Исполинские лаборатории. Повесть о лесах. Короткое научное сообщение. Где уничтожены леса, земля заболевает

Леса на Горах

От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги «Горами» зовется. Начинаются горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются - там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного.

Места на «Горах» ни дать ни взять окаменелые волны бурного моря: горки, пригорки, бугры, холмы, и’зволоки* грядами и кряжами тянутся во все стороны меж долов, логов, оврагов и суходолов; реки и речки колесят во все стороны, пробираясь меж угорий и на каждом шагу встречая возвышенности... Реки и речки на горах все до единой извилисты.

Издревле та сторона была крыта лесами дремучими, сидели в них мордва, черемиса, булгары, буртасы и другие языки чужеродные; лет за пятьсот и поболе того русские люди стали селиться в той стороне. Константин Васильевич, великий князь Суздальский, в половине XIV века перенес свой стол из Суздаля в Нижний Новгород, назвал из чужих княжений русских людей и расселил их по Волге, по Оке и по Кудьме. Так летопись говорит...

В стары годы на Горах росли леса кондовые, местами досель они уцелели, больше по тем местам, где чуваши, черемиса да мордва живут. Любят те племена леса дремучие да рощи темные, ни один из них без нужды деревца не тронет; ро’нить** лес без пути, по-ихнему, грех великий, по старинному их закону: лес - жилище богов. Лес истреблять - божество оскорблять, его дом разорять, кару на себя накликать. Так думает мордвин, так думают и черемис и чувашин.

И потому еще, может быть, любят чужеродцы родные леса, что в старину, не имея ни городов, ни крепостей, долго в недоступных дебрях отстаивали они свою волюшку, сперва от татар, потом от русских людей... Русский не то, он прирожденный враг леса: свалить вековое дерево, чтобы вырубить из сука ось либо оглоблю, сломить ни на что не нужное деревцо, ободрать липку, иссушить березку, выпуская из нее сок либо снимая бересту на подтопку, - ему нипочем. Столетние дубы даже роґ нит, обобрать бы только с них желуди свиньям на корм. В старые годы, когда шаг за шагом отбивала Русь у старых насельников*** землю, нещадно губила леса как вражеские твердыни. Привычка осталась; и теперь на Горах, где живут коренные русские люди, не помесь с чужеродцами, а чистой славянской породы, лесов больше нет, остались кое-где рощицы, кустарник да ёрники****... По иным местам таково безлесно стало, что ни прута, ни лесинки, ни барабанной палки; такая голь, что кнутовища негде вырезать, парнишку нечем посечь. Сохранились леса в больших помещичьих именьях, да и там в последни годы сильно поредели. Лесные порубки в чужих дачах***** мужиками в грех не ставятся, на совести не лежат. «Лес никто не садил, - толкуют они, - это не сад. Сам Бог на пользу человекам вырастил лес, значит руби его, сколько тебе надо».

П.И. МЕЛЬНИКОВ (Андрей Печерский). На Горах. 1875-1881

*И зволок, изволо к - отлогая гора, некрутой длинный подъем («Хвали горку, на изволоке лежучи»).
**Ро нить - здесь: рубить, валить лес. (По В.И. Далю.)
***Насельники - первые обитатели края, известной местности.
****Ерник (ёрник ) - малорослый или вообще заморенный кустовой лес.
*****Дача - небольшая поземельная собственность.

Где уничтожены леса, земля заболевает

Могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не наша удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но им по праву.

Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.

Я представляю себе человека, который, совершив путь через пески и гари, после изнурительного зноя, обветренный, сожженный солнцем, входит, наконец, в глубину торжественных и тихих лесов, и все его тело охватывает прохладой листвы. От бальзамических запахов лесных цветов, трав, хвои и коры исчезает усталость.

Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь у лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом города, загораются в небе.

При взгляде на них человек начинает понимать все величие мироздания, начинает понимать, что такое заслуженный отдых и душевный покой. Ночь поднимается над миром, полная свежих запахов, смутного света, росы, крика ночных птиц. А впереди сотни таких ночей, и рассветов, и дней, и вечеров...

Константин ПАУСТОВСКИЙ. Повесть о лесах. 1948

О лесах

Я сказал о воде, что она - «краса природы», почти то же самое можно сказать о лесе. Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами... B соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса - хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушающих ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов.

Я видел пример, как значительное село, сидевшее на прекрасной родниковой речке (Большой Сююш), которая поднимала постоянно мукомольный постав, в один год лишилось воды. Это случилось очень просто: в жестокую буранную зиму крестьяне, чтобы не ездить далеко, вырубили на дрова березник и олешник (ольховый лес), густо росший около кругловидной паточины*, из которой вытекало более двадцати родников, составлявших речку Сююш. Весна была сухая; все обнаженные от лесной тени родники летом иссякли, и речка пересохла. Только в третий год, когда чивая** ольха опять подросла, начали вновь открываться родники, и только лет через десять потекла речка попрежнему.

Этот лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы, - не бережем мы в высочайшей степени. Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит... Во многих местах, где некогда росли леса, остались голые степи, и солома заменила дрова.

Из всего растительного царства дерево более других представляет видимых явлений органической жизни и более возбуждает участие. Его огромный объем, его медленное возрастание, его долголетие, крепость и прочность древесного ствола, питательная сила его корней, всегда готовых к возрождению погибающих сучьев и к молодым побегам от погибшего уже пня, и, наконец, многосторонняя польза и красота его должны бы, кажется, внушать уважение и пощаду... но топор и пила промышленника не знают их... Многие десятки лет достигало оно силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека.

