Новости компании. Что входит в состав доходов будущих периодов Факт хозяйственной жизни

Что включают в состав доходов будущих периодов? Какие коды бюджетной классификации указывать в доходном счете? Мы нашли ответы на эти вопросы.

В доходах будущих периодов учитывают суммы, начисленные или полученные в отчетном периоде, но которые относятся к будущим.

  • Важная статья:

Например, это доходы:

  • за выполненные и сданные заказчикам этапы работ или услуг (доходы не текущего отчетного периода);
  • от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
  • по месячным, квартальным, годовым абонементам;
  • от реализации имущества казны, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
  • по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным);
  • по договорам и соглашениям о предоставлении грантов.

Этот перечень - открытый. То есть возможны и другие доходы, которые будут классифицированы как будущие. Их устанавливают в учетной политике учреждения.

Как отразить доходы будущих периодов в бухгалтерском учете

По кредиту счета 401 40 указывают суммы доходов, которые относятся к будущим отчетным периодам. По дебету этого счета - суммы доходов, зачисленных на счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому эти доходы относятся (п. 93, 157, 158 Инструкции № 174н).

Рассмотрим, какими проводками отражать в учете операции по доходам будущих периодов.

ДЕБЕТ 4 205 31 560
КРЕДИТ 4 401 40 130

- начислена субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, которая предоставлена в очередном финансовом году на основании соглашения, заключенного с учредителем, в том числе в рамках отражения событий после отчетной даты.

ДЕБЕТ 0 205 81 560
КРЕДИТ 0 401 40 180

- начислены гранты, субсидии по КФО 5 или КФО 6 по соглашениям в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

ДЕБЕТ 0 105 26 340 (0 105 36 340)
КРЕДИТ 0 401 40 000

- начислены доходы от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия.

ДЕБЕТ 0 401 40 000
КРЕДИТ 0 401 10 100

- зачислены доходы будущих периодов в доход текущего отчетного периода на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Учреждение может заключить договор, который предусматривает рассрочку платежа. При этом права собственности на объект переходят в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) после завершения расчетов.

Тогда бухгалтер отражает состав доходов будущих периодов так:

ДЕБЕТ 0 209 83 560
КРЕДИТ 0 401 40 172

- начислена задолженность покупателей по договору реализации имущества.

Приведу пример.

Пример 1:

В ноябре 2016 года вуз заключил договор на реализацию основных средств, приобретенных учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности.

По условиям договора предусмотрена рассрочка платежа с переходом права собственности на объект в 2017 году после завершения расчетов.

Бухгалтер в учете оформил проводки:

ДЕБЕТ 07 06 0000000000 410 2 205 71 560
КРЕДИТ 07 06 0000000000 410 2 401 40 172

- начислена в ноябре 2016 года задолженность покупателей;

ДЕБЕТ 07 06 0000000000 000 2 201 11 510
КРЕДИТ 07 06 0000000000 410 2 205 71 660

- поступила на лицевой счет бюджетного учреждения частичная оплата по договору реализации;

ДЕБЕТ 07 06 0000000000 410 2 401 40 172
КРЕДИТ 07 06 0000000000 410 2 401 10 172

- признаны доходы будущих периодов доходами текущего, после того как списано имущество с баланса.

Иногда учреждения предоставляют абонементы покупателям услуг. В этом случае делают проводку:

ДЕБЕТ 0 205 31 560
КРЕДИТ 0 401 40 130

- начислена задолженность заказчика по долгосрочному договору и расчетным документам за выполненные и сданные им отдельные этапы работ или услуг (не доходы текущего отчетного периода).

Рассмотрим на примере.

Пример 2:

Бюджетное учреждение культуры и спорта на основании договора возмездного оказания услуг предоставляет услуги бассейна.

В декабре 2016 года гражданину продали абонемент на посещение бассейна на первое полугодие 2017 года.

Бухгалтер в учете отразил:

ДЕБЕТ 11 01 0000000000 130 2 205 31 560
КРЕДИТ 11 01 0000000000 130 2 401 40 130

- начислены доходы будущих периодов от продажи абонемента в декабре 2016 года (в сумме его полной стоимости);

ДЕБЕТ 11 01 0000000000 000 2 201 34 510
КРЕДИТ 11 01 0000000000 130 2 205 31 660

- поступили деньги за абонемент в кассу бюджетного учреждения;

ДЕБЕТ 11 01 0000000000 130 2 401 40 130
КРЕДИТ 11 01 0000000000 130 2 401 10 130

- признаны доходы текущего (отчетного) периода доходами будущих периодов (в размере 1/6 стоимости абонемента в январе 2017 года).

Состав доходов будущих периодов в текущем периоде единовременно не признавайте. Это исказит отчетность. Например, в 2016 году учреждение подписало с учредителем соглашение о целевой субсидии. Отражать доход от субсидии на счете 401 10 некорректно, так как фактически учреждение получит доход в 2017 году. То есть отражать субсидию в отчетности за 2016 год как финансовый результат текущего года нельзя.

Всю сумму дохода будущих периодов сначала учитывают на одноименном счете 401 40. В 2017 году сумму постепенно списывают в текущие доходы на счет 401 10. Если в конце года на счете 401 40 останутся доходы будущих периодов, на финрезультат прошлых лет их не списывайте.

Финансовый результат учреждения отражает разницу между доходами и расходами, полученными и произведенными в текущем отчетном периоде. Но если учреждение получило единовременно доходы или произвело единовременные расходы, в экономическом смысле которые должны быть распределены на последующие отчетные периоды, то для целей учета и обеспечения формирования финансового результата деятельности бюджетного учреждения в очередных финансовых периодах используются счета 0 401 40 ООО «Доходы будущих периодов» и 0 401 50 ООО «Расходы будущих периодов».

В соответствии си. 301 Инструкции № 157н в составе доходов будущих периодов учитывают поступления, полученные бюджетным учреждением в текущем периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам:

  • 1) доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;
  • 2) доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
  • 3) доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам;
  • 4) доходы по операциям реализации имущества казны, в случае если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
  • 5) доходы по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • 6) доходы по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
  • 7) иные аналогичные доходы.

В соответствии с действующей нормативной правовой базой бухгалтерского учета можно сказать, что доходы будущих периодов - это уже полученные активы, но согласно принципу сопоставимости их надлежит сравнить с теми расходами, которые к этим доходам относятся.

Учет доходов будущих периодов ведется на одноименном счете 0 401 40 000 по видам доходов (поступлений), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, в разрезе договоров, соглашений.

В соответствии си. 157 Инструкции № 174н для отражения доходов бюджетного учреждения, относящихся к будущим периодам, применяются следующие счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции по доходам учреждения:

  • 0 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;
  • 0 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами»;
  • 0 401 40 180 «Прочие доходы будущих периодов».

В рамках формирования учетной политики бюджетные учреждения вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (поступлений) государственного и муниципального учреждения.

При наступлении периода, к которому относятся доходы будущих периодов, их сумму списывают. Ее включают в состав текущих доходов бюджетного учреждения и отражают в соответствии с аналитическим счетом. Корреспонденция счетов по учету доходов будущих периодов представлена в табл. 9.3.

