Церковь на успенском переулке. Храм в газетном переулке. Служба на русском и другие «новшества» - как к этому относиться

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Газетном переулке - возле Телеграфа, в самом центре Москвы, два шага от Тверской улицы. Возможно, одна из самых необычных церквей в столице. Вернее - это храм с очень необычными традициями и особенным приходом.

Успенский храм в Газетном переулке - почему он особенный?

Эта церковь ломает стереотипы. Точнее, развенчивает одно из самых главных заблуждений: что Церковь настолько консервативна, что не терпит какой-либо инакости. Проще говоря, даже не пытается быть понятной современному человеку.

Храм в Газетном переулке. Вы увидите приход, в котором женщины свободно ходят без платков. Где внутреннее устроение храма аскетично - нет золота, нет живописных иконостасов: все очень просто.

Этот храм - едва ли не единственное место в Москве (или, по крайней мере, одно из очень немногих), где службы проходят на современном русском языке. Не полностью, но выборочно отдельные фразы в молитвах произносятся не на церковнославянском, а на языке понятном широкой публике (по моему, вместо «…и весь живот наш Христу Богу предадим» священник возглашает «…и всю нашу жизнь Христу Богу воздадим»).

Есть и другие отличия от устоявшихся традиций. Например, мне запомнилось, что часть молитв, которые в «обычных» храмах поет хор, здесь - поют всем храмом.

Служба на русском и другие «новшества» - как к этому относиться?

В этом храме в Газетном переулке присутствует попытка воссоздать дух ранних христианских служб, когда Литургия часто была не торжественным, - полным, казалось бы, церемониала, - действом, а действом живым - общинным, где все - вместе во Христе, истинные братья и сестры. Где нет иконостасов, отделяющих Таинство от людей. Где есть - сугубая, разделяемая каждым и неделимая во всех радость от Причастия и Литургии.

Еще одна цель настоятеля этого храма: поиск «языка», который будет понятен современному человеку: молодежи, людям постарше - всем тем, кто является частью этого Нового мира, который становится шире, свободнее, масштабнее и более вездесущий. Интернет, гаджеты, синхронизации, свобода личности, право самовыражения, любой страх перед закостенелым консерватизмом и т.д.

Но откуда тогда, лично у меня, ощущение противоречия от этого храма (первый раз даже возникла мысль, что это не православная церковь)? Почему, заходя туда, не ощущаю ничего и сразу спешу в соседний храм - в Брюсовом переулке, где все «традиционно» и «консервативно»? Почему мне роднее ладан и позолота?

Может быть, потому что те раннехристианские общины, по духу и форме которых мы иногда тоскуем, были рождены трепетом ко Христу, Дыханием Духа Святого и общей Сокровенной Любовью, а не - «духом времени» и стремлением «быть понятным»?

Храм Успения Пресвятой Богородицы, 2006 год, вид с Газетного переулка.

Ну и как Церкви говорить с современным человеком?

Когда-то этот вопрос мне казался очень важным. Сейчас мне кажется, что этой проблемы нет вообще.

С современным человеком - если под ним подразумевать именно тот тип людей, который во главу угла ставит рацио, свою «убежденность» или «желание понять самому» - говорить словами смысла нет. С ним можно говорить только языком Святого Духа.

Церковная традиция это не сам Святой Дух, но она оберегает Его.

Уходя от традиций вот так - резко и очевидно, - можно действительно какие-то вещи сделать более понятными и дружелюбными современному человеку. Но при этом - никогда не опуститься на ту глубину (или не подняться на ту высоту), где «ангелы поют» и Дух Святой меняет Природу человека.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах словно драгоценный камень, небольшой по размерам, вкраплен в старые улочки Москвы.

Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский. Тогда церковь называлась «Успения Пресвятой Богородицы, что в Спасской слободе в Чигисах», что связано с располагавшейся здесь в древности слободе при Спасо-Чигасовском монастыре, просуществовавшем до середины XVII века. Необычное название монастыря произошло от имени игумена Чигаса, основавшего его в 1483 году.

В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме.

Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — панно с изображением четырёх евангелистов.

В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен.

В годы советской власти храм, к счастью, не постигла участь многих других православных церквей, подвергшихся надругательству и разрушениям. Храм никогда не закрывался и сохранил все свои колокола. Правда, в долгое время колокола не звонили, да и в храм многим богомольцам приходилось пробираться украдкой. Вопреки всему этому, количество желающих попасть в храм богослужения было огромным, а число причастников в Великий пост достигла несколько тысяч. В послевоенное время в Успенской церкви был увеличен штат священнослужителей.

Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, 1881 г.

В былые времена между Большой Никитской и Тверской пролегал овраг, возле которого стояла Успения Пресвятой Богородицы. По ней получили название и окрестности – «Успенский вражек». Поскольку этот топоним встречается в Никоновской летописи, созданной между 1526 и 1530 годами, то предположительно здесь появилась в это время или ещё раньше.

