Поиск презентаций. Проект по географии на тему "Роль воды как источника жизни на Земле" (5 класс) Темы проектов по географии 6


газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Практические работы по географии
18 Лекция 2.
в 6-м классе
19 Лекция 3. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 7-м классе
20 Лекция 4. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 8-м классе

Контрольная работа № 1

21 Лекция 5. Примерное содержание и методика организации практических работ по географии России в 9-м классе
22 Лекция 6. Проектная деятельность учащихся по географии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 10-м классе
24 Лекция 8. Система практических работ по географии

Итоговая работа

Лекция 6

Проектная деятельность учащихся
по географии

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, одно из которых - осязаемый результат познавательной деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижение подлинно творческого результата невозможно без всерьез организованного процесса обучения. В работе над учебным проектом ребята создают новое знание, но этого можно достичь только опираясь на ранее приобретенные знания, а также на общие учебные и предметные умения. Метод проектов может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше.

Типы учебных проектов по географии

Выделим возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности : информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области : монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности : от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных - продолжительностью от месяца и более. По количеству участников : индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами .

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты - от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может - практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

Проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

Проекты освоения территорий;

Проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.

Проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды .

Возможности использования детских конструкторов ЛЕГО позволят сделать презентации подобных проектов особенно яркими и интересными.

Данные проекты вовсе не обязательно должны быть долгосрочными и объемными. Начинать можно с малого.

Учебный проект.

Прогноз возможных последствий
хозяйственной деятельности человека

Один современный фермер, используя маленький самолет, занимался засевом облаков, вызывая обильные дожди для повышения урожая овощей. Спрогнозируйте возможную реакцию его близких и отдаленных соседей на эти действия. Объясните свою точку зрения.

В основе проекта - понимание существующих в природе взаимосвязей и закона сохранения вещества и энергии. Результатом работы может стать рисунок с кратким, в том числе устным, пояснением. Этот минипроект можно предложить при изучении темы «Атмосфера» и продолжить при изучении темы «Гидросфера».

Каждый из фермеров, живущих по соседству, мечтает собрать большой урожай овощей и усердно поливает свой огород. Представьте возможные варианты строения и состава горных пород данного участка местности. Спрогнозируйте возможные последствия избыточного полива. Объясните свою точку зрения.

При определении темы творческого проекта в наибольшей степени требуется учитывать индивидуальные интересы и способности его исполнителей.

Творческий проект.

Читая страницу каменной «книги» (6 класс)
Какие тайны умеют хранить камни?

По сохранившимся рисункам на колоннах храмов археологи узнали о жизни в Древнем Египте. Эти рисунки, словно письма, сохранили и передали нам мысли и чувства людей далеких веков.

Рис. 2. А есть надписи, сделанные самой природой. Пофантазируйте и «прочитайте» историю камня, «написанную» на его поверхности.

Форма представления: сочинение-миниатюра, при этом вовсе не нуждающееся в художественном оформлении. Кстати, это важно - не загружать учащихся лишней работой: громоздкими описаниями, ненужным, излишним оформлением.

Творческий проект.

Австралия в поэзии аборигенов (7 класс)

1. Прочитайте стихотворения австралийских поэтов-аборигенов и сделайте подстрочный перевод. Поделитесь своими впечатлениями.

Red

W.Les Russel

Red is the colour
of my Blood;
of the earth,
of which I am a part;
of the sun as it rises, or sets,
of which I am a part;
of the blood
of the animals,
of which I am a part;
of the flowers, like the waratah* ,
of the twining pea,
of which I am a part;
of the blood of the tree
of which I am a part.
For all things are a part of me,
and I am a part of them.

Spiritual song of the Aborigine

Hyllus Maris

I am a child of the Dreamtime** People
Part of this Land, like the gnarled gumtree***
I am the river, softly singing
Chanting our songs on my way to the sea
My spirit is the dust-devils
Mirages, that dance on the plain
I’m the snow, the wind and the falling rain
I’m part of the rocks and the red desert earth
Red as the blood that flows in me veins
................. I am eagle, crow and snake the glides
Through the rain-forest that clings to
................. the mountainside
I awakened here when the earth was new
There was emu, wombat, kangaroo
No other man of a different hue
I am this land
And this land is me
I am Australia.

* waratah - телопе"я, кустарник в восточной Австралии, который цветет красными цветами.
** Dreamtime - Время творения, в мифологии аборигенов - время, когда Земля и жизнь на ней приобрели существующую форму.
*** gumtree - эвкалипт.

2. Попробуйте сделать художественный перевод стихотворений. Постарайтесь передать чувства, волнующие их авторов, их основные образы и мысли.

Творческий проект.

Сибирский [характер] [простор] [мороз] [… ]:
фантазия и реальность (8 класс)

Приходилось ли вам встречать словосочетания: сибирский простор, сибирский мороз, сибирский характер? Что означают эти словосочетания? При всех различиях содержания, есть ли что-то их объединяющее? Какие другие словосочетания с эпитетом сибирский вам известны? Напишите эссе на одну из предложенных тем или придумайте тему сами.

Разные типы проектов решают разные учебные, развивающие и воспитательные задачи, поэтому учащимся полезно принять участие именно в разных проектах, а учителю учитывать эти особенности при планировании учебной работы.

Методика осуществления и формы представления
отдельных учебных проектов

Карта является моделью территории, следовательно, возможны учебные проекты по картографическому моделированию. Метод моделирования помогает в изучении новых характеристик предметов и явлений.

Учебный проект.

План местности, на которой происходит
действие сказки «Гуси-лебеди»

Перед началом работы необходимо провести этап подготовки и вспомнить содержание сказки, либо рассказать ее целиком, либо прочитать, раздав учащимся текст. Если такая возможность есть, то можно раздать учащимся и карточки с заданиями: Составьте план местности… Обозначьте на плане маршрут движения девочки в поисках братца и обратно домой, а также маршрут движения гусей-лебедей. Для этого:а) прочитайте сказку; б) подчеркните в тексте, какие объекты необходимо изобразить на плане местности, и составьте перечень необходимых условных знаков (традиционных - лес, река, поле - и придуманных - печка, избушка бабы-яги);в) подумайте, как расположить отобранные объекты относительно друг друга.

Необходимо обсудить с шестиклассниками план предстоящей работы. Далее следует этап реализации проекта. Учащиеся работают самостоятельно или в парах. Первые варианты карт обычно готовы уже через несколько минут и, как правило, не отличаются сложностью построений. Вдоль прямой линии на поле последовательно расставлены волшебные печь, за ней яблонька, и поперек пути молочная река в кисельных берегах, за рекой лес. Вопрос: «Разве девочка переходила (или переплывала) реку?» - заставляет ребят задуматься над местоположением реки. Нередко в классе звучат возгласы: «Как же тогда?» Постепенно, по мере размышления (не все так просто!), представления об изображаемой местности меняются, становятся не столь примитивными и упрощенными, а ученики уже могут объяснить местоположение объектов. (- Почему избушка не на полянке? - Она за деревьями, в лесу, ведь девочка не видела ее издалека, она увидела ее вдруг.) Еще через несколько минут появляются другие, более интересные планы местности, за которые можно поставить отметки. Лучше поставить их тем, кто захочет. Это этап рефлексии . Мы рассмотрели 1-й вариант, точнее, первый уровень возможного выполнения проекта. Возможны и другие, например, 2-й вариант: учащимся предстоит еще поработать дома и через неделю представить доработанный и красиво оформленный план местности по той же сказке «Гуси-лебеди» или новые планы, составленные по текстам других сказок, по выбору учащихся. В этом случае можно обозначить более четкие требования к оформлению: формат листа А5, использование цвета. 3-й, еще более высокий уровень: «Составляем “Атлас сказочных земель”». После пробной работы в классе шестиклассники получают задание на дом, по времени - на осенние каникулы, составить план местности, на которой происходило действие разных сказок. Можно предложить лишь русские народные сказки, а потом сравнить получившиеся планы - сравнить местности. На всех планах будет лес, поле и река. Лес, степь, поле и река, по определению В.О. Ключевского, основные стихии русской природы по своему историческому значению, и это обобщение существенно расширит границы проекта, превратит его в межпредметный. Можно составить «Атлас сказочных земель» по сказкам народов России, народов мира.

Семиклассникам по силам и более емкие проекты, например, групповой проект гипотетического материка, который материализуется в отдельных авторских картах и их кратком описании или в «Атласе гипотетического материка» .

Отдельная группа исследовательских проектов может осуществиться на основе исторических карт. Вопрос в доступности источника . На известной карте мира из «Географии» Клавдия Птолемея ученые выделяют три группы объектов: а)которые можно уверенно отождествить с реально существующими; б) которые можно отождествить с существующими лишь условно; в) которые невозможно отождествить с существующими. Это и есть основа для разработки учебных проектов.

Исследовательский историко-географический проект может быть коротким по времени или, наоборот, продолжаться в течение года и реализовываться по следующим темам: Рассмотрите карту Птолемея и проанализируйте представления о каких-либо компонентах географической среды или о частях света: морях и океанах, внутренних водах, горах суши, морях и островах, Африке, Европе, Азии. Работа над исследовательскими проектами может продолжаться в 7-м классе по карте Дж. Контарини, составленной после первого путешествия Христофора Колумба .

Учебный проект.

Африка - часть Старого Света на карте Джованни М. Контарини

Анализируя карту, семиклассники могут:

1. Рассказать, каким представлялось географическое положение Африки европейцам в конце XV - начале XVI в.

2. Сравнить реальное географическое положение Африки с представлениями начала XVI в.

3. Выявить конфигурацию Африки.

4. Проанализировать изображение градусной сети - например, через сколько градусов проведены параллели. Вычислить протяженность Африки с севера на юг и сравнить полученные результаты с современными данными.

5. Рассказать, как изменились представления о форме и географическом положении Африки со времен Птолемея (см. атлас 6-го класса).

6. Определить, можно ли выделить группы объектов на карте Джованни М. Контарини подобные тем, что выделены на карте Птолемея.

Исследовательский проект.

Изучаем город Плес

Рассмотрим еще один проект, который был осуществлен группой учащихся 7-10-х классов во время летней экскурсионной поездки в Ивановскую область. Сосредоточим внимание на двух составляющих подготовки: составление и печатание на каждую группу «Дневников исследователя» и посещение Левитановского зала Третьяковской галереи. «Дневник исследователя» (тетрадь на печатной основе) состоял из двух частей. Первая - «Древний Плес» - составлялась учителем, а вторая - «Современный Плес» - учащимися. В целях экономии места, мы лишь перечислим основные задания.

Дневник исследователя. Древний Плес.

Часть 1

I. Географическое положение г. Плес

1. Определите макроположение Плеса.

2. Определите, как изменялось географическое положение Плеса во времени. Например, каким оно было в XVII-XVIII вв. и как изменилось в конце XIX в. в связи с открытием железной дороги Иваново-Вознесенск-Кинешма.

3. Дайте оценку современного макрогеографического положения Плеса.

4. Определите микроположение города Плеса.

II. Главные пространственные элементы древнерусского города

5. Какие пространственные элементы средневекового города сохранились (если сохранились) в Плесе?

6. Определите размеры (длину и ширину) одной из старинных улиц и одной из площадей Плеса.

7. Средневековые русские города имели пространственные отличия от средневековых городов Европы. Какие?

8. Какие новые пространственные элементы возникли в XVII-XVIII вв. и сохранились до нашего времени?

III. Ландшафтный принцип планировки древнерусских городов

9. Определите особенности микрорельефа города.

10. Определите особенности микрорельефа городских огородов.

11. Определите особенности гидрографии города.

12. Определите, в чем проявляется ландшафтный принцип планировки древнерусских городов?

IV. Православные храмы и их роль в пространственной организации города

13. Определите название, архитектурный стиль, местоположение и ориентированность в пространстве храмов города Плеса.

14. Составьте план расположения основных храмов г. Плеса.

15. Определите роль храмов в пространственной организации города.

V. Силуэт города как граница между небом и землей

16. Опишите силуэт Плеса и проанализируйте его изменение: а) во времени; б) в пространстве.

17. Нарисуйте силуэт Плеса.

18. В чем на ваш взгляд может проявляться узнаваемость города?

Дневник исследователя. Современный Плес.

Часть 2

I. Общая характеристика

1. Природа в городе: рельеф; климат; растительность; животный мир на улицах города.

2. Промышленность.

3. Транспорт: а) общественный (виды, состояние, тарифы); б) частный, в том числе водный (виды, состояние).

II. Население, условия жизни населения

4. Примерная численность.

5. Жилые постройки (высотность, плотность, состояние, отопление, водоснабжение).

6. Учреждения образования.

7. Больницы, поликлиники.

8. Общественное питание (виды, меню, цены).

9. Экология (мусор, шум).

III. Развлечения (виды, состояние, цены, обслуживание)

10. Городские праздники и место их проведения.

11. Главное место сбора молодежи.

12. Культурный досуг (музеи).

IV. СМИ

13. Газеты, журналы.

V. Сравнение условий жизни населения и городского ритма столичного мегаполиса и малого города

Работа осуществлялась следующим образом: группы учащихся (семиклассники предпочли работать самостоятельно и, как позже выяснилось, узнали ничуть не меньше) отправились самостоятельно изучать город, точнее, его центральную историческую часть, в которой практически невозможно заблудиться. Маленький и уютный Плес, расположенный на маршруте Золотого кольца, чрезвычайно удобен для подобной исследовательской работы, ибо соотнесение полученного на уроках или почерпнутого из учебников по истории и географии теоретического знания, например о структуре средневекового города (крепости и посада), с конкретной местностью и объектами на ней или выявление ландшафтного принципа планировки древних русских городов - дело, как выяснилось, непростое. Изучать, то есть смотреть, наблюдать, расспрашивать местных жителей, измерять шагами (семиклассники еще и припасенной заранее рулеткой) ширину старинных плёсских улиц-каменок, считать, как позже выяснилось, всех встреченных на улицах кошек и собак. Самостоятельное знакомство с городом произошло в день приезда, то есть специально до запланированной на следующий день экскурсии по городу. За три часа ребята узнали многое. Им удалось выяснить не только количество учеников в местной школе, число и место проводимых в городе дискотек, но и проблемы трудоустройства жителей и их низких доходов, востребованность определенных профессий на летний сезон в многочисленных домах отдыха и санаториях, проблемы транспорта («Говорят, есть маршрутное такси, но никто не видел», - было записано в одном из дневников.) и т.д. Ребята отметили исключительную доброжелательность жителей, которые останавливались и охотно отвечали на вопросы, рассказывали о жизни своего города. (Это было всего пять лет назад.) Вечером прошло обсуждение результатов. Экскурсию слушали совсем по-другому, сравнивая собственные открытия с рассказом экскурсовода, не только слушали, но спрашивали и уточняли.

Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.

Типология предложена Е.С. Полат.

Примеры подобных проектов, например: морского города, антарктической станции, хозяйственного освоения территории на примере Амазонии, подробно разработаны и представлены в учебнике 7-го класса О.В. Крыловой «География материков и океанов»
(М.: Просвещение, с. 117–122, с. 205, с.198).

Полностью данный проект представлен в учебнике О.В. Крыловой «География материков и океанов», 7-й класс (М.: Просвещение), в атласе «География материков и океанов», 7-й класс, под ред. О.В. Крыловой (ИД «Новый учебник», М., 2006). В контурных картах «География материков и океанов», 7-й класс, под ред. О.В. Крыловой (ИД «Новый учебник», М., 2006) есть специальная вкладка - бланковка «Атласа гипотетического материка».

См.: атлас «География», 6-й класс, под ред. О.В. Крыловой (ИД «Новый учебник»,
М., 2006), с. 14-15, в котором историческая карта помещена на весь разворот, что позволяет действительно выделять на ней объекты названных групп.

См.: атлас «География материков и океанов», 7-й класс, под ред. О.В. Крыловой
(ИД «Новый учебник», М., 2006), с. 2-3, в котором историческая карта также помещена на весь разворот.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Горные породы и минералы Карачаево-Черкесии Пример проекта для учащихся 6 класса Цели работыИзучить горные породы КЧР и выявить их роль для развития промышленности.Рассмотреть редкие и уникальные породы га территории КЧР. Магматические породыМедь.Цвет в свежем изломе светло-розовый, но быстро переходит в медно-красный, затем в красно-коричневый. Часто наблюдаются зеленые, бурые или черные налеты, а также бурая, желтая или пёстрая побежалость на поверхности. Нередко выделения самородной меди бывают покрыты зеленым (малахитовым), синим (лазуритовым) или черным (сульфидным) налетом продуктов изменения.Черта медно-красная, блестящая, с металлическом блеском.Непрозрачна, но в тончайших чешуйках просвечивает зеленым цветом.Блеск на свежем изломе - яркий металлическийТвердость 2,5-3 (режется ножом).Очень ковка, тягуча.Удельный вес 8,4-8,9. Серебро.Цвет в свежем изломе серебристо-белый, но чистый цвет самородного серебра в природе можно видеть лишь изредка, так как оно очень быстро покрывается черным или серым налетом.Черта - серебристо-белая с металлическим блескомБлеск - яркий, металлическийТвердость 2,5-3 (легко режется ножом)Плотность 9,6-12Удельный вес 10,1-11,1Ковкое, пластичное, вытягивается в тонкую проволоку, расплющивается в тончайшие листочки Кварц.Цвет разнообразен, нередко обусловлен тончайшими примесями других минералов; наиболее распространен серый. Молочно-белый цвет кварца в жилах связан с обилием мельчайших трещинок и наблюдается только вблизи дневной поверхности. В кристаллах нередко вершина и периферическая зона окрашены интенсивнее, чем центральные части.Блеск стеклянный, в сплошных массах иногда жирный.Излом неровный, раковистый.Твердость 7.Удельный вес 2,60 (молочно-белый) - 2,65 Кальцит.Большей частью бесцветен или молочно-белый. Благодаря примесям окрашен в светлые розовые, голубые, желтые, бурые и другие тона.Блеск стеклянный.Твердость 3.Хрупок.Удельный вес 2,6-2,8 Доломит.Происхождение экзо- и эндогенноеЦвет серовато-белый, иногда с желтым, буроватым или зеленоватым оттенком.Блеск стеклянный.Твердость 3,5-4.Удельный вес 2,8-2,9. Барит.Плотные, мелкозернистые или землистые агрегаты, выполняющие трещины и образующие рудоносные жилы, также натечные формы, сталактиты и др. В пустотах жил встречаются друзы кристаллов барита. Кристаллы таблитчатые, реже призматические и столбчатые.Минерал в чистом виде бесцветный водяно-прозрачный, благодаря примесям часто окрашен в серый, голубовато-серый, зеленоватый, желтый, мясо-красный или черный цвет.Блеск стеклянный, на плоскостях спайности - перламутровый.Твердость 3-3,5.Хрупок.Удельный вес 4,3-4,5. Шеелит.Назван по имени шведского химика К. В. Шееле (XVIII в.), который открыл присутствие вольфрама в этом минералеЦвет желтовато-серый, бледно-желтый, иногда имеет коричневатый, красноватый, оранжевый или зеленоватый оттенок; редко бесцветен или белый.Черта белая.Блеск стеклянный, жирноватый до алмазного.Прозрачный.Твердость 4,5.ХрупкийУдельный вес (при содержании МоO3 24% удельный вес 5,5).При облучении рентгеновскими, ультрафиолетовыми и катодными лучами светится в голубых тонах Гранит.Происхождение магматическоеСостав гранита: полевые шпаты - 60-65% (ортоклаз и плагиоклаз, причем первый преобладает), кварц - 25-30% и темноцветные минералы - 5-10% (главным образом биотит, значительно реже роговая обманка).Цвет серый, желтоватый, розовато-серый до розового и мясо-красного.Твердость высокая. Сланец.Кремнистым сланцам свойственна плитчатая отдельность.Цвет при отсутствии примесей белый, светло-серый, голубоватый; вследствие примеси углистого вещества - темно-серый до черного. Урупское медно-никелевое месторождениеУрупское медно-колчеданное месторождение было открыто в 1947 году, а добыча руды ведется с 1968 года. По запасам это среднее по размеру месторождение, его руды содержат в среднем 2,7% меди и 1,19% цинка. В качестве попутных компонентов в руде содержатся: золото, серебро, кадмий, селен, теллур. Главное рудное тело Урупского месторождения, залегающее в толще вулканогенно-осадочных пород, представляет собой пластообразную залежь или несколько сближенных пластов разделенных прослоями туфов и кремнистых сланцев. Разработка месторождения ведется подземным способом. В качестве примесей в рудах отмечаются золото, серебро, кадмий, селен и теллур, изредка кобальт, молибден, германий и галлий. Главные рудные минералы - пирит, халькопирит, борнит и сфалерит; второстепенные и редкие - галенит, магнетит, гематит, теннантит, бетехтинит, самородное золото, аргентит, гессит, молибденит; в единичных случаях отмечаются реньерит и люцонит; главные нерудные минералы - кварц, кальцит, хлорит и серицит. Вывод: в Карачаево-Черкесии много разнообразных горных пород и минералов, которые необходимы нам для развития хозяйства.Это был пример проекта.Вы сможете выполнить проект еще лучше – попробуйте!


Приложенные файлы

Разделы: География

Цель урока: в процессе работы над проектом учащиеся должны ознакомиться с основными видами волн в Мировом океане и причинами их возникновения; закрепить навыки работы с картой океанов; развить навыки групповой работы и работы с персональным компьютером; учиться презентовать свою работу.

Учителем заранее для групп составляются шаблоны для буклетов (использовать макеты Microsoft Office Publisher), создается папка фотографий «Волны в океане» и текстовый файл «Рекорды Земли. Волны». Эти заготовки учащиеся могут использовать для составления своего буклета. Но если вы располагаете временем больше, чем один урок для изучения этого материала, то задания для учащихся можно усложнить и попросить их самостоятельно найти фотографии и материал по рекордам к своей теме в Интернете.

До групповой работы учащимся нужно сообщить, что каждая группа изучает свой материал, готовит по нему буклет, затем защищает свою работу. Во время защиты другие группы должны задавать вопросы по теме группы на уточнение и понимание материала. Так как в конце урока проводится проверочное задание по всем видам волн на понимание темы на оценку.

Работу на уроке следует организовать в несколько этапов.

1. Подготовительный этап.

Актуализация темы:

  1. Кто был на море и наблюдал волны? Расскажите о них.
  2. Вспомните ощущения во время купания и на лодке?
  3. Может ли вода в Мировом океане быть спокойной, как в поддоне?
  4. Что заставляет воду в море (океане) перемещаться?
  5. Как внешне проявляются эти движения?

Разбить класс на 3 группы, раздать карточки-задания.

2. Групповая работа по изучению темы. Работа по карточкам-заданиям.

Карточка для группы 1. «Изучение ветровых волн»

Задания
1. Проведите эксперимент: «Налейте воду в глубокую тарелку и подуйте сначала потихоньку, затем сильно» 1.Сформулируйте причину возникновения ветровых волн.
2. Запишите в тетрадь понятие «ветровые волны»
2. Каково строение “ветровой волны”? 1. Изучите рис.49 и текст учебника на стр. 76
2. Нарисуйте в тетрадь схему волны, подпишите основные части
3.Порассуждайте над свойствами ветровой волны. Ответьте на вопросы 1. От чего зависит высота волны в Мировом океане?
2. Можно ли почувствовать волнение океана на глубине 200 метров? Почему?

Карточка для группы 2 . «Изучение цунами»

Задания Руководство по усвоению учебного материала
1. Внимательно просмотрите кадры видеофильма “Цунами” 1.Сформулируйте причину возникновения цунами
2. Запишите в тетрадь понятие «Цунами»
2. Изучите текст учебника на стр. 77-78. Вставьте в текст пропущенные слова, допишите предложения.
1. Причина возникновения цунами-
2. Скорость распространения этих волн составляет ………….. км/ч.
3. Высота волны в океане ……………….м.
4. Высота цунами у берега …………и составляет …………. м.
3. Порассуждайте над свойствами цунами. Ответьте на вопрос 1. Почему цунами не опасны в открытом океане, а опасны на побережье?

Карточка для группы 3. «Изучение приливов и отливов»

Задания Руководство по усвоению учебного материала

1. Подумайте
О каком виде движения вод в Мировом океане идет речь в отрывке стихотворения И.Бунина?

«В кипящей пене валуны,
Волна, блистая, заходила-
Её уж тянет, тянет сила
Всходящей за морем Луны.»

1. Сформулируйте причину возникновения приливов
2. Запишите в тетрадь понятие «Приливы и отливы»
2. Поработайте с картой «Океаны».
Как на карте Океанов изображаются приливы? Найдите, где на Земле наблюдаются самые высокие приливы?
1. Проанализируйте условные знаки карты Океанов в атласе с.18-19.
2. Нанеси на контурную карту приливы:
  • Залив Фанди (восточное побережье Сев.Америки.)
  • Залив Сен-Мало (север Франции)
  • Пенжинский залив (Охотское море, Россия)
3. Порассуждайте над свойствами приливов -отливов. Ответьте на вопросы 1. Как можно использовать силу приливов и отливов?
2. Какой уровень воды во время приливов или отливов отмечает береговую линию?

3. Этап оформление мини-буклета по своему заданию.

Учащиеся заполняют заготовленный учителем шаблон буклета, состоящий из 4 страниц. На 1 страницу ученики вписывают тему буклета («Ветровые волны» или «Цунами» или «Приливы-отливы») и вставляют картинку по своей теме, выбранную из папки фотографии «Волны».

2 страница – «Причины возникновения …». 3 страница «Особенности», с использованием материла текстового файла «Рекорды Земли. Волны» (выбрать подходящее для данного вида волн). 4 страница «Авторы буклета», вписываются фамилии учащихся.

4. Этап заслушивания групповых отчетов.

На данном этапе от группы выступают учащиеся, демонстрируют свой буклет через проектор, объясняя причины возникновения волн и описывая их особенности. Учащиеся других групп задают вопросы по теме группы на уточнение и понимание материала.

5. Этап Итоговое проверочное задание «Движение воды в океане».

Если позволяют технические возможности заполнение таблицы можно провести на компьютере с последующей взаимопроверкой. Если нет, то можно распечатать таблицу на карточки, чтобы не терять время на запись характеристик волн. В таблице ученики только проставляют знаки «+» и «-» напротив соответствующих видов волн.(*1, 2)

Завершающим этапом является взаимопроверка заполненной таблицы. Как показывает практика, подавляющее большинство учащихся справляется с работой на «4» и «5».

Литература к уроку:

  1. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «География. Начальный курс». Издательство «Дрофа,2002»
  2. Н.А.Никитина «Поурочные разработки по географии». Издательство «ВАКО».

Муниципальное казённое образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 4

городского округа - город Нововоронеж»

Исследовательский проект

“А всё-таки она вертится…!”

Над проектом работали:

ученики 6 «А», «Б», «В» классов

Координатор:

учитель географии

Ковалёва Галина Валентиновна

Актуальность:

О том, что форма у нашей планеты шарообразная, люди узнали не сразу. Давайте плавно перенесёмся в древние-древние времена, когда люди считали, что Земля плоская, и попробуем вместе с древними мыслителями, философами и путешественниками прийти к идее шарообразности Земли, и с помощью наших экспериментов докажем шарообразность Земли.

Цель: доказать, что Земля не плоская, а имеет форму шара

Задачи:

1.Собрать доказательства шарообразности Земли.

2.Выяснить истинную форму Земли.

3. Провести эксперименты (опыты) в пользу шарообразности Земли.

4.Сделать вывод по результатам исследования.

Объект изучения : планета, на которой мы живем, планета Земля.

Методы:

1. Анализ литературных источников.
2. Сравнительно - описательный.
3. Эксперименты.

Оборудование: прибор для демонстрации центробежной силы, воронка, стеклянный сосуд для воды, модель теллурий, фотоаппарат.

1.Введение.

Каждый человек знает, что планета, на которой мы живем, имеет форму шара. Земля - шар. Так ли это на самом деле?

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время. Однако, где именно, когда, у какого народа оно было наиболее правильным, установить трудно. Уж очень мало сохранилось об этом достоверных древних документов и материальных памятников.

2. Основная часть.

1.Как представляли Землю древние

На Руси считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане.

Древние греки представляли Землю как выпуклый диск. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце.

Египтяне считали, что Земля - это лежащий бог, из тела которого растут деревья и цветы, а небо - это наклонившаяся богиня, звёзды - драгоценности на её платье.

Древние индейцы считали, что Земля - это полушарие, которую держат четыре слона, стоящие на огромной черепахе.

2. Доказательства шарообразности Земли учеными

Великий математик Пифагор 580 - 500 г.до нашей эры. Предположил первым, что Земля круглая, имеет форму шара.

Древнегреческий математик, астроном и географ Эратосфен Киренский

(около 276-194 гг. до н.э.) с удивительной точностью определил размеры земного шара, тем самым доказал, что Земля имеет форму шара. Вклад Эратосфена, состоит в измерении длины земного меридиана. Краткое изложение этой работы известно нам по трактату Клеомеда «О круговращении небесного свода».

Аристотель 384 - 322 г.до нашей эры. Подтвердил шарообразность Земли, в центре которой находится Земля и вокруг нее обращаются Солнце и планеты.

Аристотеля потребовалось немалое мужество. Он не раз наблюдал, лунные затмения и понял, что огромная тень, закрывающая Луну, - это тень Земли, которую отбрасывает наша планета, когда оказывается между Солнцем и Луной. Аристотель обратил внимание, на одну странность: сколько бы раз и в какое время он бы ни наблюдал лунное затмение, тень Земли - всегда круглая. Но только у одной фигуры тень всегда круглая - у шара.

Аристотель предоставил еще одно доказательство шарообразности Земли. Когда стоишь на берегу океана или моря и наблюдаешь за кораблём, уходящим за горизонт. Заметь, что сначала за горизонтом скрывается корпус корабля, потом постепенно паруса и мачты. Если бы Земля была плоская, мы видели бы весь корабль целиком до тех пор, пока он не превратился бы в точку и затем исчез вдали.

При подъеме вверх увеличивается кругозор. На ровной поверхности человек видит вокруг себя на 4 км, на высоте 20 м уже 16 км, с высоты 100 м кругозор расширяется на 36 км. На высоте 327 км можно наблюдать пространство диаметром 4000 км.

Взбираясь на высокие места (ими могут быть даже крыши домов), можно заметить, что горизонт как бы расширяется. Расширение горизонта- одно из доказательств выпуклости земной поверхности: если бы Земля была плоской, этого бы не наблюдалось бы.

Николай Коперник 1473 -1543 г. также внёс свой вклад в доказательство шарообразности Земли. Поставил Солнце в центре Солнечной системы и заставил Землю обращаться вокруг него.

Еще он установил, что продвигаясь на юг, путешественники видят, что в южной стороне неба звезды поднимаются над горизонтом пропорционально пройденному пути, и над Землей появляются новые звезды, которые раньше не были видны. А в северной стороне неба, наоборот, звезды спускаются вниз к горизонту и потом совсем исчезают за ним.

Галилео Галилей 1548 - 1600 г.

«А всё-таки она вертится! » — крылатая фраза, которую якобы произнёс в 1633 году известный астроном, философ и физик Галилео Галилей, будучи вынужденным отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

“А все - таки она вертится!” - скажем, мы в начале ХХI го века имея ввиду любую звезду во вселенной. Нет на бескрайних просторах космического пространства не вращающихся вокруг своей оси звезд. Нет и не было никогда! О чём речь? О звездах и о Солнце. Современными наблюдениями доказано, что формирующееся облако межзвездного газа и пыли, собственно протозвезда, вращается. Сжимаясь под действием сил гравитации, вещество внутри протозвезды продолжает свое вращение вокруг своей оси, проходящей через центр массы будущей звезды. Уменьшение объёма протозвезды при возникшем увеличении частоты вращения облака. По закону Ньютона, если на тело действует сила, то оно движется с ускорением. Именно гравитационная сила сжатия протозвезды приводит все большему увеличению частоты вращения вещества, составляющего это облако!

Постепенно представления о Земле стали основываться не на умозрительном толковании отдельных явлений, а на точных расчетах и измерениях. Экваториальный радиус Земли равен 6378 км, полярный - 6357 км. Разница выходит в 20 километров. Выходит, что Земля на самом деле не шар, а шар, приплюснутый у полюсов. Это все объясняется движением Земли вокруг своей оси.

Из шарообразности земли вытекают два важных последствия для процессов, совершающихся на ней.

От шарообразности земли зависит угол, под которым солнечные лучи падают на земную поверхность, а следовательно, и количество приносимой ими энергии.

3.Доказательства шарообразности Земли учеными и путешественниками

Кругосветные путешествия начинаются в первой половине XVI в. Первое из них совершено (1519—22) Магелланом, точнее говоря, командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Магеллан был убит в пути.

После него многие совершали кругосветные путешествия. Относительно недавно, в июне 2005 года российский путешественник Федор Конюхов за 189 дней совершил одиночноекругосветное плавание.

4. Наши эксперименты
Доказательство первое (
опыт №1)

Теллурий (Модель Солнце-Земля-Луна)

«Движение небесных тел»

При вращении этого прибора, ясно видно и шарообразность Земли и ее вращение вокруг Солнца. Можно наблюдать освещенность планеты и смены

времен года.

Суточное вращение Земли — вращение Земли вокруг своей оси с периодом в одни сутки. Полный оборот Земля делает за 23 часа 57 минут 6 секунд.

С нашей стороны - на Земле - мы наблюдаем движение неба, Солнца, планет и звёзд. Небо вращается с востока на запад, поэтому Солнце и планеты восходят на востоке и заходят на западе. Главным небесным телом для нас, разумеется, является Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси приводит к тому, что Солнце поднимается над горизонтом каждый день и опускается за него каждую ночь. Собственно, это и является причиной того, что день и ночь сменяют друг друга. Большое значение для нашей планеты имеет ещё и Луна. Луна светит отражённым от Солнца светом, так что от неё не может зависеть смена дня и ночи, однако, Луна - очень массивный небесный объект, поэтому она способна притягивать к себе жидкую оболочку Земли - гидросферу, слегка деформируя её. По космическим меркам, притяжение это ничтожное, а по нашим меркам - достаточно ощутимое.

Дважды в сутки мы наблюдаем прилив и дважды в сутки - отлив. Приливы наблюдаются на той части планеты, над которой находится Луна, а также - на противоположной от неё. Луна делает полный оборот вокруг Земли за месяц (отсюда и название неполной луны на небе), за это же время и делает полный оборот вокруг своей оси, поэтому мы всегда видим только одну сторону Луны. Как знать, если бы Луна вращалась на нашем небе, возможно, люди бы догадались и о вращении своей планеты гораздо раньше.
Выводы: вращение Земли вокруг своейоси приводит к смене дня и ночи, возникновению приливов и отливов.

Доказательство второе (опыт №2)

Взяли прибор, который демонстрирует центробежную силу. При вращении этого прибора, цилиндры, находящиеся в центре, смешаются к краю стержня, благодаря возникновению этой силы.

Вращение Земли вокруг своей оси заставляет её сплющиваться у полюсов так, что все точки на экваторе находятся на 21 км дальше от центра, чем на полюсах.

Изучении формы Земли показало, что Земля сжата не только вдоль оси вращения.

На ней есть возвышенности, горные хребты, долины, впадины морей и океанов, Поэтому ученые принимают за земную поверхность уровень океана. Этот же уровень океанов можно мысленно продолжить на материки, если прорезать все материки таким глубокими каналами, что все океаны и моря соединились бы между собой. Уровень в этих каналах был принят за поверхность Земли. Эту истинную форму Земли назвали ГЕОИД (гео-Земля, ид-форма).

Вывод: При вращении Земли вещество сплющивается у полюсов. И чем быстрее вращается прибор, тем быстрее происходит смещение цилиндров, а значит быстрее происходит сплющивание сферического тела, а тела, находившиеся по соседству отталкиваются.

Доказательство третье (опыт №3)

Сделали вечером в комнате такой опыт. В ночь затмения понаблюдали за Луной. Увидели, как тень Земли падает на Луну. Взяли мяч и лампу.

Мяч изображает Луну, голова - Землю, а лампа, поставленная поодаль, - Солнце. Держа мяч в вытянутой руке, двигая его вокруг себя, мы увидели, как видна нам освещенная часть мяча. Так же будет видна Луна с Земли, вокруг которой Луна обращается. Звезды на ночном небе, расположенные в южном полушарии, не видны в северном полушарии.

Доказательство четвертое(опыт №4)

Для начала смешаем спирт с водой, так чтобы плотность смеси равнялось плотности растительного масла. Соотношение смеси: 25 мл спирта, 10мл воды.

Наливаем смесь в сосуд и капаем масло, капля превращается в шар. Для шара созданы условия невесомости. Осторожно вращаем жидкость и видим как шар сплющивается.

Сплюснутость Земли у полюсов. Сплюснутость Земли у полюсов вызвана центробежной силой, которая возникает только в результате вращения.

Смена дня и ночи.

Вывод: Сплюснутость Земли является следствием ее вращения.

Доказательство пятое (опыт №5)

Мы провели опыт, который доказывает, что планета Земля вращается вокруг своей оси и имеет два магнитных поля. На нашем фото мы видим, что вода стекает по часовой стрелке, так как мы находимся в северном полушарии. В южном полушарии вода будет стекать против часовой стрелки. На экваторе при сливе вода вращаться не будет.

Все тела, движущиеся по горизонтали, отклоняются в северном полушарии вправо, в южном — влево относительно наблюдателя, смотрящего в сторону движения. Отклоняющая сила вращения Земли проявляется во многих процессах: изменяет направление воздушных масс, морских течений при их движении. По этой причине происходит подмыв правых берегов у рек в северном полушарии Земли и левых — в южном.

Земля вращается с запад на восток, поэтому возникает сила которая отклоняет все тела, а значит и воду.

Доказательство шестое (опыт №6)

Звёздный зал, вмещающий 450 зрителей, оборудован куполообразным экраном и большим аппаратом «Планетарий», изготовленным в ГДР. На аппарате размещено 99 проекторов, с помощью которых одновременно можно увидеть более 6 тыс. звёзд и планет.

Проекционный аппарат обладает разнообразными техническими возможностями. С его помощью можно наблюдать движение небосвода, вид звёздного неба с любой точки Земли в различный момент времени, а также такие природные явления, как восход и заход Солнца, полярное сияние, полёты комет и метеоров. Возможность имитировать полёты в космическом пространстве позволяет зрителям наблюдать звёздное небо с поверхности Луны или какой-либо планеты, например, оказаться вблизи Юпитера, или увидеть Солнечную систему со стороны. С помощью специального прибора, трансфокатора, зрители также могут наблюдать созвездия с различной степенью приближения.

Маятник Фуко представляет собой массивный груз, подвешенный на проволоке или нити, верхний конец которой укреплён (например, с помощью карданного шарнира) так, что позволяет маятнику качаться в любой вертикальной плоскости. Наблюдатель, находящийся на Земле и вращающийся вместе с ней, будет видеть, что плоскость качаний маятника медленно поворачивается относительно земной поверхности в сторону, противоположную направлению вращения Земли

Таким образом подтверждается факт суточного вращения Земли. На Северном или Южном полюсе плоскость качаний маятника Фуко совершит поворот на 360° за звездные сутки.

3. Заключение.

Вывод по проекту.

Доказательство шарообразности базируется на утверждении, что все небесные тела нашей солнечной системы имеют шарообразную форму и Земля в этом случае не исключение.

А фото доказательства шарообразности стали возможны после запуска первых спутников, сделавших фотографии Земли со всех сторон. И, конечно же, первый человек, увидевший всю Землю целиком - Юрий Алексеевич Гагарин

12.04.1961 года.

«Облетев Землю в корабле - спутнике,

я увидел, как прекрасна наша планета.

Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».

И в заключении хочется сказать: « Пусть будет мир на всей планете!»

Список литературы и использованных источников информации

1.Чудеса со всего света. М., Изд. « Просвещение», 1995 , 224 с

2.Безруков А.М. Занимательная география -М.: Дрофа, 2005 г.-320 с

4.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

5.В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.

6..Павлова Н.О. “Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы” Фестиваль "Открытый урок"2006/2007