Таблица 9.3

Корреспонденция счетов по учету доходов будущих периодов в бюджетных учреждениях

Факт хозяйственной жизни

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Получены доходы будущих периодов от выполнения работ или оказания услуг

Получены доходы будущих периодов от продукции животноводства и земледелия

0 105 26 340 0 105 36 340

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания

4 205 30 000 (4 205 31 560)

Доходы будущих периодов включены в состав текущих доходов

Бухгалтеру бюджетного учреждения необходимо отделять доходы (поступления) будущих периодов от сумм полученных авансов. Так, авансы перечисляют в счет оплаты товаров, работ или услуг, которые будут поставлены или выполнены в будущем. В противном случае аванс подлежит возврату. В то же время доходы будущих периодов - это те доходы, которые, скорее всего, возвращены не будут. Связано это с тем, что свои обязательства, в счет которых доходы будущих периодов были получены, бюджетное учреждение уже выполнило (например, осуществило выполнение отдельного этапа работы).

В последнее время довольно распространенным явлением становится ситуация, когда бюджетные учреждения заключают договоры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Научные исследования могут проводиться в течение длительного периода времени. Договоры с длительным сроком выполнения можно классифицировать:

  • 1) как договоры, предусматривающие особые условия перехода права собственности на результаты работ с поэтапным выполнением;
  • 2) договоры, не имеющие особых условий их выполнения.

Договоры на проведение работ с длительным сроком исполнения

могут предусматривать особые условия перехода права собственности, а именно переход к заказчику права собственности в момент подписания акта выполненных работ в целом по договору.

Также возможна поэтапная передача работ. Учет по таким договорам имеет некоторые особенности. Как правило, до окончания работ доход от сданных заказчику этапов работ подлежит отражению в учете исполнителя в качестве доходов будущих периодов.

При окончательной сдаче работ по договору суммы указанных доходов списываются на доходы текущего периода. Следовательно, счет О 401 40 ООО «Доходы будущих периодов» следует открывать, если в договоре прописано, что право собственности на результаты работ переходит после окончательного выполнения научно-исследовательской или конструкторской работы, а работы при этом сдаются поэтапно.

Пример 1. Государственное бюджетное учреждение заключило договор на выполнение научно-исследовательской работы. В соответствии с соглашением работа сдается заказчику в два этапа, а право собственности на результаты работ переходит после окончательного выполнения работы. Стоимость работ по договору - 300 000 руб. (в том числе стоимость первого этапа работ - 140 000 руб., второго - 160 000 руб.).

В бухгалтерском учете государственного бюджетного учреждения должны быть составлены записи, представленные в табл. 1.

Если в договоре на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не предусмотрено особых условий перехода права собственности, а предусматривается только срок выполнения работ без разделения на отдельные этапы, то нет необходимости в учете использовать счет 0 401 40 ООО «Доходы будущих периоТаблица 1

Учет выполнения научно-исследовательской работы в два этапа (право собственности на результаты работ переходит после окончательного выполнения работы)

дов». В этом случае сразу признаются доходы текущего периода (счет 0 401 10 000).

Счета, выставленные на предоплату заказчикам, т.е. авансы к получению, не являются доходами будущих периодов.

Пример 2. Государственное бюджетное учреждение заключило договор на выполнение научно-исследовательской работы для института дополнительного профессионального образования. Стоимость работы по договору составила 300 000 руб. Срок исполнения установлен 30 апреля 2016 г. Акт выполненных работ подписан 25 апреля 2016 г.

Оплата за выполненную работу производится заказчиком в течение пяти дней со дня подписания акта сдачи-приемки работы. Работа налогом на добавленную стоимость не облагается (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В бухгалтерском учете государственного бюджетного учреждения составляются записи, представленные в табл. 1.

Если стоимость работ (услуг), в оплату которых получены «будущие» доходы, облагается НДС, то при их поступлении бюджетному учреждению нужно начислить его сумму.

В дальнейшем ее можно принять к вычету. В данном случае НДС нужно рассчитывать в том же порядке, что и при получении аванса (т.е. по расчетной ставке 10/110, 18/118).

Таблица 1

Бухгалтерский учет операций бюджетного учреждения при выполнении научно-исследовательской работы (не предусмотрено особых условий перехода права собственности)

Пример 3. Бюджетное учреждение получает доходы от продажи абонементов на посещение оздоровительного центра. Стоимость полугодового абонемента составляет 11 800 руб. (в том числе НДС - 18%).

Доходы бюджетного учреждения, которое в соответствие со ст. 298 ГК РФ может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами, поступают в его самостоятельное распоряжение.

В соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы, полученные бюджетным учреждением от продажи таких абонементов, относятся на ст. 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Реализация подобных услуг на территории Российской Федерации является объектом налогообложения НДС (поди. 1 и. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база для исчисления НДС будет определяться дважды: в день получения платы за абонемент и на день оказания услуг, т.е. ежемесячно в последний день месяца исходя из 1/6 стоимости абонемента без НДС (абзац 6 п. 1 ст. 154, п. 14 ст. 167 НК РФ).

В первом случае применяется налоговая ставка 18/118% в соответствии с и. 4 ст. 164 НК РФ, а во второй раз применяется налоговая ставка 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Исходя из и. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления, такие доходы признаются в том периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств, и облагаются налогом на прибыль организаций в соответствии с и. 1 ст. 248, и. 1 ст. 249 НК РФ.

Полученный доход от продажи абонементов распределяется бюджетным учреждением самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, т.е. ежемесячно в размере 1/6 стоимости абонемента. Порядок отражения записей в бухгалтерском учете бюджетного учреждения представлен в табл. 1.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения полученного дохода от продажи абонементов

Факт хозяйственной жизни

Корреспонденция счетов

Сумма,

вичный

документ

дебет

кредит

Получены в кассу учреждения денежные средства за абонемент

Начисление доходов будущих периодов

Бухгалтерская

Отражен НДС с полученной оплаты (11 800 х 18%/118%)

Бухгалтерская

В период действия абонемента (ежемесячно в последний день месяца)

Отражение в доходах текущего отчетного периода стоимости оказанных (11 800/6)

Бухгалтерская

Отражен НДС с доходов от оказания услуг (1 966,67 / 118) х 18%

Бухгалтерская

Принятие к вычету НДС, начисленного при получении оплаты

Бухгалтерская

Бюджетному учреждению в учетной политике следует отразить порядок и сроки отнесения доходов будущих периодов к доходам текущего периода.

Счет 0 401 50 ООО «Расходы будущих периодов» предназначен для учета сумм расходов, начисленных бюджетным учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (п. 302 Инструкции № 157н).

В частности, на этом счете, в случае когда организация не создает соответствующий резерв предстоящих расходов, отражаются расходы, связанные:

  • с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
  • добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников организации;
  • приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;
  • неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;
  • иными аналогичными расходами.

Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат) организации, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям.

Бухгалтерский учет расходов будущих периодов бюджетными организациями ведется, соответственно, в порядке, установленном п. 160 Инструкции № 174н.

Таблица 9.4

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения расходов будущих периодов

Факт хозяйственной жизни

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Отражение расходов, произведенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам: 1) по заработной плате;

2) прочим выплатам;

4) прочим работам, услугам;

5) социальным пособиям

Признание расходов, произведенных ранее и учитываемых в составе расходов будущих отчетных периодов, расходами текущего финансового года, в том числе: 1) по заработной плате;

2) прочим выплатам;

3) работам, услугам на содержание иму-

4) прочим работам, услугам;

5) социальным пособиям

Затраты, произведенные бюджетным учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета 0 401 50 000 как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета 0 401 50 000) в порядке, установленном учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся (табл. 9.4).

В рамках формирования учетной политики бюджетное учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности организации, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете расходов (выплат) организации.

В учетной политике бюджетному учреждению следует отразить порядок и сроки списания расходов будущих периодов на финансовый результат текущего года.