Все породы дерев смолистых, как то: сосна, ель, пихта и проч., называются красным лесом, или краснолесьем. Лес, состоящий исключительно из одних сосен, называется бором. Все остальные породы дерев, теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весною, как то: дуб, вяз, осокорь, липа, береза, осина, ольха и другие, называются черным лесом, или чернолесьем. К нему принадлежат ягодные деревья: черемуха и рябина, которые достигают иногда значительной вышины и толщины. К чернолесью же надобно причислить все породы кустов: калину, орешник, жимолость, волчье лыко, шиповник, чернотал, обыкновенный тальник и проч.

Красный лес любит землю глинистую, иловатую, а сосна - преимущественно песчаную; на чистом черноземе встречается она в самом малом числе, разве где-нибудь по горам, где обнажился суглинок и каменный плитняк. В тех уездах Оренбургской губернии, где прожил я большую половину своего века, сосна - редкость...

Чернолесье состоит из смешения разных древесных пород, и это смешение особенно приятно для глаз, но иногда попадаются места отдельными гривами или колками, где преобладает какая-нибудь одна порода: дуб, липа, береза или осина, растущие гораздо в большем числе в сравнении с другими древесными породами и достигающие объема строевого леса.

В чернолесье живут более или менее постоянно медведи, волки, зайцы, куницы и белки. Хищные птицы также в лесах выводят детей, устраивая гнезда на главных сучьях у самого древесного ствола: большие и малые ястреба, луни, белохвостики, копчики и другие. В густой тени лесных трущоб таятся и плодятся совы, сычи и длинноухие филины.

Лес и кусты, растущие около рек по таким местам, которые заливаются полою водою, называются уремою. Уремы бывают различны: по большим рекам и рекам средней величины, берега которых всегда песчаны, урема состоит предпочтительно из вяза, осокоря, ракиты, или ветлы, и изредка из дуба, достигающих огромного роста и объема; черемуха, рябина, орешник и крупный шиповник почти всегда им сопутствуют, разливая кругом во время весеннего цветения сильный ароматический запах.

Уремы другого рода образуются по рекам, которых нельзя причислить к рекам средней величины, потому что они гораздо меньше, но в то же время быстры и многоводны; по рекам, протекающим не в бесплодных песчаных, а в зеленых и цветущих берегах, по черноземному грунту; там редко встретишь вяз, дуб или осокорь, там растет березник, осинник и ольха; там, кроме черемухи и рябины, много всяких кустов: калины, жимолости, боярышника, тальника, смородины и других. Многие деревья и кусты пронизаны, протканы и живописно обвиты до самого верха цепкими побегами дикого хмеля. Множество соловьев, варакушек и всяких певчих птичек живет в зеленых, густорастущих кустах такой уремы.

Сергей АКСАКОВ. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. 1849-1851

* Па’точина - от точить в значении источать, давать течь, испускать струю (по В.И. Далю).
** Чивый - щедрый, тороватый, источающий обилие; ольха - чивое к росту дерево (по В.И. Далю).

В сложных синтаксических конструкциях могут встречаться разные способы связи частей предложения:

  • сочинительная и подчинительная: В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства, неизвестно доселе тлевшая в груди его, и тогда он совершает дела, о коих до сего ему не случалось и грезить. (М.Ю. Лермонтов);
  • сочинительная и бессоюзная: Маша медленно приближалась к нам; ее милые карие глаза, чуть смущенные, внимательно смотрели на нас, и вся она излучала тепло и свет. (В. Андреев);
  • подчинительная и бессоюзная: Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л.Н. Толстой)

Тест

1. Укажите предложения, в которых * части соединены при помощи сочинительной и бессоюзной связи.

    а) Спит вода спят кувшинки спят уткнувшись носами в коряги рыбы спят птицы и только совы летают около костра медленно и бесшумно как комья белого пуха. (К.Г. Паустовский)

  • б) Но самой большой любовью Чайковского были леса и величавые корабельные сосновые боры и осиновые разговорчивые рощи и березовые перелески зажженные по взгорьям тихим осенним днем как сотни белых свечей. (К.Г. Паустовский)
  • в) Последние птицы спрятались под крыши и вот уже больше недели как никто нас не навещал ни дед ни Ваня Малявин ни лесничий. (К.Г. Паустовский)
  • г) Но фронт был близко это угадывалось по озабоченным лицам жителей из которых половина была военные. (Б. Полевой)

2. Укажите предложения, в которых части соединены при помощи подчинительной и бессоюзной связи.

    а) Лес самый верный помощник человека невозможно перечислить все бедствия какие несет истребление лесов.

  • б) Как я ни готовилась сердце бешено стучало от этой встречи зависело многое.
  • в) Кто не идет вперед тот идет назад стоячего положения нет. (В. Белинский)
  • г) Хорошо так было кругом так мирно и торжественно не хотелось верить что только вот несколько часов назад над этими самыми горами пронеслась гроза и вырвала с корнем не одно дерево в этом лесу где теперь все так радуется и ликует. (Д. Мамин-Сибиряк)

3. Укажите предложения, в которых части соединены при помощи сочинительной и подчинительной связи.

    а) Человек должен трудиться работать в поте лица кто бы он ни был и в этом заключается смысл и цель его жизни его счастье его восторги. (А.П. Чехов)

  • б) Из предыдущей главы уже видно в чем состоял главный предмет его вкуса и наклонностей а потому не диво что он погрузился весь в него и телом и душою. (Н.В. Гоголь)
  • в) Андрей бросился к снарядному ящику когда его оглушило и бросило на землю. (В. Распутин)
  • г) Полк был тоже дом и дом неизменно милый и дорогой как и дом родительский. (Л.Н. Толстой)

4. Укажите предложения, в которых предложения связаны при помощи сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи.

    а) Между тем псы заливались всеми возможными голосами один забросивши голову вверх выводил так протяжно и с таким старанием как будто за это получал бог знает какое жалование другой отхватывал наскоро как пономарь промеж них звенел как неугомонный звонок дискант вероятно молодого щенка и все это завершал бас может быть старика наделенного дюжею собачьей натурой потому что хрипел как хрипит контрабас когда концерт в полном разливе... (Н.В. Гоголь)

  • б) Лошади бегут солнце все выше и кажется что тогда в детстве степь не бывала в июне такой богатой такой пышной травы в цвету зеленые желтые лиловые белые и от них и от нагретой земли идет аромат и какие-то странные синие птицы по дороге. (А.П. Чехов)
  • в) Хоть перенесите меня в Швейцарию в Индию и окружите роскошной природой я все-таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины потому что я везде ношу их в моем сердце потому что душа моя хранит их как лучшее свое достояние. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
  • г) На том поле где когда-то цвела рожь и кричали перепела теперь бродили коровы было тихо и спокойно. (А.П. Чехов)

5. Укажите верную характеристику предложения.

    а) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью

  • б) сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью
  • в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
  • г) сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью

    Но тут увидел Чичиков, что это был скорее ключник, чем ключница, ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижнею частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей. (Н.В. Гоголь)

Ключи к тестам

Алгоритм постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью (чужая речь оформляется кавычками):

Например: «Вам не стоит беспокоиться», – сказал он. Другой пример, где слова автора следуют за чужой речью: Он сказал: «Не стоит беспокоиться». И сравните: «Вам, – сказал он, – не стоит беспокоиться». Перед словами автора и после них ставится запятая и тире. Чужая речь может быть и в середине слов автора: Он сказал: «Вам не стоит беспокоиться», – и вышел». (См. ответ на третий вопрос алгоритма).

Две судьбы

Это было где-то в конце прошлого века. В Панаевский театр, что на набережной Невы, у самого Дворцового моста, пришёл наниматься кларнетист. Репетиция уже подходила к концу, дирижёр куда-то торопился, а предъявленные рекомендательные письма были настолько основательны, что обошлись без прослушивания. Играть следовало в тот же вечер, шёл «Фауст» с Шаляпиным.

Первые два акта новичок прошёл благополучно, но вот в третьем – ария Мефистофеля. Оркестр почти умолк, скрипачи перешли на пиццикато, кларнетист перевернул страницу и видит – соло! Не обращая ни на что внимания, боясь наврать, молодой человек старается изо всех сил. И вдруг, взглянув на дирижера, видит отчаянные знаки, улавливает яростный шёпот: «Пианиссимо!»

Музыкант растерялся, но соло все же кое-как закончил. Доиграли акт, все ушли из оркестровой ямы, а он остался с невесёлой думой: «Провалился!» И вдруг – громовой шаляпинский голос: «Где тут у вас кларнетист? Давайте его сюда!»

Ходили слухи, что великий певец бывал крут даже с маститыми дирижёрами, и новичок совсем сник. Но тут подбегает Шаляпин и тискает его в объятиях: «Ну молодец, спасибо! Спас меня! Оркестр у вас как в подземелье, – объяснил он дирижёру, – на сцене ни черта не слышно. Чувствую, что начинаю сбиваться с тона, и вдруг кларнетист как заорет! Ну, я сразу и поймал тон!»

Ю. Новиков «Две судьбы».

Судьба человека

Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер…

Во второй половине дня вызывает меня командир роты. Гляжу, сидит у него незнакомый мне артиллерийский подполковник. Я вошёл в комнату, и он встал, как перед старшим по званию. Командир моей роты говорит: «К тебе, Соколов», – а сам к окну отвернулся. Пронизало меня будто электрическим током, потому что почуял я недоброе. Подполковник подошёл ко мне и тихо говорит: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее. Поедем со мной!».

Качнулся я, но на ногах устоял. Теперь и то как сквозь сон вспоминаю, как ехал вместе с подполковником на большой машине, как пробирались по заваленным обломками улицам, туманно помню солдатский строй и обитый красным бархатом гроб. А Анатолия вижу вот как тебя, браток.

Подошёл я к гробу. Мой сын лежит в нём и не мой. Мой – это всегда улыбчивый, узкоплечий мальчишка, с острым кадыком на худой шее, а тут лежит молодой, плечистый, красивый мужчина, глаза полуприкрыты, будто смотрит он куда- то мимо меня, в неизвестную мне далёкую даль. Только в уголках губ так навек и осталась смешинка прежнего сынишки, Тольки, какого я когда-то знал… Поцеловал я его и отошёл в сторонку. Подполковник речь сказал. Товарищи, друзья моего Анатолия, слёзы вытирают, а мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?

М. Шолохов «Судьба человека».

Огоньки

Как-то давно, тёмным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке друг на повороте реки, впереди, под тёмными горами мелькнул огонёк.

Мелькнул ярко, сильно, совсем близко…

Ну, – сказал я с радостью, – близко ночлег! Гребец повернулся, посмотрел через плечо на

огонь и опять апатично налёг на вёсла:

Я не поверил: огонёк так и стоял, выступая вперёд из неопределённой тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.

Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот ещё два-три удара веслом, – и путь кончен… А между тем – далеко!..

Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. Много огней и раньше, и после манили не одного меня своею близостью.

Но всё-таки… всё-таки впереди – огни!

В. Г. Короленко (133 слова)

Возвращение Чичикова

Герой наш был в самом весёлом расположении духа. Конечно, ещё подъезжая к деревне Плюшкина, он уже предчувствовал, что будет кое-какая пожива, но такой прибыточной никак не ожидал. Всю дорогу он был весел необыкновенно, посвистывал, наигрывал губами, приставивши ко рту кулак, как будто играл на трубе, и, наконец, затянул какую-то песню, до такой степени необыкновенную, что сам Селифан слушал, слушал и потом, покачав слегка головой, сказал: «Вишь ты, как барин поет!»

Были уже густые сумерки, когда подъехали они к городу. Тень со светом перемешалась совершенно, и, казалось, самые предметы перемешались тоже. Гром и прыжки дали заметить, что бричка въехала на мостовую. Фонари ещё не зажглись, кое-где только начинались освещаться окна домов, а в переулках и закоулках происходили сцены и разговоры, неразлучные с этим временем во всех городах, где много солдат, извозчиков и слуг.

Наконец, бричка, сделавши порядочный скачок, опустилась, как будто в яму, в ворота гостиницы, и Чичиков был встречен Петрушкой, который одной рукою придерживал полу своего сюртука, ибо не любил, чтобы расходились полы, а другою стал помогать ему вылезать из брички.

«Долго изволили погулять», – сказал половой, освещая лестницу.

Н. В. Гоголь «Мертвые души».

(152 слова)

Вожатый

«Где же вожатый?» – спросил я у Савельича. – «Здесь, ваше благородие», – отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающих, глаза. «Что, брат, прозяб?» – «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке? Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у целовальника – мороз показался невелик».

Хорошо, – сказал я хладнокровно, – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп.

Помилуй, батюшка, Петр Андреевич – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я, или нет.

Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке. – Сейчас неси сюда тулуп.

Бродяга чрезвычайно был доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие!.. (…) Век не забуду ваших милостей».

А. Пушкин «Капитанская дочка».

(134 слова)

Слепой мальчик

Однажды слепой мальчик Петрусь сидел на холмике над рекой и играл на своей дудочке. Солнце садилось, в воздухе стояла тишина. Мальчик только что перестал играть и откинулся на траву. Он забылся на минуту, как вдруг чьи-то лёгкие шаги вывели его из дремоты. Он с неудовольствием приподнялся на локоть и прислушался. Шаги остановились. Походка была ему незнакома.

Слепой не любил, когда нарушали его одиночество. Поэтому он ответил на вопрос не особенно любезно:

Как хорошо ты играешь, – сказала девочка.

Слепой промолчал.

Что же вы не уходите?– спросил он затем, слыша, что девочка продолжает стоять на месте.

Зачем же ты меня гонишь?

Я не люблю, когда ко мне приходят.

Девочка засмеялась.

Вот ещё… Смотрите-ка. Разве вся земля твоя и ты можешь кому-нибудь запретить ходить по земле?

Мама приказала всем, чтобы сюда ко мне не ходили.

Мама?- переспросила задумчиво девочка. – А моя мама позволила мне ходить над рекой.

В. Короленко «Слепой музыкант».

Как это было

Почти месяц Н.И.Кузнецов вместе с товарищами жил и действовал во Львове и его окрестностях.

31 января в штабе военно-воздушных сил были убиты подполковник Петтерс и ефрейтор Зайдель. Стрелявший в форме немецкого офицера скрылся.

9 февраля на улице Лейтенштрассе к дому № 5 подъехала машина, из которой вышел гауптман. Он подошёл к группе офицеров и спросил:

Кто из вас доктор Бауэр?

И, получив ответ, спокойно сказал:

Вам секретный пакет.

Выдернув пистолет, гауптман несколько раз выстрелил. Серый «фиат» сорвался с места и, оставив на асфальте трупы фашистов, исчез на улицах города.

Фашистская газета, выходившая во Львове на украинском языке, сообщила, что убиты вице-губернатор Галиции доктор Отто Бауэр и шеф канцелярии доктор Генрих Шнайдер.

Фашисты без труда узнали почерк Пауля Зиберта и сбились с ног в поисках гауптмана. Гестаповцы окружили Львов несколькими патрульными кольцами, тщательно проверяя документы каждого офицера. Недалеко от Львова в селе Куровичи майор Кантор остановил серый «фиат» и придирчивым взглядом окинул документы гауптмана.

Странно, у вас нет отметки о выезде из Львова.

Пустяки!- хладнокровно ответил Пауль Зиберт.

Сейчас уладим!

Выстрелами из пистолета Н. И. Кузнецов уложил майора.

Я. Пеньков «Как это было».

В армию

Недолго музыка играла

Приказ майора резок был.

Что мне любимая сказала,

Не помню я.

Я все забыл.

Но я запомнил в то прощанье

одно мгновенье тишины

и материнское дыханье:

Не доведись вам знать войны…

И шел состав легко и просто,

стоял в вагонах легкий гам.

А за окном тянулись версты

земли, доверившейся нам.

Сменялись зори и закаты,

мелькали рощи и луга.

Нас, словно сталь,

везли сержанты,

незакаленную пока.

И мы тогда ещё не знали

цены той самой тишины,

в которой мамы выдыхали:

Не доведись вам знать войны!

Михйил Анищенко (65 слов)

Богатырь науки

Создание литературного портрета любого выдающегося человека – нелегкая задача. Эта работа осложняется канонизированными представлениями, вошедшими во все энциклопедии и учебники. И чем крупнее фигура, тем более устойчивым оказывается стереотипное представление и тем труднее разглядеть за привычной схемой реального живого человека.

В этом смысле жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева особенно трудна для описания. О Менделееве мы узнаем ещё на школьной скамье: о нем написано множество специальных, популярных и художественных книг, журнальных и газетных статей. В результате мы привычно представляем его согбенным бородатым стариком, открывшим Периодический закон чуть ли не во сне. И не отдаем себе ясного отчета ни в том, какое место занимал и занимает этот закон в естествознании, ни какова была внутренняя логика его открытия, забываем и о том, что в 1869 году Менделеев был не дряхлым стариком, а цветущим, полным жизни богатырем.

Открытие Периодического закона вытекало из всего хода научного познания прошлого века и было делом всей жизни Менделеева – мысль о единстве химических элементов, об их атомном весе как основе классификации не оставляла его со студенческих лет и до конца жизни. Но Менделеев отнюдь не был лабораторным затворником: он был горячим проповедником науки и культуры, мыслителем и общественным деятелем, педагогом, редактором, публицистом.

Всё это мы узнаем, прочитав книгу «Для жатвы народной», написанную крупным советским ученым, академиком И. В. Петряновым-Соколовым и литератором В. И. Ричем.

Жизнеописание великого русского ученого обретает черты особой достоверности благодаря тому, что авторы пользовались уникальным документальным материалом – дневниковыми записями самого Дмитрия Ивановича Менделеева, в которых он раскрывается порой с совершенно неожиданной стороны.

Менделеев писал, например, что в будущем целью и задачей химии станет превращение одних элементов в другие. Есть запись о том, что при образовании более тяжёлых атомов тяжёлых элементов из более простых «будет расходоваться энергия, и равенство масс исходных и получившихся продуктов не сохранится». Ещё запись: «Мы говорим, что материя вечна, а потому и простые тела вечны, но надо [говорить] обратное: мы не умеем разлагать простые тела, а потому вес постоянен».

Поразительно, что все это было написано почти за четверть века до открытия радиоактивности, за многие десятки лет до появления знаменитой формулы Эйнштейна и атомной энергетики.

Книга издана к 150-летию со дня рождения ученого.

М. Вольпин (276 слов)

Охотники

Французская поговорка гласит: «Сухой рыбак и мокрый охотник являют вид печальный».

Не имев никогда пристрастия к рыбной ловле, я не могу судить о том, что испытывает рыбак в хорошую, ясную погоду и насколько в ненастное время удовольствие, доставляемое ему обильной добычей, перевешивает неприятность быть мокрым. Но для охотника дождь – сущее бедствие. Именно такому бедствию подверглись мы с Ермолаем в одну из наших поездок за тетеревами. С самой утренней зари дождь не переставал. Уж чего-чего мы не делали, чтобы от него избавиться! И резиновые плащики чуть не на самую голову надевали, и под деревья становились, чтобы меньше капало… Непромокаемые плащики, не говоря уж о том, что мешали стрелять, пропускали воду самым бесстыдным образом; а под деревьями – точно, на первых порах как будто и не капало, но потом вдруг накопившаяся в листве влага прорывалась, каждая ветка обдавала нас, как из дождевой трубы, холодная струйка забиралась под галстук и текла вдоль спинного хребта… А уж это последнее дело, как выражался Ермолай. «Нет, Пётр Петрович, – воскликнул он наконец. – Эдак нельзя!.. Нельзя сегодня охотиться…»

И. Тургенев «Записки охотника».

(174 слова)

«Революция сверху» в России

Представители разных общественных групп, от умеренных славянофилов до демократа Герцена, отстаивали бессословность. Известный деятель реформы А. И. Кошелев почти убедил царя, что сильное общественное самоуправление – единственное противоядие против бюрократии. «Бюрократия, – пророчествовал он, – заключает в себе источник прошедших, настоящих и ещё (надеемся, ненадолго) будущих бедствий для России».

Иван Аксаков предлагал, «чтобы дворянству было позволено торжественно перед лицом всей России совершить великий акт уничтожения себя как сословия».

Разумеется, эти идеи не прошли. Впрочем, как и чисто дворянские претензии на усиление своего политического влияния.

Одним дворянам Александр II парламент давать не желал, всем сословиям – опасался.

Любопытно, что в эти самые месяцы, когда в тайне решался столь существенный политический вопрос, из камеры Петропавловской крепости обратился к царю уже упоминавшийся заключенный «государственный преступник» Николай Серно-Соловьевич.

Н. Эйдельман «Революция сверху» в России».

Лев и ярлык

Проснулся Лев и в гневе стал

метаться,

Нарушил тишину свирепый,

грозный рык -

Какой-то зверь решил над Львом

поиздеваться:

На Львиный хвост он прицепил

Написано: «Осёл», есть номер

с дробью, дата,

И круглая печать, и рядом

подпись чья-то…

Лев вышел из себя: как быть?

С чего начать?

Сорвать ярлык с хвоста?!.

А номер?! А печать?!

Ещё придется отвечать!

Решив от ярлыка избавиться

На сборище зверей сердитый

Лев пришёл.

«Я Лев или не Лев?» – спросил

он раздраженно.

«Фактически вы Лев! – Шакал

сказал резонно. -

Но юридически, мы видим,

вы Осёл!» —

«Какой же я Осёл, когда не ем

Я Лев или не Лев? Спросите

Кенгуру!» —

«Да! – Кенгуру в ответ. – В вас

внешне, несомненно, Есть что-то львиное, а что – не разберу!..» —

«Осёл! Что ж ты молчишь?! – Лев

прорычал в смятеньи. –

Похож ли я на тех, кто спать

уходит в хлев?!»

Осёл задумался и высказал

сужденье:

«Ещё ты не Осёл, но ты уже

не Лев!..»

Напрасно Лев просил и унижался,

От Волка требовал, Шакалу

объяснял…

Он без сочувствия, конечно,

не остался,

Но ярлыка никто с него не снял.

Лев потерял свой вид, стал

чахнуть понемногу,

То этим, то другим стал уступать

И как-то на заре из логовища Льва

Вдруг донеслось ослинное: «И-аа!»

Мораль у басни такова:

Иной ярлык сильнее Льва!

Сергей Михалков (119 слов)

Из африканского дневника

В этом году мы часто встречались со слонами. В наш лагерь около водопадов слон пришёл днем и начал хозяйничать. Ему приглянулся ящик с продовольствием, содержимое которого он тщательно изучил. Когда мы вернулись в лагерь, то застали картину страшного разгрома. Вокруг палаток были рассыпаны рис и макароны, которыми слон пренебрег, но вся капуста, картошка и морковь были похищены. По утверждению повара, слон прихватил также и пять плиток шоколада. Но над этим почему-то все с недоверием посмеивались.

Слоны разгуливают спокойно по посёлку около отеля. Большую группу слонов я видел буквально в нескольких десятках метров от места строительства моста через Нил в районе Паквача. Несмотря на шум кранов, бульдозеров и многотонных грузовиков, они спокойно паслись в небольшом болотце. На дорогах Уганды часто можно видеть надпись: «Слоны имеют преимущественное право пути». В переводе с языка автомобилистов значит: уступайте дорогу слонам.

В Уганде я впервые увидел огромное количество бегемотов, или, как их там называют, «гиппо», – сокращенное гиппопотам. В воде они не производят особого впечатления, а на суше их вид вызывает невольную улыбку: огромный пузырь на коротких ножках и бегает смешной рысью. При любой опасности бегемот спешит к воде – там он подвижнее и, ныряя, спасается от любого врага. Правда, врагов у него не так уж и много, в основном человек, да ещё, по словам местных охотников, иногда на него решается напасть лев.

А. Капица «Из африканского дневника».

Встреча с первой капелью

Когда я, ещё школьником, начал записывать разные явления в природе, то скоро убедился, что в общем-то ничего не знаю об окружающих меня птицах, лесах и речках. Легко сказать: «Тополь зацвел». А что это значит? Как цветут одуванчики и ромашки, все видели. А как цветёт осина? Разве она тоже цветёт? Даже не задумывался! Чтобы определить, что прилетели зяблики, надо знать, как они поют. И вообще оказалось, они с прилёта вовсе не поют, сидят усталые, молчаливые. И лишь через несколько дней, когда появятся наконец и зябчихи, зяблики начинают заливаться по светлым березнякам.

Такое занятие – фенология, что заставляет все больше узнавать свой край. И, узнавая, всё больше и больше любить его. Потому что, как точно сказал прекрасный знаток нашей природы К. Паустовский, «счастье даётся только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями».

Главной ценностью века стало время. Ничего я не успеваю, невыполненные планы серым камнем каждый день нависают и гнетут. Но хуже всего - некогда стало подумать: все время под напряжением дел, под постоянной нагрузкой неотложного.

Только никакими заботами (даже и охотничьей страстью!) не отягощённое общение с миром полей и лесов доставляет такую возможность.

В. Петров «Встреча с первой капелью».

Лес

Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих удивительных по меткости мыслей о том, что лес учит человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величие, красота и могущество природы, усиленное некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. В них вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу. Но главное не в этом. Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь зыбучим пескам – лазутчикам пустыни. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Во время войны у нас погибли леса на площади почти в двадцать миллионов гектаров. Нам нужно сажать леса не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего хозяйства. Нам нужно много древесины. В нашем народном хозяйстве существует не менее пяти тысяч способов ее применения. Мы – великая лесная держава. Наша лесная наука наиболее передовая. Мы можем гордиться именами Докучаева, Тимирязева, Морозова, именами талантливых лесничих. Это – подвижники лесного дела, великие труженики во имя идущих нам на смену поколений.

К.Паустовский (210 слов)

Огород в тайге

Мы давно ехали узкой дорожкой, никем не протоптанной, отчего две-три колеи ее лишь чуть-чуть взрезали целинную зелень роскошного луга. Где-то мы сбились, очевидно, с проезжей дороги, но продолжали путь, нимало не заботясь об этом, так как горы противоположного берега могли служить нам указателем. Теперь навстречу нам вырастал молоденький ярко-зеленый лесочек, над вершинами которого уже исчезали меловые скалы. Наша дорожка внезапно вбежала в какое-то неизвестное нашим спутникам пространство, обнесенное с двух сторон городьбой.

Мы оглядывались с удивлением: перед нами лежал настоящий, отлично разделанный огород. Это было столь редкое для якутских наслегов явление, что невольно захотелось сейчас же узнать историю его возникновения.

Оказалось, что один из генерал-губернаторов, прекраснодушный человек, большой знаток и любитель огородничества, предписал строжайшими циркулярами, чтобы по всем наслегам были заведены огороды. Исполнительные якуты в точности выполнили волю начальства: отвели по клочку земли, обнесли его крепчайшим частоколом, оставив лишь один вход, запиравшийся на замок. Дальше, однако, дело не шло. Якутам непонятны были идеи огородничества, а кроме циркуляров, они от начальства больше ничего не получили. Пустые участки долго-долго оставались за частоколами.

И вдруг – огород. Высокие грядки уже зеленели ботвой картофеля и кудреватыми султанчиками моркови. Бледно-зеленая капустная рассада торчала одна к одной в неглубоких лунках, еще темных от обильной поливки. По кольям, поставленным крест-накрест, завивался горох. В небольшом срубе примитивного парника уютно зеленели побеги огурчиков, по-видимому тщательно оберегаемых от недолгих, но резких утренних заморозков. Невдалеке волновалась нивка колосившейся озими.

В этих пустынных местах, где пашни составляют большую редкость, такой славный огород ошеломил нас своим видом, своей чарующей прелестью.

В. Короленко «История моего современника».

Страницы жизни великого биолога

При огромной внутренней сосредоточенности и, я не боюсь преувеличения, буквально ежесекундном использовании свободного времени для научной работы Н.И. Вавилов внешне казался экстравертивным, был весел, любил шутку и смех, умел заставить смеяться других. Атмосфера солнечного оптимизма, окружавшая ученого, удачно воссоздана с помощью сохранившихся воспоминаний современников, в том числе и неопубликованных.

Самое важное в книге об ученом – это, конечно, изложение динамики и разработки его идей, и, в зависимости от того, как это сделано, определяется в конечном итоге удача или неудача автора. Нисколько не упрощая в расчете на массового читателя изложения учения Вавилова, автор дает выпуклое и ясное представление о всем том богатейшем научном наследии, которое оставил Н.И. Вавилов и которое обессмертило его имя. Пожалуй, единственное, о чем следовало бы сказать в этой связи побольше, – о той форме, в которую отлились все эти открытия, о его статьях и особенно книгах.

Академик Вавилов был великим тружеником, работал везде и всегда, оформлял результаты своих экспериментов на полях, во время научных наблюдений, в путешествиях, не считаясь с обстоятельствами, – на бивуаке, при свете экспедиционного костра, в каюте парохода, примостившись где-нибудь на делянке. Эта постоянная не прерывающаяся ни на один день работа дала даже в количественном выражении грандиозный результат – более 400 статей и около 20 книг и брошюр были опубликованы при его жизни. Несколько толстых книг, оставшихся в рукописях, и свыше десятка статей вышли посмертно.

В. Алексеев «Страницы жизни великого биолога».

(172 слова)

Фотографировался ли Паганини?

Более ста пятидесяти лет тому назад, в 1831 году, моя прапрабабушка Клавдия Исааковна Ганнибал, внучка арапа Петра I, слушала в Париже великого Паганини.

Почему я пишу об этом? Потому что игра Паганини производила столь сильное впечатление, так потрясала слушателей, что посещение его концерта становилось своеобразной драгоценной духовной реликвией, передаваемой из поколения в поколение. Так было и у нас в семье: еще в детстве, учась под руководством отца играть на скрипке, я слышал от него рассказы о Паганини, которые он воспроизводил со слов своей бабушки, основывавшейся, в свою очередь, на воспоминаниях матери.

Не от того ли достопамятного посещения Клавдией Исааковной Ганнибал концерта Паганини тянется через пять поколений нашей семьи приверженность скрипке? Скрипичным мастером был мой отец – его инструменты и сегодня можно увидеть в Государственной коллекции Московской консерватории. Да и я, по специальности металлург, считаю скрипку своей второй профессией. Не буду дальше развивать эту тему – я уже затрагивал ее на страницах журналов.

Г. Дубинин (145 слов)

УРОК № 10

Тема. Речевая деятельность. Сжатое изложение*

Цель: формировать у школьников умение писать сжатое изложение текста публицистического стиля по плану; развивать у них умение выделять главное; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся понимают основное содержание текста, умеют пересказать его сжато, составляют план; определяют тему, основную мысль текста, дают ему заголовок, выражают свое отношение к прочитанному, прослушанному.

Оборудование: учебник; репродукции картин, изображающих пейзаж; текст для изложения, толковый словарь.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- Проверка домашнего задания.

- Беседа с учащимися.

Какие типы речи вы знаете?

Сколько стилей речи существует в русском языке?

Охарактеризуйте публицистический стиль.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Почему вопрос охраны окружающей среды сегодня стоит остро не только в нашей стране, но и во всем мире?

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

- Чтение текста учителем.

ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЕСА

Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести - триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает процесс дыхания в наслаждение.

Лес - это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки.

Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.

Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.

В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.

Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе.

(По К. Паустовскому)

- Лексическая работа.

Пользуясь толковым словарем учебника, дайте толкование слова эликсир.

Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, гарь, полог, конденсатор.

- Беседа с учащимися.

Учебник

Какова основная мысль текста? Тема?

Какой заголовок вы могли бы предложить?

Можно ли слова В. Маяковского, завершающие текст, поставить в качестве эпиграфа?

Как вы понимаете смысл словосочетания эликсир смерти?

К какому типу речи относится текст?

Найдите в тексте тезис и аргументы.

Что в данном тексте самое важное?

Какая, по-вашему, информация основная, а какая - второстепенная?

Назовите ключевые слова и словосочетания данного текста.

Как вы относитесь к экономии воды? Необходимо ли это?

Учебник

К какому типу и стилю речи относится текст?

Что отражает заглавие текста: тему или основную мысль?

Какова идея текста?

Найдите тезис и аргументы.

Зачем вводится прямое обращение к читателю?

Подумайте, какую информацию можно опустить, а какую - передать обобщенно?

Выделите префиксы в словах размывы, безотрадный, преграждает, бесплодный.

Объясните правописание не в словах невежество, нерадивость, не знаю, не поднялась.

Расставьте знаки препинания в предложении: Лес является конденсатором влаги росы тумана инея.

- Составление простого плана изложения.

Учебник

Образец плана:

1. Эликсир смерти.

2. Страшные картины будущего.

3. Бездумное отношение к воде.

4. Берегите воду!

Учебник

Образец плана:

1. Леса - исполинские лаборатории.

2. Лесной воздух - источник силы и бодрости.

3. Лес - наш помощник в борьбе за урожай.

4. Уничтожать лес - лишать землю плодородия.

5. Истреблять лес - вызывать заболевания земли.

6. «Великая сила жизни».

- Устный пересказ текста.

- Повторное чтение текста учителем.

- Написание изложения.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Написать сочинение-миниатюру «Монолог только что срезанного цветка».

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Вопрос учащимся.

Как вы думаете, что уже сегодня вы можете делать для охраны окружающей среды?

_____________________________________________________________________




Учитель русского языка И.Н.Надеждина

МБОУ СОШ №7 г-к Анапа


  • обобщить, систематизировать материал по теме «Сложные предложения и пунктуация в них»;
  • совершенствовать практические навыки;
  • повторить изученные орфограммы и пунктограммы;
  • помочь учащимся усвоить грамматико – стилистическую норму употребления сложных предложений в речи;
  • подготовка к зачету;
  • воспитание бережного отношения к языку, родной природе.

  • Экология -1)раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой;



  • - Какие предложения называются сложными?
  • -Что общего между ССП и СПП, чем они отличаются?
  • -Чем отличаются от них БСП и в чём они схожи?

  • 1)Из предложения Человек за всё происходящее на Земле в ответе взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в Дательный падеж ()
  • 2)Из предложения Нужно бережно относиться к братьям нашим меньшим взять составное сказуемое ()
  • 3) Взять подлежащее из предложения Леса-это исполинские лаборатории кислорода употребив его в Дательном падеже с предлогом к ()

  • 4) К полученному предложению

(Человеку нужно бережно относиться к ле сам) добавить предложения, образуя ССП, СПП и БСП.

  • Выполнить синтаксический разбор получившегося предложения.

1 уровень

Записать предложения в тетради и начертить схемы

2 уровень

По схемам, записанным на доске, определить, какое это предложение

1Леса - это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль .

1 ., ( когда)

2.

2 .[ ] , и .

3. .

3 .[ , ( хотя), ]

4. .

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

4 . - .


1 уровень

2 уровень

1.Леса-это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль .

, (которые …)СПП с придаточным определительным.

1 ., ( когда) –СПП

2. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.

[, (где …), ]- СПП с придаточным определительным.

2.[ ] , и . -ССП

3. Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов .

, (какие…)- СПП с придаточным определительным.

3.[ , ( хотя), ] - СПП

4. Кому приходилось дышать прогретым солнцем воздухом сосновых лесов, тот вспомнит удивительное состояние радости и силы, охватывающее нас .

(Кому…),- СПП с придаточным изъяснительным.

4.- . -БСП


1.а) Которые никогда не забываются.

б) Учёными установлено.

б)В мире есть страны.

2.а) Люди поняли свою ошибку.

б)Многие из которых токсичны.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!


1 уровень - к первому предложению подберите придаточные, постройте схему:

2 уровень - постройте из данных предложений сложные и определите вид придаточных:

1.а) Которые никогда

не забываются.

б) Которые надолго определяют его поведение.

в) В жизни каждого человека бывают случаи.

1.а) Что для поддержания экологического равновесия необходимо.

б) Учёными установлено.

в) Чтобы сильно преобразованные человеком ландшафты занимали лишь строго определённую долю площади.

Ответ: в,а,б

,(которые…), (которые).- однородное подчинение

Ответ: б, а, в,

,(что…), (чтобы…).- последовательное подчинение

2.а)Где природа ярче наших полей и лугов.

б)В мире есть страны.

в)Но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

2.а) Люди поняли свою ошибку.

б)Многие из которых токсичны.

в) Когда в Волге было обнаружено более миллиона химических веществ.

Ответ: б,а,в

, (где…), [ но…]-сложное с разными видами связи

Ответ: в,б,а

(Когда…), (из которых…), .- последовательное подчинение


  • Написать сочинение-миниатюру об экологии по опорным словам, используя ССП,СПП,БСП и предложения с разными видами связи на тему:
  • «Экологическая проблема на планете Земля».
  • «Покорять планету или сотрудничать с ней».
  • «Как платит природа людям за безжалостное отношение к ней».
  • Опорные слова : любовь к природе, бережное отношение, беречь и приумножать, настало время объединить усилия, созерцать.
  • Словарь:
  • Экология -1)раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой;
  • 2)раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.
  • Созерцать - рассматривать, пассивно наблюдать.





  • 1.Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике.
  • 2.Настало время осознать человеку, что наша земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца.
  • 3.А мы взрываем в одуванчике бомбы!
  • 4. Мы разъедаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
  • 5.Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
  • 6. И твоё личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды, охраняемые пространством мира.
  • 7.Мы должны беречь природу: она необходима человеку для его биологической жизни.
  • 8.Настало время объединить усилия, чтобы всем миром сохранить окружающую среду для своих потомков.
  • 9.Человек обязан заботиться о Земле: от этого зависит его же будущее.


  • ПП- простое предложение
  • СПП- сложноподчиненное предложение
  • ССП- сложносочиненное предложение
  • БСП- бессоюзное сложное предложение
  • СРВС- сложное с разными видами связи

  • ССП-параграф 5
  • СПП-параграфы 6-9
  • БСП-параграфы10-12
  • СРВС-параграф 13

  • Подготовить карточку для соседа к уроку-зачету со следующими заданиями:
  • 1)вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания;
  • 2)определить стиль текста;
  • 3)определить тип речи.
  • Желательно, чтобы тексты содержали сложные предложения и были об экологии, о природе.
  • Мы продолжаем готовиться к сочинению на эту тему. При подготовке текста можно воспользоваться учебником географии или обществознания.