Сказка –быль а.платонова «неизвестный цветок» сказка –быль а.платонова «неизвестный цветок» - презентация. Проект "Сказка-быль А.Платонова "Неизвестный цветок" в иллюстрациях" Иллюстрация к рассказу платонова неизвестный цветок

Проект «Быль-сказка А.Платонова «Неизвестный цветок» в иллюстрациях» Выполнили обучающиеся 6-Б класса МОУ «Средней школы № 1» г. Джанкоя

Руководитель проекта

Равдис О.Н.

учитель русского языка и литературы


А. Платонов «Неизвестный цветок»

  • Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю...
  • А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок.

Рисунок Смирнова Никиты


Нечем было ему питаться в

камне и в глине; капли дождя,

упавшие с неба, сходили по

верху земли и не проникали до

его корня, а цветок все жил и

жил и рос помаленьку выше.

Он поднимал листья против

ветра, и ветер утихал возле

цветка; из ветра упадали на

глину пылинки, что принес

ветер с черной тучной земли;

и в тех пылинках находилась

пища цветку, но пылинки были


Днем цветок сторожил

ветер, а ночью росу. Он

трудился день и ночь,

чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои

листья большими, чтобы

они могли останавливать

ветер и собирать росу.

Однако трудно было

цветку питаться из одних

пылинок, что выпали из

ветра, и еще собирать

для них росу.


Но он нуждался в жизни

и превозмогал терпеньем

свою боль от голода и

усталости.

Лишь один раз в сутки

цветок радовался: когда

первый луч утреннего

солнца касался его

утомленных листьев.


Цветок, однако, не хотел

жить печально; поэтому, когда

ему бывало совсем горестно,

он дремал. Все же он

постоянно старался расти…

В такое время листья его

не могли напитаться полной

силой и стать зелеными:

одна жилка у них была

синяя, другая красная,

третья голубая или золотого


Это случалось оттого,

что цветку недоставало

еды, и мученье его

обозначалось в листьях

разными цветами. Сам

цветок, однако, этого не

знал: он ведь был

слепой и не видел себя,

какой он есть.

В середине лета цветок

распустил венчик вверху. До

этого он был похож на

травку, а теперь стал

настоящим цветком.


И вот шла однажды

девочка Даша мимо

того пустыря. Она

жила с подругами в

пионерском лагере, а

нынче утром просну-

лась и заскучала по

матери. Она написала

матери письмо и

понесла письмо на

станцию, чтобы оно

скорее дошло.


Она пошла в пустырь и

увидела около камня тот

маленький цветок. Даша

никогда еще не видела

такого цветка - ни в поле,

ни в лесу, ни в книге на

картинке, ни в

ботаническом саду, нигде.

Она села на землю возле цветка и спросила его:

Отчего ты такой?

Не знаю, - ответил цветок.

А отчего ты на других непохожий?


Цветок опять не знал,

что сказать. Но он

впервые кто-то смотрел

на него, и он не хотел

обидеть Дашу

молчанием.

Оттого, что мне

трудно, - ответил

цветок. - Я один живу.


На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша велела всем вздохнуть и сказала:

Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре…

Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.


Однако прошлогоднего

цветка уже не было. Должно быть

он умер в минувшую осень. И

Даше стало грустно, что нету

прежнего цветка…

Она пошла обратно и вдруг

остановилась. Меж двумя тесными

камнями вырос новый цветок -

такой же точно, как тот старый

цвет, только немного лучше его и

еще прекраснее.

Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.






С П А С И Б О !

МКОУ «ТАБАЧНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дембицкая О.В., учитель ИЗО

Шмидт В.и., учитель литертуры

БИНАРНЫЙ УРОК (ИЗО + литература) по рассказу А.Платонова «Неизвестный цветок»

Тема урока: Искусство иллюстрации. Слово и изображение в рассказе А.Платонова «Неизвестный цветок»

Цели урока :

Создать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей для раскрытия взаимосвязи и взаимодействия литературы и живописи;

Формировать знания учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением, развивать навыки работы над иллюстрацией;

Обобщить и закрепить знания о средствах художественной изобразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение);

Учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками, карандашами; воспитывать художественный, эстетический вкус;

Развивать творческое воображение, образное мышление через эмоциональное восприятие текста, через осмысление своего отношения к герою;

Научить детей отражать в рисунке основные образы художественного произведения;

Развивать ассоциативно – образное мышление, творческую и познавательную активность;

Организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера.

Задачи урока:

- личностные - формировать бережное отношение к Земле, трудолюбие;

- метапредметные – развивать познавательный интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление;

- предметные - -формировать творческий интерес, эстетический вкус,

усидчивость, аккуратность.
Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, листы А – 3 с текстом, карточки для самооценки, акварель, карандаши (простой, цветные), восковые мелки;

На доске эпиграф:

Если бы каждый человек

земля наша!