Аналитический учет расходов будущих периодов бюджетным учреждением осуществляется в разрезе видов расходов, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности, по договорам (и. 302 Инструкции № 157н).

При формировании учетной политики учреждение может устанавливать и дополнительные требования к аналитическому учету доходов и расходов будущих периодов с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения и требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов и поступлений учреждения.

В планах счетов бухгалтерского учета бюджетных, автономных учреждений предусмотрен счет 401 40 «Доходы будущих периодов». Он имеет ограниченное применение у бухгалтеров, не в последнюю очередь из-за скупого описания в инструкциях. Разберемся, какой экономический смысл заложен в понятие «доходы будущих периодов» и какие операции можно отражать на соответствующем счете.

Что относится

Доходы являются объектом бухгалтерского учета на основании п. 5 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В то же время инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях не содержат четкого определения понятия «доходы».

Из буквального прочтения п. 3 Инструкции № 157н следует, что доходы и расходы государственных (муниципальных) учреждений – это финансовый результат изменения состояния активов и обязательств.

Такая трактовка согласуется с определением доходов в МСФО (IAS 18 «Выручка»), согласно которому доходами является экономическая выгода в период определенного отчетного периода в форме увеличения активов организации или уменьшения объемов обязательств.

Вместе с тем применяемое в российских стандартах бухгалтерского учета понятие «доходы будущих периодов» в МСФО отсутствует. Вероятно, в рамках мероприятий по реформированию российской системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО будут внесены изменения в Инструкцию № 157н и другие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях.

Одним из принципов бухгалтерского учета и отчетности является принцип соответствия, т. е. все доходы и связанные с ними расходы должны отражаться в бухгалтерской отчетности в том временном промежутке, когда они произошли.

Согласно п. 301 Инструкции № 157н поступления, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, являются доходами будущих периодов.

Здесь же приведены примеры таких доходов:

  • доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода;
  • доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
  • доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам;
  • иные аналогичные доходы.

При классификации доходов будущих периодов очень важно отличать их от сумм полученных предоплат (авансов), оплат в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). При изменении условий договора или его расторжении предоплата (аванс) частично или полностью подлежит возврату заказчику (покупателю). А вот доходы будущих периодов – это доходы, которые с большой степенью вероятности не будут возвращены.

Поэтому к иным аналогичным доходам могут быть отнесены, например, доходы от предоставления неисключительных прав на нематериальные активы, если плата получена едино временно.

Порядок учета

Для учета доходов будущих периодов предназначен одноименный счет 401 40 (п. 301 Инструкции № 157н). По кредиту этого счета отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету – суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому эти доходы относятся.

Пунктом 157 Инструкции № 174н и п. 185 Инструкции № 183н для бюджетных и автономных учреждений соответственно предусмотрено применение аналитических счетов:

  • 0 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;
  • 0 401 40 180 «Прочие доходы будущих периодов».

Бухгалтерские записи по счету 401 40 установлены для бюджетных учреждений – п. 158 Инструкции № 174н, для автономных – п. 186 Инструкции № 183н.

Пример

Бюджетное учреждение образования в рамках приносящей доход деятельности заключило с заказчиком договор на выполнение научно-исследовательской работы (НИР) на сумму 1 500 000 руб. Работа будет выполняться в два этапа:

  • I этап – с 01.07.2014 по 01.12.2014. Стоимость работ составляет 1 000 000 руб.;
  • II этап – с 02.12.2014 по 31.05.2015. Стоимость работ составляет 500 000 руб.

Договором предусмотрены расчеты по отдельным этапам выполнения работ. Передача результатов НИР осуществляется после завершения всех этапов.

В учете учреждения данная операция отражается следующими корреспонденциями:

  • начислен доход в соответствии с договором и расчетными документами за выполненный и сданный заказчику I этап работ (декабрь 2014 г.), 1 000 000 руб.
    Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 40 130;
  • оплачен заказчиком I этап работ (декабрь 2014 г.), 1 000 000 руб.
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 31 660,
    одновременно поступление учитывается на забалансовом счете 17 (код 130 КОСГУ);
  • отражен доход текущего периода в сумме договорной стоимости сданных и принятых заказчиком результатов НИР (июнь 2015 г.), 1 000 000 руб.
    Дебет 2 401 40 130 Кредит 2 401 10 130;
  • начислен доход в соответствии с договором и расчетными документами за выполненный и сданный заказчику II этап работ (июнь 2015 г.), 500 000 руб.
    Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130.

Аналитический учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в разрезе договоров, соглашений. При формировании учетной политики учреждение вправе предусмотреть дополнительные условия аналитического учета доходов будущих периодов, принимая во внимание специфику своей деятельности. Эти условия могут согласовываться с требованиями налогового законодательства, например п. 2 ст. 271 НК РФ.

Перспективы реформирования

В настоящее время счет 401 40 применяется в основном с кодом 130 КОСГУ в рамках приносящей доход деятельности, как правило, в случаях, когда заключаются договоры на длительный период, превышающий один финансовый год, с поэтапной сдачей результатов работ. Однако, как мы успели убедиться, такое ограничение использования данного счета законодательством не установлено.

Кроме того, Минфин России планирует расширить функциональное назначение счета. Предполагается, что в будущем он будет использоваться для отражения следующих операций:

  • 0 401 40 172 – реализация имущества в случае, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов. При ведении учета методом начисления в период от момента заключения договора купли-продажи до прекращения права оперативного управления доходы от реализации имущества отражаются на субсчете 0 401 40 172;
  • 0 401 40 180 – получение средств по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в т. ч. на иные цели, по соглашениям о предоставлении грантов, по иным договорам. Если соглашение заключено на несколько лет, то доходы по нему должны отражаться на счете 0 401 40 180. Они будут признаваться доходами текущего финансового периода согласно графику платежей.

В письме Минфина России № 02-07-007/57698, Казначейства России № 42-7.4-05/2.3-870 от 26.12.2013 в качестве рекомендации допускалась возможность отражения перечисленных операций на счете 401 40 по кодам 172, 180 КОСГУ. В будущем эти изменения планируется внести в инструкции по учету и отчетности.

10 октября

При ведении бухгалтерского учета государственных и муниципальных учреждений бухгалтерам необходимо обратить внимание на некоторые уточнения Минфина России в правилах и в порядке применения счетов бухгалтерского учета, введенные новой редакцией Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н в Инструкцию по бухгалтерскому учету учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Счет 101 00 «Основные средства» - в настоящее время по дебету счета 101 00 подлежат учету все материальные объекты имущества в качестве основных средств:

  • предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг (используемые в эксплуатации );
  • для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения;
  • находящиеся в запасе учреждения на основании соответствующих организационно-распорядительных документов уполномоченного органа учредителя;
  • переданные на консервацию на срок более 3 месяцев на основании распоряжения руководства учреждения;
  • переведенные на восстановительные работы (реконструкция, модернизация, достройка и дооборудование) по распоряжению руководства учреждения (вышестоящего органа) на срок более 12 месяцев;
  • сданные в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление на основании соответствующих договоров и распоряжения руководителя учреждения (уполномоченного органа учредителя);
  • полученные в лизинг на основании договора лизинга, при условии передачи лизингового имущества на баланс лизингополучателя (учреждения).

Таким образом , по дебету счета 101 00 «Основные средства» учитываются все объекты основных средств учреждения, в определенное время и требующие расходы по их содержанию.

При помощи раздельного учета (открытие аналитического учета следующих порядков) следует обеспечить разделение объектов основных средств на категории: эксплуатируемые и неэксплуатируемые . Это связано с тем, что по категории «неэксплуатируемые объекты основных средств» расходов по их содержанию и эксплуатации в экономическом обосновании на стадии планирования не допускается. При этом также необходимо помнить, что категория «неэксплуатируемые объекты основных средств» должна подтверждаться оправдательными документами. В противном случае при отсутствии соответствующих документов органы финансового контроля вправе трактовать, как неэффективное использование в деятельности учреждения объектов основных средств.

Новой редакцией пункта 38 Инструкции № 157н уточняется порядок формирования документов, связанных с процедурой консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев. Данная процедура подлежит оформлению первичным учетным документом  - Актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальная (балансовая) стоимость, сумма начисленной амортизации), а также сведения о причинах консервации и сроке консервации. При этом объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах Рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств. Отражение консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев отражается путем внесения в Инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта, без отражения по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

При принятии к учету объектов основных средств следует обратить внимание на новый абзац 8 пункта 45 Инструкции № 157н, который подчеркивает, что отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств. Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Новой редакцией пункта 27 Инструкции № 157н подчеркивается, что итоги ремонта объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств), подлежат отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.

В целях ведения бухгалтерского учета объектов основных средств Министерство финансов Российской Федерации уточняет следующую терминологию:

  • изъятие из эксплуатации объектов основных средств - т.е. изъятие той части имущества данного учреждения, которая является активной и может использоваться в дальнейшем в деятельности других учреждений,
  • тем самым приносить в будущем экономические выгоды этим учреждениям;
  • вывод из эксплуатации объектов основных средств  - т.е. вывод из эксплуатации той части имущества учреждения, которая не может в дальнейшем им эксплуатироваться вследствие его непригодности. В этих случаях необходимо учитывать наличие соответствующих документов и технических заключений о неудовлетворительном техническом состоянии данных объектов основных средств. Документы оформляются через уполномоченные органы учредителя по управлению имуществом бюджетной собственности (департамент, комитет, отдел и т.п.). На основании надлежаще оформленных в установленном порядке документов производится обязательная утилизация выведенных из эксплуатации объектов основных средств.

Счет 103 00 «Непроизведенные активы» - в соответствии новой редакции пункта 71 Инструкции № 157н по дебету счета 103 11 «Земля» все государственные и муниципальные учреждения должны по кадастровой стоимости зафиксировать право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (в том числе, расположенные под объектами недвижимости) на основании документа (свидетельства).

Поскольку земельный налог, уплачиваемый всеми государственными и муниципальными учреждениями признается расходными обязательствами, обоснование которых покрывается для казенных учреждений за счет бюджетной сметы - лимитами бюджетных обязательств, для бюджетных и автономных учреждений за счет плана финансово-хозяйственной деятельности - субсидиями на иные цели, поэтому земельные участки в качестве актива учреждения должны подлежать учету по дебету счета 103 11 «Земля» по кадастровой стоимости. При этом в настоящее время в целях формирования достоверного годового отчета за 2014 год необходимо произвести следующую корректировку на бухгалтерском учете на основании оформленной Справки ф. 0504833:

  • в 2014 году необходимо принять по кадастровой стоимости на балансовый учет в следующей корреспонденции:

* для казенных учреждений:

* для бюджетных и автономных учреждений:

  • поступившие в учреждение на основании Свидетельства на право оперативного управления земельные участки ранее до 1 января 2014 года и принятые к забалансовому учету по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» необходимо перед составлением годового баланса (ф. 0503130, ф. 0503730) за 2014 год перевести на балансовый учет в следующем порядке:
  • закрыть забалансовый учет земельных участков «минус» счета 01 «Имущество, полученное в пользование»;
  • открыть балансовый учет земельных участков по счету 103 11 «Земля»:

* для казенных учреждений в корреспонденции счетов:

Дебет 1 103 11 330 Кредит 1 304 04 330, 1 401 10 180;

* для бюджетных и автономных учреждений в корреспонденции счетов:

Дебет 4 103 11 330 Кредит 4 210 06 660

В целях достоверности раскрытия информации по земельным участкам на балансе учреждений необходимо по окончании года пересмотреть кадастровую (рыночную) стоимость земельных участков, тем самым зафиксировать право на дополнительное финансирование бюджетом.

По итогам 2014 года после сдачи годового отчета в целях ведения бухгалтерского учета всем государственным и муниципальным учреждениям следует уточнить :

  • если земельные участки разграничены, но не переданы на право оперативного управления учреждениям, то данные земельные участки должны учитываться на балансе уполномоченных органов учредителя (КУИ и т.п.) по счету 108 51 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • если земельные участки разграничены, не переданы на право оперативного управления учреждениям, а переданы в аренду на основании договоров, то данные земельные участки должны учитываться на балансе уполномоченных органов учредителя (КУИ и т.п.) по счету 108 51 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • если земельные участки находятся на основании Свидетельства на право безвозмездного пользования в казенных, бюджетных и автономных учреждениях, то они должны учитываться на балансе этих учреждений по счету 103 11 «Земля».

Счет 106 01 «Вложения в основные средства» уточняется методология бюджетных инвестиций в капитальные вложения учреждений. Счет 106 01 «Вложения в основные средства» учитывает расходы на капитальные вложения и является собирательно-калькуляционным счетом, который собирает все расходы, связанные с капитальными вложениями и формирует первоначальную (инвентарную) стоимость объекта основного средства для целей принятия к учету объекта в виде имущества на счет 101 00 «Основные средства». Таким образом , на счете 106 01 «Вложения в основные средства» объект имущества отсутствует, так как отсутствуют имущественные права на объект основного средства.

В настоящее время бюджетные инвестиции в капитальные вложения учреждения осуществляются в следующем порядке:

  • путем передачи полномочий заказчику (унитарным предприятиям). При этом заказчик - унитарное предприятие обязано вести бухгалтерский учет исполнения бюджетных инвестиций в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету № 162н;
  • собственными силами учреждений . При этом финансирование капитальных вложений в объекты недвижимости основных средств осуществляется для бюджетных и автономных учреждений в форме субсидий на цели осуществления капитальных вложений (18 разряд код 6). В этом случае бюджетные и автономные учреждения исполняют функции заказчика.

В случае если полномочия заказчика капитального строительства осуществляет казенное учреждение, то финансирование бюджетом производится или за счет лимитов бюджетных обязательств или за счет бюджетных ассигнований (18 разряд код 1).

В случае передачи казенным учреждением законченного строительством объекта недвижимости основного средства бюджетному или автономному учреждению производится закрытие счета 106 01 «Вложения в основные средства» и принятие на баланс бюджетным и автономным учреждением в виде имущества на счет 101 10 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения».

Таким образом , в данной ситуации капитальное строительство объекта недвижимости осуществляет одно юридическое лицо (казенное учреждение - заказчик), а право пользования на данное имущество получает другое юридическое лицо (бюджетное или автономное учреждение). При этой ситуации необходимо обратить внимание на оформление документов на капитальное строительство объекта недвижимости и на передачу капитальных вложений и учитывать следующее:

  • наличие документа на капитальное строительство в форме трехстороннего Соглашения между заказчиком, застройщиком и учредителем (правообладателем) с подписями и реквизитами всех участников, включая Комитета по управлению имуществом;
  • передача капитальных вложений осуществляется на основании Акта приема-передачи объекта основных средств в оценке по объему завершенных работ по капитальному строительству. При этом необходимо передать заверенные копии первичных бухгалтерских документов, подтверждающие расходы на капитальное строительство объекта недвижимости.

Объекты завершенного строительства могут быть переданы бюджетным и автономным учреждением, исполняющим функции заказчика в казну соответствующего бюджета, а затем данный объект может быть передан на право оперативного управления учреждениям по следующей схеме счетов бухгалтерского учета:

Бюджетное (автономное) учреждение - заказчик

счет 106 01

Комитет по управлению имуществом (казна)

счет 108 51

Казенное, бюджетное, автономное учреждение

счет 101 10

Комитет по управлению имуществом уполномочен принимать решение от имени собственника (учредителя) о передаче права оперативного управления на имущество бюджетной собственности. При этом необходимо учитывать, что изъятие права оперативного управления на имущество у одного учреждения и получение права оперативного управления на данное имущество другим учреждением должно фиксироваться в бухгалтерском учете этих учреждений в одном отчетном периоде.

Государственная регистрация объекта недвижимого имущества (Свидетельство) не является документом, по которому возникает право оперативного управления имуществом бюджетной собственности. Необходимо учитывать, что право оперативного управления имуществом подтверждает соответствующая запись в реестре имущества, осуществляемая Комитетом по управлению имуществом и доведенная до учреждения уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в виде оформленного Извещения (ф. 0504805).

Необходимо учитывать, что обязанность регистрации имущества существовало не всегда (Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» действует с 1997 г.), поэтому не зарегистрированное имущество приобретенное учреждением до ввода в действие данного закона можно учитывать по счету 101 10 «Основные средства недвижимое имущество учреждения» без регистрации.

С 1 января 2014 года появилась новая форма субсидий - субсидии на осуществление капитальных вложений , предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям на приобретение объектов недвижимого имущества и на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.

Согласно Указаниям по применению Бюджетной классификации в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н), субсидии на осуществление капитальных вложений используются бюджетными и автономными учреждениями в следующих направлениях:

  • на приобретение объектов недвижимого имущества;
  • на осуществление капитального строительства объектов недвижимости.

Таким образом , затраты, связанные с реконструкцией объектов недвижимого имущества, а также с их достройкой должны покрываться данной формой субсидии. Однако использовать субсидии на осуществление капитальных вложений на приобретение объектов движимого имущества недопустимо , так как приобретение движимого имущества осуществляется за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, иначе будет признана нецелевая направленность данной субсидии.

Новая редакция пункта 27 Инструкции № 157н уточняет, что фактические вложения в объекты основных средств в объеме затрат на их модернизацию, дооборудование, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение, отражаются в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств. После производства данных процедур капитальные вложения в объекты основных средств передаются балансодержателю объекта в целях отнесения их на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости объектов.

Недопустимо производить реконструкцию зданий - объектов негосударственной собственности, находящихся в аренде бюджетных и автономных учреждений за счет субсидии на осуществление капитальных вложений. При этом допускается реконструкция арендованных зданий бюджетными и автономными учреждениями, но при условии дальнейшего компенсирования арендодателем понесенных этими учреждениями расходов по реконструкции в одном отчетном периоде . Ремонт арендованных зданий бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий бюджета (код 225) возможен при условии, если это прописано в договоре.

Счет 206 00 «Расчеты по выданным авансам» уточняется применение в бухгалтерском учете в следующих направлениях:

  • данный счет открывается только на основании договоров закупок;
  • обеспечивает право на участие в конкурсах контрагентов.

Таким образом , при перечислении денежных средств учреждением в виде авансового платежа на основании договора закупки с контрагентом совместно с открытием счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» фиксируется право на участие в конкурсе контрагента в виде банковской гарантии на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Списание банковской гарантии со счета 10 «Обеспечение исполнения обязательств» производится после прохождения котировки по закупкам. Пока незавершен контракт по закупкам, банковская гарантия продолжает числиться по счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Казенные, бюджетные и автономные учреждения желающие участвовать в том или ином конкурсе, связанных с закупками, оплачивают обеспечение исполнения обязательств видом расхода код 290 на участие учреждений по исполнению контракта. В случае если по каким-то причинам происходит возврат авансового платежа контрагентом, не исполнившим контракт, то происходит возврат обеспечения исполнения обязательств (восстановление кассовых расходов по контракту и обеспечению).

Новая редакция пункта 235 Инструкции № 157н расширяет нагрузку применения счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» , который должен использоваться для учета расчетов с дебиторами:

  • по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
  • для отражения в учете администраторами доходов бюджетов расчетов по ожидаемым к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством РФ, считается исполненной;
  • для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций;
  • по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Таким образом , в настоящее время счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» может применяться не только для целей учета операций по доходной части (например, возмещение оплаты коммунальных услуг арендаторами), но операций по расходной части (например, возмещение Фондом социального страхования оплаты больничных листов).

При этом необходимо учитывать, что применение данного счета возможно в рамках формирования учетной политики учреждения с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя через установление в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с прочими дебиторами, т. е. дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с новой редакцией пункта 220 Инструкции № 157н счет 209 00 получает новое наименование «Расчеты по ущербу и иным доходам» и дополнительную нагрузку. В настоящее время данный счет применяется не только для учета расчетов по выявленным недостачам, хищениям денежных средств и иных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей и причиненного ущерба имуществу учреждения подлежащих возмещению виновными лицами в установленном РФ порядке, но также и при расчетах :

  • по суммам задолженности уволенных работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам предварительных оплат, подлежащих возмещению контрагентами в случае расторжения, в том числе по решению суда, государственных (муниципальных) договоров (контрактов), иных договоров (соглашений), по которым ранее учреждением были произведены оплаты;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанные с судопроизводством (оплата судебных издержек);
  • расчеты по иным ущербам, а также иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 20500 «Расчеты по доходам» .

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления указанных активов.

В связи с этим п. 221 уточнятся группировка расчетов по ущербу и иным доходам по группам поступлений и аналитическим группам синтетического счета объекта учета в следующем порядке:

30 «Расчеты по компенсации затрат»;

40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

80 «Расчеты по иным доходам».

При этом расчеты по иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 20500 «Расчеты по доходам» учитываются на счете, содержащим аналитический код группы синтетического счета 80 «Расчеты по иным доходам» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов.

Таким образом , бюджетные и автономные учреждения при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - ПФХД) и ведении бухгалтерского учета в доходной части в рамках приносящей доход деятельности должны учитывать следующее:

  • приносящая доход деятельность - это деятельность, направленная на постоянное извлечение доходов, которые признаются функциональными доходами (как правило, код КОСГУ 130, но возможно код 120), связанные с уставной деятельностью учреждения, являются планируемыми (прогнозируемыми) доходами, в виде ожидаемых (потенциальных) доходов. Данные доходы должны утверждаться ПФХД учреждения (например, в образовательных учреждениях все доходы от оказания образовательных услуг, в медицинских учреждениях - доходы от оказания медицинских услуг и т.п.). Функциональные доходы учитываются по методу начисления по счету 205 00 «Расчеты по доходам» (Дебет 2 205 30 560 Кредит 2 401 10 130 );
  • доходы, поступающие от хозяйственных операций учреждения и не связанные с деятельностью учреждения , ради которой создано учреждение учредителем, а связанные, с расчетами по ущербу имуществом и иным доходам (например, штрафы, продажа активов, возмещение расходов, продажа изделий, созданных учениками на уроках труда в образовательном учреждении и т. п.) признаются непрогнозируемыми поступлениями . Поэтому данные поступления не создают расходных обязательств, и их не следует учитывать при формировании ПФХД учреждения, так как они не являются объектом планирования. В соответствии с новой методологией данные доходы подлежат бухгалтерскому учету по счету 209 80 «Расчеты по иным доходам» .

Счет 401 40 «Доходы будущих периодов» используется для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В настоящее время данный счет в соответствии с пунктом 301 новой редакции Инструкции № 157н применяется также в следующем порядке:

  • при отражении доходов по операциям реализации имущества казны, в случае если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
  • при отражении доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели;
  • при отражении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • при отражении доходов по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
  • при отражении иных аналогичных доходов .

Таким образом , в настоящее время счет 401 40 «Доходы будущих периодов» необходимо использовать для отражения права на получение субсидии бюджета бюджетными и автономными учреждениями.

Право получателей субсидий бюджета зафиксировано в Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг , тем самым учредитель (бюджет) принимает на себя обязательство по покрытию затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с утвержденным им заданием. В свою очередь получатель субсидий (бюджетное и автономное учреждение) дает согласие на государственный (муниципальный) финансовый контроль, осуществляемый учредителем через анализ их бухгалтерской отчетности. При этом под утвержденные в годовом объеме субсидии необходимо произвести на бухгалтерском учете бюджетного и автономного учреждения начисления субсидий, закрепив тем самым обязанность учредителя (бюджета) по предоставлению им субсидии в следующем порядке:

  • если заключено (подписано) Соглашение в текущем периоде (декабре месяце) под государственное (муниципальное) задание и объем финансового обеспечения (субсидии) следующего финансового года или в первых числах января текущего финансового года, то последним числом декабря отчетного года (2014 г.) произвести начисление субсидии (Дебет 4 205 80 560 Кредит 4 401 40 180 );
  • отразить остатки по состоянию на 1 января 2015 года по счетам 205 80 актива и 401 40 пассива в балансе (ф. 0504730).

Необходимо иметь в виду, что даже если фактически субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в соответствующий период не поступила, то не исключается возможность принятия денежных обязательств, связанных с приобретениями активов и другими хозяйственными нуждами, т. е. допускается временная кредиторская задолженность по причине непоступления субсидий.

Пунктом 302.1 новой редакции Инструкции № 157н введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях начисления предстоящих расходов и отражения отложенных обязательств учреждения. Механизм резервирования предстоящих расходов позволяет формировать реальный финансовый результат деятельности учреждений. При этом механизме денежные обязательства учреждением не принимаются, так как это отложенные обязательства . На данном счете подлежат учету операции, возникающие вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

  • предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  • предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • иных аналогичных предстоящих оплат;
  • возникающие в силу законодательства Российской Федерации о при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;
  • возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов);
  • возникающие в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;
  • по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;
  • по иным обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Таким образом , в пассиве баланса бюджетного и автономного учреждения раскрывается информация счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов», а в активе баланса раскрывается информация счета 201 11 (21) «Денежные средства учреждения на лицевых счетах» как обеспечение денежными средствами.

Финансово-экономическое обоснование некоторых управленческих решений должно учитываться на стадии планирования деятельности учреждения через начисление на бухгалтерском учете в установленном порядке следующих резервов:

  • резерв предстоящих расходов и отложенных обязательств (например, под будущую процедуру реорганизации учреждения). В этом случае предусматриваются (прогнозируются) предстоящие расходы, связанные с процедурой реорганизации и обосновываются все социальные выплаты (пособия) на основе принятого решения учредителем. Таким образом, на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» оценивается процедура реорганизации учреждения и на момент принятия решения о реорганизации фиксируется риск;
  • резерв на оплату отпусков работникам учреждения с целью начисления оплаты очередного отпуска, а также будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников. Цель создания данного резерва: сумму по неиспользованным отпускам прошлых лет необходимо обосновывать и заявлять бюджету. В противном случае при увольнении работников учреждения компенсация за неиспользованный отпуск прошлых лет может значительно уменьшить фонд оплаты труда учреждения текущего периода. Таким образом , необходимо по состоянию на 1 января создавать фонд оплаты труда прошлых лет в виде резерва на оплату отпусков с целью начисления будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников учреждения.

На счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» резервируются суммы компенсирующих выплат за неиспользованный отпуск при увольнении работников, а также фиксируется право на ежегодный оплачиваемый отпуск в виде ежемесячного начисления резерва на отпуск на текущие расходы учреждения.

С целью создания резерва на оплату отпусков в обязательном порядке всеми учреждениями необходимо по состоянию на 1 января 2015 года исчислить объем компенсации за неиспользованные отпуска прошлых лет и среднюю заработную плату для отпусков 2015 года. Данная хозяйственная операция в бухгалтерском учете подлежит отражению на расходах учреждения следующем порядке:

Дебет 1 401 20 211, 213 - для казенных учреждений,

0 109 60(80) 211, 213 - для бюджетных и автономных учреждений

Кредит 0 401 60 211, 213

По состоянию на 1 января 2015 года в балансе бюджетных и автономных учреждений (ф. 0504730) необходимо показать кредитовое сальдо счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом , создание резерва на оплату отпусков, в том числе компенсации за неиспользованные отпуска - это необходимость фиксации рисков хозяйственной деятельности учреждений. При этом способ начисления резерва на оплату отпусков устанавливается самостоятельно учреждением в рамках принятой им учетной политики.

Использование резерва на оплату очередных отпусков и для начисления компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников в течение финансового года отражается в учете в следующем порядке:

Дебет 0 401 60 211, 213 Кредит 0 302 11 730, 0 303 02….730;

  • резерв на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах , так как обязательство по судебным искам к юридическим лицам должно создаваться (планироваться) не на момент его исполнения. В бухгалтерском учете данная операция отражается в следующем порядке:
  • начисление резерва:

Дебет 0 401 20 290 Кредит 0 401 60 290

  • использование резерва:

Дебет 0 401 60 290 Кредит 0 302 91 730;

  • резерв на возмещение ущерба, причиненного физическому лицу , включая судебные издержки, государственную пошлину и т. п. Отражение в учете операции, связанной с данным резервом, производится аналогично по резерву на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах;
  • резерв на расходы по утилизации имущества учреждения создается на момент приобретения имущества и используется, например, при ликвидации объектов основных средств, при захоронении материалов, потребленных в медицинских учреждениях и т.п.

При создании данного резерва возникает проблема в оценке резерва на утилизацию имущества, поэтому при необходимости данный резерв должен индексироваться и по окончании года корректироваться.

Операции, связанные с движением резерва по утилизации имущества учреждения отражаются на бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • начисление резерва в момент приобретения имущества на первоначальную стоимость основного средства и материальных запасов:

Дебет 0 106 01 310, 0 105 01 340 Кредит 0 401 60 226

  • использование резерва на утилизацию имущества на момент его выбытия с учета:

Дебет 0 401 60 226 Кредит 0 302 26 730

  • по окончании финансового года произведена корректировка (индексация) в сторону увеличения резерва на утилизацию имущества:

Дебет 0 401 10 171 Кредит 0 401 60 226

При необходимости бюджетные и автономные учреждения в рамках формирования учетной политики могут создавать другие резервы (например, для компенсации по проезду в отпуск, для оплаты вознаграждений за служебные изобретения и т.д.).

Счет 502 00 «Принятые обязательства» в настоящее время данный счет применяется в целях учета учреждениями принятых казенными учреждениями бюджетных обязательств за счет бюджетной сметы и бюджетными (автономными) учреждениями принятых обязательств за счет ПФХД (счет 502 11), а также принятых учреждениями денежных обязательств перед юридическими и физическими лицами (счет 502 12). В настоящее время принятие бюджетных (плановых) обязательств по счету 502 11 «Принятые обязательства» должно осуществляться на стадии заключения договоров (контрактов) с контрагентами. Принятие денежных обязательств по счету 502 12 «Принятые денежные обязательства» осуществляется на стадии исполнения договоров (контрактов). В связи с этим новая редакция п. 319 Инструкции № 157н вводит группировку принятых (принимаемых ) учреждением обязательств, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующие аналитические коды:

1 «Принятые обязательства»;

2 «Принятые денежные обязательства»;

7 «Принимаемые обязательства»;

9 «Отложенные обязательства».

С 1 января 2015 года принятие казенными учреждениями бюджетных обязательств, бюджетными и автономными учреждениями плановых обязательств по счету 502 11 «Принятые обязательства» должно осуществляться в момент объявления конкурса, котировок, т.е. до заключения договоров (контрактов) , связанными со сделками.

Таким образом , заявленные учреждениями конкурсы и котировки признаются отложенными обязательствами и подлежат отражению на бухгалтерском учете по счету 502 11 «Принятые обязательства», а также раскрытию данной информации в отчетности учреждений (ф. 0503128, ф. 0503738).

Счет 504 10 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» в настоящее время должен использоваться не только бюджетными и автономными учреждениями в целях учета сумм, утвержденных на соответствующий финансовый год плановых назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), но и казенными учреждениями в целях ведения кассового плана и прогнозирования доходов бюджета.

Новой редакцией п. 324 Инструкции № 157н предусмотрено использование данного счета в следующем порядке:

  • для учета учреждениями сумм, утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам);
  • для учета сумм внесенных изменений в показатели сметных (плановых, прогнозных) назначений, утвержденных в установленном порядке;
  • для учета администраторами доходов бюджетов данных по прогнозным (плановым) показателям доходов бюджетов на соответствующий финансовый год (их изменениям).

Таким образом , счет 504 10 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» должен применяться при ведении бухгалтерского учета:

- бюджетными и автономными учреждениями по кредитовому обороту счета 504 10 при отражении плановых назначений доходов (поступлений) в годовом объеме согласно утвержденному Плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

- казенными учреждениями по кредитовому обороту счета 504 10 должны отражаться прогнозные назначения по доходам бюджета.

Новой редакцией Инструкции № 157н уточняется применение в бухгалтерском учете учреждений следующих забалансовых счетов:

Счет 03 «Бланки строгой отчетности» может использоваться также в целях учета санаторно-курортных путевок. Подчеркивается также, что при определенных условиях бланки строгой отчетности могут разрабатываться и утверждаться в рамках формирования учетной политики учреждением самостоятельно.

Счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» - уточняется иной срок списания данной задолженности в случае ликвидации дебитора. Также на данном счете фиксируется задолженность перед бюджетом, установленная главным администратором доходов бюджета. В соответствии с новой редакцией п. 339 Инструкции № 157н списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности, согласно действующему законодательству РФ.

Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» - уточняется процедура списания запасных частей, учитываемых на данном счете. Новая редакция п. 349 Инструкции № 157н уточняет, что при выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета.

В соответствии с новой редакцией п. 365, 367 Инструкции № 157н счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» должны открываться ко всем аналитическим счетам счета 201 00 «Денежные средства учреждения» в том числе к счетам 201 03 «Денежные средства учреждения в пути», 201 34 «Касса» .

При этом надо учитывать, что информация счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» раскрывает потребность в этих остатках денежных средств.

В соответствии с новой редакцией п. 381, 383 Инструкции № 157н счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» должны использоваться в бухгалтерском учете уполномоченных органов государственной власти, органов самоуправления (Комитет, отдел по управлению имуществом бюджетной собственности).

При отсутствии информации о стоимости данных объектов основных средств имущество подлежит учету в сумме арендных платежей.

Редакцией Инструкции № 157н введен новый забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» , который предназначен для учета имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа по балансовой стоимости.

Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании первичного учетного документа по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Введен новый забалансовый счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» , который предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов).

Таким образом , данный счет должен использоваться для отражения начисленных, но не полученных физическими лицами компенсаций и пособий Фонда социального страхования и социальной защиты.



" № 12/2017

Финансовый результат деятельности казенного учреждения формируется в том числе за счет доходов и расходов будущих периодов. К ним относят доходы (расходы), полученные (произведенные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. В статье рассмотрим особенности признания и учета указанных составляющих финансового результата.

Классификация доходов и расходов будущих периодов.

Инструкция № 157н предписывает учитывать в составе доходов и расходов будущих периодов следующие поступления и затраты (п. 301, 302):

Доходы будущих периодов

Поступления, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода

Доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия

Доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам

Доходы от реализации имущества казны, при условии рассрочки платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов

Поступления по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

Поступления по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов


Расходы будущих периодов*

Затраты, связанные с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером

Расходы по освоению новых производств, установок и агрегатов

Расходы по рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий

Затраты, связанные со страхованием

Расходы по выплате отпускных

Затраты, связанные с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения

Затраты по приобретению неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов

Расходы, связанные с неравномерно производимым ремонтом основных средств

* Перечисленные затраты признаются расходами будущих периодов в случае, если учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов (п. 302 Инструкции № 157н).

Стоит отметить, что состав приведенных доходов и расходов не является исчерпывающим (то есть закрытым). Исходя из специфики своей деятельности, учреждение вправе закрепить в учетной политике иные доходы и расходы, а также критерии отнесения полученных сумм, произведенных выплат к доходам и расходам будущих периодов.

При этом следует учитывать, что поступления (перечисления) денежных средств в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то есть авансы, доходами (расходами) будущих периодов не являются.

Бюджетный учет.

Учет доходов и расходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), а также расходов (выплат), предусмотренных сметой казенного учреждения, в разрезе договоров, государственных (муниципальных) контрактов, соглашений.

Для отражения доходов учреждения, относящихся к будущим периодам, применяются следующие счета аналитического учета счета 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 123 Инструкции № 162н):

По кредиту указанных счетов отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету – суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому такие доходы относятся.

Затраты учреждения, учитываемые как расходы будущих периодов, аккумулируются на следующих счетах аналитического учета счета 1 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (п. 124 Инструкции № 162н):

Наименование

Расходы будущих периодов по заработной плате

Расходы будущих периодов по прочим выплатам

Расходы будущих периодов на начисление на выплаты по оплате труда

Расходы будущих периодов на оплату услуг связи

Расходы будущих периодов на работы, услуги по содержанию имущества

Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги

Расходы будущих периодов на пособия по социальной помощи населению

Расходы будущих периодов, отраженные по дебету данных счетов, подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счетов) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

В соответствии с указаниями п. 301, 302 Инструкции № 157н в рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов (расходов) будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (расходов) учреждения.

