Проект «Быль-сказка А.Платонова «Неизвестный цветок» в иллюстрациях» Выполнили обучающиеся 6-Б класса МОУ «Средней школы № 1» г. Джанкоя
Руководитель проекта
Равдис О.Н.
учитель русского языка и литературы
А. Платонов «Неизвестный цветок»
- Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю...
- А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.
Так начал жить на свете тот маленький цветок.
Рисунок Смирнова Никиты
Нечем было ему питаться в
камне и в глине; капли дождя,
упавшие с неба, сходили по
верху земли и не проникали до
его корня, а цветок все жил и
жил и рос помаленьку выше.
Он поднимал листья против
ветра, и ветер утихал возле
цветка; из ветра упадали на
глину пылинки, что принес
ветер с черной тучной земли;
и в тех пылинках находилась
пища цветку, но пылинки были
Днем цветок сторожил
ветер, а ночью росу. Он
трудился день и ночь,
чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои
листья большими, чтобы
они могли останавливать
ветер и собирать росу.
Однако трудно было
цветку питаться из одних
пылинок, что выпали из
ветра, и еще собирать
для них росу.
Но он нуждался в жизни
и превозмогал терпеньем
свою боль от голода и
усталости.
Лишь один раз в сутки
цветок радовался: когда
первый луч утреннего
солнца касался его
утомленных листьев.
Цветок, однако, не хотел
жить печально; поэтому, когда
ему бывало совсем горестно,
он дремал. Все же он
постоянно старался расти…
В такое время листья его
не могли напитаться полной
силой и стать зелеными:
одна жилка у них была
синяя, другая красная,
третья голубая или золотого
Это случалось оттого,
что цветку недоставало
еды, и мученье его
обозначалось в листьях
разными цветами. Сам
цветок, однако, этого не
знал: он ведь был
слепой и не видел себя,
какой он есть.
В середине лета цветок
распустил венчик вверху. До
этого он был похож на
травку, а теперь стал
настоящим цветком.
И вот шла однажды
девочка Даша мимо
того пустыря. Она
жила с подругами в
пионерском лагере, а
нынче утром просну-
лась и заскучала по
матери. Она написала
матери письмо и
понесла письмо на
станцию, чтобы оно
скорее дошло.
Она пошла в пустырь и
увидела около камня тот
маленький цветок. Даша
никогда еще не видела
такого цветка - ни в поле,
ни в лесу, ни в книге на
картинке, ни в
ботаническом саду, нигде.
Она села на землю возле цветка и спросила его:
Отчего ты такой?
Не знаю, - ответил цветок.
А отчего ты на других непохожий?
Цветок опять не знал,
что сказать. Но он
впервые кто-то смотрел
на него, и он не хотел
обидеть Дашу
молчанием.
Оттого, что мне
трудно, - ответил
цветок. - Я один живу.
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша велела всем вздохнуть и сказала:
Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.
Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре…
Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.
Однако прошлогоднего
цветка уже не было. Должно быть
он умер в минувшую осень. И
Даше стало грустно, что нету
прежнего цветка…
Она пошла обратно и вдруг
остановилась. Меж двумя тесными
камнями вырос новый цветок -
такой же точно, как тот старый
цвет, только немного лучше его и
еще прекраснее.
Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.
С П А С И Б О !
Поэтому давай и мы с Тобой сегодня попробуем нарисовать несколько цветочков и сделать приятное друзьям, подарив им шедевр на бумаге. А заодно и кое-что новое узнаем. Договорились?
Божественные ирисы
Символ мудрости, доверия, надежды. Сам Ван Гог писал их на своих знаменитых полотнах. А Клод Моне не только изображал ирисы на картинах, а также искусно украсил ими собственный сад.
Чарующие маки
Символ вечной молодости и неувядающей красоты. Этот прекрасный цветок растет и в Европе, и в Северной Америке, и в некоторых регионах Азии (Китай и Индия). Рисунок изящных маков - прекрасный подарок для мамы, бабушки или сестры.
Рисуем васильки
А этот голубой цветочек символизирует душевную чистоту, скромность и нежность. Говорят, васильки обладают магической силой и оберегают дом от злых сил.
Важные подсолнухи
Являются символом труда, изобилия, и, конечно же, Солнца - это в его сторону они всегда поворачивают голову. А еще подсолнечник - символ Родины. Так же как он всегда тянется к Солнцу, так и человек всегда мыслями с родиной.
Хрупкие колокольчики
Это намек, что кто-то думает о Тебе. Поэтому, если хочешь сделать другу приятный сюрприз, нарисуй именно этот цветок как знак того, что Ты часто вспоминаешь о нем.
Самовлюбленные нарциссы
По мнению греков, они символизируют гордыню и тщеславие. А вот японцы считают их знаком безмолвной красоты и радости.
Любишь нарциссы? Тогда держи еще и видеоурок рисования этих чудесных цветов!
Загадочная горечавка
Символ летнего тепла. Издавна считалась волшебным зельем . Даже легенда существует о сообразительной девушке, которая украсила голову венком из горечавки и не далась в жены черту, который превратился в парня. Не мог черт приступить к девушке - настолько сильным оказалась действие оберега. «Если бы не горечавка и тоя (название цветка) - то и девушка была бы моя» , - разочарованно кричал нечистый. Вот какой вот хитрый цветок горечавки!
Цветок-фантазия
Если любишь придумывать что-то новое, таинственное, цветок-фантазия облегчит твои старания. Эта красавица украсит любой рисунок.
Шиповник
А что за яркое пламя на колючих ветвях? Да ведь это шиповник - символ молодости, красоты и здоровья.
Красная роза
Повелительница цветов символизирует страстную любовь, небесное совершенство и страсть. В мировой символике золотая роза означала совершенство, красная - красоту, белая - невинность, голубая - недосягаемость.
Предлагаю также посмотреть видео, как нарисовать шикарную розу карандашом.
Отцветший одуванчик
Хрупкий и светлый, этот цветочек красив даже тогда, когда утрачивает свою свежесть и ярко-желтую краску. Так и хочется подуть на него, чтобы его невесомый пух полетел далеко-далеко с летним ветром. Одуванчик - символ открытости и тепла.
Тигровая лилия
Очень яркая и даже немножко хищная тигровая лилия - символ энергии и энтузиазма. Еще бы - она утонченная и в то же время экстравагантная, а расцветкой намекает еще и на свою необыкновенную силу!
Хочешь еще цветов? здесь ищи нежные весенние первоцветы, - гордые тюльпаны, а - чудесные акварельные подснежники!
Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических сил.
Быль - то, что в действительности происходило, реальные события.
Произведение (рис. 2)
Рис. 2. Произведение ()
Автор подчеркивает борьбу цветка за свою жизнь, его радости. В тексте мы наблюдаем за чувствами девочки Даши, которая скучает по матери, за ее восприятием цветка. Мысль автора заключается в том, что не каждый человек может почувствовать, разглядеть красоту, а Даша может.
Рассказ наводит читателя на мысли об упорстве и стремлении преодолеть трудности на своем пути, ведь человек ждут испытания, и их нужно переносить с достоинством и мужеством, бороться за свое счастье.
Список литературы
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. - М.: 2013. - 396 с.
- Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. В 2 частях / Под ред. Ладыгина М.Б. - 13-е изд. - М.: 2012. - 256 с.
- Курдюмова Т.Ф. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. - М.: 2011. - 272 с.
- Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 частях. - 20-е изд. - М.: 2012. Ч. 1 - 319 с.; Ч.2 - 2009, 303 с.
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ () Будущий писатель Андрей Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился в многодетной семье слесаря- железнодорожника Платона Климентова. С детства познал нищету, голод, батрачество. Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с четырнадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).
За свою жизнь Андрей Платонов прошёл через много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, литейщик, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести.
В конце 20-ых годов он полностью отдается литературной работе, сменив свою фамилию на псевдоним Платонов. Литература становится главным делом жизни. Творческая судьба писателя была тяжела, как ни у кого другого. Его не печатали при жизни. В последние годы жизни Платонов нищенствовал. В Литературном институте, куда ему удалось устроиться, для него нашлось только место дворника. После долгого запрета проза и драматургия писателя вернулись к читателю только в 1990-х годах. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова.
В 1944 году у Андрея Платонова открылся туберкулёз, из-за которого в последние годы он был прикован к постели. От этой болезни писатель и умер семь лет спустя, 5 января 1951 года. А незадолго до смерти, в ноябре-декабре 1950 года, Платонов написал сказку -быль «Неизвестный цветок», которую подарил дочке Маше.
УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ЖИЛ ЦВЕТОК «… лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина». «Нечем было ему питаться в камне и глине». «…цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на свои листья». «…трудно было питаться от одних пылинок, что выпали из ветра». «…цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами».
«ОН ТРУДИЛСЯ ДЕНЬ И НОЧЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ И НЕ УМЕРЕТЬ» «…цветок всё жил и жил и рос помаленьку выше». «Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости» «Цветок, однако не хотел жить печально». «…стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь»
ГОД СПУСТЯ «…пустырь теперь стал другой, он зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка- труженика». «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и ещё прекраснее. он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне».
Первая строчка - одно существительное. Вторая строчка - два прилагательных. Третья строчка - три глагола. Четвёртая строчка - целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов. Последняя строчка - это слово, которое позволяет выразить к теме личное отношение. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА