все же появлялись на свет произведения, которые и по нынешним меркам вполне могут именоваться симфониями. Сохранилось их до нынешнего времени 169, причем три четверти из них имеют вид трехчастного цикла (без менуэта) и в основном рассчитаны на четыре партии струнных инструментов. Разумеется, не обходилось без клавесина или его сородичей, поскольку большинство симфоний предполагает наличие цифрованного баса. В жанре симфонии активно работали такие французские композиторы, как Л.-Г. Гиймен, А. Довернь, Д. Обер, Ф. Мартен, Ж.-Б. Мироглио, Папавуан, Ж.-Ж. Мондонвиль, Ш. Бленвиль, Л’Аббе-сын и, конечно, отец французской симфонии - Франсуа Жозеф Госсек (1734–1829), чьи первые симфонии появляются на свет с 1751 года. Названные композиторы были виртуозами на струнных инструментах, что, однако же, не мешало им сочинять, помимо симфоний, еще и оперы, и клавирные пьесы. Что же касается особого интереса к симфонии, то он во многом стимулировался потребностями тогдашней исполнительской и концертной практики. Можно упомянуть в этой связи о деятельности капеллы Ла Пуплиньера или же о знаменитых «Духовных концертах» (Concerts spirituels), располагавших значительным по составу оркестром.

Второй период истории французской симфонии второй половины XVIII века в нашем описании занимает десять лет: с 1757 по 1767 год. В это время инструментальная музыка во Франции привлекает значительное внимание слушателей. Расцветает издательское дело и торговля нотами. В Париж стекаются виртуозы-инструменталисты со всей Европы, чтобы получить признание знатоков и заработать денег. При этом иностранные композиторы (особенно мангеймцы) находят здесь не менее теплый прием, чем свои. Они даже предпочитают публиковать свои сочинения во Франции. Из этого десятилетия дошло до нашего времени около 270 симфоний, которые уже существенно отличаются от прежних. От сюитности не осталось и следа, но и характерность «французского стиля» уходит в прошлое, уступая место гармоничному сочетанию немецких, французских и итальянских традиций. Не более трети из общего числа симфоний написано лишь для струнных инструментов, прочие же непременно включают духовые инструменты, образуя партитуру из 8–10 партий. Цифрованный бас используется только в 25% случаев. Явно преобладают мажорный лад и трехдольные финалы. В архитектонике формы по-прежнему ведущее положение занимает трехчастный цикл, хотя не менее четверти симфоний написаны уже в четырех частях и мало отличаются от немецких аналогов. Наиболее плодовитые авторы той поры – П. Давесне, Папавуан, Ф. Рюж, Ж. Тушмулен, П. Вашон, С. Ледюк, Ж.-Б. Мироглио, Ф. Лееманс, а также обосновавшиеся во Франции А.-Ж. Ригель (Риджель) – в Париже, Ф. Бек – в Марселе, и Ф. Кс. Рихтер – в Страсбурге. Распространяется известность Ф.Ж. Госсека, написавшего к тому времени немало замечательных симфоний.
В последующий – третий период, охватывающий 1768 – 1777 годы, выделяются имена симфонистов М.-А. Генена, С. Ледюка, А. Бертона, Ж.-Б. Даво, Дж. Камбини, Ж. Сен-Жоржа, Л. Жадена, Г. Навуажиля, А.-Ж. Ригеля и Ф.Ж. Госсека. Этими авторами создано за девять лет не менее 150 симфоний и 46 концертных симфоний – ярких, вполне самобытных, большей частью виртуозных и изящно инструментованных сочинений. Концертная симфония полноправно утверждается в практике, и композиторы, приезжающие в Париж, в той или иной степени отдают дань этому жанру. Появляются концертные симфонии для струнных, смешанных групп солистов, а также множество сочинений для солирующих духовых (флейты и фагота, кларнета и фагота, двух флейт или кларнетов, концертирующих трио, квартета и т. п.) с оркестром. Как известно, и Моцарт в Париже создал блистательную Концертную симфонию для квартета духовых (К. Anh.9). Это было время расцвета французской симфонии, когда создавались произведения для большого инструментального состава (часто с кларнетами), мощные, блестящие, с особым концертным колоритом и звуковыми эффектами, хорошенько выверенными и просчитанными.
Четвертый условный отрезок нашей периодизации находится между 1778 и 1789 годами, когда французскими и «офранцузившимися» авторами было написано не менее 100 традиционных и 113 концертных симфоний. Имена авторов, оставивших это обширное наследие, преимущественно те же, что указывались ранее: Госсек, Камбини, Генен, Навуажиль, Ледюк, Сен-Жорж, Бреваль, Даво, Бертон, Ригель. К ним присоединяются Ф. Девьен, Ш. Лошон, Л.-Ш. Раге и замечательно талантливый Игнац Плейель (1757–1831).
В последующий, пятый период, с 1790 года и до конца столетия, интерес к симфонии постепенно ослабевает. Революционные события не способствуют утверждению жанра, и даже в числовом выражении ясно виден спад интереса композиторов к симфоническому творчеству. 37 сохранившихся симфоний и 45 концертных симфоний – таков итог десятилетия, когда предпочитали петь революционные песни и гимны на площадях, а самым популярным коллективом оказался оркестр Национальной гвардии. Появляются, правда, интересные симфонии для духового оркестра, но интерпретация жанра здесь была совершенно иной. Композиторы этого периода – Ф. Ж. Госсек, М.-А. Генен, И. Плейель, Дж. Камбини, Ф. Девьен, Ш. Катель, Э. Мегюль, Р. Крейцер, Ж.-Б. Бреваль – отдали дань революционной музыке с разной мерой пылкости и таланта, утверждая, с одной стороны, французскую школу духовых инструментов, а с другой – неся ощутимые потери в симфонических исканиях. Правда, нельзя не отметить, что симфонический оркестр этой поры обретает не ведомую ранее яркость и мощь, тембровое разнообразие и виртуозность. Более половины симфоний являют собою нормативный четырехчастный цикл, прочие написаны в трех частях. Что же касается концертных симфоний, то не менее трети их двухчастны, как, впрочем, и многие камерные сочинения той поры, когда на смену allegro идет presto.

