Алексей Кольцов — Косарь: Стих. «Косарь» А. Кольцов Алексей кольцов косарь

Не возьму я в толк…
Не придумаю…
Отчего же так —
Не возьму я в толк?
Ох, в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет.
У меня ль плечо —
Шире дедова,
Грудь высокая —
Моей матушки.
На лице моем
Кровь отцовская
В молоке зажгла
Зорю красную.
Кудри черные
Лежат скобкою;
Что работаю —
Все мне спорится!
Да в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет!
Прошлой осенью
Я за Грунюшку,
Дочку старосты,
Долго сватался;
А он, старый хрен,
Заупрямился!
За кого же он
Выдаст Грунюшку?
Не возьму я в толк,
Не придумаю…
Я ль за тем гонюсь,
Что отец ее
Богачом слывет?
Пускай дом его —
Чаша полная!
Я ее хочу,
Я по ней крушусь:
Лицо белое —
Заря алая,
Щеки полные,
Глаза темные
Свели молодца
С ума-разума…
Ах, вчера по мне
Ты так плакала;
Наотрез старик
Отказал вчера…
Ох, не свыкнуться
С этой горестью…

Я куплю себе
Косу новую;
Отобью ее,
Наточу ее,-
И прости-прощай,
Село родное!
Не плачь, Грунюшка,
Косой вострою
Не подрежусь я…
Ты прости, село,
Прости, староста:
В края дальние
Пойдет молодец:
Что вниз по Дону
По набережью,
Хороши стоят
Там слободушки!
Степь раздольная
Далеко вокруг,
Широко лежит,
Ковылой-травой
Расстилается!..
Ax ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришел:
Я пришел сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной,
Вдоль и поперек
С ней хотелося…

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошонная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!
Наряду с травой
Вы засохните,
Как по Груне я
Сохну, молодец!
Нагребу копён,
Намечу стогов;
Даст казачка мне
Денег пригоршни.
Я зашью казну,
Сберегу казну;
Ворочусь в село —
Прямо к старосте;
Не разжалобил
Его бедностью,-
Так разжалоблю
Золотой казной!..

Анализ стихотворения «Косарь» Кольцова

Творчество Алексея Васильевича Кольцова посвящено крестьянской жизни, патриархальному укладу русской действительности первой половины XIX века.

Стихотворение написано в 1836 году. Его автору 27 лет, год назад вышел его дебютный сборник стихов (единственный прижизненный, как оказалось потом), дела отца позволяют ему бывать в Москве и Петербурге, обзавестись литературными знакомствами. По жанру — песня, размер — пятисложник, белый стих, без деления на строфы. Лирический герой — славный крестьянский парень, который кручинится вместе со своей суженой: ее отец («старый хрен») не дает согласия на их свадьбу. А без благословения родительского Грунюшка замуж идти не хочет, да и негде молодым будет укрыться от гнева старосты.

Форма стихотворения взята из русского фольклора. «Родиться в сорочке» — устойчивое выражение, примета счастливого будущего ребенка. Отрицание «без сорочки» усиливает горечь героя. Общеизвестна история первой юношеской любви поэта к крепостной девушке, с которой его разлучил отец. Только в «Косаре» «не пара» как раз юноша, а не Груня. Многоточия, вопросы, восклицания придают монологу героя экспрессивности.

Описание внешности героев дано в сказочной традиции: плечо шире дедова, в лице — кровь с молоком, кудри черные по последней моде лежат «скобкою». У нее же: лицо — заря алая. Себя он называет «молодцем». Повторы: несчастный день, бесталанный час, не возьму я в толк. «Не подрежусь я» — в этих словах герой выдает степень своего горя, даже Груня боится, что он с собой что-то сделает. Вторая половина стихотворения — широкая картина крестьянской жизни, честного неустанного труда, щедрой природы, степного приволья и раздолья. Приставочные глаголы: пораскинулась, понадвинулась. Составные слова: ума-разума, прости-прощай, ковылой-травой, сам-друг. Сравнение: коса, как пчелиный рой, молонья (молния).

Завершается произведение мечтами героя о будущем: он своим трудом заработает «денег пригоршни», знать, тогда отдаст за него староста Грунюшку. Видно, что герой не сдается, хочется верить в благополучный исход истории, но, скорее всего, в итоге с «косою вострою» он совсем уйдет из «родного села».

Стихотворение «Косарь» — лирическая песня, созданная на основе личных впечатлений самобытным поэтом А. Кольцовым, уроженцем Воронежа. Сильное фольклорное начало превратило ее в поистине народную песню.

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с биографией А.В.Кольцова и его песней “Косарь”.