Как бы там ни было, а первое документальное упоминание про Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке датировано 1625 годом. Обитель была деревянной, и сгорела в пожаре в 1629 году. В 1647-м известный дворянин Григорий Горихвостов построил на её месте каменный с папертью и двумя пределами – в честь Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Здесь же, под колокольней, была устроена усыпальница Горихвостовых.

В 1760-х гг. (по некоторым данным в 70-х) владелец соседних земель А. Д. Яньков разобрал придел святителя Николая и построил вместо него отдельную . Долгое время Яньковы оставались основными жертвователями обители.

В 1857-1860 гг. был перестроен по проекту А. С. Никитина (того самого, который в будущем построит Тёплые торговые ряды) и на средства уважаемого купца Сергея Живаго. Нужно сказать, что Сергей Афанасьевич был известен не только в деловых кругах, но и как общественный деятель. До конца своих дней он оставался старостой Успенской обители.

В результате перестройки в храме появилось три придела: в честь Успения Богородицы, в честь Иоанна Предтечи и во имя Сергия Радонежского – покровителя храмоздателя.

Это был одноглавый храм с небольшой шатровой колокольней над крыльцом. Внутри он являл собою квадратную палату, разделённую рядами столбиков на 3 нефа. Церковная зала имела каменный пол и была отделана мрамором разных сортов. Над западным входом располагались хоры.

Как раз в то время в Москве возводили храм Христа Спасителя. Некоторые архитектурные приёмы, использованные при его строительстве, были применены и в экстерьере Успенской церкви. В частности, южный фасад здания был украшен рельефными изображениями, что разместились внутри декоративных фронтонов, а также полуколоннами и пилястрами. По низу фасада идёт ряд ширинок.

Автор скульптур – Николай Рамазанов, который создавал горельефы для храма Христа Спасителя, а также снял посмертную маску с лица Гоголя. В скульптурах храма Успения Пресвятой Богородицы впервые был использован особый вид цемента – английский портландцемент.

Если говорить о стиле, в котором построен храм, то это эклектика с элементами русского зодчества.

Закрылся в 1924 году. В его здании в разное время располагались исторический архив Московской области, мастерские метростроя, жилая квартира, швейная фабрика, архив управления МВД, телефонная станция.

В 1992 г. храм формально вернули верующим. Фактически только к 1996 году прихожане получили в распоряжение его подвальный этаж. Правда помещение облюбовали крысы и тараканы. Избавившись от этого «добра», церковь освятили во имя Николая Чудотворца – в честь придельного храма, который был разрушен в советские времена. В 1999 г. прихожанам отдали и верхний храм.

Сегодня при Успенской церкви действует воскресная школа, работает приходская группа «Милосердие».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. Описание.

Многие московские храмы из уцелевших в советское время теперь возвращены Русской Православной Церкви и в период 1991-1992 гг. большинство из них наполнились верующими, возобновились регулярные богослужения. Одним из таких храмов является храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.

Успенский Вражек - древнее московское урочище между Тверской и Никитской улицами, по летописям упоминается с XVI в. Здесь находились дворы послов - Литовский двор и "цесаревых послов двор", т.е. Римской империи. Упоминается здесь и двор Алевиза Нового - знаменитого архитектора.

1601 г. - первое письменное упоминание о храме.
1629 г. - в большом пожаре сгорела деревянная Церковь Успения.
1634 г. - вновь выстроена.
1647 г. - выстроена первая каменная церковь на средства Г.И. Горихвостова.
1707 г. - деревянный придел Николая Чудотворца на погосте.

История храма тесно связана с владельцами соседней усадьбы Яньковыми, заботившимися о благосостоянии церкви.

1735 г. - Д.И. Яньков пристроил придельный храм Николая Чудотворца к самому зданию церкви Успения. Храм стал усыпальницей Яньковых.
1781 г. - Никольский придельный храм заново построен "за ветхостью".
1812 г. - церковь обгорела.

Успенский храм был летним, зимой служили в теплом придельном храме Николая Чудотворца.

В середине 50-х годов старостой храма был избран московский купец С.А. Живаго, ранее купивший для себя усадьбу Яньковых. По заказу С.А. Живаго академик архитектуры А.С. Никитин составил проект обширного трех престольного храма с колокольней, примыкавшего к Никольской церкви.

30 мая 1857 г. - Высочайше утвержден проект храма Успения на Вражке.
1860 г. - завершено возведение ныне существующего здания храма. В новой церкви три престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского - небесного покровителя храмоздателя.
20 сентября 1860 г. - храм освящен митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

Отделочные работы продолжались до 1890-х годов. Только в 1870 г. на средства старосты Иосифа Живаго (брата С.А. Живаго) храм был оштукатурен и окрашен, главы позолочены.