Описывая пути французской симфонии эпохи классицизма, следует подробнее остановиться на деятельности Франсуа-Жозефа Госсека, симфониста, несомненно, выдающегося. Дирижер оркестра Национальной гвардии во время Великой французской революции, автор монументальных вокально-оркестровых композиций, опер (""Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре"", 1793), гимнов, маршей, один из крупнейших французских симфонистов XVIII в., Госсек особенно был ценим своими современниками за умение придать оркестровому произведению французские национальные черты: танцевальность, песенность, ариозность. Возможно, поэтому его часто называют основоположником французской симфонии. Опираясь на достижения франц. оперы (прежде всего Рамо), Госсек обновил и расширил состав симф. оркестра (ввёл в партитуру кларнеты и валторны).
Госсек начал свой жизненный путь далеко от культурных центров Европы, в небогатой крестьянской семье. К музыке он приобщился в певческой школе при кафедральном соборе Антверпена. Семнадцати лет молодой музыкант уже в Париже, где находит покровителя - выдающегося французского композитора Ж. Ф. Рамо. В 1751 году 17 лет от роду он поступил на должность скрипача в капеллу Лав Пуплиньера. Госсек был талантлив и хорошо образован в музыкальном отношении, работа под руководством Рамо многому научила его. Первые шесть его симфоний были напечатаны уже в 1756 году. Возглавив оркестр, Госсек сделал постоянными участниками своих симфоний кларнеты, но, кажется, мог позволить себе и более расширенный состав музыкантов, как это видно по Messe des Morts (соч. 1760 года), где есть и тромбоны, и прочие роскошества. Смерть Пуплиньера лишила Госсека богатого покровителя, но вскоре он нашел его вновь в лице принца де Конти, а затем принца де Конде, чьей капеллой руководил в Шантильи. Пробовал Госсек свои силы и в театре, но его комические оперы не имели успеха, и он оставил это поле деятельности. Зато симфонии имели счастливую судьбу, и принесли автору заслуженную известность. Всего их у Госсека около 60 (включая концертные симфонии). Вначале он, кажется, испытывал влияние немецких коллег, особенно мангеймцев. Его четырехчастные симфонии с менуэтом и трио совершенно традиционны по форме. Правда, нельзя отказать им в ярком темпераменте и вполне неожиданных по тому времени приемах оркестровки. Сочинения эти неравноценны, но среди них есть и подлинные шедевры, созданные с необычайной яркостью и блеском. Наиболее популярна и часто исполняется жанровая и остроумная симфония Госсека "Охота" (La Chasse, 1776)
Утвердив свой почерк, Госсек возвратился к типу французской трехчастной симфонии, достигнув на этом пути немало успехов.

Оставив придворную службу, он стал жить композиторским трудом, непостоянными заработками, организацией концертов, администрированием крупных музыкальных событий в Париже. Его оркестр в «Обществе любителей», не имевший никакой поддержки двора, насчитывал до 40 скрипачей и альтистов, 12 виолончелей, 8 контрабасов, и имел огромный успех. Через некоторое время пришло и официальное признание: в 1780 году Госсек был назначен дирижером Королевской академии музыки, а в 1784 – директором Королевской школы пения.
В период революции Госсек создает многочисленные пьесы, марши, гимны. Известность его растет. В исполнении написанного им Te Deum 14 июля 1799 года участвовала тысяча хористов… И это были тоже счастливые времена биографии композитора.
Однако вслед за этим (во времена наполеоновской Империи, а также Реставрации Бурбонов) творческая активность Госсека практически сошла на нет. Долгие годы он хранил молчание, нарушенное лишь в 1809 году блестящей Симфонией для 17 голосов.

François-Joseph Gossec (1734-1829)

Symphony in C minor, Op. 6/3, Br. 33 (1762)
1. I. Allegro
2. II. Minuetto gratioso
3. III. Fugato
Symphony in D major ("La Chasse"), Op. 13/3, Br. 62 (1776)
4. I. Grave maestoso - Allegro
5. II. Allegro poco allegro
6. III. Minuetto
7. IV. Tempo di caccia
Symphonie concertante ("Mirza") for violin, flute & orchestra in D major, Br. 90b (1778)
8. I. Allegro
9. II. Adagio
10. III. Rondo allegro
Symphony à 17 parties, in F major, Br. 91 (1809)
11. I. Maestoso - Allegro molto

12. II. Larghetto
13. III. Minuet
14. IV. Allegro molto

Concerto Köln
Werner Erhardt, conductor