А.П.Чехов

Ход урока

I . Оргмомент. Приветствие

II . Мотивационное начало урока

Учитель ИЗО -

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Учитель литературы-

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!
Учитель ИЗО: У нас сегодня необычный урок – бинарный. Это два в одном: урок изобразительного искусства и урок литературы. На уроках ИЗО вы уже познакомились с работами художников, которые создают законченный образ литературным произведениям. Через них учимся воспринимать красоту мира.

Учитель литературы : На уроках литературы мы познакомились с произведениями А.Платонова, который призывал любить людей, украшать Землю. Он справедливо считал, что только любовь и труд смогут объединить распавшуюся Вселенную.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока: Слайд 1


Если бы каждый человек

на куске земли своей сделал бы всё,

что он может, как прекрасна была бы

земля наша!

А.П.Чехов
А что такое эпиграф?

(ответы детей ) В данном случае произведением будет являться наш с вами урок.

Основная мысль урока - наша земля и человек, живущий на ней, прекрасны! Только надо трудиться, чтобы земля цвела. Обобщив знания о средствах художественной изобразительности, которые использовал Платонов в рассказе «Неизвестный цветок», постараемся отразить в рисунке основные образы произведения .
Учитель ИЗО: Сего дня на уроке мы будем говорить об иллюстрации как о форме взаимосвязи слова и изображения. Слайд 2. Каждый из вас на уроке будет художником – иллюстратором и создаст иллюстрацию к отрывку из произведения Андрей Платонова «Неизвестный цветок». - -Какие ассоциации у вас возникают со словом «цветы»? Цветы это чудесное творение природы . Они ассоциируются с чем – то добрым, светлым, радостным. Они вдохновляли многих мастеров искусства. Музыканты раскрывали их красоту – языком звука (Слайд 3) , писатели – языком слова, а художники – языком цвета и линий. Я приглашаю вас на выставку «Известные цветы». Многие великие художники рисовали цветы на протяжении всей своей жизни: садовые, полевые цветы, реже – срезанные цветы в вазах.

Охарактеризуйте увиденные « известные » цветы, с помощью прилагательных - эпитетов.


“Известные” цветы

Определения (эпитеты)

Клод Моне “Ваза с пионами” Слайд4

Нежные, пушистые, живые

«Подснухи» Винсент Ван Гог Слайд 5

Сочные, яркие, крепкие, осенние

«Букет цветов, бабочка и птичка» Фёдор Толстой Слайд 6

Нежные, тонкие, хрупкие, красивые, царственные

«Неизвестный цветок» Слайд 7

Тоненький, одинокий, слабенький

Учитель ИЗО. Среди цветов знаменитых мастеров есть один –НЕИЗВЕСТНЫЙ. Подберите к его описанию эпитеты.

Учитель литературы : Вы заметили какую-то особенность при подборе эпитетов к образам цветов, изображённых кистью художников, и к образу неизвестного цветка? (1- эпитеты характеризуют КРАСОТУ цветов, 2 - эпитеты помогают понять НАСТРОЕНИЕ цветка, его характер). Почему?

Он наделён чувствами, которые испытывает живое существо, борется, как настоящий герой.

III . Работа над темой урока

1. Актуализация знаний

Учитель ИЗО.

Как вы думаете, какая работа на нашей выставке лишняя? Слайд 8 Почему? (это иллюстрация)

Для кого А.Платонов писал свою сказку? Слайд 9 (В руках держу две книги). Что отличает книгу для детей, от взрослой книги? (Иллюстрации). - Из каких двух главных составных частей состоит детская книга? (текст и иллюстрация) - Как они взаимосвязаны в книге? (иллюстрация дополняет, поясняет текст)

Иллюстрация сопровождает текст и привязана к его содержанию. Что же может узнать по иллюстрации читатель? (место действия, эпоху, костюмы, образ героев, портрет, приметы исторической эпохи)

ИЛЛЮСТРАЦИЯ – это изображение, переводящее образы литературы на язык графики или живописи. Слайд 10 - Какие основные требования может предъявлять ребёнок к иллюстрации? (ясность, простота, выразительность). В мире детства особая роль отведена художнику, создающему иллюстрации для книг, ведь на нём лежит огромная ответственность не только за то, чтобы образы соответствовали содержанию, были яркими и точными, но и учили добру, справедливости, смелости и всему хорошему. – Мы можем гордиться работами таких российских мастеров книжной графики, как Васнецов, Е.И.Чарушин, Александр Лебедев и др., вошедших в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. (Слайды 11-13)

2. Подготовка к работе в группах

С чего надо начать работу над созданием иллюстрации? 1)Знакомство с содержанием текста.