Приведем типовые корреспонденции счетов по учету доходов и расходов будущих периодов (п. 120, 123, 124 Инструкции № 162н):

Доходы будущих периодов

Начислены доходы будущих периодов:

за выполненные и сданные заказчику отдельные этапы работ, услуг (в соответствии с договорами, расчетными документами)

от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия

от реализации активов по факту заключения договора купли-продажи, предусматривающего рассрочку платежа (до момента перехода права собственности)

в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

Зачислены в доход текущего отчетного периода:

договорная стоимость выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг, в том числе в конце финансового года по продукции животноводства и земледелия

доходы от реализации активов по договорам, предусматривающим рассрочку платежа, по факту прекращения на активы права собственности (права оперативного управления)

доходы, полученные в форме грантов

суммы принудительного изъятия, предусматривающие уточнение по сроку платежа

Расходы будущих периодов

Отражены расходы, произведенные в текущем финансовом году, но относимые к очередным финансовым периодам

Отнесены расходы, произведенные ранее и учитываемые в составе расходов будущих периодов:

на финансовый результат текущего финансового года

на себестоимость готовой продукции текущего финансового года

Отражены расходы по отпускным, произведенные в текущем финансовом году, но относящиеся к очередным финансовым периодам

Списаны расходы учреждения по оплате неотработанных дней отпуска, не возмещенные уволившимися работниками (сотрудниками), учитываемые в составе расходов будущих периодов, при увольнении работника

Примеры операций с доходами и расходами будущих периодов.

Рассмотрим различные ситуации по учету доходов и расходов будущих периодов.

Казенное учреждение (не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет) по согласованию с учредителем реализует недвижимое имущество в рассрочку по договору купли-продажи. Имущество учтено в составе основных средств на счете 1 101 12 000. Его равна 990 000 руб., сумма начисленной амортизации – 850 000 руб. Цена реализации составляет 960 000 руб. (подтверждена отчетом независимого оценщика). Оплата производится покупателем согласно графику равными долями в три этапа: в декабре 2017 года, январе 2018 года, феврале 2018 года. Денежные средства перечисляются напрямую в доход бюджета. Право собственности на объект переходит к покупателю после завершения расчетов.

В учете казенного учреждения отражены следующие бухгалтерские записи:

Сумма, руб.

По факту заключения договора купли-продажи

Начислены доходы будущих периодов от реализации имущества, при условии рассрочки платежа на условиях перехода права собственности на объект к покупателю после завершения расчетов

Учтено на забалансовом счете переданное по договору купли-продажи имущество до момента прекращения права оперативного управления*

Забалансовый счет 26

Декабрь 2017 года

Поступил на счет бюджета от покупателя первый платеж за имущество

Январь 2018 года

Отражены расчеты с администратором доходов бюджета по поступлению денежных средств от реализации имущества в бюджет

Поступил на счет бюджета от покупателя второй платеж за имущество

Февраль 2018 года

Отражены расчеты с администратором доходов бюджета по поступлению денежных средств от реализации имущества в бюджет

Поступил на счет бюджета от покупателя третий платеж за имущество

По факту прекращения права оперативного управления имуществом

Отражено списание начисленной амортизации по нежилому зданию

Отражено списание остаточной стоимости нежилого здания

(990 000 - 850 000) руб.

Зачислены в доход текущего отчетного периода доходы от реализации имущества

Отражено уменьшение забалансового счета на сумму реализованного имущества при переходе к покупателю права собственности на объект

Забалансовый счет 26

* В соответствии с Письмом Минфина РФ от 15.07.2016 № 02‑06‑10/41837 в период от момента передачи имущества согласно договору купли-продажи до прекращения права собственности (права оперативного управления) в отношении такого имущества информацию о переданных объектах следует отражать на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Казенное учреждение (администратор доходов бюджета) на основании договора возмездного оказания спортивно-оздоровительных услуг в декабре 2017 года реализовало 20 абонементов в бассейн на I квартал 2018 года по цене 1 800 руб. каждый. Денежные средства в счет оплаты услуг перечислены напрямую в доход бюджета. Учетной политикой учреждения предусмотрено, что стоимость оказанных услуг ежемесячно списывается (в последний день месяца) на доходы текущего периода.

В бюджетном учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Сумма, руб.

Декабрь 2017 года

Зачислены в бюджет доходы, полученные от реализации абонементов

Начислены доходы будущих периодов

Зачислена в доход текущего отчетного периода стоимость оказанных услуг в период действия абонемента:

(36 000 руб. / 3 мес.)

(36 000 руб. / 3 мес.)

(36 000 руб. / 3 мес.)

По согласованию с руководством работнику казенного учреждения был предоставлен «авансом» ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 кал. дн. Отпускные в размере 12 000 руб. перечислены на «зарплатную» карту работника.

С суммы отпускных исчислен и удержан НДФЛ – 1 560 руб. Страховые взносы начислены в сумме 3 624 руб. (12 000 руб. x 30,2%), из них:

    на ОПС – 2 640 руб. (12 000 руб. x 22%);

    на ВНиМ – 348 руб. (12 000 руб. x 2,9%);

    на ОМС – 612 руб. (12 000 руб. x 5,1%);

    на «травматизм» – 24 руб. (12 000 руб. x 0,2%).

НДФЛ и перечислены в бюджет в установленные сроки.

Согласно трудовому законодательству работодатель вправе предоставить отпуск «авансом», то есть до отработки работником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. В этом случае затраты учреждения по оплате отпуска следует учитывать в качестве расходов будущих периодов (Письмо Минфина РФ от 05.06.2017 № 02‑06‑10/34914).

В учете казенного учреждения будут отражены следующие корреспонденции счетов:

Сумма, руб.

Отражены расходы будущих периодов по оплате отпуска, предоставленного «авансом»

Удержан НДФЛ с отпускных

Перечислены отпускные на «зарплатную» карту работника

(12 000 - 1 560) руб.

Перечислен НДФЛ в бюджет

Начислены страховые взносы с отпускных:

на «травматизм»

Перечислены в бюджет страховые взносы:

на «травматизм»

По истечении периода, за который предоставлялся отпуск

Отражено отнесение на финансовый результат текущего финансового года расходов будущих периодов:

по уплате отпускных

по уплате страховых взносов

Обращаем ваше внимание, что обязательства в счет предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или по выплате компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование работника, подлежат отражению в составе резервов предстоящих расходов на счете 1 401 60 000 (п. 302.1 Инструкции № 157н). Основное их отличие от расходов будущих периодов заключается в том, что сумма резерва отражается в учете в оценочном значении, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести расходы. В составе же расходов будущих периодов учитываются произведенные (начисленные) учреждением затраты, сумма которых точно определена, но эти затраты относятся к следующим отчетным периодам, поэтому они не признаются единовременно.

Казенное учреждение заключило договор ОСАГО на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в отношении служебного автомобиля. Сумма страховой премии составила 15 000 руб. Согласно учетной политике затраты на страховку учитываются на момент заключения договора в расходах будущих периодов, а затем ежемесячно в течение действия договора включаются в текущие расходы в размере 1/12 величины страховой премии.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Сумма, руб.

Перечислена страховая премия страховщику

Отражены расходы будущих периодов в сумме страховой премии по договору ОСАГО

Учтена предварительная оплата по договору со страховщиком при получении полиса ОСАГО

Ежемесячно в течение действия договора ОСАГО

Отнесена часть страховой премии на текущий финансовый результат

(15 000 руб. / 12 мес.)

Обобщив вышеизложенный материал, выделим основные моменты:

1) перечень основных поступлений и затрат, которые следует учитывать в составе доходов и расходов будущих периодов, приведен в п. 301, 302 Инструкции № 157н. Однако он не является исчерпывающим. Исходя из специфики своей деятельности, учреждение вправе закрепить в учетной политике иные доходы и расходы, а также критерии отнесения полученных сумм, произведенных выплат к доходам и расходам будущих периодов;

2) поступления (перечисления) денежных средств в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то есть авансы, доходами (расходами) будущих периодов не являются;

3) доходы и расходы будущих периодов учитываются на счетах 1 401 40 000 и 1 401 50 000 в момент их получения (совершения), начисления. Впоследствии они постепенно относятся на финансовый результат текущего финансового года.