2. Знакомство с понятием “песня” и выявление ее черт в произведении “Косарь” на формальном, лексическом, синтаксическом уровне.

3. Введение понятия “инверсия”.

4. Развитие навыка выразительного чтения поэтического текста.

5. Пополнение словарного запаса учащихся.

6. Развитие устной речи учеников.

7. Воспитание уважения к народу-труженику.

Тип урока – изучение нового

Основной метод – частично-поисковый

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение учителя об Алексее Васильевиче Кольцове.

Мы продолжаем изучать произведения, объединенные тематикой “Образ нашей Родины в поэзии”.

Немало поэтических произведений посвятил этой теме А.В.Кольцов. Сегодня на уроке мы познакомимся с его песней “Косарь”. Биография А.В.Кольцова поможет нам глубже понять его творчество.

Установочные вопросы: на какие темы пишет произведения А.В.Кольцов? Почему он выбирает именно такую тематику?

А.В.Кольцов родился в г. Воронеже. Его отец зарабатывал на жизнь торговлей скота, и будущий поэт с раннего возраста помогал ему: верхом на лошади перегонял в степи стада, ездил по деревенским базарам, продавал и покупал скот, ходил по судам. Труд являлся основой жизни А.В.Кольцова. Отец считал, что для ведения торговых дел достаточно знать только грамоту, поэтому запрещал сыну учиться, считая это занятие пустой тратой времени. А.В.Кольцов вынужден был читать украдкой. А в 16 лет начал украдкой писать стихотворения.

Современников привлекала народность его стихотворений. Они отличались от подделок под народную поэзию. Кольцов пишет о крестьянском труде, описывает образ человека из народа, чувства, мысли деревенского труженика.

Самая значительная его тема – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и природой, с которой слита жизнь земледельца. Многие стихотворения Кольцова положены на музыку.

Учащиеся устно отвечают на установочные вопросы .

3. Чтение стихотворения “Косарь”.

Установочный вопрос: какие чувства навевает это стихотворение?

(Дети устно отвечают на поставленный вопрос.)

4. Введение понятия “песня”.

Ребята, это стихотворение не только современники А.В.Кольцова, но и сам поэт считает песней. Но почему? Ответить на этот вопрос нам поможет анализ текста на лексическом, формальном, синтаксическом уровне.

Итак, наша цель – проанализировать стихотворение на разных уровнях и выявить черты песни.

А сначала давайте запишем определение понятия “песня”.

Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное для пения. Песни делятся на эпические и лирические. Лирические песни являются своеобразной формой выражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические песни относятся к эпическим жанрам литературы: в них присутствует сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события.

5. Анализ содержания и лексического уровня текста.

Беседа с учащимися

Стихотворение называется “Косарь”. Каково лексическое значение этого слова? (Тот, кто косит траву.)

Слово “бесталанный” является устаревшим, его значение – “несчастный”.

    Как вы думаете, дети, почему лирический герой считает, что он родился в несчастный день, в бесталанный час?

    Как описывает себя косарь? Подтвердите свой ответ текстом.

    В этом отрывке текста найдите художественно-изобразительные средства (эпитеты, сравнения).

    Каково значение слова “староста”?

    Почему староста не хочет отдать замуж свою дочь за лирического героя?

    Говоря о причине отказа старосты, лирический герой использует фразеологизм. Найдите его и истолкуйте. (“Пускай дом его – чаша полная”, достаток в доме.)

    Как зовут возлюбленную косаря?

    Найдите ее описание в тексте. Какими изобразительно – выразительными средствами пользуется автор? (Эпитеты.)

    Как Грунюшка относится к косарю?

    Для чего собирается отправиться в дальние края косарь?

    Как вы понимаете выражение “Отобью ее” (косу новую)? (Выпрямить ударами, натачивая.)

    Что обозначает слово “казна”? (Денежные средства, ценности.)

    Что значит “разжалобить”? (Вызвать в ком-нибудь сочувствие, жалость к себе.)

    Говоря о несчастливой судьбе, косарь использует фразеологизм, часто повторяющийся в тексте. Найдите его, дайте толкование. (“Без сорочки я родился на свет!” – быть несчастливым, невезучим.)

    Песня насыщена устаревшими словами. Найдите их. (Спорится – получается, бесталанный – несчастливый, Груня, сорочка – рубашка, крушусь – печалюсь, молодец – молодой человек, сильный, крепкого сложения и т.д.). Устаревшими формами слов (вострая, свыкнуться, подрежусь и т.д.).

Ребята, какие черты песни вы можете отметить, проанализировав лексический уровень текста? (Выражение чувств, эмоций, переживаний лирического героя, сюжетность.)

6. Формальный анализ стихотворения.