1910 г. - торжественно праздновалось 50-летие храма.
1920 г. - заключен договор между приходом и Московским Советом рабочих и красноармейцев о передаче в бессрочное и бесплатное пользование "богослужебных зданий".
1924 г. - Постановлением Президиума Моссовета договор с общиной расторгнут.

Храм передан Государственному историческому архиву Московской области. В советское время утрачены главы храма и колокольни, скульптурное убранство храма, декор, не говоря о внутреннем убранстве и церковном имуществе. Разобран придельный Никольский храм при постройке Дома композиторов.

1979 г. - в храме открыт междугородний телефонный узел.
1992 г. - Постановление Правительства Москвы о возвращении храма РПЦ.
1996 г. - Общине отдан в пользование подвал. Тогда же в Фомино воскресение была свершена первая в возвращенном храме Божественная литургия. В память утраченного придельного храма престол посвящен Николаю Чудотворцу.

1998 г. - возвращен верхний храм Успения Пресвятой Богородицы.
1999 г. - в праздник Отдания Успения Пресвятой Богородицы освящен престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Время работы

Храм открыт ежедневно с 10:00 до 19:00, в дни богослужений — с 8:30.

Схема проезда

Станция метро «Охотный Ряд».

Богослужения

Богослужения свершаются в среду, пятницу, субботу и воскресение. В обычные дни утреня и литургия в 8:30. В воскресные и праздничные дни литургия в 9:00, накануне всенощное бдение в 18:00.

Престолы

1. Успения пресвятой Богородицы;
2. Прп. Сергия Радонежского;
3. Усекновения главы Иоанна Крестителя;
4. Свт. Николая Чудотворца.

Престольные праздники

28 августа – Успение пресвятой Богородицы (главный престол);
18 июля, 8 октября – день памяти святого преподобного Сергия Радонежского;
11 сентября – день памяти Усекновения главы Иоанна Крестителя;
22 мая, 19 декабря – дни памяти святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца.

История

Многие московские храмы из уцелевших в советское время теперь возвращены Русской Православной Церкви, и в период 1991-1992 гг. большинство из них наполнились верующими. Возобновились регулярные богослужения. Одним из таких храмов является храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.

Успенский Вражек - древнее московское урочище между Тверской и Никитской улицами, в летописях упоминается с XVI в. Здесь находились дворы послов - Литовский двор и «цесаревых послов двор», т.е. Римской империи. Упоминается здесь и двор Алевиза Нового - знаменитого архитектора.

1601 - первое письменное упоминание о храме.

1629 - в большом пожаре сгорела деревянная Церковь Успения.

1634 - вновь выстроена.

1647 - выстроена первая каменная церковь на средства Г.И.Горихвостова

1707 - деревянный придел Николая Чудотворца на погосте.

История храма тесно связана с владельцами соседней усадьбы Яньковыми, заботившимися о благосостоянии церкви.

1735 - Д. И. Яньков пристроил придельный храм Николая Чудотворца к самому зданию церкви Успения. Храм стал усыпальницей Яньковых.

1781 - Никольский придельный храм заново построен «за ветхостью».

1812 - церковь обгорела.

Успенский храм был летним, зимой служили в теплом придельном храме Николая Чудотворца.

В середине 50-х годов старостой храма был избран московский купец С. А. Живаго, ранее купивший для себя усадьбу Яньковых. По заказу Живаго академик архитектуры А. С. Никитин составил проект обширного трехпрестольного храма с колокольней, примыкавшего к Никольской церкви.

1860 - завершено возведение ныне существующего здания храма. В новой церкви три престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского - небесного покровителя храмоздателя.

Отделочные работы продолжались до 1890-х годов. Только в 1870 г. на средства старосты Иосифа Живаго (брата С. А. Живаго) храм был оштукатурен и окрашен, главы позолочены.

1910 - торжественно праздновалось 50-летие храма.

1920 - заключен договор между приходом и Московским Советом рабочих и красноармейцев о передаче в бессрочное и бесплатное пользование «богослужебных зданий».

1924 - постановлением Президиума Моссовета договор с общиной расторгнут. Храм передан Государственному историческому архиву Моск. области. В советское время утрачены главы храма и колокольни, скульптурное убранство храма, декор, не говоря о внутреннем убранстве и церковном имуществе. Разобран придельный Никольский храм при постройке Дома композиторов.

1979 - в храме открыт междугородний телефонный узел.

1992 - постановление Правительства Москвы о возвращении храма РПЦ.

1996 - общине отдан в пользование подвал. Тогда же в Фомино воскресение была свершена первая в возвращенном храме Божественная литургия.

В память утраченного придельного храма престол посвящен Николаю Чудотворцу.

1998 - возвращен верхний храм Успения Пресвятой Богородицы.

1999 - в праздник Отдания Успения Пресвятой Богородицы освящен престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Святыни

Икона преподобномученицы Великой княгини Елизаветы с частицами мощей прп. мцц. Елизаветы и инокини Варвары