Учитель литературы: Сказка-быль «Неизвестный цветок - это своеобразный итог жизни писателя, последний совершенный мазок мастера. В сказке нашли отражение самые заветные идеи Платонова: о победе человека над смертью , об огромной силе созидающего труда, о великом братстве всего во Вселенной. О чём эта сказка?

Чтение отрывков на фоне демонстрации видеоролика.

Учитель ИЗО: 2) Чтобы иллюстрация стала украшением книги, необходимо обдумать её замысел.

Учитель литературы: Беседа с классом. Работа с текстом.

К какому художественному приему прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок? (автор использует такой литературный прием, как олицетворение ) .

Цветок думает, размышляет, старается выжить среди камней.

Постарайтесь и вы вдохнуть жизнь в свои иллюстрации.

Как описывается место, где вырос цветок? Образы – старые серые камни, сухая мертвая глина, голый каменный пустырь

Каким запомнился вам цветок? Какое сравнение помогает понять его красоту? (Большие листья, венчик светлый, как звезда, лепестки разноцветные)

Маленький цветок – на огромной земле
Учитель ИЗО: 3) Итак, вы приступаете к выполнению линейной композиции иллюстрации.

Две группы у нас будут оформлять книгу. I группа «Графики» - работает простым карандашом. II группа «Художники» – работает в цвете; III группа «Дизайнеры» – будет заполнять будет заниматься ландшафтным дизайном, заполнять пустырь цветами, создавая свой образа. В конце урока каждая группа представит свой продукт.

Учитель литературы:

Как жаль - я не умею рисовать,

И краской на холсте не воссоздать

Ни красоту цветов, ни прелесть неба.

Мне не подвластны кисть и карандаш,

Пастель не подчиняется мне тоже,

А на словах, увы, не передашь,

На что цветок становится похожим!
Вы умеете рисовать, у вас всё получится!
3. Работа в группах, оформление иллюстрированных книг.

4.Обобщение.
Учитель литературы:

А.Платонов высказал заветную мечту о совершенном будущем человечества , где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы. На чём должно держаться это будущее?

Слайд 14

Любовь. Труд. Единение. Добро. Сила духа и …
Благодаря кому цветок-сын вырос более красивым? (Благодаря цветку-отцу )

Прекрасно, когда дети вырастают умнее, красивее, лучше своих родителей. Значит, о ком не должны забывать люди будущего? О родителях! Что поможет не забыть их?

Память!
Учитель ИЗО: Платонов верит, что любовь и добро помогает людям объединиться и преодолеть все преграды.

Вы тоже на уроке помогали друг другу и справились со своим заданием. Если люди во всём мире научатся решать проблемы мирным путём, то планета Земля будет благоухать травами и цветами. Она расцветёт, как наш пустырь. Таким его сделала группа «Дизайнеры». Ребята из групп «Графики» и «Художники» создали свои иллюстрированные книгу. Думаю, вашу работу оценят гости, а вы оцените свою работу на уроке с помощью карточек – цветков.



teachers -> С. Н. Баранова, учитель математики высшей категории, руководитель шмо мбоу «Лицей №36» г. Калуги Возможности организации исследовательской деятельности на уроках математики в рамках реализации требований фгос в образовательном процессе

Поэтому давай и мы с Тобой сегодня попробуем нарисовать несколько цветочков и сделать приятное друзьям, подарив им шедевр на бумаге. А заодно и кое-что новое узнаем. Договорились?

Божественные ирисы

Символ мудрости, доверия, надежды. Сам Ван Гог писал их на своих знаменитых полотнах. А Клод Моне не только изображал ирисы на картинах, а также искусно украсил ими собственный сад.

Чарующие маки

Символ вечной молодости и неувядающей красоты. Этот прекрасный цветок растет и в Европе, и в Северной Америке, и в некоторых регионах Азии (Китай и Индия). Рисунок изящных маков - прекрасный подарок для мамы, бабушки или сестры.

Рисуем васильки

А этот голубой цветочек символизирует душевную чистоту, скромность и нежность. Говорят, васильки обладают магической силой и оберегают дом от злых сил.

Важные подсолнухи

Являются символом труда, изобилия, и, конечно же, Солнца - это в его сторону они всегда поворачивают голову. А еще подсолнечник - символ Родины. Так же как он всегда тянется к Солнцу, так и человек всегда мыслями с родиной.

Хрупкие колокольчики

Это намек, что кто-то думает о Тебе. Поэтому, если хочешь сделать другу приятный сюрприз, нарисуй именно этот цветок как знак того, что Ты часто вспоминаешь о нем.

Самовлюбленные нарциссы

По мнению греков, они символизируют гордыню и тщеславие. А вот японцы считают их знаком безмолвной красоты и радости.