Дети самостоятельно письменно анализируют первые 4 стиха песни и определяют размер, которым написано стихотворение – 3 стопный хорей.

Учитель: хорей в переводе с греческого обозначает “плясовой, пляска, хор, хоровод”.

Какие признаки песни можно отметить сейчас? (Тексты, написанные хореем, предназначены для пения.)

7. Анализ на синтаксическом уровне.

Учитель: найдите синтаксические конструкции, повторяющиеся в тексте. Можно ли считать, что этот прием делает похожим текст на песенный? (Такие повторения напоминают припев в песне.)

На синтаксическом уровне “народность” этой песне придает инверсия.

Определение инверсии учащиеся записывают в тетрадь.

Инверсия – нарушение общепринятого в данном языке порядка слов.

Давайте попробуем найти в тексте инверсию. (“Не возьму я в толк”, “Без сорочки я родился на свет”, “На лице моем” и т.д.).

Скажите, а “народность” песне на лексическом уровне что придает? (Употребление устаревших слов, эпитетов, характерных для фольклора, таких выражений как ковыль – трава, ума – разума.)

Такую же роль играют в песне ударения, не соответствующие литературной норме (По набережью, вдоль и поперек.)

Так для чего же А.В.Кольцов пишет именно песню? Для чего нужны оттенки народности в песне?

Наводящий вопрос: для того, чтобы выразить чувства, мысли народ сочиняет стихотворения или песни? (Песни.)

Следовательно, песня А.В.Кольцова приравнивается к песне народной. Поэт говорит языком народа, выражает его ценности, а именно, ценности народа-труженика.

Непреходящие, истинные ценности – вот, что важно для народа. У косаря нет имени – это образ собирательнй, это образ человека из народа, для которого любовь (к женщине, к Родине), удовольствие от труда, упоение природой – главное в жизни.

8. Итог урока.

Учитель раздает детям карточки для самостоятельного выполнения заданий.

9. Домашнее задание.

Выучить определение понятий песня, инверсия , подготовиться к терминологическому диктанту.

Подготовить выразительное чтение песни.

Не возьму я в толк…
Не придумаю…
Отчего же так —
Не возьму я в толк?
Ох, в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет.

У меня ль плечо —
Шире дедова,
Грудь высокая —
Моей матушки.
На лице моем
Кровь отцовская
В молоке зажгла
Зорю красную.
Кудри черные
Лежат скобкою;
Что работаю —
Все мне спорится!
Да в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет!
Прошлой осенью
Я за Грунюшку,
Дочку старосты,
Долго сватался;
А он, старый хрен,
Заупрямился!
За кого же он
Выдаст Грунюшку?
Не возьму я в толк,
Не придумаю…
Я ль за тем гонюсь,
Что отец ее
Богачом слывет?
Пускай дом его —
Чаша полная!
Я ее хочу,
Я по ней крушусь:
Лицо белое —
Заря алая,
Щеки полные,
Глаза темные
Свели молодца
С ума-разума…
Ах, вчера по мне
Ты так плакала;
Наотрез старик
Отказал вчера…
Ох, не свыкнуться
С этой горестью…

Я куплю себе
Косу новую;
Отобью ее,
Наточу ее,-
И прости-прощай,
Село родное!
Не плачь, Грунюшка,
Косой вострою
Не подрежусь я…
Ты прости, село,
Прости, староста:
В края дальние
Пойдет молодец:
Что вниз по Дону
По набережью,
Хороши стоят
Там слободушки!
Степь раздольная
Далеко вокруг,
Широко лежит,
Ковылой-травой
Расстилается!..
Ax ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришел:
Я пришел сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной,
Вдоль и поперек
С ней хотелося…

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошонная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!
Наряду с травой
Вы засохните,
Как по Груне я
Сохну, молодец!
Нагребу копен,
Намечу стогов;
Даст казачка мне
Денег пригоршни.
Я зашью казну,
Сберегу казну;
Ворочусь в село —
Прямо к старосте;
Не разжалобил
Его бедностью,-
Так разжалоблю
Золотой казной!..

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Обойми, поцелуй, Приголубь, приласкай, Еще раз — поскорей — Поцелуй горячей. Что печально глядишь? Что на сердце таишь? Не тоскуй, не горюй, Из очей слез не лей; Мне не надобно...
  2. Село Миксуницу Средь гор залегло. Наверно, мне снится Такое село. Там женщины — птицы, Мужчины — как львы. Село Миксуницу Не знаете вы. Там люди смеются, Когда им смешно. А...
  3. Желтой жор, Рож ожига — Золы золотые — жар, Ой, живо — гас!!! Саго, сало, село — ух! Ху! — олесо, ласо, гас… Саго, сало, село — в брюхо!! Кровь...
  4. Ты говоришь мне: прости! Я говорю: до свиданья! Ты говоришь: не грусти! Я замышляю признанья. Дивный был вечер вчера! Долго он будет в помине; Всем,- только нам не пора; Пламя...
  5. Покрывается снегом земля. Звезды раньше и выше восходят. И, уже не соря, не пыля, по дорогам машины проходят. Все пустеет — и степь, и село. Дальше видится, легче грустится. И...
  6. Снежною степью лежала душа одинокая, Только порою заря в ней румянец рождала, Только безмолвная лунная ночь синеокая Отблеском жизни безмолвную степь наводняла! Чует земля: степь в угрюмом молчании мается. Дай-ка,...
  7. Оживает предо мной, Думы навевая, Под лазурью голубой Степь моя родная. Не забуду долго я Шелест трав высоких, Плеск прохладного ручья У сухой осоки; Первый рокот майских гроз, Жаворонка пенье,...
  8. Весною степь зеленая Цветами вся разубрана, Вся птичками летучими — Певучими полным-полна; Поют они и день и ночь. То песенки чудесные! Их слушает красавица И смысла в них не ведает,...
  9. Ты помнишь коридорчик узенький В кустах смородинных?.. С тех пор мечте ты стала музыкой, Чудесной родиной. Ты жизнию и смертью стала мне — Такая хрупкая — И ты истаяла, усталая,...

Читать стих “Косарь” Кольцова Алексея Васильевича нужно как песню – так его характеризовали не только современники автора, но и он сам. Действительно, у этого произведения есть все характерные для этого жанра признаки. Эту песню поет крестьянин во время косьбы, ее сюжет незатейлив: работящий человек рассказывает о том, как он живет, а также о своей любви к хорошей девушке Груне. Почувствовать настроение стихотворения, прочтенного на уроке литературы в классе, несложно – поэт явно восхищается своим героем, описывая его с помощью типичных былинных приемов.

В то же время лирический герой явно грустит: он беден, так что вряд ли сможет жениться на дочке самого старосты. Но он не проклинает свою долю: текст стихотворения Кольцова “Косарь”, прочтенный полностью, показывает, что крестьянин горд за себя и полон собственного достоинства. Учить это произведение и читать его онлайн необходимо для того, чтобы понять реалии тогдашней жизни: бедный человек не может рассчитывать на то, что ему отдадут богатую девушку. Ему не нужны ее деньги – он и правда любит Грунюшку. Крестьянская жизнь тяжела, но это очень уважаемый труд – такую идею вложил в свое творение поэт, который любил и ценил простых людей.

Не возьму я в толк…
Не придумаю…
Отчего же так –
Не возьму я в толк?
Ох, в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет.
У меня ль плечо –
Шире дедова,
Грудь высокая –
Моей матушки.
На лице моем
Кровь отцовская
В молоке зажгла
Зорю красную.
Кудри черные
Лежат скобкою
Что работаю –
Все мне спорится!
Да в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет!
Прошлой осенью
Я за Грунюшку,
Дочку старосты,
Долго сватался
А он, старый хрен,
Заупрямился!
За кого же он
Выдаст Грунюшку?
Не возьму я в толк,
Не придумаю…
Я ль за тем гонюсь,
Что отец ее
Богачом слывет?
Пускай дом его –
Чаша полная!
Я ее хочу,
Я по ней крушусь:
Лицо белое –
Заря алая,
Щеки полные,
Глаза темные
Свели молодца
С ума-разума…
Ах, вчера по мне
Ты так плакала
Наотрез старик
Отказал вчера…
Ох, не свыкнуться
С этой горестью…

Я куплю себе
Косу новую
Отобью ее,
Наточу ее, –
И прости-прощай,
Село родное!
Не плачь, Грунюшка,
Косой вострою
Не подрежусь я…
Ты прости, село,
Прости, староста:
В края дальние
Пойдет молодец:
Что вниз по Дону
По набережью,
Хороши стоят
Там слободушки!
Степь раздольная
Далеко вокруг,
Широко лежит,
Ковылой-травой
Расстилается!..
Ax ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришел:
Я пришел сам-друг
С косой вострою
Мне давно гулять
По траве степной,
Вдоль и поперек
С ней хотелося…

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошонная
Поклонись, цветы,
Головой земле!
Наряду с травой
Вы засохните,
Как по Груне я
Сохну, молодец!
Нагребу копён,
Намечу стогов
Даст казачка мне
Денег пригоршни.
Я зашью казну,
Сберегу казну
Ворочусь в село –
Прямо к старосте
Не разжалобил
Его бедностью, –
Так разжалоблю
Золотой казной!..