Любишь нарциссы? Тогда держи еще и видеоурок рисования этих чудесных цветов!

Загадочная горечавка

Символ летнего тепла. Издавна считалась волшебным зельем . Даже легенда существует о сообразительной девушке, которая украсила голову венком из горечавки и не далась в жены черту, который превратился в парня. Не мог черт приступить к девушке - настолько сильным оказалась действие оберега. «Если бы не горечавка и тоя (название цветка) - то и девушка была бы моя» , - разочарованно кричал нечистый. Вот какой вот хитрый цветок горечавки!

Цветок-фантазия

Если любишь придумывать что-то новое, таинственное, цветок-фантазия облегчит твои старания. Эта красавица украсит любой рисунок.

Шиповник

А что за яркое пламя на колючих ветвях? Да ведь это шиповник - символ молодости, красоты и здоровья.

Красная роза

Повелительница цветов символизирует страстную любовь, небесное совершенство и страсть. В мировой символике золотая роза означала совершенство, красная - красоту, белая - невинность, голубая - недосягаемость.

Предлагаю также посмотреть видео, как нарисовать шикарную розу карандашом.

Отцветший одуванчик

Хрупкий и светлый, этот цветочек красив даже тогда, когда утрачивает свою свежесть и ярко-желтую краску. Так и хочется подуть на него, чтобы его невесомый пух полетел далеко-далеко с летним ветром. Одуванчик - символ открытости и тепла.

Тигровая лилия

Очень яркая и даже немножко хищная тигровая лилия - символ энергии и энтузиазма. Еще бы - она утонченная и в то же время экстравагантная, а расцветкой намекает еще и на свою необыкновенную силу!

Хочешь еще цветов? здесь ищи нежные весенние первоцветы, - гордые тюльпаны, а - чудесные акварельные подснежники!

Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических сил.

Быль - то, что в действительности происходило, реальные события.

Произведение (рис. 2)

Рис. 2. Произведение ()

Автор подчеркивает борьбу цветка за свою жизнь, его радости. В тексте мы наблюдаем за чувствами девочки Даши, которая скучает по матери, за ее восприятием цветка. Мысль автора заключается в том, что не каждый человек может почувствовать, разглядеть красоту, а Даша может.

Рассказ наводит читателя на мысли об упорстве и стремлении преодолеть трудности на своем пути, ведь человек ждут испытания, и их нужно переносить с достоинством и мужеством, бороться за свое счастье.

Список литературы

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. - М.: 2013. - 396 с.
  2. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. В 2 частях / Под ред. Ладыгина М.Б. - 13-е изд. - М.: 2012. - 256 с.
  3. Курдюмова Т.Ф. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. - М.: 2011. - 272 с.
  4. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 частях. - 20-е изд. - М.: 2012. Ч. 1 - 319 с.; Ч.2 - 2009, 303 с.

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ () Будущий писатель Андрей Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился в многодетной семье слесаря- железнодорожника Платона Климентова. С детства познал нищету, голод, батрачество. Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с четырнадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).


За свою жизнь Андрей Платонов прошёл через много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, литейщик, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести.


В конце 20-ых годов он полностью отдается литературной работе, сменив свою фамилию на псевдоним Платонов. Литература становится главным делом жизни. Творческая судьба писателя была тяжела, как ни у кого другого. Его не печатали при жизни. В последние годы жизни Платонов нищенствовал. В Литературном институте, куда ему удалось устроиться, для него нашлось только место дворника. После долгого запрета проза и драматургия писателя вернулись к читателю только в 1990-х годах. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова.


В 1944 году у Андрея Платонова открылся туберкулёз, из-за которого в последние годы он был прикован к постели. От этой болезни писатель и умер семь лет спустя, 5 января 1951 года. А незадолго до смерти, в ноябре-декабре 1950 года, Платонов написал сказку -быль «Неизвестный цветок», которую подарил дочке Маше.




УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ЖИЛ ЦВЕТОК «… лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина». «Нечем было ему питаться в камне и глине». «…цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на свои листья». «…трудно было питаться от одних пылинок, что выпали из ветра». «…цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами».


«ОН ТРУДИЛСЯ ДЕНЬ И НОЧЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ И НЕ УМЕРЕТЬ» «…цветок всё жил и жил и рос помаленьку выше». «Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости» «Цветок, однако не хотел жить печально». «…стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь»








ГОД СПУСТЯ «…пустырь теперь стал другой, он зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка- труженика». «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и ещё прекраснее. он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне».
Первая строчка - одно существительное. Вторая строчка - два прилагательных. Третья строчка - три глагола. Четвёртая строчка - целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов. Последняя строчка - это слово, которое позволяет выразить к теме личное отношение. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА